Давно интересовал вопрос о "разделении полномочий" левого и правого полушарий мозга у человека. Достоверно установлено, что за логику и за речь в основном отвечает левое полушарие, а за некие способности музыкального или художественного характера - правое. Наверное поэтому мы в своей массе люди "праворукие", так как за правую половину тела ответственность несет именно левое полушарие нашего мозга. А как у животных? Слышал вроде, что шимпанзе также в основном правши. Так, они вроде и не говорят вовсе, да и бананы вряд ли интегрируют в уме... .
Я слышал, что выделение доминирующего манипулятора было эволюционно оправданным (одна рука качественная, вторая кривая, дешево и сердито), известно также что правое плечо у людей уже левого, но мощней, это, видимо, тоже как-то связано. Мне неизвестно как обстоят дела у левшей, если есть такие, сообщите какое у вас плечо шире. :)
Вроде как слышал про случаи с перемешанными полушариями ???.
Связи между доминирующей клешней и дифференциацией функций полушарий не вижу. Поясните ;).
А левши- это наследственное?
Полушария обмениваются информацией через мозолистое тело, а значит они как бы и перемешаны. Вот только функции распределены. Большинство людей праворукие, а в Северном полушарии (на Земле, а не в моске ;)) - и того больше. Но даже среди левшей у большинства именно левое играет доминирующую роль в логических операциях. Что же касается управления телом, то левое полушарие оперирует с правой половиной тела, а правое - с левой. Скажем, если мозолистое тело разрезать и закрыть один глаз, то зрительная информация будет восприниматься только одной частью, а другая "личность" окажется в неведении ::).
По перемешенностью Вы имеете ввиду, что они работают совместно?
Я то имел ввиду, что краем уха слышал, про обратный способ размещения функций, т.е. левое-творческое, правое-логическое.
Как любопытно, вся цивилизация в северном полушарии зародилась, развилась и правшей больше. ;) Это с чем нибудь связано?
А почему бы и у левшей левому полушарию не играть доминирующую роль в логических операциях, что его собственно должно сдерживать?
Я так думаю мозолистое тело, более развито у интеллектуально развитых индивидов и менее у недоразвитых, типа интеграции информации и все такое, есть на сей счет сведения.
Но Вы так на вопрос и не ответили, какая предполагаемая связь между доминирующим манипулятором и правизной-левизной или тема посвящена левому полушарию вцелом? :) За пространство ответсвенно правое, ему и ручкой координировать по идее, ан нет, так что связи не вижу.
А вот погадать про загадки мышления было бы интересно, где то встречал про разницу в скорости обработки информации в 1.000.000 раз в пользу правого и предположил что оно предварительную обработку делает, а левое завершает.
Что левое полушарие "отвечает" за логику и язык - давно установленный факт. Бывает наоборот, но для левшей в основном. И то далеко не во всех случаях.
Про развитие или недоразвитие мозолистого тела ничего не слышал. Считается, что через него идет обмен информации. Крысам его спокойно разрезали без особого ущерба для их интеллекта. Правда экспериментировали, закрывая тот или иной глаз и обучали два "интеллекта" противоположным условным инстинктам - один на зеленый цвет крыса получала удар током и на красный - пищу, а другой - с точностью до наоборот.
А вот про манипуляторскую деятельность правой и левой конечности сам бы хотел узнать подробнее. Если ли такое у других животных?
На счет же шести порядков превосходства в скорости обработки информации правого над левым полушарием впервые слышу. И про наоборот также нет информации. Это вроде как одно атрофировано, а другое "супер"... . Хотя бы ссылку на какую либо замшелую статейку в желтой прессе... ::).
Вчера прослушал лекцию академика РАН Вячеслава Иванова по телеканалу Культура - он как раз утверждал, что лингвистические способности у человека сосредоточены именно в левом полушарии, а вот природный талант к рисованию или музыке - в правом. Хотя это и не относится к тем, кто получил систематическое образование - там логика музыкального построения как бы перемещается в левое. То же самое по приобретенным языкам.
