Эволюция сознания

Автор Некто_Владимир, июля 01, 2007, 23:13:01

« назад - далее »

Некто_Владимир

Пора представить следующую статью. Но перед этим хочу немного поразмышлять о том, что меня не устраивает в современной науке. Меня не устраивает, что мы даже в науке не учитываем наличие сознания.

Лет сто, сто пятьдесят назад у нас были естественные физические представления об окружающем мире. Можно сказать, что реальный окружающий мир вокруг нас, и наши представления об этом мире в нашем сознании, примерно совпадали. Но лет сто назад началась математизация наших представлений об окружающем мире, которая быстро переходила в чрезмерную математизацию. То есть окружающий мир был таким, каким он был всегда, а вот наши представления об этом мире в нашем сознании стали математическими. Что не очень хорошо. Окружающий мир, каким был, таким и остался, а вот наши представления об этом мире стали математическими. Но хуже другое, мы придуманный математический мир в нашем сознании стали считать реальным миром.

А далее мы этот придуманный мир в нашем сознании стали цифровизировать. Появилось много людей, которые считают, что мир вокруг нас вообще является цифровым. Представляете, что происходит! Окружающий мир, каким был таким и остаётся. А вот наши представления об этом мире в нашем сознании изменяются. Сначала эти представления стали математическими. А теперь эти представления в нашем сознании становятся цифровыми. Всё это я начал понимать давно, поэтому и занялся проблемой сознания.

Мы вообще пытаемся заменить реальный окружающий мир, нашими представлениями об этом реальном мире. Мы наши представления об окружающем мире уже считаем реальным окружающим миром. Это вообще нонсенс.

Далее начинаю закачивать очередную статью

Некто_Владимир

Управление сознанием и организмом.

Начало.

Произошёл следующий скачок в понимании процессов, происходящих в мозге, и не только, о чём и хочу написать. Касаться вопроса о том, каково генетическое сознание, каким может быть клеточное сознание, не буду, мы этого просто не видим. Попробуем понять что-нибудь о сознании человека.
Начать, наверное, нужно с нервной системы. Вообще, зачем возникла и начала формироваться нервная система? Вначале для того, чтобы установить связь между удалёнными клетками. Для чего нужна такая связь? Чтобы управлять удалёнными клетками. Для чего? Для того, чтобы начали формироваться многоклеточные организмы. Итак, нервная система возникла и начала развиваться для того, чтобы управлять многоклеточными организмами.
Можно ли считать, что нервная система с самого начала обладала каким-то сознанием? Можно. Но, говоря современными понятиями, эта нервная система длительное время была бессознательной. То есть вначале управление многоклеточным организмом было полностью бессознательным. Постепенно это бессознательное управление эволюционировало в сторону инстинктивного управления. Инстинктивное управление в своей основе бессознательное. Развиваясь, оно доросло до уровня частично осознанного инстинктивного восприятия. Это первая форма осознанного сознания на основе нервной системы. Хотя осознанно информационные образы на этом уровне мы почти не воспринимаем.
Но уже на этом уровне начало формироваться сознательное управление многоклеточным организмом. Сознательное управление продолжило формироваться в виде эмоционального управления. Вначале эмоциональное управление возникало в виде неясных желаний, которые постепенно перерастали в чувства. Управлять эмоциями и чувствами было не всегда возможно, но эта управляемость постепенно возрастала, и в конечном итоге достигла уровня эмоционального восприятия. Бесспорно, что это уже общепризнанная форма сознания человека. На уровне эмоционального восприятия информационные образы мы воспринимаем хорошо, хотя управлять ими умеем не всегда. Стоит сразу заметить, что управление на эмоциональном уровне частично осмысленное, хотя осмысленного языка общения на эмоциональном уровне ещё не существует.
Дальнейшая эволюция жизни связана с формированием логического восприятия. На основе примитивного логического восприятия начал формироваться язык общения. Вначале это был просто бытовой язык. На его основе постепенно начал формироваться более точный язык логического философского общения. Его развитие завершилось созданием логического математического языка. Думаю, что это новое эволюционное приобретение, которое находится в начале своего пути. Чтобы овладеть логическим разговорным языком общения, тем более, математическим языком общения, эти языки нужно изучать, чем люди усиленно занимаются. Что из этого получится, не знаю.
Потому что в своей основе люди в основном существа эмоциональные, и этому большинству не нужны сложные языки. Их вполне устраивает бытовой язык вперемежку с матом, или какие-нибудь простые диалекты. Логическое восприятие у людей только начинает развиваться. И даже компьютерные технологии способствуют этому мало. Посмотрите Интернет, там, в основном, сплетни, сплетни и сплетни. Иногда напрямую, а иногда через социальные сети. И компьютерные игры. А всё это эмоциональный уровень общения. Что из этого получится, станет понятно через несколько тысяч лет.
Сознание организмов с нервной системой формируется с помощью нервных импульсов. Как это происходит, мне легче написать на примере сознания человека. Во-первых, сознание человека как бы ближе к нашему пониманию. Во-вторых, к работе своего мозга можно как бы прислушиваться, и как бы ощущать его работу. Кратко повторю свои размышления об этих ощущениях.
Как у нас в мозгу происходит формирование информационных образов? Естественно, это может происходить на основе или с помощью нервных импульсов. Довольно долго я, вообще, думал, что информационные образы кодируются интегрированными нервными импульсами. Потом ввёл понятие потока нервных импульсов. Но поток должен с чего-то начинаться, поэтому нужны пусковые нейроны. Постепенно стало понятно, что пусковые нейроны не могут быть одиночными, пусковые нейроны образуют группы пусковых нейронов. На базе каждой группы пусковых нейронов формирует один информационный образ. Но в зависимости от того, какой из нейронов группы станет запускающим, информационные образы будут отличаться какими-то нюансами.

