Автор Тема: Археологические культуры: пределы существования и распространения  (Прочитано 15017 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Если кто-либо из читающих спохватится, замечу, что про эффект Форбуша и высотную поясность я не забыл - и намерен заикнуться об этом немного погодя.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Про трансцендентности внутреннего и внешнего миров, ЗС и число е - тоже.

Оффлайн Gundir

  • Участник форума
  • Сообщений: 2704
При чем тут археологические культуры?

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
При чем тут археологические культуры?

При том, уважаемый Gundir, что движения и формы культур оказываются под решающим влиянием физико-климатических факторов и, даже, астрономических ритмов.
И это - не мое личное мнение, а позиция, разделяемая авторами многих серьезных обобщающих работ, подобных, например, этой, см., пожалуйста, http://www.garshin.ru/history/archeology/ancient-eurasia/_pdf/bell-beaker-culture-origin.pdf.
« Последнее редактирование: Апрель 21, 2020, 04:19:37 от Evol »

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Я, просто, пытаюсь обобщить с привязкой к более фундаментальным физическим моделям - для лучшего понимания сущности исторических процессов.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Для начала - прошу познакомиться с основными этапами звездной эволюции, см., пожалуйста, https://ru.wikipedia.org/wiki/Звёздная_эволюция.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Процитирую, повторно:
Отнеситесь к цивилизации, как к продвинутому муравейнику, а муравейник сравните с протопланетным облаком. Получите, что элементы, имеющие наибольшую инерционную массу будут тяготеть к эпицентру развивающегося круговорота. При этом флуктуация масс в эпицентре приведет к циклоидному выплеску материи к периферии.

Тем, кому интересно, попробуйте соотнести обобщение уважаемого высилия андреевича с этапами эволюции звезд.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
А, вот, основные этапы развития общества - по моим представлениям, приведенные к сравнению с основными этапами звездной эволюции в одном масштабе.

1. Устоявшаяся мутуалистическая сеть в условиях преобладания древесной растительности и относительно влажного, постоянного климата, в пределах которой группы человекоподобных рассеяны на значительной площади / гигантское молекулярное облако.

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Социальная организация, на этом этапе, представлена в первичной форме - в виде семейной группы. Культура не идет дальше практики добывания пищи, обороны или нападения с использованием приспособлений, подобных тому, какие известны у шимпанзе. Коммуникация достаточно развита для того, чтобы обеспечить длительное пребывание ближайших родственников в группе и передачу опыта с поколениями. Образование семьи происходит за счет обычной рекомбинации - акцепции молодого животного, выбывшего из прежней семьи. Для пространственно-временного вмещающего континуума характерна пустота распределения групп, поскольку поколения разделены значительной дистанцией, связанной с ритмикой воспроизводства, когда молодой член семьи остается под контролем матери примерно 7 лет при значительной среднемаксимальной продолжительности жизни. При том, что каждая из семей располагает значительным участком обитания, пределы которого отделяют ее от соседней.

Полагаю, подобные семейные группы можно уподобить атомарному водороду.

Оффлайн Gundir

  • Участник форума
  • Сообщений: 2704
При том, уважаемый Gundir, что движения и формы культур оказываются под решающим влиянием физико-климатических факторов и, даже, астрономических ритмов.
"археологическая культура", это, вообще, понятие исследовательское. Просто таксон классификации. Вне исследований их не существует, и никогда не существовало. Люди, народы, существовали, а их не было. Потом пришли черти-археологи, накопали, и встала задача как то осмыслить. АК - способ группировки памятников, которые бы отличались от других памятников, и были схожи между собой. Вывести тип

Оффлайн Питер

  • Участник форума
  • Сообщений: 2292
Полагаю, подобные семейные группы можно уподобить атомарному водороду.

То    есть  чему-то  крайне    неустойчивому  и высоко  реакционно  способному ?
А  оно  вам  надо  ?

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Ну, я, лично, воспринимаю это понятие как что-то, соответствующее «материальной культуре», см., пожалуйста, https://ru.wikipedia.org/wiki/Археологическая_культура. И, прошу учитывать, цитирую приведенный по ссылке источник: "Термин «археологическая культура» является основным при описании доисторической эпохи, о которой нет письменных источников".

Вот как мне называть подобные материальные комплексы так, чтобы было понятно, о чем я пишу? Археологическая индустрия?

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Спасибо, уважаемый Питер, что обратили мое внимание на словосочетание. Конечно, же - молекулярный водород. Когда писал, одновременно думал о системе элементов и переходе водорода к гелию. 

Оффлайн Evol

  • Участник форума
  • Сообщений: 4365
Оговариваюсь, повторно, что речь идет не об установленном факте точного соответствия одного другому - а только о личном предположении, согласно которому явления на разных уровнях могут обнаруживать общие истоки, не теряя своеобразия и несводимости их природы.
Известно, например, что то же образование гелия в природе может происходить двумя основными путями: в виде протон-протонного цикла и CNO-цикла. Конечно же, возникает вопрос - какими могут быть аналогии этим циклам в данном случае? Пока у меня нет других предположений, кроме того, что в синтезе общественной организации более крупной, чем семья, могут задействоваться идеи о совместном выживании в большем числе - в случае аналогии протон-протонному взаимодействию и обмена при посредстве членов групп разного пола, добычи, орудий или технологий - в другом из случаев. 

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 9600
АК - способ группировки памятников, которые бы отличались от других памятников, и были схожи между собой.
  Сравним, муравейники (постройки разных видов муравьев) - это памятники. Будем ли мы рассматривать эволюцию этих построек? Или выделим такой элемент, как культ? Если выделим, то получим тупиковые пути к различным культам без приемственности между ними.
  Но различные муравейники, как бытовая среда, непременно эволюционировала от вполне самостоятельных группировок "свободных ос". С человеком получаем такую оказию, что множество культов (различных муравейников) вымерло с их носителями, остался единственный, вобравший в себя достижения вымерших. Получаем, что культ подобен гену, носители данного гена могут вымирать, но в геноме выжившего этот ген будет тем или иным образом представлен.

  Задача обобщить, не выплеснув сути, сложна. А аналогии из косных систем могут увести в нетуда. Но процесс сгущения особей за счет выдворения из такой сгущающейся среды наиболее мобильных (или как я говорю, длинноволновых) соседей - физически реален, как становление планетарной системы из облака. Из сравнения таких систем становится понятно, что модель Шмидта (Лапласа), ни на что не годна, кроме как успокоить нас иллюзией знания. И здесь уже разборки с процессом эволюции ос от свободных "граждан" свободной стаи, до добровольного рабства инстинктивного подчинения эвольвенциям вокруг матки, добавит знаний в краеугольный вопрос эволюции - понять путь от хаоса к космосу.

  Нет особой терминологической разницы между становлением и сменой цивилизаций и сапиенизацией. Можно добавить новых синонимов халвы - слаще не станет. А вот офизичить как становление порядка из беспорядка - мечта достойная.