Как ни странно информация была из Книги Манина "Математика как метафора" :D, но у них (математиков) вроде как брехать не принято, когда по этому поводу задавал вопрос нейрологом, вроде возражений по цифрям не было, может они сами не знают :)
Вот что нашел в интернете: http://www.px-pict.com/4/6.html последовательная - левое, параллельная -правое - обработка информации.
Видимо, это имелось ввиду, а как это они измеряли не в курсе. Но это, конечно, не значит что одно чем то лучше другого, просто одно информацию обрабатывает систематически, другое дергает отовсюду понемножку :).
Хм, а полностью удалить мозолистое тело не пробовали?
А приобретенные языки, что вправо перемещаются?
Все правильно, левое отвечает за логическое мышление, а правое - за образное. Тот же Иванов рассказывал, что хирург, когда оперирует на моске, может разговаривать с пациентом, так как операция не причиняет тому никакой боли и анестезия не требуется. Так, один канадский нейрофизиолог, выяснил даже границы области, отвечающей за речь человека в левом полушарии. Или рассказал про случай, когда один туркмен работал в Питере за заводе и в рабочее время использовал только русский язык. Но, придя домой, с родичами говорил исключительно на туркменском языке, который знал с детства. Так выяснилось, что левое полушарие "любило" русский и совершенно не переваривало туркменский. А вот правое, с удовольствием воспринимало язык детства и не любило русскую речь. Причем, по-туркменски человек общался в столь сочном "интуитивном" стиле, что вряд ли его можно было освоить логическим путем. То есть, приобретенные языки по-любому переходят в логическую часть - левую. Как, впрочем, и родные по мере осознания языка и постижения его логических связей.
Насчет удаления мозолистого тела - не знаю насколько это безопасно для организма.
В параллельной теме я уже приводил цитату из книги Губермана, но вполне по теме привести ее и здесь, несмотря на ее объем. Кстати, интересная книжка, хотя написана и очень давно.
ЦитироватьАнатомы указали еще один возможный связующий мост – загадочное мозолистое тело, о котором до сих пор ничего не удавалось узнать – его перерезка никак не сказывалась на поведении подопытных зверьков. Мозолистое тело – это соединяющий два полушария мозга гигантский кабель, целый кабельный канал, состоящий из десятков миллионов отдельных нервных проводков.
Мозолистое тело было рассечено, кабельная связь прервана. И у кошки раздвоилась память! Теперь левый глаз, различавший с помощью своего полушария дверцу с едой от дверцы с наказанием, ничего не передавал в правое полушарие. И, развязав правый глаз (закрыв уже левый), кошку можно было научить противоположному делению дверок – теперь она «запоминала», что еда за той дверцей, где для левого глаза были лишь неприятности. От кошек перешли к обезьянам. Точно такие же перерезки – и маленькая макака в зависимости от того, какой глаз закрыт, обучается совершенно разным навыкам. Но в одном полушарии была еще отделена от него и соответствующая лобная доля – место, где, по предположениям исследователей, окончательно конструируются модели действий и программы поступков. Если обезьянка видела теперь змею глазом, связанным с целым полушарием, то эта половинка мозга реагировала, как целый – обезьяна немедленно спасалась бегством. Но вторая половина, второй мозг, обладала расстроенной, нарушенной психикой – и, увидев змею другим глазом, обезьяна оставалась совершенно спокойной. Две личности жили теперь в обезьяньем черепе – со своими наклонностями, со своими особенностями поведения и характера. Да, да, именно характера! «Вторая» обезьяна, видевшая мир лишь глазом, связанным с поврежденным полушарием, была гораздо веселей, общительней и покладистей, чем ее «первая» копия.
