paleoforum.ru

Форумы сайта «Проблемы эволюции» => Форум портала «Антропогенез.ру» => Тема начата: sanj от декабря 20, 2013, 17:20:35

Название: грань между языком и неязыком
Отправлено: sanj от декабря 20, 2013, 17:20:35
интересная статья.......

При размышлении об антропогенезе многие исследователи ставят вопрос: с какого момента ископаемые гоминиды становятся уже «настоящими людьми». И в качестве критерия нередко называют язык: если представители этого вида уже умели говорить, значит, они были людьми. Но дальше встаёт вопрос о критерии языка. Что может указывать на то, что данный вид уже владел языком: предметы неутилитарного назначения, погребения, увеличение «речевых» зон мозга, величина базикраниального угла? Для каждого варианта есть аргументы и за, и против.
....................

http://antropogenez.ru/article/192/
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 21, 2013, 01:42:11
Любое животное, принимающее свои решения в зависимости от окружающей ситуации, имеет свой тип разума. Животные общаются между собой, обучаясь в детстве, к примеру. В свое время я был поражен, узнав, насколько болтливыми могут быть по ночам сельские кошки, рассказывающие о жизни своим котятам. А малышня и вопросы, похоже, задавала. И так 4-5 часов без отдыха каждую ночь, пока коты не повзрослели. Далее разговоры сильно сократились. Днем как положено: мур-мяу, а ночью парламент какой-то, мяу и не слыхать. Раз есть общение между особями, значит, они используют свой язык, так ведь? Но ведь не люди.  Вот, посмотрим в сторону женщин. Живут по интуиции, попробуй, добейся словесного объяснения, отчего так, а не этак. Или на кухне издаст многозначительное "хм", а ты понимаешь, что надо помыть сковородку и мусор выбросить. И- выполняешь, хотя никакая словесная кодировка при этом не использовалась. Язык не используется, а мужчина и женщина- люди, правда, с раличным типом разума, соответственно британским ученым. Видимо, язык- не главное для "настоящего человека". Но, пожалуй, человек- единственный, кто заимел наглость знать лучше всех других, как те жить должны. С этого времени уже да, имеем "настоящего человека". Не знаю, искали ли антропологи признаки наглости у гоминид...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: sanj от декабря 21, 2013, 02:20:56
ЦитироватьИли на кухне издаст многозначительное "хм", а ты понимаешь, что надо помыть сковородку и мусор выбросить. И- выполняешь, хотя никакая словесная кодировка при этом не использовалась.

ухаха
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: olga_a от декабря 21, 2013, 14:07:12
Вам доверяют мыть сковородки?
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: алексаннндр от декабря 21, 2013, 15:37:17
В приведённой ссылке есть пример задачки- сколько зёрен образуют кучку, вроде как нельзя решить, а мне кажется, решить можно- четыре зерна уже образуют кучку- их можно положить условным тетраэдром.
Три не могут так лежать, два- тем более, а четыре могут.
Конечно кучка из ста зёрен будет иметь более округлые бока, чем больше зёрен- тем круглее, но- минимум четыре зерна образуют кучку вообще. :)
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 22, 2013, 00:54:09
Про кучу- задачка лукавая. Словечко древнее, даже баски его используют. Раньше я хранил деньги в Kutxa- да, в куче, сберкассе. А когда-то на Памире один крестьянин нечаянно взорвал динамитом нашу печку, и он объяснил сбежавшимся:"...куча печка ушел". А для непонимающих он изобразил глобально-охватывающий жест и пояснил: "ну.. весь ушел". Поэтому, на мой взгляд, куча может получиться только из всего, что собрать возможно. Четырех зернышек не хватит!
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: алексаннндр от декабря 22, 2013, 01:57:01
Да, нужно точное определение кучки! :)
Но всё же- из четырёх зёрен минимум складывается, условно, пирамидка, кучка зёрен- пирамидка из зёрен.
Поэтому в принципе вопроса особого нет. :)
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 22, 2013, 22:18:18
Давайте, однако, вернемся к теме языка. Мы не специалисты по вопросам языковедения и, поэтому, можем раскинуть наши мысли посвободнее, чем положено специалистам, мы не боимся и ошибиться. Языком мы можем назвать систему кодированных сигналов, позволяющих одной особи дать описание своей какой-то ситуации для другой особи. И эта другая особь станет информированной, т.е. войдет в ситуацию /форму/ другой особи. Таким образом, для языка необходимы, по крайней мере, две особи, и система кодирования должна быть у них взаимосогласована. Значит, если на планете имеются два общающихся между собой организма, то мы можем смело заключить, что они пользуются языком. Заметьте, что я не говорю о принадлежности организмов к одному виду. А далее могут быть надстроены суждения, питаемые самомнением типа "британских" ученых. Скажем, а вот на этом языке "Войну и мир" не содашь...А мерзкий хозяин в это время взял да и стер тряпкой всю философскую переписку Барбоса с Бобиком о внутренней сути людей...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Dessa от декабря 22, 2013, 22:30:10
А почему дети по-разному научаются говорить? В разном возрасте? Кто-то сразу предложениями, кто-то долго производит один лепет?
Интересно, а почему у современных людей так много всяческих речевых нарушений в детском возрасте?

