Автор Тема: Археологические культуры, где бы почитать?  (Прочитано 201606 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Alexeyy

  • Участник форума
  • Сообщений: 4211
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1080 : Январь 03, 2021, 08:37:54 »
Мешхед   0560-450-340 тлн, Южная Аравия; раскалывание подпараллельное, протолеваллуа, одноплощадочные ядрища-2шт, двуплощадочные ядрища - 1 шт, 54 отщепа, макро размеры; 2 чоппера, триэдр, 2 рубила: овальное и копьевидное и 1 микрорубило, секач, орудие типа цалди, поперечные скрёбла; Амирханов Х., Каменный Век Южной Аравии, М, 2006 Деревянко А.П. Бифасиальная индустрия в Восточной и Юго-Восточной Азии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014.

Андрэ, любите же Вы удревнять культуру, предположительно, связанную с сапами! :)
В упомянутой статье Деревянко (стр. 27, https://www.twirpx.com/file/1980001/) приводит ту же самую дату, что и привели Вы, но не в качестве датировки Мешхед, а в качеств датировки из горизонта, подстилающего культуросодержащий горизонт Мешхед III и это – не три даты (как мне, поначалу, показалось), а одна (термолюминесцентная): 450 ± 110 тыс. л.н.  Т.е., строго говоря, технология леваллуа из Мешхед III (Деревянко говорит о находках там ядрищ леваллуа) вообще может не иметь никакого отношения к этой дате и может быть много моложе. Хотя, конечно, может и иметь. Особенно если учесть какие-то системные связи ...Но, сама по себе, единственная датировка об этом ничего не знает.

Онлайн Alexeyy

  • Участник форума
  • Сообщений: 4211
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1081 : Январь 03, 2021, 18:18:42 »
Киссуфим, Эврон сер, 350 тлн?? Израиль южный; поздний ашель после Майян-Барух, леваллуазское раскалывание, каменные орудия на отщепах, ядрища есть, отщепы, макро индустрия, ?мало очень пик?, зубчато-выемчатые орудия, овальные и дисковидные рубила, леваллуазские ядрища и отщепы, больше остроконечников, чем скрёбел.
J. B. Harrod. Synopsis of the paleolithic South-West ASIA, 2007;
Палеолит Ближнего и Среднего Востока, 1978   
Датировка, наверно, взята и статьи Гаррода? Электронной версии нет?

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1082 : Январь 30, 2021, 02:02:49 »
Возвращаясь к картам стоянок
я написала примерно половину движка сайта(то есть внутреннего кода, переделала его капитально хотя внешне это может не слишком бросается в глаза, но эти механизмы позволят размещать информацию быстрее и не увязнуть на 18 лет как предполагал Андрэ Натальер
:)

Геокодов и карт немного, я загрузила таблицей весь пакет стоянок и их персональные страницы как и культуры в разделах работают в количестве всех  и тех и других по около 250 штук, но на карте пока проявлено только первых 8 или 9 с заполненной инфой описания и первыми фотографиями.
персональные страницы культуры со стоянками примерно такие 
http://arh.k156.ru/catviews.php?org_id=5
кому лень по ссылкам ходить выглядит это примерно так:


 только карты интерактивные и фотографии всплывают фотогалереями. Здесь на карте прописано появление всех стоянок в радиусе 1000 км и будет ссылка на страницу выбора разных радиусов просмотра с картой на весь экран.
Как предлагал Андрэ я сделала ярлыки карты разного цвета у каждого периода свой, пока их просто мало поэтому в таком узком радиусе появляется одна-две точки, но сразу видно какие периоды находятся рядом в шаговой доступности. Может цифра 1000 км неудачная для старта, если кому то не лень выразить свое мнение буду большое спасибо


Еще не подключено размещение статей, новостей и фотогалерей находок, по тем 10 стоянкам что я просмотрела инфы - фотографий орудий, раскопок и видов с высоты разной отдаленности вклчая панорамы групп стоянок с указателями
 -море. Поэтому решено дописать все функции и сразу загружать всю инфу по каждой стоянке это намного быстрее чем вначале загружать только геокоды потом по второму кругу описание и фотографии.
И вообще когда вникаешь в группы стоянок становится понятно их взаимное сходство и различие.

Страница каталога, пока в основном готов (не до конца конечно) самый старый период
http://arh.k156.ru/catview.php?cat_id=12
снимок экрана у меня так выглядит




ну и на главной размещено пока все, конечно когда будут сотни здесь будет каша и вместо выборки всего на сайте будет какая то выборка по принципу который я еще не придумала
http://arh.k156.ru/



В длинную полемику я вступать пока не могу сижу пишу код, но если кто-то в течение нескольких недель что-то конструктивно обругает и посоветует, то скорее всего я эти советы реализую.

Сейчас самая большая сложность для меня размытые границы между культурами и стоянками - в разной литературе иногда Аникаб или Богатырскую называют то культурой то стоянкой. еще пока мне не ясно почему группы стоянок типа Аникаб1-Мухкай II и там еще несколько


и  Богатыри/Синяя балка-Кермек1-Родники. Все это с неясной размытой но одинаковой в целом датировкой и которые в сотне метров друг от друга не объединяют в культуры с названием группы. А эти стоянки относят то к олдуваю то к ашелю а то и к тому и другому одновременно

Кермек 1
Цитировать
Технология обработки камня и орудий в индустрии стоянки Кермек во многом олдованская(олдувай), однако, как и в таманской индустрии архаичного ашеля, в ней также представлены особо крупные отщепы и пики.

Богатыри/Синяя балка
Цитировать
Отнесена к «преолдовану» или «архаичному олдовану», есть индустрия архаичного ашеля, датируется возрастом в хронологическом интервале 1,6—1,2 млн лет назад

Эти стоянки обе рядом плюс еще Родники, тоже описываются как нечто отдельное:



Я пока просто не понимаю принципа в орудиях не копалась подробно, но это в планах есть, думаю я вполне могу полгода вместо какого-то очередного курса погрузиться в это. Пока мне страшно интересно, читаю все работы которые по этим стоянкам нашла, часть разместила в описании со ссылками на исходники.

Пока я ввела опцию Тип культуры и там цитирую такие формулировки. Но может так нельзя поступать.
И вообще хотелось бы услышать -может у кого-то карты вообще не открываются - я обнаглела и изменила скрипт Яндекса - у меня теперь карта загружается прямо с опции Гибрид, где и границы и города и фото спутника. Может в результате в каких-то Андроидных системах это вообще не работает или еще в каких-то браузерах.

Вероятно в течение суток еще буду что-то писать в других темах, а потом опять исчезаю на две недели-продолжать скриптообразную деятельность и размещение инфы. Полноценное возвращение и активное участие в полемике как и предполагалось планирую в начале марта.
За это время надеюсь хотя бы заполнить по человечески все уже загруженные стоянки и переходить к китаю и Европе с Африкой и другим континентам, пока взяты в работу только список стоянок из Википедии из этой таблицы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Археологическая_культура

и с ней сверен список Росиийских убраны все совпадения (дубли)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_археологических_культур_России

И коллекцию лекций Павла Арефьева все таки хотелось бы с его навигаторами тоже в каталог на его сайте-домене разместить чтобы не бегать каждый раз не искать мучительно вспоминая в какой теме это было и как называлось.
Он не ответил ничего здесь на форуме и я пока не писала и не спрашивала в почте можно ли вообще это сделать.

« Последнее редактирование: Январь 30, 2021, 02:16:48 от Шаройко Лилия »
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1083 : Январь 30, 2021, 14:32:04 »
Еще найдено в процессе чтения инфы по разным стоянкам

https://indicator.ru/humanitarian-science/arkheologi-nashli-v-sirii-ranee-neizvestnyi-rimskii-port-27-01-2021.htm

Исследователи обнаружили на сирийском побережье Средиземного моря ранее неизвестный морской порт, построенный римлянами, сообщается в поступившем в редакцию Indicator.Ru пресс-релизе.

«Возможно, это даже не порт, а морская крепость первого века нашей эры. Были найдены остатки гидротехнических сооружений, маяка, четыре мраморных колонны. Сопутствующий керамический материал позволит более детально датировать объект. Это крупная находка, ранее неизвестная исторической науке», — рассказал один из исследователей, директор Института общественных наук и международных отношений СевГУ(Севастопольсский Государственный Университет) Дмитрий Татарков.



Находка была сделана в рамках российско-сирийской археологической экспедиции недалеко от Тартуса, сирийского города на побережье Средиземного моря. Обнаруженный порт был построен древними римлянами. Ученые исследовали морское дно визуально и с помощью управляемых подводных аппаратов. Кроме порта, археологи обнаружили три ранее неизвестные якорные стоянки античного периода и остатки античных гидротехнических сооружений, таких как молы и причальные стенки. Также было найдено много древней керамики, которую исследователи сейчас изучают.

«Это остатки античных греческих амфор, финикийских сосудов, египетских ваз, римские каменные предметы обихода. Данный материал позволит реконструировать морские торговые пути, связывающие этот район с большим Средиземноморьем. Мы сможем определить жизненный цикл существовавших тогда портов», — подчеркнул Татарков.
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Андрэ Натальер

  • Участник форума
  • Сообщений: 682
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1084 : Февраль 03, 2021, 14:29:40 »
и  Богатыри/Синяя балка-Кермек1-Родники. Все это с неясной размытой но одинаковой в целом датировкой и которые в сотне метров друг от друга не объединяют в культуры с названием группы. А эти стоянки относят то к олдуваю то к ашелю а то и к тому и другому одновременно
Здравия!
С поклоном и расшаркиваниями за труды!
Археологическая культура - единство памятников в пространстве и времени.
Временные границы в сотни тысяч лет между стоянками могут лишь свидетельствовать о предположительных связях камнеургических традиций между ними. Советские археологи называли такие связи "линиями развития". То есть в случае Таманских стоянок мы имеем географическую близость, но огромные хронологические "расстояния", что не позволяет объединять их в классическую археологическую культуру. В некотором смысле каждая такая стоянка представляет собой локальную культуру самой себя: культура Богатырей, культура Родники-1, культура Мухкай-1 и др.
Если Вы обращали внимание, то в своих заметках я сводил памятники, разнесённые на сотни тысячелетий в технологические традиции, технокомплексы, линии развития...
На ранних этапах камнеобработки наличие даже одного инструмента способно поменять типологическую атрибуцию всего памятника. Поэтому псевдо-олдувай Кермека при наличии пик должен быть сопряжён с ашелем.
Есть ещё одна заковыка. Многослойные стоянки. Это стоянки, на которых материалы накапливались в разные эпохи или представителями разных индустрий и культур. Как их обозначать на карте удобно, чтоб не запутаться?
А ещё в силу древности ископаемых материалов и различных геологических процессов коллекции разных индустрий могут быть смешанными, создавая археологические комплексы-химеры.
Я в каталогах своих, руководствуясь описанием материалов, раделял данные по стоянке на весьма условные пачки, коллекции или слои: ранние, нижние, средние, поздние, финальные и др. Так различал комплексы на многослойных памятниках или смешанные коллекции, если это позволяла литература. Например, Убейдия, локусы Олдувая типа FLK I и др.
То есть после набора "мяса" по стоянкам и культурам нужно будет редактировать полученный материал, как ни крути.
и опыт - сын ошибок трудных...

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1085 : Февраль 03, 2021, 17:50:22 »
Спасибо огромное за все сказанное, в основном была такая именно версия. И я прекрасно понимаю что я в начале своего пути и хорошо если через полгода буду слабо и неуверенно ориентироваться более менее в этом пространстве.

Прочтено уже очень много и пока в голове сумбур я предпочитаю вообще исключать насколько возможно свое видение в работе.

Просто размещаю все как структурировано в Википедии и статьи тех спецов, которые занимались конкретными стоянками долгое время их по каждой есть как минимум один два, кто посвятил этому долгие годы и издано множество работ конкретного человека по конкретной стоянке под грифом РАН. X.A. Амирханов по Айникаб-1 например,
http://arh.k156.ru/catviews.php?org_id=1


По Быкам 1-7 - Чубур Артур Артурович - кандидат исторических наук. Доцент кафедры Отечественной истории БГУ. Профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ). Почетный доктор наук Международной Академии Естественной Истории (IANH). Исполнительный директор научно-исследовательского центра Комплексного изучения Среднедеснинского региона в составе НИИ ФиПИ при БГУ

http://arh.k156.ru/catviews.php?org_id=44

и я видеолекции начала вставлять, есть в этой ссылке дама которая по гранту РФФИ работает несколько лет там же она море деталей и методики описывает в этом коротком ролике


Редактировать конечно придется, я поэтому в панели управления сделала возможность не только редактирования но и переноса из разделов.