Некто_Владимир

Продолжение 1.

В статье «Аксиоматика восприятия человека» я ввёл второй принцип неопределённости: наши знания и представления об окружающем мире зависят от уровня развития нашего сознания. В то время для меня этот вывод был очевиден. Но теперь об этом стоит поговорить подробнее. Дело в том, что неопределённость присутствует во многих процессах. И не стоит нумеровать и давать разные названия неопределённости в различных процессах. Неопределённость существует как факт окружающего мира. И эту неопределённость нужно учитывать и изучать.
В частности, неопределённость существует в живых системах. Именно из-за неопределённости в живых системах очень часто невозможно предсказать поведение живых организмов. Из-за неопределённости в нервной системе, в мозге, и в сознании невозможно точно управлять самим живым организмом. Например, человек не может точно управлять своими руками и ногами. Из-за этой неопределённости мы управляем руками и ногами приближённо. С помощью тренировок можно точность управления повысить, но всё равно это управление будет приближённым.
Даже в сознании наши мысли являются приближёнными. Конечно, люди с отличной памятью могут с этим не согласиться, и поспорить, что у них мысли являются точными. Но даже если мы соберём людей с отличной памятью, и зададим им один и тот, же, вопрос, то ответы будут различаться. Ну а если выборка людей будет произвольной, то ответы могут различаться довольно сильно. Поэтому вопрос о неопределённости в мозге и сознании нужно изучать.
Вначале нужно понять физическую природу неопределённости в мозге и сознании. А когда появится математическое описание процессов в мозге и сознании, то неопределённость можно будет описать математически.
Всё это на макроуровне. Попробуем перекинуть мостик с макроуровня на микроуровень. Поэтому начну с психологии.
Конечно, можно придумать парадигму, что сознанием обладает только человек. Что сознание есть только в коре головного мозга, а в более глубинных частях мозга сознания нет. Проблема в том, что кора головного мозга есть у многих животных, но такого сознания, как у человека, у них нет. В парадигме, что сознанием обладает только человек, много нестыковок. Но разбираться в этом я пока не хочу, потому что такая парадигма неправильная, и пусть в этом разбираются те, кто это придумал.
По-моему, парадигма, что сознанием обладают все формы жизни, более правильная. Начнём с последнего приобретения сознания человека: с осознанного восприятия с помощью разговорного языка. Осознанное управление с помощью языка самое понятное, но и самое медленное. Даже если вы будете проговаривать команду управления не вслух, а будете это делать «про себя», то всё равно такое управление организмом очень медленное.
Можно ли это управление сделать более быстрым? Можно. И такое управление было у человека до возникновения языкового общения. Простой пример: вот вы идёте, поворачиваете направо, потом налево и т. д. Вы же не проговариваете это управление даже про себя. Все повороты и остановки вы делаете автоматически. А когда ещё не было разговорного языка, то и проговаривать было нечего. То есть управление организмом было у человека задолго до изобретения разговорного языка, на животном уровне. Это управление возникло на уровне зарождающегося логического восприятия. А что это за управление? Это управление с уровня логического восприятия бесчувственными процессами. Иначе говоря, некоторыми бесчувственными процессами можно управлять довольно осознанно, возможно, даже совершенно осознанно. Как правило, мы об этом просто не задумываемся, а нужно бы задуматься.
На макроуровне мозг управляет организмом двумя основными способами: бессознательно и осознанно. Бессознательное управление организмом работает в основном на уровне инстинктивного восприятия. Бессознательную часть сознания я всегда называл подсознанием. Так и буду делать. То есть, подсознание – это бессознательная часть сознания на основе нервных импульсов.
Осознанное управление организмом и сознанием осуществляется за счёт памяти. То есть, память – это осознаваемая часть сознания на основе нервных импульсов. Память, то есть осознаваемая часть сознания, появляется на уровне инстинктивного восприятия. На уровне эмоционального восприятия память уже довольно развита. Наконец, на уровне логического восприятия, память достигает такого развития, которое мы уже хорошо осознаём.
В статье «Физический и математический методы изучения сознания» я ввёл понятие информационного ресурса. Их два: осознаваемый информационный ресурс, это память, и бессознательный информационный ресурс, это подсознание. Это просто информационные ресурсы сознания. А вот что такое сознание?  Сознание – это способность создавать и использовать информационные ресурсы. Всё это будет постепенно изучаться, а когда в рамках терминологии и языка будут отточены понятия, связанные с сознанием, то всё можно будет уточнить и довести до научного понимания.
Бессознательное управление организмом мы вообще можем не замечать. Зрительные эффекты видимости и невидимости уже неплохо изучены. Об этом не будем повторяться. Когда в организме всё нормально, управление многими внутренними органами тоже в основном происходит бессознательно, быстро и автоматически. И пока неопределённость управления мала, мы такое бессознательное управление даже не замечаем. Например, когда сохранение равновесия и координация движений нормальные, мы просто не обращаем на это внимание, и считаем, что так и должно быть. Но как только неопределённость бессознательного управления превышает какие-то нормы, мы это сразу замечаем. Например, когда вы идёте, вас может неожиданно качнуть в сторону, причём, иногда можно потерять равновесие и упасть. Естественно, такую неопределённость управления сразу заметит любой человек.
Осознанное управление организмом происходит гораздо медленнее, и такое управление мы можем воспринимать на уровне логического восприятия. Простейшими примерами такого управления является управление руками, пальцами рук, ногами. Нарушение бессознательного управления внутренними органами мы можем воспринимать  в виде болезней. В таких случаях мы подключаем осознанное управление организмом в виде медицинского вмешательства: от простейшего лечения народными средствами, до использования сложных медицинских приборов и хирургических операций. Но любое осознанное управление будет всегда медленнее бессознательного управления.
Мы часто используем память, говорим о памяти. Почему? Потому что память относится к осознанной части сознания. Память мы можем использовать осознанно. Даже в разговорах мы часто не разделяем понятия памяти и сознания. Когда мы говорим сознание, мы под этим подразумеваем память. А когда мы говорим о памяти, то часто подразумеваем под этим сознание. Но такое понимание возможно не только в рамках парадигмы, что сознанием обладает только человек. Памятью и сознанием обладают все формы жизни. Мы просто об этом не задумываемся, потому что боимся расширить наши представления о сознании.
Мы часто используем понятие подсознания. Но что такое подсознание? Вообще говоря, это бессознательная часть сознания. Осмысленный доступ к подсознанию, иначе говоря, к бессознательной части сознания, у нас очень ограничен. Подсознание, то есть бессознательную часть сознания, мы практически не умеем использовать. Думаю, что эту способность мы давно потеряли. Но в далёком прошлом, когда наши предки были обыкновенными животными, они должны были обладать такой способностью. И эта способность в каком-то виде у нас должна остаться. Поэтому между осознаваемыми процессами и неосознаваемыми процессами в мозге должна существовать связь. И эту связь нам нужно развивать. Я называю эту связь интуитивным мышлением.

