Арийцы

Автор Panthera Atrox, декабря 05, 2006, 06:02:24

« назад - далее »

shuric

Цитата: "Rashid Mirzadinov"
Цитата: "shuric"

Слово казак насколько я знаю, по тюркски "бродяга" и "разбойник

В казахском языке слово «казак» все таки означает «вольный», «никому не подвластный»  с этимологическими значениями «крепкий» «сильный». Производные - «казык» - кол, «каз» - гусь, «каз тур» - стой крепко


http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1054&n=55

Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных  ,к начальный и конечный, —  , к а з а  ,к. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина «казак» и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».
    В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез — «скитаться», кач — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый»; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы связывают термин «казак» с названием древнего кавказского племени или объединения племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В. В. Бартольда, «едва ли приемлема для историка».
    Таким образом, надежного этимологического объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каково бы ни было происхождение этого слова, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.

Nestor notabilis

Цитата: "Rashid Mirzadinov"Религиозный менталитет и религиозная ориентация казахов, по моим наблюдениям,    достоверно и наглядно изменилась за последние 37-38 лет.
В молодости в ауле от, номадных в своей основе, моих бабулек и дедулек слышал,  при десяти упоминаниях о всевышнем – 6-7 раз - «Тенгри», 1-2 раза – «Создатель», 1-2 раза –«Алла» и 1-2 раза – просто «Боже», то нынешние казахи, с вымиранием наших номадных предков, практически не упоминают «Тенгри» а многие даже не знают о таком божестве и тенгрианстве как религии, номадической в своей основе. Все больше и больше распространяется ислам фундаменталистского толка. Даже я, пытаясь воспитать своих детей нерелигиозными, не могу оградить от массового религиозного одурманивания.
Многие казахи сейчас исповедуют самые разные религии – большинство, кроме ислама, вдаряются в христианство (новая церковь, адвентисты, баптисты и др), частично проповедуют буддизм (кришнаизм) и даже знаю кандидата наук принявшего иудаизм.
Большое Вам спасибо за информацию! Из первых рук и аналитически - здорово. Жаль, что с Казахстаном сейчас происходит все это... Очень жаль. И огромная потеря, что казахи утрачивают исторический культ Тенгри, обращаясь к одной из самых черных и кровавых религий всех времен...  :(  причем прямо на глазах.
У меня есть еще один вопрос - было ли в Казахстане заметное влияние Буддизма до того, как пошло арабское цунами? Просто Средняя и Центральная Азия + Афганистан и Пакистан до нашествия поклонников тьмы были буддийским регионом, причем с очень высокой культурой, вроде как... - В соседние степи Казахстана Буддизм тоже проник или казахи всегда сохраняли Тенгрианство как основную мифологему?

shuric

Цитата: "Nestor notabilis"
Цитата: "Rashid Mirzadinov"Религиозный менталитет и религиозная ориентация казахов, по моим наблюдениям,    достоверно и наглядно изменилась за последние 37-38 лет.
В молодости в ауле от, номадных в своей основе, моих бабулек и дедулек слышал,  при десяти упоминаниях о всевышнем – 6-7 раз - «Тенгри», 1-2 раза – «Создатель», 1-2 раза –«Алла» и 1-2 раза – просто «Боже», то нынешние казахи, с вымиранием наших номадных предков, практически не упоминают «Тенгри» а многие даже не знают о таком божестве и тенгрианстве как религии, номадической в своей основе. Все больше и больше распространяется ислам фундаменталистского толка. Даже я, пытаясь воспитать своих детей нерелигиозными, не могу оградить от массового религиозного одурманивания.
Многие казахи сейчас исповедуют самые разные религии – большинство, кроме ислама, вдаряются в христианство (новая церковь, адвентисты, баптисты и др), частично проповедуют буддизм (кришнаизм) и даже знаю кандидата наук принявшего иудаизм.
Большое Вам спасибо за информацию! Из первых рук и аналитически - здорово. Жаль, что с Казахстаном сейчас происходит все это... Очень жаль. И огромная потеря, что казахи утрачивают исторический культ Тенгри, обращаясь к одной из самых черных и кровавых религий всех времен...  :(  причем прямо на глазах.
У меня есть еще один вопрос - было ли в Казахстане заметное влияние Буддизма до того, как пошло арабское цунами? Просто Средняя и Центральная Азия + Афганистан и Пакистан до нашествия поклонников тьмы были буддийским регионом, причем с очень высокой культурой, вроде как... - В соседние степи Казахстана Буддизм тоже проник или казахи всегда сохраняли Тенгрианство как основную мифологему?

