Абстрактное и художественное мышления человека. Современное мышление.

Автор user, октября 14, 2011, 13:37:06

« назад - далее »

user


Арон.

   Ответ коллеге Dessa : Вот именно для сапиенсов символическое, художественное мышление наверняка было решающим преимуществом перед прочими гоминидами, ибо развивало фантазию, умение планировать и пр. Ведь письменность произошла из наскальной живописи.
      Сами древние наверняка мыслили другими категориями, но чисто интуитивно понимали, что вера в духов, различные обряды, религиозные церемонии  есть один из способов развития ихних мозгов.
      То есть именно абстрактное, символьное, художественное мышление оказалось необходимым для выживания хомо сапиенсов как вида.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Dessa

Я думаю, это следствие развития мелкой моторики, связи рука- мозг, а также речи.
То есть вначале была обработка орудий труда (см. книгу "Эволюция человека" А. Маркова), благодаря чему стимулировались зоны мозга, которые потом стали контролировать речь, а потом, как снежный ком, количество перешло в качество - возникло художественное мышление, фантазия и проч. и проч.
Кстати, недаром логопеды- дефектологи, обучая детей с нарушениями речи, активно развивают мелкую моторику, которая действительно часто нарушена у них, и рисуют они неважно. Где-то в мозгу все тесно связано - речь, мелкая моторика, воображение и т.д... и все идет оттуда, из глубины времен...
Если бы художественное мышление было бы жизненно необходимо для выживания, все подряд были бы классными художниками. Ан нет. :P многие взрослые все же рисуют, как дети.  Почему? А речь развита более или менее  у всех. То есть речь важнее и возникла раньше, чем художественное мышление? Отбора по художествам еще не произошло?  Что-то сегодня я многословна. :)

Да, а у неандертальцев, значит, и вовсе был этап развития промежуточный между развитием речи и художественным воображением. Поэтому мало всяких красивых штучек после них осталось. (или их вообще нет?:)



василий андреевич

Тут уж не раз дискутировали - что сделало человека человеком. В принципе, хорошая грань - это переход на образное/абстрактное мышление, а зауженная грань - это обожествление содежания в "форме".
  Без моторики нет рисунка, без рисунка, нет развитой моторики. Яйцо и курица, как развивающийся контур взаимодействия причинно-следственной цепочки.

abram

Цитата: Dessa от ноября 11, 2012, 23:42:12
Если бы художественное мышление было бы жизненно необходимо для выживания, все подряд были бы классными художниками. Ан нет. :P многие взрослые все же рисуют, как дети. 
Т.е. даже дети у сапиенсов сплошь художники.
Цитата: Dessa от ноября 11, 2012, 23:42:12
Почему? А речь развита более или менее  у всех.
С чего Вы это взяли? Речь более-менее развита у всех примерно также как и детские художественный способности. А вот настоящих мастеров словесности, как и живописи, очень мало.

Цитата: Dessa от ноября 11, 2012, 23:42:12
Да, а у неандертальцев, значит, и вовсе был этап развития промежуточный между развитием речи и художественным воображением. Поэтому мало всяких красивых штучек после них осталось. (или их вообще нет?:)
Точно такой же этап был и у сапиенсов, ведь если анатомически современному человеку далеко за 100 килолет, то психологически современному от силы 40 килолет. И тут трудно сказать насколько была развита речь у сапиенсов до появления психологически современных людей и отличалась ли таковая чем-нибудь от неандертальской речи.

Dessa

Цитата: abram от ноября 12, 2012, 01:51:47
Т.е. даже дети у сапиенсов сплошь художники.

А кто-нибудь слышал про теорию нарушенного онтогенеза? Некоторые ее сторонники утверждают, что дети, которые пропустили какой-либо из онтогенетических этапов - например, не ползали, а сразу пошли - имеют проблемы с успеваемостью в школе, плохую моторику, воображение и проч.
Сейчас, конечно, невозможно узнать, в какой последовательности развивались моторные навыки у наших предков. была ли у них стадия ползания или они вставали и сразу шли... Но за подобными нарушениями в развитии современных детей можно усмотреть что-то более древнее. М.б. младенческое ползание появилось в довольно позднее время, например, в безопасных пещерах и хижинах дети могли себе позволить данный этап развития. А в открытой саванне - маленьким австралопитекам приходилось слезать с маминой  волосатой спины и сразу вставать на ноги, чтобы не потеряться в высокой траве...

