Направление эволюции

Автор mikhail, ноября 19, 2015, 01:40:06

« назад - далее »

Nur 1

Более общая закономерность в динамике соотношения отделов черепа связана, скорее всего, во-первых, с общей тенденцией укорочения лицевой части и относительного увеличения объема мозговой коробки при уменьшении размеров животного. Во-вторых, с соотношением лицевой и мозговой частей черепа в процессе онтогенеза. У взрослых животных, даже визуально, морда относительно длиннее, чем у детенышей.
 

Nur 1

Еще более наглядное изображение изменений пропорций черепа в процессе индивидуального развития:

Nur 1

Источники, содержащие изображения, приведенные в ответах:
1. №89 - http://info-farm.ru/alphabet_index/ch/cherep.html,
2. №90 - http://age-of-mammals.ucoz.ru/index/cherep_2/0-654,
3. №91 - Шароватова А.А. Структурно-биомеханическая характеристика костно-мышечного аппарата головы у представителей семейства собачьих. Диссертация на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Москва - 2015, стр. 12.   

Nur 1

Кто-то из моих коллег - биологов может сказать, что в первом случае имеет место увеличение амплитуды адаптивной радиации млекопитающих по мере приближения к нашему времени, в другом - явление педоморфоза. Для непосвященных поясню, что в этом случае (эволюционисты говорят – «модусе») в филогенезе признаки смещаются во времени. У организмов проявляются черты и свойства, которыми их предки обладали на ранних стадиях индивидуального развития.

Nur 1

#94
Как специализация и педоморфоз могут быть связаны... Прежде всего следует вспомнить, что эволюция, на этапе дивергенции, производит впечатление самоподдерживающегося процесса. Эта тенденция объясняется как совместный эффект специализации и ортоселекции. Последняя есть  сила, обеспечивающая развитие филетической линии в определённом направлении.  Специализация, в свою очередь, усиливает ортоселекцию за счет ограничения диапазона проявления селективно ценных мутаций, приобретаемых по ходу развития линии.

Nur 1

Что, в общем итоге, приведет к организации устойчивого биоценоза, состоящего из большого количества сравнительно хорошо отграниченных ниш, выстроенных по длине канализирующей биоценоз трофической цепи.   
Но, и я полагаю, что большинство эволюционистов с этим соглашаются, специализация, тем более – узкая, повышает риск вымирания. Похоже, что при заметном изменении среды более специализированные виды сокращают свой ареал или вымирают, тогда как более генерализованные формы дают начало новой производной группе, адаптированной к новым условиям.   
Выживание специализированных видов здесь напрямую связано с возможностью выйти из эволюционного тупика, созданного специализацией. Один из путей такого выхода – педоморфоз.

Nur 1

Теперь можно коснуться физических аналогий тому, что было сказано мной выше...
Но прежде, внимание всех уважаемых форумчан и гостей форума, интересующихся (а также - тех, кто  п о т е н ц и а л ь н о  может заинтересоваться) проблемой соотношения педоморфоза и специализации в процессе эволюциии, обращаю на то, что на форуме есть соответствующая тема: "Неотения и эволюция", автором которой является глубокоуважаемый Дж. Тайсаев.
При этом я не случайно выделил слово "потенциально"... Оно как раз перебрасывает мостик к следующим моим постам... 

Nur 1

В самом общем значении, потенциал - это совокупность ресурсов и возможностей, которые могут быть использованы в развитии объекта или системы. То есть нечто бесформенное, которое может быть превращено во что-то, обладающее конкретной формой.
Поэтому, с определенной точки зрения, можно утверждать, что эволюция – это процесс повышения степени специализации, т.е., в частности, сосредоточения на определенной технологии использования ресурсов и изменения среды.   

Nur 1

Не вдаваясь в подробности, обратим внимание на привычное положение дел, когда ребенок обладает потенциалом развития, а взрослый человек, желательно, должен быть специалистом в своем деле. Параллельно с этим принято считать, что все дети рождаются с примерно равным набором способностей, а количество специальностей ныне не поддается точному определению.
Данный пример приведен как иллюстрация скрытого в схеме дуализма. Ну, то есть, сначала мы говорим, что ребенок может стать кем угодно, но обязан, все же, определиться с выбором специальности. Потом огорченно вопрошаем – так кем же ему стать...

Nur 1

#99
Тот же дуализм заметен в структуре природных систем. Элементы с малыми атомными весами демонстрируют выраженное разнообразие своих свойств, от щелочных металлов до галогенов и инертных газов. И напротив, по мере увеличения атомных весов наблюдается смещение в сторону проявления металлических свойств. С другой стороны, ядра тяжелых элементов сложены из большего количества нуклонов, которое относительно монотонно уменьшается по мере уменьшения заряда элемента.

Nur 1

Возвращаясь к теме о детях можно отметить следующее. Предшествующая эволюция привела к тому, что детеныши высокоразвитых млекопитающих, получая через плаценту почти что молекулярное «пюре», вынуждены в постнатальный период проходить длительный путь от молока матери до прикорма из твердых частичек пищи и, уже во взрослом состоянии, целых тушек (плодов), которые можно глотать, почти не разжевывая...
Движение в направлении, обратном тому, которое было продемонстрировано выше, в схеме эволюции зубов...

