Интеллект не эволюционирует

Автор Иваныч, января 22, 2023, 20:57:48

« назад - далее »

npvol

Цитата: Иваныч от февраля 09, 2023, 14:24:41Я мыслю категориями полезности доктрины, которая за 150 лет своего существования могла бы что-то предсказать, найти хоть какую-то закономерность, или просто принести пользу народному хозяйству и экономике.
Вы подозрительно часто поминаете "народное хозяйство"... Наука с ним никак не связана. А за 150 последних лет палеоантропология достигла гигантского прогресса! Это - человеческое прошлое! Которое, по-видимому, Вас не интересует...  А форум-то как раз этой истории и посвящен...

Иваныч

Цитата: npvol от февраля 08, 2023, 14:11:24
Цитата: Иваныч от февраля 07, 2023, 21:44:07на чем КОНКРЕТНО основаны домыслы о каком-то "развитии" жизни на Земле, можно несколько примеров?
То есть Вы вообще развитие жизни на Земле отрицаете?  ???
Я до примеров (вообще-то очевидных) не могу дойти, пока Вашу концептуальную позицию не понял.

Если вы наблюдаете какое-то развитие жизни - продемонстрируйте его пожалуйста.
Как можно отрицать то, чего и так нет? https://ru.wikipedia.org/wiki/Доказательство_от_противного
Но если вы настаиваете, то зачем эти риторические вопросы, уместные для театра, а не для наук?
 
https://ru.wikipedia.org/wiki/Демагогия#Апелляция_к_очевидности,_ложная_авторитетность
Наглядные примеры "развития жизни на Земле" будут?
"Развитие" - появление высшего из низшего.




npvol

Цитата: Иваныч от февраля 09, 2023, 14:50:45зачем эти риторические вопросы, уместные для театра, а не для наук?
Этот вопрос Вы себе адресуйте.

Иваныч

#93
Цитата: npvol от февраля 09, 2023, 14:49:42Вы подозрительно часто поминаете "народное хозяйство"... Наука с ним никак не связана. А за 150 последних лет палеоантропология достигла гигантского прогресса! Это - человеческое прошлое! Которое, по-видимому, Вас не интересует...  А форум-то как раз этой истории и посвящен...

А наука, по-вашему с чем связана? Только со спекулятивными гипотезами?
Коммерциализация, корпоративность и конструктивность — вот три ключевых слова на «к», которые определяют статус науки в ближайшие десятилетия.

Убедительно доказать эволюцию с помощью палеонтологических фактов можно только в том случае, если мы находим последовательную, полную и постепенную картину преобразования видов (вплоть до возникновения новых) в пределах одного геологического разреза.

Несмотря на более чем двухвековую историю палеонтологии, факты подобного рода являются исключительной редкостью. Они буквально единичны на всю живую природу, в отношении которой предполагается, что она вся эволюционировала очень постепенным образом.

Данное обстоятельство уже само по себе показывает, насколько эволюционные взгляды на происхождение биологических таксонов расходятся с реальностью. Как правило, разные претенденты на «переходные виды» разбросаны чуть ли не по всему Земному шару, да и ещё по разным геологическим слоям.

Это ставит под сомнение статус "переходности" подобных находок. Поскольку существует возможность, что обнаруженные ископаемые виды, на самом деле, не происходили друг из друга, а были просто похожи друг на друга (теми или иными признаками). И их объединили в некую «эволюционную цепочку» лишь на основании сходства друг с другом.

Таким образом, те немногочисленные эволюционные линии (например, эволюция лошади, китообразных), которые уже построены эволюционистами – могут рассматриваться не более чем гипотезы и предположения. Строго доказанных эволюционных линий в палеонтологии не существует, и даже гипотетических очень мало!  :-X

Иваныч

Цитата: npvol от февраля 09, 2023, 14:57:55
Цитата: Иваныч от февраля 09, 2023, 14:50:45зачем эти риторические вопросы, уместные для театра, а не для наук?
Этот вопрос Вы себе адресуйте.


