Эволюция и Этногенез

Автор Андрей Пустовалов, сентября 06, 2005, 17:38:57

« назад - далее »

Подтверждается ли концепция Гумилева современными данными биологии и эволюционизма?

Концепция Гумилева в принципе не соответствует ни данным истории, ни биологии. Она просто не верна.
13 (46.4%)
Концепция Гумилева в общем верна, но никакого биологического основания она не имеет. Этническим феноменам ПТЭ надо искать другое обоснова
3 (10.7%)
Концепция Гумилева в общем соответствует фактам, но требует нового биологического базиса. Старый устарел.
12 (42.9%)
Концепция Гумилева не верна как и любая биологизаторская концепция. Нечего приплетать биологию к этнологии.
0 (0%)
Концепция Гумилева верна и с исторической и с биологической точки зрения. Она не требует принципиальных изменений.
0 (0%)

Проголосовало пользователей: 26

Голосование закончилось: сентября 06, 2005, 17:38:57

Дж. Тайсаев

Nestor notabilis. Вообще вопрос о древности народа неразрешим. Даже среди иранских народов на Кавказе, до алан жили сарматы, еще ранее скифы, но и были иранские народы древнее скифов - это киммерийцы.
Адыго-абхазы, вернее их предки из дольменной, колхидской культуры тоже появились на Кавказе по меньшей мере 3 тысячи лет до н.э. Да и с другими народами та же история. С самой пожалуй знаменитой Майкопской культурой многое неясно, предки это скифов или кавказоязычных народов?
Аланы изначально были типичные кочевники, но во времена Боспорского царства и под их влиянием перешли к оседлости. Была даже своя письменность, сохранились даже монеты. Весьма была развита и металургия.
Кстати осетинский нартский эпос имеет много пересечений с русскими былинами, я думаю тут есть общие скифские корни мифологем.
Белый цвет кожи то же не у всех сохранился, но частично это связанно с изоляцией в горных ландшафтах.
По поводу чукчей - это еще один аргумент в пользу того, что биологически человек уже давно не детерминирован в своем развитии. Кстати это также аргумент против генетической составляющей пассионарности. Впрочем, здесь конечно стороники Гумилева могут сослаться на стагнацию этого безусловно реликтового народа. Но тогда нужно доказать, что стагнация началась еще во времена когда их предки пришли из Китая, а это врят ли.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

shuric

Цитата: "Alexy"

Фрязи - это итальянцы. Если не Генуэзцы, то кто? В Черном мори других итальянцев не водилось.


Водились венецианцы. Но речь не о том - нигде не говорится, что фрязи были пешими.

shuric

Цитата: "Alexy"
Цитата: "shuric"Но если есть ее защитники среди биологов, то хотелось бы узнать, как они обьясняют механизм роста - падения пассионарности. Согласно Г. пассионарная мутация возникает благодаря космическим x-лучам, далее пассионарии плодятся быстрее, чем не пассионарии (пассионарность растет). С какого то момента пассионариев становится слишком много и они начинаю истреблять друг друга. Непассионарии получают преимущество (их меньше убивают) - пассионарность падает. Казалось бы после падения численности пассионариев ниже некоего предела, они должны опять получить преимущество перед непассионариями, процесс роста-падения пассионарности должен приобрести автоколебательный характер. Но вместо этого по Г. пассионарность по прохождении максимума падает до нуля, а новый пассионарный подьем могут вызвать только космические лучи. Никакого биологического обьяснения этому на мой взгляд нет.
Возможно пассионарность не выгодна при внутрипопуляционном отборе (и процент пассионариев в популяции неуклонно медленно снижается), но при этом выгодна при межпопуляционном отборе (и популяции с большим %-м пассионариев вытесняют малопассионарные популяции либо, подчиняя их и осеменяя, внедряют в них пассионарные гены).
В результате общее количество пассионарных аллелей на обширной территории будет возрастать.
Но постепенно территориальная экспансия пассионарных популяций замедлится из-за уменьшения градиента пассионарности между разными популяциями.
А снижение "концентрации" пассионариев внутри популяций будет продолжаться и общее количество пассионариев на обширной территории начнет снижаться.


