Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - badgy

Страницы: [1] 2
1
Назвать моральное поведение рефлекторным или инстинктивным, значит, лишить личность возможности осмысления своего поведения, дабы отказать в праве не следовать той морали, которая не соответствует личной нравственной установке.

Взаимодействие социума и индивидуума происходит на чувственном (иррациональном) уровне. Чувство стыда, вины, страха наказания, осуждения, одобрения и т.п. регулирует поведение индивидуума в социуме.
Свободных чувств в природе не существует. Любое чувство встроено в рефлекс/инстинкт. Даже более того - возможно, что именно выработка определенной программы поведения (рефлекса/инстинкта) приводит к эволюционному выделению определенного чувства.
Противопоставление сознательной деятельности инстинктивной происходит из-за ошибочного представления о сознательной деятельности, как более высшей, чем инстинктивная. Но это не так. Инстинкт может быть достаточно жестко детерминированной цепочкой действий, а может быть гибкой программой, предусматривающей варианты таких цепочек. И именно эволюция этой гибкости, т.е. альтернативности достижения цели, привела к развитию механизма выявления причинно-следственных связей окружающего мира - интеллекта. Другими словами инстинкт ставит цель поведения, а интеллект обеспечивает эффективность ее достижения. Интеллект работает внутри инстинкта.
Все это справедливо и для социальных инстинктов. Осмысление и принятие/непринятие моральных и нравственных норм является способом оптимизации достижения социальных (инстинктивных) целей.

2
1. Я не зря Вам приводил ссылку. Вот догугольно оттуда:
"При изучении живых организмов биологи сталкиваются с различными уровнями сложности (например, химическими, физиологическими, психологическими, социальными). Поэтому они исследуют каузальные и функциональные отношения внутри и между этими уровнями. Например, биохимик может исследовать влияние социальных и экологических условий на высвобождение определенных нейротрансмиттеров и гормонов, а также влияние таких выбросов на поведение, например, стресс во время родов оказывает токолитическое (подавляющее сокращение) действие.
Однако осознание нейротрансмиттеров и структуры нейронов само по себе недостаточно для понимания более высоких уровней нейроанатомической структуры или поведения: «Все больше, чем сумма его частей». Все уровни должны считаться одинаково важными..."
И далее приводятся уровни, на которых должны исследоваться поведенческие структуры - молекула, клетка, орган, организм, семья, группа, социум. А также углы зрения, с которых эти поведенческие структуры на каждом уровне должны рассматриваться - механизм, онтогенез, функция, филогенез.
Исследуя такую поведенческую структуру, как мораль, лишь на биологических уровнях - т.е. до организма включительно, Вы сильно сужаете предмет исследования, что не может не сказаться на качестве Ваших выводов.
2. Инстинкт не является рефлексом и не сводится ни к сумме, ни к цепочке рефлексов. Инстинкт - это более сложная поведенческая структура, которая может включать в себя и рефлексы, и навыки, и сознательную (эвристическую) деятельность. Здесь Рубинштейн об этом пишет http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=361

3
https://en.wikipedia.org/wiki/Tinbergen%27s_four_questions   Здесь изложены требования к системности эволюционных воззрений. Утверждение, сводящее социальные процессы к физиологии простительно для 19-го века, но в 21-м является примитивизацией. Можно попробовать почитать Лоренца, Тинбергена или де Вааля с его "Истоками морали" для изучения вопроса.
Ну и чтобы немного разбавить занудство - мораль не является рефлексом. Скорее ее можно рассматривать как социальный инстинкт, находящийся в стадии формирования.

4
Эмоция, это определённое состояние организма (животного, человека), так сказать. А чувство, это эмоциональное отношение к чему-то конкретному...

Типа, страшно (страх) - это эмоция. Вы испытываете эмоцию страха, так сказать.
А страшный человек - чувство. Вы испытываете чувство страха к человеку.
Как-то так.

И эмоции, и чувства испытывают и проявляют (в разной степени) и индивидуальные, и социальные люди (по Вашей терминологии). Полагаю, не корректная градация типов людей по параметрам "воздействует/маркирует". Все мы воздействуем, все маркируем, все пытаемся скрывать, все интерпретируем проявления чужих эмоций и чувств...