Учитывая научную "содержательность" ваших ответов?
Понял, спасибо!

npvol

Цитата: Иваныч от февраля 09, 2023, 14:59:56немногочисленные эволюционные линии (например, эволюция лошади, китообразных), которые уже построены эволюционистами – могут рассматриваться не более чем гипотезы и предположения
Наука зиждется на гипотезах... "Строгое доказательство" в бесконечном будущем... Но есть в науке ещё логика, она позволяет обобщать уже имеемые факты и делать очень обоснованные предположения. Человеческая эволюция - хороший пример. Белых пятен тут море. Но много и уже очевидных и беспорных вещей...

Шаройко Лилия

#96
Блин, да это Шива и Парвати, только из Дома Горшечника.

Я у них была в Костроме примерно в 2002-2003м, очень похожие песни, но возможно такие во многих сектах поют.
Не уверена, что именно эта разновидность.
Те по сообщениям в прессе всякую недвижимость  используя рабский труд наркоманов строят, хотя вроде бы их все таки оформили как мошенников и закрыли в эпицентре в  Вологде, вот они и перебрались в сеть.
Тогда, Василий Андреевич, я больше им помогать не стану, подкидывая дровишек для огня.
Отвечу в Биосфере вечером. Или вот еще почему-то очень хорошая тема Евгения остановилась, можно туда вернуться.

Здесь слишком высокий уровень болота никакой Иван Сусанин не справится.


Иваныч

Цитата: npvol от февраля 09, 2023, 15:14:38
Цитата: Иваныч от февраля 09, 2023, 14:59:56немногочисленные эволюционные линии (например, эволюция лошади, китообразных), которые уже построены эволюционистами – могут рассматриваться не более чем гипотезы и предположения
Наука зиждется на гипотезах... "Строгое доказательство" в бесконечном будущем... Но есть в науке ещё логика, она позволяет обобщать уже имеемые факты и делать очень обоснованные предположения. Человеческая эволюция - хороший пример. Белых пятен тут море. Но много и уже очевидных и беспорных вещей...

Наука зиждется, прежде всего, на критериях научности, ибо всё что этим критериям не отвечает, не является наукой, как таковой.
"Критерии научности": определённость, точность, проверяемость, воспроизводимость, повторяемость, содержательность, прогностическая способность, общезначимость, практическая полезность для науки.

Простите, но ВСЯ ваша "логика" носит характер ничем не ограниченных и абсолютно умозрительных фантазий, главным мотивом и целью которых являются попытки обосновать точку зрения "спонтанного САМОразвития материи".

Подобные фантазии имеют свой совокупный интеллектуальный смысл, выражаемый понятием "язычество" - придание материи личностных качеств творящей субстанции "матерь-материя",  тотемизм.

"Тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимизма. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса — кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников.
В тотемизме заключаются главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком..."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Тотемизм


Шаройко Лилия

#98
Цитата: Шаройко Лилия от февраля 09, 2023, 14:23:45Думаю можно прогуляться в сторону истории на сайтах всяческих студопедий

https://studbooks.net/919875/filosofiya/srednevekovaya_araboyazychnaya_logika

ЦитироватьДекретом императора Зенона в 489 году была запрещена и закрыта аристотелевская перипатетическая школа, а в 529 году декретом Юстиниана была закрыта и последняя языческая философская школа в Афинах – школа неоплатоников. Многие философы переселялись в ближневосточные страны. Центром философии и логического знания становится Дамаск. Сюда перевозятся библиотеки, книги Платона, Аристотеля, переезжают античные математики, врачи, астрономы. Мусульманство ещё не представляло собой большой политической и религиозной силы, поэтому философы работали спокойно.

Целый ряд школ стал заниматься переводами на арабский язык античных трактатов. Переводились работы Гиппократа, Галена, Евклида, Архимеда, Птолемея, Платона, Аристотеля. Большим почитанием в научном арабском мире пользовалась математика и логика. Центром сосредоточения учёных – логиков стал город Багдад, где был организован усилиями переселенцев «Дом мудрости».

В те времена в Багдаде жил Аль-Фараби. Он знал логику настолько хорошо, что последующие философы часто называли его вторым учителем. Первым учителем был, конечно же – Аристотель. В короткий срок Аль-Фараби в совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными науками, прежде всего логикой.

В Багдаде популярным мыслителем был и Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Он был известен не только в Багдаде, но и во всех культурных центрах Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия Аристотеля. Ряды его учеников пополнил Аль-Фараби, который прилежно записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике. Влияние багдадского учителя на Аль-Фараби было значительным, ибо Абу-Бишр Матта обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования логических текстов.

