Одомашнивание злаков и возникновение сельского хозяйства.

Автор Влад, сентября 24, 2012, 10:28:08

« назад - далее »

abram

Цитата: Влад от сентября 26, 2012, 16:20:46
Ну и какой смысл будет в планомерном уничтожении сорняков, если урожайность чуть выше плинтуса.
Так эта плинтусная урожайность целиком халявная. Давайте грубо прикинем на примере чего-нибудь местного. Вот есть холмик с луговой клубникой, которую по урожайности не сравнишь с садовой и которая борется за место под солнцем с каким-нибудь конским щавелем. Мы ходим собирать эту клубнику раз в году и весьма довольны, потому как и при относительно низкой урожайности ее дофига - только собирай. Если при этом попутно мы начнем выдирать щавель по сюжному склону, то самой вкусной и крупной (что облегчает сбор) клубники станет заметно больше. Вроде и трудозатрат практически никаких, а в принципе первый шаг к земледелию.

василий андреевич

А с какими злаками шли на север, и что значит низкая урожайность, допустим, у ячменя, ежели его не на поле многектарном, да еще из-под трактора, а так, холя, лелея, с мольбой к небу и ручками по землице?

Влад

Это у Вас смешались в кучу кони, люди.....
Вопрос в том, как могло существовать земледелие если тракторов ещё не было, а злаки были дикими.
Дикий злак сколько  не лелей...

А заселение северо-востока, это уже другой вопрос.
Туда уже шли с одомашненным злаками, с репой и прочим, там вопрос почему так поздно.

Смешаться эти вопросы могут в случае типа: одомашнили новый злак, овощ и т.д. и вот тогда пошли с ним на северо-восток.

abram

Цитата: Влад от сентября 26, 2012, 17:01:19
Дикий злак сколько  не лелей...
Да даже и без лелеяния дикая пшеница где-нибудь в благодатном полумесяце по урожайности покруче овсюга в заполярье будет. Тут вопрос похож на вопрос о зарождения жизни - "с какого примитива могло начаться дарвиновское поведение?", то бишь, в нашем случае, с каких примитивных и нетрудозатратных действий по окультуриванию лужайки заросшей дикой пшеницой началась ее селекция. А то что селекция началась раньше полноценного земледелия - это однозначно.   

shuric

Цитата: василий андреевич от сентября 26, 2012, 09:49:08
Вряд ли я чем-то смогу помочь своими наблюдениями, но все же.
Недавно был в Нижегородской области, где леса перемежаются с рукотворными полями. Сейчас там где-то 70% полей засорены мелколесьем, наступившим за какой-то десяток лет и восстановлению уже не видно перспектив даже при наличии техники. Получается, что в лесной зоне гораздо выгоднее вкладывать людские ресурсы в существующие поля и сенокосы, нежели отвоевывать у леса новые площади.

Никоим образом.  При трехполье земля быстро истощается.  А подсечно-огневое земледелие вообще требует постоянной смены участков.

василий андреевич

Так, насколько я помню, трехполье - это способ товарного производства монокультуры, яровая, озимая, пары. Пары являются способом дать земле отдых, что бы на ней успели вырасти сорнячки, клеверок, одуванчик, словом зеленое удоберение, которое потом заправляется в землю при вспашке. Они, трехпольцы конечно Митлайндера с его засильем минеральных удобрений по стероформам не читали, но и не совсем олухи были.
  А ежели Вы не про монокультуру, то тут естественная сменяемость верхов и корешков, например, после морковки, горошек, потом репка, потом лучок с чесночком с приправой золы из печки.

abram

Цитата: василий андреевич от сентября 26, 2012, 20:07:17
Так, насколько я помню, трехполье - это способ товарного производства монокультуры, яровая, озимая, пары.
Товарность этого способа примерно такая же как у подсечно-огневого двуполья -  натуральное хозяйство.
Цитата: василий андреевич от сентября 26, 2012, 20:07:17
Пары являются способом дать земле отдых, что бы на ней успели вырасти сорнячки, клеверок, одуванчик, словом зеленое удоберение, которое потом заправляется в землю при вспашке.
Дело не в сорняках, а в азотфиксаторах.

shuric

Цитата: василий андреевич от сентября 26, 2012, 20:07:17
Так, насколько я помню, трехполье - это способ товарного производства монокультуры, яровая, озимая, пары. Пары являются способом дать земле отдых, что бы на ней успели вырасти сорнячки, клеверок, одуванчик, словом зеленое удоберение, которое потом заправляется в землю при вспашке.

