Религия - РУДИМЕНТАРНАЯ система познания

Автор Ильдус, ноября 26, 2009, 19:48:00

« назад - далее »

augustina

Цитата: langust от ноября 30, 2009, 13:27:11
потом наконец-то научились внятно объяснять, "где сидит фазан", и тут же забросили краски и кисти... .  :D
Присоеденяюсь.  Один из самых широко распространенных стереотипов заключается в том, что будто бы все первобытные рисунки имели религиозное значение. Однако, анализируя даже очень поверхностно, лагеря со скоплениями мужчин (воинские формирования) наглядно видно, что одна из особенностей таких скоплений заключается в том, что в больших количествах содержит различные тренажеры, полосы препятствий и иные сооружения, предназначенные для обучения. В том числе и мишени. А ведь мишени - это и есть изображения "пасущихся животных", которых следует "убить". Где же здесь религиозная составляющая? Чем уж так радикально отличались древние стойбища от современных "военных городков"?

Ильдус

Цитата: augustina от ноября 30, 2009, 13:44:00

Исследователь не "верит" , а знает, что любая гипотеза становится общепринятым научным фактом тогда, и только тогда, когда подтвержден независимым экспериментом.
Думаете, если спросить верующего о боге как источнике его знаний, он не ответит подобным же образом?
ЦитироватьЗдесь все зависит от Вашей адекватности. Если Вы непоколебимо верите в провидческие методы получения знаний, то Вас переубеждать бесполезно да и не в этом форуме это делать нужно. Так что к месту ли будут Ваши "расшифровки"?
Вы все мои сообщения по этой теме читали?
Естественно, он имеет опыт наблюдения за объектами охоты, знает о путях миграции потенциальной добычи, представляет зависимость поголовья её от кормовой базы. Только нет в его арсенале развитого понятийного мышления, он не строит сложных логических цепочек, по крайней мере сознательно. Поэтому решение к нему приходит как будто бы сразу, во сне или в видении.
Понимаю ваше горячее желание побить клерикала камнями. Рад бы послужить мишенью этого достойного дела. Ну не верю я в бога, соответственно, не считаю Иисуса или ещё кого либо его сыном, утвержлдения о видениях, "знаках" воспринимаю крайне скептически.
НО. Подавляющее число верующих считаю достойными уважения, честными и порядочными людьми.

augustina

Цитата: Ильдус от ноября 29, 2009, 11:11:21
В середине20 века, когда влияние науки на среднего человека было максимальным, религия в развитых странах выполняла функцию идеологического обоснования жизни большой части людей среднего и старшего возраста, для которых цели "сказку сделать былью, преобразовать пространство и простор" потеряли свою актуальность и привлекательность.
Совершенно извращенное высказывание. Пожалуй, даже неприкрытая ложь.

Во первых: перепутаны (видимо сознательно) два социальных строя - капиталистический и социалистический, которые были именно идеологическими противниками, соответсвенно и методы воздействия на население они использовали иногда противоположные.  

исходя из вышесказанного,"когда влияние науки на среднего человека было максимальным", религия в СССР , (одной из развитых стран) не противопоставлялась а базировалась на научных достижениях.(Я имею ввиду религию под названием "Марксизм-Ленинизм")
И доктрина "сказку сделать былью" не перестала быть актуальной до тех пор, пока основная масса населения не увидела явный обман правящей "элиты", которая для себя ещё в 1918 году сказку сделала былью.

В развитых странах капиталистического строя, для населения никогда и не провозглашались цели "сказку сделать былью". Влияние науки на среднего человека никогда там не было максимальным. А религиозные доктрины постепенно становились более похожи на национальные традиции, чем на "инструкцию жизни".

Но ни в социалистических, ни в капиталистических странах никогда за всю историю человечества сама религия, как религия, не принесла ни каких благ для людей. Это закономерно, поскольку характерно для ЛЮБОЙ религии.
Цитата: Ильдус от ноября 29, 2009, 11:11:21
Реально действующей идеологией нынешнего "христианского" мира является стремление к американскому образу жизни
Расхожий идеологический штамп. Лично я не наблюдаю такую уж глобальную американизацию жизни. Хотя очень многие пытаются выдать вполне естественное стремление людей жить достойно - "американизацией"...
Цитата: Ильдус от ноября 29, 2009, 11:11:21
ценность американского образа жизни под большим вопросом.
Будьте добры, сформулируйте максимально кратко и максимально точно критерии "американского образа жизни" , а то кроме расхожего словесного штампа не видно, что Вы под этим подразумеваете.

augustina

Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 14:34:02
Цитата: augustina от ноября 30, 2009, 13:44:00

Исследователь не "верит" , а знает, что любая гипотеза становится общепринятым научным фактом тогда, и только тогда, когда подтвержден независимым экспериментом.
Думаете, если спросить верующего о боге как источнике его знаний, он не ответит подобным же образом?
Есть существенное отличие: Исследователь, получающий знания из наблюдений и экспериментов, может предъявить доказательства. То есть предложить любому желающему повторить эксперимент в идентичных исходных условиях. Если результат будет аналогичен исходному эксперименту, нет оснований сомневаться в его достоверности.