Кстати, есть такие люди - нейропсихологи - они занимаются теорией замещающего онтогенеза. Т.е. детей с пропущенными этапами онтогенеза, тех, кто в 7 месяцев вместо ползания сразу побежал, заставляют заниматься повторным прохождением всех этапов нормального онтогенеза, с использованием спец. упражнений. Говорят, помогает улучшить успеваемость в школе.)))

Дж. Тайсаев

Цитата: Dessa от ноября 12, 2012, 20:20:46
А кто-нибудь слышал про теорию нарушенного онтогенеза? Некоторые ее сторонники утверждают, что дети, которые пропустили какой-либо из онтогенетических этапов - например, не ползали, а сразу пошли - имеют проблемы с успеваемостью в школе, плохую моторику, воображение и проч.
Сейчас, конечно, невозможно узнать, в какой последовательности развивались моторные навыки у наших предков. была ли у них стадия ползания или они вставали и сразу шли... Но за подобными нарушениями в развитии современных детей можно усмотреть что-то более древнее. М.б. младенческое ползание появилось в довольно позднее время, например, в безопасных пещерах и хижинах дети могли себе позволить данный этап развития. А в открытой саванне - маленьким австралопитекам приходилось слезать с маминой  волосатой спины и сразу вставать на ноги, чтобы не потеряться в высокой траве...

Кстати, есть такие люди - нейропсихологи - они занимаются теорией замещающего онтогенеза. Т.е. детей с пропущенными этапами онтогенеза, тех, кто в 7 месяцев вместо ползания сразу побежал, заставляют заниматься повторным прохождением всех этапов нормального онтогенеза, с использованием спец. упражнений. Говорят, помогает улучшить успеваемость в школе.)))
у меня и сын и дочь тоже не ползали, а сразу пошли и ничего, нормально в школе успевают. Сын даже на олимпиадах побеждает и читать научился в 4 года, причём практически сам, на компьютере
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

А неандеры и архаичные сапиенсы в плане эстетического творчества были примерно на одном уровне, тут попросту часто делают некорректные сравнения среднепалеолитических неандеров с позднепалеолитическими и даже мезолитическими сапиенсами
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Dessa

Ну, не из воздуха же я взяла эту информацию.
Статей на эту тему море.
http://algus-neuro.ru/index.php/neiro-deti-correkctyia/26-l-r

К тому же проявления нарушений онтогенетического развития могут быть разными. Могут быть проблемы, которые не сильно отражаются на успеваемости. Например, в эмоционально-волевой сфере, поведенческие проблемы.

Цитата: Дж. Тайсаев от ноября 12, 2012, 20:30:25у меня и сын и дочь тоже не ползали, а сразу пошли и ничего, нормально в школе успевают. Сын даже на олимпиадах побеждает и читать научился в 4 года, причём практически сам, на компьютере


Dessa

ЦитироватьСейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности. В норме оно должно быть таким.
1. Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
2. Ребёнок лежит на спине.
3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.
4. Ползает по-пластунски.
5. Поднимает руки, упирается.
6. Поднимает голову и охватывает пространство.
7. Садится.
8. Ползает на четвереньках.
9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов. Кроме того, позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу.

Ребёнок осваивает пространство, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается. И не только «право-лево, верх-низ», а пространство, как ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами может оценивать горизонталь. Лежит на животе и, поднимая (опуская) взгляд вверх - вниз способен оценивать вертикаль. При этом голова теперь совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Когда ребенок садится, руки у него теперь свободны, и он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства - перевороты вокруг своей оси через постепенное вставание на четвереньки к долгожданному перемещению.

Ползание, помимо общей стимуляции моторных зон (участков коры, отвечающих за регуляцию движений) также способствует улучшению межполушарного взаимодействия - ведь оно требует согласованного движения перекрестных рук и ног (правая рука - левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. Это способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Также совершенствуется зрительное восприятие - у ребёнка появляется необходимость использовать одновременно оба глаза, и он начинает сводить их вместе. Если же пропустить этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга.

Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела).


Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела, и их соотношений между собой. А значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций - пространственно-временных, причинно-следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Так что благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме (ребенок пишет буквы в их зеркальном отражении). У него будет грязь в тетрадках, плохой почерк. Многие дети, имеющие дизлексию и дисграфию, пропустили стадию ползания.
Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено, что, мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Начинается это искажение на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых детей и внутриутробно.

Целые схемы, которые должны были запуститься, не запускаются.

Ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало поползал и по-пластунски, и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, он их игнорирует. Родители радуются, как он всё быстро делает. А у ребёнка при этом имеется тоническое напряжение – гипер- или гипотонус, он ходит на мысочках. Ребёнок всё время стремится сбросить это напряжение, но оно сохраняется у него до 8, 9 и даже до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок очень травматичен.

При копировании специально разработанных геометрических фигур, ребёнок также странным образом всё искажает. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Например, он может переворачивать рисунок на 90 градусов. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность так называемая хаотичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая сторона поля, часты структурно-топологические ошибки.

И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. Поэтому у такого ребёнка могут быть, например, дисграфии - в 6 -7 лет он пишет > «б», «д», «р» – не в ту сторону. Зная, как ребёнок прошёл своё двигательное развитие, можно предполагать какие проблемы его ждут дальше. И если на это не обращать внимания, возникает целый ряд феноменов.

Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие (речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом). Поэтому логопеды очень много работают с пальчиковой гимнастикой так как через движение идёт воздействие и на речевые зоны.

Если двигательное развитие искажено, ребёнок может не говорить до 3-х лет, или говорить односложные слова, фразовой речи у него нет. Может быть дизартрия (ребёнок не произносит и половины звуков, говорит непонятно, невнятно - «каша во рту»), что уже нехарактерно для его биологического возраста.

Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. А если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения со сверстниками, с родителями. Если ребёнок слабый, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и ребёнок может стать капризным, и плаксивым. Проблемы будут нарастать, и уже к 9 – 10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.
..

анест

Цитата: Dessa от ноября 12, 2012, 21:18:55
ЦитироватьСейчас всё реже и реже можно встретить детей, у которых в младенчестве двигательное развитие проходит в правильной последовательности. В норме оно должно быть таким.
1. Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.
2. Ребёнок лежит на спине.
3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.
4. Ползает по-пластунски.
5. Поднимает руки, упирается.
6. Поднимает голову и охватывает пространство.
7. Садится.
8. Ползает на четвереньках.
9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.
10. Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно. Если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов. Кроме того, позволяют ребёнку без искажений воспринимать пространственную сферу.


Тогда для наглядности надо взять воспитание Маугли - гипотетически...

Dessa

Кстати, возможно, занятия музыкой, вероятно, способны значительно улучшить ситуацию, вызванную нарушением онтогенеза. Часто можно встретить информацию, что обучение игре на каком-либо инструменте улучшает межполушарные связи (тут почему-то вспоминается юный А. Эйнштейн, у которого был некоторые особенности развития и который практически не говорил до 7 лет, и которого мама заставляла заниматься игрой на скрипке). Но что-то мы ушли от темы.)

Dessa

Цитата: анест от ноября 12, 2012, 21:47:19
Тогда для наглядности надо взять воспитание Маугли - гипотетически...

Вы имеете в виду кого-то вроде Гаспара Хаузера? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80
Маугли вроде бы попал к животным уже говорящим, года в 3.)

А почему нужно брать воспитание детей-маугли для наглядности? Там другая тема - пропущенные сенситивные периоды, в которые происходит формирование человеческой речи и проч.  Так и ежу понятно, что лучше бы было все: и правильный онтогенез и правильная среда воспитания, общение с себе подобными.)

Aini


Кстати абстрактным мышлением дети овладевают только приблизительно к 7 годам. До этого у них преобладает образное. Это и способность к концентрации на одной задаче в течении некоторого продолжительного времени и определяет возраст, с которого ребенок отправляется в школу.
У шимпанзе есть образное мышление, насчет абстрактного надо смотреть, скорее нет.

Dessa

Интересно, сколько еще "не ползавших", задетых за живое, проявится в этом топе, рекламируя свои способности?)))