Ученые ставят сейчас перед собой цель воспитать в одной обезьяне две совершенно различные «личности» – с разными повадками, навыками и знаниями. Уроки этих экспериментов, очевидно, позволят еще на шаг приблизиться к разгадке и возможному объяснению тех странных изменений человеческой психики, которые уже десятки лет психиатры описывали, даже не пытаясь истолковать. Наше «я» – это память и характер. Есть наблюдения над больными, у которых это «я» раздваивалось.
В конце прошлого века один психиатр описал странную болезнь своей пациентки, некоей девицы Альмы. Когда ей исполнилось восемнадцать, вместо благовоспитанной, вдумчивой, много знающей и болезненной девушки появилась совершенно новая личность – бойкий и жизнерадостный, ничем не болеющий подросток с ограниченным запасом слов, скудной памятью, но ясным и любознательным умом. Превращение длилось несколько часов, впоследствии тянулось днями. Потом возвращалась прежняя личность – образованная и спокойная, часто болеющая девушка. Первая личность ничего не знала о второй, ибо приход второй обрывал существование первой. Вторая же знала о первой как о самостоятельном существе и очень интересовалась ее жизнью. Потом и первая (сама Альма) узнала о существовании второй по рассказам окружающих и переменам в обстановке своей комнаты. Они стали друзьями, и вторая часто оставляла первой записки, где давала различные советы (вполне разумные), желала не болеть (сама вторая абсолютно не болела, все телесные недомогания этого диковинного существа Альмы прекращались в тот момент, когда она превращалась в свой второй вариант) и сообщала, куда она переложила вещи и книги.
Первая знала литературу, латынь, математику, философию – она получила регулярное образование. Она читала наизусть несколько поэм, помнила поэтические места из Библии. Вторая ничего этого не знала, но страстно любила театр и музыку (первая была к ним более равнодушна) и с интересом читала книги, которые первая давно прочла.
Согласитесь, что эта вполне фантастическая история заслуживала бы мало доверия, не накопи психиатрия уже несколько сотен подобных наблюдений над распадением личности на две (и даже три!) отделенные друг от друга части.
Еще один случай – человека, ставшего новорожденным в возрасте... двадцати пяти лет. Это история болезни человека вполне нормального, получившего университетское образование. Он выпал из кареты, сильно ударился головой и был поднят без сознания. Но вскоре пришел в себя.
Он утратил абсолютно (я подчеркиваю это слово) все прежние знания, ничего не помнил о себе и близких, был полностью лишен речи и понимания языка. Впоследствии он рассказывал, что слышал разговоры окружающих, слух остался у него прежним, но все слышимое было для него бессмысленными звуками. Он был рослым младенцем в буквальном смысле этого слова – его заново учили ходить, есть, владеть руками. Его отучали от поступков, свойственных годовалым: не пытаться схватить руками свое изображение в зеркале, не тянуться к верхушкам деревьев (умение оценить расстояние – тоже навык), не есть куски мыла, которым его учили мыть руки. Скорость, с которой он проходил школу повзросления. (через несколько недель он уже мог общаться, а вскоре – читать и писать), подсказывала лечащим врачам, что прежняя память утеряна не полностью, что где-то сохранился архив его прежней личности, только доступ к нему прерван. И однажды его спросили, что ему снится. Часть снов была неоформленным хаосом, в котором мелькали его теперешние переживания. Но остальное! Ему снились события прошлой жизни. Отец (которого он не узнавал и относился как к одному из врачей) подтвердил поразительный факт: память прокручивала свои прежние записи в сновидениях этого большого, стремительно взрослеющего малыша. Впоследствии память вернулась полностью.
Рассказанные истории – лишь иллюстрации к тому, как печально мало знаем мы еще о памяти. Расщепление личности – это прежде всего загадочное частичное разделение памяти. Но ведь память организует поведение, ибо архивы ее не только хранят знания и навыки, но и активно участвуют в выработке жизненных установок, моделей действия и поступков. Так не может ли одна часть памяти организовывать поведение ненормальное, а вторая – разумное? Бывает и такое.
