Хорошая литература воспитывает в нас человечность?

Автор user, октября 26, 2013, 13:25:15

« назад - далее »

Дж. Тайсаев

Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

geky

Цитата: Ярослав Смирнов от октября 30, 2013, 20:09:48
Итак, по мнению, автора главной привлекательностью военной службы является "безупречная праздность". Т.е. люди поступают на военную службу именно для того, что бы ничего не делать... А командир эскадрона не впахивает как ломовая лошадь с утра до вечера, а сугубо расслабляется?

Понятия не имею. Возможно, были такие. А возможно, Толстой несправедлив к командирам эскадрона. В отличие от Вас, я не знаю лучше Льва Николаевича, в каких условиях на самом деле существовал отец Льва Николаевича, и спорить об этом не буду.

Цитата: Ярослав Смирнов от октября 30, 2013, 20:09:48
Покажите, плз, моменты в которых он описывается как нормальный, живой человек, а не как картонно-лубочная поделка?

http://www.ilibrary.ru/text/11/p.301/index.html

shuric

Цитата: Дж. Тайсаев от октября 30, 2013, 19:28:32
Добавить можно было из русской и русскоязычной литературы: Асадова, Цветаеву, Пастернака, Набокова, Булгакова и может ещё Искандера с Айтматовым. Из иностранной: Маркеса "100 лет одиночества", Фиджеральд "Великий Гэтсби", Сэлинжера, Оскара Уайльда, Моэма, Ремарка, Стэйнбека, Бальзак "Шагреневая кожа" и "Красное и чёрное" Стендаля, Гюго (только не Отверженные и не Человек который смеётся, а вот Собор Парижской богоматери как раз по возрасту). "Приключения Оливера Твиста" Дикенса  и "Принц и нищий" Марка Твена  можно даже и в 8 классе проходить. Киплинг "Ким", Шекспир и Байрон. Из мифов можно было давать греческую и скандинавскую мифологию. И т.д. Это только первое что в голову пришло.

А чего такой куцый список? Почему пропущены Джойс, Кафка и Пруст, Гертруда Стайн которых детям  следует штудировать в обязательном порядке?  Да и книжонки какие то больно детские - Маркеса и Фитцджеральда  надо в начальной школе изучать.   Ну и к упомянутому Салману Рушди можно маркиза ДеСада добавить, а то такой пробел.

geky

Ну что вы такое говорите, Шурик. Джойса и маркиза де Сада – только на факультативное чтение.

shuric

Цитата: geky от октября 30, 2013, 20:48:24


http://www.ilibrary.ru/text/11/p.301/index.html


— Так что же вы думаете, Василий Федорович, — обратился он к Денисову, — ничего, что я с вами останусь на денек? — И, не дожидаясь ответа, он сам отвечал себе: — Ведь мне велено узнать, ну вот я и узнаю... Только вы меня пустите в самую... в главную... Мне не нужно наград... А мне хочется... — Петя стиснул зубы и оглянулся, подергивая кверху поднятой головой и размахивая рукой.

— В самую главную... — повторил Денисов, улыбаясь.

— Только уж, пожалуйста, мне дайте команду совсем, чтобы я командовал,? — продолжал Петя, — ну что вам стоит?


И это по вашему не карикатура?

Ну и язык язык

Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства.

shuric

#125
Цитата: geky от октября 30, 2013, 21:04:13
Ну что вы такое говорите, Шурик. Джойса и маркиза де Сада – только на факультативное чтение.

А Фитцджеральда и Рушди (с еще одной двумя сотнями таких простых и понятных авторов ) - в основную программу? Причем почитайте как аргументируется включение в программу Рушди: 
"я б в идеальной школьной программе их заменила «Детьми полуночи» Салмана Рушди. Тоже депрессивная сказка иностранного автора в том же стиле, но не такая безумная и муторная, как «Сто лет одиночества». "

geky

Я ж написала "в идеальной реальности". Я думаю, что ни Маркесу, ни Рушди не место в обязательной программе, конечно.

shuric

Цитата: geky от октября 30, 2013, 21:16:59
Я ж написала "в идеальной реальности". Я думаю, что ни Маркесу, ни Рушди не место в обязательной программе, конечно.