Цитировать

Это обьяснение не работает, т.к. не обьясняет "пасс. взрывы" у островных популяций (Япония), или цивилизаций не склонных к экспансии (Китай, Раджупты). Пассионарию легче завоевать женщин (об этом у самого Гумилева можно прочесть), т.е. при падении пассионарности общества  ниже определенного порога, он автоматом получает преимущество.

shuric

Цитата: "Дж. Тайсаев"Мне кажется пассионарий не столько распоряжается своей жизнью, сколько чужими. Наполеон и Македонский например, которых Гумилев любил приводить в качестве примера. Раскольников кстати себя тоже сравнивал с Наполеоном именно по этому критерию, что я вошь, что не могу без особых проблем убить старуху, а Наполеон мог. Кстати, мне друзья расказывали, что в Афгане и Чечне, чаще шли на смерть самые внешне обычные и даже в повседневной жизни скромные люди. Так что не среди матросовых нужно искать пассионариев, а среди тех, кто их посылает на смерть, к сожалению.

А скупой рыцарь с удовольствием отдал бы жизнь за свои деньги, но с одним маленьким условием, если после смерти никто не придет вероломно (цитата) "отняв ключи у гроба моего"

Вообще ИМХО единственное достижение Гумилева, это то что он ввел понятие пассионарий. Пассионарий - человек наделенный повышеной энергией (не в смысле джоулей, а в смысле способности к  действиям), человек способный к сверхусилиям. Вполне хорошо известны генетические отклонения создающие пассионариев (вернее резко повышающие вероятность их появления) - нарушения обмена веществ связанные с подагрой, МДП, синдром Морисса, синдром Марфана и вероятно тьма других.

Цитата: "Дж. Тайсаев"Я скорее поверю, что можно стукнуть ногой по черно-белому телевизору и он станет цветным, чем в то, что от какого либо мутагена может появиться гений.

http://www.pseudology.org/science/Ephraimson_pedagogika.htm

Некоторые наследственные механизмы, стимулирующие интеллектуальную активность

1. Гиперурикемическая (подагрическая) «одержимость» и потенциальное могущество мозга человека

В течение более двух с половиной тысячелетий документированного существования подагры как совершенно особой болезни было накоплено множество данных о том, что эта болезнь «чаще поражает умных, чем дураков», что ею чаще болеют выдающиеся люди: ученые, полководцы, мыслители. Множество забавных характеристик ума и свойств подагриков описывается в десятках книг.

Было также замечено, что подагрики часто задолго до прямых проявлений подагры (очень, кстати, специфичных) отличались характерологическими особенностями – мрачностью, сосредоточенностью, чрезвычайной работоспособностью, раздражительностью, часто доходящей до «безумия».

Долгое время считалось, что это болезнь «знатных» и что вызвана она обжорством, пьянством, неподвижным образом жизни. подагрики были излюбленным объектом карикатуристов. Но постепенно выяснилось, что подагра развивается и у людей аскетического образа жизни, а также у чрезвычайно подвижных. Первые подлинно убедительные статистические данные об умственном превосходстве подагриков, сказывающемся вопреки большой тяжести и болезненности этого недуга, собрал в 1927 г. Г. Эллис в своей книге «История английского гения».

Изучив биографии отобранных им из Британской энциклопедии 1 030 человек, Эллис обнаружил, что среди них оказалось 55 подагриков (5,3%) – гораздо больше, чем, например, больных туберкулезом (40 человек), несмотря на то, что туберкулез был очень распространен, носил почти массовый характер. Г.Эллис опроверг мнение, что подагра порождается сидячим образом жизни, избытком потребления мяса и вина. Он отметил, что даже среди знаменитостей подагрики характеризуются исключительной целеустремленностью и умственной активностью. «Знаменитость этих подагриков столь же замечательна, как и их численность.

К ним относятся Мильтон и Гарвей, Сиденгам и Ньютон, Гиббон и Филдинг, Хантер и Джонсон, Конгрив и Питты, Весли и Гамильтон, Дарвин. А Бэконы были вообще подагрической семьей». Может быть, имеет смысл напомнить лишь о том, кто такой Весли – основатель методизма, церкви, насчитывающей сегодня десятки миллионов приверженцев. Он прочитал за свою жизнь около 50 000 проповедей. «Можно добавить, – продолжает Эллис, – что эти гениальные подагрики часто бывали эксцентричны, раздражительны, холеричны и иногда даже душевнобольными».

Прошло, однако, почти 30 лет, покуда это четкое волевое и интеллектуальное превосходство подагриков над неподагричными, эта поразительная частота подагры среди выдающихся людей получила биохимическое объяснение в форме конкретной гипотезы. Часть разгадки принадлежит Е. Оровану, который, учитывая, что подагра вызывается отложением избыточного количества солей мочевой кислоты в тканях, указал на то, что почти у всех млекопитающих мочевая кислота под действием фермента уриказы деградирует до аллантоина и что среди млекопитающих только приматы и, соответственно, человек лишены этого фермента, из-за чего у них мочевая кислота в относительно низкой концентрации сохраняется в крови.

Но мочевая кислота по химической структуре чрезвычайно сходна с кофеином и теобромином, известными стимуляторами активности мозга, и обладает сходным возбуждающим действием. Следовательно, происшедшая в ходе эволюционного становления приматов утрата уриказы привела к стимуляции мозговой активности и открытию нового пути дальнейшего эволюционного развития, пошедшего в значительной мере на основе последовательного совершенствования мозговой деятельности. Избыточное содержание мочевой кислоты в крови порождает, с одной стороны, повышенную умственную активность, а с другой – предрасположение к подагре.

Высказанная теория подкупает своей простотой, последовательностью, логичностью

Однако изучение проблемы весьма затрудняется тем, что частота постановки диагноза «подагра» очень сильно меняется из-за непопулярности этой болезни. Например, в США диагноз «подагра» ставится раз в сто реже, нежели в Англии, поскольку она слывет болезнью обжор, пьяниц и распутников, а ходячий рецепт «лечения» был известен издавна: «Зарабатывайте самостоятельно шесть пенсов в день и живите на них».

Но и реальная частота этой болезни сильно колеблется от различных и не всегда известных условий. Предполагается, что в ХVII–ХVIII вв. широкое распространение подагры среди высших классов в Англии было вызвано массовым ввозом портвейна из Португалии, где из-за технологии приготовления в нем были большие примеси свинца. Известны «эпидемии» подагры из-за употребления самогона, перегонявшегося через трубки с примесью свинца. В остальном же роль условий питания и сидячего образа жизни в развитии подагры остается сомнительной.

Существенно, по-видимому, обильное употребление мясной пищи, поставляющей пурины, предшественники мочевой кислоты. Но диета подагриков ограничена лишь запрещением употребления такого мяса, которое избыточно пуринами (почки и немногие другие виды мяса). Как выразился Сиденгам: «Если вы пьете вино, то хватаете подагру, если вы вина не пьете, то подагра хватает вас».

Не вызывается ли подагра интенсивной умственной деятельностью?

История и множество наблюдений показывают, что подагра «концентрируется» среди лиц, интенсивно занимающихся умственной деятельностью, потому что неудержимо стремление подагриков именно в сферу напряженного умственного труда.

Но действительно ли у подагриков так много стимулирующего начала в крови? Организм нормального человека содержит 1 г мочевой кислоты, которая оборачивается так быстро, что ежесуточно выводится 0,5 г и соответственно образуется тоже 0,5 г. В организме подагрика содержится не 1 г, а 20–30 г мочевой кислоты, причем уровень ее в крови повышен в 1,5–2 раза против нормы, которая составляет у мужчин 5,1 мг%, у женщин 4,1 мг%.

Повышение содержания мочевой кислоты в организме в 20–30 раз, повышение уровня в крови в 1,5–2 раза, поскольку это вещество является аналогом теобромина и кофеина, а кроме того, действительно стимулирует умственную активность, не может не вызывать хронического подъема последней. Во всяком случае, доказательств обратного пока не представлено.

Со второй половины XIX в. вновь входит в употребление колхицин, а затем множество других активных лечебных средств (пробенецид, аллопуринол и др.), препятствующих синтезу мочевой кислоты или способствующих выведению ее из организма. подагра уже не проявляется особо отчетливо, хотя в литературе отмечаются колебания ее частоты. Может быть, поэтому в XX в. сведения о выдающихся подагриках становятся очень скудными, вернее, подагра остается незарегистрированной. Тем важнее привлечь внимание специалистов (врачей, историков) к этой болезни выдающихся людей, что является одной из задач предлагаемого труда.

Действительно ли подагра резко учащена среди гениев?

Список великих подагриков-англичан Г.Эллиса можно чрезвычайно удлинить за счет не англичан. Характерологически поразительны некоторые кризисные эпохи, когда воля и интеллект способны преодолеть кастовые барьеры, как например, в эпоху Реформации и Контрреформации. Реформацию возглавляют подагрики Лютер и его покровитель и спаситель курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый, Томас Мор и Эразм Роттердамский. В Швейцарии духовно покоряет запад Европы Иоганн Кальвин во всей полноте истинно подагрической целеустремленности и жестокости. Главный его противник – демонически энергичный подагрик Карл V.

В Тридцатилетней войне решающие роли выпадают с имперской стороны подагрику Валленштейну, на французской стороне – молодому Конде Великому.

Еще позднее в подготовленных подагриком Мазарини войнах подагрика Людовика XIV, обеспеченных административно-финансовым гением подагрика Кольбера, самым крупным французским полководцем оказывается снова подагрик Конде Великий, а величайшим его противником – подагрик Мальборо.

В Великой Северной войне Польша, Дания, Саксония (с подагриком Августом Сильным), Россия с Петром Великим (почти достоверным подагриком) – имеют дело с незнающим ни страха, ни усталости, бешено активным, неутомимым, предприимчивым и безрассудно настойчивым подагриком Карлом XII.

Непропорционально велико число подагриков среди ученых, художников, врачей. Можно назвать Микеланджело, Рембрандта и Рубенса, Бетховена и Галилея, врачей Амбруаза Паре, Гарвея, Сиденгама, Базедова, величайших ученых Бэкона, Лейбница, Р.Бойля, Мальбранша, Канта (не только философа, но и энциклопедического ученого), Линнея, Дарвина.

Трудно оценить долю подагрических гениев среди великих государственных деятелей и полководцев, но она оказывается, вероятно, на порядок более высокой, чем доля подагриков среди населения. Если обратиться к великим писателям, то среди двух десятков писателей-классиков Франции придется назвать Стендаля и Мопассана и вспомнить, что еще два – Вольтер и Золя – поглощали ежесуточно многие десятки чашек черного кофе (напомним, что кофеин химически и по физиологическому действию является аналогом мочевой кислоты).

Среди двух десятков крупнейших немецких писателей первенствует подагрик Гете. В первую десятку русских классиков войдет подагрик Тургенев. Нам трудно ранжировать английских классиков, но подагрики среди них многочисленны. Среди первой двадцатки итальянских классиков окажется подагрик Альфиери.

Исключительно важная роль подагриков в истории, в культуре как бы противоречит слабости
корреляции уровня уратов с интеллектуальной одаренностью в среднем у всего населения

Противоречие это, однако, весьма условное и легко разъяснимое: у подагриков уровень уратов столь высок, что вызывает всепобеждающую умственную активность, тогда как среди «здорового» населения в целом межиндивидуальные различия уровня уратов невелики и легко перекрываются в своем эффекте бесчисленными средовыми, социальными и наследственными переменными.

Далее, если подагра, или гиперурикемия, несколько поколений наследуется по мужской линии, то подагрические дед и отец подагрика успевают проложить дорогу сыну и отцу. Мы не знаем, наследовал ли Александр Македонский от отца только корону и фалангу или еще и свою подагру, но Александр жаловался, что после отца ему некого будет побеждать.

Канту было 22 года, когда он записал: «Я наметил свой путь и ничто не сможет помешать мне следовать ему». Через треть века, став ученым невероятно широкого кругозора, постигнув почти все естественные науки так, как если бы он объединял в себе целый факультет, он начинает писать «Критику чистого разума».

В рамках нашего труда невозможно показать присущее каждому из названных великих подагриков его исключительное трудолюбие, напряженную энергию, замечательный талант и продуктивность, стойкость, словом, весь поражающий специфический комплекс личностных особенностей. Мы вынуждены были ограничиться лишь немногими примерами.

Но, как можно было видеть по приведенным результатам тестирования и как это ярко бросается в глаза при изучении биографий великих подагриков, основное значение этого биохимического нарушения заключается в усилении мотивации, в усилении рефлекса цели в результате постоянной стимуляции активности мозга.

shuric

Цитата: "Alexy"
Цитата: "Дж. Тайсаев"этносы распространяются иногда со скоростью явно превышающей возможности воспроизводства, они попросту распространяются не генетически, а путем аккультурации других народов, к тому же почему это ген при таком расширении не ассимилируется, т.е. не тонет в океане нармальных генов.
А где такое наблюдалось(ется)?

США например.  Отчасти Россия.

shuric

Цитата: "Alexy"
Я бы был очень благодарен, если  бы Вы меня просветили о терских казаках. Сильно ли и чем именно они отличаются от русских и украинцев и похожи на народы Кавказа?


