Патри- и матри-линейность у людей разных народов и у стайных видов животных

Автор Alexy, декабря 03, 2013, 16:23:43

« назад - далее »

Alexy

Цитата: Dude от декабря 17, 2013, 10:56:09
Цитата: Alexy от декабря 05, 2013, 17:53:41
Цитата: Dude от декабря 04, 2013, 09:17:14
Цитата: Alexy от декабря 03, 2013, 20:05:03Так у австралоидных соседей (а они все дравидоязычны) стались какие-то еще додравийские боги и мифология? Или разделить дравидские и веддские влияния в религии и мифологии народов юга Индии невозможно?
Почитайте Шапошникову, пересказывать неблагодарное дело :). Ее книги есть в сети. Там довольно интересно описаны и боги их и отношения с более поздними религиями
По Южной Индии. М., 1962.
Парава — «летучие рыбы». М., 1967.
Дороги джунглей. М., 1968.
Тайна племени Голубых гор. М., 1969.
Годы и дни Мадраса. М., 1971.
Мы — курги. М., 1978.
Да, совершенно верно, это она.
У Вас тут не перечислена только моя любимая книжка "Австралоиды живут в Индии", там описывается сразу много австралоидных племен Кералы и Тамилнада.
Интересно, что матриархальные отголоски описаны только в одном-двух случаях, а матрилинейность так или иначе везде. И по матрилинейности самое внятное описание в случае наследования титула вождя (в данном случае говорится о передаче меча ему принадлежащему). Я процитирую:

Меч переходил из поколения в поколение. От вождя к вождю. От дяди к племяннику, потому что в племени наследником всегда был племянник, сын сестры — человек из своего рода. Дети принадлежали роду матери, как и полагается в матриархальных племенах. Они были чужими для мужчины. Своим для него всегда являлся племянник.
(матриархальных - читать в данном случае "матрилинейных")
Интересно, а писал ли какие-то книги Петр принц греческий, на которого ссылается Шапошникова?
он как раз изучал матрилинейность и полиандрию

Alexy

ЦитироватьТо есть брак, как таковой и "собственничество", распространяемое на супруга или супругу-это недавнее приобретение?  И ревность и проч
Мне тоже ослабленное собственничество и ревность труднопредставимо

А под браком как таковым Мердок понимает именно совместное проживание и совместно ведение хозяйства (и это имеет место у всех современных народов, кроме наяров штата Керала в Индии)

Думаю, что ревность была издавна
И в том числе ревность к братьям (лично мне так кажется чисто интуитивно)

А вот к сестрам возможно ревность может быть послабее?
По моему сестры чаще дружат во взрослом возрасте, чем братья, и что главное, по моему им чаще удается распространить дружбу к своим родственникам на своих детей, чем мужчинам
Есть ли другие мнения?

Dessa

С другой стороны в различных культурах распространена полигамия. Что для меня также труднопредставимо. Как женщины подавляют свои чувства? Или они так забиты?

Alexy

Либо забиты в патрилинейных патрилокальных обществах (где обычно бывает несестринское многоженство)
Либо очевидно довольно спокойно относятся к сестринскому многоженству в матрилинейных матрилокальных обществах

Alexy

У нгуни (и в том числе зулусов) нормой были добрачные сексуальные отношения, но обязательно с предохранением (сам Чака потом даже ввел смертную казнь своим неженатым воинам за беременность девушки, с которой они развлекалися в пути или обтирали топор)