Ваш верующий может предъявить эксперимент, повторяющийся у разных независимых исследователей, который бы подтверждал однозначно наличие предмета веры?
Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 14:34:02
Вы все мои сообщения по этой теме читали?
Да. Но Ваше заявление ,
ЦитироватьЗаранее предупреждаю, что я абсолютно неверующий человек.
опровергается Вашими же дальнейшими высказываниями, которые принадлежат скорее верующему, нежели атеисту.
Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 14:34:02
Естественно, он имеет опыт наблюдения за объектами охоты, знает о путях миграции потенциальной добычи, представляет зависимость поголовья её от кормовой базы. Только нет в его арсенале развитого понятийного мышления, он не строит сложных логических цепочек, по крайней мере сознательно. Поэтому решение к нему приходит как будто бы сразу, во сне или в видении.
Что бы это заявлять, необходимо являться этим самым охотником. Вы уверены, что имеете право заявлять от имени такого охотника? Или Вам это пришло как будто бы сразу, во сне или в видении?
Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 14:34:02
Понимаю ваше горячее желание побить клерикала камнями. Рад бы послужить мишенью этого достойного дела. Ну не верю я в бога, соответственно, не считаю Иисуса или ещё кого либо его сыном,
Крайне невежественное заявление. Религия - это не только Яхве, Аллах, Христос или Ваш шаманизм. Религия это то, во что человек верит по чужому убеждению. Если человека убедили в существовании чебурашки - это тоже религия. Так что не примеряйте на себе венец мученика, пострадавшего за религию.
Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 14:34:02
НО. Подавляющее число верующих считаю достойными уважения, честными и порядочными людьми.
И что? Мне тоже до слез жалко одураченных напёрсточниками людей. Разве они виноваты в том, что поверили мошенникам? Вера не мешает быть честным. Но вера не мешает и быть одураченным, скорее уж помогает одурачивать.

Inry

ЦитироватьВаш верующий может предъявить эксперимент, повторяющийся у разных независимых исследователей, который бы подтверждал однозначно наличие предмета веры?

В принципе, такой эксперимент проводился. См. в интернета саентология, ОТ-3, инцидент-1. Вкратце: с помощью регрессионного гипноза человеку задавали вопросы о прошлых жизнях. В конце концов, он вспоминал о Ксену, вулканах и звездолётах в форме авиалайнеров. Поскольку данная информация была (и, формально, остаётся) засекречена культом, случайные совпадения исключаются. Желающие могут скачать материалы и получить аналогичный результат у выбранной жертвы через полгода.

Если проще: наешься кактусов - увидишь всю мифологию мезоамерики, причём в характерном стиле.
См. также похищения НЛО, сатанинские культы и прочее.

Хотя существует и более простое обьяснение, опирающееся на архетипы и неявные наводящие вопросы в методике. Так как вышеуказанные глюки самопротиворечивы, не говоря об несоответствии физике, истории и биологии.

василий андреевич

Уверен, что нельзя отождествлять понятия Веры в Спасителя и религию, но об этом - не на этом форуме. Кратко же: Вера есть убежденность принципиально не основанная на доказуемых знаниях, религия - кастовый способ выживания. Шаманизм - один из религиозных ритуалов. И Вера, и религия, и религиозные ритуалы становятся злом, когда вырываются за пределы, отведенных для них "заповедников". Атеист является Истинно Верующим в осутсуисивие принципиально недоказуемого.

