здесь я хочу поговорить об основных принципах антропологии и этносемиотики, попробовать вывести некий набор базовых принципов, опираясь на которые любой человек, опираясь на логику и учитывая контексты мог бы прийти к верным выводам.
начну с простого:
1
сходные условия обитания способствуют формированию сходных техник. под сходными техниками имеется в виду все: начиная от собственно техники изготовления материальных артефактов и заканчивая социальными техниками и идеями. так что сходные техники никак не могут быть доказательством родства или не-родства каких-то этнических групп.
однако, важно помнить, что это касается, в основном, базовых хозяйственных практик.
2. всякий феномен должен рассматриваться в контексте. в культурном и в природном контексте.
3. в общем случае генетическая, культурная и языковая идентичности не совпадают.
4. анализируя происхождение любого явления/традиции/предмета всегда надо искать случайности/нелепости. в истории все всегда (почти) случается по случайности.
5. в широтном направлении техники распространяются гораздо легче, чем в меридианальном.
6. язык знает все. всякий язык есть зеркало определенной культурной традиции. то есть, анализируя то, как структурирован в языке мир, можно понять мышление людей определенной культуры. невозможно исследовать культуру, не зная ее языка.
7. мифология не имеет никакого смысла, она есть не более чем машина для трансляции базовых техник культурной традиции. мифология во все времена является гротеском, поэтому исследовать сюжетные структуры мифов совершенно бесполезно.
сходные мифологические сюжеты могут существовать в совершенно разных культурах.
особенно осторожно следует воспринимать этногенетические/культурогенетические сюжеты, которые информанты рассказывают в качестве объяснения откуда произошла их культура и они сами.
8. исследуя всякую культуру следует давать слово самой этой культуре - то есть, брать за основу язык изучаемой культуры и приспосабливать язык описания для адекватного выражения анализируемых механизмов.
9. думать, что названия предметов не важны - страшное заблуждение. правильные определения стимулируют появление правильных интерпретаций.
10. "мелочи" и "частности" всегда более важны, чем общности и универсалии.
11. деонтивная модальность в чем-то сродни письменности. и то и другое - признак высокоорганизованной социальной системы.
12. для оценки относительной древности артефактов, концептов и ритуалов может быть применен метод, сходный с "методом линейки", который применяется для выявления в словаре базовой лексики
Цитировать(базовой лексикой я предлагаю называть наиболее древнюю лексику определенного языка Х.
базовая лексика во всяком языке всегда имеет намного бОльшую степень полисемии по сравнению с более новой лексикой. это выражается в том, что объем словарных статей, посвященных базовым лексемам, намного больше, чем объем статей, посвященных лексемам более новым.
таким образом, измеряя линейкой длину текста словарной статьи, можно достаточно надежно выявить базовые лексемы (естественно, подразумевается, что все измерения проводятся по одному и тому же словарю, и что учитывается не абсолютная длина статьи в некоторых единицах измерения длины, а отношение длины данной словарной статьи к длинам других словарных статей).)
чем больше времени в некоторой культуре существует данный артефакт, концепт или ритуал - тем более разработанным будет соответствующее семантическое поле.
13. язык и культура - изоморфные структуры
язык есть упорядоченная пара <A, W>, где A - некое непустое множество фонем/морфем/лексем, а W - множество операций на А.
культура:
1. культура - среда обитания человека как вида - совокупность продуктов нефизиологической деятельности человека.
2. культура как культурная традиция/локальная культура - упорядоченная пара <A, W>, где A - непустое множество артефактов и мемов, а W - множество операций на множестве A.
таким образом, любая знаковая система может быть описана как упорядоченная пара <A, W>, где A - некое непустое множество, а W - множество операций на А.
14. институциализированное насилие уже есть государственная структура/государственное образование. для образования всякого государство совершенно необходимыми являются два условия:
1) избыток продовольствия;
2) расположение в некоторой точке мощного транзитного пути.
появление государства археологизируется - по появлению индустрии специальных орудий, предназначенных для убийства людей.
15. если происходит заимствование, то заимствуются обычно какие-то уникальные, действительно сложные вещи, как правило, это не предметы первой хозяйственной необходимости (керамика, гарпуны, ткацкие станки, лодки, луки, свайные постройки) и не базовые социальные практики (инициации, медвежий праздник, институт коекчучей), а некие предметы не первой хозяйственной необходимости (инау, музыкальные инструменты).
16. если например есть два соседствующих народа и у них есть некий общий артефакт или общая практика, и понятно, что для одного из этих двух этносов предмет заимствованный, то чтобы понять откуда шло заимствование, где первоначальный центр возникновения данного феномена, надо посмотреть где имеется больше всего различных вариантов рассматриваемого феномена. там где вариантов больше всего - там скорее всего и центр.
пока что этот список далеко не полный, то есть, определенно существуют еще какие-то базовые принципы несводимые к вышеперечисленным.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:00
здесь я хочу поговорить об основных принципах антропологии
культурологии либо этнологии либо культурной антропологии. но никак не антропологии, я ж уже уточнял вроде.
Цитата: sanj от марта 21, 2012, 04:14:26
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:00
здесь я хочу поговорить об основных принципах антропологии
культурологии либо этнологии либо культурной антропологии. но никак не антропологии, я ж уже уточнял вроде.
нет, нет, именно антропологии. должно быть именно все в комплексе: этнология, лингвистика и собственно антропология в том смысле в каком ее понимаете вы.
а иначе чушь получится.
что мы, собственно, и видим на примере советской этнографии.
то, что вы напостили относится к тому что я понимаю под антропологией прямо скажем косвенно.
уж сколько раз твердили миру, что антропология не ограничивается черепометрией.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:17
сходные условия обитания способствуют формированию сходных техник
Это географические детерминизм. Во-первых, разные культуры могут по разному реагировать на сходные условия в связи с особеностями ментальности, различиями в пассионарности и генетическими особенностями, во-вторых, всегда есть дизруптивная вилка, одни и те же вызовы могут решаться полярно противоположными ответами. Например, на снижение ресурсов можно ответить как контролем за рождаемостью, так и активной экспансией
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:07:15
4. анализируя происхождение любого явления/традиции/предмета всегда надо искать случайности/нелепости. в истории все всегда (почти) случается по случайности.
а вот это уже культурный релятивизм, детерминизм эволюционистов вроде Тайлора это другая крайность, там переоценка закономерного, а тут переоценка случайного. Истина как правило посередине. Есть определённый коридор или иногда два, всегда можно определить возможности пределах этих коридоров
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:07:55
6. язык знает все. всякий язык есть зеркало определенной культурной традиции. то есть, анализируя то, как структурирован в языке мир, можно понять мышление людей определенной культуры. невозможно исследовать культуру, не зная ее языка.
язык важен, но не стоит слишком его значение преувеличивать, есть совершенно разные культуры с одним языком и наоборот, одна многоязычная культура
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:08:21
7. мифология не имеет никакого смысла, она есть не более чем машина для трансляции базовых техник культурной традиции
об этом я уже говорил, повторяться не буду, вот пример, отняли у ацтеков их мифологию и навязали католичество и что получили в результате... высочайший уровень преступности
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:09:45
10. "мелочи" и "частности" всегда более важны, чем общности и универсалии.
это переворачивает все основные научные принципы, хоть и звучит очень остроумно
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 08:53:37
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:17
сходные условия обитания способствуют формированию сходных техник
Это географические детерминизм. Во-первых, разные культуры могут по разному реагировать на сходные условия в связи с особеностями ментальности, различиями в пассионарности и генетическими особенностями, во-вторых, всегда есть дизруптивная вилка, одни и те же вызовы могут решаться полярно противоположными ответами. Например, на снижение ресурсов можно ответить как контролем за рождаемостью, так и активной экспансией
Яркий пример: хадза и датога живут в сходных условиях, на смежных территориях, однако хадза - моногамные охотники, основное оружие охоты - лук и стрелы (копий нет вообще), а датога - полигамные скотоводы и воины (луков и стрел нет, есть копья).