Вообще говоря был момент, когда исламский мир был центром цивилизации.

Nestor notabilis

Вообще говоря, Шурик, мы мало знаем о том, какая цивилизация была на землях, обращенных арабами. И предпочитаем не помнить о том, как проходило это "обращение"... Ок, всех благ.

Jan Metlevski

Нестор, ну что вы так упорствуете в протаскивании политики сюда на форум?
Jan

Nestor notabilis

Я уже попрощался с этой веткой, Ян, Вы не обратили внимание?

Rashid Mirzadinov

fyunt

Вт Янв 09, 2007
Jan Metlevski писал(а):
Интересно на чем основано мнение Гумилева что столь распространенный в украинских фамилиях суффикс <<енко>> тюркского происхождения? Сам Гумилев, насколько я помню, в своей книге просто делает такое утверждение и никак его не обосновывает. Я так думаю, возможно что Гумилев не был достаточно знаком с этнографическим материалом по другим славянским этносам ...


Мне тоже интересно ... В книгах Л.Н.Гумилёва разбросано много таких - не относящихся к основному повествованию - утверждений без всяких обоснований. И если относящееся к основному материалу он обосновывает, то такие утверждения, сделанные мимоходом оставляет как сами собой разумеющееся ... Хотя очень часто в подобных утверждениях ничего само собой ни разумеется.
Эту фразу я привёл просто как пример одного из мнений о происхождении казаков.


У казахов встречается суффиксы  «ныке» и  «дыке» выражающие принадлежность неодушевленного предмета к кому-то. Но я сомневаюсь, что данная форма принадлежности оказалась продуктивной в отношении фамилий в другом языке, в данном случае в украинском или белорусском и массово внедрилось.

shuric

Ср Янв 10, 2007
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1054&n=55
Казак — тюркское слово. Его исходная форма именно такая: два увулярных ,к начальный и конечный, — , к а з а ,к. Со времени выхода известной книги А. Левшина о казахах (1832) в трудах некоторых ученых распространено утверждение о том, что в «Шах-наме» великого персидского поэта Фирдоуси (рубеж X—XI столетий), в разделе о Рустаме якобы говорится о казахах и ханах казахских. Однако cодержание бессмертного творения хорошо известно ориенталистам, и там нет ни слова о слове «казак». Как показали многолетние исследования ведущего востоковеда Республики Казахстан Б. Е. Кумекова, нет упоминания термина «казак» и в сочинениях ранних арабских авторов. В мусульманских письменных источниках мы встречаем его в анонимном тюрко-арабском словаре, составленном, вероятно, в Египте, известном по рукописи 1245 года и изданном М. Хоутсмом в Лейдене в 1894-м, со значением «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник».
В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казак». Одни выводили его из тюркских глаголов каз — «рыть», кез — «скитаться», кач — «бежать, спасаться»; другие создали невероятную этимологию этого слова от каз — «гусь» и ак — «белый»; есть исследователи, которые считают возможным выводить слово «казак» из монгольского термина касак-тэргэн, обозначающего род повозки. Некоторые авторы связывают термин «казак» с названием древнего кавказского племени или объединения племен касог; однако такого рода гипотеза, по мнению В. В. Бартольда, «едва ли приемлема для историка».
Таким образом, надежного этимологического объяснения слова «казак» пока еще нет. Но каково бы ни было происхождение этого слова, несомненно то, что первоначально оно имело нарицательное значение, в смысле — свободный, бездомный, скиталец, изгнанник, а также человек удалой, храбрый. Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казак» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени, своего сеньора и законного государя и принужденного вести жизнь искателя приключений. Кстати сказать, отсюда это тюркское слово и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий, а также вольнонаемных батраков. Хотя слово «казак» зарегистрировано на севере Руси с конца XIV века, все же первоначальной родиной русского казачества историки признают южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью, условия которых придавали этой вольнице характер военного общества.