василий андреевич

  Владимир, уж говорите сразу - сознание управляет материей, и будет Вам спокойствие Веры. А обратное утверждение оставьте для наук.

Некто_Владимир

Продолжение 2.

Попробуем понять, как управление организмом происходит на микроуровне, на клеточном уровне.
Информационный образ формируется на базе потока нервных импульсов, а поток нервных импульсов запускается не одним и тем же пусковым нейроном, поток может запускаться разными нейронами из группы нейронов, отвечающих за данный информационный образ. Поэтому информационный образ вроде бы один и тот же, но он может иметь различную эмоциональную и логическую окраску своего смысла. А это и есть неопределённость, порождаемая нашим сознанием.
Позже стало понятно, что поток нервных импульсов не может кодировать какой-либо смысл. Вообще, нервный импульс это просто сигнал для других клеток. Скорее всего, восприятие и кодирование смысла информационного образа происходит рецепторными клетками, подсоединёнными к потоку нервных импульсов. А это означает, что неопределённость информационного смысла ещё больше увеличивается.
Когда информационный образ появляется в нашем сознании, он появляется не в каком-то окончательном виде, мы этот образ обязательно будем корректировать и редактировать, доводя этот образ до какого-то совершенства. С одной стороны, при этом информационный образ будет уточняться, и его неопределённость уменьшится. Но, с другой стороны, наши представления об информационном образе будут расширяться, увеличивая неопределённость образа. Важно и то и другое, это и есть процесс нашего познания.
Таким образом, из-за принципа неопределённости информация в нашем сознании никогда не будет абсолютно точной. А если мы попытаемся измерить величину потока нервных импульсов, то мы обязательно внесём какие-то изменения в поток. Естественно, при этом будет меняться и информационный смысл воспринимаемой информации, то есть неопределённость информационного смысла потока будет только усиливаться.
В конечном итоге мы быстро поймём, что точное изучение процессов в мозге, в нервной системе и в сознании, невозможно. Это похоже на ситуацию в квантовой физике, в которой точное изучение многих процессов тоже невозможно.
Более того, из-за этого невозможно точное управление организмом, и даже, сознанием. Пара примеров. Вот прыгун в длину разбегается, и для удачного прыжка ему нужно точно попасть толчковой ногой на доску. Но практически это удаётся не всегда... Вот вчера я размышлял о том, как поток нервных импульсов формирует информационный образ, но так ничего и не придумал. Сегодня я снова размышляю над этим, и, вдруг приходит мысль, что информационный образ формируют рецепторные клетки, а не поток нервных импульсов. Откуда взялась эта мысль? И почему она возникла сегодня, а не вчера.
Очевидно, что несмотря на то, что вчера и сегодня я вроде бы думал об одном и том же, реально мысли различались. В какой-то момент к основному осознаваемому потоку подключился поток  из бессознательного подсознания, и в сознании появилась новая интуитивная мысль о роли рецепторных клеток. Мозг эту интуитивную мысль успел зафиксировать, уменьшил её неопределённость, и перевёл эту мысль в осознаваемую область сознания. То есть неопределённость в сознании играет большую роль, чего мы пока не учитываем.
Вообще, неопределённость присутствует во всех процессах. Только часто она очень мала, и ею можно пренебречь, что мы и делаем. Множество наших законов, например в физике, вообще не учитывают существование неопределённости. Но существуют такие области знаний, когда неопределённость появляется в явном виде и это нужно учитывать. Неопределённость нужно обязательно учитывать в живых системах, в частности, в сознании.

