Преподавание эволюционной теории

Автор mastax, апреля 16, 2005, 13:15:36

« назад - далее »

Марков Александр

А вот еще новость по поводу программ, имитирующих эволюцию:


http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/5/27/spore.html

Создатель популярных симуляторов The Sims и SimCity приступил к созданию симулятора Вселенной, где
игрок будет выступать в роли Бога и управлять эволюцией живых существ.

Новая игра под названием <Спора> (Spore) позволит игрокам управлять эволюцией видов, начиная от
первых амеб и заканчивая персонажами межзвездных войн. Судя по всему, это будет нечто среднее между
<Цивилизацией> и симулятором жизни The Sims. Главный разработчик игры Уилл Райт (Will Wright)
рассказал о <Споре>, выступая на выставке достижений игровой индустрии E3 на прошлой неделе в
Лос-Анджелесе.

Уилл Райт - один из самых известных разработчиков компьютерных игр. Он сделал себе имя на симуляторе
города SimCity (1989), а затем сотворил настоящий шедевр - симулятор человеческой жизни The Sims
(2000). Эта игра до сих пор не имеет себе равных по популярности в западных странах, занимая первые
строчки абсолютно во всех хит-парадах. Появление The Sims стало откровением для всей индустрии,
которая раньше не видела игр такого типа. Фактически, с помощью The Sims Вилл Райт доказал всему
миру, что жизнь любого человека - это игра.

Как видим, гений Райта работает в одном направлении - симуляция реальности. И сейчас он не изменил
себе. Проект <Спора> - это потрясающе реалистичная Вселенная из сотен тысяч звездных систем.
Выступая в роли Бога, вы начинаете создание своего собственного мира, запустив процесс эволюции на
одной из планет.

Вы получаете в свое распоряжение одноклеточных амеб в примитивном двухмерном мире, напоминающем игры
десятилетней давности. Амебы - это и есть споры жизни. Цель - управление процессом эволюции
миллионов поколений существ, при котором игрок напрямую влияет на физические свойства каждого
следующего поколения. Движок компьютерной игры будет анализировать внешний вид созданных вами
существ и вычислять, каким должен быть их характер и как они должны себя вести. Например, во время
демонстрации Уилл Райт создал трехногое существо и сказал, что программа должна сама рассчитать,
каким образом этот мутант будет ходить. <Это самая трудная технология, с которой я когда-либо имел
дело>, - признался Райт.

Ключевой фактор в игре - воображение игрока. В идеале, только воображение игрока (и, конечно, законы
природы), способны ограничить эволюцию создаваемой расы. В игре не предусмотрен
многопользовательский режим (если его разрешить, то неизбежно начнутся бесконечные войны - таков
характер человека). Но зато Уилл Райт придумал нечто лучшее, а именно центральный интернет-сервер
для сбора информации о каждой расе из сотен тысяч миров и обмена этой информацией. То есть игрок,
чья раса доросла до покорения космоса, сможет путешествовать от звезды к звезде и смотреть, какие
существа населяют каждую планету. Поиск разумной жизни может затянуться на долгие месяцы, но оно
того стоит.

В данный момент <Спора> находится на ранней стадии разработки. Примерный срок окончания проекта -
осень 2006 г.

bio

Цитата: "mastax"Господа! Меня интересует Ваше мнении, как лучше вести преподавание эволюционной теории на биологических факультетах. Обычно этот курс читается на 3 или 4 курсах, после прослушивания генетики. Минобраз никаких особых требований не предъявляет  - полная свобода. Лекции чередуются с семинарами. Чаще начинают с истории – от Гераклита и Эпикура до Кимуры и Любищева. Да, а стоит ли давать последнего? Времени мало, давая одного, приходится урезать другого.  Потом следуют постулаты СТЭ, разбор типов отбора, законы – биогенетический и пр., антропогенез. Что, по вашему мнению, стоит включить обязательно, а чем можно пренебречь? Что можно рекомендовать в качестве учебников? (с учетом того, что в библиотеке этой литературы мало или нет вообще, лучше электронные публикации).
Вопрос чисто практический.
Я считаю, что историю теории эволюции нужно давать по минимуму, под запись: только ответы на экзаменационные вопросы. И семинары на это не тратить (и антропогенез также). Есть интересная монография, которая содержит сравнительный анализ двух эволюционных теорий (синтетической и эпигенетической). Она есть по адресу: http://lan.krasu.ru/studies/book.asp?id=353 . Я думаю это наилучший вариант лекций.

mastax

bio
Спасибо! Не знал о такой книге.

Андрей Пустовалов

Подскажите, а есть ли развернутая критика эпигенетической теории?
В монографии "Две теории..." всё таки изложение ведется с точки зрения сторонника ЭТЭ, как мне кажется. :?

olenellus

Я не знаю, актуальна ли ещё тема. Сегодня нашёл другую программу, специально (по задумке авторов) ориентированную на моделирование эволюционных процессов в образовательных целях.

Critters!