Больная мечется в бреду, рвет на себе волосы, кромсает наволочки и простыни. Все это – левой рукой. Правая рука не дает левой буйствовать, хватает ее и удерживает. Больная глядит на свою правую руку с изумлением, она утверждает, что это не ее рука, что ее правая рука нормально висит вдоль тела и чуть заведена за спину. Часть плеча у самой шеи она называет плечом и рукой. Свою действительно правую руку больная ненавидит, она кусает ее, бьет и колет. Рука не чувствует боли. Больная называет ее «старым пнем». Правая рука живет совершенно отдельной, независимой жизнью. Ночью, когда больная спит, если с нее сползает одеяло, правая рука заботливо подтягивает его. Это не инстинктивное движение спящего человека, нет – если правая рука не дотягивается до одеяла, она стучит по кровати, чтобы разбудить мать больной, которая спит тут же. Правая рука производит страшное ощущение самостоятельного разумного существования. Она пишет ответы на вопросы (сама больная отвечает иначе), именует себя в ответах Анной (больную зовут по-другому), беседует знаками, пишет письма и рисует, когда больная увлеченно говорит с врачом.
безопасно, небезопасно, а посмотреть на последствия интересно (енто ж интегратор информации выходит), потом не обязательно на людях ::)
неужто никто в середине века, когда резали что ни поподя и гребли нобелевки не догадался м.т. вырезать :)
Случай с туркменом как будто подтверждает идею насчет иерархии в обработке инфорации, т.е. от расплывчатых интуитивных ощущений к формализованным процедурам.
Анохин говорил о множественности личностей вплоть до 20 и более на человека.
Насколько это может быть связано именно с мозолистым телом?
Случай с 25летним товарищем представляется проще, черепно-мозговая травма привела к гибели многих нейронов (выпады в памяти), интеграция нейробластов в сохранившиеся структуры постепенно привела к воостановлению навыков по мере накопления опыта, аналогично Ленин перенсши инсульт жаловался Троцкому, что приходилось учиться заново говорить и читать.
раз уж зашла речь о левом полушарии:
Как известно, членораздельная речь формируется главным образом в особой зоне мозга, называемой зоной Брока. Немецкие ученые провели детальное анатомирование этой зоны и обнаружили существенную цитологическую и функциональную неоднородность в пределах этой зоны. В ходе исследования удалось обнаружить левополушарную асимметрию в распределении мускаринового рецептора, связанного у человека с уровнем интеллекта. Это исследование открывает широчайшие перспективы для более детального анализа происхождения и эволюции лингвистических способностей человека разумного. http://elementy.ru/news?newsid=431419
Оно самое!
Что, что?! :)
Своевременная статья, однако. Как раз по теме.
Особенностями латерализации у человека занимается наука нейропсихология (которая к тому же изучает "привязку" психических функций, высших и низших, к различным отделам головного мозга). Хотите более подробно все узнать - читайте учебники по нейропсихологии. Холмскую, например. http://www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
Активно развиваться эта наука начала после Великой Отечественной, в СССР, когда у хирургов была богатая выборка по различным выпадениям психических функций в результате военных травм. Ищите - и обрящите.
Что касается латерализации и привязки функций к различным отделам головного мозга, то советую поснить, что у левшей она немного другая (в частности, моторика - всем известная левая рука, особенности запоминания и воспроизведения информации и т.п.)
Про мозолистое тело. Рассечение мозолистого тела - это давно известная операция у человека. Например, немного есть здесь http://www.mediasphera.ru/journals/korsakov/detail/108/1189/ . Авторы этой статьи не указывают, что в 50-х-60-х гг эта оперция была довольно популярна в США, ей пытались лечить эпилепсию (скрее всего генерализованные формы - для того, чтобы аномальное возбуждение нейронов не переходило на другое полушарие головного мозга), а также, как ни странно, некоторые формы шизофрении.
