Заметки об эволюции человечества.

Автор АrefievPV, марта 30, 2021, 11:46:58

« назад - далее »

Gundir

Цитата: василий андреевич от августа 13, 2025, 05:54:10и закрепить сделку, за толику моржи.
За половинку моржихи? Маржа (как разница между покупкой и продажей) пишется через А

Gundir

Цитата: василий андреевич от августа 13, 2025, 05:54:10Вот и межплеменному обмену мы найдем множество предтеч внутри рода, однако надо искать причинность рождения посредника, берущего на себя роль предложить и закрепить сделку, за толику моржи. Нужен особый склад ума, который видит потребности обоих сторон и знает, что без его посредничества эти потребности не будут удовлетворены.
Бартер - это в принципе обмен между двумя. Мне надо то, что есть у Вас, Вам то, что есть у меня. Прямой обмен потребностями. Косвенный обмен рождается позднее, из двух проблем бартера
1. - неделимость некоторых вещей
2. Несовпадения потребностей
Вам нужны ботинки, а Вы можете рассказать лекцию по геологии. Как долго Вы будете искать сапожника, которому Ваша лекция необходима?
Поэтому Вы идете к сапожнику, и спрашиваете, что бы он хотел получить за ботинки. Дальше, думаю, понятно. Надо найти того, кто хочет обменять нечто на лекцию. Потом это нечто обменять на то, что надо сапожнику. Косвенный обмен.
Из него, кстати, и появляются деньги

npvol

Цитата: Gundir от августа 15, 2025, 16:30:44Это Вы откуда можете знать?
не могу знать, могу предполагать

АrefievPV

#693
Цитата: Gundir от августа 15, 2025, 16:18:23Тут возникает другой вопрос. А всегда ли следовать предписанным правилам правильно? Неужели Вы хотите, чтобы Ваши дети, как овцы, всегда следовали любым командам. или таки хотелось бы, чтобы они умели сказать "нет"?
Всегда ли следовать правилам, это вопрос приоритетов. Если по-простому, то приходится решать, что для человека важнее – он сам (его личное здоровье и благосостояние), его семья без него (здоровье и благосостояние родных), он сам и его семья и т.д.

Например, может возникнуть (или прогнозируется возникновение в будущем) такая ситуация в жизни, что встанет дилемма: или нарушить правила (но сохранить и/или преумножить здоровье и благосостояние своё и/или семьи), или строго следовать правилам (жертвуя своим и/или семьи здоровьем и благосостоянием). Конечно, возможны и промежуточные варианты (можно следовать правилам не совсем строго, можно пожертвовать кем-то из семьи и т.д. и т.п.).

На таком фоне человек зачастую начинает склоняться к мысли, что существующие моральные нормы и правила поведения не являются справедливыми. Выработать более-менее объективные критерии справедливости достаточно трудно (это пока тебя самого лично ситуация не касается, всё кажется легко).

Скорее всего, человек должен (или хотя бы иметь возможность) в определённых ситуациях сказать «нет». Но общего рецепта у меня нет, тут каждый решает сам, как быть.

Да, я хочу, чтобы мои дети и внуки умели тонко чувствовать (чего мне, наверное, не хватает) грань справедливости и при необходимости говорить «нет». Но я, наверное, как и большинство, слишком субъективен в этом вопросе, и советовать другим, как правильно поступать в той или иной ситуации, не буду.

Gundir

Цитата: АrefievPV от августа 15, 2025, 16:48:03Всегда ли следовать правилам, это вопрос приоритетов. Если по-простому, то приходится решать, что для человека важнее – он сам (его личное здоровье и благосостояние), его семья без него (здоровье и благосостояние родных), он сам и его семья и т.д.

Например, может возникнуть (или прогнозируется возникновение в будущем) такая ситуация в жизни, что встанет дилемма: или нарушить правила (но сохранить и/или преумножить здоровье и благосостояние своё и/или семьи), или строго следовать правилам (жертвуя своим и/или семьи здоровьем и благосостоянием). Конечно, возможны и промежуточные варианты (можно следовать правилам не совсем строго, можно пожертвовать кем-то из семьи и т.д. и т.п.).

На таком фоне человек зачастую начинает склоняться к мысли, что существующие моральные нормы и правила поведения не являются справедливыми. Выработать более-менее объективные критерии справедливости достаточно трудно (это пока тебя самого лично ситуация не касается, всё кажется легко).

Скорее всего, человек должен (или хотя бы иметь возможность) в определённых ситуациях сказать «нет». Но общего рецепта у меня нет, тут каждый решает сам, как быть.

Да, я хочу, чтобы мои дети и внуки умели тонко чувствовать (чего мне, наверное, не хватает) грань справедливости и при необходимости говорить «нет». Но я, наверное, как и большинство, слишком субъективен в этом вопросе, и советовать другим, как правильно поступать в той или иной ситуации, не буду.
В девяти случаях из десяти следовать всем правилам - это хороший рецепт для выживания, и оставления потомства. Но, читал довольно много историй, когда в 30-е, в эпоху террора, люди, даже знавшие, что за ними придут, просто сидели и ждали. И следовали приказам, и умирали. Но, известно довольно много случаев. когда человек просто уезжал в другой город, и выживал. С той системой учета - запросто. Был такой человек, переводчик и культуролог - Аверинцев. Его родители были астрономами. Когда уже был подписан приказ об их аресте, они взяли, и не спросясь уехали на станцию вна Памире. И там так и просидели, за звездами наблюдая. Никому из властей не пришло в голову туда ехать. Они поступили анти законно. Но, это было вполне разумно. Иногда надо нарушать правила

Gundir

Цитата: npvol от августа 15, 2025, 16:44:13не могу знать, могу предполагать
Видите ли, в чем дело. У человеческих коллективов, включая охотничьи, существуют различные обычаи, предписания, табу. Дело в том. что это маркеры, которые означают, что люди так и поступали. как запрещено табу. Не существует табу запрещающее отрастить себе пять ног, или двести зубов. Знаете почему? Потому, что пять ног и так не вырастают. А обычаи говорят нам о том, что очень часто люди поступали наоборот.
Простейший пример - убийство внутри коллектива. Убить поца из соседней деревни - это подвиг, ты просто герой. А мочкануть кого то внутри рода-племени - тебя накажут, чаще всего - изгнанием, что у людей в примитивных обществах на 99,9% означало гибель. Но ведь все равно убивали, по разным причинам. Из-за бабы, или из зависти. Зависть - основной человеческий инстинкт, может даже покруче полового.

василий андреевич

Цитата: Gundir от августа 15, 2025, 14:55:54какие такие "племена особого рода"?
Товарообмен - это тенденция, развившаяся из конвергенции тех трендов, которые не развиваются по отдельности. Например, есть мед (с пчелами и личинками), есть любители меда и есть птичка медоуказчик. Термин маржа (спасибо за замечание) мне потребовался не как прибыльность, а как рентабельность разворачивающейся трехкомпонентной системы.
  Два племени сплочены по отдельности враждебностью к друг другу, потому ни о каком обмене товарами речи быть не должно. Необходим своеобразный "медоуказчик", которому нужно то, что родится при столкновении двух условных врагов (в примере пчел и человека). "Медоуказчик" срабатывает, как "антисоциал биоценоза", получающий из итогов разрушения своих личинок.

  Рентабельность-маржа по отношению к двум враждующим племенам и племени-провокатору столкновения, должна родиться, как четвертый компонент, на роль которого претендует обобщенная ментальность, связующая новую систему. Энергетически же, получаем два расталкивающихся плюса, связуемых одним минусом. Этот минус и есть та новая социальная ниша (потенциальная яма), "над" которой начнет разворачивание не сам товарообмен, а система посредника товарообмена.
  Вот я и предполагаю, что можно обнаружить такового посредника, как "племя особого рода", которое прошло стадию провокатора вражды, став "провокатором" товарообмена.

Gundir

Цитата: василий андреевич от Сегодня в 06:42:24Товарообмен - это тенденция, развившаяся из конвергенции тех трендов, которые не развиваются по отдельности. Например, есть мед (с пчелами и личинками), есть любители меда и есть птичка медоуказчик. Термин маржа (спасибо за замечание) мне потребовался не как прибыльность, а как рентабельность разворачивающейся трехкомпонентной системы.
  Два племени сплочены по отдельности враждебностью к друг другу, потому ни о каком обмене товарами речи быть не должно. Необходим своеобразный "медоуказчик", которому нужно то, что родится при столкновении двух условных врагов (в примере пчел и человека). "Медоуказчик" срабатывает, как "антисоциал биоценоза", получающий из итогов разрушения своих личинок.

