Археологические культуры, где бы почитать?

Автор Dude, августа 29, 2013, 11:40:58

« назад - далее »

Alexeyy

Как теперь понимаю, имелось в виду, что ашеля там не было до распространения туда пик и кливер ... А как бы это можно было бы всё единым образом назвать/обозначить с технологической точки зрения непосредственно до этого? Называют олдуваем. Но Вы, как понимаю, склоняетесь к тому, что олдуваем правильнее назвать именно африканский олдувай (и мне это сейчас начинает нравиться). А то, что было после африканского олдувая и до ашеля как бы моно кратко «обозвать» с технологической точки зрения?
  Как можно кратко сформулировать основные технологические особенности этой эпохи?

Андрэ Натальер

ЦитироватьНо я так думаю, что они не являются глубинными причинами соответствующих кризисов: они являются лишь спусковыми механизмами реализации уже внутренне малоустойчивой системы, которую, поэтому, и выбивают из равновесия относительно слабые внешние шоки, которые раньше (до возникновения состояния неустойчивости) она вполне себе могла переживать без заметных последствий.
Что я могу сказать?
Для меня такой ход мысли сродни коперникианскому перевороту. Я, конечно, ищу внешние причины. И обычно их нахожу.
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

Здесь, обычно, мы упираемся в необходимость объяснения противоинтуитивного феномена того, что общество развивалось, развивалось, а потом, вдруг, испытало само по себе глубокий кризис. Вот так вот ... бывает такое ... сплошь и рядом.  До 2-й мировой войны Мир-Система тоже развивалась, развивалась, а потом разом бах - и в глубокой яме... Ещё пример - кризис бронзового века... Но (универсальное) объяснение этому феномену - отдельный вопрос (но у меня оно есть и касается эволюции вообще, а не только человеческой).

Андрэ Натальер

ЦитироватьПалеолитический пример утраты технологий - постмадленная Европа: там тоже (в конце верхнепалеолитического цикла) произошёл кризис и утрата технологий.
А что ж там утратилось?
Солютре - тупиковый путь.
Мадленские технологии воплотились как в Азиле, так и в Свидере. Граветт перешёл в эпиграветт с усложнением технологий, а не утратой...
На ум приходит только утрата пещерной живописи... Но здесь есть куча вопросов.
И опять же налицо глобальная климатическая трансформация. То исть внешний фактор смены духовного (если об этом речь) мира.
Или Вы имели в виду что-то другое?
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

  Верно: климатические трансформации, как правило, идут нога в ногу с социально-экономическими (и более обще – биотическими) циклами. Но, как показал мой анализ, фокус в том, что глобальная причина этих климатических изменений – человек (в более общем случае - биота). И, поэтому, и возникает такая корреляция, которая выглядит так, как будто бы глобальная причина человеческих кризисов – климатическая. Но корреляция, автоматически, не означает причинноследственной связи. И, думаю, что главный фактор социально-экономических кризисов, подобных рассмотренным – это внутренний, социально-экономический кризис, который может идти синхронно с климатическими изменениями просто потому, что циклы социально-экономической эволюции продуцируют и климатические циклы, но совсем не имеют их в качестве основной причины (хотя, обратная связь тоже может быть). Но я бы не хотел эту тему развивать сейчас.


Цитата: Андрэ Натальер от декабря 17, 2019, 17:42:15
ЦитироватьПалеолитический пример утраты технологий - постмадленная Европа: там тоже (в конце верхнепалеолитического цикла) произошёл кризис и утрата технологий.
А что ж там утратилось?
Титов пишет, что с завершением мадлена (9,45 тыс. л. до н. э.) там начинается возврат к технологиям, которые имели место до него (Титов В. С. 1988).
В Европе общества (в терминологии Э. Анати - мезолитические) «развивались в рамках ограниченных районов. Там создавали устаревшие орудия труда, что отбросило развитие региона на несколько тысячелетий назад по сравнению с динамично развивающейся Палестиной. То интеллектуальное превосходство, которого европейцы эпохи верхнего палеолита добились благодаря своему прекрасному натуралистичному искусству, а так же достижениям в области идеологии и религии, было замещено абстрактным схематическим искусством» (Анати Э. 2008, Гл. 8).