А еще можно предположить, что человек в детском возрасте проходит похожие стадии развития речи, как и в ходе эволюции. Что-то вроде биогенетического закона Геккеля-Мюллера (каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом), но только в области развития языка.

И еще есть мысль: если сейчас такое разнообразие при речевом онтогенезе, при, не слишком обширном генетическом разнообразии. То можно только гадать, каким оно было у древних людей. М.б. разброс был широк, вплоть до того, что кто-то говорил, а кто-то только мычал.))
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 24, 2013, 00:54:32
С обучением детей- дело к языку как к таковому не относится. А древние люди просто разговаривали. Относительно тех, кто "только мычал" - так и среди наших современников, злоупотребляющих алкоголем, мы можем встретить изрядное количество таких. На мой взгляд, древние люди были не глупее нас, разве что область их интересов мало  пересекалась с нашей, ведь жили они совсем в других условиях. Тем не менее, их искусство говорит об очень высоком уровне развития восприятия действительности. Нам до них очень далеко.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Neska от декабря 26, 2013, 18:44:30
Причем древние языки, на удивление, гораздо сложнее современных. Современные языки движутся к упрощенным формам, а в древних и число падежей, времен, видов, и просто вариантов склонений и спряжений было гораздо больше. Такой вот парадокс.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Дж. Тайсаев от декабря 26, 2013, 19:01:21
Цитата: Neska от декабря 26, 2013, 18:44:30
Причем древние языки, на удивление, гораздо сложнее современных. Современные языки движутся к упрощенным формам, а в древних и число падежей, времен, видов, и просто вариантов склонений и спряжений было гораздо больше. Такой вот парадокс.
Нет тут никакого парадокса, почитайте например Леви-Стросса. Или постструктуралистов, это норма как раз таки для культур, а парадокс лишь если понимать культуры марксистски.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Neska от декабря 26, 2013, 19:06:01
Цитата: Дж. Тайсаев от декабря 26, 2013, 19:01:21
Цитата: Neska от декабря 26, 2013, 18:44:30
Причем древние языки, на удивление, гораздо сложнее современных. Современные языки движутся к упрощенным формам, а в древних и число падежей, времен, видов, и просто вариантов склонений и спряжений было гораздо больше. Такой вот парадокс.
Нет тут никакого парадокса, почитайте например Леви-Стросса. Или постструктуралистов, это норма как раз таки для культур, а парадокс лишь если понимать культуры марксистски.
А что по-Вашему "понимать культуры марксистски" (оглядывая себя: может, действительно марксист, и гранаты у меня не той системы?). Не могли бы Вы в двух словах напеть обяснить, что там Леви-Стросс про культуру принципиально нового написал?
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Дж. Тайсаев от декабря 27, 2013, 00:12:03
Цитата: Neska от декабря 26, 2013, 19:06:01Не могли бы Вы в двух словах напеть обяснить, что там Леви-Стросс про культуру принципиально нового написал?
Щас спою.... э-э-э.... Кхм, нет. Творец чуток голосом обделил, поэтому дальше прозой. Традиционная марскистская трактовка вполне согласуется с трактовкой эволюционистской школы культурной антропологии, согласно которой культуры развиваются как живые организмы от простого к сложному, причём невозможно ослушаться грозно указующего перста лапласовского детерминизма. Откуда тогда взялись примитивные культуры? Или почему мы массово имеем величайшие культурные артефакты, которые сейчас воспроизводимы лишь единично, да и то лишь в угоду потребителю. Короче, в двух словах, напою Карузо Леви-Стросса. Есть у любой культуры зерно, чисто рационально его можно назвать потенциалом пассионарности. Это зерно не развивается, а лишь реализовывает свои потенции и когда они растрачиваются, культура умирает.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 27, 2013, 03:31:33
