Автор Тема: Особенности человеческого мозга.  (Прочитано 159308 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 9024
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #630 : Март 09, 2020, 13:26:53 »
Намного целесообразнее  долго помнить основное – то, которое часто повторяется, а неповторяющиеся мелочи – надолго не запоминать.
  Вспомните, сколько столбов освещения от вашего дома до ближайшей станции метро, т.е. на том пути, который повторяется. А теперь вспомните "необычную мелочь", которая случилась, допустим, позавчера на этом маршруте.

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 8983
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #631 : Март 09, 2020, 14:10:43 »
Намного целесообразнее  долго помнить основное – то, которое часто повторяется, а неповторяющиеся мелочи – надолго не запоминать.
Вспомните, сколько столбов освещения от вашего дома до ближайшей станции метро, т.е. на том пути, который повторяется. А теперь вспомните "необычную мелочь", которая случилась, допустим, позавчера на этом маршруте.
Боюсь, что Вы не поняли, о чём я говорил.

Во-первых, условия "при прочих равных" никто не отменял - это условие всегда подразумевается. Если эта Ваша "необычная мелочь" связана с важностью-новизной, то будет обязательно присутствовать повышенный эмоциональный фон. На таком фоне процесс запоминания идёт быстро и мощно (бывает, что запоминается с одного раза, надолго и подробно). То есть, в этом случае уже идёт нарушение условия "при прочих равных".
 
Во-вторых, количество столбов - это может оказаться не мелочью, но быть слишком привычным - вспомнить сознательно очень трудно (но возможно). Даже если одного столба не окажется на привычном месте, то возникнет чувство будто что-то "не то" (но понять и вспомнить, что именно "не то" - очень трудно). То есть, в памяти информация о количестве столбов на маршруте имеется.
 
Мелочь же, в данном случае - это, например, количество вариантов путей, которые человек прошагал до станции. Человек же, не повторяет каждый раз, шаг в шаг, миллиметр в миллиметр, секунда в секунду и т.д. весь свой путь - проходит всё время немного по-разному. Вот это всё (и ему подобное) и есть мелочь, которая не запоминается - она не важна, она не нова, она не нужна (её смело можно перезаписывать, при каждом цикле заново).

В-третьих, у меня до ближайшей станции метро нет ни одного столба. Я, конечно, в курсе, что есть Москва и есть вся остальная Россия. Так вот - я из остальной России.

Оффлайн василий андреевич

  • Участник форума
  • Сообщений: 9024
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #632 : Март 10, 2020, 09:43:37 »
  Вот Вы и сами сказали, что "дьявол кроется в деталях". Потому ограничение формулы сознания до работы с памятью становится "выпуклой", как наиболее важное. Мелочи постоянства не забываются, а переводятся в ряд автоматизмов, согласованных движений тела. А радость мамы при наших первых шагах, или боль от первого падения в автоматизм шагов не переводится, но остается в памяти "нейросети" и может быть вытащена, как воспоминание при умелом отождествлении с себя с обстоятельствами того прошлого.
 
с важностью-новизной,
Это ключевое. Как сознание расставляет приоритеты? И что тут делает "эмоциональный окрас"? Любое новое может стать обыденным, обыденность равнозначна математической операции выявления сути из широкого числа явлений. Перевод памяти в автоматизм, получается тождественным выявлению принципиально алгоритмируемой сути. Следовательно, то что остается не алгоритмируемым осадком, застревает, как память, в ожидании прочих осадков, из которых сознание будет пробовать лепить новый алгоритм.
  В результате получаем то, что Вы и прочие именуем системностью, ранжированной по уровням индивидуальной значимости. Тогда сложение в симбиоз-социум будет происходить с обязательным учетом этих дурацки-непонятных уровней, когда изъяны одного участника подстраиваются к достоинствам другого для созидания целостности. Потому и говорим, что хорошая дружба - это дуализация по принципу дополнительности.

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 8983
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #633 : Март 10, 2020, 11:08:47 »
Василий Андреевич!

Я на форуме довольно много видео разместил и много лекций - всё в очень доступном для понимания формате. Там даже неподготовленный человек разберётся - всё популярно изложено. Читайте, смотрите, делайте выводы.

Оффлайн ArefievPV

  • Участник форума
  • Сообщений: 8983
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #634 : Март 14, 2020, 19:12:45 »
«Теорию разума» разделили на две части
https://www.nkj.ru/news/38364/
Маленькие дети не всегда могут понять чужие мысли, потому что участки мозга, которые для этого необходимы, ещё не работают у них в полную силу.