Титов В. С. 1988. Глава 1. Палеолит и мезолит из сборника История Европы с древнейших времен до наших дней (в восьми томах) под председательством Удальцовой З. В., Т.1 Древняя Европа. М., Наука, 742,с. http://gumilevica.kulichki.net/HEU/heu1.html .

Анати Э. 2008. Палестина до древних евреев. М.: Центрполиграф, http://oldevrasia.ru/library/Palestina-do-drevnikh-evreev .

Alexeyy

Как теперь понимаю (пробежался по предыдущим страницами и вспомнил о чём речь), то, что расположилось между олдувайской культурой и ашелем – это технология вторичной обработки ретушированием ещё до появления бифасов.  А как бы можно было ёмко назвать эту технологию?

Андрэ Натальер

Цитата: Alexeyy от декабря 17, 2019, 18:57:35
Как теперь понимаю (пробежался по предыдущим страницами и вспомнил о чём речь), то, что расположилось между олдувайской культурой и ашелем – это технология вторичной обработки ретушированием ещё до появления бифасов.  А как бы можно было ёмко назвать эту технологию?
Я голосую за Клэктон.
Посмотрите в Вики, там должна быть статья.
У Титова есть интересные соображения на счёт Клэктона Европы.
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

Интересно, почему в "стандартных" учебниках об этом промежуточном этапе между олдуваем и ашелем - ничего нет?

Андрэ Натальер

Последствия островной изоляции.
После обнаружения флоресских хоббитов встал вопрос о происхождении этого вида людей и об истоках их культуры. Эта группа населения - предки флоресцев - проникает в Ю-В Азию около 1000 тлн. Культура стоянки Мата Менге считается предковой для культуры флоресцев Лианг Буа. Преобладающей традицией раскалывания у них будет биполярное, отбойником на наковальне. А сама традиция Мата Менге откуда ведёт начало? Ряд исследователей указывают на сходство с Олдувайским набором инвентаря и даже усматривают сходство типов раскалывания [23], [5]. Миниатюрность самих носителей культуры отсылала к низкоросликам ранних этапов камнеургии в Африке [Википедия], хабилисам.
Что видно из материалов региона?
Только одна традиция раскалывания предпочитала биполярную технологию в Восточной Азии – традиция Юаньмоу, в Южном Китае известна стоянка Цзяньши, которая по мысли С.Кучеры могла вести своё происхождение от Юаньмоу [10]. Орудия из Юаньмоу очень архаичны, датировка восходит к субхрону Олдувай эпохи Матуямы. Теоретически, потомки этой традиции могли сохраняться в Южном Китае в качестве реликта всё это время и около 1000 тлн переселиться на крайний восток Зондии. Юаньмоусцы были синодонтами. Я не знаю ничего о резцах флоресцев, если  подтвердится, что они были синодонтами, то наша версия получит некоторое усиление. С другой стороны, в геноме папуасов были  обнаружены не только следы неандертальцев, не только следы денисовцев, но и следы некоторой третьей популяции, о которой говорили при сравнении геномов денисоцев между собой [?]. Так вот, смешение денисовцев с этими людьми, а многое говорит за то, что это были флоресцы [?], могло повлиять на зубной аппарат хоббитов в сторону обретения ими нормодонтии или даже формирования зондодонтии (сундадонтии). К тому же в Передней Азии есть комплексы профиля 2м1 без бифасов со сфероидами, подобные Мата Менге и Боа Леза. Если в материалах Флореса усматривается олдуваезация, то прийти она могла либо из Передней Азии (но в Мата Менге нет сфероидов), либо от линии, восходящей к Юаньмоу.
Как бы то ни было, вопросы остаются.
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

Можно ли так сказать, что первой, массово распространившейся культурой после олдувайской была клэттоновская культура, которая, начала массово распространятся, примерно, после 2 млн. л.н. и примерно, после 1,4 млн л.н. начала активно вытесняться второй массово распространяющейся по миру культурой – культурой раннего ашеля?