Маikov

Цитата: Некто_Владимир от апреля 09, 2022, 10:25:15Когда информационный образ появляется в нашем сознании, он появляется не в каком-то окончательном виде, мы этот образ обязательно будем корректировать и редактировать, доводя этот образ до какого-то совершенства.

1. Образы в мозге — это, по-вашему, нервные импульсы. А «мы» тогда что? В мозге есть сеть нейронов, она вся наполнена нервными импульсами, то есть образами. Где же тогда «мы»?

2. Образы у вас считывают специальные рецепторы. Куда же они передают считываемое? «Нам»? Но, по-вашему, получается, что для «нас» места в мозге нет.
***

Образы у вас не думают, они нужны только для того, чтобы их кто-то в мозге наблюдал. Вот этот кто-то и думает, так как именно он принимает решения. Но мало того, что для «него» у вас нет в мозге места, так ещё и объясняете-то вы думание, а по факту пишете только о не думающей части — об образах.

Зачем нужен мозг в организме, какая у него функция? Что такое нейронная сеть, как она работает? Почему для тех функций, которые нейронная сеть выполняет в организме, ничего другое не подошло бы? Может быть, ответ на эти вопросы наведёт вас на стоящие мысли.

василий андреевич

Цитата: Маikov от апреля 09, 2022, 20:17:44Почему для тех функций, которые нейронная сеть выполняет в организме, ничего другое не подошло бы?
Хорошая постановка целевого вопроса.
  В свете крылатой фразы от Феодосия Добржанского, можно сказать, что сознание, как функция выживания, имеет смысл только на фоне эволюции. Именно сознание человека ставит цели и отыскивает пути их достижения. А общность цели выражается, как Религия, которую лучше назвать идеология.
  Если обмен словами в обществе принизить до обмена нервными "импульсами", то как раз и получим модель нейросетевого сознания, как бы управляющего нашим поведением. А подключая знания о комповских сетях и вовсе уВеруем в сетевое сознание, действующее согласно только Им ведающим целям.

  На мой взгляд - это очень опасный тупик суждений.

Маikov

Цитата: василий андреевич от апреля 10, 2022, 05:35:51нейросетевого

Прежде чем рассуждать о чём-либо «нейросетевом», вам тоже вначале следует разобраться, что такое вообще нейронные сети, как они работают, почему мышление не может быть ничем другим. Почему искусственные нейронные сети не программируются, а обучаются, в чём искусственные нейронные сети похожи на биологические и чем отличаются. Ответив на эти вопросы хотя бы в самом общем виде, ваше понимание работы мозга тем не менее улучшится качественно — и представление о сознании, соответственно, тоже. Пока же ваши рассуждения носят слишком надуманный характер.

василий андреевич

Цитата: Маikov от апреля 10, 2022, 18:03:14искусственные нейронные сети не программируются, а обучаются,
Обучаются думать над постановкой задач или обучаются выполнять задачи?
  А вот как именно Вы представляете сознание, хотелось бы узнать.

Маikov

Цитата: василий андреевич от апреля 10, 2022, 20:17:57Обучаются думать над постановкой задач или обучаются выполнять задачи?

