Эволюция сознания

Автор Некто_Владимир, июля 01, 2007, 23:13:01

« назад - далее »

ArefievPV

Цитата: Vladimirkox от июня 25, 2019, 19:34:37
Если тотальная память всё-таки появилась,  то - на каком эволюционном уровне?
Предполагаю, на уровне первых людей. Здесь попытался оформить мыслишки после просмотра видео:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg229452.html#msg229452

Более конкретно по ТДП:
Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 12:36:31
Небольшой комментарий по интересной идее.

Во-первых, увеличение и ДП, и ТДП, обусловлено ростом объёма мозга и ростом структурной сложности мозга;

Во-вторых, возникновение ДП стало возможным сначала благодаря возникновению РП (РП могло локально и актуально  ограничивать увеличившуюся ДП и сохранить, тем самым направленность, селективность и целостность поведение организма);

В-третьих, возникновение ТДП стало возможным сначала благодаря возникновению над РП «ограничителя» – сознания, поскольку РП также продолжала увеличиваться и тем, самым начинала ухудшать направленность, целостность и селективность поведения организма.

ArefievPV

Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 12:43:34
Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 12:36:31
В-третьих, возникновение ТДП стало возможным сначала благодаря возникновению над РП «ограничителя» – сознания, поскольку РП также продолжала увеличиваться и тем, самым начинала ухудшать направленность, целостность и селективность поведения организма.
На всякий случай:
Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 13:47:20
То есть, сформировался верхний уровень иерархии механизма сознания (верхний уровень у человека начинается где-то с уровня вербального мышления).

Уровнями "пожиже" обладают и другие животные.

Цитата: ArefievPV от июня 23, 2019, 13:50:20
Суть сознания – это условие: со знанием.
Суть механизма сознания – это  реализация сознания (реализация условия: со знанием).
Механизм сознания – многоуровневая иерархическая система (и на каждом уровне занимается одним и тем же – реализует (способом доступным данному уровню) условие: со знанием (знаниями, доступными данному уровню)).

Cow

Цитата: Савелий от июня 25, 2019, 08:47:06
Цитата: василий андреевич от июня 25, 2019, 06:20:04Ориентировочный "рефлекс" есть и у амебы, и у молекулы белка. Белок изменяется под влиянием внешних факторов и восстанавливается после прекращения их действия. Более того, рой белковых молекул обменивается сигналами, которые могут быть дешифрированы нами, как кодированные в результате "рефлекторных" реакций молекулярных окончаний.

Не надо путать ОР амёбы и высших животных! Механизм ориентировочного рефлекса это важнейший этап на пути к эволюции сознания.
А почему не надо?
Ежели заменить парадигму шариков и пустоты на  реальность - неньютонову жидкость всего лишь в 5-ти мерном пространстве, то появляется прекрасная возможность различать их только количественно.
А все биологические субстраты, появляющиеся в результате жизни, гораздо ближе к неньютоновым  жидкостям, чем модельки которыми оперирует физика и химия.

Шаройко Лилия

#2148
Дослушала сейчас лекции о тотальной памяти. Вот это мне нравится и я буду еще (там упоминается о лекции создания воспоминаний в процессе развития ребенка)

Единственное что вызвало несколько противоречий - я слушая лекции парралельно разбираю и сортирую одежду по типам а ее у меня накопилось типа 3х кубов, и я меняю принципы сортировки, особенно находящего в разработке, то есть это не механическое занятие. И это прекрасно сочетается. И есть вещи не механического типа которые тоже сочетаются с лекциями, концентрируя внимания и создавая очень ясное восприятие - рисование например. Это противоречит утверждению о едином фокусе активного внимания. Когда заняты разные типы восприятия - вербальная логика и воприятие цвета, например.

Еще некоторое возражение вызывает тезис о ухудшении памяти с возрастом. Не ухудшение памяти, а ухудшение новых записей. Может просто синапсы уже создавать не на чем - нет свободной мембранной площади нейрона - все эти клетки утыканы соединениями как ежик иголками.

Как Савелий точно пишет про "не прибитость гвоздями" - очень здорово обыграна моя случайная метафора.

А разбирается новый входящий материал структурно намного легче - почти для всего есть поле пересечений. И трудно вспомнить конкретные вещи - по причине того, что их такие дикие триллионы, каких у школьников и студентов, которые как в середине лекции выясняется и были испытуемыми просто еще не создано.

Если бы мне показали какие то картинки в количестве 2 тыс штук шансы на распознавание видел не видел были бы значительно ниже. Потому что мне что ни покажи -  я это уже где то видела, где-то читала, где  - часто не помню. так как запоминается именно смысл впечатления больше, чем сопровождающая атрибутика (где и когда). Хотя иногда именно она активирует воспоминания как связанная ассоциативно конструкция. Но в моем случае - не очень часто.

Она уже просто не влезает и из соображений экономии (нет свободного места для записи) отбрасывается видимо мозгом на бессознательном уровне - как не существенное.

Хорошие стихи Василий Андреевич, особенно если это было произведение юного возраста, когда гормоны иногда заполняют разум тотально, а по фразеологии  - вполне на уровне приведенной мной классики. У меня был пример тотального увлечения тоже в юном возрасте(19), но проблема обратная - основная невозможность избавления от фиксации на личности была вероятно в том, что это чрезмерная привязанность происходит именно на уровне головы, а физиологии практически нет, при том что мы являемся физически любовниками.

Вероятно это создает гипетрофию чувствств - я чуть не отправилась действительно в клинику - правда обошлось одной консультацией у врача, он сказал, что если я все такие эмоции буду лечить таблетками производства страны не хватит на требуемую практику. И вообще завязывали бы вы с этими больными отношениями - это просто не ваш мужчина. Конечно я не послушала (разрыв эмоциональной связи представлялся хуже смерти) и это продолжалось еще долго. И из этих отношений как любому взрослому человеку понятно ничего хорошего не вышло - то есть разрыв состоялся и это действительно было хуже смерти, но потом прошло.
В эмоциональной памяти вообще ничего не осталось -все потом перезаписано в нейтральном ключе - воспоминания есть, связанная боль абсолютно отсутствует уже десятки лет.

В последующем все изменилось, когда возникло совпадение на всех уровнях, что в очередной раз подтверждает концепт - сознание - это все уровни. И нормальные длительные чувства - это резонанс всех уровней. Особенно важен трансцендентный (для меня) - общее восприятие мира в глобальном глубоком смысле.

В общем лекция здоровская.
:)
Позитивная и во многом нейтральная - практически нет зацикленности на "любимых идеях".
Про перезапись памяти на новом эмоциональном фоне с другими ассоциациями там, кстати, тоже немного есть.

василий андреевич

Цитата: Vladimirkox от июня 25, 2019, 19:34:37По интернету гуляет инфа, что колибри не помнят вчерашний день, за достоверность не ручаюсь.
Развернуто высказаться не получится, тем более, я пока не знаком с лекцией.
  Но навскидку считаю, что память у колибри много лучше нашей. И загвоздка в том, что называть памятью. "Следы памяти" (или я неправильно толкую этот термин) только мелочь, которая всплывает из океана, выуживаемая на уровне бессознательного. Думаю, человек утратил доступ к "тотальной памяти", вытеснив этот доступ или перекрыв пути к нему, способностью к построению логических, т.е. детерминированных связей.

  Употреблю вместо "след памяти" термин "пространственно-временной маркер". Если человеку удастся психосоматически войти в ретро-состояние бытовавшее в момент постановки маркера - получится воспроизвести в сознании все (за исключением "особых точек") последовательности событий, сопровождавших индивидуума в поле его кругозора. ...Доказать это не могу, потому только мнение.
  А вот высшим животным, и птицам в том числе, получить доступ к состоянию маркера, что бы воспроизвести ретро движения, многократно проще. Потому колибри вовсе не надо "помнить" маршруты прошлого года - нервная система и без помощи вспоминаний восстановит необходимые последовательности. (Вспомните про старшую слониху, которая в особо засушливый сезон выведет стадо на водопой, который посещала в далеком детстве).
  Есть ли подобная "ретро-память" у муравья? Безусловно есть. А у амебы - пожалуй тоже. Нужны нацеленные эксперименты. А то счазз заявим, что электрон помнит о второй щели своей особой памятью.
Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 07:20:20воспоминание каждый раз формируется заново
Доказывать надо однако.

Шаройко Лилия

#2150
Хочу еще добавить про память и это отчасти шутка, но возможно в ней есть смысл. В результате лекции возникла мысль, что такое занятое пространство памяти препятствует широкой записи болезненных воспоминаний с кучей ассоциативных конструкций, которые потом вылезают по любому поводу. Просто некуда.
:)

Типа

она хотела даже повеситься, но институт, экзамены, сессия....

Это вполне такое рабочее предложение.

Хотя нагрузка может наоборот служить последней каплей истощения нервной системы. Наверное зависит от дозы и крепости психики.


ЦитироватьЦитата: ArefievPV от Сегодня в 07:20:20
воспоминание каждый раз формируется заново
  Доказывать надо однако.

В этой лекции это есть, и у Дубынина и у Анохина. Практически у всех лекторов, с которыми я сталкивалась, если они говорят на эту тему. Но точный механизм действительно пока неизвестен - просто много  подтверждающих опытов (их действительно море разливанное) формирования каждый раз новой конфигурации.

Cow

Цитата: Vladimirkox от июня 25, 2019, 18:06:12

Т.е. оринтеровочный рефлекс сработал после околомесячного предъявления стимула.
Я сильно сомневаюсь, что непонятное - отбрасывается, может быть - ждет своей очереди для оценки значимости?
Более смешной для человечества вариант:
До эпохи Возрождения, все рисунки были плоскими. Много тысячелетий. И вот только позже, появилось понятие "перспектива" и она стала отображаться в живописи и чертежах.
То есть  время ожидания определилось похоже временем  потребным на перестройку самого мозга.  :)

Шаройко Лилия

Не поверила - полезла посмотреть (в первое мгновение показалось да не может такого быть, в реалистичном древнегреческом и римском искусстве неужели не было, и что не было совсем чертежей, как они архитектуру так точно создавали, была геометрия как она возможна без перспективы)

В общем пока не нашла - действительно удивительно отложенная реакция.
Более того была обратная перспектива и вроде даже появилась она раньше. Это вообще обьяснить не знаю как:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Перспектива

ЦитироватьОбратная линейная перспектива
Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной.

Cow

Цитата: Шаройко Лилия от июня 26, 2019, 19:24:01и что не было совсем чертежей, как они архитектуру так точно создавали, была геометрия как она возможна без перспективы)
Да еще в 17 веке, корабли строились не по чертежам, а по моделям. А модели потом, просто масштабировались в реальный корабль. И моделей тех времен довольно много сохранилось.
Как в архитектуре выкручивались - не знаю. Но ежели даже оптические искажения компенсировали, то весьма лихо это делали и архитекторы были похоже  весьма ценными и котируемыми индивидами..

Шаройко Лилия

Небольшое уточнение (в целом для сознания картины не меняет и вообще мысль потом поедет в города наверное) Спасибо большое Cowу за идею - перспектива в живописи это действительно очень интересная точка в развитии.

История китайской живописи

https://studychinese.ru/articles/5/59/

Если я правильно пониммаю эта картинка



относится к тексту

Одним из самых выдающихся художников эпохи Шести династий был Гу Кайчжи – 顾恺之 (344-406). Он писал светскую живопись. Две его известные картины «Фея реки Ло»

Здесь задние планы прорисованы очень реалистично по перспективе

В персидской живописи интересна
Джунейд. Хумаюн подглядывает за Хумаем, стоящим у ворот. Миниатюра. «Три поэмы» Хаджу Кермани. 1396 г. Британская библиотека, Лондон.



Конечно это уже средневековье.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Персидская_живопись

Сори за офтоп больше не буду здесь про эта.

Шаройко Лилия

ЦитироватьДа еще в 17 веке, корабли строились не по чертежам, а по моделям. А модели потом, просто масштабировались в реальный корабль. И моделей тех времен довольно много сохранилось.
Как в архитектуре выкручивались - не знаю. Но ежели даже оптические искажения компенсировали, то весьма лихо это делали и архитекторы были похоже  весьма ценными и котируемыми индивидами.

Да, я тоже нашла при поиске как раз про копии объемного вида для зданий и еще конструкции из веревок, натягиваемых на местности

:)

Не знаю почему раньше не думала об этом, мне казалось они рисовали.

и сунувшись в Эвклидову геометрию (Начала) вижу там только плоские изображения Правда это как бы поздние издания средневековья, но в центре внутри средневекового рисунка вроде похоже на исходник

https://ru.wikipedia.org/wiki/Начала_(Евклид)


василий андреевич

Цитата: Шаройко Лилия от июня 26, 2019, 19:24:01Более того была обратная перспектива и вроде даже появилась она раньше. Это вообще обьяснить не знаю как:
А мы и смотрим на мир в обратной перспективе, это последующая обработка виденного в видимое внутренним зрением "искажает мир" по законам камеры Проскура.
  Изобразить движение или прозрачность воздуха на плоскости невозможно в прямой перспективе. Всмотритесь в Вашего китайца, у него дымчатые горы приближены в обратной перспективе.
  Объяснение не только в устройстве хрусталика и стереоскопичности, когда дальние предметы приближены и увеличены, да еще вылезают из-за заслоняющих их предметов. Есть еще эффект видения того, что должно быть в близком будущем, но это уже сложнее, хотя у великих и это есть.

Шаройко Лилия

#2157
ЦитироватьВсмотритесь в Вашего китайца, у него дымчатые горы приближены в обратной перспективе.
Мне там не совсем ясно где у него горы где деревья на заднем плане. В Китае есть такие горы - в такой степени размытия можно принять за дерево если нет других ориентиров.



Я только вижу, что люди на лодке больше чем дома за ними вдалеке и справа первое дерево самое большое второе меньше остальные на заднем плане -самые маленькие. И не ясно что сохранилось из рисунка которому больше полутора тысяч лет. Бумага ли это?

(«Классическая» бумага, с проклейкой в массе, создана Цай Лунем в 105 году н. э.)

Там только о том, что основная цель картины  - передать настроение, состояние.

Цитироватьпредставляют собой длинные горизонтальные свитки, разделенные на несколько фрагментов. Предполагалось, что картину нужно было смотреть на ходу, то есть проходить от ее начала в конец и медленно рассматривать сюжет, изображенный на свитке. Гу Кайчжи также считается основоположником «гохуа» (дословно «национальная живопись»). Именно он выдвинул принцип «настроение через форму»

ЦитироватьОбъяснение не только в устройстве хрусталика и стереоскопичности, когда дальние предметы приближены и увеличены, да еще вылезают из-за заслоняющих их предметов. Есть еще эффект видения того, что должно быть в близком будущем, но это уже сложнее, хотя у великих и это есть.

То есть динамика - это появилось позже - есть очень яркие представители европейской живописи, где именно действие в каждом жесте - это действительно уже после Моны Лизы, она хоть я ее не люблю все таки ярко выраженная граница приближения к реализму. Там кстати перспектива очень ясно прописана на заднем плане.

Вот еще обнаружила - таки были почти перспективные античные работы -фрески в Помпеях

https://putevye-istorii.ru/freski-pompej-gerkulanuma-stabij/

ЦитироватьАнтичное фресковое искусство, как и любое другое, имело в своем развитии несколько фаз. Классификацией фресок в Помпеях занимался немецкий ученый Август Мау, переехавший в Италию в 1872 году. Он выделил 4 стиля помпейских фресок.

1 стиль – «инкрустационный» — был распространен в 200-80 гг до н.э.  В это время стены домов в Помпеях принято было облицовывать рустом, камнем с необработанной поверхностью, украшать лепниной, а также делать вставки из мрамора или имитировать мраморную поверхность с помощью рисунка.

На смену ему пришел 2 стиль – «архитектурно-перспективный». Мода на этот стиль продержалась почти век – с 80-х гг до н.э. до 15 г. н.э.  Стены жилищ в это время украшались рисунками с изображением колонн, окон, соседних зданий и — уходящего вдаль пейзажа. Впоследствии композицию стали дополнять фигурами людей, сценами на фоне пейзажа.



Цитировать4 стиль называют «фантастическим», или «иллюзорным». В нем присутствуют элементы 2-го и 3-го стилей. Как правило, на фресках изображены мифологические сцены на фоне фантастических, условных строений, гротескных пейзажей, создающих впечатление декораций и театрального действия.

Хотя надо признать - тут люди близко и далеко одинаковые. Точнее сзади - больше. Обратная перспектива. Хотя все равно есть ощущение пространства хотя и глючное какое то.

Видимо сознание все таки умудряется мыслить в духе:

ЦитироватьА мы и смотрим на мир в обратной перспективе, это последующая обработка виденного в видимое внутренним зрением "искажает мир"
:)

Но может на лодке люди а вдалеке боги. У них часто Боги были типа люди  - только огромные.  Это же стиль "фентези" по классификации. Хотя они сами то думали конечно иначе.

badgy

Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 13:53:00Суть сознания – это условие: со знанием.
Я думаю, что приставку "со" в слове "сознание" правильнее рассматривать как указание на совокупность (сообщество, соавторы и т.п.). Таким образом, сознание можно определить как совокупность знаний. И для ответа на вопрос, а что такое сознание необходимо ответить на вопрос - а что такое знание, и как оно возникает.
Легче всего понять, как возникает знание, на примере осознания чего-либо неизвестного. Например мы наблюдаем неизвестный нам объект, явление или слышим неизвестное слово. Это что-то с помощью наших органов чувств оставляет в нашей памяти отпечаток - образ. Появляется ли на этом этапе новое знание? Нет. Знание возникает лишь тогда, когда мы пытаемся это что-то привязать к уже существующим знаниям - определить свойства (цвет, вес, твердость, упругость и другие физические свойства предмета, причины или последствия явления, найти ассоциацию между неизвестным и известными словами и т.п.).
Возьмем, к примеру, слово бастер. Я полагаю, что оно мало кому знакомо. Оно достаточно короткое, чтобы его запомнить (создать образ в памяти), но прочитав его, знания у нас не добавляется. И лишь найдя в Интернете определение, что бастер - это юрист, решающий трудовые споры со стороны работодателя, мы формируем связь между незнакомым словом и его значением, и обретаем новое знание. (А если мы вспомним, что слово забастовка имеет в основе итальянское basta (довольно, хватит) и соединим образ бастера, как юриста, проводящего переговоры с (образ) бастующими, то это знание станет более полным и прочным)
Осмелюсь еще раз оформить утверждение. Знание - это связь между образами, зафиксированными в нашей памяти. Соответственно, сознание - это совокупность таких связей.
Конечно существует много типов образов. Это и образы объектов, смежные в пространстве и времени. Это и категории, и абстракции. Это образы действий и явлений. И многое другое.
Также существует множество типов связей. Причина и следствие, целое и часть, предмет и его свойство и т.д. и т.п.
Определение сознания через связи между образами позволяет легко описать и те механизмы, которые с ним работают:
- осознание (познание) - встраивание неизвестного образа в существующую систему связей, путем создания новых связей между ним и уже осознанными образами.
- восприятие - проверка поступающих из внешнего мира образов на рутинность/нормальность (соответствие уже имеющимся связям), и в случае провала такой проверки - подключения дополнительного внимания.
- мышление - принудительная обработка связей между образами, их ревизия и создание новых связей "вручную".
- интеллект - выявление новых связей и применение имеющихся связей для более точного прогноза/объяснения (чем большее количество связей удерживается под контролем - тем выше интеллект).
P.S. Не являюсь большим специалистом в нейрофизиологии, но думаю, что Савелий прав, выделяя большую роль синапсов (ведь именно с их помощью устанавливаются описанные связи). Но могут существовать и "связные" нейроны. Или нейроны могут выполнять двойную роль - и связь, и хранение образа.

василий андреевич

Цитата: badgy от июня 26, 2019, 22:10:12сознание можно определить как совокупность знаний. И для ответа на вопрос, а что такое сознание необходимо ответить на вопрос - а что такое знание, и как оно возникает.
Ну да, с этимологии термина обычно и начинаем. Со- от совместности, соединения. И если сама книга является материальным образчиком сигнала, то информация в книге, будучи декодированной как суть, становится частью личного сознания, воссоединенного с общественным. Но сознание еще и соразмерность сутей явлений природы, и то, как мы ранжировкой (классификацией) обустраиваем иерархию символов, является работой сознания по созиданию (введению) порядка связей в хаосе явлений.
  Отсюда знание - не просто запечатление-отражение явления, как формы, а выявление содержания этой формы с обязательной ранжировкой по шкале личностных и общественных ценностей.

  Есть понятие память, и есть понятие знание. Водораздел между ними условен, но можно попробовать сам процесс перевода памяти в знание возвести в атрибут, присущий только человеку.
  Физически получим, что знание равно памяти, плюс, силы, затраченные на ранжировку. Подключаем второй принцип - процесс обесценивания формы явления позволяет содержанию явления стать частью интеллекта.