Андрэ Натальер

Цитата: Alexeyy от декабря 17, 2019, 19:34:51
Интересно, почему в "стандартных" учебниках об этом промежуточном этапе между олдуваем и ашелем - ничего нет?
В стандартных учебниках излагается линейная схема развития технологий. Это с одной стороны.
С другой стороны, в стандартных учебниках всегда есть об отсталости Восточной Азии. Об отсутствии там ашеля и долгом существовании так называемых галечниковых культур. Эта мантра об отсталости перефокусировала внимание читателей  на прогрессивные регионы. Типа мэйнстрим в других местах проходил. Это аберрация афроцентристского восприятия. А сейчас всё чаще и чаще пишут об ашеле Восточной Азии. Вон академик Деревянко со товарищи в 2014 и 2016 годах выпустил две почти идентичные работы на тему бифасов в Восточной Азии. Перевёл это на аглицкий. Десятки статей в иноязычных источниках появилось. Так что перепишут учебники.
Наконец, о Клэктоне.
Вы бежите с вопросами вперёд. Предвосхищаете многие моменты, о которых так или иначе будем говорить дальше.
Совсем недавно распалась позиция представителей короткой хронологии Европы. По воззрениям краткохроноложцев ашель появился около 500 тлн, и тогда же появляется близкий и параллельный ашелю клэктон в Европе. У Титова это есть. Откуда он появляется? ТИшина. Вместе с тем в Археологии СССР в первом томе по палеолиту чётко написано, что ранние среднеазиатские культуры характеризуются клэктонским раскалыванием. И даты. Интересные такие.
О китайском палеолите много пишут? О монгольском?
Надо всего лишь сопоставить два и два. Как только вы взгляд фокусируете на регионе, на коллекциях, такие вопросы отпадают. Всё есть в публикациях как старых, так и новых.
Так вот, галечниковые индустрии отличаются одна от другой. Как по мне, так разительно. Чтоб дать наименование этим отличиям нужен правильный понятийный аппарат. Я с огромной радостью ухватился за понятия "технокомплекса", взятые у Дороничева.
Кстати, мы, кажется, подробно разбирали технокомплексы на Зоологисте.
https://forum.zoologist.ru/viewtopic.php?pid=503443#p503443 и последующие посты.
Так вот у Дороничева ( и здесь мы писали об этом) выделяется комплекс ядра-чоппера-орудия на отщепе. Чоппер - это крупное галечниковое орудие (фу-уу, отсталость, - скажет воспитанный "стандартным" учебником).
Орудие на отщепе - это основная характеристика индустрии Клэктона (эээ, да ить это параллельно ашелю, почти ашель, - снова протянет стандартивист, - тока почему так рано?).
Клэктон - индустрия орудий на отщепах без ручных рубил. Эта индустрия- мэйнстрим камнеургии в мире. Ашель  - производное от неё или, вернее, специализированная форма т/к ЯЧОО=Клэктона. И никакая для него не 450-500 или даже 550 тлн древность. Дороничев говорит, что он происходит от до-олдувая, а материалы Евразии позволяют и даже требуют принять, что раньше т/к Олдувая.
То есть понимаете? этот технокомплекс не может быть промежуточным между Олдуваем и Ашелем, потому что появился раньше Олдувая. Линии развития  запараллеливаются. Мы, кажется, подробно писали об этом в предыдущих Заметках. От до-олдувая линии развития раздваиваются: одна приводит к тупику Олдувая, вторая к магистрали ЯЧОО. От ЯЧОО происходят ашель и тейяк, так же от ЯЧОО произойдёт технокомплекс Ябрудийский (разговор впереди, при написании заметок по Ю-В Азии натолкнулся на интереснейшее взаимодействие Ближнего и Дальнего Востока). От Ашеля  - средние и поздние его разновидности. От Тейяка - Мустье и параллельно ВПЛ (?). Все индустрии базируются на производстве орудий на отщепах. Пластинчатая индустрия ВПЛ родилась на стыке позднего ашеля и пред-мустье. Собственно пластины - это отщепы, у которых ширина в разы меньше длины. Весь вопрос крутился вокруг того, как их ловчее снять с ядрища
А что от Олдувая? Только сфероиды перекочевали в некоторые комплексы ашеля. Всё. На стадии развитого Олдувая А происходит переход к т/к ЯЧОО, а затем, на стадии Развитого Олдувая В - к т/к Раннего Ашеля. ПРи этом меняется антропологический состав населения ущелья - верный знак того, что технокомплекс Олдувая захирел.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Цитата: Alexeyy от декабря 17, 2019, 20:35:43
Можно ли так сказать, что первой, массово распространившейся культурой после олдувайской была клэттоновская культура, которая, начала массово распространятся, примерно, после 2 млн. л.н. и примерно, после 1,4 млн л.н. начала активно вытесняться второй массово распространяющейся по миру культурой – культурой раннего ашеля?
Хороший вопрос.
Я бы начал с того, что термин "культура" не совсем корректен.
Всё-таки вернее отделять линию развития, направленную на Олдувай, и линию развития, направленную на Клэктон (давайте в рамках этого форума воспользуемся этим термином, я пока не уточнял у Дороничева, справедливо ли употреблять этот термин для т/к ЯЧОО). При этом они обе безбифасные.
Олдувайский комплекс локален, присущ Африке.
Клэктонский комплекс глобален, присущ Евразии. Хотя его почти нет в Африке.
Ашель, как специализированный вариант Клэктона, на ранних стадиях локален.
В Африке Ашель не вытеснял Клэктон, он вытеснял Олдувай и до-Олдувай (и то, последнее под вопросом).
В Азии, пожалуй, Ваше предположение справедливо, поскольку Клэктон часто был первопроходцем либо сменял до-Олдувайские индустрии, а затем в его ареалы проникал Ашель.
Но по датам это происходило несколько позже, не 1400 тлн.
Можно сказать, что с ранним Ашелем Клэктон не пересекается почти... ТО есть они живут параллельно. Ниши экологические занимали разные что ли? В Евразии вытеснение Ашелем Клэктона начинается со среднего Ашеля, позже 1200 тлн. Но там видна конкретная конкуренция двух типов Ашеля. Вот что я пишу в Заметках по Ю-В Азии...
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

За место под солнцем
Экспансия представителей линии Исампур – Синги Талав – Юнксянь – Нгебунг, кажется не была случайной. Она была, в том числе, связана с тем, что из Южной Азии это население вытеснялось представителями технокомплекса КОА (крупноотщепового ашеля). Из работы «Палеолит Ближнего и Среднего Востока» мы знаем о конкурировании этих линий развития в Передней Азии, но в наших обзорах по истории Южной Азии мы говорили и продолжаем говорить, что состязание этих традиций велось и в Индостане. А теперь мы добавим сюда и Юго-Восточную Азию. Основная  коллизия развернётся на следующем хронологическом этапе, но в перечне стоянок я указал стоянку Чирки-Невасе, как на исток линии ашеля с бифасами и кливерами без пик, который будет широко распространён в регионе Юго-Восточной Азии и даже дальше к Северу, в Китай.
1 (зелёный) - Ранний Ашель Афразии с пиками и кливерами
2 (оранжевый) - Клэктон Евразии
3 (фиолетовый) - крупноотщеповый Ашель (КОА=LFA) с кливерами без пик
4 (голубой) - Ранний Ашель Евразии с пиками без кливеров
5 (серый) - прочие типы ашеля, куда входит линия Исампур-Юнксянь

На карте видна зона конфликта в пересечении 2 типов Ашеля.
При этом традиции 2 и 4 существовали, как кажется, бесконфликтно, поскольку на одной основе создавались. Либо, повторюсь, занимали разные ниши ресурсные.
Карта взята из открытых источников в Сети и видоизменена для форума Зоологист.
и опыт - сын ошибок трудных...

Андрэ Натальер

Хроники деградации?
Крайняя традиция камнеургии, которую хотелось бы описать в этом разделе 1000-800 тлн, традиция орудий на ядрище или на крупных обломках породы  из Лампанга, Таиланд (плюс стоянки Бан Ме Тха, Као Па Нам, Дон Мун).
Появление данной линии развития, если ничего не напутано с датировками, относится ко времени ранее космогенной катастрофы либо во время неё. Мы видим регресс технологий. Орудия на гальках, на естественных обломках породы. Отсутствие бифасов. Фактически, эта стоянка – предтеча Аньятской культуры Индокитая. В целом культура эта локальна, ни в Южную Азию не попадает, ни в Восточную. Связь с Соаном косвенная, связь с Чжоукоудянем косвенная. Такое впечатление, что технологии в Ю-В Азии деградировали после удара метеорита из Космоса, люди восстановили какое-то примитивное хозяйство и проводили упрощённую жизнь.

Останки хомо, ассоциированные с материалами данной культурной традиции, трудно поддаются атрибуции. Некоторые останки этого периода относятся к людям близким синантропам или поздним лантяньским архантропам (Там Ханг, теменная часть черепа, ранее 780 тлн; Люк Ён, зубы, после 700 тлн), а некоторые оказываются близки архантропам группы Сангиран-Моджокерто (Там Ханг, затылочная часть черепа ребёнка, после 780 тлн).
На фоне того, что в среде гипермассивных архантропов группы Сангиран-Триниль появятся более грацильные формы типа Кедунг-Брубус (от 830 тлн) и даже более сапиентные формы типа Самбунгмакан (1000?-600 тлн) [3], нет ничего удивительного, что некоторые представители Зондской популяции могли попасть в Лаос. Происходил генетический обмен в период самого мощного сухопутного моста в Зондии. Группа Кедунг-Брубус – грацильные яванцы - это материковый анклав в Зондии. Если же вспоминать, собственно, лобную кость из Лампанга, то она не имеет диагностических видовых признаков. Она могла принадлежать и зондским архантропам и материковым.
Главное, популяции сталкивались, отчасти смешивались, генетический обмен происходил.
и опыт - сын ошибок трудных...

Alexeyy

Цитата: Андрэ Натальер от декабря 17, 2019, 23:13:45
Орудие на отщепе - это основная характеристика индустрии Клэктона
Имеется в виду отретушированное орудие на отщепе?
  Мне показалось, что в Википедии прочитал, что ключевой особенностью клэктона является ретушь (без бифасов):
"Характерным для данной культуры было то, что её представители искали кремнёвые «полуфабрикаты», близкие по форме к готовым орудиям, после чего «дорабатывали» их, откалывая мелкие куски. Таким образом они изготавливали скребки, резцы и другие орудия." (https://ru.wikipedia.org/wiki/Клектонская_культура).
  Или это там пишут, немного, о другом клэктоне, локальном его варианте?
  Что тогда такое клэктон в более общем случае?
  Если это – орудие просто на отщепе, то чем тогда это отличается от олдувайской культуры? У неё ведь тоже случайные отщепы получаются, используемые в качестве орудий. Или у неё это – не основное, а основное – просто случайно раскалываемая галька?
  Клэктон (в широком смысле) – это что ли и есть ядро, чоппер, отщеп? А где здесь ретушь? Изготовление чоппера несколькими сколами это и есть ретушь или ретушь – в доводке скола? Или ретушь – это совсем не основное и обязательное для клэктона в широком смысле слова?