Почему люди любят слушать музыку?

Автор Александр Зюркалов, июля 05, 2012, 12:34:01

« назад - далее »

Александр Зюркалов

Люди в общении между собой эмоции выражают различными методами и в том числе изменением тона (в музыкальном смысле) голоса. Мне кажется, что музыка - это как бы выражение эмоций в чистом виде, без смысловой нагрузки. Это как плач или смех. Но всё-таки я не уверен в своих рассуждениях...
Так что такое музыка, отражением какого явление в человеческой природе она является? Что это с биологической точки зрения?
И как давно появилась музыкальность человека? Известно ведь, что многие животные реагируют на музыку. Может и у наших предков были какие-то зачатки музыки, может в виде пения или ещё как-то?

chief

Цитата: suner от июля 05, 2012, 12:34:01
Люди в общении между собой эмоции выражают различными методами и в том числе изменением тона (в музыкальном смысле) голоса. Мне кажется, что музыка - это как бы выражение эмоций в чистом виде, без смысловой нагрузки. Это как плач или смех. Но всё-таки я не уверен в своих рассуждениях...
Так что такое музыка, отражением какого явление в человеческой природе она является? Что это с биологической точки зрения?
И как давно появилась музыкальность человека? Известно ведь, что многие животные реагируют на музыку. Может и у наших предков были какие-то зачатки музыки, может в виде пения или ещё как-то?

Вы знаете, есть гипотеза (неких японских авторов) о том, что человеческая речь выросла из пения, т.е. пение было древней формой коммуникации. 
Часто проводят аналогию между пением и младенческим гулением, а также "доречевым" диалогом между матерью и ребенком.
Почитайте книгу Светланы Бурлак "Происхождение языка", там есть обзор на эту тему.

Александр Зюркалов

Цитата: chief от июля 05, 2012, 13:21:32
Вы знаете, есть гипотеза (неких японских авторов) о том, что человеческая речь выросла из пения, т.е. пение было древней формой коммуникации. 
Часто проводят аналогию между пением и младенческим гулением, а также "доречевым" диалогом между матерью и ребенком.
Почитайте книгу Светланы Бурлак "Происхождение языка", там есть обзор на эту тему.
Ужасно интересно, поищу эту книгу.

chief

Кстати, среди человекообразных самые талантливые певцы - это гиббоны.

Mr. B

Вспомнилось: "... і почав собі волати, немов поранений Гібон!" Из песни ВВ "Каліфорнія".
"Из опыта совершенно очевидно, что наименьшее зерно природной честности и доброжелательности оказывает большее влияние на поведение людей, чем самые напыщенные взгляды, предлагаемые теологическими теориями и системами." — Д. Юм.

tilma

Спасибо за вопрос, тоже это очень занимает.
И почему, кстати, так приятно "звучать" самому, петь.

Что касается происхождения, может быть, и так было? — какие-то изначально "служебные" голосовые сигналы со временем стали больше и разнообразнее интонироваться. А потом и частично "обособились" от ситуаций, в которых обычно использовались. И появилось собственно музыкальное самовыражение, переживание эмоций : )
Свою роль, по-видимому, сыграло и звуковое (голосовое, например) сопровождение обрядов. Причем звук, сопровождающий обрядовое действие, мог отличаться от "обычного", "обыденного" звука – со своим особенным интонированием, соответствовавшим важности задачи : )

А еще любопытно, почему так исключительно важен спорт )

Дж. Тайсаев

мне кажется первопричина здесь в половом и территориальном поведении наших дальних предков.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Молодой

А мне кажется первобытное общение в виде песен и тд это все не то. Не по этому нравится музыка.
Давайте не забывать про эмоции. При прослушивании музыки мы интерпретируем ее подсознательно с определенным состоянием, будь то радость или грусть,
не все конечно так на прямую взаимодействует, но мне кажется корень в этом. 
я знаю только то, что ничего не знаю.. Сократ
Стремительней света и равно ясна жила одна дама сегодня она отправилась в путь относительный свой, и ночью вчерашней вернулась домой.
"Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.."

tilma

#8
Да, соглашусь, и об этом же пишет автор вопроса (о музыкальном отражении-выражении эмоции).
Хотя "первобытные песни" как способ общения тоже, наверно, не стоит недооценивать.

