Заметки об эволюции человечества.

Автор АrefievPV, марта 30, 2021, 11:46:58

« назад - далее »

Дарвинист

Цитата: eL-Tric от августа 12, 2025, 21:57:34кажется, это походит на дрессировку.

Вот и в связи с чем возникает вопрос - а не является ли результатом подобной дрессировки и обмен у людей?

василий андреевич

  Как только мы начнем рассматривать какую-либо тенденцию, характерную для развития человека в обществе себе подобных, то обязательно окажется, что этой тенденции в предтечу можно поставить набор трендов, характерных для пращуров.
  Трендов много, а тенденция одна. Следовательно, тенденциозному явлению предшествует стадия рождения потребности, как пространству, притягивающему к себе "случайные" тренды.
  Вот и межплеменному обмену мы найдем множество предтеч внутри рода, однако надо искать причинность рождения посредника, берущего на себя роль предложить и закрепить сделку, за толику моржи. Нужен особый склад ума, который видит потребности обоих сторон и знает, что без его посредничества эти потребности не будут удовлетворены.
  Забавно, что моржа посредника может взяться как бы изниоткуда, только за счет того, что предметы обмена недолгое время бытовали в его руках, как совершающие "полезную работу", а потому возрастающие в своей прикладной ценности.

АrefievPV

Цитата: eL-Tric от августа 12, 2025, 21:57:34Мне кажется, это походит на дрессировку.
Хотя, конечно, видно семейное обучение, например.
Использование слова дрессировка в данном контексте, это слишком упрощённо (и сильно сужает смысл), на мой взгляд.

Обучение очень условно можно подразделить на воспитание, дрессировку и подражание.

Если совсем грубо, то:

Дрессировка, это «как надо» (правильное поведение с точки зрения учителя-дрессировщика) – то есть, пользуясь врождённым рефлексом (как основой для применения метода «кнута и пряника») учителя-дрессировщики формируют условный рефлекс у ученика. Таким методом можно научить только правильному поведению, но происходит нарушение условий, в которых формировалось это поведение (зачастую совсем незначительно – буквально на «шаг вправо, шаг влево») и поведение становится неправильным.

Воспитание, это «что нельзя» – то есть, учителя-воспитатели выставляют барьеры/ограничения вокруг «коридора свободного поведения» ученика и, пользуясь инстинктом/потребностью, формируют набор динамических стереотипов (набор поведенческий привычек) у ученика. В этом случае роль «кнута и пряника» играет удовлетворение/неудовлетворение инстинкта/потребности, а «как надо» (то есть, правильное поведение, с позиции удовлетворения инстинкта/потребности) находит сам ученик (зачастую «методом тыка»). Таким методом можно обучить сложным поведенческим навыкам (в том числе, и умственным навыкам) в очень широком спектре условий.

Ну, а подражание, это «вприглядку»/«делай как я» – по сути, врождённый поведенческий комплекс, постепенно развивающийся по мере взросления особи. Тут учитель либо намеренно демонстрирует поведение ученику («делай как я»), либо сам ученик просто повторяет в меру своих возможностей поведение учителя (без какой-либо намеренности со стороны учителя, учитель даже может не знать, что за ним «подглядывают»).

Разумеется, любое обучение практически всегда (за исключением возможно новорожденных – там импринтинг и/или подражание/повторение) включает элементы: и подражания, и дрессировки, и воспитания.

И ещё. Следует разделять стремления и реализацию стремлений. Инстинкт и потребность (как и желание, и нацеленность), это стремления с соответствующим «направлением» и/или «конечной точкой – финишем». А рефлексы, привычки и пр. поведение – это уже реализация этих стремлений.