Откуда вдруг появляется в культуре этакая изобразительная фикция-"всепотенциальное" зерно? Посеял кто по рассеянности? Пассионарность к рациональным объяснениям не подходит. Нечто другое присутствует в человеческом обществе, то подвигающее людей развиваться и получать радость от развития, то стимулирующее основную массу народа разрушать созданное и получать от процесса разрушения некое извращенное удовольствие. На примере языка это заметно хорошо. Мне видится, что сама "пассионарность" и появилась как знак начала очередного этапа разрушения культуры.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Дж. Тайсаев от декабря 27, 2013, 09:10:20
Цитата: valdeil от декабря 27, 2013, 03:31:33
Откуда вдруг появляется в культуре этакая изобразительная фикция-"всепотенциальное" зерно? Посеял кто по рассеянности? Пассионарность к рациональным объяснениям не подходит. Нечто другое присутствует в человеческом обществе, то подвигающее людей развиваться и получать радость от развития, то стимулирующее основную массу народа разрушать созданное и получать от процесса разрушения некое извращенное удовольствие. На примере языка это заметно хорошо. Мне видится, что сама "пассионарность" и появилась как знак начала очередного этапа разрушения культуры.
Вы знаете, я как раз занимаюсь обоснованием универсальных критериев эволюции и давно уже заметил, что все неравновестные системы развиваются по принципу шляпы Экзюпери или Гаусова распределения со смещённым центром. Например индивидуальное развитие человека - развитие-зрелость-деградация-старость или вида развитие и экспансия-стагнация-реликт-вымирание и т.д. То же и с культурами. А в пассионарности нет ничего иррационального, для меня это всего навсего уровень внутрикультурного самосознания.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: curious от декабря 27, 2013, 10:11:41
Культура и язык - не цель, а средство. И если они деградируют структурно, то это еще не значит, что они разрушаются. При условии, что их функциональность не ухудшается...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: curious от декабря 27, 2013, 10:31:06
Пока сигналы, с помощью которых происходит коммуникация, полностью не оторвутся от своих денотатов (не перестанут быть связанными с ними по форме или ситуативно) - это еще не язык...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Дж. Тайсаев от декабря 27, 2013, 11:12:06
Цитата: curious от декабря 27, 2013, 10:11:41
Культура и язык - не цель, а средство. И если они деградируют структурно, то это еще не значит, что они разрушаются. При условии, что их функциональность не ухудшается...
Я вижу вы в лингвистике понимаете гораздо лучше меня. Но я всё это и не отрицаю. Язык в период пассионарного подъёма совершенствуется, а в период упадка деградирует. Эта схема разумеется слишком утрированно упрощена, всё на порядки сложнее. Например, совершенствование языка может заключаться и в его меньшей перегруженности лишними правилами и напротив, упрощение, может сопровождаться излишней громоздкостью. Но всё же, как правило, упадок культуры сопровождается ростом заимствований из других языков и всё большим упрощением и сокращением словарной базы.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: npvol от декабря 27, 2013, 13:55:27
Цитата: Neska от декабря 26, 2013, 18:44:30
Причем древние языки, на удивление, гораздо сложнее современных.
Язык отражает соответствующий уровень мышления. Древние языки не сложнее, они просто другие, потому что и мыслил первобытный человек по-другому. Например,  в  древних языках  много слов для обозначения  конкретных вещей, действий, образов, но нет (или мало) слов для выражения обобщенных и абстрактных понятий... 
Вот другой Леви -  Леви-Брюль об этом писал - http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_levy_bruhl_primitive/phil_levy_Bruhl_primitive2.htm.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Neska от декабря 27, 2013, 17:43:00
Цитата: npvol от декабря 27, 2013, 13:55:27
Цитата: Neska от декабря 26, 2013, 18:44:30
Причем древние языки, на удивление, гораздо сложнее современных.
Язык отражает соответствующий уровень мышления. Древние языки не сложнее, они просто другие, потому что и мыслил первобытный человек по-другому. Например,  в  древних языках  много слов для обозначения  конкретных вещей, действий, образов, но нет (или мало) слов для выражения обобщенных и абстрактных понятий... 
Вот другой Леви -  Леви-Брюль об этом писал - http://lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_levy_bruhl_primitive/phil_levy_Bruhl_primitive2.htm.