«Теорией разума» («Theory of Mind») называют умение понимать чужое психическое состояние, умение отдавать себе отчёт в том, что другой человек может не знать что-то, что знаем мы, и наоборот, что у его эмоций есть свои причины, а у поступков – свои мотивы, и т. д. Вообще умение понимать чужое психическое состояние кажется естественным, но появляется оно у нас не с рождения. Например, если маленькие дети смотрят какую-нибудь сценку, в которой некий персонаж, например, оставляет конфету на столе и уходит из комнаты, а вернувшись, не может ее найти, потому что приходила мама и убрала конфету в ящик – так вот, по поводу происходящего маленькие дети впадают в недоумение.

Они не понимают, почему тот, кто вернулся, ищет конфету не там, куда её перепрятали, а ищет её на старом месте. Им кажется, что если они видели, как мама прячет конфету, то и все вокруг должны про это знать, и герой сценки в том числе; их не смущает, что персонаж отсутствовал и просто не видел, что происходило в комнате. И лишь с четырёхлетнего возраста дети начинают осознавать, что их опыт и чужой опыт могут отличаться.

Очевидно, между тремя годами и четырьмя в мозге происходит что-то, что и даёт человеку способность понимать чужой разум. В 2017 году исследователи из Института человеческого мозга и сознания Общества Макса Планка опубликовали статью, в которой говорилось, что «теория разума» возникает благодаря дугообразным волокнам мозга, которые развиваются как раз между тремя и четырьмя годами.

Однако дальнейшие эксперименты показали, что тут всё сложнее, и в новой статье в PNAS те же авторы говорят, что умение понимать чужой ум опирается на две нейронные системы, которые проявляют себя по-разному. Новые опыты ставили с 3–4-летними детьми, которым показывали анимацию с котом, мышью и двумя коробками: котик видел, как мышь пряталась в одну из двух коробок, но потом котик уходил, и в это время мышь перебегала в другую коробку. Потом кот возвращался, и тут возникал вопрос: какую из двух коробок он должен проверить? Поскольку кот не видел, что мышь сменила убежище, и мы видели, что он не видел, то мы должны предположить, что кот сунется в первую коробку – ведь он считает, что мышь по-прежнему там.

Дети смотрели видео со специальным устройством, которое позволяло отслеживать направление взгляда. И трёх-, и четырёхлетние дети ожидали, что кот полезет в первую коробку – об этом говорил их взгляд, связывавший кота с коробкой номер один. То есть все дети как будто отдавали себе отчёт, что в голове у кота. Но если у детей напрямую спрашивали, где кот будет искать мышь, то только четырёхлетние отвечали правильно – что в первой коробке. Трёхлетние, хотя и смотрели на первую коробку, говорили, что кот пойдёт искать во вторую, куда мышь перебежала.

Из чего исследователи сделали вывод, что «теория разума» существует в двух частях, скрытой и явной. И эти две части созревают в мозге с разной скоростью. Скрытая, невербализуемая «теория разума» опирается на так называемую надкраевую извилину в теменной доле коры полушарий. Надкраевая извилина помогает в невербальной форме угадывать, что произойдёт, и помогает определить чужую точку зрения с учётом эмоций и зрительной информации.

Два других участка, предклинье и височно-теменной узел (который интегрирует массу сведений как извне, так и изнутри нас самих, и играет большую роль в самосознании), помогают понять, что думает другой индивидуум – именно думает, а не просто видит, чувствует или действует. То есть зоны явной «теории разума» дают возможность нам осознать, как разные данные в чужом мозге собираются вместе, и заодно помогают выразить это понимание словами.

И как раз предклинье с височно-теменным узлом развиваются медленнее, чем надкраевая извилина, начиная полностью выполнять свои функции только в 4 года. Поэтому у трёхлетних детей имеет место вот такое противоречие: они могут угадать чужое действие, но ещё не полностью понимают, о чём думают другие.

P.S. Несколько дополнительных ссылок к данной статье:

Обезьяны читают чужие мысли
https://www.nkj.ru/news/29720/
Человекообразные обезьяны связывают чужие неправильные поступки с чужими неправильными мыслями.

Как наш мозг понимает других
https://www.nkj.ru/news/30986/
Благодаря специальному информационному каналу, связывающему разные области коры, у нас есть способность понимать чужие мысли и чувства.

Оффлайн Cow

  • Участник форума
  • Сообщений: 1495
    • Просмотр профиля
Re: Особенности человеческого мозга.
« Ответ #635 : Март 15, 2020, 01:53:50 »
Американские ученые установили, что при вспоминании материала нейроны в коре мозга человека возбуждаются в той же последовательности, что и при запоминании информации, а успешность ответа зависит от того, насколько эти паттерны совпадают.

Получается, что у памяти имеется явно выраженная органическая основа?
Получается,  что есть хороший коррелят в органике. А вот все остальное - весьма интересный вопрос.