ль-Фараби понимал логику как инструмент познания истины, поэтому считал, что её необходимо изучать всем. Он упорядочил логические трактаты Аристотеля, то, что сейчас называют «Органон». Основы логики, по его мнению, изучает метафизика, которая объясняет сущность наук, а также сущность нематериальных предметов, которые не являются телами, в том числе и Бога.

Но у логики есть свои теоретические основы существования. Аль-Фараби сформулировал принцип разделения всего мира на два вида бытия. Первый вид – это те вещи, из сущности которых не вытекает их существование, эти вещи могут как существовать, так и не существовать. Поэтому Аль- Фараби называет их возможно-сущими. Для их существования имеется причина вне этих вещей. Но есть вещи, причина существования которых имеется в самих этих вещах, т.е. существование которых определяется их сущностью. Логику Аль-Фараби считал наукой, дающей разуму определенные законы и помогающей ему добиться достоверного знания. Логика, по Аль-Фараби, подобна весам, на которых можно взвешивать различные материалы и которые не меняются в зависимости от того, что на них взвешивается.



Настоящим духовным учеником Фараби был Авиценна, признававший его в качестве своего учителя. В Андалузии идеи Фараби повлияли на Ибн Бахью, в Иране – на Сухраварди вплоть до Муллы Садра Ширази. Аль-Фараби всю жизнь искал консонанс в любомудрии, стремясь достичь согласия между учениями Платона и Аристотеля, между философией и пророческой религией.
Он был убежден в том, что первыми обладателями мудрости и логических знаний были халдеи Месопотамии, от них знание перешло в Египет, затем в Грецию, где оно было зафиксировано письменно, и что на его долю выпало вернуть это знание в страну, где оно зародилось. Его обширное наследие включает в себя утерянные комментарии к произведениям Аристотеля: «Органону», «Физике», «Метафизике», «Никомахо- вой этике», трактату «О том, что нужно знать прежде, чем изучать философию», «О науках» (Ихса аль-улум), «Об интеллекте и размышлении», оказавшие большое влияние на классификацию наук в западной схоластике.

Для большинства арабо-мусульманских мыслителей, трудившихся в различных отраслях знания, логика стала методом мышления: она использовалась языковедами, философами, теологами. Некоторые из них применяли её скрытно, используя иные названия. Опасались полемики с противниками греческой логики из числа мусульман. Одни считали ее наукой, чуждой арабской мысли и арабскому языку, наносящей вред религиозным убеждениям. Другие мыслители переводили логические труды на арабский язык и внимательно их изучали.

Ну и тд, там еще много открытий для малограмотной уверенности в концентрации знания в узкой полосе Средиземья у хоббитов.


Прошу прощения ссылка на другой текст, я их несколько просмотрела, было открыто много окон браузера, скопировала не из того окна

настоящая ссылка вот

https://studfile.net/preview/6706418/page:64/

Вуз:
Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина
Предмет:
Философия

там еще про математику и алгебру
ЦитироватьБольшое развитие в научном арабском мире получила математика. Выделяется в этом плане математик Аль-Хорезми, живший в IX веке. Благодаря ему мы имеем позиционную систему счисления, так называемые "арабские числа". Именно Аль-Хорезми основал алгебру как науку. Само слово "алгебра" происходит от арабского "аль джебр", операции, означающей перенос члена уравнения из одной стороны в другую с изменением знака. Имя Аль-Хорезми известно нам благодаря слову "алгоритм", которым арабы обозначали вообще всю математику.

Аль-Кинди
Развивается в это время и философия, в основном как применение аристотелевских и платоновских принципов к положениям мусульманского богословия. Одним из первых арабских философов был Аль-Кинди (800-779). Именно благодаря усилиям Аль-Кинди были переведены трактаты Плотина, известные как "Теология Аристотеля". Аль-Кинди прекрасно знал кроме работ Аристотеля, Плотина, Порфирия и работы астронома Птолемея, математика Евклида. В философии он опирался на аристотелизм, и так же, как Аристотель, считал философию венцом всего научного знания.

Аль-Кинди не ограничивался мусульманским мировоззрением и указывал, что истина — истина везде. И если, скажем, истину скажет иноплеменник, или человек даже другой веры, то истина от этого ложью не станет. Большую роль для познания истины Аль-Кинди уделял математике. Так же рационалистически, как математику, нужно строить и философию. Аль-Кинди был рационалистом и вслед за Аристотелем считал, что при помощи разума возможно полное познание истины. Однако было и существенное отличие от Аристотеля, обусловленное мусульманским характером мировоззрения Аль-Кинди. Он утверждал, что целью всего существующего является Аллах, в котором существует полнота истины. Полное познание этой истины достигается лишь немногими, оно дается лишь пророкам. Это знание выше всякого разумного познания, философ не может его достичь, ибо оно выше разума, выше логики.

Аль-Фараби
Немногим позднее Аль-Кинди жил другой философ, важный для понимания арабской философии — Аль-Фараби (870-750). Родился он на территории, которая сейчас находится в южном Казахстане, потом переехал в Багдад, где учился у врача-христианина, несторианина. Так же как Аль-Кинди, Аль-Фараби был энциклопедически образованным человеком, был врачом и музыкантом, блестящим ритором и философом.

В философии Аль-Фараби также опирался на Аристотеля, в котором его прежде всего интересовала логика. Именно Аль-Фараби собрал и упорядочил все логические трактаты Аристотеля, то, что сейчас называется "Органоном".

...Первый и второй разум имеют в себе свою умопостигаемую материю и свою форму. Эту форму может постичь лишь человеческий разум, не опирающийся на чувства, более того, разум, которому не мешают чувства. В связи с этим Аль-Фараби проводит классификацию познавательных способностей человека. Всего Аль-Фараби насчитывает четыре вида разума. Это, во-первых, низший вид разума, разум пассивный, связанный с чувственностью, второй вид разума — актуальный, который является чистой формой, способной к постижению форм. Третий вид разума — разум приобретенный, познавший некоторые формы. Четвертый вид — деятельный, который на основе знания форм постигает остальные духовные формы...

...Пассивный разум связан с чувственностью, актуальный есть чистая форма, способный к постижению форм. Приобретенный разум -тот, который уже познал. И на основе познания этих форм разум приобретает деятельное начало, он может приобретать знание и других форм....


.....Наиболее выдающимся мыслителем после Аль-Фараби был известный арабский мыслитель Ибн-Сина, более известный как Авиценна. Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина, через еврейское прочтение, как Авен Сена и получилось современное Авиценна. Родился он близ Бухары в 980 году и прожил до 1037 года. Авиценна снискал себе славу не только как гениального философа, но и как гениального врача. Известно, что когда ему было еще 17 лет, он вылечил эмира Бухары, после чего он стал придворным лекарем и пользовался всеми привилегиями и благами.

Сам о себе Ибн-Сина говорил, что он чрезвычайно интересовался философией Аристотеля, что он сорок раз читал "Метафизику" Аристотеля, но понял лишь тогда, когда прочитал толкование "Метафизики" Аль-Фараби. И свою философию он разрабатывал как наиболее близкую философии Аристотеля. Главная книга Ибн-Сины — это "Книга исцеления", насчитывающая 18 томов. Сокращенный ее вариант сам же Ибн-Сина назвал "Книга спасения", а еще более сократив — до одной книги — он назвал ее "Книгой знания".

Авиценна старался быть более близким к философии Аристотеля, признавал классификацию наук такой же, какой она была у Аристотеля. Он признавал разделение наук на теоретические и практические, а в теоретической науке считал главной метафизику, ибо она занимается тем, что находится вне природы. Ниже метафизики, лежит средняя наука, т.е. математика. Математика включает в себя среди прочего астрономические и музыкальные науки. Средней она является потому, что с одной стороны, она изучает явления нематериальные, а с другой — те, которые относятся и к материальному миру. Низшая наука — это физика, наука о чувственных вещах материального мира. Логику Авиценна, как и Аристотель, считал введением во все науки...


Шаройко Лилия

#99
История возникновения отрицательных чисел
ЦитироватьИстория возникновения отрицательных чисел очень давняя и долгая. Так как отрицательные числа являются чем-то эфемерным, ненастоящим, люди долгое время не признавали их существования.

Все началось в Китае, примерно во II веке до н.э.  Возможно, в Китае их знали и раньше, но первое упоминание относится именно к тому времени. Там стали применять отрицательные числа и считали их «долгами», при этом положительные называли «имуществом». Той записи, которая существует сейчас, тогда не было, и отрицательные числа записывали черным цветом, а положительные красным. 

Первое упоминание отрицательных чисел мы находим  в книге «Математика в девяти главах» китайского ученого Чжан Цань.

Далее, в V-VI веках отрицательные числа стали использоваться достаточно широко в Китае и Индии. Правда, в Китае к ним, все-таки относились осторожно, старались их применение свести к минимуму, а в Индии, напротив, они использовались очень широко. Там с ними производились вычисления и отрицательные числа не казались чем-то непонятным.

Известны индийские ученые Брахмагупта Бхаскара (VII-VIII века), которые в своих учениях оставили подробные объяснения работе с отрицательными числами.

А в Древности, например, в Вавилоне и в Древнем Египте, отрицательные числа не использовали вовсе. А если при вычислении получалось отрицательное число, считалось, что решения нет.

Так и в Европе отрицательные числа не признавали очень долго. Их считали «мнимыми» и «абсурдными». Никаких действий с ними не совершали, а просто отбрасывали, если ответ получался отрицательным. Считали, что, если из 0 вычесть любое число, то ответом будет 0, так как ничто не может быть меньше нуля — пустоты.

Впервые в Европе свое внимание на отрицательные числа обратил Леонардо Пизанский (Фибоначчи). И описал их в своем произведении «Книга Абака» в 1202 году.


Еще немного про историю математики в Мессопотамии
Надежда Рудик
«Троицкий вариант — Наука» № 12(281), 18 июня 2019 года

https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434752/Matematika_v_Mesopotamii

ЦитироватьОбычно, когда мы говорим о математике в древней Месопотамии, мы имеем в виду старовавилонский период (1800–1595) или вторую половину I тыс. до н. э. От этих периодов сохранилось множество табличек математического содержания, которые опубликованы и хорошо изучены. Но вообще-то математика в Месопотамии родилась раньше письменности. Более того, она послужила толчком для развития последней.

...К старовавилонскому периоду все жанры математических текстов, а также круг решаемых задач (арифметических, алгебраических и геометрических) уже существовали. Но от этого времени, в отличие от предыдущего, до нас дошли тысячи табличек математического характера. Среди них таблицы на умножение, таблицы обратных величин, квадратных и кубических корней, квадратов последовательных целых чисел, сумм кубов и квадратов и сотни словесных алгебраических и геометрических задач. Поэтому при описании месопотамской математики принято опираться именно на этот период.

Сначала для учета продукции храмовых хозяйств использовались счетные фишки, изображавшие тот или иной вид продукта. К IV тыс. до н. э. вместо фишек стали использоваться глиняные таблички с их изображениями или рядами чисел. Уже первые таблички с расчетами количества зерна для пива или с вычислением площади поля демонстрируют нам, что жители Месопотамии неплохо разбирались в прикладной математике. Немногочисленные математические таблички, дошедшие до нас от III тыс. до н. э., показывают, что население Междуречья (сначала шумеры, позже — сменившие их аккадцы) умножали и делили, оперировали дробями, вычисляли площадь полей — в том числе полей нерегулярной формы, — а также объем стен и количество кирпичей, необходимое для их возведения.

Многие первые математические таблички, как, например, описанная во врезке, явно представляют собой упражнения, а не практические вычисления — они оперируют очень большими или очень малыми числами, описывают идеальную ситуацию, в них отсутствует маркеры хозяйственных документов. В III тыс. до н. э. в ходу было несколько разных систем счисления и разных систем мер и весов. Благодаря ряду бюрократических реформ к концу III тыс. — началу II тыс. до н. э. они были в значительной степени унифицированы. Шире всего стала применяться шестидесятеричная система счисления — появились первые таблицы с парами взаимно обратных чисел, произведение которых равно 60.

На основе источников можно сделать вывод, что вавилоняне умели решать линейные и квадратные уравнения, системы линейных уравнений, использовали правила суммирования прогрессий, в задачах применяли пропорции, проценты; оперировали числом π, вычисляли площадь сегмента круга и объем усеченного конуса, площадь правильных многоугольников и неправильных четырехугольников; на практике применяли теорему Пифагора (без доказательства самой теоремы). Умели в древнем Вавилоне решать и некоторые более сложные уравнения, которые с помощью линейной замены переменной сводились к уравнению с целым корнем, который искали перебором.

Математике начинали обучать в старовавилонской школе сразу после того, как ученики осваивали основной репертуар клинописных знаков. Начинали с изучения прикладной метрологии и арифметики, потом переходили к словесным задачам по алгебре и геометрии.

василий андреевич

Цитата: Шаройко Лилия от февраля 09, 2023, 14:23:45Задачи трех тел в астрофизике вызывают коллапс невозможности соединить математику динамики с возможностями вычислительной техники современности.
Вот задача по-проще. У нас есть мама, две бабушки, четыре прабабушки и т.д. Конвергенция, блин.
  А на проверку выйдет, что это у одной Евы множество нас - дивергенция, тот же блин. Как у всех один Большой Взрыв или Божья Воля, ну или, на худой конец, ЛЮКА.
  Логика детерминизма не столько отыскивает, сколько вводит первопричину, потому как топикстартер не отрицай эволюционизм, он, не замечая, работает внутри этой парадигмы/идеологии.

  От начальной Евы к конечной, не стезя, а сетчатая вероятность, с узлами под названием организм. Наша Люка-Ева вероятна во всех узлах, даже в тех, где организм не родился ;)
  Выбрав конкретный организм из сети, мы редуцируем функцию вероятности, что само по себе не страшно, страшно, что логика проводит прямую ветвь от Евы к организму, тогда как эта ветвь только в образе мышления проводящего. ...И, о чудо, логика доказала программируемость того причинно-следственного процесса, который порожден запрограммированной зашоренностью нашего мышления "по Аристотелю".

  Прапорщик всегда шагает в ногу, это весь взвод идет не в ногу.

Иваныч

С точки зрения современной теории эволюции, человек, рассматривающий какую-нибудь картину, или просто любующийся природным пейзажем – просто теряет время, которое он мог бы потратить на поиск еды, или на размножение. В рамках подобных представлений, совершенно необъяснимы человеческие увлечения:

1) Музыкой, живописью, природными пейзажами;

2) Непонятно, почему подавляющему большинству людей так нравятся цветы (которые для нас совершенно бесполезны).

3) Непонятно, почему мы столь неравнодушны к внешнему виду разных животных?

4) Почему нам нравится внешний вид крупных хищников?

5) Почему большинству людей нравятся примерно одни и те же женские лица?
Однако, несмотря на многолетнее научное внимание к этой теме, в конечном итоге, так и не удалось связать эстетически привлекательную внешность ни с одним биологически полезным качеством человека!

Получается, что эстетическая привлекательность, например, человеческого лица, играет в человеческом обществе воистину огромную роль. Но при этом никаких причин, которые придавали бы биологический смысл предпочтению эстетически привлекательных лиц (менее эстетически привлекательным) так и не установлено.

Более того, это только приносит биологический вред, так как заставляет тратить дополнительные ресурсы и время на дополнительную конкуренцию (за эстетически привлекательных половых партнеров).



АrefievPV

#102
Цитата: василий андреевич от февраля 10, 2023, 10:03:06От начальной Евы к конечной, не стезя, а сетчатая вероятность, с узлами под названием организм. Наша Люка-Ева вероятна во всех узлах, даже в тех, где организм не родился ;)
Конкретный эволюционный путь – это наша интерпретация. Более того, получается, что конкретизированная причинность – это тоже наша интерпретация. То есть, мы, на основе имеющихся знаний о прошлом, реконструируем эволюционный путь (разумеется, тот путь, который наиболее вероятен при имеющихся у нас знаниях). И для любой промежуточной точки любого отрезка этого пути мы можем выделить предыдущую точку (вот она и будет причиной).

О том, что эволюция идёт всеми доступными (то есть, разрешёнными законами природы) путями сразу, я упоминал здесь:
Цитата: АrefievPV от августа 26, 2022, 13:56:57Представьте себе «поле состояний» (всей вселенной во всех измерениях) из «узлов состояния». Типа, как тетрадный лист в клеточку, где пересечения линий и есть эти самые «узлы состояния».

Из какого-то «узла состояния» А можно попасть/перейти в «узел состояние» Б множеством путей через другие «узлы состояния». Каждый путь, условно говоря – это прочерченная карандашом ломаная линия без отрыва карандаша от бумаги и без самопересечений линии.

И в действительности (и для всей вселенной, и для отдельных её частей) переход осуществляется по всем путям сразу.

Отдалённая (и весьма ограниченная) аналогия этого – срабатывание датчика (типа, «коллапс волновой функции») на воздействие волны на поверхности воды от упавшего камня. Можно по срабатыванию датчика определить, откуда пришло воздействие («нарисовать» в уме линию действия (направление действия)), но волна-то шла во всех направлениях сразу (просто именно в данной точке оказался сработавший датчик). То есть, направление (точнее, его интерпретация) действия будет зависеть от места расположения датчика.

Повторю: любая система эволюционирует из одного состояния в другое состояние всеми путями сразу.

Другое дело, что наблюдателю для наблюдения доступен только один вариант (один эволюционный путь) эволюции – наблюдатель ведь является локальным и актуальным отражением(то есть, конкретным отражением, ограниченным отражением), а не отражением сразу всего.

Когда мы говорим о предопределённости пути, то подразумеваем единственный путь, но путей-то много и переход осуществляется сразу по всем. И тогда понятия «предопределённость пути» и «выбор пути» обретает совсем другой смысл.

Цитата: василий андреевич от февраля 10, 2023, 10:03:06Выбрав конкретный организм из сети, мы редуцируем функцию вероятности, что само по себе не страшно, страшно, что логика проводит прямую ветвь от Евы к организму, тогда как эта ветвь только в образе мышления проводящего.
Именно так – этот  конкретный эволюционный путь (вы его обозначили, как «прямую ветвь») является нашей интерпретацией и находится, так сказать, у нас мозгах. Выше я подробно это пояснил.

И ещё немного добавлю, почему мы заблуждаемся относительно прошлого и будущего (типа, что прошлое определено, а вот будущее не определено). На самом деле, принципиальных различий между реконструкцией прошлого (оно вероятно, поскольку основывается на наиболее вероятном сценарии/пути эволюции) и прогнозированием будущего (оно, как бы, по определению вероятно) нет. Тут немного пояснял отдельные моменты:
Цитата: АrefievPV от декабря 13, 2022, 15:30:17Немного об одном психологическом явлении, которое имеет, вполне себе физическую основу или, как минимум, физиологическую основу.

Говорят, что без прошлого нет будущего. Если развернуть цепочку рассуждений то: без прошлого нет настоящего, а без настоящего нет будущего и, в итоге, без прошлого нет будущего. То есть, если исходить из принципа причинности, то достаточно чтобы было прошлое, а всё остальное возникнет, как следствие.

Но тут, на мой взгляд, есть весьма тонкий нюанс – не бывает по отдельности ни прошлого, ни настоящего, ни будущего – они по отдельности «не ходят». Как уже говорил, настоящее возникает в результате взаимодействия прошлого и будущего. И не важно, что прошлое, якобы, определено, а будущее не определено – они всё равно имеются (определенные или не определённые, но они, всё равно, есть).

А из этого следует забавный вывод – настоящее зависит сразу: и от прошлого, и от будущего. Уточняю сразу – в этом нет ничего о предопределённости, а вот принцип причинности «подвисает».

Кстати, определённость прошлого – это иллюзия. Просто сознание может осознавать (соответственно, и определять) только «в направлении одной стороны», и вот «эту сторону», куда «смотрит» сознание, мы и обзываем прошлым. Бытует фраза – «сознание смотрит в прошлое», но правильнее говорить – «куда сознание смотрит, то и прошлое».

Напомню, что степень определённости (степень предсказуемости) зависит в первую очередь от уровня наблюдателя (то есть, от степени его ограниченности).

Как уже говорил, суть наблюдателя любого уровня – это локальное и актуальное отражение действительности.

Ещё раз: локальное и актуальное – то есть ограниченное и по масштабу, и по направлению, и по размеру (длительности, площади, объёму и т.д.) и по прочим свойствам/качествам/характеристикам.

Так как наш уровень наблюдателя очень высок, по сравнению с условными уровнями клеток и молекул, то у нас на высшем уровне формируется обобщённый и согласованный вариант (согласованный кусочек систем отсчёта нижних уровней). Ну, а в этом согласованном кусочке время точно есть, и «направлено» оно из прошлого в будущее. Мало того, таковое «направление», скорее всего, есть не только для наблюдателей нашего уровня, оно имеется и для одноклеточных организмов, и даже для молекул.

Отдельный вопрос: на каком уровне возникает «направление времени»? Для каких-то микрочастиц (например, нуклонов) оно, наверное, уже есть, а для каких-то микрочастиц (например, фотонов, электронов) его, наверное, ещё нет.

P.S. Цитаты привел в качестве пояснений моих идей по поводу «сетчатости» эволюционного пространства (кстати, многомерного) и о вероятностном характере конкретного эволюционного сценария/пути, «проложенного» (в результате реконструкции) по этому пространству.

npvol

Цитата: Иваныч от февраля 10, 2023, 12:27:13несмотря на многолетнее научное внимание к этой теме, в конечном итоге, так и не удалось связать эстетически привлекательную внешность ни с одним биологически полезным качеством человека!

Получается, что эстетическая привлекательность, например, человеческого лица, играет в человеческом обществе воистину огромную роль. Но при этом никаких причин, которые придавали бы биологический смысл предпочтению эстетически привлекательных лиц (менее эстетически привлекательным) так и не установлено.

Более того, это только приносит биологический вред, так как заставляет тратить дополнительные ресурсы и время на дополнительную конкуренцию
А Вы вместо того, чтоб критиковать "многолетнее научное внимание", изложили бы свою точку зрения. А то, например, кроме банального креационизма, я ничего о ваших взглядах не понял. Может быть коллеги по нашему обсуждению что-то больше поняли, но не говорят. Им ближе философские абстракции или полное отвлечение от темы...

АrefievPV

К предыдущему моему сообщению в этой теме ( накидал на по-быстрому сценарий формирования «ячейки» «сети»).

Цитата: АrefievPV от февраля 10, 2023, 12:44:22P.S. Цитаты привел в качестве пояснений моих идей по поводу «сетчатости» эволюционного пространства (кстати, многомерного) и о вероятностном характере конкретного эволюционного сценария/пути, «проложенного» (в результате реконструкции) по этому пространству.
«Ячейка» «сети» формируется естественным образом. Если упрощать, то можно привести следующий сценарий формирования «ячейки».

На первом этапе имеем один вид. Он эволюционирует и его эволюционный путь можно представить в виде извилистой линии («веточки»).

Через некоторое время, в силу неких естественных причин (например, часть популяций надолго оказывается изолированной от другой части популяций), единый вид расщепляется на два подвида. Со временем у этих подвидов накапливается различный «багаж» мутаций и, как следствие, немного начинают различаться и геномы и феномы – по сути, два подвида превращаются в два вида. Этот сценарий расщепления вида можно представить, как развилку на линии эволюционного пути («разветвление веточки»), а условная точка развилки начинает играть роль «узла» (начального, нижнего) будущей «ячейки».

Ещё через некоторое время между отдельными популяциями этих двух видов происходит гибридизация – разнополые особи вступают контакт, и у них появляется жизнеспособное потомство. Поскольку виды родственные, то гибриды с высокой вероятностью дадут начало ещё одному виду. Условная точка момента рождения гибридов будет играть роль «узла» (конечного, верхнего) сформировавшейся «ячейки».

В итоге, через некоторое время имеем три вида, эволюционирующих параллельно. Такой сценарий можно продолжить и далее – виды расщепляются, потом гибридизируются неоднократно в разных сочетаниях. Возникает самая настоящая «сеть».

Разумеется, ЕО постоянно отсекает плохо приспособленные популяции. Однако, в моменте, может существовать и эволюционировать сразу несколько видов.

А теперь, когда исследователи смотрят на выживший вид, и пытаются по геномам (этого вида и других предковых или «сестринских» видов) и найденным останкам реконструировать его эволюционный путь, то сталкиваются с непонятками – то получается, что у вида сразу несколько предковых видов, то реконструируемый эволюционный путь замыкается в какую-то «петлю», то ещё что-нибудь трудно объяснимое.