Человека создал труд?

Автор Николай, мая 14, 2010, 17:57:32

« назад - далее »

Николай

#75
2 Augustina

Августина, способность контролировать своё поведение - это серьёзный аргумент, такая способность у человека действительно есть и играет важную роль. Но у меня есть несколько комментариев.

ЦитироватьТак и продолжалось до тех пор, пока существо не поняло, что палку можно носить с собой и использовать как оружие. Это и есть граница разумности/неразумности. Труда здесь ещё никакого нет и в помине, но существо уже генетически приобрело мозг, достаточный для разумности. Далее уже происходило медленное усовершенствование орудий: заострить палку, научится бросать её как копьё, выбрать специальную палку и использовать её как дубину, потом, за неимением подходящей палки, закрепить на неподходящей камень и получить каменный топор и т.д.  И здесь еще нет никакого "труда"
И вот только тогда, когда человек понял, что из негодного для оружия сырья, можно самому изготовить хорошее оружие, тогда можно считать, что наступает эра труда.

Я напоминаю, что эта Ваша "эра труда" началась с хомо хабилиса, который вовсю начал штамповать чопперы и чоппинги, за что и получил своё название. Целенаправленно изготавливал из подручного сырья первые примитивные орудия. А ведь хабилиса многие считают просто сильно продвинутым австралопитеком. Со средним объёмом мозга 650 куб. см.
Т.е. эволюция человека со времени хабилисов сильно и сильно продвинулась вперёд.

Таким образом, пользуясь Вашей логикой, статусом "разумность" пользуются в полной мере уже продвинутые австралопитеки.
Я же, цитируя Энгельса, говорю о периоде между хабилисом и сапиенсом. Т.е. об этой Вашей "эре труда". ;) Когда труд стал важнейшей частью человеческого бытия (со всё возрастающим значением), и, конечно, фактором отбора.
При этом, заметьте, я не отрицаю действие наряду с трудом и других факторов.

ЦитироватьКакой такой "труд" мог бы помочь в выживании я не вижу.

Сшить качественную одежду. Построить тёплое жильё. Изготовить ручное рубило, копьё для охоты и т.п.
Животные не занимаются такой деятельностью в масштабах, свойственных человеку, даже древнему.

ЦитироватьУниверсальной отмычкой здесь я вижу сообразительность. Если существо догадалось как спастись- оно и спаслось, кто не догадался - погиб.

Как голому выжить в тундре? Без одежды, без жилья, зимой? Только на голой сообразительности?

ЦитироватьФормировать интеллект и передавать навыки называется ОБУЧЕНИЕ. Это может только уже разумное существо.

  Например, японская макака. Или то же шимпанзе.

ЦитироватьЯ его не представляю у существ, мало отличающихся от обезьян по интеллекту.

Калан, галапагосский вьюрок. Им не хватает природных адаптаций организма, поэтому они используют подручные средства-костыли. Калан камнем разбивает раковину моллюска, вьюрок шипом выковыривает личинок. Среда изменилась, адаптироваться не смогли, вышли из ситуации вот так вот.
Только их труд по сравнению с человеческим - это как телега по сравнению с Формулой-1.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

augustina

Цитата: Николай от мая 18, 2010, 11:42:06
Возьмём два утверждения:
1. Чтобы поднять штангу надо быть силачом.
2. Чтобы быть силачом надо поднимать штангу.
Это выражение действительно ошибочно. Я бы даже сказала, что в нем применено передёргивание.
Что бы быть силачом, не обязательно поднимать штангу. Достаточно унаследовать силу генетически. Как Илья Муромец: 33 года сидел на печи, а потом взял и поднял то, что другим не под силу.

Другой вариант: накачать силу ежедневными упражнениями с помощью гантелей (т.е. заведомо меньшим весом) и ОБУЧИТЬСЯ у тренера как надо поднимать штангу. Ведь даже в поднятиях штанги есть методика, не зная которой рекорд не поставить.
Процесс тренировки - это и есть обучение. И без обучения, как без воды: "и не туды и не сюды".
Таким образом, действительно, следствие не может наступить раньше причины. Сперва нужно овладеть знанием техники поднимания, приобрести силу, а затем уж поднять штангу.

Николай

 ;D Августина, я занимаюсь с тяжестями с 94-го года, если что.