В экологическом плане программа гораздо проще SimLife (кстати, в этой теме я давал ссылку на ещё одну версию игры SimLife под Windows и на обширное руководство пользователя с описанием простых экспериментов, если интересно, у меня на жёстком диске есть версия под DOS, на мой взгляд, более стабильная, но требуед DOSbox для работы в современных ОС). Однако с точке зрения генетики и контроля эволюционного процесса она более детальная. Хотя, в отличие от SimLife, в программе нет встроенных систем статистической обработки популяционных данных, программа записывает их в отдельный файл, и с ними можно как угодно работать дальше в программах вроде Exсel. Впрочем, какая-то встроенная обработка данных, кажется, всё-таки имеется. По той же ссылке есть более-менее детальное описание модели и как, по мнению авторов, её применять для обучения. По утверждению авторов, продукт позволяет моделировать различные эволюционные процессы: как естественный отбор, так и генетический дрейф и половой отбор, бутылочное горлышко и эффект основателя. Сам я её ещё не пробовал, но судя по описанию, можно будет на практике проверять, например, формулы Кимуры. Впрочем, свободы действия всё же меньше, чем в SimLife.

Дж. Тайсаев

Кстати мне по КСЕ приходится давать дарвинизм небиологам, поверьте это гораздо сложнее :) .
И вот вопрос, как мне разрешить проблему противоречия веры и дарвинизма. Примерно половина студентов верующие, есть и христиане и примерно столько же мусульман, я им объясняю, что все библейские догматы нужно понимать алегорически, а также привожу знаменитую цитату из "Происхождения видов", ну помните, где он говорит о великом творце, в конце книги. Но не убеждает многих. Перевести их на рельсы атеизма нереально, и что остаётся? Ведь если педагог не может убедить, тогда чем он лучше учебника?
SimLife насколько мне известно не программа, а игра из знаменитой серии симов, началось всё с города Симсити, а дальше и ферма была и ждвокзал и прочее, это я к  тому, что академимичной моделью сим лайф не может быть. Писал и я когдато учебную программу, имитирующую естественную самоочистку в очистных водоёмах. Давно это было, ещё в эру 286 компьютеров. Её так и не внедрили, внедрили только мои тестовые контролирующие програмы на Си и Паскале по зоологии позвоночных (тогда ещё не было АСТ :D ). Тогда ещё на ДВК-3, советский монстр, аналог ещё прародителя знаменитого первого IBMа на процесоре 8088, а его предшествеником был толи комодоре, то ли Дек точно уже и не помню, во всяком случае система РТ-11, которая была на ней практически дублировала американскую СиПиЭм, которая тогда же была реализована на другом доайбиэмовском монстре Ямахе, был у нас усечёный её вариант, Корвет и для них тоже приходилось писать учебеные програмы, помню както написал даже учебно-демонстрационную програму по клеточному митозу и для этой капризной машины и для УКНЦ и для знаменитой БК 0010 (машинка для своей цены и своего класса была замечательная, но клавиатура ни к чёрту, дребезг клавиш страшеный просто) также писал учебные программы для нашего министерства образования по биологии, какие то программы даже купили и другие города России, когда у нас была всеросийская конференция, но я не обольщаюсь, практически уже через пару лет все эти устаревшие классы были сняты, а переписывать свои программы для новых классов было уже некому, я уволился..
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

olenellus

А Вы посмотрите подробнее описание SimLife. Она здорово отличается от других Sim-ов. Жаль, что единственная в своём роде. Больше Maxis таких эксперементов не проводили.

Про преподавание теории эволюции богобоязным ученикам. Режьте правду-матку. В этом видео в 6:50 Ричард Докинз берёт интервью у английских учителей биологии, которые считают, что вмешиваться в вопросы веры не их дело. А Вы расширьте немного программу. Сводите их в палеомузей (впрочем, учитывая Ваше местоположение, это будет малореально). Узнайте геологическую карту Вашей местности, свозите их на какой-нибудь разрез покопаться с зубилом и молотком. Конечно, делать это надо в выходной день, а значит, не все поедут. Но можно будет на следующем уроке разобрать то, что нашли Вы и те, кто поехал. Показывайте по-больше доказательств эволюции. Хороший источник примеров находится в архиве talkorigin. Я надеюсь, с английским у Вас проблем нет. По-больше наглядного дидактического материала - слайды с хорошо изученными филетическими рядами, молекулярные деревья, примеры, показывающие принцип их построения, морфологические сравнения. Всё это надо сделать нагляднее, чем в учебнике. Главное, чтобы ученики поняли, что доказательства есть. Если их вера противоречит доказательствам, тем хуже для веры.

Дж. Тайсаев

Спасибо, не уверен что всё это осуществимо, но попробовать можно.

И всё же моё личное мнение, нам надо быть пластичнее. Креационисты не дремлют и активно задействуют религиозную карту, я конечно не призываю атеистов пропагандировать веру, но необходимо находить и компромисные аргументы. Например упомянуть Тейяра де Шардена, Гуго Обермайера, высказывание в пользу эволюционного учения папы Пия ? и Иоана Павла. Я даже нашел множество упоминаний в книге Бытия и в Коране, которые фактически несут эволюционный характер. Но этого наверное недостаточно, нужно иметь как можно больше неопровержимых аргументов. Их конечно множество, но для небиологических специальностей они оказываются часто попросту непонятными и неубедительными.

Но я одно давно уже понял, сломать религиозную веру в людях практически нереально (исключая сомневающихся), остаётся примирить их религиозную позицию с эволюционной. В школе может и был бы шанс, но в ВУЗе...
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

DNAoidea

Дж. Тайсаев - я с вами полностью согласен насчёт взаимоотношений религии и эволюции, я сам в описании дней творения находил фразы которые можно трактовать как эволюционные, вступать на уроках в полемику с креационистскими текстами нет смысла, но задействовать религиозные тексты - очень даже потому что главное, я думаю, это как раз показать, что религия, в частности дни творения не противоречат эволюции, и при желании их можно было бы примерить - в конце концов описания там скупы до крайности.