Из статьи Т.Баррета "Северокавказский фронтир России"
Первыми, наиболее многочисленными и наиболее широко расселившимися русскими жителями на Северном Кавказе были казаки. Следовало бы взять в кавычки и слово «казаки», поскольку казачество на Северном Кавказе трудно свести к единой этнической общности или просто к сословному обозначению. Единственной общей их чертой было то, что к XVIII веку Российское государство рассматривало казаков Северного Кавказа как своих слуг, обязанных исполнять военную, курьерскую, строительную или другую службу. Это, конечно же, не означает, что все казаки так и поступали – многие восставали против тех или иных повинностей, создавали разбойничьи банды или дезертировали в горы. Насколько являлся казаком Яков Алпатов из станицы Наурской, дважды убегавший в горы, принявший ислам и сколотивший из чеченцев и казаков воровскую шайку, которая грабила села, похищала скот и захватывала пленников не только у казаков, но и у калмыков и ногайцев далеко в степи ?
Первые казачьи общины, возникшие вдоль Терека в XVI и XVII вв., представляли собой пеструю смесь различных беглых людей:
кочующих или беглых казаков; старообрядцев и сектантов; рабов, захваченных русскими, и представителей коренных народностей Кавказа, бежавших из рабства, от наказания или кровной мести. К тому моменту, когда терские казаки были формально приняты на русскую службу в 1721 году, они уже проживали в данном регионе на протяжении двухсот лет в качестве вольных поселенцев, пиратов и разбойников. Путь Волга – Каспий – Терек был хорошо освоен в обоих направлениях: как дорога переселения на Кавказ; как маршрут грабежа, рыболовного промысла и торговли; как, наконец, исходный пункт повстанческих движений, распространявшихся на основную территорию страны. Селения возникали и исчезали; их обитатели погибали, попадали в плен или уходили в другие поселения. Терские казаки устремлялись на север для участия в главных казачьих восстаниях XVII и XVIII вв.; после этих восстаний беженцы откатывались назад, к далеким побережьям и густым лесам. Возможно, наиболее известным бунтовщиком этого периода был «царевич Петр» (Петрушка), который с Терека поднялся на парусах на север, чтобы соединиться с Болотниковым, и стал заниматься грабежом, курсируя вверх и вниз по Волге. Стенька Разин начинал свою «преступную карьеру» как пират на Каспии (и на Нижней Волге) и использовал в качестве одной из своих баз остров Чечень, находившийся недалеко от берега у места впадения Терека в Каспийское море. Другие казаки продолжали разбой на Каспийском море и в XVIII веке: в 1737 году персидский консул в Санкт-Петербурге жаловался на русских пиратов на Каспии, владевших в общей сложности примерно 70 кораблями и базировавшихся на острове недалеко от Баку. Пугачев также действовал в районе Терека; будучи приписанным к Терскому Семейному войску в 1772 году, он выступал против несправедливой оплаты казачьей службы, был арестован в Моздоке и бежал .
Но Кавказ был не просто южной окраиной огромного казачьего моря, в которое вливались бурные потоки лихих пришельцев с севера. Он также был местом, где казаки оседали, женились на представительницах коренных народов, воевали против или вместе с горцами или степняками, смешивались с местными этническими общностями. Беглое описание различных народов западного побережья Каспийского моря, составленное капитаном Иоганном-Густавом Гербером в 1728 году, при всей его точности и бюрократической прямолинейности показывает, насколько трудно различимой оставалась грань между казаками и не-казаками. Существовали гребенские казаки, потомки первоначальных беглых крестьян, и казаки, жившие грабежом («воровством») и обитавшие в горах Северного Кавказа. Автор сообщает, что ранее они страдали от набегов своих соседей «татар», похищавших у них жен и детей (дети, скорее всего, и происходили от смешанных браков между казаками и «татарами»), но теперь жили с соседями дружно. Терские казаки, составлявшие гарнизон Терской крепости, представляли собой сочетание донских казаков и терских татар, обращенных в христианство. Терские татары исповедовали ислам, говорили на «ногайском» языке, жили в шатрах («как ногайцы»), занимались не только скотоводством, но и рыболовством, а соленую и сушеную рыбу продавали «татарам», жившим в горах. Согласно другим источникам, «терскими татарами» назывались казаки и коренные жители, рыбачившие в районе устья Терека; они были также известны в XVIII веке как «терские ногайцы». Ставропольские татары говорили по-русски, являлись христианами и казаками. Селение дагестанцев и кумыков Андрей (Эндери) было основано «беглыми российскими людьми и казаками, которые здесь воровством питались» и «такими татарами, которые такие промыслы употребляли» .
Неоднородность этнического состава казачьих групп на Северном Кавказе значительно возрастала по мере того, как в XVIII и XIX вв. усиливался интерес России к данному региону. С сооружением каждой новой крепости из внутренних областей переселялись группы донских, волжских, хоперских и яицких казаков. Казачьи полки постоянно пополнялись представителями нерусского населения, включая грузин, армян и представителей других народов Северного Кавказа. Чеченцы, кабардинцы, осетины и другие горцы либо вступали в уже существовавшие казачьи части, либо формировали свои собственные, как, например, Горско-Моздокский полк, Горский Казачий полк или Семейный Кизлярский полк. Большинство мусульман при этом принимало православную веру, однако в Горско-Моздокском полку служили и мусульмане. Еще в 1858 г. 10% казаков Кавказской военной линии исповедовали ислам. Государственные крестьяне-переселенцы, беглые крепостные и отставные солдаты также в большом количестве поступали на казачью службу. В 1832-1833 гг. более 30 поселений государственных крестьян были просто переименованы в казачьи станицы. Когда Запорожская Сечь была восстановлена в виде черноморского казачества и последнему в 1792 г. были пожалованы земли вдоль реки Кубань, тысячи незапорожцев, участвовавших вместе с казаками в русско-турецкой войне, также переселились на эти земли. По оценке одного историка, только 30% первоначального черноморского казачества являлись настоящими запорожцами. Среди остальных казаков 40% были добровольцами, примкнувшими к запорожцам во время войны, а 30% составляли поляки, русские, молдаване и представители других этносов, переселившиеся на новую границу вместе с казаками . В течение последующих 60 лет более 80 000 казаков и крестьян были переведены на эти земли с Украины, и к ним присоединились тысячи не-казаков из казачьих областей (иногородних), нелегально сопровождавших переселяющихся колонистов.