Былинный Илья Муромец, как пример - это сильно. Извините.  :D

----------------

Методики бывают разные. Главный принцип - принцип прогрессирующей нагрузки, всегда один и тот же. Я бы сказал, что не только в штанге, а в спорте вообще.

Но я бы не стал увлекаться обсуждением моей аналогии. И так не уверен, что эту тему не надо было создать в "небиологических".
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Дж. Тайсаев

Цитата: augustina от мая 18, 2010, 12:35:04
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 17, 2010, 19:19:04
Например, обезьяна, которая впервые захотела чего то большего, чем просто питаться и размножаться и сделала первый шаг к очеловечиванию. А труд уже стал инструментом. Я конечно сильно утрирую для простоты понимания
Любезный Джабраил! Если дело только в наличии желания, то попробуйте захотеть сделать открытие/изобретение , о котором не слыхал ни один человек на земле, но по значимости для человечества равный каменному топору, или луку со стрелами, или колесу...
Что нибудь простенькое но чрезвычайно  важное.
А кто говорил, что это было так просто :). Ведь формирование человека шло почти 3 миллиона лет. Вот например, охота. Это ведь было не более как добыча пропитания. Все обезьяны были нормальные и били дичь тем, что под руки попадёт. А одна не от мира сего, желала чего то большего, то один камень примерит, то другой и не выбрасывает, а приберегает. Проверяет эффективность, замечает, что сколы дают больший эффект и т.д. Конечно и это не произошло сразу, а в течении может быть сотен поколений. Но вот скажите пожалуйста, зачем этой обезьяне это было нужно? Ведь дичь завалить можно было и без всяких там хитростей. А именно потому, что этой обезьяне хотелось большего. Меньше затрачивать труда (та самая пресловутая лень как двигатель антропогенеза), больше убить дичи для поднятия статуса в стае и т.д. Вот и всё, главное селать первый шаг. А лук это только через тысячи поколений передачи такого опыта от отца к сыну. А вам хочется так сразу, захотел большего, значит осенило и придумал лук :)
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

Цитата: Николай от мая 18, 2010, 11:42:06
Возьмём два утверждения:
1. Чтобы поднять штангу надо быть силачом.
2. Чтобы быть силачом надо поднимать штангу.
Очень хороший пример причинно-следственной петли обратной связи. Ю.А.Жданов это называл пусковой причинностью. Вот только первое это нужно захотеть стать силачом, захотеть поднять штангу. Вот я и утверждаю, что первичным толчком были гиперпотребности, а когда петля замкнулась - труд, труд и ещё раз труд
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