Я знаю как будет выглядеть эта идеальная реальность

geky

И думаю, нет особого смысла продолжать спор. Вот вам Петя Ростов картонный. При этом приводите в пример отрывок из Дюма, вот уж с чьих героев, на мой вкус, можно было ГОСТ 13525.4-68 писать. Очевидно же, что так ни к чему и не придём.

geky

Цитата: shuric от октября 30, 2013, 21:27:29
Цитата: geky от октября 30, 2013, 21:16:59
Я ж написала "в идеальной реальности". Я думаю, что ни Маркесу, ни Рушди не место в обязательной программе, конечно.

Я знаю как будет выглядеть эта идеальная реальность


Ну... Выглядит лучше, чем Дюма в обязательном списке, по крайней мере.

Ромашишка1971

Цитата: user от октября 26, 2013, 21:05:19
geky пишет: «Я полагаю, что долговременный эффект есть, но он имеет свойство ослабевать со временем, если долго не читать. Как и с любым обучением, собственно»
Но ведь в статье говорится не о навыках чтения, а об умений сопереживать.

А вообще, интересный вопрос, способны ли забываться со временем моральные навыки и умение сопереживать. Я имею в виду, именно забываться, как прочие навыки, а не деградировать под давлением внешних сил или каких-то соблазнов. Например, что-то в стиле «человек 10 лет провёл на станции в Антарктиде и не задумывался о моральных вопросах, а позже обнаружил, что мораль его на уровне средневековья, хотя до этого он был нормальным человеком». Я, конечно, утрирую, но смысл, думаю, понятен. Как вы думайте?
Есть очень хорошие примеры, в частности в России, как человек провёл 10 лет во власти и вдруг не заметил, что мораль его на уровне средневековья... Ну и это... друзья его тоже ничего не заметили... такого особенного...  ;)
Это не оффтоп - просто... факт...

olga_a

Дети все очень разные. Растут в разных семьях. Есть семьи интеллигентные, где много книг, все читают. И Достоевского в 10 лет. И есть другие семьи, где книг не читают вообще, в принципе. Но детям нужно дать возможность вырваться из этого болота. И рассказать про Толстого (и про Толстых), научить читать и думать. И учиться чувствовать. И узнать, что есть другая жизнь, другие страны и обычаи.
Для меня Достоевский был потрясением. Совершенно другой мир.  Иными глазами видишь и других людей, и себя изнутри.
Другое потрясение - Гоффман, с его "Житейскими воззрениями кота Мурра". Не пересказать, какое я испытала сожаление, что меня не учили музыке.
С огромным удовольствием читаю сейчас Дину Рубину. Разные романы и эссе. Она с таким аппетитом описывает разные страны, что хочется все бросить и сейчас же поехать, например, в Испанию или Прагу. И о музыке она пишет так, что хочется немедленно послушать как звучит гобой у Чайковского. Или о живописи Гогена или Эль Греко - смотришь на их картины другими глазами.
Это я к тому, что хорошая литература учит не только русскому языку или психологии.
Конечно, можно прожить без Толстого (может, он нарочно так неровно писал романы?),без Рубенса или Шопена, но как это будет бесцветно, серо.

shuric

Цитата: olga_a от октября 30, 2013, 22:33:43
И рассказать про Толстого , научить читать и думать. И учиться чувствовать. И узнать, что есть другая жизнь, другие страны и обычаи.

Тут что ни будь одно - либо заставляем читать Толстого, либо учим читать и думать. Потому что подсовывать "ребенку из семьи, где книг не читают  в принципе, ребенку которому надо  дать возможность вырваться из этого болота" нечитабельные романы Л.Толстого, это то же самое, что заставлять читать ребенка книги, пропуская одновременно сквозь него разряды электрического тока.  Так чтобы не умер, но помучился.  Ну будет в итоге отрицательный рефлекс на чтение, как у собачки Павлова.  Мы к этому стремимся?



Дж. Тайсаев

Цитата: shuric от октября 30, 2013, 20:49:12
Цитата: Дж. Тайсаев от октября 30, 2013, 19:28:32
Добавить можно было из русской и русскоязычной литературы: Асадова, Цветаеву, Пастернака, Набокова, Булгакова и может ещё Искандера с Айтматовым. Из иностранной: Маркеса "100 лет одиночества", Фиджеральд "Великий Гэтсби", Сэлинжера, Оскара Уайльда, Моэма, Ремарка, Стэйнбека, Бальзак "Шагреневая кожа" и "Красное и чёрное" Стендаля, Гюго (только не Отверженные и не Человек который смеётся, а вот Собор Парижской богоматери как раз по возрасту). "Приключения Оливера Твиста" Дикенса  и "Принц и нищий" Марка Твена  можно даже и в 8 классе проходить. Киплинг "Ким", Шекспир и Байрон. Из мифов можно было давать греческую и скандинавскую мифологию. И т.д. Это только первое что в голову пришло.

А чего такой куцый список? Почему пропущены Джойс, Кафка и Пруст, Гертруда Стайн которых детям  следует штудировать в обязательном порядке?  Да и книжонки какие то больно детские - Маркеса и Фитцджеральда  надо в начальной школе изучать.   Ну и к упомянутому Салману Рушди можно маркиза ДеСада добавить, а то такой пробел.
Судя по иронии недооцениваете вы нашу молодёжь, впрочем Кафку "Превращение" можно в старших классах почитать, а Пруста "Фараон", во всяком случае я их примерно тогда и прочёл. А вот до Джойса, Фолкнера, Теккерея или например Вулфа нужно дорасти, как и до Достоевского например. А Рушди я бы тоже не рекомендовал.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

shuric

Цитата: geky от октября 30, 2013, 21:37:41
Ад... Выглядит лучше, чем Дюма в обязательном списке, по крайней мере.

Куприн с вами не согласен http://dugward.ru/library/kuprin/kuprin_duma_otec.html

Удивительное явление: Дюма и до сих пор считается у положительных людей и у серьезных литераторов легкомысленным, бульварным писателем, о котором можно говорить лишь с немного пренебрежительной, немного снисходительной улыбкой, а между тем его романы, несмотря на почти столетний возраст, живут, вопреки законам времени и забвения, с прежней неувядаемой силой и с прежним добрым очарованием, как сказки Андерсена, как "Хижина дяди Тома", и еще многим, многим дадут в будущем тихие и светлые минуты. Про творения Дюма можно сказать то же самое, что сказано у Соломона о вине: "Дайте вино огорченному жизнью. Пусть он выпьет и на время забудет горе свое". Вот что писал к Дюма после получки от него "Трех мушкетеров" Генрих Гейне, тогда уже больной и страждущий:

"Милый Дюма, как я благодарен Вам за Вашу прекрасную книгу! Мы читаем ее с наслаждением. Иногда я не могу утерпеть и восклицаю громко: "Какая прелесть этот Дюма!" И Мушка* прибавляет со слезами на глазах: "Дюма очарователен". И попугай говорит из клетки: "Да здравствует Дюма!"
В одном из своих последних романов Джек Лондон восклицает по поводу своего героя, измученного тяжелой душевной драмой: "Какое великое счастье, что для людей, близких к отчаянию, существует утешительный Дюма".

У нас, в прежней либеральной России, ходить в цирк и читать Дюма считалось явными признаками отсталости, несознательности, безыдейности. Однако я знавал немало людей "с убеждениями", которые для виду держали на полках Маркса, Чернышевского и Михайловского, а в укромном уголке хранили потихоньку полное собрание Дюма в сафьяновых переплетах. Леонид Андреев, человек высокого таланта и глубоких страданий, не раз говорил, что Дюма - самый любимый его писатель. Молодой Горький тоже обожал Дюма.