Цитата: Elena_kashiirina от октября 02, 2010, 22:18:04
Особенностями латерализации у человека занимается наука нейропсихология (которая к тому же изучает "привязку" психических функций, высших и низших, к различным отделам головного мозга). Хотите более подробно все узнать - читайте учебники по нейропсихологии. Холмскую, например. http://www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
А книга имеется где-либо в лучшем качестве? Плохо отформатированный документ word - не самый лучший вариант.
Цитата: Elena_kashiirina от октября 02, 2010, 22:18:04
Про мозолистое тело. Рассечение мозолистого тела - это давно известная операция у человека. Например, немного есть здесь http://www.mediasphera.ru/journals/korsakov/detail/108/1189/ . Авторы этой статьи не указывают, что в 50-х-60-х гг эта оперция была довольно популярна в США, ей пытались лечить эпилепсию (скрее всего генерализованные формы - для того, чтобы аномальное возбуждение нейронов не переходило на другое полушарие головного мозга), а также, как ни странно, некоторые формы шизофрении.
А вырезать, вырезать его к чертям целиком, неужто так и не догадались, а то какая-то вечная западная мелочность, нету масштаба замыслов.
Цитата: Bertran от октября 03, 2010, 02:10:00
Цитата: Elena_kashiirina от октября 02, 2010, 22:18:04
Особенностями латерализации у человека занимается наука нейропсихология (которая к тому же изучает "привязку" психических функций, высших и низших, к различным отделам головного мозга). Хотите более подробно все узнать - читайте учебники по нейропсихологии. Холмскую, например. http://www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
А книга имеется где-либо в лучшем качестве? Плохо отформатированный документ word - не самый лучший вариант.
У меня к сожалению нет этой книги в более хорошем варианте. Если читать сложно, то на этом сайте можно посмотреть другие книги по нейропсихологии (в названии должно быть слово "нейропсихология") http://www.koob.ru/. Рекомендую Корсакова и Московичюте.
Цитата: Cirill от октября 03, 2010, 06:58:32
Цитата: Elena_kashiirina от октября 02, 2010, 22:18:04
Про мозолистое тело. Рассечение мозолистого тела - это давно известная операция у человека. Например, немного есть здесь http://www.mediasphera.ru/journals/korsakov/detail/108/1189/ . Авторы этой статьи не указывают, что в 50-х-60-х гг эта оперция была довольно популярна в США, ей пытались лечить эпилепсию (скрее всего генерализованные формы - для того, чтобы аномальное возбуждение нейронов не переходило на другое полушарие головного мозга), а также, как ни странно, некоторые формы шизофрении.
А вырезать, вырезать его к чертям целиком, неужто так и не догадались, а то какая-то вечная западная мелочность, нету масштаба замыслов.
А в суд, а в суд родственники подадут... или надзорные органы что-то скажут за нарушение законов...
А мышам, а мышам ведь можно :)
Вот что нашел про м.т. в википедии
В 1997, Бишоп и Вальстен проанализировали 49 исследований и нашли, что, вопреки утверждению «Science», мужчины обладают большим мозолистым телом, чем женщины — даже по отношению к размеру мозга (который также больше у мужчин). [2] Бишоп и Вальстен писали, что «широко распространённое мнение, будто женщины имеют более широкий валик, чем мужчины, и потому думают иначе, необосновано». Исследование 2003 года, однако, обнаружило существенные морфологические различия между мужским и женским мозолистым телом.[3][4] Приводят ли эти морфологические различия к различиям в поведении и способностях между полами, остаётся невыясненным.