Все так но земли все равно истощаются

василий андреевич

Конечно истощаются, и ныне истощаются, когда с азотминеральными удобрениями мудрые дяди лезут. Я ведь уж лет двадцать сам с землицей вожусь, ни разу минералку не сыпал, и землю в самосвалах не покупал ни разу. И литературы в первые годы начитался.
  Но думаю, трудолибивей меня люди были и соха их не воротила подзол на поверхность, не южные черноземы ведь. А коль хозяйство и с коровками было, то не крутили носы от "жидкой органики", а с торфяной подстилочкой куда надо подмешивали. Китайцы, те только у нас, когда им землицу в аренду на три года дают, злобствуют, свою они за века не губили.

shuric

Цитата: василий андреевич от сентября 27, 2012, 00:52:47
  Но думаю, трудолибивей меня люди были

Не были.   По современным стандартам старорежимные крестьяне  работали феноменально мало и плохо
"одна беда – это праздники и связанное с ним пьянство. Праздники календарные, церковные у нас сравнительно мало почитаются, а вся беда в так называемых "престольных", местных праздниках, число которых за последнее время не только не уменьшается, но все увеличивается. На моей памяти в окрестных селениях был установлен целый ряд таких праздников. Так, например: лет 25-30 тому назад в нашей местности была чума рогатого скота. В деревне Конопатине она окончилась к 20 июля, и вот деревней установлен был по сему случаю праздник; в деревне Ашиткове чума окончилась к 8 июля – установили 3-дневный праздник; в деревне Дюкове тоже лет 30 назад был 29 июля пожар – установили праздник; в деревне Гайдуках был такой случай: на Кирика и Улиту, 15 июля, поднялся ветер и разметал копны сена – установили праздник; в деревне Лычники на преподобного Сергия 5 июля был град – установили праздник. Праздники эти – не престольные, ничего общего с храмом не имеющие. Я указал только ближайшие деревни, жизнь которых я хорошо знаю. Но подобные праздники во всей нашей местности существуют, можно сказать, в каждой деревне, а в некоторых – даже не один такой праздник. При этом нередко празднуют "Девятой пятнице", "Десятой пятнице", "Ильинской пятнице" и разным "Симонам-Гулимонам", которых и в святцах не найдешь.

Горе в том, что духовенство наше не только не борется с этим злом, а даже наоборот... В деревне Конопатине раньше праздновали "чуме" один день, причем все празднество выражалось в общественном молебствии среди деревни; но вот поступил в приход новый священник и говорит конопатинцам: "Если бы к вам приехал какой-либо важный барин, почетный гость, – неужели вы приняли бы его на улице, а не попросили бы каждый в дом свой"... И было решено: служить молебны в каждом дворе и праздник установить трехдневный. И это в самое страдное время, когда у нас поденная плата доходит до 1 р.-1 р. 40 коп. в день!

Во что обходятся эти праздники. В текущем году мне пришлось быть в этом самом Конопатине на пятый день праздника, и, заметив, что крестьяне еще не очухались от праздничного угара, я вздумал вместе с ними подсчитать, во что обошелся им праздник, и что же оказалось? На 36 дворов выпито водки и пива на 307 рублей, не считая чая и разных лакомства, да прогул четырех рабочих дней целой сотни рабочих с подростками при поденной цене 1-1.40 коп. должен быть определен сотнями рублей, и кроме того, в каждом дворе "гуляло" не менее 3-4 и до 10 "гостей" из других деревень. Так что один такой праздник обходится не менее 1000 рублей.