А я писал не о лексике (хотя и в лексике богатство бОльшее - но, возможно, обусловленное именно указанными Вами факторами плюс всякие табуирования и т.п.), а именно о грамматических формах. Всякие звательные падежи или двойственные числа или прошедшие продолженные совершенные времена, триста склонений и т.п.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: npvol от декабря 27, 2013, 18:28:20
Цитата: Neska от декабря 27, 2013, 17:43:00
Всякие звательные падежи или двойственные числа или прошедшие продолженные совершенные времена, триста склонений и т.п.
Насколько я понимаю, это тоже следствие первобытного восприятия мира...
Вот, например, цитата из Леви-Брюля :"Эти языки, подобно нашим, знают категорию числа, однако выражают они ее не так, как наши языки. Мы противоставляем множественное число единственному: подлежащее или дополнение бывает множественным или единственным. Такой умственный навык предполагает привычное и быстрое употребление абстракции, т. е. наличие логической мысли и ее материала. Пра-логическое мышление действует иным путем. «Для наблюдающего ума первобытного индейца племени кламат, — говорит Гэтчет в своей отличной грамматике кламатского языка, — тот факт, что разные вещи совершались последовательно в разные моменты или что одно и то же делалось отдельно разными лицами, казался гораздо более значительным и важным, чем голая идея множественности, в противоположность нашему языку»."
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: valdeil от декабря 28, 2013, 11:18:15
Вот не могу понять, отчего языковеды считают наших современников-индейцев первобытными? Европейцы и индейцы прошли практически равные по длительности пути развития. Индейцы и европейцы, видимо, идут в разных направлениях, и индейцам "голая идея множественности" покушать не раздобудет. У индейцев реальность другая. И, как мне объяснили образованные индейцы, многое из того, что европеец посчитает абстрактным, входит в индейскую реальность. Но ведь белый антрополог приезжает разговаривать с первобытным индейцем. Один  не особо слушает и вникает, второй не особо разъясняет - так двум сторонам проще.
   Если так изучить язык жителя сельской глубинки России (алкоголь, огород, охота...), посудачить об абстрактной множественности, то выводы будут похожими на приведенную фразу Гэтчета. Или хуже. И язык будет очень древней конструкции...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: алексаннндр от декабря 28, 2013, 12:16:07
Ну если антрополог слушает и не вникает- какой же он антрополог?
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: npvol от декабря 28, 2013, 17:00:44
Цитата: valdeil от декабря 28, 2013, 11:18:15
Вот не могу понять, отчего языковеды считают наших современников-индейцев первобытными? Европейцы и индейцы прошли практически равные по длительности пути развития. Индейцы и европейцы, видимо, идут в разных направлениях...Но ведь белый антрополог приезжает разговаривать с первобытным индейцем. Один  не особо слушает и вникает, второй не особо разъясняет - так двум сторонам проще.
Есть этнографы, которые живут годами среди этих, таки первобытных, племен. И изучают не только язык, но всю культуру, историю, образ жизни и мыслей этих людей... И получают бесценный материал для историков, антропологов, лингвистов, психологов и пр. Ученые отдают себе отчет в том, что результаты изучения  современных народов, живущих в каменном веке, нельзя тупо переносить на события многотысячелетней давности. Но эти результаты существенно дополняют исследования археологов, палеоантропологов, генетиков и др., кто занимается изучением прошлого человечества...
А индейцы и европейцы не «идут в разных направлениях». Человечество глобализовано и этот процесс со временем только углубляется... Цитату я взял почти наугад, но процитировать тут неск. страниц невозможно... Большинство потомков тех индейцев, о которых речь, живет сейчас во вполне «европейских» городах и домах, носят «европейскую» одежду, ездят на «европейских» автомобилях и говорят на «европейских» языках (иначе бы вы тех «образованных» индейцев просто не поняли)...
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: Gundir от декабря 28, 2013, 20:10:37
ЦитироватьТакой умственный навык предполагает привычное и быстрое употребление абстракции, т. е. наличие логической мысли и ее материала. Пра-логическое мышление действует иным путем.
пра-логика Леви Брюля крайне неудачный термин на мой взгляд. Запутывающий. Вполне себе логика. Причем именно такая, как и у нас.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: levan от декабря 29, 2013, 00:25:48
Может так звучала речь неандертальцев  :)