Но вот почему именно музыка вызывает такой сильный эмоциональный отклик?
Больший, чем другие виды искусства? — изобразительные, например.

Александр Зюркалов

Цитата: chief от июля 05, 2012, 14:02:45
Кстати, среди человекообразных самые талантливые певцы - это гиббоны.
Интересно было бы сравнить гармоники гиббонов и людей выражающих сходные эмоции.
Кстати, мы вполне понимаем эмоциональные крики собак, например, может такие корни "музыкальности" очень древние?

chief

Цитата: suner от июля 06, 2012, 13:36:02
Цитата: chief от июля 05, 2012, 14:02:45
Кстати, среди человекообразных самые талантливые певцы - это гиббоны.
Интересно было бы сравнить гармоники гиббонов и людей выражающих сходные эмоции.
Кстати, мы вполне понимаем эмоциональные крики собак, например, может такие корни "музыкальности" очень древние?
Я несколько лет назад где-то в Сети находил записи криков гиббонов.

Что касается музыки, то здесь есть не только мелодическая, но и не менее важная ритмическая составляющая. Судя по всему, первый музыкальный инструмент был ударным...

Александр Зюркалов

Цитата: chief от июля 06, 2012, 13:42:49
Что касается музыки, то здесь есть не только мелодическая, но и не менее важная ритмическая составляющая. Судя по всему, первый музыкальный инструмент был ударным...
Ритмическая музыка у нас вызывает позитивные эмоции. И когда мы говорим с эмоциональным подъёмом, то мы говорим с каким-то ритмом, как мне кажется. И даже головой покачиваем в такт ритму.

chief

Вот цитата из интервью Дольника:

ЦитироватьДа, у обезьян известны так называемые пошумелки. Они явились зерном того дерева, которое мы называем музыкальной культурой. Вообще обезьяны — самые шумные и самые эмоциональные млекопитающие. Они шумят постоянно, у обезьян есть песни дождя, например. Они собираются вместе и начинают вдруг ритмично хлопать, петь хором на разные голоса, танцуют, стучат палками по пустотелым деревьям, задавая ритм. А ритм — это первооснова музыки.
Наши человеческие концерты — это просто форма обезьяньих пошумелок, когда особи собираются, чтобы вместе послушать ритмизованные звуки. Когда в послевоенное время у подростков не было гитар, они устраивали коллективные пошумелки, грохая по кастрюлям или по листам жести, треща палками по прутьям забора. А пионеры любили ходить под грохот барабанов и рев горнов. Почему именно так детеныши людей проводят время? Почему сегодня они прыгают, как обезьяны, на концертах и дискотеках? Потому что это характерно для нашего вида. А вот, скажем, проводить время, вися вниз головой, как летучие мыши, — нехарактерно. Мы и не висим. Есть программа — есть поведение. Нет программы — нет поведения.
http://ethology.ru/library/?id=226

Shiza

Мне кажется, что в любом звуковом "исполнении" главное - воздействие звуковых волн на наши биоритмы и биополе (грубо говоря). любые ритмы и шумы  наиболее   просты в воспроизведении,не требуют спецподготовки и спецпредметов - поэтому и возникли раньше всего. Именно музыкальное воздействие  - это уже смесь физико-физиологического и эмоционального.Частота колебания звуков напрямую может воздействовать на сердечную и мозговую деятельность.Лет 30 назад один товарищ как-то демонстрировал мне на рояле набор звуковых сочетаний (типа танцевального ритма),который, по его словам, способен за небольшое время ввести в экстаз окружающую публику. Чмстая физика,физиология и психология, никакой мистики.

Молодой

я знаю только то, что ничего не знаю.. Сократ
Стремительней света и равно ясна жила одна дама сегодня она отправилась в путь относительный свой, и ночью вчерашней вернулась домой.
"Гипотеза о боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.."