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 06:25:34
уж сколько раз твердили миру, что антропология не ограничивается черепометрией.
и это правда. при этом называть всякую культурологию-социологию антропологией и уж тем более ограничивать ее только этим теи более не стоит.
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 08:53:37
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:17
сходные условия обитания способствуют формированию сходных техник
Это географические детерминизм.
во-первых, это касается лишь базовых практик. во вторых, а вы что-то имеете против? в данном случае как раз таки географический детерменизм, да. два разных народа, оказавшись в сходных условиях вырабатывают сходные техники, например: изобретение поворотных гарпунов айнами и алеутами.
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 09:01:26
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:07:15
4. анализируя происхождение любого явления/традиции/предмета всегда надо искать случайности/нелепости. в истории все всегда (почти) случается по случайности.
а вот это уже культурный релятивизм, детерминизм эволюционистов вроде Тайлора это другая крайность, там переоценка закономерного, а тут переоценка случайного. Истина как правило посередине. Есть определённый коридор или иногда два, всегда можно определить возможности пределах этих коридоров
под случайностью здесь понимается не независимость от географии, а независимость от целей или от воли людей, чтобы пояснить что я понимаю под случайностью приведу пример:
ЦитироватьМедвежий ритуал, на наш взгляд, начался с того, что когда-то в совершенно далекие незапамятные времена, возможно даже еще до эпохи Дзёмон, когда охотники убили на охоте медведицу, а ее медвежат принесли в свое поселение, некотрое время их растили, откармливали, а потом убили, чтобы просто-напросто съесть. Однако, за то время, пока медвежата жили вместе с людьми, люди, вероятно стали относиться к ним не просто как к добыче, а как к существам, которые уже некоторым образом родственны людям. Такие существа уже нельзя было рассматривать просто как добычу. И даже если их все же нужно было убить и съесть, то это уже не должно было быть просто убийство как убийство зверя на охоте, это действо должно было уже подразумевать некоторую заботу о душе/духе, т.е. о рамат этих медведей, некий момент извинения за убийство.
Эта забота о душах была, вероятно, продиктована, прежде всего, стремлением умиротворить высвобожденный дух, который высвободившись может стать опасным, и тем самым обезопасить себя и свою локальную группу. Забота о духе убиваемого медведя также, видимо, была обусловлена и тем, что медведь, проведший некоторое время с людьми, рассматривался последними уже в качестве некоторого своего родственника. Каждый из этих факторов, а также и оба они вместе вызывали необходимость проведения каких-то действий, направленных на успокоение медвежьего духа, умилостивление медведя. Первоначально сакральная составляющая была, как нам представляется, минимальна.
Постепенно практика умилостивления духа медведя развивалась, обряды усложнялись и обрастали новыми подробностями. Появился запрет на употребление подлинного имени медведя. Медведь стал камуем. Медведь стал камуем именно в результате проведения ритуала по успокоению его души.
http://gengo-chan.com/viewtopic.php?id=268
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 09:34:15
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
как я есть антрополог, то, стало быть, это таки принципы антропологии.
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 09:02:23
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:07:55
6. язык знает все. всякий язык есть зеркало определенной культурной традиции. то есть, анализируя то, как структурирован в языке мир, можно понять мышление людей определенной культуры. невозможно исследовать культуру, не зная ее языка.
язык важен, но не стоит слишком его значение преувеличивать, есть совершенно разные культуры с одним языком и наоборот, одна многоязычная культура
если культуры разные, то один язык у них быть не может. в любом случае будут различия, даже если это разные субкультуры в рамках одной культуры, то все это будет проявлено в социолектах.