http://youtu.be/MYj-55T6Uzs?t=2m14s

http://paleoforum.ru/index.php/topic,8166.msg150881.html
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: ArefievPV от мая 03, 2014, 13:44:51
Цитата: curious от декабря 27, 2013, 10:31:06
Пока сигналы, с помощью которых происходит коммуникация, полностью не оторвутся от своих денотатов (не перестанут быть связанными с ними по форме или ситуативно) - это еще не язык...
Согласен.
Цитата (автора легко угадать, но многие его не очень жалуют):
"Неверной оказалась характеристика знака как такого материального явления (предмета, действия), природа которого не зависит необходимым образом от природы обозначаемого им явления; между которым и обозначаемым явлением может не быть никакой причинной связи; который может также не иметь никакого сходства с обозначаемым явлением[87]. Верной для знаков первой степени, основных знаков естественных языков, оказалась иная формулировка: вместо «не зависит необходимым образом» надо сказать «необходимым образом не зависит»; вместо «может не быть никакой причинной связи» надо — «не может быть никакой причинной связи»; вместо «может не иметь никакого сходства», надо — «не может иметь никакого сходства». Это значит, что между знаком и обозначаемым в архетипе нет, не может быть никакой иной связи, кроме знаковой; всякая иная связь исключается, и это-то и конституирует знаковую функцию. Иначе между знаками не было бы свободной обмениваемости. В этом смысле знаки могут быть только «искусственными» — их материальные свойства не порождаются материальными свойствами обозначаемых объектов (денотатов). Их характеризуют также словами «немотивированные», «произвольные». Это не просто отрицающие нечто определения, как может показаться на первый взгляд: отсутствие всякой мотивированности (причинной связи между знаком и денотатом) есть железный принцип отбора годных знаков. Обнаружение же какой-либо иной функциональной связи между ними, кроме знаковой функции, в строгом смысле делает их «браком». Знаковая функция в исходной форме и есть образование связи между двумя материальными явлениями, не имеющими между собой абсолютно никакой иной связи. Поэтому слово «произвольные» мало выражает суть дела: «произвол в выборе» знакового материала настолько обуздан этим императивом, что остаётся лишь «произвол в выборе» среди остающегося материала."
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: crdigger от мая 08, 2014, 06:03:42
 Чем плоха давно известная концепция 2-й сигнальной системы? Язык дискретен ,состоит из звуков и имеет синтаксис и словообразование,позволяющие легко образовывать множество слов  и какие угодно предложения.Условные сигналы уникальны ,неструктурированы и их поэтому мало.При этом "членораздельная речь" теоретически совсем не обязательна,можно разговаривать азбукой Морзе,состоящей из 2-х звуков.Лишь бы хватило мозга учить и анализировать язык.
Название: Re: грань между языком и неязыком
Отправлено: ArefievPV от мая 08, 2014, 21:04:07
Цитата: crdigger от мая 08, 2014, 06:03:42
Чем плоха давно известная концепция 2-й сигнальной системы? Язык дискретен ,состоит из звуков и имеет синтаксис и словообразование,позволяющие легко образовывать множество слов  и какие угодно предложения.Условные сигналы уникальны ,неструктурированы и их поэтому мало.При этом "членораздельная речь" теоретически совсем не обязательна,можно разговаривать азбукой Морзе,состоящей из 2-х звуков.Лишь бы хватило мозга учить и анализировать язык.
Не плоха. Просто существуют некоторые трудности в объяснении возникновения этой второй сигнальной системы.
1) Почему-то все зацикливаются на объяснении информационной составляющей. Типа один другому сообщил определённую инфу, второй её понял и выполнил определённые действия в соответствии с полученной информацией. Да ничего подобного, ничего он не станет делать просто так. Заставить надо, воздействовать определённым сигналом.
2) И всегда упускают инфлюативную составляющую языка. И вот эта составляющая и является первичной. Слово на нас оказывает в первую очередь непосредственное влияние (команду), а уж потом несёт информацию отвлечённую.