Попробую несколько по-иному высказаться на тему, затронутую Ильдус, ибо, надеюсь, что правильно уловил "красную нить" его порыва. Введение Создателя в мировозрение человечества явилось, по сути, итогом научной деятельности, взявшей на вооружение идеологию детерминизма в логическом осмыслении окружающей изменчивости, как эволюционирующей системе. Интуитивно уловив, что невозможно познавать мир, в котором безпричинно возможно чудо Природной Гармонии, гений того времени вывел первопричину Вселенной за ее пределы, что бы не нарушить подозреваемый закон сохранения и симметрии.
Если для кого-то подобное звучит ахинеей, то выскажу еще большую. Идея эволюции мироздания из математической точки в результате Большого Взрыва - это Идея первопричины того же порядка, что и "теория Создателя". А теперь рискнем взглянуть на триединство Православия, как на предтечу индетерминизма квантовой теории поля, когда унаследованность развития передается от Отца к Сыну через физическое взаимодействие в виде Святого Духа.
Не вина отцов-основателей, что их "апостолы" пошли не по пути научного осмысления связи фактов и теории, а выразились как опровергающие гипотезы, нацеленные на стяжание паствы в интересах сиюминутности под знаменами вечного спасения. Неминуемый распад "первотеории" на различные религии и направления - это естественный процесс, который характерен и для всех прочих открытых систем. Аристотелеевские принципы познания из всепоглощающих превратились в рудиментарные. Ньтонианство из господствующего учения превратилось в один из видов вычисления в определенных граничных условиях, но то же самое ждет и ОТО и квантовую механику... Точно так же как вымирание таксонов живого, свершаясь по нисходящей экспоненте распада, всегда оставляет наследство в виде доисторических видов. Да простят меня за мои незадачливые знания палеонтологи, но это же ждет и... не столько теорию Дарвина, а сколько идеологический Дарвинизм, который из передового принципа превращается в эволюционное верование. Подумайте, почему вновь густеют ряды креационистов? Да только потому, что созидающая критика дарвинизма исходит не из рядов сторонников, ибо критикующие сторонники по всем правилам догматизма выгоняются в лагерь противников.

Сергей

Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 09:44:07
важным было осмысление причин т. н. реалистической живописи верхнего палеолита. объяснение  вдруг появившимся "чувством прекрасного" меня не удовлетворяет: почему в таком случае она вдруг прервалась после 25 т. лет существования?

Вполне вероятно, в это время произошло изменение каких-то структур мозга, в частности изменилась структура памяти. Причина, скорее всего в увеличении численности людских сообществ и, соответственно, вербальных контактов. Древний вид памяти, как рудимент, сохраняется сейчас у детей. Не зря ведь детские рисунки чем-то напоминают наскальные, но последние выполнены взрослым человеком с твердой рукой. Вот что по этому поводу пишет Роуз:

ЦитироватьХотя эйдетическая память редка у взрослых, она довольно часто встречается у детей. Попробуйте воскресить свои ранние воспоминания, и весьма вероятно, что они придут к вам как ряд моментальных снимков, зафиксированных или «замороженных» во времени. ... Судя по результатам ранних работ, несмотря на относительную редкость эйдетической памяти в зрелом возрасте, она выявлялась примерно у половины учеников начальных классов. В 60-х и 70-х годах нашего века Ральф Хейбер, Ян Фентресс и их сотрудники в США продолжили эти исследования, но обнаружили несколько меньший процент учащихся начальной школы с эйдетической памятью. Тем не менее она встречалась достаточно часто у детей обоего пола независимо от их этнической и социальной принадлежности или успеваемости.
Многие, если не все, дети младшего возраста обычно видят и помнят эйдетические образы, но, подрастая, большинство теряет эту способность. Эта обычная для маленьких детей черта становится исключительной редкостью у взрослых. ... Где-то незадолго до полового созревания у большинства из нас существует переходный период, когда восприятие и память изменяются, а воспоминания детства удивительным образом отделяются от воспоминаний зрелого возраста.
Можно думать, что для новорожденного разного рода входные сигналы мало различаются по своему значению. Все они регистрируются и приводятся в систему в рамках возможно более широкой классификации, что позволяет каждому индивидууму выработать собственные критерии значимости. В это время эйдетическая память, не предрешающая заранее роль тех или иных сигналов, имеет жизненно важное значение, так как обеспечивает возможность их анализа в самом широком диапазоне критериев. Но по мере взросления мы учимся отбирать наиболее существенные для нас элементы окружающей обстановки.
... На протяжении большей части эволюции человека - до нескольких последних поколений - никто не сомневался в том, что условия, в которых вырос человек, в основном сохранятся и в период его последующей жизни. Поэтому эйдетическая память детства, обеспечивающая свободу для формирования правил восприятия, ко времени полового созревания постепенно преобразуется в более линейную по своему характеру память взрослого человека, которая у каждого данного индивидуума закрепляет уникальный набор таких правил, помогающих упорядочивать позднейший опыт. Даже в наши дни, когда условия жизни так быстро изменяются на протяжении жизни одного человека, описанный переход (очевидно, определяемый каким-то фундаментальным биологическим механизмом) полезен для выживания. И все-таки у каждого из нас сохраняются фрагментарные эйдетические образы детства.

