Цивилизации тропической Африки?

Автор user, сентября 28, 2013, 21:19:13

« назад - далее »

user

Задал специалистам вопрос по поводу тропической цивилизации Африки:

«Не так давно смотрел фильм National Geographic (которая известна невысоким качеством информаций), в котором говорилось, что, якобы, «лишь совсем недавно выяснилось, что Африка была родиной огромной тропической цивилизации. Некогда процветавшие города и царства исчезли, не оставив и следа.». Также там говорилось, что представители этой цивилизаций пытались защититься от тропических болезней, малярийных комаров и мух цеце культурными способами, а именно селились подальше от болот и повыше (в горную местность, например) и старались располагать селения подальше друг от друга, чтобы снизить инфекционную нагрузку. Что правда из этого и насколько?»

user

Но пока ответа не последовало, решил поискать информацию самостоятельно. Вот что нашёл:

Википедия пишет о какой-то «Цивилизации Нок»:

«Цивилизация Нок, названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно продвинутой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

История цивилизации

По мнению Уильям Фэгга, первого, кто начал серьёзно исследовать фигурки Нок, творцами её культуры, были предки нынешних народностей, населяющих центральные районы Нигерии.

Возникновение

2500 лет назад, жители северной части центральной Африки, из-за засухи, вынуждены были эмигрировать на юг к Гвинейскому заливу, обосновавшись в береговых деревнях, местонахождение которых было определено по археологическим остаткам (каменные топоры, фрагменты изделий из керамики и железа).

Там, между новыми поселенцами произошло смешение культур, что взаимно обогатило их опыт в скотоводстве, возделыванию злаков и т. п. Известно, что это была неоднородная группа, поскольку у каждого сообщества был свой стиль обработки керамики, но общим у них было одно — они владели искусством металлургии.

В середине первого тысячелетия до нашей эры, участившиеся осадки, вызывавшие наводнения, вынудили поселенцев отказаться от береговой зоны и переселиться в область плоскогорий Нигерии, в междуречье рек Нигер и Бенуа. Так появились Нок, культурный багаж которых включает продвинутые сельскохозяйственные и ремесленные знания, а также необычную чувственную эстетику, выраженную в их произведениях искусства.

Расцвет

Считается, что культура Нок была первой в центральной Африке, перешедшей из каменного века в железный. Именно с её расцветом, который датируют 100—200-ми годами нашей эры, связано начало железного века в Африке к югу от Сахары в Центральной Нигерии, и появление западноафриканской пластики.

Терракотовую культуру Нок называют главным свидетельством расцвета Африканских цивилизаций, и выдвигают предположение, что их социальный строй в конечном счёте развился в более позднее сообщество в плоскогорьях Джос. О прогрессе этой цивилизации свидетельствует изображение сановника Нок (а откуда известно что это сановник?), хранящееся в нью-йоркском музее изобразительных искусств Метрополитен. Сановник изображён несущим «пастуший посох», прикреплённый упругим материалом к правой руке. Сановник также изображён сидящим, с расширенными ноздрями и открытым ртом, предполагающими глубокий вдох и выдох, связанные с медитацией.

Закат

Нет никаких точных научных обоснований исчезновению Нок, за исключение гипотез о том, что причиной, возможно послужили неизвестная эпидемия или сильное наводнение.

С другой стороны, закат Нок, в первом тысячелетии, совпадает с возникновением на берегах озера Чад другой культуры, сравнимой по уровню, с которой она поддерживала некое соперничество из-за влажных зон (что объясняет появление оборонительных сооружений в деревнях).

История открытия

Первые следы цивилизация Нок впервые были открыты в 1928 в плоскогорьях Джос во время горных работ. Тогда были обнаружены первые осколки, но потом забыты. В 1932 году группа из 11 статуэток в отличном состоянии была обнаружена вблизи города Сокото. В это же время были привезены статуэтки из города Катсина. И хотя в них прослеживалась схожесть с классическим стилем Нок, связь между ними всё же не до конца ясна.