Дж. Тайсаев

shuric.
О казаках. В общем мне эта информация о казаках известна.  Не следует только слишком акцентировать внимание на бандитском корне этих народов. Любые новые этнические и субэтнические общности формировались из таких вот романтиков с большой дороги, это закон и вовсе не означает, что их потомки будут такими же. Мне казаки очень нравятся как люди, я со многими знаком, бывал в станицах, очень гостеприимный и теплый народ, искренний, трудолюбивый и отзывчивый.
Кроме того, сейчас уже нет давно всех этих нерусских казачьих общин, все они либо ушли в русские, либо вернулись к своим корням, исключение лишь отдельные осетинские казачьи станицы. Впрочем не уверен, может еще где сохранились.
ЦитироватьНекоторые наследственные механизмы, стимулирующие интеллектуальную активность

1. Гиперурикемическая (подагрическая) «одержимость» и потенциальное могущество мозга человека

В течение более двух с половиной тысячелетий документированного существования подагры как совершенно особой болезни было накоплено множество данных о том, что эта болезнь «чаще поражает умных, чем дураков», что ею чаще болеют выдающиеся люди: ученые, полководцы, мыслители. Множество забавных характеристик ума и свойств подагриков описывается в десятках книг
Не думаю, что подагра и прочие подобные нарушения могут стимулировать гениальность, тут явно обратная зависимость, попросту гении чаще болееют этими болезнями.
P.S. От великого до смешного один шаг, обратный путь гораздо длинее.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Alexy

Цитата: "shuric"
Цитата: "Alexy"Фрязи - это итальянцы. Если не Генуэзцы, то кто? В Черном мори других итальянцев не водилось.
Водились венецианцы. Но речь не о том - нигде не говорится, что фрязи были пешими.
А где-то говорится, что конными? Вариант пехоты наверное более правдоподобен.
Еще со школьной скамьи отложилось в памяти, что на Куликовом поли была генуэзская пехота - это не Гумилева идея.

Венецианцы водились до реконкисты Константинополя греками у латинян в 1261 г.
Тогда генуэзцы получили монополию на Черное море.

shuric

Цитата: "Дж. Тайсаев"shuric.
О казаках. В общем мне эта информация о казаках известна.  Не следует только слишком акцентировать внимание на бандитском корне этих народов. Любые новые этнические и субэтнические общности формировались из таких вот романтиков с большой дороги, это закон и вовсе не означает, что их потомки будут такими же. Мне казаки очень нравятся как люди, я со многими знаком, бывал в станицах, очень гостеприимный и теплый народ, искренний, трудолюбивый и отзывчивый.

Интересно, что вы так восприняли. Я то имел в виду полиэтническое происхождение казаков (и вообще русского народа). А так понятно, что казаки раньше были морские, речные и сухопутные пираты. Но в наше время быть потомком Джека Воробья – это скорее предмет для гордости.

shuric

Цитата: "Дж. Тайсаев"
Не думаю, что подагра и прочие подобные нарушения могут стимулировать гениальность, тут явно обратная зависимость, попросту гении чаще болееют этими болезнями.

А почему? То что врожденные нарушения обмена веществ, могут приводить к изменению поведения человека (делать его более активным или пассивным) – явление вполне известное. Соответственно при определенных нарушениях человек окажется способен к более эффективной интеллектуальной деятельности.