И несколько полей чтобы группировать потом по разным опциям -например типам орудий или носителям(в ранних типа Неоантропы, Архантропы, Палеоантропы, еропеодиды
Если похже появятся определенные этносы установленные по генам и указанные в работах ученых, то можно по ним.

К Европе я хочу позже перейти столкнулась с тем что в Германии и италии мне сложнее искать инфу, но уже немного получается, пока на тройку,

http://arh.k156.ru/catviews.php?org_id=93

поэтому я думаю к ним перейду возможно после русских
 там просто своя специфика размещения информации в сети
В общем спасибо и я пока все таки не буду появляться, мне пока нужно выбирать -или работать или обсуждать.
За все советы спасибо вообще огромное, они мне очень помогают.

Если кто потом захочет копию с возможностью рулить на своем хостинге (это если получится что-то на что без ужаса можно будет смотреть пока не ясно во что это выльется) - буду раздавать.
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн АrefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 704
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1086 : Февраль 04, 2021, 12:46:28 »
Египетские археологи переписывают историю древнего некрополя в Саккаре
https://www.nkj.ru/news/40691/
Цитировать
Древний погребальный культ фараона Тети в Саккаре существовал дольше, чем считалось ранее.

Министерство туризма и древностей Египта объявило о новых открытиях в знаменитом некрополе в Саккаре. Раскопками в районе пирамиды фараона Тети занимается Египетская археологическая миссия под руководством знаменитого Захи Хавасса. За первый месяц наступившего года археологи обнаружили больше полусотни антропоморфных деревянных саркофагов с мумиями, которые относятся к более позднему историческому периоду – Новому царству.

Саркофаги находились внутри 52 погребальных шахт глубиной 10-12 метров. Традиционно для древнеегипетской религии саркофаги были украшены многоцветными росписями с изображением богов в момент поклонения им, а также отрывками из Книги мёртвых. Эти заупокойные тексты помогали умершим во время перехода в потусторонний мир и обеспечивали правильную загробную жизнь.

Шахты содержали большое количество предметов, которые требовались древним египтянам в загробном мире: деревянные погребальные маски, статуи Анубиса, Осириса и Птах-Сокара-Осириса, древние настольные игры, маленькие модели лодок, статуэтки птиц, шкатулки и т.п. Обязательные для любого древнеегипетского захоронения фигурки-ушебти из дерева, камня и фаянса изображают людей для обслуживания умершего в загробной жизни. А роскошный бронзовый топор, как считают археологи, принадлежал какому-то из захоронённых в Саккаре военачальников.

Той же цели, что и надписи на саркофагах, служил фрагментарно сохранившийся четырёхметровый папирус с текстом главы 17 из Книги мёртвых. На папирусе, а также на одном из саркофагов и нескольких ушебти написано имя их владельца – Pw-Kha-Ef.

Разнообразная керамика эпохи Нового царства из раскопок свидетельствует о налаженных торговых отношениях Древнего Египта с Критом, Сирией и Палестиной.

Целую историю жизни можно прочесть по изображениям на погребальных известняковых стелах. Одна из найденных стел принадлежала чиновнику высокого ранга – колесничему фараона по имени Kha-Ptah и его супруге Mwt-em-wia. В верхней части стелы представлена сцена поклонения супружеской пары Осирису, а в нижней – сам Kha-Ptah с семьёй. Из текста на стеле мы узнаём, что одну из дочерей он назвал в честь главной царицы, первой супруги фараона XIX династии Рамсеса II Нефертари, а одного из сыновей – в честь четвёртого, любимого сына того же фараона – Хаэмуаса.

Археологи также приступили к раскопкам найденного ещё в 2018 году храма супруги фараона Тети. Первые три помещения на его юго-восточной стороне оказались складами для хранения храмовых продуктов, подношений и инструментов, а одной из находок стал план храма. Другой обнаруженный храм из кирпича-сырца находится на глубине в 24 метра, и археологи надеются, что его погребальная камера сохранилась неразграбленной.

И ещё одна новость, но уже не от археологов, а от профессора радиологии Сахара Селима. Он обследовал с помощью рентгена мумию женщины из последних раскопок, а также определил причину её смерти. Жительница Древнего Египта страдала бруцеллёзом – инфекционным заболеванием, которое передаётся от скота к человеку и поражает органы и системы организма. Надо заметить, что в погребениях Саккары уже находили мумии людей с бруцеллёзом. А два года назад археологи открыли гробницу высокопоставленного вельможи Птамеса и обнаружили внутри одного из керамических сосудов остатки древнейшего сыра из коровьего и козьего или овечьего молока. Продукт оказался заражён бактерией Brucella melitensis, которая и вызывает бруцеллёз.

Саккара – древнейший некрополь Мемфиса, столицы фараонов III-VI династий (III тыс. до н.э.), хотя самые ранние захоронения в мастабах (гробницах в форме усечённой пирамиды) относятся к I династии. К периоду III династии относится и центральное сооружение некрополя Саккары – пирамида фараона Джосера. Но особенно популярным, если можно так говорить о кладбище, он стал во время царствования фараона Тети (XXIV век до н.э.) и после его смерти. Ранее уже было известно, что культ Тети поддерживался в Саккаре до периода Среднего царства (XIX-XVI века до н.э.). Нынешние находки свидетельствуют, что почитание Тети продолжалось и через 700 лет после его убийства во время дворцового переворота. Возможно, вокруг его пирамиды продолжали хоронить тех, кто отправлял его культ. Кроме того, хоть некрополь и использовался вплоть до римского времени, саркофаги возрастом в 3 тысячи лет были найдены тут впервые.

Раскопки в некрополе Саккары ведутся с середины XIX века, но сложившегося представления о его устройстве у египтологов пока нет. Каждый сезон приносит новые и важные данные. А власти Египта рассматривают результат деятельности археологов как дополнительную рекламу страны.
P.S. В оригинале статьи много фотографий.

Оффлайн АrefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 704
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1087 : Февраль 09, 2021, 11:31:11 »
Рядом со Стоунхенджем нашли неолитические могилы и мастерскую бронзового века
https://nplus1.ru/news/2021/02/09/stonehenge-burials-and-ceramics
Цитировать
Археологи сделали ряд находок на месте запланированного строительства автодорожного туннеля в окрестностях Стоунхенджа. Здесь найдены захоронения, датируемые рубежом неолита и бронзового века, керамика и остатки огороженного участка эпохи поздней бронзы, в пределах которого, возможно, функционировала древняя производственная зона. О находках сообщает организация Wessex Archaeology, ведущая раскопки в районе будущих строительных работ.