Я ни в коей мере не претендую на выражение истины в последней инстанции. (Хотя если бы меня попросили объяснить значение "эмоциональный человек", то я бы не задумываясь определил его, как человека, сильно выражающего свои чувства. Соответственно "сдержанный человек" - человек, который сдерживает наружное проявление своих чувств.)  Я попробовал употреблять категорию "эмоция" в значении внешнего проявления чувств - это оказалось удобно и логично. В том числе и для объяснения многих социальных процессов. Механизм толпы, к примеру, является чисто эмоциональным.

5
Интеллектом, на мой взгляд, правильнее называть свойство сознания одновременно оперировать несколькими причинно-следственными связями. Чем больше связей одновременно поддерживается особью - тем выше у нее интеллект. Видимо в ходе эволюции способность к прогнозированию была "признана" полезной. Что касается категории "эмоция", то к сожалению, в современных human sciences оно очень часто употребляется в значении категории "чувство". Когда мне пришлось разбираться с данными категориями, то оказалось намного удобнее и содержательней рассматривать термин "эмоция" буквально, от e motion - движение наружу, т.е. наружное проявление чувства. Если чувства служат для отражения живым существом окружающей (для высокоразвитых - и/или воображаемой) реальности, то эмоции служат для передачи чувственной информации в социум. Чувства индивидуальны, эмоции всегда социальны.
В таком случае понятие "эмоциональный интеллект" скорее всего означает умение хорошо распознавать эмоции окружающих и управлять их чувствами для достижения своих целей. Данное умение входит в "лидерские качества". К полному отсутствию эмоционального интеллекта, думаю, стоит отнести широко известное психическое расстройство - аутизм.

6
Инстинкт - это в грубом обобщении цепочка: сигнал(раздражитель) - чувство - действие. Рефлекс - инстинкт, из которого для скорости эволюция исключила чувство, т.е. цепочка сократилась до сигнал - действие. Эмоция (от e motion - движение наружу) - наружное проявление чувств. Служит для передачи чувств в социуме. Скорее всего у приматов заменила передачу чувственной информации запахами.

7
Лично я склонен рассматривать науку, как одну из форм языка. А язык, как структуру сознания. А сознание, как отражение действительности (ну или объективной реальности для тех, кто застал марксизм-ленинизм).

8
Все 4 паттерна - разные способы разрешения проблем.
Паттерны выделены по наборам чувств, их обслуживающих, а не по способам решения проблем. Т.е. эти паттерны по своей сути - комплексы инстинктов, обусловленных формой социального взаимодействия.
1. Толпа - первичный примитивный социум, основанный на "чувстве локтя", т.е. способности соседних особей эмоционально резонировать на проявление какого-либо чувства. Стая рыб, стая птиц (не во время перелета). У людей - толпа паникующая, мародерствующая, линчующая, патриотствующая, толпа болельщиков и т.п.
2. Соперничество (конкуренция). Ну здесь понятно - борьба за ресурсы. Чувства - собственности, зависти, ненависти, страха. Характерное действие - агрессия.
3. Иерархия. Результат соперничества и попытка снизить агрессию. Право на доступ к ресурсам определяется не каждый раз заново, а с какой-то периодичностью. Чувства - подчинения, власти, ответственности, статуса.
4. Сотрудничество. Взаимодействие равных. Самая эффективная форма. Чувства - доверия, эмпатии, общей цели.
Проявление какого-либо паттерна не исключает параллельного проявления других. Паттерны могут соединяться и вкладываться один в другой. Так, например, иерархия в семейных отношениях может соседствовать с сотрудничеством супругов в воспитании детей. А конкуренция внутри производственного коллектива может быть вложена в сотрудничество его членов для достижения какой-то общей цели.
Интересный взгляд. Можете дать ссылки на работы, где такая теория излагается подробнее?
Нет еще такой работы.

9
Взаимодействия в социуме делятся на 4 инстинктивных паттерна, выработанных в процессе эволюции. Толпа, соперничество, иерархия, сотрудничество. Конструктивный диалог относится к паттерну сотрудничества. В тоже время, если уже существует конфликт, то следовательно, сработал паттерн соперничества. А это более древний, и соответственно, более доминантный шаблон. Поэтому так редки случаи, когда участники конфликта могут вернуться на путь сотрудничества.

10
Отдельное спасибо за наводку как можно  объяснить следующее
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9545.msg191509.html#msg191509 
Ну да. Это древний социальный инстинкт. Который поощряет объединение особей в первичный примитивный социум. Одноранговый. Основанный на чувственной связи особи с другими, ее окружающими. Косяк рыб, стадо, большая стая птиц, толпа. Механизм поддержания такого социума использует эмоции - наружные проявления чувств, и их способность возбуждать ответное чувство. У людей такие примитивные социумы возникают часто. Толпа зрителей или болельщиков. Толпа мародерствующая или линчующая. Толпа паникующая. Социум патриотствующий. Ну и т.п.

11
Язык, если формулировать грубо, - это код для передачи образа чего-либо от сознания одной особи в сознание другой. Т.е. у меня в сознании есть образ стула, и я говорю/пишу код-слово "стул", то любой другой, у кого в сознании тоже есть образ стула, и он знает это слово, меня поймет.
Но у человека есть образы, лежащие вне его сознания. Это его чувства. И для их передачи недостаточно передать образ-понятие какого-либо чувства. Т.е. словом "грусть" я не передам своего грустного настроения. И человек, для передачи своих чувств, изобрел специализированный ассоциативный язык - искусство.
Музыка возникла как средство ассоциации со звуковыми образами. С чем ассоциируется рокот барабана? С дальними раскатами грома? Камнепадом? Топотом бегущего стада? Прибоем? Т.е. мощью, стихией. Какие чувства может вызвать эта ассоциация у человека? Робость перед стихией, или мощь слияния с ней?
А с чем ассоциируются переливы пастушьей свирели или флейты? С пением птиц? Т.е. с безмятежностью, отсутствием опасности?
А звук рога? Так трубят крупные копытные. Мамонты, туры, лоси. Вызов на поединок? Опасность?
Какие там еще в неолите музыкальные инструменты были?
Даже в современном языке, чтобы охарактеризовать музыку мы используем эпитеты преимущественно относящиеся к чувствам: веселая мелодия, грустная, тоскливая, яростный марш и т.п.
Почему для передачи чувств среди людей груминга и вербального общения оказалось недостаточным?
Ну груминг он только за одно чувство - доверие. К тому же он предполагает только одного партнера одномоментно. А музыкой можно всю общину охмурять. А как люди любят сообща похожие чувства испытывать - думаю объяснять не надо? Или откуда, Вы думаете, у людей такая тяга к концертам, гладиаторским боям, футболу, публичным казням и другим массовым мероприятиям?
Ну а широкому распространению музыки, конечно поспособствовал половой отбор. Потому, как мало что, по сравнению с музыкой, может сравниться по влиянию на слабую женскую натуру. Только кино, наверное. Но в неолите кина не было.

12
Музыку, как впрочем и любое другое искусство, правильнее рассматривать как специализированную форму языка для передачи чувств. Т.е. продукт цивилизации, а не эволюции.

13
Думаю, что приручение предков собак стало возможно благодаря развитию у человека родительского инстинкта до современного уровня. Т.е. эволюционная цепочка развития головного мозга человека - увеличения головы - сложности при родах - усиление недоношенности новорожденного - увеличение срока взросление детеныша (и срока заботы о нем родителей) привели к усилению родительского инстинкта до такой степени, что человек смог распространить его и на детенышей других видов. А самыми полезными для первобытного охотника, и готовыми платить симбиотической взаимностью после взросления, оказались волчата. И сегодня, основным чувством у миллионов владельцев собак к своим питомцам является чувство отношения родителя к своему ребенку. Именно нарушение или недоразвитость этого чувства у отдельных людей приводит к появлению догхантеров.

14
Если задуматься о сознании, как продукте эволюции. как способности, развившейся из чего-либо более простого, то можно прийти к паре выводов:
1. Сознание есть способность отражения окружающего мира и обработка этого отражения. Отражение происходит с помощью чувств. Если более художественно - сознание это экран, на котором чувства рисуют светом и тенями образы окружающей действительности.
2. Сознание развилось из чувств и является их продолжением. Грубо говоря, в определенный момент эволюции, для увеличения адаптивности поведения, мозгу/нервной системе\чувственному комплексу (?) пришлось решать задачу а) градации чувств (например страх - насторожиться, испугаться, ужас-ужас), и б) конфликта чувств (например что сильнее - голод или страх, похоть или жадность). Решение этих задач и привело к развитию сознания у живых существ.

15
Сознание есть продукт развития системы чувств. Надстроечка такая над чувствами. Корректирует силу чувств сообразно ситуации и решает конфликты чувств, присутствующих одновременно. Когнитивная функция сознания - опыт, обучение и т.п. является вторичной и, как правило, подчинена главной - адаптации системы чувств к изменениям окружающей среды.

Страницы: [1] 2