Позднее, в 1943 вблизи деревни Нок (находящейся всё в том же плоскогорье Джос), в центре Нигерии, случайно при разработке месторождения олова был найден ряд новых глиняных фигурок. По легенде, местный рабочий нашёл голову статуэтки и отнёс к себе домой, где не без успеха использовал её в качестве пугала на бататовом поле в течение года. Затем на неё обратил внимание управляющий шахты, который купил её. Он привёз голову в город Джос и показал курсанту, Бернарду Фэггу, увлекавшемуся археологией, который сразу понял значение этой находки. Он попросил, чтобы все шахтёры сообщили ему о подобных находках и в результате он стал обладателем более чем 150 фрагментов. Среди них — не только терракотовые головы, но и фигурки животных, каменные и металлические орудия и много других древних изделий.

Впоследствии Бернард и Анжела Фэгг организовали систематические раскопки, что позволило обнаружить много более полезных месторождений, рассыпанных по обширной области, где нашлось много больше, чем в первоначальном месте. К 1977 году число цельных терракотовых объектов, найденных в ходе раскопок, составило 153 единицы. Поскольку в этой области междуречья часты наводнения, в большинстве своём они оказывались найденными не археологическим способом, а в так называемых «вторичных залежах», расположенных в высохших руслах саванн Северной и Центральной Нигерии (Юго-Западная часть плоскогорья Джос), то есть статуэтки сносило наводнениями по долинам, где их и обнаруживали. Позднее их находили во всё более и более обширной области размером примерно триста на двести миль, включая центральную долину реки Нигер и Нижнюю долину реки Бенуа.

Также были обнаружены законченные изделия, такие как браслеты, керамика, острия стрел, ножи из железа и сельскохозяйственные инструменты.

Около реки Бенуа особо выделяются два месторождения в очень хорошем состоянии. Это местности Самун Дукия (Samun Dukiya) и Таруга (Taruga). В результате эрозии почвы после наводнений на свет вышли не только остатки глиняных фигурок но и изделия из железа, подвергавшиеся плавке и ковке, что лишний раз говорит о том что они были произведены туземцами а не привезены откуда то ещё.

Связь с другими культурами

О том, что культура Нок — чисто африканская, говорят некоторые стилистические особенности, сближающие её с деревянной скульптурой современной Африки. Сразу, например, бросается в глаза то, что головы древних фигурок непропорционально огромны: на них приходится от одной трети до половины длины всего тела. Так же в тех краях изображают людей и сегодня: ведь голова — это основное вместилище «ньяма», жизненной силы, и её размеры в Африке традиционно принято преувеличивать.[2]

Культура Нок считается первопроходческой в африканском сельском хозяйстве и металлургии, но особняком стоит её художественный стиль.

Согласно некоторым точкам зрения, основанным на художественных подобиях ранних форм искусства древних народностей йоруба и нок, прослеживается связь между Нок и их современниками, проживающими в плоскогорьях Джос. Например, эта связь видна в в масках древнего царства Йоруба, а затем (много веков спустя) также и у Бенин, начавших классическую натуралистическую скульптурную традицию в западной Африке.

Вероятно, существовали коммерческие отношения между севером и югом пустыни Сахары в течение первого тысячелетия нашей эры, известно, что существовали повозки, тянущиеся лошадьми. Поселенцы с юга предоставляли золото, слоновую кость и другие продукты характерные для тропической фауны, в то время как с севера привозили соль, материи, керамику, стекло, некие фрукты и, даже лошадей. Лошадь — животное, которое, действительно, производило впечатление на Нок, которые часто, в своём искусстве, моделировали фигуры наездников, большей частью мужчин. Эти предметы считались самыми ценными в искусстве Нок.

