Автор Тема: Интересные новости и комментарии  (Прочитано 248695 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Шаройко Лилия

  • Участник форума
  • Сообщений: 634
    • Просмотр профиля
    • Наука РФ и за рубежом
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1755 : Февраль 07, 2019, 19:19:01 »
Итак вот мы типа пчелки, курс психология сознания, несколько преподавателей -лекторов, основной лектор Аллахвердов Виктор Михайлович
Доктор психологических наук  Должность: профессор, заведующий кафедрой общей психологии

но эту лекцию (2)  ведет Гершкович Валерия Александровна Кандидат психологических наук
Должность: доцент кафедры общей психологии

лекция 2 Модуль 3. Рациональность сознания (Закон Юма) > Сознание и случайность > «Заключение»

https://openedu.ru/course/spbu/PSYCON/


[МУЗЫКА] Итак,
подведем итоги нашего занятия.
Цель сознания, как мы говорили — избавиться от противоречий.
Наибольшее противоречие, с которым сталкивается человек — это случайность,
именно потому, что случайность никогда не соответствует нашим ожиданиям.
Мы говорили о том, что для того чтобы справиться с этой случайностью,
сознание придает случайности статус закономерного.
И это мы назвали законом Юма.
Мы рассмотрели несколько феноменов: из области социальной психологии,
психологии памяти, психологии восприятия и мышления.
Мы говорили об очень разных феноменах,
и внутри каждой из этих областей безусловно существует большое количество
разнообразного рода исследований, конкурирующих гипотез,
экспериментальных исследований, и ведутся до сих пор дискуссии.
Мы бы хотели прояснить, что мы попытались посмотреть на столь разнообразные феномены
через призму одного закона, попытаться увидеть то единое,
что во всех них проявляется.
Таким образом, мы показали что человек случайное совпадение не
воспринимает и интерпретирует их и дает им объяснение.
Мы также увидели, что сознание структурирует реальность,
и находит структуру даже в самых случайных последовательностях.
Мы обнаружили, описывая, что если сознание
строит детерминацию явления, видит причинно-следственную связь,
то это позволяет человеку действовать на его основе, то есть предсказывать события.
Это связано с тем, что если у человека совпадают внутренние переживания и
внешние реалии, то он приписывает себе причину этих явлений.
Иногда это ведет к успеху и позволяет человеку действовать.
Однако, если эти случайные совпадения никак не поддаются контролю,
то человек аттрибутирует себе неуспех, и в итоге останавливается от действия.
На самом деле, третье следствие закона говорит нам о том,
что сознание не переживает случайность как данность,
и поэтому не способно генерировать случайных последовательностей.
И так как он обладает логическим концептом случайностей то пытается использовать
разнообразные стратегии.
Конечно, мы рассмотрели не все явления, а увидели лишь отдельные аспекты
мифологического мышления, мышления детей, иллюзию контроля, парейдолические иллюзии.
Однако, мы только начали наше путешествие по законам сознания.
И чуть дальше вы узнаете, как различные законы могут попытаться объяснить те
вопросы, которые у вас еще может быть остались.
А мы попытаемся объяснить всю работу сознания через призму серии единых
законов.
[МУЗЫКА]

После этого задается вопрос

Древние греки, как известно, назначали должностных лиц по жребию. Как Вы думаете, какой логикой они при этом руководствовались?
1. Случай отражает законы судьбы, и потому никакое назначение не будет случайным
2. Нельзя предсказать, кто будет хорош на той или иной должности, и потому следует положиться на случайность
3. Дань традиции, которая не несла никакого дополнительного смысла


Система в этом вопросе устроена так: Количество ответов может быть любым, то есть не один из трех, а например первый и третий , все три, только второй, только третий, вроде 24 варианта ответа

В лекциях мнение авторов по вопросу как думали греки не высказывается вообще.