http://groh.ru/gro/rose/rose.html

langust

#22
Цитата: Сергей от декабря 01, 2009, 03:28:37
Цитата: Ильдус от ноября 30, 2009, 09:44:07
важным было осмысление причин т. н. реалистической живописи верхнего палеолита. объяснение  вдруг появившимся "чувством прекрасного" меня не удовлетворяет: почему в таком случае она вдруг прервалась после 25 т. лет существования?
Вполне вероятно, в это время произошло изменение каких-то структур мозга, в частности изменилась структура памяти. Причина, скорее всего в увеличении численности людских сообществ и, соответственно, вербальных контактов. Древний вид памяти, как рудимент, сохраняется сейчас у детей. Не зря ведь детские рисунки чем-то напоминают наскальные, но последние выполнены взрослым человеком с твердой рукой.
Наверное, трудно избавиться от стереотипов антропологических рассуждений прошлых веков - все еще продолжаются поиски особых преимуществ кроманьонцев перед другими представителями человеческой трибы. Но если раньше все эти измышления "оправдывались" тем, что они жили в Европе и считались (вполне оправдано) предками нынешних европейцев, то теперь то наука вооружена более конкретными данными. В частности - генетическими. Нам известно, что "коренные" африканцы "отстоят" от всех других людей на временнОм расстоянии в 70 тл, а те же койсаны, от остального человечества, на 140 тл!  И вроде ничего не помешало бушменам создавать наскальные рисунки на протяжении тысяч лет. И не складывается впечатления, что эти "самые древние" люди в чем-то проигрывают соседним племенам банту или, скажем, европейцам по эффективности мышления или особой памяти, якобы появившейся у кромов 40 тлн.
Если предложить участникам форума нарисовать по памяти, скажем, слона, то Николай и еще пара-тройка людей действительно нарисуют слона, а все остальное сообщество сможет изобразить только нечто, напоминающего такового... . И не менее половины сделают рисунки весьма напоминающие детские - то ли слон, то ли глокая куздра :P. И это несмотря на то, что почти все в школе рисовали, используя современные средства для этого. Что же тогда требовать от  "аборигенов" особо художественных изображений на скале... . 
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

Ильдус

Цитата: langust от декабря 01, 2009, 04:18:27
Наверное, трудно избавиться от стереотипов антропологических рассуждений прошлых веков - все еще продолжаются поиски особых преимуществ кроманьонцев перед другими представителями человеческой трибы... ...И вроде ничего не помешало бушменам создавать наскальные рисунки на протяжении тысяч лет. И не складывается впечатления, что эти "самые древние" люди в чем-то проигрывают соседним племенам банту или, скажем, европейцам по эффективности мышления или особой памяти, якобы появившейся у кромов 40 тлн.
А почему сама по себе способность создавать наскальные (или любые другие) рисунки должна оцениваться как плюс при характеристике человека и группы, в которую он входит? Для верхнепалеолитического человека это скорее вредно.Судя по качеству живописи - процесс трудоёмкий (обучение, подготовка, изготовление). Промышляющая рядом такая же охотничья группа, но без этих "художественных" заскоков будет более эфективным охотником, т. к. непроизводительные затраты у неё заметно меньше. Это особенно очевидно для "момента" зарождения живописной традиции: несколько соседних охотничьих групп и в одной из них начинает расти доля непроизводительной деятельности.
Наверное трудно избавиться от юношеских стереотипов обыденного мышления, когда взрослые родители-наставники-воспитатели говорят о художественных способностях отрока как о безусловно положительном его качестве.

langust

Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
А почему сама по себе способность создавать наскальные (или любые другие) рисунки должна оцениваться как плюс при характеристике человека и группы, в которую он входит? Для верхнепалеолитического человека это скорее вредно.
Вредна или полезна непроизводственная деятельность человека, это еще вопрос. Те же бушмены не только владели средствами и умением изображать на камне рисунки, но и знали сотни рецептов приготовления ядов и галлюциногенов. Кстати, первые пригодились им для охоты и успешных боевых действий. А ведь поначалу вроде как бесполезные занятия были - эксперименты с различными травами и экстрактами для создания красок, наркотиков... .
А вообще-то ответ был не только по рисункам, а по "изменению структур мозга", "оптимизации процессов мышления" и прочих изменений (язык, например), которые приписываются людям, жившим в верхнем плейстоцене, в частности - кроманьонцам. За сто тысяч лет до них жили люди, прямые потомки которых и ныне здравствуют... .  Можно их, конечно, объявить недочеловеками, как это успешно делали колонизаторы, но простой эксперимент по воспитанию ребенка, взятого из "отсталого" племени показывает, что их "структура мозга" не отличается от таковой у вполне "цивилизованного сапиенса".
Редкий неандерталец доплывет до середины Днепра

Николай

Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
Наверное трудно избавиться от юношеских стереотипов обыденного мышления, когда взрослые родители-наставники-воспитатели говорят о художественных способностях отрока как о безусловно положительном его качестве.