Подсчет это применим и к прочим селениям Сычевского уезда, и можно смело сказать, что в среднем каждый праздник обходится одному двору не менее 25 рублей...
А иностранцы еще говорят, что наш мужик беден! Да нехай любая наикультурнейшая страна в свете попробует при летнем периоде в 5-6 месяцев, а не в 9-10, как в Западной Европе, пускай, говорю, попробует отпраздновать 200 дней в году, да притом по преимуществу летом, – да у них и потрохов не останется
..."

Крепостных еще как то приучили работать, но основную массу составляли свободные крестьяне, а для этих жизнь была сплошная пьянка гулянка

abram

Цитата: shuric от сентября 27, 2012, 10:20:06
Не были.   По современным стандартам старорежимные крестьяне  работали феноменально мало и плохо
Согласно Чаянову трудовая нагрузка была пропорциональна числу иждивенцев. Т.е. многодетные горбатились мама не горюй, а малодетные действительно работали мало. Впрочем аппроксимации данных с одного периода на другие здесь совсем не корректна. 

Дж. Тайсаев

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет...
Где же наш пахарь? чего еще ждет?
Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?
Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.
Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял?.."
Ветер несет им печальный ответ:
"Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою".
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

shuric

Цитата: abram от сентября 27, 2012, 11:01:21
Цитата: shuric от сентября 27, 2012, 10:20:06
Не были.   По современным стандартам старорежимные крестьяне  работали феноменально мало и плохо
Согласно Чаянову трудовая нагрузка была пропорциональна числу иждивенцев. Т.е. многодетные горбатились мама не горюй, а малодетные действительно работали мало.

Скорее наоборот. Для крестьянина дети - это бесплатная рабочая сила, по сути рабы, которые будут горбатится чтобы отец семейства мог себе водку покупать.  По этому крестьяне так не хотели, чтобы их дети учились в школе

"каково было мое удивление, когда
вскоре после моего водворения в деревне, ко мне раз пришел мужик
с просьбою заступиться за него, потому что у него не в очередь
берут сына в школу.
- Заступись, обижают, - говорит он, - сына не в очередь в
школу требуют, мой сын прошлую зиму школу отбывал, нынче опять
требуют.
- Да как же я могу заступиться в таком деле? - спросил я,
удивленный такою просьбою.
- Заступись, тебя в деревне послухают. Обидно - не мой
черед. Васькин сын еще ни разу не ходил. Нынче Васькину сыну
черед в школу, а Васька спорит - у меня, говорит, старший сын в
солдатах, сам я в ратниках был, за что я три службы буду несть!
Мало ли что в солдатах! - у Васьки четверо, а у меня один. Мой
прошлую зиму ходил, нынче опять моего - закон ли это? Заступись,
научи, у кого закона просить."

это "письма из деревни" народника Энгельдарта

shuric

Цитата: Дж. Тайсаев от сентября 27, 2012, 11:06:47
"Вашему пахарю моченьки нет.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.
Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,
Как, на соху налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою".

Рыдать над несчастной судьбой "труженика-крестьянина"  было любимым занятием русской интеллигенции.  Во всех этих плачах упорно игнорируется один важнейший фактор

«В кампанию 1906–1907 гг. было израсходовано на ссудную помощь населению в тех 12-ти губерниях (пострадавших от голода), 128329 т.р. Пропито же в них за 12 мес., с 1 мая 1906 г. по 30 апреля 1907 г. вина на сумму 130505 т.р., т. е. на 2176 т.р. более той суммы, которую население в этих губерниях получило за предохранение его от голода и на обсеменение его полей»

То есть  если крестьянин "надорвался" то скорее всего он это сделал  в кабаке, и не может работать так как нет денег на опохмел 

abram

Цитата: shuric от сентября 27, 2012, 11:21:22
Скорее наоборот.
Чаянов - серьезный ученый, статистика знаете ли.
Цитата: shuric от сентября 27, 2012, 11:21:22
Для крестьянина дети - это бесплатная рабочая сила, по сути рабы, которые будут горбатится чтобы отец семейства мог себе водку покупать.  По этому крестьяне так не хотели, чтобы их дети учились в школе
И много там 1-14 летние дети за сохой находят и напашут? Пацаны тянуть начинают лет с 16-18, а до этого их надо кормить. Потому именно и рождались зверские поговорки типа "скота с приплодцем, а детей с приморцем".