Вообще, их культура имела широкий радиус воздействия, ибо её традиции сохранились и живут в искусстве множества различных племён — от Берега Слоновой Кости до Анголы. Прически, подобные известным в пластике культуры Нок, можно обнаружить в скульптурах племени балуба в Конго: деформации черепа — у конголезского племени мангбету; форма глаз и рта — в скульптуре йоруба; гротеск — в масках ибибио из южной Нигерии. Танцевальные маски ибов из Нигерии и племени кран с Берега Слоновой Кости относятся к арсеналу демонологических представлений Нок, а знаменитые в этой культуре головы Януса сохранились до сих пор в масках нигерийских племён ибибио и экон.

Отличительной чертой пластики культуры Нок, позже редко встречающейся в африканской скульптуре, является динамика движения, о чём свидетельствуют сохранившиеся статуэтки людей и животных. Эта динамика выработана культурой Нок (по крайней мере на уровне современных исследований) самостоятельно, без влияния иных культур. Эта тенденция сохранилась только в скульптуре нижнего течения Конго и в Анголе.[3]

Дальнейшими звеньями в цепи развития культур древней Нигерии была творческая деятельность жителей Ифе и Бенина. В найденных у культур Ифе и Бенина, медных и терракотовых скульптур, относящихся к более позднему периоду, также обнаруживается много значительных сходств с найденным у Нок. Например, одна из фигурок культуры Нок похожа на бронзовую статую культуры Ифе — настолько похожа, что создаётся впечатление, что скульпторы творили по одной и той же модели. Одинаковые пропорции фигуры, размеры, одинаковые украшения... А между тем эти скульптуры разделяет во времени целое тысячелетие. И таких совпадений ещё десятки и десятки. Но ясно одно: культура Нок прямо предшествует культуре Ифе, между ними прослеживается чёткая преемственность.[3]

Как писал брат Бернарда Фэгга Уильям — искусствовед, положивший начало исследованию фигурок Нок, — «прежде всего они поражают удивительным разнообразием форм, которое сочетается с глубоким единством стиля, позволяющим безошибочно отнести их к одной ,,художественной школе", несмотря на то, что один из фрагментов приближается к тому, что мы бы назвали натуралистическим стилем, в то время как другой удален от него настолько, что лишь с трудом может быть причислен к изобразительному искусству... причем общие формальные признаки очень просты; прежде всего, это особая трактовка глаз, которая обычно приближается к треугольной или полуциркульной форме, а также носовых и ушных отверстий (иногда также и рта).»

Терракоты

Искусство Нок, известно главным образом, благодаря терракотовым скульптурам, то есть изготовленных из красной или жёлтой гончарной глины, изображающих людей и животных. Терракоты, сохранились главным образом в форме разрозненных фрагментов.

Поэтому, на сегодняшний день, большинство таких скульптур дошло до нас в виде мужских и женских голов, причёски на которых очень проработаны и изящны. Причина обнаружения фигурок в виде обломков, связана с тем, что находки обычно делают в аллювиальных отложениях — в почве полученной в результате наноса (намыва) воды. Терракотовые статуэтки, найденные там, трудно обнаружимы, раскрошены, размыты водой и повреждены. Очень редко, работы крупного размера остаются неповреждёнными, что объясняет их высокую ценность на всемирном художественном рынке.

С помощью радиоуглеродного метода удалось определить возраст находок — самые ранние были сделаны в 5 веке до н. э., самые поздние — примерно в 300 году н. э. Однако, последние исследования, датируют самые древние фигурки, старше 3000 лет, то есть 900 лет до н. э., что выяснилось посредством термолюминесцентного анализа.

Вообще, история Африки писалась терракотами. Металлические изделия шли на переплавку у охотников за цветным металлом. Деревянные фигурки были добычей огня и термитов. Лишь терракотовые статуи, как сделанные из наименее ценного материала, дошли до наших дней.

У этого материала было ещё одно преимущество — он мог быть приручен голыми руками, без привлечения технических средств. Ремесленники, которые работали у Нок, использовали один и тот же материал, как для своих гончарных изделий, необходимых в повседневной жизни, так и для изготовления высокохудожественных статуэток — крупнозернистую глину.

Для столовой посуды глину высушивали на солнце или обжигали в очагах или открытых печах при температуре порядка 300 градусов по Цельсию. Для отдельных произведений, они использовали специальные закрытые печи, в которых достигали бо́льших температур.

Отдельные статуи, могли достигать 120 сантиметров в высоту, предполагая отличный контроль над техникой изготовления, такой как обжиг на открытом воздухе. Многие из статуй, были пустотелыми. Анализ показал, что толщина их стенок была очень единообразной. Так, скульпторы заботясь о том, чтобы при обжиге не возникло проблем, удаляли те части, которые были неоднородными и могли взорваться под действием огня.

Этот отлаженный процесс обжига и такой технический навык, как контроль за стилистическим единообразием, замеченный в этих работах, позволяет предполагать что Нок, возможно, могли быть последователями какой-то длинной художественной традиции. Нигде нет указаний на пробные эксперименты. Характеристики стиля уже точны. Глаз привлекает внимание своим значением. Это — иногда дуга, иногда треугольник, а выше бровь, которая уравновешивает кривую века над ней.

Назначение статуэток до сих пор неизвестно, поскольку научные изыскания пока не дали результатов. Однако известно, что керамические портреты культуры Нок служили погребальным целям, что вполне соответствует обычаям Западной и Центральной Африки.

Вот, что пишет по этому поводу У. Фэгг: "вполне вероятно современные поселенцы в Нигерии, сохранили ту же религию, которая процветала в период культуры Нок, — культ мифических предков племени, представлявшихся как основной источник жизненной силы, как посредники, через которых эта сила распространялась на живых людей. Мы имеем достаточно оснований предполагать, что терракотовые фигуры Нок выполняли ту же функцию... что и деревянные (а иногда и терракотовые) фигурки предков... которые, возможно, являются потомками памятников культуры Нок.

Бронзовые скульптуры

Нок также причастны и к повсеместному распространению металлургии железа в Африке южнее Сахары. (см. Википедия: Народы Африки). Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью так называемого «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали, и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали, «доводя до ума». Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но в Африке ничего подобного ранее не находили.

Альтернативные гипотезы

Есть исследователи, которые отрицают существование подлинной Культуры Нок, например такие как археолог Граам Конна, который считает, что скорее следует говорить о группе общих черт, свойственных первому периоду Железного века в этой зоне Африки, между разными, независимыми от зон проживания культурами, которые в действительности не формировали единственную цивилизацию.

По некоторым теоретическим изысканиям, Нок называют потомками египтян. Действительно, связь с древним Египтом могла бы быть объяснением зрелости культуры Нок, и в том числе утончённостью их терракотовых скульптур. Однако такое объяснение, возникшее в середине XIX века, считается старомодным, и привнесено лишь из-за обилия волос на головах скульптур, как и в произведениях египтян, и из-за близости их географического положения. На самом деле, убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.»

Центральный район расположения цивилизации Нок


Область жизнедеятельности Нок


Статуэтка Женщины. Высота: 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет


Всадник и лошадь Нок. Высота: 53 см. Возраст: от 1400 до 2000 лет


Терракотовая скульптура Нок

http://ru.wikipedia.org/wiki/Нок_(цивилизация)

user

#2
Википедия также пишет, что некий народ Йоруба был создателем некой африканской цивилизаций:

«Йоруба (йоруба Ọmọ Yorùbá) — группа родственных негроидных народов, населяющих западную Африку (от устья реки Нигер до Гвинейского залива): государства Нигерия, Того, Бенин, Гана). Имеется небольшая диаспора в Канаде Общее число свыше 30 миллионов человек.

Язык йоруба относится к западной ветви бенуэ-конголезской семьи (нигеро-конголезская макросемья).

Йоруба — творцы уникальной самобытной цивилизации субсахарской Западной Африки, породившей такие неповторимые города-государства, как священный Иле Ифе, научный интерес к которому не ослабевает по сей день из-за уникальных раскопок, сделанных знаменитым немецким этнографом Лео Фробениусом на заре прошлого века. Считается, что предки йоруба создали археологическую культуру Нок в I тыс. до н. э..

Вплоть до европейской колонизации Африканского континента в XV веке священный Иле Ифе занимал особое положение в истории западноафриканского региона, выполняя функции сакрального духовного центра, эталона социально-политического устройства и культурного развития народа йоруба и их соседей. Городская культура — Ифе, монархия — Оони, плавка металлов, охота и земледелие).»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Йоруба_(народ)

Не знаю, насколько достоверна информация, но:
«В описаниях кровавой гибели государства, в пламени сгоревшей в дни разгрома столицы как то отошло на второй план открытие, сделанное завоевателями во дворце. «В королевском дворце, – пишет военный хирург рот, – на высокой платформе или алтаре во всю длину его мы нашли замечательных идолов. Все они были покрыты кровью. Среди них лежали во множестве бронзовые головы с отверстиями вверху, в которые были вставлены невероятных размеров резные слоновьи бивни. Трудно представить, какое они оказали на нас впечатление. Мы взламывали эти алтари.»
Начался грабеж. Бронзовые головы и плиты, изделия из слоновой кости вывозились в Англию и оседали в домах офицеров и чиновников. Что то из этих произведений искусства попало в музеи, что то беиинцам удалось спрятать. Нигерийское правительство в последние годы старается но возможности вернуть в страну краденые ценности. Недавно, например, на аукционе в Лондоне за пять тысяч фунтов стерлингов нигерийцам удалось приобрести бронзовую скульптуру – портрет королевы матери, датируемый XVI веком.



Искусство Бенина – явление уникальное не только из за особенности изобразительных средств. Дело в том, что в большом централизованном государстве с давними традициями, развитым пантеоном богов не было письменности. Искусство, в первую очередь бронзовое литье и резьба по кости, призвано было компенсировать это: бронза Бенина – это летопись государства, зашифрованная в символике обобщенных образов.
Многофигурные композиции Бенина делятся на две группы.

Первая – памятники, посвященные тому или иному правителю или вельможе. Чаще всего это бронзовые плиты с высокими барельефами – статичными, окаменевшими фигурами: в центре находится сам герой повествования со всеми регалиями, по сторонам – его соратники и жены, каждая фигура решена условно и лаконично, словно рисуется не сам человек, а представление о его величии. Таковы и портреты правителей с поднимающимися над головой слоновьими бивнями, словно гигантские тиары, – здесь тот же условный стиль, то же стремление к обобщению образа: грубо вылепленное лицо теряется в высоком вороте ожерелий и под изысканным боевым шлемом. Изображения, вырезанные на бивнях, условны – этим рисункам один шаг до пиктограммы.
Условность нарушается в некоторых многофигурных композициях. В круглом алтаре Энуа фигура самого героя повествования статична, как на бронзовой плите, статичны и его соратники, но верхняя часть композиции неожиданно взрывается движением – фигуры воинов и простолюдинов словно смешались в танце. Таковы же, например, известная скульптура охотника с собакой, несущего на плечах убитую антилопу, или фигуры леопардов.

Вторую группу памятников составляют портреты и маски из слоновой кости. Они резко отличаются от прочих находок во дворцах, словно перед мастером стояли иные задачи: он перестает быть историком, забывает о строгих канонах прославления и превращается в художника, и только художника.
Маски из слоновой кости воспеты уже не первым поколением ценителей искусства. Они заслуженно ставятся в один ряд с Нефертити. Слоновая кость передает мягкость линий и нежность кожи, создается странное ощущение, что лица эти с широко открытыми, выпуклыми глазами познали глубокий, дремотный покой.

В чем то близки к этим маскам портреты королев, относящиеся, очевидно, к XVI веку. Художник, лепивший их, словно забыл о величии королевы: перед нами робкая задумчивая молодая женщина в высоком колпаке короне, с косичками, выбивающимися из под нее. Взгляд черных глаз (зрачки сделаны из железа), полуприкрытых веками, устремлен вниз и задумчив, чуть капризно изогнуты губы – бронзовая Джоконда да Винчи, почти ее сверстница, погружена в тайные мысли.

Когда смотришь на эту голову, столь далекую от торжественного, резкого искусства Бенина, вспоминаешь, что цари этого города пришли когда то из Ифе, что, по преданиям, первого литейщика прислал царю Бенина Огуоле в конце XIV века царь Ифе – священного города народа йоруба, что царства йоруба всегда граничили с Бенином и что между Бенином и Ифе всегда сохранялись теснейшие связи.

К тому времени, когда бронза Бенина уже была известна во всем мире и о ней писались первые статьи, еще никто в Европе, за исключением колониальных чиновников и офицеров, не слышал об Ифе – одном из многочисленных владений Британской империи.

И вот через несколько лет после покорения Бенина разнеслась весть об открытии Атлантиды.

Немецкий археолог Лео Фробениус проводил раскопки в Западной Нигерии, на территории, заселенной йоруба. Раскопки длились всего две или три недели, но за это время Фробениусу удалось найти осколки стеклянных бус, керамику, тигли для плавки стекла, иные предметы и, наконец, бронзовую голову, сделанную столь реалистично и строго, что Фробениус, знакомый с условностью и символикой африканского искусства, сразу понял: изваять ее могли лишь за пределами Африки. Но где?

В 1913 году Фробениус издал книгу «Голос Африки», в которой, как ему казалось, убедительно доказал, что в Ифе найдена древнегреческая колония и эта колония, затерянная и забытая античными авторами, и была Атлантидой. Голова же принадлежала статуе одного из богов атлантов.
Так была сделана очередная попытка лишить Африку ее культуры. Причем Фробениуса, крупного ученого, никак нельзя отнести к сознательным врагам Черного континента. Он оказался жертвой убеждений того времени: Африке свойственно лишь примитивное искусство.

В последующие годы точка зрения Фробениуса торжествовала безраздельно. Правда, как и в случае с Зимбабве, претенденты на авторство менялись. Ими оказывались финикийцы, сабейцы, эфиопы, кушиты и даже персы. Однако в дальнейшем столица йоруба дарила исследователям все новые находки, постепенно разрушавшие стройную теорию Фробениуса. Когда в 1939 году велись работы на месте давно разрушенного дворца в священной роще, строители натолкнулись на клад, состоявший из тринадцати бронзовых голов. Приехавшим археологам удалось отыскать еще четыре головы и поясной портрет правителя Ифе в церемониальном наряде.

В 1947 году была создана Нигерийская служба древностей, и начались планомерные раскопки на месте древней столицы. С каждым годом число находок росло, но наибольшая удача ждала исследователей в 1957 году – бронзовые и терракотовые скульптуры, которые значительно расширили представление об искусстве йоруба, так как среди находок оказался портрет правителя в полный рост, двойной портрет царя с царицей и, кроме того, наконечники ритуальных жезлов, представляющие собой две головы рабов, связанные веревкой.

В ходе раскопок стало ясно, что головы Ифе не имеют отношения к атлантам: они создавались в Нигерии и изображают конкретных людей. Стало возможным говорить о связях между искусством Ифе и Бенина.



Но тем не менее оставалась тайна: как, почему и когда скульпторы Ифе стали ваять реалистические, выразительные, яркие портреты людей в натуральную величину, отливать их в бронзе или изготовлять в терракоте? Казалось, что искусство Ифе начинается с какой то высокой точки, не имея истоков, предшественников и учителей.

Народ йоруба пришел с востока немного больше тысячи лет назад. Предыдущая история этого народа практически неизвестна, и определить, принесли ли йоруба это искусство с собой или научились чему то у тех народов, что жили здесь ранее, нельзя.
Правда, есть надежда проследить какие то ниточки в прошлом. В Центральной Нигерии, в селении Нок, английский археолог Фегг, раскапывая древние оловянные рудники, нашел несколько мастерски выполненных скульптурных портретов.



Древняя культура селения Нок связана с оловянными и железными копями. Некоторые из портретов культуры Нок датируются I тысячелетием до нашей эры, другие – первыми веками нашей эры.

Сходство скульптур Нок и пластики Ифе дает основания полагать, что йоруба, придя в этот район, застали здесь многочисленное население, у которого многое переняли.

Скульптуры Ифе делятся на две основные группы. Более известны и чаще репродуцируются бронзовые головы царей и цариц, вылепленные точно и величественно. Порой цари увенчаны коронами и на их лица нанесены тонкие вертикальные линии, которые либо имитируют татуировку, либо изображают тонкие нити мелких бус, которые, словно вуаль, подвешивали к коронам.

Вторая группа – терракотовая скульптура Ифе. Здесь художник чувствует себя куда свободнее, результаты – живее и разнообразнее. Скульптура Ифе трактовкой человеческого лица в чем то сродни античной греческой скульптуре. Но это говорит лишь о родстве человеческих устремлений и сходстве образа мышления художников разных культур.»
http://www.37wonders.ru/37wonders/29-ife-i-benin-bronza-i-glina.html

Жан-Люк Пикар

#3
ЦитироватьНарод йоруба пришел с востока немного больше тысячи лет назад.

Наверное, корректнее нужно говорить об инфильтрации носителей прайорубоидного языка и дальнейшем взаимодействии с местным населением. Судя по лексикостатистике из этих данных http://www.journalofwestafricanlanguages.org/Files/pdf/11-12/jwal-11-Akinkugbe.pdf йорубоидные языки весьма близки. И датировка, видимо, адекватна. И если посмотреть на географию ближайших родственных к йорубоидным - эдоидных, акоко, игбоидных - наверное, и в самом деле восточнее могли жить. Но это вряд ли сильно восточнее - всего-то в районе низовий Нигера плюс-минус километры.

Cirill

бронзовые головы производят огромное впечатление  ??? мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций, думаю магрибские арабы помогли ::)

Gilgamesh

"думаю магрибские арабы помогли"

Да, скульптурные изображения человека - это прям конек исламского искусства.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

user

Cirill пишет: «мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций,»
Вообще, искусствоведы, изучающие эти головы, говорят о сходстве с античной греческой скульптурой. Когда их впервые откопали, подумали, что это была греческая колония. Были даже версия, что это Атлантида. Однако связи с Древней Грецией вроде не обнаружены, да и далековато.

Gilgamesh пишет: «Да, скульптурные изображения человека - это прям конек исламского искусства.»
Не совсем понял, вы серьёзно или это сарказм? Вроде ислам не слишком благосклонен к любым формам изображения человека или животных, или я что-то путаю?

Gilgamesh

Вы на свой вопрос тут же и ответили.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Арон.

Цитата: Cirill от октября 09, 2013, 09:27:41
бронзовые головы производят огромное впечатление  ??? мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций, думаю магрибские арабы помогли ::)
По-моему ни на кого не похожи - очень самобытно.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Cirill

Цитата: Gilgamesh от октября 09, 2013, 09:48:38
"думаю магрибские арабы помогли"

Да, скульптурные изображения человека - это прям конек исламского искусства.

По идее ислам в принципе не допускает существование искусства. Но в действительности это всегда было не так. Образ Аллаха, положим, никто не осмелился изобразить, а вот, например, изображения Азраила есть. Магриб был очень отдален от зоны обитания первичных последователей Мухаммада и контролировать его было гораздо сложнее, чем например Парс, Сирию, Месопотамию, в итоге влияние арабов было ограниченно. Мне ничего не известно про культуру региона в средневековье, но других продвинутых соседей у йоруба не было, а в самобытность таких изделий верится слабо, учитывая, что по всем другим показателям ничего примечательного не наблюдается.

Cirill

Цитата: user от октября 09, 2013, 15:53:22
Cirill пишет: «мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций,»
Вообще, искусствоведы, изучающие эти головы, говорят о сходстве с античной греческой скульптурой. Когда их впервые откопали, подумали, что это была греческая колония. Были даже версия, что это Атлантида. Однако связи с Древней Грецией вроде не обнаружены, да и далековато.

Что-то не пойму, то первый литейщик в средневековье, то древние греки, меня смущает, что нигде кроме википедии не приводятся эти данные про достижения самобытных народов Нигерии

Cirill

Цитата: ARON от октября 09, 2013, 20:39:45
Цитата: Cirill от октября 09, 2013, 09:27:41
бронзовые головы производят огромное впечатление  ??? мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций, думаю магрибские арабы помогли ::)
По-моему ни на кого не похожи - очень самобытно.

Самобытны изображаемые черты лица (расово-этническая принадлежность), а вот насчет технологий изготовления бронзы и мастеров по отливке и созданию заготовок большие сомнения.

Допускаю, что это уже при колониализме, местные князьки использовали технологии для запечатления своих личностей. А то какой-нибудь нигерийский художник в 20 веке

Арон.

#12
Цитата: Cirill от октября 10, 2013, 14:27:39
Цитата: user от октября 09, 2013, 15:53:22
Cirill пишет: «мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций,»
Вообще, искусствоведы, изучающие эти головы, говорят о сходстве с античной греческой скульптурой. Когда их впервые откопали, подумали, что это была греческая колония. Были даже версия, что это Атлантида. Однако связи с Древней Грецией вроде не обнаружены, да и далековато.

Что-то не пойму, то первый литейщик в средневековье, то древние греки, меня смущает, что нигде кроме википедии не приводятся эти данные про достижения самобытных народов Нигерии
1) (По памяти) То, что у древних греков были бронзовые скульптуры, факт доказанный. Ещё ассирийский царь какие-то суперворота из бронзы делал.
  2) Ещё лет 25 назад читал немца (сейчас книжку быстро не найду), где также приводились весьма впечатляющие образцы средневекового африканского искусства - изображения людей, слонов..
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Cirill

Цитата: ARON от октября 10, 2013, 14:51:53
Цитата: Cirill от октября 10, 2013, 14:27:39
Цитата: user от октября 09, 2013, 15:53:22
Cirill пишет: «мастерством исполнения, как то не верится, что тут обошлось без вмешательства продвинутых цивилизаций,»
Вообще, искусствоведы, изучающие эти головы, говорят о сходстве с античной греческой скульптурой. Когда их впервые откопали, подумали, что это была греческая колония. Были даже версия, что это Атлантида. Однако связи с Древней Грецией вроде не обнаружены, да и далековато.

Что-то не пойму, то первый литейщик в средневековье, то древние греки, меня смущает, что нигде кроме википедии не приводятся эти данные про достижения самобытных народов Нигерии
1) (По памяти) То, что у древних греков были бронзовые скульптуры, факт доказанный. Ещё ассирийский царь какие-то суперворота из бронзы делал.
  2) Ещё лет 25 назад читал немца (сейчас книжку быстро не найду), где также приводились весьма впечатляющие образцы средневекового африканского искусства - изображения людей, слонов..

насчет греков, имелись ввиду не их бронзовые скульптуры, а странности с датировкой йорубских голов, Юзер то их относит к периоду не раньше средневековья, то к древним грекам.

Может Вы запомнили: в книге были изделия изготовление которых технически сложно/просто? про какие регионы Африки там шла речь?

Cirill

сейчас внимательней прочитал пост Юзера, все еще туманней: ссылка на википедию была выше, а изображения голов с еще менее кредитного источника, в последнее время было модно признавать за другими цивилизациями, кроме европейской, всякие достижения, в искусствоведении это проявилось значительно раньше, странно, что при этом про эти головы не слышно.