Homo neanderthalensis

Автор Nestor notabilis, декабря 29, 2005, 16:58:07

« назад - далее »

chief

Фоторепортаж с выставки "Загадочный неандерталец": http://antropogenez.ru/mistery-neander/
Выставка классная.


chief

Дебаты по поводу поздних датировок для неандертальцев в Европе продолжаются:  http://antropogenez.ru/article/328/

Арон.

#3017
     На bogoslov.ru/text/780581.html обнаружил вполне приличный, хотя и годичной давности, обзор научной литературы по неандертальцам. С фотографиями черепов, и всё как полагается. Немало ссылок на Ваших авторов: Л.Б.Вишняцкого, А.А.Зубова, А.В.Маркова. Кроме места размещения, интересен автор ( священник Олег Мумриков ) и , на мой взгляд, неплохое качество обзора. Креационизмом попахивает, но совсем чуть-чуть. Лично я был удивлён.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

chief

Мумриков - известный теоэволюционист. Вполне вменяемый человек, по образованию биолог.

Арон.

#3019
   А много в РПЦ таких как он? Оказывается даже слово такое есть: "теоэволюционист". Не знал.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

chief

Есть вполне адекватные люди. Недаром даже из Рождественских чтений креационистскую секцию исключили.

Дж. Тайсаев

Помнится Александр Мень тоже был вполне адекватный эволюционист
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Арон.

   Да. Я тоже в своё время его читал - ничего, по большому счёту, антинаучного не увидел.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

chernokulsky

#3023
ЦитироватьРэйчел Каспари, антрополог из Central Michigan University, пишет о феномене долгожительства, который, судя по всему, в истории человечества появился совсем недавно. Рэйчел и ее коллеги пришли к выводу, что вплоть до верхнего палеолита нашим предки, как правило, не доживали до рождения своих внуков. И существование "бабушек и дедушек" стало обычным делом не ранее 30 тысяч лет назад.
http://antropogenez.ru/single-news/article/110/
С одной стороны, данное высказывание сомнению не подлежит.
С другой — когда успел сформироваться столь мощный инстинкт гипертрофированной любви бабушек/дедушек к внукам? неужто за эти 30 000 лет?

chief

Цитата: chernokulsky от июля 21, 2011, 17:53:45
ЦитироватьРэйчел Каспари, антрополог из Central Michigan University, пишет о феномене долгожительства, который, судя по всему, в истории человечества появился совсем недавно. Рэйчел и ее коллеги пришли к выводу, что вплоть до верхнего палеолита нашим предки, как правило, не доживали до рождения своих внуков. И существование "бабушек и дедушек" стало обычным делом не ранее 30 тысяч лет назад.
http://antropogenez.ru/single-news/article/110/
С одной стороны, данное высказывание сомнению не подлежит.
С другой — когда успел сформироваться столь мощный инстинкт гипертрофированной любви бабушек/дедушек к внукам? неужто за эти 30 000 лет?

Ну, 30 000 лет - не так уж мало. Да на самом деле это всё не бесспорно совсем. Факт, что значительная часть найденных неандертальцев, судя по всему, погибли не своей смертью.
Были сообщения про бабушек-дедушек даже у шимпанзе. Вобщем, и продолжительность жизни диких обезьян не так уж хорошо изучена. Например, см. здесь: http://antropogenez.ru/quote/111/

chernokulsky

Действительно, не всё так бесспорно: если ещё каких-нибудь полтора века назад невестой считалась 14-летняя девочка, то и 30-летние бабки, надо думать, не были редкостью. Поэтому даже при "нормальной" продолжительности жизни древнего человека лет, скажем, в 40 воспитание внуков, видимо, было нормой.
Ну а у шимпанзе репродуктивный период начинается ещё раньше, так что если и есть чему удивляться, то лишь тому, что шимпанзе понимают отличие собственных внуков от прочих детёнышей.

chernokulsky

#3026
Цитата: Fangorn от июля 24, 2011, 02:29:49скрещивание с неандертальцами могло происходить многократно (т.е. и 70 Ка, и позже снова), и повсеместно (в Евразии), так что "дрейф из Европы" даже не обязателен. В пользу этого говорит также то, что в костях нек-рых самых поздних европейских неандертальцев подозревают отдельные черты сапиенсов.
Что из центра Евразии за 70 тыс. лет неандертальские гены равномерно растворились почти по всему миру, это не удивительно. Но было бы удивительно, если бы они за 30 тыс. лет успели раствориться с края материка, и в Европе не осталось бы заметно большей плотности неандертальских генов.  

ЦитироватьДробышевский:
генетика, хоть я скептически к ней отношусь, всё же мощная и крутая современная наука. А она за скрещивание, причём процент метисации не такой уж маленький. По цифрам выходит, что вклад неандертальцев в кроманьонцев больше, чем индейцев в современных американцев. Так кто вымер - неандертальцы или индейцы? Я только не согласен, что смешение было только около 120 тысяч лет назад и его не было 40 тысяч лет назад. Мои расчёты по морфологии говорят, что 40 тысяч лет назад смешение тоже было, и немаленькое.
http://antropogenez.ru/interview/349/

Ярослав Смирнов

#3027
Цитата: ARONНа bogoslov.ru/text/780581.html обнаружил вполне приличный, хотя и годичной давности, обзор научной литературы по неандертальцам. С фотографиями черепов, и всё как полагается.
Некоторые моменты упущены, в частности то, что Сванте Паабо таки показал наличие у современных неафриканцев как минимум 4% неандертальских генов, но в целом есть и очень интересные моменты.
ЦитироватьЕще одно подтверждение религиозности неандертальского человека, правда косвенного характера, предлагает новосибирский археолог П.В. Волков. Это — наличие артефактов, которые могут быть интерпретированы как культовые орудия. Согласно мнению указанного автора такие орудия должны отвечать следующим требованиям:
1. «иметь яркую, легко отличимую от обычного утилитарного инструмента форму или быть изготовлеными из неординарного материала;
2. быть монофункциональным, т. е. не использоваться в других, более повседневных работах;
3. нести на себе следы использования в действиях, которые могут быть интерпретированы как культовые».

К таким орудиям позднеашельской эпохи П.В. Волков относит т. н. бифасиальные ашельские рубила — орудия строго листовидной формы, чрезвычайно гармоничные, красивые, сложные в изготовлении (о чем говорят трасологические исследования В.Е. Щелинского) и предназначенные для узкого спектра использования, по-видимому, в качестве жертвенных ножей, например, из пещеры Табун (Палестина). «Роль этих тщательно отделанных, морфологически ярко выделяющихся из общего набора более примитивных орудий еще и как бы оттенена тем, что на стоянках, начиная с олдувайской эпохи, они встречаются с массой простых, недифференцированных в функциональном отношении орудий», — отмечает П.В. Волков. При этом «в археологии нет убедительных свидетельств сколько-нибудь продолжительной стадии зарождения и развития технологии их производства из эпохи олдувая».

ЦитироватьВ 1976 году, во время раскопок многослойной палеолитической стоянки на Днестре, которые вела экспедиция Института археологии АН УССР, руководимая А.П. Чернышем, в мустьерском слое, датируемом возрастом более чем в 40 000 лет, найдена лопатка мамонта, на которой резцом была нанесена сложная многофигурная композиция. Художник-неандерталец вырезал контур животного, по-видимому, оленя, окружил его зигзагообразными линиями и квадратами, выгравированными и прорисованными черной краской. Особо впечатляют последние находки из пещеры Схул на склоне г. Кармел (Израиль) и со стоянки Уед Джеббана (Алжир). Это украшения из достаточно стандартно просверленных раковин и бусин, сырьем для изготовления которых послужили панцири мелких (размером с горошину) морских моллюсков Nassarius. Химический и элементный анализ почвы из пещеры Схул дает дату около 100 тыс. лет. Бусина из Алжира на 10 тыс. лет моложе. «Исследователи обращают внимание на то, что бусины из морских раковин были найдены далеко от мест, где их можно было добыть. Море никогда не приближалось к пещере Схул, а стоянка Уед Джеббана вообще находится в 200 километрах от средиземноморского побережья»[51]. Изготовление и ношение украшений указывает на развитую абстрактность, символичность, эстетичность мышления, а возможно, косвенно — и на религиозность.

ЦитироватьАмериканский психолог Н. Хамфри предложил интерпретировать даже кроманьонскую живопись верхнего палеолита (знаменитых пещер Шовэ и Ляско) как свидетельство интеллектуальной и языковой ограниченности ее создателей в связи со сходством картин первобытных художников с реалистичными и правильно построенными в плане перспективы рисунками психически неполноценных детей, страдающих аутизмом и не владеющих речью. Такое яркое восприятие окружающей действительности, по мнению Хамфри, не было опосредовано абстрактными классификационными символами и не содержало в себе никаких идейных представлений. При этом переход от реалистических изображений к схематическим в конце верхнего палеолита напрямую связывается с появлением абстрактного мышления, языка и утратой непосредственного восприятия

Кто может прокомментировать?
Нам лунный свет работать не мешает.

langust

Останки, найденные в комплексе Схул-Табун, нельзя однозначно отнести к неандертальцам. Скорее - люди современной анатомии (лса).
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

chief

Цитироватьи предназначенные для узкого спектра использования, по-видимому, в качестве жертвенных ножей
Интересно, на чем, кроме своего "хотения", автор основывает данное утверждение?

На тему символической деятельности у неандертальцев есть хороший обзор Якова Шера: http://antropogenez.ru/article/189/

Про "многофигурную композицию на лопатке мамонта" надо запрашивать археологов, но что-то мне подсказывает, что это из той же оперы "неопровержимых фактов", что и  неандертальская "флейта".