В Википедии про эту систему написано так

https://ru.wikipedia.org/wiki/Выборы_по_жребию

Цитировать
Выборы по жребию существовали в прошлом у некоторых народов, но наибольшую известность получили выборы по жребию, применяемые в демократическом устройстве древних Афин. В Афинах классического периода (V век до н. э.) большинство должностных лиц и члены коллегиальных органов управления выбирались путём жребия. Обычно выбор производился с помощью бобов. В один сосуд клали соответствующее количество черных и белых бобов, а в другой имена кандидатов. Выемка из сосудов производилась одновременно. Белый боб означал, что кандидат избран. Древние греки считали, что таким образом проявляется воля богов. Однако кроме сакрального смысла они осознавали и практическую ценность данного метода, который сводил на нет усилия кандидатов, которые в современных терминах можно назвать «предвыборными технологиями» и которые в то время осуждались, как антиобщественные[1][2]. Выборы по жребию могли ограничиваться гражданами определенного имущественного ценза, или проводиться среди кандидатур, выбранных прямым голосованием.

Что я понимаю, зная немного историю религии, психологию греков и прослушав курс, в котором авторы в самом начале сообщают, что

____________________________________

(этому посвящена вся лекция 2) описываются приемы, которые заявлены как притягивание доказательств за уши (типа правильные лебеди малиновые, вам только кажется что вы видели сон про облака, на самом деле это были разновидности пениса). Потом с помощью тех же приемов начинают доказываться другие постулаты, на этот раз как верные.

Словосочетание случайные явления повторяется так часто, что девушка лектор воспринимается, как считающая их доминирующим в окружающем пространстве (часто в примерах случайными объявляются события, имеющие физически вполне внятные закономерности), на базе этого аксиомата начинаем усиленно утверждать закономерности, структурировать реальность вокруг себя по произвольным критериям, обьявлять правильных лебедей малиновыми, по дороге непрерывно объясняя, что сознание ищет закономерности там, где они и не ночевали даже(Законы Юма).
________________________________________

я понимаю, что в данном случае при такой политике авторов любое сочетание ответов может быть занесено ими в панели управления как правильное

Возможностей ответить - неизвестное число. В каждом тесте оно разное, здесь не указано вообще.

Что я делаю как пчела. Прослушиваю все лекции, как версия мира интересно. Сдавать даже не собираюсь начинать. Шансов ноль.



Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 7047
    • Просмотр профиля
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1756 : Февраль 08, 2019, 14:38:42 »
Губаны-чистильщики узнали себя в зеркале
https://nplus1.ru/news/2019/02/08/self-awared-fish
Цитировать
Рыбы губаны-чистильщики (Labroides dimidiatus) прошли знаменитый зеркальный тест на самосознание: японские ученые выяснили, что при помещении к стенке аквариума зеркала рыбы начинают вести себя странно и агрессивно по отношению к своему отражению, но со временем начинают понимать, что это они сами. В их статье, опубликованной в журнале PLoS Biology, поднимается вопрос о том, значит ли это то, что рыбы в действительности обладают самосознанием, или же зеркальный тест в действительности не такой точный.

Зеркальный тест был впервые разработан и протестирован в 1970-х годах психологом из Университета Олбани Гордоном Гэллапом-младшим (Gordon Gallup Jr.). Его основаная задача — изучение того, обладает ли животные способностью к пониманию границ собственного тела, то есть самосознанию. Сам Гэллап впервые испробовал тест на шимпанзе: для этого на тело животного в бессознательном состоянии была нанесена красная краска без запаха, после чего его отпускали к зеркалу. В случае, если особь прикасается к пятну, которое без зеркала увидеть нельзя, ученые делают вывод о том, что животное понимает, что в зеркале — его отражение, а не другая особь. Помимо людей (у нас эта способность чаще всего развивается к середине первого года жизни) и шимпанзе зеркальный тест также проходят другие виды приматов, а также некоторые дельфиновые.

Ученые под руководством Масанори Кохда (Masanori Kohda) из Университета Осаки решили проверить способность узнавать себя в зеркале у рыб. Участники нового исследования, губаны-чистильщики, — симбиотические чистильщики, которые чаще всего живут на теле более крупной хищной рыбы, очищая ее и питаясь полученными от нее отходами.

Ученые поместили в аквариум десять рыб и какое-то время понаблюдали за их поведением. После к одной из стене аквариума поставили зеркало, и семь из десяти рыб начали вести себя агрессивно, пытаясь атаковать свое отражение: наиболее агрессивное поведение наблюдалось в первый день эксперимента и снизилось к седьмому.

Затем рыбы начали плавать вверх и вниз около зеркала: по словам ученых, такое поведение нетипично для рыб и не наблюдалось ни у контрольной группы, ни у особей этого вида в предыдущих исследованиях.

Наконец, под чешую рыб в районе брюха ввели пятно красной краски (контрольной группе ввели прозрачную жидкость) и снова пустили их к аквариуму. Ученые заметили, что рыбы стали поворачиваться к зеркалу брюхом и «осматривать» пятно, после чего пытались соскрести его — терлись о дно аквариума. Ученые также оставили красное пятно на стенке аквариума, но к нему рыбы были безразличны.


Способность узнавать себя в зеркале — не врожденная даже у человека и обычно разделяется на несколько фаз. В первую фазу отражение считается другой особью, в отношении которой проявляется либо агрессивное поведение, либо просто заинтересованность. Во вторую фазу у особи наблюдается поведение, нехарактерное в отсутствии зеркала: считается, что в это время она проверяет, повторяются ли движения в отражении. Наконец, вывод о том, что особь может узнать себя в зеркале, делается тогда, когда она начинает исследовать свое отражение — например, когда смотрит на красную точку, которую не видно без использования зеркала.

Ученые заключили, что заметили у губанов-чистильщиков все характерные фазы развития способности узнавать себя в зеркале. Тем не менее, они не утверждают, что это значит, что рыбы обладают способностью к самосознанию. В статье они скорее поднимают дискуссию о валидности теста с зеркалом, отмечая возможность того, что прохождение такого теста может говорить о том, что в поведении, которое особь (любая особь, не только рыба) показывает, видя себя в зеркале, задействованы другие эволюционные и когнитивные механизмы, которые необязательно значат то, что она в действительности обладает самосознанием.

Несмотря на многообещающие результаты, работу, поэтому, можно считать спорной. Об этом также говорит редакторское замечание к статье, также опубликованное в PLoS Biology: его автор, психолог из Университета Эмори Франс де Ваал (Frans de Waal) отметил, что поведение, которое показали рыбы в проведенном эксперименте, скорее напоминает прохождение теста гиббоновыми, а не более развитыми приматами гоминидами, которые включают в себя человека. Назвать рыб способными к самосознанию, по его мнению, губанов-чистильщиков нельзя. Тем не менее, авторы статьи собираются реплицировать полученные данные в будущих экспериментах.

В 2017 году американские ученые попытались разработать подобие зеркального теста для собак, у которых основное средство восприятия — не зрение, а обоняние. Добавляя в их мочу различные примеси, они заметили, что собаки по-разному реагируют на разные запахи, что, впрочем, не говорит об их способности к самосознанию.
P.S. Интересная фраза о валидности данного теста... На мой взгляд, очень даже актуальная...
« Последнее редактирование: Февраль 08, 2019, 14:41:59 от ArefievPV »

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 7047
    • Просмотр профиля
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1757 : Февраль 18, 2019, 06:11:08 »
Клетки поджелудочной железы способны к перемене участи
https://www.nkj.ru/news/35594/
Нехватку инсулина при диабете могут восполнить перевоспитанные клетки, которые раньше никакого инсулина не синтезировали.
Цитировать
Инсулин вырабатывает поджелудочная железа, но это далеко не единственный её гормон. Эндокринные клетки поджелудочной производят ещё и глюкагон, чьё действие противоположно инсулину (глюкагон повышает уровень глюкозы в крови), и панкреатический полипептид, который регулирует пищеварение, и гормон грелин, который называют одним из «гормонов голода», и ещё некоторые другие.

(Поджелудочная также синтезирует немногие пищеварительные ферменты, которые выбрасывает в кишечник, но речь сейчас не о них.) Клетки, которые их синтезируют, называются α, β, δ, ε и PP. Они собраны в скопления – так называемые островки Лангерганса, причём в каждом островке есть клетки разных типов.

Бета-клетки, которые синтезируют инсулин, при диабете портятся и гибнут. Их пытаются восстанавливать с помощью разных биотехнологических методов, чаще всего – с помощью стволовых клеток. Однако не так давно исследователи из Женевского университета показали, что другие эндокринные клетки поджелудочной могут сами начинать синтезировать инсулин, замещая бета-клетки. Те эксперименты ставили на клетках мышей, но буквально на днях в Nature вышла новая работа, в которой говорится, что к перемене участи способны и человеческие клетки.

Исследователи взяли образцы клеток из островков Лангерганса у здоровых людей и больных диабетом; для эксперимента отобрали α-клетки, которые обычно синтезируют глюкагон, и PP-клетки, синтезирующие панкреатический полипептид. В клетки ввели краситель, который позволял следить за синтезом инсулина. Затем из этих клеток слепили искусственные островки Лангерганса, состоявшие из клеток только одного типа (α или PP).

Оказалось, что в таких островках клетки сами по себе активировали некоторые гены, необходимые для продукции инсулина. То есть клетки чувствовали, что рядом с ними не хватает инсулиновых β-клеток, и старались их нехватку восполнить. Но для того, чтобы клетки действительно начали синтезировать инсулин, нужно было их дополнительно подтолкнуть – им вводили гены, кодировавшие белки, которые были необходимы для активации одного-двух ключевых инсулиновых генов. У β-клеток эти гены-регуляторы работают и так, но с их коллегами, которые обычно заняты другими гормонами, требовалось предпринять вот такие дополнительные шаги.

И клетки действительно занялись инсулином: через неделю его синтезировали и секретировали уже 30% α-клеток. РР-клетки в этом смысле были даже более эффективны, они даже научились чувствовать глюкозу и синтезировать инсулин в ответ. Причём гормональную специализацию меняли как клетки от здоровых людей, так и от диабетиков, то есть диабет никак не влиял на потенциальную способность других клеток поджелудочной синтезировать инсулин. А когда такие клетки пересадили мышам с диабетом, то симптомы болезни у животных исчезли, уровень сахара пришёл в норму, а сами клетки продолжали работать и спустя полгода после пересадки.

Авторы работы отдельно отмечают, что клетки не перерождались в клетки другого типа, то есть альфа оставались альфами, а не бетами. Как известно, диабет первого типа возникает из-за аутоиммунной реакции на инсулиновые β-клетки. Но на α-клетки иммунитет раздражаться не должен, и если заставить их производить инсулин, то это стало бы удачным решением проблемы диабета (по меньшей мере, первого типа).

Исследователи устроили встречу таким α-клеткам с Т-лимфоцитами от больных диабетом – и лимфоциты лишь в очень слабой степени отреагировали на α-клетки. Так что такое перевоспитание клеток поджелудочной железы действительно могло бы помочь в некоторых болезнях, связанных обменом веществ; нужно лишь найти метод перевоспитания, который можно было бы ввести в повседневную клиническую практику.
« Последнее редактирование: Февраль 18, 2019, 06:14:38 от ArefievPV »

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 7047
    • Просмотр профиля
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1758 : Февраль 18, 2019, 06:44:42 »
Древняя континентальная кора могла образоваться из-за падения крупных метеоритов
https://elementy.ru/novosti_nauki/433430/Drevnyaya_kontinentalnaya_kora_mogla_obrazovatsya_iz_za_padeniya_krupnykh_meteoritov
В местах падения на поверхность Земли астероидов и крупных метеоритов образуются ударные кратеры, а энергия, выделяющаяся при таких событиях настолько велика, что породы внутри кратера плавятся, заполняя его магматическим расплавом. При остывании этого расплава происходит расслоение (дифференциация) по плотности и составу, а после кристаллизации возникают крупные расслоенные интрузии (магматические тела), строение которых весьма напоминает строение континентальной земной коры. Исследование ударного кратера Садбери (Канада) показало, что в доархейское время, когда Земля подвергалась массированной метеоритной бомбардировке и практически вся ее поверхность была покрыта расплавом, именно по такой схеме могло происходить становление континентальной земной коры и зарождение материков.