История возведения Стоунхенджского кромлеха насчитывает не менее полутора тысяч лет и охватывает эпохи среднего неолита (около 3300–2900 годов до нашей эры), позднего неолита (около 2900–2500 годов до нашей эры) и раннего бронзового века (около 2500–1500 годов до нашей эры). Свои сакральные функции Стоунхендж выполнял еще дольше – вплоть до конца эпохи бронзы в VIII веке до нашей эры. Религиозные представления, с которыми было связано культовое назначение Стоунхенджа, в течение этого длительного промежутка времени эволюционировали, но на протяжении всего периода использования как сам памятник, так и окружающий его ландшафт, по-видимому, были связаны с поклонением предкам. В окрестностях Стоунхенджа найден ряд памятников – системы рвов и насыпей, курганы и целое поселение в Даррингтон-Уоллс, – свидетельствующих о том, что культовый центр на равнине Солсбери охватывал большую территорию.
P.S. Несколько информативных ссылок:

Рядом со Стоунхенджем археологи обнаружили 5650-летний религиозный центр
https://nplus1.ru/blog/2016/11/25/New-Stonehenge

Археологи обнаружили «черновик» Стоунхенджа
https://nplus1.ru/news/2018/02/05/stonehenge-blueprint

Cтроителей Стоунхенджа заподозрили в вытапливании свиного жира для смазки полозьев
https://nplus1.ru/news/2019/07/16/transportation

Онлайн Alexeyy

  • Участник форума
  • Сообщений: 4211
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1088 : Февраль 09, 2021, 12:03:43 »
Любопытно: аналогичное сооружение (но из дуба) синхронно использовалось и в германии.
Относительно недавно, у небольшой деревни Пёммельте в центральной Германии были обнаружены остатки церемониального сооружения по масштабу и дизайну почти идентичного Стоунхенджу, но из дуба и с датировкой, примерно, как у Стоунхенджа: использовалось в период ок. 2350-2050 л. до н.э. после чего сгорело (Curry A. 2020). В тот же период, как говорит руководитель первоначальных раскопок Андре Спатциер (из Государственного отдел по управлению культурным наследием Баден-Вюртемберга) «В то же время мы наблюдаем подъем элиты раннего бронзового века. Это не совпадение» (там же). В то время мир вокруг Пёммельте изменился: раскопки соседних могильных курганов и кургана в Пёммельте показали, что к 2000 г. до н.э. металл стал еще более распространенным явлением, и что этот район стал более взаимосвязан с деревенскими вождями и местными кланами, объединенными под властью могущественных лидеров и ресурсы начали тратиться на создание массивных курганов для правителей бронзового века, их погребальные камеры с дубовыми стенами, заполненными золотыми и бронзовыми украшениями похожими на большие курганы созданные в Стоунхендже примерно в то же время (там же). «Ясно, что сакральный пейзаж процветал между 2400 и 2000 годами до н.э., а затем пришел к концу» - говорит Спатциер (там же). По словам археолога Саутгемптонского университета Джошуа Полларда, раскапывающего участки возле Пёммельте более десяти лет, нечто подобное произошло в Великобритании: «Мы находим очень похожую последовательность со Стоунхенджем. … «По мере того, как мы входим в ранний бронзовый век, мы видим, как растет число похороненных людей, и создаются большие могилы в курганах. Но к 1600 г. до н.э. там больше уже не будет никаких строительных или значимых действий» - говорит он.
 Люди, основавшие германский «Стоунхендж» были частью широко распространенной культуры воронковидных кубков, названной в честь их уникальной керамики, изготавливаемой между 2800 и 2300 годами до н.э. и найденной от Ирландии на западе Европы до Богемии (историческая область в Центральной Европе) и Польши на востоке, и на юге до самой оконечности Испании (там же). Так что, похоже, германский Стоунхендж был проявлением единой европейской культурной традиции.


Curry A. 2020. Stonehenge's Continental Cousin. A 4,000-year-old ringed sanctuary reveals a German village’s surprising connections with Britain. Letter from Woodhenge,
 https://www.archaeology.org/issues/411-2101/letter-from/9295-germany-woodhenge .

Оффлайн АrefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 704
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1089 : Февраль 16, 2021, 07:49:41 »
К сообщению:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,7996.msg249644.html#msg249644

Как хетты трон делили
https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435717/Kak_khetty_tron_delili
Цитировать

Хеттский мир. Темным выделена изучаемая в настоящее время территория. Рис. Alvise Matessi с сайта degruyter.com

Начало XIII столетия до н. э. в Хеттской империи ознаменовалось одним очень важным шагом — царь Муваталли II перенес столицу из города Хаттусы на юг, в город Тархунтассу. Что там произошло, известно не вполне точно — дошедшие до нас документы рассказывают об этом невнятно. Историки считают, что перенос нужен был Муваталли, чтобы увеличить контроль за сирийскими границами в ожидании столкновения с Египтом, где правил Рамзес II. Именно в те годы состоялась битва при Кадеше, в которой войска хеттов и египтян так и не сумели победить друг друга, и был заключен первый известный нам в истории человечества мирный договор. Перемещение столицы на юг также защищало хеттов от набегов их вечных врагов с севера, кочевников каска [1, 2]. Но всё это звучит слишком уж сухо и рационально.

Историк и археолог Итамар Зингер (Itamar Singer) в своих работах [3, 4, 5] предлагает другую гипотезу: Муваталли II перенес свою столицу на юг, проводя реформу религии.
Цитировать
Можно ли действия Муваталли назвать религиозной реформой? Хеттов, которых называли «народом тысячи богов», потому что они верили во всех божеств всех завоеванных земель, не должно было всерьез впечатлить возвышение одного из локальных богов до верхних рядов пантеона. Тем более что после смерти Муваталли II столица и боги вернулись в Хаттусу, а локальный культ pihassassi остался в Тархунтассе.
Цитировать
Хаттусили, брат Муваталли, по совместительству великий полководец, управлявший хеттским войском во время битвы при Кадеше, после смерти царя низвергнул с трона своего племянника Урхи-Тешшуба, узурпировал хеттский трон и стал именоваться Хаттусили III. Но перед этим надавил на Урхи-Тешшуба, так что тот вернул столицу империи обратно в Хаттусу. Мы видим, что он напрямую утверждает: Муваталли оставил Хаттусу по приказанию своего божества, лишил ее богов. Хаттусили за брата приходится много извиняться — судя по текстам его молитв, Муваталли обидел одну из самых влиятельных хеттских богинь, а именно богиню солнца города Аринна. Возможно, этим обстоятельством Хаттусили оправдывал необходимость узурпации трона, но, как можно будет видеть дальше, судя по всему, так и не смог избавиться от чувства вины перед непосредственными потомками Муваталли.
Цитировать
От Красной горы до Черной

Владения великого царя Хартапу

Где физически находился город Тархунтасса, наделавший в конце II тысячелетия столько шума и интриг вокруг локального культа бога грома, мы могли примерно догадываться, исходя из описаний границ в договорах. Но где именно его искать с лопатами, археологи до последнего времени сказать не могли. Это поселение искали на юге Турции, примерно в 35 км от города Караман, в районе двух гор, Черной (Karadağ) и Красной (Kızıldağ).

Карадаг — потухший вулкан высотой более 2 тыс. метров. Кызылдаг находится в 13 км от него, между ними плоская равнина, на фоне которой эти две вершины смотрятся особенно эффектно. Неудивительно, что во все времена, когда в этих местах жили люди, они строили наверху святилища. Так, на Черной горе можно увидеть руины византийской церкви с часовней и монастырем, а на восточной стороне горы руины каменного коридора, явно служившего для организации ритуальных шествий во времена хеттов.

На северо-западной стене коридора найдена двухметровая надпись иероглифами на лувийском — всего одна строка. Луволог проф. Дж. Хокинс читает ее таким образом: «В этом месте небесному Богу грома, Великой горе (и) всем богам Мое Солнце (титул хеттских царей. — М. М.), Великий царь Хартапу ... (он), который завоевал все страны, (для?) небесного Бога грома и всех богов...»

По диагонали от надписи на юго-восточной стене коридора есть еще одна короткая надпись, которая гласит «Великий царь Хартапу». Имя Хартапу также найдено на Кызылдаге и еще в нескольких исторических местах, связанных с хетто-лувийским наследием. Строения датируются VIII веком до н. э., спустя четыре столетия после исчезновения Хеттской империи [1], надписи более ранние — около XI века до н. э. [2]. Археолог Дж. Якар из Тель-Авива отмечает, что по крайней мере во второй половине II тыс. до н. э. Кызылдаг был заселен [3].

И вот, кажется, Тархунтасса наконец найдена. В конце 2019 года в Восточном институте Чикагского университета состоялся доклад археолога Джеймса Осборна, работавшего в Турции в составе международной группы специалистов из США, Великобритании и Турции. Эти же результаты опубликованы в последнем номере журнала Anatolian Studies за 2020 год. Проект сокращенно называется TISP — The Türkmen-Karahöyük Intensive Survey Project.

На равнине Конья обнаружено большое поселение железного века, которое, очевидно, представляло собой столицу окружающей территории. Обнаруженные в прошлом году археологами надписи позволяют уверенно судить о том, что это было то самое место, которым в начале I тыс. до н. э. владел «Великий царь Хартапу».

Люди жили на этом месте с позднего энеолита, а максимального размера поселение достигало в период между поздней бронзой и ранним железным веком. Очевидно, что это был в те времена крупный региональный центр.

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1090 : Март 19, 2021, 15:21:43 »
Я тут как бы сбежала, и собиралась не участвовать в полемике, но все таки думаю можно оставить несколько вопросов, вдруг какие-то ответы появятся со временем.

С картами я зависла из-за серии препятствий и когда несколько раз к ним возвращалась случайно натолкнулась на следующие вещи - при поиске из как бы официального классического википедийного списка в контексте непрерывно попадаются стоянки, названий которых там близко нет. С одной стороны понятно не все включено, но с другой такие монстры как Калевала -80 стоянок только мезозоя, по работам вполне официальной науки. Почему их нет в Вики ни как Культур ни как стоянок.
И самый главный вопрос -а сколько еще такого добра?

Привожу то что найдено случайно в процессе поиска всего одной стоянки за примерно пару часов недавно несколько дней назад.
Сборник описания не научная литература но там описано проще, по Калевале я уже официальную инфу нашла, там была одна из стоянок с именем Ухта в Карелии, но я знаю город Ухту в Коми, порылась и там нашла тоже
Еще есть в Омске, тоже в контекстном меню заметила из-за знакомого названия города

Итак
Карелия

http://www.ticrk.ru/regions/region/sights/sight/?PID=7506&ID=17249

Стоянки в окрестностях п.Калевала
Цитировать
Стоянка "Елменкоски I"  (I тыс.до н.э.)  п.Калевала, 15 км  на юго-запад, 0,2 км ю-в порога Елменкоски

Стоянка "Ухта III" (VI-V тыс.до н.э.) в 15 км к северу от п.Калевала, в 40 м к востоку от мостового перехода на автодороге Тунгозеро- Калевала (км 59).

Стоянка "Чикша I" (VI-V тыс.до н.э.)  п.Калевала, 9 км восточнее, у моста через протоку, соединяющую оз.Чикша и оз.Куйто

Стоянки "Ломозеро П-Ш" (IV-П тыс.до н.э.) п.Калевала, 22,7 км южнее, на восточном берегу оз.Ломозеро

Стоянки вокруг деревни Ювалакша

Стоянки "Ювалакша П-VШ" (VI-Ш тыс.до н.э.)  близ д.Ювалакша, на берегах оз.Верхнее Куйто

Стоянки "Хапьярви I-II" (IV - I тыс. до н.э.) в 5.8 км западнее д.Ювалакша- на восточном берегу оз. Хапьярви
Стоянки в окрестностях Юшкозеро

Стоянка "Юлиярви I-IХ" (V – II тыс. до н.э.) д.Юшкозеро,в 5-5,9 км от дер. на берегах оз.Юлиярви

Стоянки"Суопосальми II-V" (III – I тыс. до н.э д.Юшкозеро, 8 км восточнее.) 0,5 км с-з устья р.Кепы
 
Стоянка"Кулянярви IV" (IV – III тыс. до н.э.) д.Юшкозеро, на стрелке берега,  образованной оз. Кулянярви и устьем реки
 

Стоянки в окрестностях п.Кепа
Стоянка и могильник "Костомуш I" (II тыс. до н.э.) в 5.5км северо-западнее п.Кепа, у истока р.Кепы на левом берегу
Стоянки "Кепа I-Х, ХП-ХIV,ХVI" (VI-П тыс.до н.э.) п.Кепа, 1,5-3 км от поселка
Стоянка "Хяме I" (VI – V тыс. до н.э.) в 15.5км к северо-востоку от п.Ледмозеро в истоке р.Хяме на левом берегу