augustina

Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
Я напоминаю, что эта Ваша "эра труда" началась с хомо хабилиса, который вовсю начал штамповать чопперы и чоппинги, за что и получил своё название.
Куча найденных чопперов ещё не даёт нам хронологической картины. Их датировка имеет недостаточную для этого точность. В культурном развитии человечество всего за последние 500 лет прошло от использования копья до полётов в космос, а датировки чопперов различающиеся в плюс минус 5 000 лет и более- обычное дело. А между тем, в 5000 лет десять раз укладывается исторический путь от копья до ракеты.
Таким образом, "эра труда", как я уже сказала, началась не тогда, когда археологи датируют УЖЕ изготовленные чопперы, а тогда, когда человек НАУЧИЛСЯ их изготавливать. Предположим, что завтра будет найдена ещё более древняя куча чопперов и куда в таком случае "пойдёт" хабилис?
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
Целенаправленно изготавливал из подручного сырья первые примитивные орудия. А ведь хабилиса многие считают просто сильно продвинутым австралопитеком. Со средним объёмом мозга 650 куб. см.
У грача объем мозга в районе 30 см3, и что? Даже с таким объемом он на наших глазах изготавливает из проволоки крючок. А у дельфина объем мозга уже 20 миллионов лет 1700 см3 и что? За 500 последних лет объем мозга человека не поменялся, тем не менее он прошел путь от копья до ракеты.Так что и объем мозга не достаточный ориентир.
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
Таким образом, пользуясь Вашей логикой, статусом "разумность" пользуются в полной мере уже продвинутые австралопитеки.
Это не моя, а Вами выдуманная логика. Я в своей фразе ни разу не употребила на слова "хабилис" ни слова "австралопитек".
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
Я же, цитируя Энгельса, говорю о периоде между хабилисом и сапиенсом.
Гипотеза Энгелса - высосана из пальца и не подкреплёна ни единым фактом. Может, для его времени она на чем-то и основана, но для первобытного становления человека не приемлема.
Нет, я понимаю, конечно, что можно настойчиво повторять: "труд, труд, труд,труд,труд,труд,..." превратив это слово в мантру, но как всякая мантра она лишена смысла.
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
Сшить качественную одежду. Построить тёплое жильё. Изготовить ручное рубило, копьё для охоты и т.п.
Животные не занимаются такой деятельностью в масштабах, свойственных человеку, даже древнему.
А что , для всех перечисленных Вами действий учиться не надо? Это врожденные знания? Ну попробуйте без знаний сшить себе костюм. Просто интересно, как это у Вас получится. А знания тогда откуда? Вы же сами привели ссылку на статью, где говорится, что без знаний человек представляет из себя овощ...Конечно животные не занимаются такой деятельностью, поскольку НЕ УМЕЮТ. И я уж 100 раз объяснила почему они этого не умеют.
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
ЦитироватьУниверсальной отмычкой здесь я вижу сообразительность. Если существо догадалось как спастись- оно и спаслось, кто не догадался - погиб.
Как голому выжить в тундре? Без одежды, без жилья, зимой? Только на голой сообразительности?
Интересные у Вас ассоциации. А почему в тундре то? Вроде на этом форуме 1000 раз уже сказано, что в Африке...
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
ЦитироватьФормировать интеллект и передавать навыки называется ОБУЧЕНИЕ. Это может только уже разумное существо.
Например, японская макака. Или то же шимпанзе.
А де Вы читали или видели, что бы макака или шимпанзе обучали своих потомков? И если есть такие факты возникновения культуры, то как долго они существуют? Что то я не слыхала, что бы известные "говорящие" обезьяны обучили своих детей, а те - своих...Без участия человека, конечно. Хотя бы два поколения есть таких?
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 12:35:17
ЦитироватьЯ его не представляю у существ, мало отличающихся от обезьян по интеллекту.
Калан, галапагосский вьюрок. Им не хватает природных адаптаций организма, поэтому они используют подручные средства-костыли. Калан камнем разбивает раковину моллюска, вьюрок шипом выковыривает личинок. Среда изменилась, адаптироваться не смогли, вышли из ситуации вот так вот.
Только их труд по сравнению с человеческим - это как телега по сравнению с Формулой-1.
Что то я Вас всё таки не понимаю. Если их труд и не труд вовсе, то что же Вы их приводите в качестве аргумента?   Может Вы все таки приведёте своё определение труда? Или оно у Вас не определимо, как нечто мистическое ?

augustina

Цитата: Николай от мая 18, 2010, 13:12:22
;D Августина, я занимаюсь с тяжестями с 94-го года, если что.
И что? Вы в 94-ом подошли к штанге и сразу установили мировой рекорд? Или всё же сперва обучались как поднимать штангу?
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 13:12:22
Былинный Илья Муромец, как пример - это сильно. Извините.
А чем он Вам не понравился? Вы же оперируете с каким-то сказочным понятием "труда", который обезьяну превращает в человека, и не брезгуете..
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 13:12:22
Методики бывают разные. Главный принцип - принцип прогрессирующей нагрузки
Да мне как то без разницы, какие бывают методики, важен сам факт их наличия. Раз они есть, следовательно и этому ОБУЧАЮТ.
Цитата: Николай от мая 18, 2010, 13:12:22
Но я бы не стал увлекаться обсуждением моей аналогии. И так не уверен, что эту тему не надо было создать в "небиологических".
А при чем здесь Вы лично? Речь шла о том, что без обучения и штангу не поднять. Хотя вы утверждали обратное. Не приводите не корректных аргументов, и тема будет соответствовать "небиологическим".