Чтобы задавать осмысленные вопросы, надо хотя бы немного понимать предмет, о котором спрашиваете. Поэтому всё то же — вам следует разобраться, что такое нейронные сети, хотя бы в общих чертах. Начните с самого простого. Узнайте, какова функция нейронной сети в мозге — что она делает в организме? Далее попытайтесь понять, как в целом она это делает, за счёт каких своих особенностей, почему ничего, кроме нейронной сети, эту функцию исполнять не могло бы. Ответ на первый вопрос проходят ещё в средней школе. Ответ на второй тоже не сложен, но потребует схематического изображения искусственной нейронной сети прямого распространения сигнала, так как «увидеть» суть работы нейронной сети на схеме проще, чем объяснить, и чем схема проще, тем проще будет разобраться. Это минимум, но даже он изменит ваше представление о мышлении (и сознании) качественно.

Аркадий Ник.

Цитата: Маikov от апреля 10, 2022, 23:33:04Чтобы задавать осмысленные вопросы, надо хотя бы немного понимать предмет, о котором спрашиваете. Поэтому всё то же — вам следует разобраться, что такое нейронные сети, хотя бы в общих чертах.

Хотя области наших с Вами профессиональных интересов, вероятно, несколько различны, но тут я с Вами совершенно согласен. Как, впрочем, и с остальными рассуждениями тоже. Вероятно, мы сойдемся и в остальном. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что я называю "анозогнозией безграмотности". Случай непростой.


василий андреевич

Цитата: Маikov от апреля 10, 2022, 23:33:04чем схема проще, тем проще будет разобраться.
Разумеется, я не полезу со своим рылом в калашный ряд. Потому было бы достаточно услышать от Вас: зачем минимальному участку искусственной нейросети проводить через себя дискретные "раздражения"? В случае нейрона ответ самоочевиден для чайника, вроде меня.

василий андреевич

Цитата: Маikov от апреля 10, 2022, 23:33:04Чтобы задавать осмысленные вопросы, надо хотя бы немного понимать предмет, о котором спрашиваете
Жаль, что не дали ссылку откуда Вы списали вопросы. Вы ведь предмета не знаете даже на моем низЭньком уровне.
  Ну да ладно. Мой вопрос ведь прост, подразумевает и простой ответ. И нейрон, и искусственная нейросеть поставлены в условия, когда не могут не проводить "раздражения". И любые вещественные системы не могут их не проводить от источника. А вот если не окажется приемника, который избавит систему от раздражения, будет как всегда - рассеяние в тепловой хаос.
  У природного и искусственного нейрона один и тот же итоговый приемник - человек. А у бацил нет нейрона, однако сигналы доводят до состояния информации для себя любимой.

Некто_Владимир

Продолжение 3.

Зачем нужна синхронизация в работе мозга? И только ли мозга? Я тоже какое-то время считал, что потоки нервных импульсов и есть сознание. На самом деле это не так. Синхронизация нужна, чтобы организовать работу всех клеток мозга в виде сознания на макроуровне. Чтобы ощущать чувства и мысли на макроуровне, нужно чтобы процессы, формирующие эти чувства и мысли по масштабности были на уровне масштабности макромира. Иначе говоря, нужно чтобы процессы формирования мыслей в мозге были большими. По другому, совсем просто, нужно чтобы мысль в мозге по размеру должна быть хотя бы несколько сантиметров. Иначе эту мысль на макроуровне мы не заметим.
Если процесс формирования мысли по размеру будет маленьким, то на макроуровне мы эту мысль осознанно не заметим. Она так и останется в неосознаваемом подсознании.
Неоднократно пытался понять, как взаимодействие множества клеток, в том числе рецепторных клеток, могут создать то, что мы воспринимаем в виде информационного образа. Пытался понять, как из химии вокруг нейронов рождается информационный образ, но каждый раз запутывался и упирался в тупик. Потому что слишком много разных клеток, медиаторов, видов взаимодействия клеток – разобраться во всём этом просто невозможно.
Поэтому давно остановился на том, что вначале нужно понять общую схему возникновения сознания, и только потом углубляться в конкретные химические механизмы. Но оказалось, что понять общую схему тоже непросто. Тем не менее, попытаюсь предложить такую схему.
На первый взгляд, в мозге больше всего нервных импульсов, их можно регистрировать и наблюдать надёжнее всего. Но в целом – это похоже на полный хаос. Желательно в этом хаосе выделить или отделить что-то особенное. Можно выделить потоки нервных импульсов. Это нейроны, которые связаны потенциалами действия. Скорее всего, должен существовать пусковой нейрон, с которого начинается поток. Поток ветвится, и какой-то промежуток времени усиливается, затем затухает.
Но нейроны в этом потоке не главное, главное – это клеточное окружение нейронов, это клетки, которые связаны с нейронами потока, и которые запускаются потенциалом действия потока. Видов клеток много, среди них множество видов рецепторных клеток, и все эти клетки взаимодействуют между собой, создавая химические процессы, которые мы можем или не можем воспринимать в качестве информационных образов.
Иногда эти информационные образы мы не можем воспринимать осознанно, они так и остаются в неосознаваемой части сознания, то есть в подсознании. Живой организм использует эти информационные образы в виде инстинктов. Иногда информационные образы мы можем воспринимать осознанно в виде эмоций, чувств и мыслей.
В чём разница, что некоторые информационные образы для нас являются неосознанными, а другие информационные образы являются осознанными?
Одну из причин мы упомянули выше – это размеры потока. Если поток маленький, и содержит несколько нейронов, может быть, несколько десятков нейронов, то информационный образ, созданный клетками окружения, на макроуровне не может восприниматься нами осознанно. Если поток большой, содержит миллионы нейронов, и занимает большой объём мозга, то информационный образ, созданный клетками окружения, может восприниматься осознанно на макроуровне.
Но это не главная причина, что некоторые информационные образы мы не можем воспринимать осознанно, а некоторые информационные образы можем воспринимать осознанно. Главное в другой причине.
Это синхронизация. Если поток маленький, то он может работать и без синхронизации. Просто информационный образ, созданный потоком без синхронизации, так и останется в неосознаваемой части сознания. Такие информационные образы мы не видим. А вот если информационный образ создаётся большим синхронизированным потоком, то он становится для нас видимым, и мы воспринимаем его полностью осознанно.
Но всё не так просто, иногда мы можем видеть и неосознаваемые информационные образы, например, во сне. Во сне осознаваемая часть сознания отключается, а неосознаваемая продолжает работать, и во сне мы можем видеть результаты этой работы. Скорее всего, существуют и другие случаи, когда дверца в подсознание открывается, и мы можем работать с подсознанием.
Кстати, сон и нужен для того, чтобы мозг мог отдохнуть от работы в режиме синхронизации. Скорее всего, работа в режиме синхронизации очень трудоёмкая и энергоёмкая, поэтому живому организму требуется отдых.

Некто_Владимир

Продолжение 4.

Мы слишком переоцениваем значение нервных импульсов. Думаем, что именно нервные импульсы порождают сознание. Ничего подобного. Нервные импульсы нужны, в основном, для передачи энергии и сигналов. Нейроны просто создают энергию для работы мозга, и передают эту энергию по всему мозгу в виде сигналов. И всё. Сами по себе, нервные импульсы не могут создать сознание. Сознание создаётся различными видами рецепторных клеток, окружающими нейроны.
А синхронизация нервных импульсов нужна для того, чтобы обеспечить синхронную работу окружающих рецепторных клеток, и всех других видов клеток, которые участвуют в создании того, что мы воспринимаем в виде информационных образов. Иногда синхронизация нужна в рамках конкретного потока нервных импульсов. Иногда синхронизация нужна в различных частях мозга. А иногда синхронизация нужна во всём мозге.
Эта простая истина долго не доходила до меня, и не доходит до многих учёных. Из-за этого бытует мнение, что искусственный интеллект можно создать на основе электрических импульсов в компьютере. Не получится. Электрические импульсы просто передают энергию и сигналы, а для создания искусственного сознания понадобятся специальные электронные рецепторные устройства. Более того, думаю, что сознание не может существовать само по себе, сознание может существовать только вместе с окружающей средой. А для ощущения этой среды понадобятся специальные устройства, подобные рецепторным клеткам.
Синхронизация нужна не только для работы мозга. Синхронизация нужна для всего макроорганизма. На микроуровне есть клетки нейронов и различные виды других клеток. Но чтобы заставить эти клетки работать вместе на макроуровне, нужно заставить все эти клетки работать одновременно и вместе.
Например, летающее насекомое. Чтобы полететь, нужно заставить синхронно работать мышечные клетки, которые управляют крыльями. Ещё пример. Чтобы человеку управлять рукой, нужно заставить мышечные клетки руки работать синхронно. И так во всём. То есть синхронизация работы клеток нужна для перехода жизни с микроуровня на макроуровень.  Синхронная работа клеток в живом организме обеспечивает образование новых эмерджентных свойств живых организмов на макроуровне. В конечном итоге синхронная работа клеток позволила формироваться многоклеточным организмам.
То есть синхронизация присуща не только работе мозга, синхронизация возникла  давно, на заре возникновения многоклеточных организмов. В конечном итоге эволюция дошла до возникновения сложных млекопитающих. В любом организме работа всех органов должна быть синхронизирована. Синхронная работа клеток порождает новые эмерджентные свойства на макроуровне. Клетки желудка должны синхронно переваривать пищу, клетки поджелудочной железы и печени должны синхронно вырабатывать ингредиенты, необходимые для работы желудка. И все органы должны работать синхронно между собой... Проще всего добиться такой работы можно с помощью мозга. Итак, мозг нужен для того, чтобы управлять многоклеточным организмом. Это одна из главных задач мозга.
Вторая главная задача мозга – это обеспечение связи с внешней средой, в которой обитает живой многоклеточный организм. И решается эта задача тоже за счёт различных рецепторных клеток и мозга.
Ещё одно очень важное понимание. Вот срабатывает пусковой нейрон, и формируется поток нервных импульсов. Этот поток синхронизируется сам по себе и с окружающими клетками, многие из которых являются различными рецепторными клетками. В результате у нас в сознании появляется какой-то информационный образ. Этот информационный образ формируется всем этим комплексом. В этом комплексе много чего, но главными в нём являются нейроны и рецепторные клетки. Поэтому такой информационный комплекс буду называть нейрорецепторным комплексом. Пока этот нейрорецепторный комплекс существует, в нашем сознании будет информационный образ, который создаёт этот комплекс. Как только этот нейрорецепторный комплекс исчезает, воспринимать становится нечего, потому что информационный образ, который он создавал, пропадает.
Вот тут и начинается самое интересное. Дело в том, что информационный образ можно воспринимать пока он существует. То есть создание, и восприятие информационного образа может быть только одновременным. Тут возможны два варианта. Если создают и воспринимают информационный образ одни и те же рецепторные клетки, то одновременность может соблюдаться автоматически. Если же информационный образ создают одни рецепторные клетки, а воспринимают его другие рецепторные клетки, то они должны не просто работать одновременно, они должны работать синхронно.
Синхронная работа клеток на микроуровне формирует новые эмерджентные свойства живых систем на макроуровне. Это позволило создавать многоклеточные организмы, которые эволюционировали от простейших видов до очень сложных живых организмов, которые вначале управлялись неосознанно на уровне подсознания мозга, а позже начали управляться вполне осознанно тоже с помощью мозга.