Уважаемые коллеги. Предлагаю рассмотреть деятельность человечества с позиции холизма.
Принцип холизма или целостное рассмотрение явления.
ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД , введенный в экологию Е. Берджом 1915 целостный подход к изучению сообщества живых организмов как неразрывного целого.
Поэтому свойства и поведение части можно понять лишь с точки зрения свойств поведения целого и той роли, которую часть играет в целом. Например, функции сердца или мозга нельзя понять в отрыве от единства - человека.
Имея в виду взаимосвязь свойств целого и его частей. В.И. Вернадский писал: «В каждом явлении отражается биосфера как целое».
Мне это очень напоминает диалектику. По-моему, диалектика всё это содержит. Разве что если ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД абсолютизирует единство, игнорируя различия: тогда диалектики не будет.
Наверное, это актуально для политики, но вряд ли для антропогенеза или историогенеза...
Не думаю.
Холизм предполагает, что биосфера является целым.
Если биосфера, действительно, является целым, тогда мы должны рассматривать деятельность
частей целого, не только с позиции организма и вида, но и с позиции биосферы.
Чем это отличается от диалектики?
Цитата: mydoctor от апреля 03, 2025, 21:43:41Если биосфера, действительно, является целым,
Целое (лучше цельное) единится не только, как предмет с внутренними "вертикальными" связями, но и как историческое явление. Заковыка окажется в нарушениях принципа детерминизма при разборках с влиянием общего на частное.
В сермяжности это вопрос, насколько человек - творение природы (среды), и как в среде отзываются спонтанно-целевые действия человека?
Цитата: mydoctor от апреля 03, 2025, 21:43:41Холизм предполагает, что биосфера является целым.
Этот "холизм", как я понял понятие философское. Вы хотите применить его к явлению биосферы...
Что Вы думаете в этой связи о не совсем новой гипотезе Горшковых о биотической регуляции окружающей среды? Или это вещи не связанные?