Alexy

Шурик,
огромное спасибо за рассказ о подагре и о казаках!
Но хотелось бы знать приблизительно долю в терцах местной примеси. Однако из статьи Т.Баррета нельзя понять какой процесс из 2-х перечисленных ниже на ТЕтерке был сильнее:
"С сооружением каждой новой крепости из внутренних областей переселялись группы донских, волжских, хоперских и яицких казаков. Казачьи полки постоянно пополнялись представителями нерусского населения, включая грузин, армян и представителей других народов Северного Кавказа."
Интересно, среди терцев бывают светло-русые блондины с голубыми или серыми глазами? Среди явно менее смешанных донцов и кубанцев вроде наблюдаются.

Alexy

Цитата: "shuric"
Цитата: "Дж. Тайсаев"этносы распространяются иногда со скоростью явно превышающей возможности воспроизводства, они попросту распространяются не генетически, а путем аккультурации других народов, к тому же почему это ген при таком расширении не ассимилируется, т.е. не тонет в океане нармальных генов.
такое наблюдается в США, например.
США это на ~85% смесь разных европейских народов, стоящих на почти одинаковом уровне пассионарности.

shuric

Цитата: "Alexy"
Цитата: "shuric"
Цитата: "Alexy"Фрязи - это итальянцы. Если не Генуэзцы, то кто? В Черном мори других итальянцев не водилось.
Водились венецианцы. Но речь не о том - нигде не говорится, что фрязи были пешими.
А где-то говорится, что конными? Вариант пехоты наверное более правдоподобен.
Еще со школьной скамьи отложилось в памяти, что на Куликовом поли была генуэзская пехота - это не Гумилева идея.

Венецианцы водились до реконкисты Константинополя греками у латинян в 1261 г.
Тогда генуэзцы получили монополию на Черное море.

По поводу фрязей – их было на Черном Море очень немного, так что обременять свое конное войско, несколькими сотнями пехотинцев, Мамаю не было никакого резона. Если они и были, то были конными. Реконструкция Куликовской Битвы из учебника – чистая фантастика. Даже не скайенс фикшен а фентези.
Венецианцы тогда точно  имелись, у них была колония в Крыму.
Впрочем все это злостный оффтопик.

Alexy

Цитата: "shuric"
Цитата: "Alexy"Возможно пассионарность не выгодна при внутрипопуляционном отборе (и процент пассионариев в популяции неуклонно медленно снижается), но при этом выгодна при межпопуляционном отборе (и популяции с большим %-м пассионариев вытесняют малопассионарные популяции либо, подчиняя их и осеменяя, внедряют в них пассионарные гены).
В результате общее количество пассионарных аллелей на обширной территории будет возрастать.
Но постепенно территориальная экспансия пассионарных популяций замедлится из-за уменьшения градиента пассионарности между разными популяциями.
А снижение "концентрации" пассионариев внутри популяций будет продолжаться и общее количество пассионариев на обширной территории начнет снижаться.
Это обьяснение не работает, т.к. не обьясняет "пасс. взрывы" у островных популяций (Япония), или цивилизаций не склонных к экспансии (Китай, Раджупты). Пассионарию легче завоевать женщин (об этом у самого Гумилева можно прочесть), т.е. при падении пассионарности общества  ниже определенного порога, он автоматом получает преимущество.
Я не отказываюсь от идеи толчка. А хочу только объяснить, почему пассионарность после толчка сначала увеличивается, а потом уменьшается.
В современной Японии, где толчек был в конце 18 в., должна быть фаза подъема, по Гумилеву. Но совершенно ясно, что еще в 1905 г. у них была очень высокая пассионарность - явно не ниже, чем сейчас. То же самое викинги, литовцы и эфиопы, китайцы и табгачи, создавшие Суй и Тан, джурджени, которые резко энергизировались через 30-60 лет после соответствующих толчков. Так что думаю, что на траэктории самого толчка нет никакого 350-летнего подъема, а (почти) сразу уровень пассионарности достигает максимума. А у других  толчковых народов в Средневековьи это просто не так заметно через прошедшие века - надо копать различные народные восстания, бунты, сектантские движения. (Хотел бы узнать такого рода информацию об Иране 19-20 вв.)

shuric

У японцев была высокая "пассионарность" на всем протяжении их истории. Так же как у современных европейцев.