Мозолистое тело гораздо больше у музыкантов, чем у немузыкантов[5].
http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозолистое_тело
Касаемо функциональной межполушарной ассиметрии у животных в статье "О структурной обусловленности функциональной межполушарной ассиметрии мозга" сказано:
ФМА у животных была выявлена не только в ассоциативных, но и в проекционных полях коры. Показано, что преобладание одного из полушарий различается в полях разных сенсорных модальностей, степень выраженности асимметрии меняется при разных условиях стимуляции, зависит от типа решаемой животным задачи (В.Л. Бианки, 1985). Это свидетельствует о том, что у животных преимущество левого полушария в процессе реализации одних элементарных функций может сочетаться с преимуществом правого полушария в выполнении других. Однако, на уровне реакций отдельных клеток межполушарные различия не очевидны (D.H. Hubel, T.N. Wiesel, 1962; G.A. Orban, 1984).
http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Alekseenko.htm
А вот статейка по моторной ассиметрии у животных:
http://www.cerebral-asymmetry.narod.ru/Ioffe.htm
По некоторой информации, латерализация у леворуких и амбидекстров выражена cлaбee, чем у праворуких (W. Penfield, L. Roberts, 1959). А про амбидекстров, мне в одной новостной полосе попалась интересная заметка о том, что в отдельных случаях у них даже наблюдается депривация, при попытке их загрузки информацией, для восприятия которой требуется логически-математическое мышление (которое так характерно левому полушарию): http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12278/
PS: По ФМА кстати, очень хороший сайт есть: http://cerebral-asymmetry.narod.ru/
Цитата: langust от октября 01, 2010, 08:01:23
Тот же Иванов рассказывал, что хирург, когда оперирует на моске, может разговаривать с пациентом, так как операция не причиняет тому никакой боли и анестезия не требуется. Так, один канадский нейрофизиолог, выяснил даже границы области, отвечающей за речь человека в левом полушарии. Или рассказал про случай, когда один туркмен работал в Питере за заводе и в рабочее время использовал только русский язык. Но, придя домой, с родичами говорил исключительно на туркменском языке, который знал с детства. Так выяснилось, что левое полушарие "любило" русский и совершенно не переваривало туркменский. А вот правое, с удовольствием воспринимало язык детства и не любило русскую речь. Причем, по-туркменски человек общался в столь сочном "интуитивном" стиле, что вряд ли его можно было освоить логическим путем. То есть, приобретенные языки по-любому переходят в логическую часть - левую. Как, впрочем, и родные по мере осознания языка и постижения его логических связей.
Посмотрел этот выпуск, Иванов врет как сивый мерин: "улучшение экономичесокой ситуации на Сингапуре привело к тому, что в одном нейроне локализовались китайские и английские слова" ЧТО ЭТО ТАКОЕ?! Возмутительная лепнина и больше подозрения, что все остальное это тоже бред, гнать таких академиков к чертям.
Лангуст, не верьте ни единому слову этого срарого брехуна, откуда у него эти данные и какая часть доказана, а какая это его маразменные измышления?
интересная статья :)
о вкладе высокого уровня тестотерона в эмбриональный период в развитие интеллекта
http://www.hr-portal.ru/print/31469
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ И БЛИЗНЕЦЫ
Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.
Последние достижения в нейронауках свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека .
В данном обзоре нами предпринята попытка на основании интеграции литературных и собственных данных, выдвинуть гипотезу, согласно которой монозиготные (МЗ) близнецы мальчики, вследствие специфики своего пренатального развития (высокая концентрация тестостерона), рождаются с биологической базой высокого интеллекта (показателем чего предположительно является доминантное вовлечение в текущую деятельность правой фронтальной области). Однако феноменологически одаренность МЗ близнецов не наблюдается в силу неблагоприятных социальнопсихологических условий их раннего постнатального развития, которые, как мы предполагаем, гиперкомпенсируют полученную во время эмбрионального развития потенциальную основу высокого интеллекта.
???Следовательно, близнецов после рождения надо срочно разлучать и воспитывать как неблизнецов в разных семьях - получим двух гениев? ;D
::)индийское кино прям... O0 O0 8)