Nur 1

Для биолога, по моему мнению, привычным будет утверждение о том, что для человека одной из важных черт, приобретенных в результате эволюции, является существенное, по сравнению с другими млекопитающими, удлинение периода между рождением и достижением половозрелости. Продолжительность этого периода по отношению к средней продолжительности жизни составляет у человека примерно 25%, слона – 15%, а лабораторной мыши – всего 6%.
Считается, что «...Удлинение детства и замедление роста и развития расширяют возможности обучения и приобретения социальных навыков. Наметившись у приматов, эта тенденция получает свое окончательное развитие у человека. По сравнению с человекообразными обезьянами, у человека позже прорезывается первый моляр, позже начинается менструирование и наступает период деторождения. Очевидно, с эволюционной точки зрения, развитие вышеупомянутых особенностей, наряду с развитием мозга, языка и культуры, дало человеку значительные преимущества, связанные, в первую очередь, с освоением социально-культурного опыта. Продолжительное детство, согласно классическому объяснению, дает человеку сразу несколько преимуществ, главнейшими из которых являются более длительный период роста мозга; наличие большего времени для освоения технических навыков, например, для изготовления орудий; больше времени для социализации, игры, для развития системы социальных ролей и культурного поведения...» (источник: http://arheologija.ru/postnatalnyiy-ontogenez-cheloveka-i-metodyi-ego-izucheniya/)
То есть, говоря проще, более длительный период детства связан с процессом увеличения потенциала человека. И кто-то вносит в этот процесс особенно большой вклад.

Nur 1

#102
Как правило (то есть в мнении большинства людей, придерживающихся здесь традиционной точки зрения), роль ответственного за воспитание ребенка и организацию процесса усвоения им приобретенных в поколениях навыков выделяется из воспитательной функции семьи вследствие самого тесного взаимодействия ребенка с одним из взрослых. При этом возможности исполнения этим взрослым обязанностей по обеспечению материального благополучия семьи весьма ограничены. Сил и времени хватает только еще на функцию организации и поддержания быта семьи. Традиция предписывает выполнение этой роли женщине. Именно она лучше всего подготовлена для того, чтобы провести ребенка по пути к возмужанию и определению своего будущего.
Мужчина (и с этим согласятся, наверное, даже самые рьяные сторонники эгалитарности) должен, образно выражаясь, «пахать». С соответствие с известным мнением о том, что он  обязан взять на себя роль добытчика и кормильца. Вкупе с такими качествами как твердость характера, твердость жизненной позиции и т. д. Дуализм его положения и положения ребенка в семье очевиден. С годами бывший глава семейства, на пенсии, сам превратится в подобие «малыша», обладающего потенциалом своего опыта, но нуждающегося в заботе и содержании, выпадающих на долю  повзрослевших детей (или просто экономически деятельных людей). Женщина и здесь сохранит роль посредника в отношениях между «внешним миром» и одряхлевшим супругом.

Если попытаться найти всему этому обобщающую аналогию в физике, полагаю, иллюстрация соответствия агрегатных состояний, изменения энтальпии и ролевых отношений в семье может подойти.

Nur 1


Но двойственность в существовании семьи проявляется не только в процессе, но и в ее структуре. Я прежде уже останавливался вкратце на чертах, позволивших мне предположить соответствие мужчины и женщины определенным агрегатным состояниям. А как с ребенком...
О том, что ребенок – средоточие интересов взрослых, пожалуй, не стоит говорить лишний раз.
А как быть с порядками... Срываясь в тавтологию скажу, что с этим тоже все в порядке. Если признать, что, в общем определении порядок есть состояние конденсированной среды, инвариантное относительно пространственных перемещений, то можно призадуматься – есть ли в жизни человека что-то более определенное (скоррелированное), чем режимы существования ребенка...     

Nur 1

Выше я уделил много времени схемам и общим рассуждениям... Но есть ли в реальном мире система, точно соответствующая им...
Если соглашаться с распространенным мнением о том, что планеты Солнечной системы разделяются на внутренние (планеты земной группы) и внешние (планеты-гиганты), то - есть. В привычной суете даже не сразу бросается в глаза, что пространство, занятое планетами земной группы ограничено Меркурием и поясом астероидов. То есть чем-то, представленным точечным объектом и множеством составляющих соответственно. А о планетах, соседних с Землей, часто говорят в смысле наличия той или иной фазы воды.
Что касается Меркурия, то, по последним данным, диаметр его ядра составляет до 0,85 от радиуса самое планеты (у Земли – 0,55). Маленький нюанс заключается в том, что еще менее четверти века назад предполагали, что ядро Меркурия является твердым.
Специалисты также склонны полагать, «...что оно до сих пор включает некоторые жидкие области, питающие «внутреннее динамо» планеты и создающие у нее собственное глобальное магнитное поле... Вообще, ядро Меркурия, как считается, сильно отличается от ядер других планет Солнечной системы. К примеру, металлическое ядро Земли внутри твердо и покрыто жидким внешним ядром. У Меркурия, скорее всего, все наоборот: внешнее ядро твердо, внутреннее — жидкое...» (источник: www.popmech.ru/science/12551-yadro-naoborot-merkuriy-i-ego-syurprizy/)