shuric , как вы заметили, я тоже придерживаюсь вышеприведенного толкования  Кумекова.. Хотя в толкованиях и гипотезах несть числа. Одно из них - вышеупомянутые монгольские повозки. Толкователей подобного рода хватает. Пример: найман – германское слово – когда казахи (Атилла) пришли в Европу то немцы их назвали новый человек = ной ман!!!!! Как вам это??? И это, на полном серьезе, утверждается в книге «полынь половецкого поля» Мурата Аджи. Остается после прочтения таких пассажей сказать только МЛЯ.

В последнее время Здесь набирает популярность толкование «кас сак» = крепкий, сильный, настоящий сак, и возводят самоназвание казахов к 4-5 веку до нашей эры! Вот так, и  не иначе!!!!!!!  
И вообще, вы наверное не слышали и не знаете что казахи существуют более 5 миллионов лет. А австралопитеки произошли от них. Со всеми вытекающими последствиями для всего человечества. У нас самый главный клич-спич  за столом «Ал давай» - это мы вспоминаем ущелье «олдувай» = всего лишь 2,5 млн лет назад.


Nestor notabilis
Ср Янв 10, 2007

Очень жаль. И огромная потеря, что казахи утрачивают исторический культ Тенгри ......


А мне каково!!  Представили?

Nestor notabilis
Ср Янв 10, 2007
У  меня есть еще один вопрос - было ли в Казахстане заметное влияние Буддизма до того, как пошло арабское цунами? Просто Средняя и Центральная Азия + Афганистан и Пакистан до нашествия поклонников тьмы были буддийским регионом, причем с очень высокой культурой, вроде как... - В соседние степи Казахстана Буддизм тоже проник или казахи всегда сохраняли Тенгрианство как основную мифологему?


Отголоски буддизма до сих пор имеются даже в нынешнем религиозном менталитете казахов. До сих пор более пожилые вспоминают будду = тауба, тоба. Производное от буддизма как религии непротивление злу и  смиренность = таубашилик. Встречаются также имена = Тобакабыл – принятый (осиянный) буддой.
Буддизм в полной мере не внедрился к казахам, ислам имел большее влияние но обрядовость была в основном тенгрианской. Ныне она осталась лищь в почитании духов предков - аруахов. Этот культ предков, наверное, не скоро изживется.



shuric

Ср Янв 10, 2007 14:
Вообще говоря был момент, когда исламский мир был центром цивилизации.


Вах, когда это было? Когда арабская наука а не религия определяла развитие исламского мира.
Но как только религия затоптала арабскую науку, с того момента начался застой и отставание от окружающего мира. Этому миру нечего противопоставить  -  отсюда и воинствующий фундаментализм.

Jan Metlevski

Рашид, у меня к Вам вопрос. Кем по происхождению могли быть литовские и белоруские татары. Они поселились в Великом Княжестве Литовском в конце ХIV века. Это были в основном сторонники хана Тохтамыша, потерпевшего поражение в борьбе за власть в Золотой Орде. Из предводителей известен султан Джелал-эд-Дин. Кем они могли быть этнично: казахи, астраханские татары, крымские татары?
Jan

Rashid Mirzadinov

Jan Metlevski
Ср Янв 10, 2007

Рашид, у меня к Вам вопрос. Кем по происхождению могли быть литовские и белоруские татары. Они поселились в Великом Княжестве Литовском в конце ХIV века. Это были в основном сторонники хана Тохтамыша, потерпевшего поражение в борьбе за власть в Золотой Орде. Из предводителей известен султан Джелал-эд-Дин. Кем они могли быть этнично: казахи, астраханские татары, крымские татары?




Кем были литовские и белоруские татары сказать непросто даже проведя детальные исследования. Могу предположить из известных мне фактов следующее:  1 - «татарами» монголы называли все тюркоязычные племена а не национальности. В тот период этноса «татар» не существовало. 2 – общеординским языком являлся кипчакский диалект чагатайского языка, на котором говорили во всех уголках Золотой орды.
Конгломерат тюркских племен на волнах пассионарного толчка только начал формировать основы этносов и применять этнические названия, возникшие позже, к началу не совсем корректно, потому что казахи, узбеки,  башкиры, астраханские, крымские татары и другие этносы как нации еще не сложились.
Однако, еще раз подчеркну, я не профессиональный историк – любитель интересующийся историей своего народа и связями с другим этническим окружением.

Jan Metlevski

Рашид, вот некоторые из родов поселившихся в ВКЛ: уйшун, найман, джалаир, конграт, барин.
Jan

Jan Metlevski

И еще один вопрос, Рашид. Связано ли как нибудь название поселка Джанибек на самом крайнем западе Казахстана с ханом Джанибеком (ХIV в.)?
Jan

shuric

Цитата: "Jan Metlevski"Рашид, у меня к Вам вопрос. Кем по происхождению могли быть литовские и белоруские татары. Они поселились в Великом Княжестве Литовском в конце ХIV века. Это были в основном сторонники хана Тохтамыша, потерпевшего поражение в борьбе за власть в Золотой Орде. Из предводителей известен султан Джелал-эд-Дин. Кем они могли быть этнично: казахи, астраханские татары, крымские татары?

Вышеупомянутые народы ( казахи, астраханские татары, крымские татары) возникли позже.

Nestor notabilis

Рашид, спасибо Вам большое за ответы и информацию!
"Осиянный Буддой".... - поразительно. Рахмет.

shuric

Цитата: "Rashid Mirzadinov"



shuric

Ср Янв 10, 2007 14:
Вообще говоря был момент, когда исламский мир был центром цивилизации.


Вах, когда это было? Когда арабская наука а не религия определяла развитие исламского мира.
Но как только религия затоптала арабскую науку, с того момента начался застой и отставание от окружающего мира. Этому миру нечего противопоставить  -  отсюда и воинствующий фундаментализм.

Ну я бы сказал, что с IX по конец XI века исламский мир был центром мировой науки. В конце XI века его догнала католическая европа. Некоторое время они шли вровень, но в XIII веке Европа стала обгонять исламский мир и дальше они развивались в противоположных направлениях.
А если брать конкретный момент, я бы назвал правление халифа Аль-Мамуна. Но его, увы, считают ныне в исламском мире еретиком.

Nestor notabilis

Я не хочу продолжать разговор на эту тему, Шурик, но все же последнюю реплику вставлю.
- Вы совершенно справедливо и самостоятельно заметили одну деталь, на которую мало обращают внимание политкорректные белые люди, политкорректно рекламируя "научные успехи исламского мира" в первые два-три века его существования - персонализм.

В этом мире все, и прежде всего - жизнь и судьба ученого и его работ было зависимо от личной воли очередного халифа. Школ и традиции знания - не существовало. Более того, в этом мире всегда существовала ярко выраженная нетерпимость к знанию.

Поэтому "научные успехи" и "цивилизованность" в "период расцвета исламской науки" - существовали только для элиты. Неужели вы всерьез думаете, что миллионы "простых людей" из этого мира в 9-11 веках жили более цивилизованно и были более культурны, чем орды таких же людей в сегодняшней палестине или пакистане?

И с этой точки зрения даже темная средневековая Европа не слишком уступала этим существам - в своих закрытых общественных структурах, посвященных именно знанию, вроде орденских школ и монастырей. Почему же об этом не кричат? Потому что с помощью упоминаний о традициях знания в Европе не получится политкорректно оправдывать "странный" менталитет миллионов мигрантов из черного мира, поражающий принимающие белые страны своим звероподобием?

Почитайте учебник В.П. Васильева "История религий Востока".
Там ОЧЕНЬ ХОРОШО, дается простой и понятный анализ базовых установок основных религиозных доктрин мира и связанных с ними основных сособенностей этнической ментальности их носителей. И становится вполне понятно и рационально объяснимо смутное ощущение тьмы. И понятно, почему и Васильев тоже считает именно ислам, и, отчасти китайский комплекс - самыми далекими по ценностным установкам системами от того, на чем две тысячи лет строилась культура и традиции и психика белых стран. Более далекими, чем какой-нибудь многоцветный индуизм или аскеза Тхеравады.

Это всего лишь пропедевтика, но будет полезно. Для снятия морока с глаз.
Успехов.