augustina

Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43А кто говорил, что это было так просто
Вы. Захотел и сделал. Чего проще?
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43А одна не от мира сего, желала чего то большего, то один камень примерит, то другой и не выбрасывает, а приберегает. Проверяет эффективность, замечает, что сколы дают больший эффект и т.д.
Это уже труд? Или желание? Или всё таки самообучение?
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43
Конечно и это не произошло сразу, а в течении может быть сотен поколений.
А вот с этого места подробней! Как можно без ОБУЧЕНИЯ передать знания в поколениях? Хотя бы одного. А Вы говорите о сотнях поколений...и без обучения. Или и здесь волшебный "труд" все вам поправит?
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43
Но вот скажите пожалуйста, зачем этой обезьяне это было нужно?
А зачем грачу согнутая крючком проволока? Судя по ролику - для того, что бы достать червяка...
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43
Ведь дичь завалить можно было и без всяких там хитростей. 
Да ну??? Это как же? Неужели достаточно сказать слово "труд" и дичь свалится замертво?
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43
И именно потому, что этой обезьяне хотелось большего. Меньше затрачивать труда (та самая пресловутая лень как двигатель антропогенеза), больше убить дичи для поднятия статуса в стае и т.д.
Вот и грачу хотелось достать червячка. Он взял, и не ленясь стал бросать в мензурку камешки. И кидал до тех пор, пока уровень воды не повысился настолько, что червячок стал доступным. А вот дальше Вы правы, перестал камешки бросать. Видимо лень. Или ум...который подсказал ему, что дальше бросать бесполезно, так как второго червяка там нет.
Цитата: Дж. Тайсаев от мая 18, 2010, 13:51:43
Вот и всё, главное селать первый шаг. А лук это только через тысячи поколений передачи такого опыта от отца к сыну. А вам хочется так сразу, захотел большего, значит осенило и придумал лук
Ой, как интересно!! Джабраил, а опишите пожалуста, как можно создать лук не сразу, а в "течении поколений"?
Я , глупая , считала, что это делается враз. Взял палку, привязал к одному концу верёвку, согнул палку, привязал верёвку к другому концу, и всё! Лук готов. Без обучения, но трудясь. А оказывается его в течении поколений делают. Предполагаю, что одно поколение ищет палку...Другое поколение ищет верёвку... И так далее. Нет?

Николай

ЦитироватьА де Вы читали или видели, что бы макака или шимпанзе обучали своих потомков? И если есть такие факты возникновения культуры, то как долго они существуют? Что то я не слыхала, что бы известные "говорящие" обезьяны обучили своих детей, а те - своих...Без участия человека, конечно. Хотя бы два поколения есть таких?

http://www.apus.ru/site.xp/053057055124050050051054.html



ЦитироватьЯпонский макак - Macaca fuscata - Ээо крупные обезьяны плотного сложения. Обитают в Японии в зоне от субтропиков до субальпийской зоны. Взрослые самцы весят 12 кг, (иногда встречаются особи до 18 кг), самки - 10 кг. Цвет шерсти варьирует от коричневого до белого. Лицо лишено растительности, а по достижении половой зрелости приобретает характерный для вида красный цвет. Особи этого вида имеют короткий хвост. Макаки передвигаются на 4 конечностях, прекрасно плавают и ныряют. В заботе о потомстве часто принимает участие и самец. В некоторых группах имеется обыкновение мыть съедобные объекты в море, перед тем как поедать их. Имеют хорошо развитые защечные мешки для переноски корма. В рационе у японских макак фрукты, листья, ягоды, молодые побеги, мелкие животные, а также те сельскохозяйственные культуры, которые они похищают с плантаций. Зимой, когда много снега, они кормятся исключительно корой.

Иерархическая система взаимоотношений основана на родстве по материнской линии. Молодые самки остаются в родном стаде и по достижении половой зрелости, тогда как самцы в этом возрасте вынуждены покидать стадо.  Самка по имени Имо изобрела способ мыть в ручье сладкий картофель, а также метод отделения зерна от песка: смесь она бросала в ручей, песок тонул, а зерна пшеницы она успешно вылавливала с поверхности воды. Эти полезные навыки изучили другие члены группы: сначала друзья Имо по играм, потом матери, которые передали знания своему потомству.
Занятие груммингом (уходом за шерстью) является важным средством для выражения дружеской привязанности и выражения зависимого положения в стаде.
Во время половой активности у самок краснеет лицо и седалищные мозоли.