Стоянки "Лимсамо I,Ш" (VI-IV тыс.до н.э.)   д.Лимсамо, на северном берегу озера Лимсамо

в том числе Калевала, официальный список с регистрационными номерами их около 80-ти по одной из найденных мной нескольких монографий отделов РАН, тоже приведу ссылку чуть позже, еще не обработано найденное не осмысленно. Пока ссылка на мой сайт страницу Калевалы, я зависла так как пока не знаю что с таким ворохом делать, геокод собственно практически один
http://arh.k156.ru/catviews.php?org_id=228

примерно так выглядит группа с формулировкой в окрестностях поселка Калевала

Цитировать
Стоянка Елменкоски - I, I тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101640553960006

Стоянка и могильник Костомуш I, II тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101740878070006

Стоянка Кепа - IX, V-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740847990006

Стоянка Кепа - VII, V-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740847980006

Стоянка Кепа - VIII, V-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848000006

Стоянка Кепа - X, VI-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848010006

Стоянка Кепа - XII, III-II тыс.до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848020006

Стоянка Кепа - XIII, VI-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848030006

Стоянка Кепа - XIV, VI-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848040006

Стоянка Кепа - XVI, III-II тыс.до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740848050006

Стоянка Кепа-I, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837280006

Стоянка Кепа-II, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837270006

Стоянка Кепа-III, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837250006

Стоянка Кепа-IV, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837230006

Стоянка Кепа-V, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837210006

Стоянка Кепа-VI, II-I тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837200006

Стоянка Кулянярви-IV, IV-III тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837180006

Стоянка Лимсамо - I, VI-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740847970006

Стоянка Лимсамо - III, V-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740847960006

Стоянка Ломозеро - II, III-II тыс.до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101640553910006

Стоянка Ломозеро - III, IV-II тыс. до н.э.
ППП РК от 25.05.1998 г. №333 101740847950006

Стоянка Суопосальми-II, III тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837170006

Стоянка Суопосальми-III, III-I тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837160006

Стоянка Суопосальми-IV, III тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837140006

Стоянка Суопосальми-V, III тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837130006

Стоянка Хапьярви I, III-II тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553930006

Стоянка Хапьярви II, IV-I тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101740825870006

Стоянка Хяме I, VI-V тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101740878080006

Стоянка Чикша-I, VI-V тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837090006

Стоянка Юлиярви I, III тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553850006

Стоянка Юлиярви II, IV тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553830006

Стоянка Юлиярви III, IV тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553810006

Стоянка Юлиярви IV, IV тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553790006

Стоянка Юлиярви V, IV тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553770006

Стоянка Юлиярви VI, IV тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553710006

Стоянка Юлиярви VII, III-II тыс. до н.э.
РПП РК от 12.08.1994 г. №142-р 101640553750006

Стоянка Юлиярви VIII, V-IV тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837110006

Стоянка Юлиярви-IX, III тыс. до н.э.
ППП РК от 15.12.1997 г. №831 101740837100006

Ансамбли (федерального значения):,


Группа из 7 поселений (стоянок) первобытной эпохи, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров Карельской АССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740006

,


памятники в составе ансамбля:,


- поселение Ювалакша II, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740076

- поселение Ювалакша III, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101641000740016

- поселение Ювалакша IV, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740026

- поселение Ювалакша V, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740046

- поселение Ювалакша VI, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740056

- поселение Ювалакша VII, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101641000740036

- поселение Ювалакша VIII, мезолит, неолит (V-III тыс. до н.э.)
Постановление Совета Министров КАССР от 20.04.1987 г. №149 101741000740066

Сокращения ППП - Постановление Председателя Правительства, РПП - Распоряжение Председателя Правительства


Найдено на официальном сайте под названием "Объекты культурного наследия", скопирована только часть, там еще тьмы и тьмы


http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/spiski-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-po-rajonam-i-poselenijam-respubliki-karelija/kaleval-skij-r-n/

Обзорное описание этого комплекса в общих фразах без описания конкретных стоянок нашла в нескольких работах РАН примерно с 2017 по 2015 год, потом добавлю их отдельно , они очень большие надо выбирать тексты для цитат.


Дальше будет Ухта и Омск



Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1091 : Март 19, 2021, 15:27:04 »
Ухта в Республике Коми, это прямые соседи Карелии, а через одних соседей дальше на Восток после Архангельской области, пока научные работы не искала

https://izverzhenie-vulkana.ru/2018/04/drevnyaya_uhta.html



Уникальной археологической находкой является Ухтинский клад. Он хранится и экспонируется в Москве в Государственном историческом музее и в Государственном Эрмитаже Петербурга. Клад состоит из 30 вещей, 29 из них – пермского звериного стиля. По мнению специалистов, эти предметы исходят из культового места (святилища), которое существовало в районе Ухты в I тыс. н. э.

Значительным памятником археологии является Седьюская пещера, которая располагалась на левом берегу реки Седью. К сожалению, в 1955 году она была уничтожена при добыче известняка и утрачена для дальнейшего изучения. В 1902 году при обследовании пещеры Д. А. Русанов собрал кремневые наконечники стрел, отщепы, кости и зубы животных. По комплексу собранных вещей можно предполагать, что пещера являлась святилищем древних коми.

Об Эшмесской пещере впервые историки услышали еще в 1920-е годы. В 1981-1982 годах в Эшмесской пещере были произведены раскопки. В результате археолог А. М. Мурыгин обнаружил наконечники стрел, а также изделия из серебра и бронзы, в том числе две серебряные монеты: одна из них иранская 946-47 гг., другая чеканена в Германии в 1002-24 гг. Также Мурыгин вывез из пещеры деревянного идола, который датируется 890 г. В основном все находки датируются 10-11 вв. Сейчас они выставлены в экспозиции историко-краеведческого музея Ухты. Эшмесская пещера – это родовое святилище, а предметы, найденные во время раскопок, были приношениями деревянным идолам.

Ухтинский клад, Седьюская и Эшмесская пещеры - значительные археологические памятники для изучения древней истории и культуры всего Европейского Северо-востока.

Согласно результатам раскопок, самые первые люди появились еще 5 тысяч лет назад в в междуречье реки Ухты и реки Чибью. Почти все поселения каменного и бронзового веков расположены на высоких боровых террасах, незатопляемых во время наводнений, богатых дичью, грибами, ягодами.

В черте города самой первой была обнаружена стоянка Ухтинская в Детском парке. Здесь были собраны кремневые орудия труда, отщепы, нуклеус. Все находки относятся к эпохе неолита и к бронзовому веку (III тыс. до н. э. – II тыс. до н. э.). Позже были открыты древние поселения Ухта II и Ухта IV.

Поселение Ухта II состоит из нескольких пунктов и находится на территории современного горзеленхоза и огородов у дома № 6 по улице Пушкина. Обнаруженные здесь находки датируются III-II тыс. до н. э.

Поселение Ухта IV расположено примерно в 2-х километрах от Детского парка, на левом берегу реки Ухты. Поселение датируется концом II-I тыс. до н. э.

Стоянка Ухта III расположена по улице Загородной. Она была открыта юными краеведами в начале 1990-х годов. 150 кремневых предметов были собраны прямо на огороде одного из домов. Их приблизительная дата - III тыс. до н. э. Тогда же был обнаружен железный наконечник стрелы эпохи средневековья. Ему удалось найти аналогии в древней Мангазее XVI-XVII вв.

Во время лодочного похода по рекам Тобысь и Ухта в начале 1990-х годов в устье реки Ухтарка было обнаружено поселение Усть-Ухтарка I. В 1993 г. в результате разведок и раскопок на поселении Усть-Ухтарка I было найдено более 4 тысяч предметов. Этот памятник оказался разновременным и многослойным. Можно предполагать, что это место в течение длительного времени, начиная с эпохи ранней бронзы и до средневековья, использовалось как поселение нашими далекими предками. Особенно интересными находками была лепная керамика, относящаяся к ананьинской культуре VI-VII вв. до н. э., и керамика раннего средневековья, а также кострище.

На низкой надпойменной террасе у реки были собраны отщепы, кремневые орудия, фрагменты керамики. Этот комплекс предметов был отнесен к другому памятнику – Усть-Ухтарка III. На еще одной стоянке - Усть-Ухтарке II были также найдены следы древнего быта. Этот комплекс можно отнести к раннему бронзовому веку.

Позже юные археологи обследовали высокий берег реки Ухты, вблизи базы отдыха «Крохаль», где обнаружили фрагменты керамики эпохи бронзы (II тыс. до н. э.). Рядом со стоянкой Крохаль I, чуть выше по течению были найдены еще два пункта с кремневым материалом.

Местечко Веселый Кут древние охотники облюбовали еще в начале неолита (III тыс. до н. э.). На боровой террасе по правому берегу реки Ухты обнаружены три древних поселения: Веселый Кут I, II и III. Найденные здесь предметы можно датировать эпохой раннего неолита Находки, а на стоянках Веселый Кут II и III - относятся к эпохе бронзы.

Изучив археологические находки нашего района, можно говорить о том, что заселен он был еще в глубокой древности. Археологические памятники, обнаруженные здесь, относятся к разным периодам каменного, бронзового, железного веков. Они являются единственным источником информации о жизни древнего населения Ухты. Мы можем иметь примерное представление о хозяйстве, религии, уровне искусства, межплеменных отношениях людей далекого прошлого. Большинство памятников разрушено хозяйственной деятельностью современного человека, уцелели лишь те, что расположены в малодоступных местах.



Омск

http://dostoyanieplaneti.ru/4435-mskaya-stoyanka

Омская стоянка — группа памятников культурно-археологического наследия, расположенная в Омске, в районе нынешнего профилактория «Восход» рядом с природным парком «Птичья гавань».

Объект включает в себя поселения, могильники, стоянки и мастерские, датируемые периодами от VI тысячелетия до н. э. до XIII века н. э. Научное исследование комплекса началось в 1927 году В. П. Левашовой и продолжается в настоящий момент Борисом Кониковым.

Историческая значимость Омской стоянки очень велика, она является исключительно содержательным источником информации об истории сибирского края. Во время раскопок было обнаружено более 2000 археологических памятников. Найденные экспонаты хранятся в Государственном историческом музее, а также в археологической коллекции Омского историко-краеведческого музея (более семи тысяч находок).

Первые поселенцы пришли в богатые рыбой и зверем омские земли в VI тысячелетии до н. э. и разместились в районе устья реки Замарайки, левого притока Иртыша. Они принадлежали к европеоидно-монголоидной расе и были высокого роста: мужчины — около 200 см, женщины — около 170 см. Они возвели полуземлянки, в которых жили, и могильник. Их мёртвые были захоронены на спине, вытянуто, головой к Иртышу и со скромным инвентарём для загробной жизни: каменными ножами и скребками; у одного мужчины было ожерелье из двух клыков росомахи. Пищу готовили на кострах, а из разных пород камня (как собранных здесь, так и привезённых с юга по Иртышу) изготавливали наконечники для стрел разных типов: на птицу, на пушного зверя или на крупных копытных вроде лосей, которых добывали ловушками-самострелами. Рыболовство было круглогодичным и с использованием разных приёмов, в том числе доживших до современности. Помимо этого, поселенцы собирали дикорастущие травы и ягоды.

В эпоху неолита здесь появилось новое население — активные охотники и рыболовы. Они обрабатывали каменные наконечники своих стрел техникой отжимной ретуши, из-за чего те казались отполированными. Также у них появилась и глиняная посуда, позволяющая приготавливать горячую пищу и тем значительно изменившая образ жизни. Горшки были украшены узорами из ямок и горизонтальных линий, отражая пока не расшифрованные верования поселенцев.

В бронзовом веке (II тысячелетие до н. э.) здесь жили представители развитой андроновской культуры — скотоводы, земледельцы, воины и торговцы, оставившие после себя множество бронзовых предметов. Поскольку в районе Омска нет сырья для изготовления бронзы, омские андроновцы покупали её в Южной Сибири и Казахстане, устанавливая торговые отношения с территориями, удалёнными на тысячи километров. Андроновцы занимали это место в течение нескольких веков.

В эпоху поздней бронзы (X—VIII веках до н. э.) на территории Омской стоянки поселились представители ирменской культуры. Эти люди разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, сеяли рожь и овёс. Также они обладали более развитой, чем у андроновцев, металлургией бронзы и оставили обширные коллекции художественной бронзы, теперь хранящейся во многих сибирских и европейских музеях. Кроме того, ирменцы основали городище Большой Лог в 12 км выше устья Оми в черте будущего Омска — большой посёлок, напоминающий город. Здесь также обнаружены самые ранние бронзовые удила — свидетельство того, как ирменцы освоили верховую езду на лошади. Это один из поворотных моментов в истории человечества, так как именно благодаря этому в раннем железном веке возникли первые кочевые империи, чьи потомки очень серьёзно повлияли на евразийскую историю.



Вроде все это в мои карты надо включать не смотря на отсутствие их в справочниках типа Википедии, а списков полных на территории России я не нашла пока. Такое чувство ткни в любой областной центр и обретешь стоянку от 1 до 3 тысяч лет до нашей эры. И через одного областного центра до 3-6 тысяч лет до н.э. Их действительно в эту эпоху уже столько?
Или просто мне так попалось. Дальше выяснится что их значительно меньше и не очень древних.

Уж про остальные страны я пока даже не мечтаю, даже нет идей как я там буду искать, дожить еще надо до этого потом думать или ограничиваться своей страной плюс широко известным, или наоборот пока до этого дойдет станет понятно как быть дальше.

Все это в общем-то размышления вслух и не требует ответа, если он потом когда нибудь появится то хорошо. И я пока не уверена, что смогу отвечать если будет реакция. Пока вроде ковид мой затих, что делать не ясно, сижу потихоньку иногда заполняю карты, но в основном кино смотрю и не напрягаюсь как  советуют специалисты

« Последнее редактирование: Март 19, 2021, 15:39:48 от Шаройко Лилия »
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1092 : Март 19, 2021, 19:37:55 »
По Ухте Коми - нашла откуда эту часть текста выкроили

http://atlas.ukhta-lib.ru/древности-ухты

Электронная версия издания:
Историко-культурный атлас г. Ухты: научно-популярная литература / ред.-сост. И. Д. Воронцова. - Ухта, 2009. - 507 с.

еле нашла, все остальное какие то фрические магико-этнические сайты и перекопипаст в них приведенного мной куска
Но сам текст вполне нормального научного содержания вроде бы на вполне консервативном ресурсе и там более развернуто.

Автор не доктор наук но все таки археолог:

http://atlas.ukhta-lib.ru/authors

Цитировать
Федотова Татьяна Александровна

Археолог. Родилась 19.08.1954 г. в п. Дутово Вуктыльского района. Окончила исторический факультет Пермского государственного университета (1977).

Список стоянок и находок в конце  - в основном 1-3 тысячелетие до н. э. То есть они реально существуют и датированы именно этим периодом.


Не совсем ясно из текста как сменялись поколения стоянок, нет описания 4000 найденных предметов

Конечно литье бронзового века это уже период 7-8 века нашей эры.


Ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами.
VII-VIII вв. р. Ухта. Бронза, литье, 12 x 16 см. Государственный исторический музей




Довольно тонкая работа, вероятно первые грубые намного старше. Не ясно мне пока как культура путешествовала. Создавалась ли на месте от периода 3 тыс лет и сколько заимствований. Если таких стоянок похожего периода множество по близлежащим областям, то заимствования были неизбежны.


« Последнее редактирование: Март 19, 2021, 19:57:26 от Шаройко Лилия »
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 2994
    • Астрофизика, история России и мира, археологические карты
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1093 : Март 19, 2021, 19:57:57 »
Ажурная бляха с летящими птицами и поднятыми вверх лосиными головами.
VII-VIII вв. р. Ухта. Бронза, литье, 12 x 16 см. Государственный исторический музей

http://atlas.ukhta-lib.ru/images/nature/ancient/ancient-05.jpg


не ясно что этой-то картинке мешает отображаться как картинке




Еще порылась на предмет достоверности Там написано что существует клуб Ермак и автор статьи Федотова его руководитель с 1982 года. Насколько понимаю часть открытий во времена 80-х и 90-х сделали вот эти дети и подростки:

http://atlas.ukhta-lib.ru/images/nature/ancient/ancient-11.jpg

Цитировать
Стоянка Ухта III расположена по ул. Загородной. Она была открыта юными краеведами в начале 1990-х годов. В 1994 г. подробно изучалась археологами А. Л. Багиным и Н. Н. Чесноковой. 150 кремневых предметов были собраны на грядках и огороде одного из домов. Их приблизительная дата III тыс. до н. э. Тогда же был обнаружен железный наконечник стрелы эпохи средневековья. Ему удалось найти аналогии в древней Мангазее XVI-XVII вв. Этот археологический памятник оказался сильно разрушен.

Один из археологов упомянутый при поисках, в начале 90-х ему должно было быть 20 потом трансформировался в кандидата исторических наук:

Багин Алексей Львович, 1974 г. р. Археолог, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Коми научного центра УРО РАН. Воспитанник клуба «Ермак». Окончил Сыктывкарский государственный университет.

В общем достоверность нормальная, и не буду больше занудствовать, я так понимаю мне еще таких поисков предстоит вагон и интересно это будет только мне.
« Последнее редактирование: Март 19, 2021, 20:14:54 от Шаройко Лилия »
Лекции ученых с навигаторами http://arefiev.k156.ru/lekt.php

Оффлайн Gundir

  • Участник форума
  • Сообщений: 2939
Re: Археологические культуры, где бы почитать?
« Ответ #1094 : Март 19, 2021, 20:25:12 »
Об Эшмесской пещере впервые историки услышали еще в 1920-е годы. В 1981-1982 годах в Эшмесской пещере были произведены раскопки. В результате археолог А. М. Мурыгин обнаружил наконечники стрел, а также изделия из серебра и бронзы, в том числе две серебряные монеты: одна из них иранская 946-47 гг., другая чеканена в Германии в 1002-24 гг. Также Мурыгин вывез из пещеры деревянного идола, который датируется 890 г. В основном все находки датируются 10-11 вв. Сейчас они выставлены в экспозиции историко-краеведческого музея Ухты. Эшмесская пещера – это родовое святилище, а предметы, найденные во время раскопок, были приношениями деревянным идолам.

Ухтинский клад, Седьюская и Эшмесская пещеры - значительные археологические памятники для изучения древней истории и культуры всего Европейского Северо-востока.
Я не очень понимаю, Лилия, зачем Вы все это делаете. Вообще то, в Союзе был проект - археологические карты региона. Там были гранты. Люди не просто сводили все известные памятники, а ехали в экспедиции, находили эти памятники, описывали, фотографировали, составляли историческую справку. Может быть, Вам взять за основу работы их труды? Чтобы велосипед по блогерским выкладкам не изобретать. А этого козла, Мурыгина, я в свое время неплохо знал, не один раз вместе водку пили