При этом интересно, что у тех же зулусов четко различались по статусу и правам жены (а было многоженство) и наложниц, а также дети от жен и от наложниц
Цитата: РиттерЧака был нежеланным ребенком. Он появился на свет только потому, что его родители, наслаждаясь в соответствии с обычаем нгуни, именуемым уку-хлобонга, потеряли контроль над собой. Этот обычай допускал несколько вариантов, но все они сводились к одному: разрядка сексуального напряжения у обеих сторон происходила так, что девушка не беременела. Дневник Генри Фрэнсиса Фина (см. «Библиографию и источники») содержит полное описание этих приемов. Беременность наступала, только когда партнеры теряли голову. Если девушка лишалась невинности и в дальнейшем рожала ребенка, мужчина должен был внести отцу девушки виру — трех коров (в царствование Чаки оба партнера наказывались смертью). Впрочем, подобные несчастья случались редко, а разработанные зулусами приемы обеспечивали обоим партнерам полный и одновременный оргазм. В противном случае виновным считался мужчина.
Итак, обычай дозволял такого рода сношения, которые назывались «развлечением в пути». Церемония «обтирания топора», заключавшаяся в том, что воин, который убил врага, имел сношение с девушкой, допускала только уку-хлобонга. Уку-хлобонга между членами одного клана не разрешалась ни при каких обстоятельствах. Это соответствовало требованиям экзогамии.
По рассказам зулусов, отец Чаки — Сензангакона, — молодой вождь клана Зулу, увидел его мать Нанди, когда она купалась в лесном пруду, и, возбужденный ее красотой, смело предложил ей развлечение в пути. Нанди немного подразнила Сензангакону, но потом согласилась. Обе стороны потеряли голову и нарушили правила, касавшиеся случайных связей. В результате месяца через три Нанди убедилась, что она беременна.
Как только это стало известно, в клан Зулу был послан гонец с официальным обвинением молодого вождя. Однако Мудли, внук Ндабы и главный старейшина клана, с негодованием отверг обвинение. «Это невозможно, — сказал он, — отправляйся домой и скажи всем, что в теле девушки просто засел И-Чака». Однако через положенное время Нанди стала матерью. «Ну вот, — сообщили ее родичи клану Зулу, жившему за горами, — ваш жук (И-Чака) вышел наружу — приходите и забирайте его»
Не совсем понял, отличались ли "технически" развлечение в пути от обтирания топора?

А есть ли упомянутый Дневник Генри Фрэнсиса Фина (Diary of Henry Francis Fynn) в электронном виде? Может он (или по крайней мере наиболее интересные отрывки) и на русский переведен (библиографии в doc-файле Риттера я не нашел)?

Alexy

Цитироватьhttp://ukrconfiaa.org/zhivoi-mir/167-gamadril-ili-plashhenosnyj-pavian-stai-stada-i.html
Для гамадрилом, или плащеносных павианов, характерна наиболее сложная, многоуровневая общественная структура, которая отличает их от всех прочих не человекообразных приматов. Самый северный вид африканских гамадрилов обитает в полупустынных районах Африканского Рога, в Йемене, на углу Аравийского полуострова и на юго-западе Саудовской Аравии. Их социальная структура резко отличается от общественной организации других пяти видов гамадрилов, вероятно, из-за суровых климатических условий и необходимости защищать свои кормовые площади, но также благодаря тому, что им нужно защищаться от хищников. В результате гамадрилы стали жить большими сообществами, что особенно бросается в глаза во время сна.
Основная группировка включает в себя гарем, состоящий из одною доминантного самца, коллектива самок с детенышами и, иногда, одного или двух «подчиненных» самцов. Отдельные группировки, а также одинокие взрослые самцы и самцы, не достигшие половой зрелости, днем собираются в стаю. Общение между стаями часто носит агрессивный характер, но несколько стай, насчитывающих до 400 особей, вечером могут объединиться в войско, состоящее из тысячи приматов.
Одно из самых глубоких исследований гамадрилов было проведено в Эфиопии, в районе Филоха, в зоне горячих минеральных источником, расположенной в северной части Эфиопского национального парка в долине реки Аваш. Здесь стаи гамадрилов передвигаются по своему участку обитания площадью 30 км2, поросшему колючими кустарниками пустынной акации. Ожидая скалы, на которых они спят, стаи, прежде чем разбрестись в поисках пиши по своим излюбленным тропам, часто передвигаются стадом, порой растянувшись более чем на километр. Верхние слои плода дум-пальмы, листья, цветы, семена и стручки акации, а также семена трав, былинки и цветы - все это входит в рацион, состоящий из волокнистой пищи, но если предоставляется случай, гамадрилы также любят полакомиться абиссинскими зайцами или прихватить роящуюся саранчу.
Во время прогулки вожак агрессивно управляет своим гаремом, собирая самок, которые забрели слишком далеко или общаются с посторонними самцами, в которых он видит соперников. Он делает угрожающие жесты, но способен также больно укусить, чаще всего в шею или голову. Самки регулярно обыскивают вожака и даже могут подраться, отстаивая свое право на эту гигиеническую процедуру, особенно в период нестабильных общественных связей в группе или в момент опасности, а будучи готовыми к размножению (во время течки), они подолгу остаются рядом с доминантным самцом. Также поступают самки с детенышами, которым еще не исполнилось двух месяцев, надеясь на защиту своего вожака. Это общение может продолжаться годами, до тех пор, пока самец наконец не «оставит свой пост», уступив место одному из молодых подчиненных самцов своей группы. Создается впечатление, что порой вожак почти добровольно передает власть самцу, с которым он дружен, или родственнику
Родственнику какому? Сыну или младшему брату, который перед этим были "подчиненными" самьцами в его стае?
ЦитироватьОбычно доминантные самцы пользуются уважением других групп с одним вожаком и, подчиняясь определенному ритуалу, общаются с ними с помощью мимики. Но время от времени случаются жестокие захваты одной группы другой, заканчивающиеся серьезным ранением свергаемого вожака и порой даже смертью его детенышей. Через две недели после переворота самки, потерявшие детенышей, обычно становятся сексуально восприимчивы и спариваются со своим новым вожаком. Самцы нового вожака могут отобрать детенышей у матерей, обычно чтобы поиграть с ними. Матерям, лишившимся таким образом своих малышей, как правило, не удается вернуть их назад, если только не вмешается доминантный самец. В подобные моменты или если группе грозит опасность, исходящая от соперничающей группы гамадрилов либо от хищников, вожак может стать надежным защитником, играя в конечном счете крайне важную роль в воспроизводстве своей группы.
Действительно, репродуктивные возможности самки гамадрила зависят от ее дружбы с доминантным самцом, способным обеспечить защиту ей и ее детенышам как от хищников, так и от других гамадрилов, ведущих борьбу за пищу в суровых условиях пустыни
То есть вожак одной группы захватывает другую группу, свергая вожака и подчиняя самок?