Цитировать
Первые блоки континентальной коры (кратоны) возникли на Земле еще в архее, 2,4–4,0 млрд лет назад. Кратоны составляют «ядра» всех континентов. Согласно теории тектоники плит, вокруг этих «ядер» непрерывно идет наращивание континентальных окраин за счет переплавления погружающейся в зонах субдукции океанической коры вместе с осадочным слоем. Но как образовались сами архейские кратоны, если первые достоверные признаки движения литосферных плит фиксируются лишь начиная с позднего протерозоя (1 млрд лет назад)?
Цитировать

Рис. 3. Модель формирования расслоенного магматического комплекса Садбери: а — импактное событие (падение астероида) привело к образованию кратера, заполненного магматическим расплавом (красный); b — возникновение конвекции в первично однородном гранодиоритовом расплаве; с — образование слоев меланоритов (зеленый) в основании и кровле массива, частичное разрушение кровли; d — завершающая стадия расслоения массива. В конце концов формируется разрез, полностью аналогичный трехслойному разрезу континентальной земной коры: сверху осадочный слой (голубой), затем «гранитный» слой (гранофиры — желтый) и «базальтовый» слой, состоящий из основных пород (норитов — зеленый) внизу. Зеленые треугольники и прямоугольники — фрагменты меланоритов кровли. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Communications
P.S. Так понимаю, что модель зарождения кратона авторы показали на примере комплекса Садбери...
« Последнее редактирование: Февраль 18, 2019, 06:50:38 от ArefievPV »

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 7047
    • Просмотр профиля
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1759 : Сегодня в 10:36:17 »
Как мы видим контраст
https://www.nkj.ru/news/35610/
Микродвижения глаз помогают нам видеть окружающий мир в контрасте.

Оптический контраст можно определить как отношение яркости разных частей изображения или как разницу в цветовых оттенках. Чтобы увидеть какой-то объект, мы должны выделить его из фона, а для этого разница в яркости между ним и фоном не должна быть меньше какого-то определённого уровня. Информация об освещении и цветовых оттенках проходит через наши глаза, преобразуется в нейронные сигналы и отправляется в мозг.

Раньше считалось, что ощущение контраста зависит только от оптической системы глаза и от того, как мозг обрабатывает зрительный сигнал. Исследователи из Рочестерского университета, Медицинского колледжа Вейл-Корнел и Итальянского технологического института пишут в eLife, что большую роль играют также микродвижения глаза. Эти микродвижения наши глаза проделывают постоянно, даже когда нам кажется, что мы смотрим неподвижно в одну точку. Если бы их не было, к фоторецепторам сетчатки всё время приходил бы один и тот же свет, и они довольно быстро привыкли бы к нему и утратили бы чувствительность. Микродвижения как раз нужны для того, чтобы этого не случилось, чтобы в прямом смысле слова освежить ощущения для рецепторов.

Авторы работы показывали участникам эксперимента чёрно-белые полосы разной ширины и разной насыщенности белого и чёрного. Полосы становились всё уже и уже, пока человек не говорил, что он уже не их не различает; одновременно за движениями его глаз следили с помощью специального оборудования. Так удалось показать, что микродвижения не просто освежают ощущения фоторецепторов, они также помогают почувствовать контрастность изображения. Исследователи также использовали компьютерную модель сетчатки глаза. Этой компьютерной сетчатке тоже показывали полосы разной контрастности, и оказалось, что модель может их различать, подобно живому глазу, только если добавить в неё аналог микродвижений.

Нечто похожее происходит, когда мы ощупываем текстуру поверхности: чтобы почувствовать, например, шершавость деревянной доски, нужно провести по ней пальцем. И в случае тактильных ощущений, и в случае зрительного контраста сигналы от рецепторов соединяются с анализом движений. Возможно, полученные результаты пригодятся в создании более совершенных электронных визуальных систем.
« Последнее редактирование: Сегодня в 10:39:51 от ArefievPV »

Онлайн алексаннндр

  • Участник форума
  • Сообщений: 2688
    • Просмотр профиля
Re: Интересные новости и комментарии
« Ответ #1760 : Сегодня в 13:15:39 »
Ну, собственно, прислушиваемся, принюхиваемся- принципиально подход один и тот же...