Можно ещё найти при желании. Я не с потолка сведения брал.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Николай

 Вот ещё, с того же сайта:

ЦитироватьВзрослая самка шимпанзе отрабатывала сложную последовательность действий: сначала она должна была нажать на одну из кнопок с названиями цветов, затем выбрать из трех клавиш одну с соответствующим цветом. За это автомат выдавал обезьяне монету, на которую она могла купить себе фрукты в другом автомате. Через некоторое время детеныш на глазах у исследователей самостоятельно проделал весь набор логических операций. Он научился этому, наблюдая за матерью, причем быстрее, чем это сделала в свое время она сама. Правда, монету маленький шимпанзе иногда использует не по назначению.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Vladimirkox

ЦитироватьЗа 500 последних лет объем мозга человека не поменялся, тем не менее он прошел путь от копья до ракеты.
Но, по сравнению с древними, - уменьшился. Значит функцию структуры "мозг" взяла на себя другая структура, вероятно,  - структура общестава, с воспитанием и обучением, делающая среду обитания современного человека  менее информационно-насыщенной.
ЦитироватьПо одному экземпляру "супергениальной" обезьяне освоившей даже 300 слов, неправильно строить экстраполяцию на всех обезьян.
Там - изменили методику обучения, сейчас бонобо осваивают 1600 слов.
ЦитироватьВот я и утверждаю, что первичным толчком были гиперпотребности, а когда петля замкнулась - труд, труд и ещё раз труд
Труд - следствие социализации общества, это - когда делают  "что надо", вместо - "что хочу". А речь - инструмент для социализации общества. Вот интересная тема http://forum.neuroscience.ru/showthread.php?t=2207
поднятая коннектомистами.

Вот и получается, язык антропоидов достаточно сложен, если для функционирования в мозге имеются соответствующие структуры, что и позволяет обезьянам усваивать речь другого вида .  
Интересное было сообщение о современном маугли, который управлял стаей дворовых собак, т.е. - побуждал трудиться, для достижения личных целей.

augustina

Цитата: Николай от мая 18, 2010, 14:45:49Самка по имени Имо изобрела способ мыть в ручье сладкий картофель, а также метод отделения зерна от песка: смесь она бросала в ручей, песок тонул, а зерна пшеницы она успешно вылавливала с поверхности воды. Эти полезные навыки изучили другие члены группы: сначала друзья Имо по играм, потом матери, которые передали знания своему потомству.
Вы же сами только что не считали такие действия сколь нибудь значимыми! "Только их труд по сравнению с человеческим - это как телега по сравнению с Формулой-1. " Это же Ваши слова? А я спрашивала не о примитивных навыках, а о "значительных новых знаниях", как, например, передачу в поколениях знания жестового языка. То, что животные учатся друг у друга подражанием совсем не новость, даже тигры и волки это делают, учат охоте детёнышей.
Хотя и этот приведённый пример не "на Вашу мельницу" и здесь ОБУЧЕНИЕ, а не мифическо-энгелевский "труд"... Изучение, передача в цитате такие слова есть, а где же слово "труд"?

Николай

ЦитироватьНо, по сравнению с древними, - уменьшился. Значит функцию структуры "мозг" взяла на себя другая структура, вероятно,  - структура общестава, с воспитанием и обучением, делающая среду обитания современного человека  менее информационно-насыщенной.

Не совсем понятно почему "менее"??
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Николай

 Августина, Вы мне задали вопрос о случаях передачи опыта потомству у животных. Я Вам на него ответил. Просто привёл пример со ссылкой.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

augustina

Цитата: Vladimirkox от мая 18, 2010, 14:59:12
ЦитироватьЗа 500 последних лет объем мозга человека не поменялся, тем не менее он прошел путь от копья до ракеты.
Но, по сравнению с древними, - уменьшился. Значит функцию структуры "мозг" взяла на себя другая структура, вероятно,  - структура общестава, с воспитанием и обучением, делающая среду обитания современного человека  менее информационно-насыщенной.
Насколько мне известно , уменьшение произошло не за последние 500 лет.
Цитата: Vladimirkox от мая 18, 2010, 14:59:12
ЦитироватьПо одному экземпляру "супергениальной" обезьяне освоившей даже 300 слов, неправильно строить экстраполяцию на всех обезьян.
Там - изменили методику обучения, сейчас бонобо осваивают 1600 слов.
Я не понимаю, на что Вы возражаете. Речь в ветке вроде о роли труда в процессе превращения человека в обезьяну. Я утверждаю, что пока человек не стал разумным, трудится он не мог. Для появления интеллекта требуется обучение. Тогда к чему Ваше возражение, где речь и идёт именно о НОВЫХ МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ?