Школьная программа по биологии

Автор Gilgamesh, ноября 29, 2015, 19:43:31

« назад - далее »

Gilgamesh

Цитирую А.В. Маркова:

ЦитироватьЯ получил письмо от генетика Павла Михайловича Бородина, который известен широкой публике, в частности, как автор замечательной научно-популярной книжки "Кошки и гены".

Процитирую письмо:

Цитировать"Сейчас на сайте миннобра идет обсуждение проекта предметного содержания биологии на базовом и углубленном уровне в старшей школе: http://edu.crowdexpert.ru/secondary_school/programs/biology
Содержание ужасное... Если это будет одобрено, этому придется учить детей (а потом отучивать студентов)...
Нужно принять участие в публичном обсуждении проекта на сайте миннобра. Пока там только учителя, которые жалуются , что лаб. работ много, а микроскопов мало, а само содержание их не очень волнует. Поэтому Ваше мнение и мнение Ваших коллег здесь будет критически важно и полезно. Может Вам стоит бросить клич на этот счет в Вашем ЖЖ. Для того, чтобы оставить комментарии надо зарегистрироваться на их сайте и указать регалии.
Но здесь есть один нюанс. Окончательную редакцию будут принимать на основе обсуждения те же люди, которые все это придумали. Поэтому обзывать их именами, а их тексты словами, контрпродуктивно. Все это надо делать предельно деликатно... Я понимаю, что Вам тошно всем этим заниматься, но подумайте о слезе ребеночка.
Вечно Ваш П.Бородин"

Ниже приводятся (в качестве примера) те пожелания, которые послал разработчикам П.М.Бородин.

Биология
Базовый уровень
Направления эволюции (биологический прогресс и регресс).
Пути достижения биологического прогресса (ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация).
Эти пункты надо исключить. Перечисленные выше понятия имеют только историческое значение и в современной научной литературе не используются. Объяснить школьникам, что это такое практически невозможно. В итоге мы загружаем ненужными терминами. 
В современной биологии говорят не о прогрессе и регрессе, а об усложнении или упрощении строения организмов, путей их развития, генных сетей, контролирующих эти процессы; не ароморфозах и  идиоадаптациях, границы между которыми очень условны и всегда определяются только задним числом, а об адаптациях широкого и узкого значения.
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
См. выше.

Человек – уникальная биосистема.
Неудачная формулировка.
Современные методы изучения человека.
Не ясно о чем здесь речь.
Гипотезы происхождения человека.
Это уже давно не гипотезы. Я бы это сформулировал как «палеонтологические, сравнительно-анатомические и молекулярно-генетические свидетельства эволюции человека».

    24. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений (на живых объектах или гербарных экземплярах).
    25. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у насекомых (на коллекциях).
    См. выше.

    Углубленный уровень
    Креационизм.
    Креационизм не является научной идеей, и поэтому ему не место в учебнике по биологии. Это религиозная идея. Если приводить здесь аргументы креационистов, а потом их разоблачать, то можно нарваться на оскорбление религиозных чувств. По этому поводу было известное определение суда по делу М.Шрайбер. Учебник  должен давать позитивные научные  данные, а не пересказывать лженаучные, чтобы потом их разоблачить.
    Трансформизм.
    Лишний и давно забытый термин. Зачем его запоминать школьникам?
   
    Учение Ж. Б. Ламарка.
    Это, конечно, не учение, а отвергнутая гипотеза. Я не уверен, что ее нужно пересказывать,чтобы потом разоблачить. Я бы убрал Ламарка вовсе.
    Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
    Еще два устаревших «закона», которые школьники должны сначала выучить, а потом доказать, что они не верны. Не нужно этого выносить в содержание. Есть раздел – свидетельства эволюции. В нем есть всегда обсуждают эмбриологические свидетельства. Этого достаточно.
    Развитие представлений о виде.
    Это тоже лишнее. Нужно давать современное состояние, а не историю заблуждений.
    Исследования С. С. Четверикова.
    Четвериков замечательный ученый, но зачем это выносить отдельным разделом. Его исследования, так или иначе, все равно упоминаются при изложении современных представлений о генофондах  популяций.
    Наследование признаков в популяциях разных типов.
    Что это, о чем это? Что такое тип популяции? Что бы это ни было, наследование не может от этого зависеть!!!
    Виды адаптаций у организмов.
    Что это такое? Можно придумать много классификаций, и все они будут условными, а школьникам их придется учить.

_______________________________________________________________________________________________________________________________
Обсуждать проблему нужно не здесь, а на сайте минобра. Поэтому комменты отключены. Спасибо всем.

http://macroevolution.livejournal.com/204389.html

Ну а тут можно и обсудить при желании. И думаю измышления сферических коней в вакууме, какие тут любят, в минобр слать не нужно - им там не до умиления оригинальным мышлением граждан. И школьникам тем более не до них.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Митрич

Какой оригинальный подход у этого критика. Давайте вообще не будем рассказывать детям ничего, кроме наиболее популярной сегодня точки зрения. Наверняка к КПСС эти критики настроены критически, что не мешает им буквально повторять ошибки сей организации. На мой взгляд, чем больше разного и интересного узнают дети, тем шире будет их поле научного поиска, случись им стать учеными. Так что и ламаркизм, и креационизм более чем уместны.

Gilgamesh

Я против вычеркивания Ламарка и за - креационизма, в лучшем случае на последний хватит строки между псиглавцами и драконами если учитель углубится в исторические аспекты. Про разное и интересное вот текст программы http://edu.crowdexpert.ru/files/attachments/35713/Примерное%20содержание%20учебного%20предмета%20''Биология''.pdf  Есть там выделенное курсивом "Современные направления в биологии (бионика, геномика, протеомика, биоэнергетика, нанобиология и др.)." и другое новое и актуальное и оно и интересней, и актуальней критикуемых тем. Если будет стоять выбор, ковыряться ли в истории или смотреть вперед - геномика лучше Геккеля.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Дж. Тайсаев

Я полностью поддерживаю очевидную неточность формулировки "Гипотезы происхождения человека", как будто их много. Всё прочее совсем не существенные замечания по моему субъективному мнению. В частности, я считаю, что креационизм надо обсуждать в школе. Конечно он ничего общего с наукой не имеет, но ведь например и про алхимию в школе проходят. Но самое главное тут другое, сейчас креационизм очень популярен в среде неспециалистов и нельзя закрывать глаза на распространение этой антинаучной заразы, надо активно просвещать с самого детства, не спорить с невежеством, а просто просвещать.
Про Геккеля, Ламарка и прочей истории скажу, что многое гораздо лучше понимается и запоминается, если разбираться с этим в его историческом развитии.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Митрич

Цитата: Дж. Тайсаев от ноября 29, 2015, 20:59:08
Про Геккеля, Ламарка и прочей истории скажу, что многое гораздо лучше понимается и запоминается, если разбираться с этим в его историческом развитии.
В педагогике это называется принципом историзма. В советское время один из ключевых был, но в связи с новомодными трендами на выращивание компетентного потребителя от него, как и от системности, последовательности, наглядности и проч. стали заметно отходить.

Gilgamesh

Да, тем учителям кто получил диплом в советское время и не может или не хочет что-то менять в своей работе внедрение нового и стрижка старого явно не понравится.

Раз принцип историзма так хорош, то может было бы целесообразно ввести в программу воззрения Аристотеля, Бюффона, Галена с Гиппократом (хотя например темпераменты ЕМНИП упоминаются...) и простихосспади Лепешинской (креационизм же нужен? так почему не этот трэшак?), а например рибосомы и ген. код убрать? Такая программа повышенного историзма будет лучше чем с элементами потреблядской мол. генетики?
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Николай

#6
Цитата: Gilgamesh от ноября 30, 2015, 09:14:31Такая программа повышенного историзма будет лучше чем с элементами потреблядской мол. генетики?

Эммм... Мне кажется речь не о подмене биологии историей. Историзм - это скорее про то, когда и при каких обстоятельствах было сделано то или иное открытие, какие гипотезы подтвердились при эксперименте, а какие заблуждения были, наоборот, отвергнуты, хотя бы вкратце.
Мне кажется, в таком подходе есть разумное зерно. Детям нужно как-то прививать понимание, что наука - это не такая альтернативная религия, а нечто прямо ей противоположное.
--------------------------
Например, объясняя теорию эволюции, Вы неизбежно коснётесь Дарвина, путешествия на "Бигле", галапагосских вьюрков, а также - что собственно Дарвин открыл (и как считалось до него), а в чём, наоборот, ошибался.

Но это, конечно, моё имхо.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Gilgamesh

Конечно есть! Но биология стремительно развивается и впихать невпихуемое становится всё сложнее. Вопрос в том, где остановиться. Это касается и других предметов. Много ли в школьной программе должно быть флогистона, теплорода, декартовских вихрей, монад и элементалей? А сколько графена с бозонами?
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

Николай

Цитата: Gilgamesh от ноября 30, 2015, 10:36:19Вопрос в том, где остановиться.

У меня на него, увы, ответа нет.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

вечерний Андрей

Давайте хоть в школе не будем про креационизм. Если кому интересны нюансы этой популярной цирковой борьбы, пусть читают на досуге Докинзов и его противников.
Историзм должен присутствовать, хотябы в минимальном объеме, также как и различные научные гипотезы, имеющие право на существование. Чтобы учились рассуждать, сопоставлять и делать выводы, а не только зубрить генеральную линию партии и падающие на голову динозаврам импактные гипотезы.

василий андреевич

А ведь историзм - не линия. Это своеобразный эволюционизм со своим дивергенциями и тупиковыми ветвями. Если это изобразить в виде древа, то очень многое встанет как закономерность.
  Мы все столетиями вырастаем из креационизма, он, как корни, питающие древо, а то может и как раздражающая альтернатива, на фоне которой только и можно развиваться.
  Как я понимаю, программа для старших школьников, из которых не нужно растить крутых биологов. Однако эволюционистов необходимо. Этот курс не борьба за чистоту веры в то или иное. И прав Николай, что необходимо показать, наука - это не энциклопедия сводов законов и правил, а поиск своей стези в жизни.

Nur

!!!, уважаемый василий андреевич... Только без упора на креационизм. А то его критика займет половину курса... А как справедливо замечает уважаемый Gilgamesh, на самое значимое и интересное места просто не хватит... Поэтому целиком присоединяюсь к мнению уважаемого вечернего Андрея...

Питер

Кто-то    из   собеседников  преподает в  школе  вообще  и  биологию в  частности ?  Я -  нет,  и высказываться  о  сути  программы   мне  сложно.   Мне  даже  не ясно,   для  какого   класса  это  написано.  Для  всего курса в  целом ?   
А  критиковать ее  легко.  Например,  везде  есть  нано-    -  хотя  кто  может  определить,  что  такое  нанобиология  вообще ?  Вдруг   возникает    геномика -   а  почему  не  метаболомика.
Курсив  вообще  забавен - бионика, геномика, протеомика, биоэнергетика, нанобиология и др. Такое  странное  сочетание  бионики   со всем  остальным  -  но  слова  все  красивые -)))
В  общем    давайте оставим  это   преподам  -   тому  же  Глаголу  и Ко  из 1543.  Или  биологам  из  57  школы.   Просто   не  бывает  программы  по  предмету,  оторванной  от    других  предметов.  И   от  возраста  учеников.  И  вряд  ли в  5  классе  разумно  учить   структуре  ДНК  и  белков  -   до  органической  химии.   Значит,  будет  ботаника  с  пестиками   и  тычинками.  Которой в  этой  программе  нет.
А  оно  вам  надо  ?

Митрич

Попробую защитить принцип историзма в глазах собравшихся ). Дело в том, что если его проигнорировать или редуцировать до малозаметности, то в глазах учащихся все достижения современной науки будут выглядеть как нечто одномоментное, цельное и самоценное, причем взявшееся непонятно откуда. В этой картине легко узнать типичные черты религии, не так ли? Если же мы сохраним принцип историзма, то дети увидят самое главное - процесс научного познания во всех его многообразии, сложности, драматизме! Если дети не узнают на уроке чего-то про геномику, это не страшно. Те, кому интересно, прочтут хоть в википедии))), те кому не интересно, и из учебника ни шиша не вынесут. Но все они будут знать, что наука - не вотчина голливудского сумасшедшего ученого, что знания достаются дорогой ценой и получить их - немеряно круто.
Возможно, несколько сумбурно написал, но суть наверно понятна. И вообще, я полагаю, что задача школы - не дать всю самую современную информацию по какому-то вопросу, а научить эту информацию получать плюс понимать основные закономерности развития той или иной науки и ее постулаты - как актуальные, так и уже отвергнутые. Чтобы было понятно, что наука развивается, живет, то что сегодня кажется очевидным, завтра может оказаться отвергнутым. И вы, дети, можете поучаствовать в этом процессе!

Gilgamesh

Цитата: Митрич от ноября 30, 2015, 15:14:40
Попробую защитить принцип историзма в глазах собравшихся ). Дело в том, что если его проигнорировать или редуцировать до малозаметности, то в глазах учащихся все достижения современной науки будут выглядеть как нечто одномоментное, цельное и самоценное, причем взявшееся непонятно откуда. В этой картине легко узнать типичные черты религии, не так ли? Если же мы сохраним принцип историзма, то дети увидят самое главное - процесс научного познания во всех его многообразии, сложности, драматизме! Если дети не узнают на уроке чего-то про геномику, это не страшно. Те, кому интересно, прочтут хоть в википедии))), те кому не интересно, и из учебника ни шиша не вынесут. Но все они будут знать, что наука - не вотчина голливудского сумасшедшего ученого, что знания достаются дорогой ценой и получить их - немеряно круто.
Возможно, несколько сумбурно написал, но суть наверно понятна. И вообще, я полагаю, что задача школы - не дать всю самую современную информацию по какому-то вопросу, а научить эту информацию получать плюс понимать основные закономерности развития той или иной науки и ее постулаты - как актуальные, так и уже отвергнутые. Чтобы было понятно, что наука развивается, живет, то что сегодня кажется очевидным, завтра может оказаться отвергнутым. И вы, дети, можете поучаствовать в этом процессе!


Это, ИМХО, в целом очень правильно. Серьезно. Ничего против историзма как такового я не имею. Вопрос в лимите времени как ресурса, да и объема памяти среднего школьника. В попытке усидеть одним тазовым поясом на двух стульях, при невозможности расширить этот тазовый пояс, нужно что-то делать со стульями. Или выбирать, или двигаться. А процесс научного поиска идет до сих пор. И в геномике идет, и будет идти, и как раз там кто-то из этих школьников сможет себя реализовать.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер