Археологические культуры: пределы существования и распространения

Автор Evol, апреля 19, 2020, 05:30:16

« назад - далее »

Дарвинист

Кто-то призадумается и отметит, что выделенная территория довольно полно охватывает ареал распространения языков нигеро-конголезской семьи. За относительно небольшими вычетами в районе бассейна р. Нигер и на территории ЮАР, но - довольно полно.
Соглашусь с этим, однако, это, опять, не то.

Другой оппонент справедливо скажет, мол, что, тут, гадать-то. Здесь показаны чуток уточненные границы распространения культур круга санго/лупембе+бембези/чангула. Почти в точку, за одним исключением: то, что выделено, существует в наши дни и от палеолитических культур оно отделено временной дистанцией в не один десяток тысячелетий.

Дарвинист

И это - не часть распределения рас или верований, хотя сходится, не спорю. К геоморфологии оно, также, имеет опосредованное отношение.
Так, что же это такое, уважаемый василий андреевич? Столько близких, вроде, ответов, кроме правильного.

Дарвинист

Хорошо, не стану долго томить с правильным ответом.
Посмотрите, пожалуйста, на политическую карту Африки, неоднократно тиражированную в сети. Красной линией на схеме очерчены территории государств, расположенных в экваториальной и субэкваториальной частях континента.
Для чего я задал вопрос-загадку? Ответ, практически, уже дан. Соглашусь, у многих, включая меня, в головах засел расхожий стереотип, связанный с критикой колониальной системы - мол, покидая земли бывших колоний, европейские колонизаторы провели границы между будущими странами по собственному произволу, согласно известной доктрине "разделяй и властвуй". Однако, как я убедился, эта доктрина, если и справедлива в отношении дележа территорий, - по, крайней мере, пока, речь идет об Африке, - то, не в полной мере.
Обратите, пожалуйста, внимание, по ходу поиска ответа мы вспомнили о разных аспектах: от природных особенностей до культурных, но все они, выходит, самым неплохим образом территориально согласуются между собой. Получается, что деление на государства в современную эпоху явно связано с основами, заложенными, в ходе эволюции человеческого общества, очень, по человеческим меркам, очень давно. И эти основы ограничивают человеческий произвол, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет.   

василий андреевич

Цитата: Дарвинист от декабря 04, 2021, 07:04:48согласно известной доктрине "разделяй и властвуй"
Все-таки, государственно-административное деление - это способ взимания дани-налога. Способы взимания можно разделить на феодальные и имперские. Но всё одно "излишки свободной энергии" концентрируются в ядерной части, где реструктуируются и возвращаются в образе консолидирующих сил.
  Примерно так же и в природе - свободная энергия идет в налог на энтропию, а "возвращается", как поддержание комбинаторного разнообразия, находящего способы обустроить консолидирующие (симбиотические) силы. И государства, и экосистемы, достигая предела баланса деструктивных и консолидирующих сил, распадаются на те осколки, которые ищут нового баланса.

  Таким образом, если нарезка территорий произошла без учета культурологических границ, то последует неминуемая концентрация напряжений вдоль искусственной границы с последующим местечковым взрывом и миграции граничных условий до стабилизации. Стабилизация - равенство энергопотоков к ядру и обратно. Обычные претензии возникают именно к обратным потокам, которые могут, как консолидировать, так и разъединять административные подсистемы с порождением волновых обменных процессов в граничных областях.

  Вы, таким образом, касаетесь вопроса релаксации возбуждений в пограничном межкультурье. Какая из сторон примет граничные разногласия на себя, не развалившись при этом, та и сделает шаг к "справедливой конвергентной империи", т.е. империи, способной отводить деструктивные тенденции на ядерные конструкции.

Дарвинист

Еще раз хочу обратить внимание на то, насколько неслучайно установлены современные границы африканских государств, но, теперь, уже не в связи с географическим распространением языков, а с локализацией археологических культур - еще более древних, нежели названные в теме раньше. В частности, с теми, которые существовали более, чем на 100 тыс. лет ранее, см., пожалуйста:

Дарвинист

Прошу прощения, ошибся: в предыдущей легенде вместо слова "Западной" следует читать "Северной" Африки.
Стараясь исправиться, предложу почтенной публике - в дополнение к красной линии современных границ - еще и бежевую, ограничивающую с юга территории стран Магриба, Мали, Сенегала, Гамбии, Гвинеи-Бисау, Египта и Судана, а, также, распространение ряда культур, которые я называл гораздо раньше в теме.
Хорошо видно, что бассейны древних мегаозер довольно четко вписываются в территории Нигера и Чада, если идет речь об оз. Мега-Чад и Южного Судана - если говорим об оз. Судд.  Внимательные читатели из числа участников и гостей форума заметят, уверен, на представленных картах-схемах три маленькие и яркие бирюзово-зеленые точки в районе современного оз. Туркана (Рудольф) и на севере Судана. Это, примерно, отмечены удаленные от основного ареала места нахождения сангойского инвентаря и орудий, в том числе - на острове Саи между 2-ым и 3-им, если не ошибаюсь, порогами р. Нил.

Дарвинист

Хорошо, чтобы добавить интереса к тому, что написано выше, предложу еще одну схему-загадку. Добавив к красной еще две зеленые линии. Нижняя, кстати, неплохо, как видно, сочетается с верхней красной - что же, тогда, она ограничивает?

Дарвинист

Может, если продолжать думать о политическом устройстве Африки - вот это, см., пожалуйста, карты-схемы, представленные ниже.
На них отмечены примерные локализации 44-х государственных образования, существовавшие на континенте около 500 лет назад, в XVI веке, в преддверии периода европейской колонизации.
Фон на картах-схемах выбелен специально, для лучшего восприятия изображения. На нижней из схем подведена тень ареалов культур санго - для того, чтобы четче отделить образования, расположенные в зоне экваториальных лесов и саванн от сахелианских.

Дарвинист

Тут я подготовил первую часть легенды к приведенным выше картам-схемам, отображающим расположение государственных образований на африканском континенте в шестнадцатом веке нашей эры, см., пожалуйста:

1.   Османская империя,
2.   Королевство Марокко,
3.   Империя Джолоф,
4.   Империя Великого Фуло,
5.   Империя Каабу,   
6.   Империя Мали,
7.   Государство Койя,
8.   Империя Сонгаи,
9.   Мосси королевства,
10.   Акан и оманы ашанти,
11.   Города-государства хауса,
12.   Кано государство,
13.   Государство Борну,
14.   Империя Канем,
15.   Султанат Багирми,
16.   Султанат Вадаи,
17.   Дарфурский султанат,
18.   Султанат Кордофан.

Дарвинист

Продолжение легенды, государства нижнего течения р. Нигер и Африканского Рога:

19.   Королевство Бариба (Барба),
20.   Государство Боргу,
21.   Империя Ойо,
22.   Государство Иджебу,
23.   Государство Ифе,
24.   Государство Бенин,
25.   Царство Нупе,
26.   Конфедерация Кварарафа,
27.   Царство Игала,
28.   Королевство Нри-Игбо,
29.   Сеннарский султанат (Фундж),
30.   Королевство Хабеш (Абиссиния),
31.   Султанат Данкали (Афар),
32.   Султанат Адал + Султанат Варсангали,
33.   Султанат Аджуран,
34.   Конфедерация оромо,
35.   Королевство Каффа,
36.   Королевство Шиллук,
37.   Королевство Уньоро (Буньоро),
38.   Королевство Буганда,
39.   Государство Бачвезе (Китара).

Дарвинист

Забегу, пока (просматриваю материалы по первым европейским форпостам в Африке), вперед и покажу, с чем связаны зеленые линии на карте-схеме: с геологией. Первая из картинок - сравнительно молодые породы кайнозойского возраста.

Дарвинист

Мне, вне форума правда, уже предложили две альтернативы моему подходу в обосновании пределов развития культур и цивилизаций. Первая связана с этнической преемственностью носителей культур в соответствующих географических районах, а вторая - с динамикой природной зональности.

Сразу скажу, что, даже, поверхностный анализ материалов обнаруживает несостоятельность таких подходов - эволюция культур не связана с тем в первую очередь. Достаточно посмотреть, во-первых, на соотношение пигмейских и койсанских народов, а, также, банту на территориях к югу от Сахары, а, во-вторых, на экспансию носителей атерийской, сангойской культур и лупембе в разные периоды и изменение природной зональности на континенте, связанное с оледенениями.

Дарвинист

Вот любопытно, что человеческая культура постоянно дает повод призадуматься. Я, ранее, писал об озере Судд, но, теперь, коли появился повод, стоит упомянуть и о происхождении слов "сахель" и "суахили". Как я понял, это однокоренные слова, означающие, в переводе с арабского, "берег".
В нашем понимании - "предел", "край". Арабской экспансии и распространения ислама в Африке - с одной стороны, и разделяющий культурно-исторические территории, о которых писалось в этой теме - с другой.

Мне неизвестно, задумывались ли арабские путешественники о втором толковании слов, но я, в свое время, задумался и очень. Уж очень похоже это не невольную подсказку к случаю. Индетерминизм, уважаемый василий андреевич? Это не провокация, на самом деле, а своеобразная полушутка с моей стороны, призванная привлечь внимание к теме. 

василий андреевич

  Дорогой Эвол, я пока не уловил от Вас обобщающей квинтэссенции. А врубиться в тонкости различий между Афро-местечковыми культурами мне не по силам.
  Иногда, вместо культуры удобно ставить термин традиция. Традиция - это ядерная часть, вокруг которой нарабатываются ритуалы, конвергентно вплетающиеся в то, что заслуживает быть сохранено нарождающимися поколениями.
  Культуры могут обмениваться технологиями и словами, но преобразованы они будут "на свой манер". Например, ритуал лепки чаши из глины останется, именно как лепка, даже когда внедрит гончарный круг из другой культуры - просто будет лепить удобнее. Могут даже внутреннюю поверхность чаши заровнять на круге, но оставить внешнее лепное оформление. И инородное слово, войдя в обиход, как потребность, станет "склоняться" на свой лад.
  Это в духе детерминизма.
  А вот становление самобытной культуры из ритуала, который выдворен за пределы ойкумены, как неприемлемый для традиции, есть индерминанта, как культурологическая мутация, поставившая запретный барьер для конвергенции.

василий андреевич

  Пытаюсь, но не могу допустить идею "унаследованности" становления культур от крупных=региональных геологических комплексов, пока не будет ясна природа полевого взаимодействия. Рельеф (геоморфология), да. Тем более, что рельефность зависит от динамики колебательных процессов, которые интенсивнее проявляются на относительно молодых геологических комплексах. Но это уже другой коленкор.
  Как-то может помочь термин конгломерат и его скрытый аналог - композиция?
  Конгломерат народов складывается с учетом эволюции композиционных сил.
  Композиционная система? (я уж делал попытку ввести таковую, но оказалось, не я первый).