Лично я (лично я!) думаю, что т.н. "художественные способности" - это не некое самостоятельное и самоценное качество, а просто одно из следствий развития некоторых сторон личности. Возможно, вообще побочный эффект. Примерно, как религиозное сознание.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

Николай

#26
 Могу даже высказать гипотезу.  ::)

Хороший художник изображает как правило то, к чему неравнодушен. В идеальном случае его эмоциональная оценка изображаемого совпадает с некими глобальными тенденциями в обществе. Т.е. если художник удачно что-то изобразил, то зрители будут этому сопереживать, притом чем сильнее, тем лучше. Разумеется, это произойдёт только если художник а) грамотный технически; б) держит руку на пульсе, хорошо чувствует происходящее вокруг него, сопереживает, понимает и т.д.

Искусство могло использоваться для эмоциональной зарядки первобытных охотников. Грубо говоря, пришли-насмотрелись-пришли в одинаковое (нужное, правильное) психическое состояние - охота прошла эффективнее. Или война с соседним племенем. Или что-то ещё.

Т.е. - прямое следствие способности сопереживать.

Как-то так.
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.

augustina

Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
Судя по качеству живописи - процесс трудоёмкий (обучение, подготовка, изготовление).
Судя по этой фразе можно подумать, что гипотетическое племя поставило процесс изготовления наскальных рисунков на конвейер, и все окружающие их племена делают им заказ на изготовление таких рисунков.
"Творческий зуд" охватывает отнюдь не каждого индивида племени, а тех кого охватывает, не останавливают трудности технологии. Даже в современности, некоторые индивиды, охваченные таким творческим зудом, с риском для жизни, лезут в самые невообразимые места и творят произведения типа "ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ !!!"
Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
Промышляющая рядом такая же охотничья группа, но без этих "художественных" заскоков будет более эфективным охотником, т. к. непроизводительные затраты у неё заметно меньше.
Ну, бывает же "в семье не без урода"... Уж если в семье родился урод, охваченный творческим зудом, куда же деваться? Либо кормить (из гуманности), либо убить, чтобы уменьшить непроизводительные затраты. Но в любом случае, корреляция между творческим зудом одного индивида и общей эффективностью охоты племени не просматривается.
Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
Это особенно очевидно для "момента" зарождения живописной традиции: несколько соседних охотничьих групп и в одной из них начинает расти доля непроизводительной деятельности.
Не очевидно. Доля непроизводительной деятельности могла вырасти и вследствие появления избытка свободного времени.
Если год выдавался урожайным, и не требовалось больших усилий для снабжения племени пищей, то что еще делать сытому охотнику, если не заниматься творчеством?

василий андреевич

Цитата: Николай от декабря 02, 2009, 10:58:46
Цитата: Ильдус от декабря 02, 2009, 07:03:55
Наверное трудно избавиться от юношеских стереотипов обыденного мышления, когда взрослые родители-наставники-воспитатели говорят о художественных способностях отрока как о безусловно положительном его качестве.


Лично я (лично я!) думаю, что т.н. "художественные способности" - это не некое самостоятельное и самоценное качество, а просто одно из следствий развития некоторых сторон личности. Возможно, вообще побочный эффект. Примерно, как религиозное сознание.

А ведь эпоха появления живописи, по своим последствиям сопоставима с нашей индустриальной революцией. Это качественный переход социума от операций с натурой к абстрактному проигрыванию своих действий. Побочный эффект творчества проявляется как экономия сил в попытках удовлетвориться необходимым через одухотворение, якобы, излишнего.

Николай

Цитата: василий андреевич от декабря 02, 2009, 12:53:17
Побочный эффект творчества проявляется как экономия сил в попытках удовлетвориться необходимым через одухотворение, якобы, излишнего.

Э-э-э, а можно на пальцах пояснить? Или, лучше, на примерах? А то я не совсем въехал.  ::)
Человек не произошёл от обезьяны. Он ей так и остался.