А "одинокие взрослые самцы и самцы, не достигшие половой зрелости", имеют существенный шанс когда-нибудь создать свои группы или захватить чужие?

sanj


Alexy

А в цитате написано "Церемония «обтирания топора», заключавшаяся в том, что воин, который убил врага, имел сношение с девушкой"
Она "допускала только уку-хлобонга"

А про обычай убу-хлонга написано "Этот обычай допускал несколько вариантов, но все они сводились к одному: разрядка сексуального напряжения у обеих сторон происходила так, что девушка не беременела"

Советую всем почитать самого Риттера про Чаку - прекрасно и динамично написанное  жизнеописание со множеством в том числе и не очень приличных, как для европейцам начала 20 века, подробностей и сохранением колорита сказаний самих зулусов про Чаку

olga_a

Извините за примитивный вопрос.
Как освещаются в российской средней школе социокультурные системы? Например, фигурируют ли в учебниках
"первобытное стадо", первобытный коммунизм, матриархат и пр.? Именно в школе.

Dessa


sanj

Цитата: Alexy от февраля 03, 2014, 21:43:15
А в цитате написано "Церемония «обтирания топора», заключавшаяся в том, что воин, который убил врага, имел сношение с девушкой"
Она "допускала только уку-хлобонга"

А про обычай убу-хлонга написано "Этот обычай допускал несколько вариантов, но все они сводились к одному: разрядка сексуального напряжения у обеих сторон происходила так, что девушка не беременела"

Советую всем почитать самого Риттера про Чаку - прекрасно и динамично написанное  жизнеописание со множеством в том числе и не очень приличных, как для европейцам начала 20 века, подробностей и сохранением колорита сказаний самих зулусов про Чаку
эти определения дают простор для фантазии. т.е. вроде и секс, но она не беременела. при этом подробности опущены.

shuric

Книга Риттера про Чаку конечно интересная, но фактически художественная. От научной биографии вождя зулусов она весьма далека.

Alexy

Но общее впечатление и многие подробности политической и общественной жизни зулусов и окружающих их других нгуни она дает

Кроме того она высоко художественна и читается как приключенческий роман
А Вам показалась более информативной книга Брухнова? Так она тоже фактически художественная? Разве есть на руском научная биография Чаки или научное описание политической истории Зулусов перед и во время Чаки?

Так можно ли найти в цифровом виде Дневник Генри Фрэнсиса Фина (Diary of Henry Francis Fynn), где и должны быть описаны подробности обтирания топора?

catty

Цитата: Dessa от февраля 01, 2014, 13:43:02
То есть брак, как таковой и "собственничество", распространяемое на супруга или супругу-это недавнее приобретение?  И ревность и проч.
Уверена что нет. Брак у сапов связан с тем, что дети растут о-о-о-очень долго и вклад в потомство просто огромен. Поэтому биологически выгодно быть паре вместе. И вообще вырастить детей со здоровой и толковой женщиной наверняка более биологически успешная стратегия, чем "бегать от одной к другой" в надежде что они как-то сами справятся с детьми и кто-то из них да выживет и мальчики будут иметь не такой низкий социальный статус, что бы не иметь детей.

Alexy

Это в случае патрилинейности
А в случае матрилинейности, чем это выгодно мужчине?