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 09:04:43
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:08:21
7. мифология не имеет никакого смысла, она есть не более чем машина для трансляции базовых техник культурной традиции
об этом я уже говорил, повторяться не буду, вот пример, отняли у ацтеков их мифологию и навязали католичество и что получили в результате... высочайший уровень преступности
базовые культурные техники в разных культурах очень разные. что общего, например, между традиционными ценностями ацтеков и ценностями католичества?
и потом, разве причина социальной неустроенности ацтеков только в том, что произошел слом их мировоззрения? а не вообще в том, что был сломан весь их быт, вся их цивилизация?
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:10:17
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 09:34:15
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
как я есть антрополог, то, стало быть, это таки принципы антропологии.
Как я есть водитель, то, стало быть, всё, что я здесь говорил, - это правила дорожного движения. :)
Цитата: chief от марта 21, 2012, 11:10:23
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 21, 2012, 08:53:37
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 04:06:17
сходные условия обитания способствуют формированию сходных техник
Это географические детерминизм. Во-первых, разные культуры могут по разному реагировать на сходные условия в связи с особеностями ментальности, различиями в пассионарности и генетическими особенностями, во-вторых, всегда есть дизруптивная вилка, одни и те же вызовы могут решаться полярно противоположными ответами. Например, на снижение ресурсов можно ответить как контролем за рождаемостью, так и активной экспансией
Яркий пример: хадза и датога живут в сходных условиях, на смежных территориях, однако хадза - моногамные охотники, основное оружие охоты - лук и стрелы (копий нет вообще), а датога - полигамные скотоводы и воины (луков и стрел нет, есть копья).
таких примеров, на самом деле, полно, когда рядом живут скотоводы и охотники, например: уэленские чукчи и оленные чукчи, или, например, уйльта и нивхи, но все встает на свои места, если включить контексты.
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 16:23:25
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:10:17
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 09:34:15
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
как я есть антрополог, то, стало быть, это таки принципы антропологии.
Как я есть водитель, то, стало быть, всё, что я здесь говорил, - это правила дорожного движения. :)
если бы мы находились на специальном форуме водителей, в специальном трэде про ПДД - то тогда да, но пока что мы все-таки на антропологическом форуме. так что ваш троллинг в небо как в копеечку.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:31:12
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 16:23:25
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:10:17
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 09:34:15
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
как я есть антрополог, то, стало быть, это таки принципы антропологии.
Как я есть водитель, то, стало быть, всё, что я здесь говорил, - это правила дорожного движения. :)
если бы мы находились на специальном форуме водителей, в специальном трэде про ПДД - то тогда да, но пока что мы все-таки на антропологическом форуме. так что ваш троллинг в небо как в копеечку.
А, ну так следуя Вашей логике, поскольку я пишу на палеонтологическом форуме, то я тоже палеонтолог?
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 16:40:01
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:31:12
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 16:23:25
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 16:10:17
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 09:34:15
Это принципы Ваших мыслей, Трэси.
Но никак не принципы антропологии.
как я есть антрополог, то, стало быть, это таки принципы антропологии.
Как я есть водитель, то, стало быть, всё, что я здесь говорил, - это правила дорожного движения. :)
если бы мы находились на специальном форуме водителей, в специальном трэде про ПДД - то тогда да, но пока что мы все-таки на антропологическом форуме. так что ваш троллинг в небо как в копеечку.
А, ну так следуя Вашей логике, поскольку я пишу на палеонтологическом форуме, то я тоже палеонтолог?
это ваша логика. по моей логике, чтобы быть антропологом надо не только писать на тематических форумах, но и делать что-то еще, имеющее отношение к сабжу, например, исследовать что-то.
То, что вы поверхностно знаете японский язык, и изучили медвежий праздник у эвенков, не даёт вам право говорить что вы знаете всё.
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 17:05:14
То, что вы поверхностно знаете японский язык, и изучили медвежий праздник у эвенков, не даёт вам право говорить что вы знаете всё.
зачем же хамить?
я очень даже неплохо знаю японский, а кроме японского еще некоторые языки. а как известно, человек столько раз видит мир - сколько он языков знает.
далее, если вы заметили, то я изучаю в основном не эвенков, а айнов, и не только медвежий праздник, но и вообще все остальные стороны жизни также.
затем, сфера моих интересов не ограничивается только айнами.
Не нравится? А ведь я разговариваю с Вами Вашим же языком. Подумайте об этом.
Взять хотя бы Ваше отношение к труду Берёзкина.......
Коллеги, не надо ругаться, переходить на личности, провоцировать друг друга. Это относится и к Вам, Perolan.
Напоминаю всем на всякий случай: основная тематика этого форума - АНТРОПОГЕНЕЗ.
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 17:23:48
Не нравится? А ведь я разговариваю с Вами Вашим же языком. Подумайте об этом.
Взять хотя бы Ваше отношение к труду Берёзкина.......
я как антрополог имею право критиковать Березкина, вы - нет. то есть, вы можете высказывать все что угодно, но ваше мнение по сабжу будет значить чуть менее, чем ничего.
и потом, моя критика Березкина предметна, основана на моем непосредственном знакомстве с данной концепцией
а ваши заявления о моей компетенции не основаны на фактах вообще.
я требую извинений.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:26:28
я как антрополог имею право критиковать Березкина, вы - нет.
Каждый имеет право критиковать любого, только уважительно и обоснованно.
Цитата: chief от марта 21, 2012, 17:27:28
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:26:28
я как антрополог имею право критиковать Березкина, вы - нет.
Каждый имеет право критиковать любого, только уважительно и обоснованно.
нет. если человек не имеет касательства к антропологии, то его мнение о той или иной концепции будет значить, чуть менее, чем ничего.
и, да, критиковать можно как угодно.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:30:01
и, да, критиковать можно как угодно.
Здесь это решаю я.
Еще Вы продолжите пререкаться - я выпилю всю эту тему.
МОДЕРАТОР.
а почему вы как модератор попустительствуете троллевысказываниям Perolan'a?
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:26:28
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 17:23:48
Не нравится? А ведь я разговариваю с Вами Вашим же языком. Подумайте об этом.
Взять хотя бы Ваше отношение к труду Берёзкина.......
я как антрополог имею право критиковать Березкина, вы - нет. то есть, вы можете высказывать все что угодно, но ваше мнение по сабжу будет значить чуть менее, чем ничего.
Ну чтож, ищите ровню себе.
Всё, я умолкаю.
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 17:42:25
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:26:28
Цитата: Perolan от марта 21, 2012, 17:23:48
Не нравится? А ведь я разговариваю с Вами Вашим же языком. Подумайте об этом.
Взять хотя бы Ваше отношение к труду Берёзкина.......
я как антрополог имею право критиковать Березкина, вы - нет. то есть, вы можете высказывать все что угодно, но ваше мнение по сабжу будет значить чуть менее, чем ничего.
Ну чтож, ищите ровню себе.
Всё, я умолкаю.
давно пора.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:40:29
а почему вы как модератор попустительствуете троллевысказываниям Perolan'a?
Читайте внимательно. Выше я предупредил обоих.
Обоим строгое предупреждение.
Цитата: chief от марта 21, 2012, 17:31:56
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:30:01
и, да, критиковать можно как угодно.
Здесь это решаю я.
Еще Вы продолжите пререкаться - я выпилю всю эту тему.
МОДЕРАТОР.
вы можете решать здесь как модератор, но интернет большой. а жизнь еще больше. все вы не замодерируете.
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:46:16
Цитата: chief от марта 21, 2012, 17:31:56
Цитата: Tresi от марта 21, 2012, 17:30:01
и, да, критиковать можно как угодно.
Здесь это решаю я.
Еще Вы продолжите пререкаться - я выпилю всю эту тему.
МОДЕРАТОР.
вы можете решать здесь как модератор, но интернет большой. а жизнь еще больше. все вы не замодерируете.
Отлично. Интернет большой. Тему закрываю, Ваши сообщения будут удаляться в течение недели.