  Рентабельность-маржа по отношению к двум враждующим племенам и племени-провокатору столкновения, должна родиться, как четвертый компонент, на роль которого претендует обобщенная ментальность, связующая новую систему. Энергетически же, получаем два расталкивающихся плюса, связуемых одним минусом. Этот минус и есть та новая социальная ниша (потенциальная яма), "над" которой начнет разворачивание не сам товарообмен, а система посредника товарообмена.
  Вот я и предполагаю, что можно обнаружить такового посредника, как "племя особого рода", которое прошло стадию провокатора вражды, став "провокатором" товарообмена.
Понятно. Но, маловероятно. Можно себе представить, что некое племя догадалось извлекать посредническую выгоду из существующих торговых операций. Но, крайне сложно себе представить, что это племя и придумало всю систему, и убедило своих соседей в ее полезности.
Вообще, из этнографии мы знаем, что, несмотря на перманентные войны товарообмены все же происходят.
Одним из возможных вариантов, на мой взгляд, может быть "немая торговля". Она хорошо известна и по этнографическим данным, и из исторических источников. Вот например, как это описывает Геродот из Галикарнаса, автор 5 века днэ
ЦитироватьКарфагеняне же рассказывают еще вот что. Обитаемая часть Ливии простирается даже по ту сторону Геракловых Столпов. Всякий раз, когда карфагеняне прибывают к тамошним людям, они выгружают свои товары на берег и складывают в ряд. Потом опять садятся на корабли и разводят сигнальный дым. Местные же жители, завидев дым, приходят к морю, кладут золото за товары и затем уходят. Тогда карфагеняне опять высаживаются на берег для проверки: если они решат, что количество золота равноценно товарам, то берут золото и уезжают. Если же золота, по их мнению, недостаточно, то купцы опять садятся на корабли и ожидают. Туземцы тогда вновь выходят на берег и прибавляют золота, пока купцы не удовлетворятся. При этом они не обманывают друг друга: купцы не прикасаются к золоту, пока оно неравноценно товарам, так же как и туземцы не уносят товаров, пока те не возьмут золота.
Дело происходит за Геракловыми столпами, т.е., на Атлантическом побережье Африки.
А вот, как тоже примерно самое, описывает арабский путешественник ал-Гарнати, живший в XII веке, и съездивший в Волжскую Булгарию, про некий народ Йура (видимо, югра) живущий где то на севере, у Моря мраков
ЦитироватьА за Вису на море Мраков есть область, известная под названием Йура 88. Летом день у них бывает очень длинным. Так что, как говорят купцы, солнце не заходит сорок дней, а зимой [15] ночь бывает такой же длинной. Купцы говорят, что Мраки недалеко от них и что люди Йура ходят к этому Мраку, и входят в него с факелами, и находят там огромное дерево вроде большого селения, а на нем - большое животное, говорят, что это птица. И приносят с собой товары, и кладет [каждый] купец свое имущество 89 отдельно, и делает на нем знак, и уходит; затем после этого возвращаются и находят товар, который нужен в их стране. И каждый человек находит около своего товара что-нибудь из тех вещей; если он согласен, то берет это, а если нет, забирает свои вещи и оставляет [33] другие, и не бывает обмана. И не знают, кто такие тe, у кого они покупают эти товары.
Огромное расстояние во времени и пространстве, но, неправда ли, все очень схоже по технологии?

Alexeyy

Где-то слыхал, что у современных первобытных (по крайней мере, у тех, которых наблюдали уже в наши времена) - тоже что-то такое известно.

василий андреевич

Цитата: Gundir от Сегодня в 10:03:10Огромное расстояние во времени и пространстве, но, неправда ли, все очень схоже по технологии?
Хорошие примеры уже состоявшегося поведения. Им может предшествовать межплеменной ритуал жертвования "богам" на святой поляне. Что не забирают боги, то становится "обменным даром".
Цитата: Gundir от Сегодня в 10:03:10Можно себе представить, что некое племя догадалось извлекать посредническую выгоду из существующих торговых операций.
Хотелось бы обратной последовательности. Утрированно, "цыгане" кочуют меж оседлыми и "надувают" ценности. От их вороватых набегов проще откупиться, чем выставлять охрану.
  Есть такой казус, что смена поведения предшествует, анатомической (и разумной) готовности. Можно, как вариация полового отбора, когда наилучшим образом выживают "ранее ненужные гены".
  Получаем, что множество "ненужного", как откупные дары от нескольких племен, у "цыган" сортируются уже как обменные ценности.

npvol

Цитата: Gundir от августа 15, 2025, 19:59:56люди так и поступали. как запрещено табу
Я понимаю, что табу, по-вашему, и существовали потому, что их нарушали. Но это дела не меняет.
Общественное сознание довлело, доминировало и подавляло ростки индивидуального, ростки САМОСОЗНАНИЯ.
Вероятно, начиная с верхнего палеолита или даже неолита динамика изменилась. И, возможно, ускоренное социальное, экономическое, технологическое развитие в этот период этим и объясняется. Появляется искусство (в т.ч. "шедевры" каменной индустрии, приручаются животные, затем гончарное производство, производящее хозяйство, оседлость и т.д.