Портрет в интерьере.

Автор ключ, августа 27, 2022, 21:15:01

« назад - далее »

ключ

   Много раз вторгался в чужие темы с околологическими вопросами. Часто был бестактен и категоричен ,за что прошу прощения у тех ,кому причинил неудобства...

   Хотелось бы создать тему такую...
   Составить групповой портрет типичного жителя того или иного региона и времени.(тема неудобна для конфигурации в силу огромного разброса мест и времён,однако имхо это очень важная составляющая).

   К примеру-наш современник (не смотря на современные достижения)-не топменеджер ,не программист и не боец ММА. А более скромный и приземлённый субъект. У него есть определённые убеждения и определённые цели ,которые он на сколько то % выполняет...

   То же касается людей всех времён. Традиции ,ценности ,мотивации. Уровень образования и достатка. Отношения между собой. Быт ,рацион и т.п.

    Возможно построение подобной....схемы или не знаю даже ,чего.
Но портрет критичный,жесткий.  С учетом проблем ,недостатков и прочих фактических влияний.(без идеализаций во всяком случае).

Alexeyy

Ох и необычная у Вас мысля... Даже не знаю что и сказать по сущетву...

Шаройко Лилия

#2
Я так понимаю это примерно так будет

Большое спасибо, что не в моей теме городов это будет продолжаться.
В этом что-то есть, но в системе координат, что обыватель это что-то приземленное, несчастное и недовольное как окружающим так и собой можно описать кого угодно.
И это не будет отражение времени.
За это брались многие от Чальза Дикенса до Теодора Драйзера.
Конечно это направление можно вывести на высокий уровень произведения искусства.
Как я ненавижу такие книги.
Неточка Незванова , Воскресение Льва Толстого, Достоевский - практически все книги

Я полностью не согласна с теми тезисами которые Вы, ключ в моей теме городов разместили в последних сообщениях.
Сделала пазу, думая ну бывает настроение у каждого когда мир кажется увешанным такими красками.
Но похоже у Вас это основная система координат
И я видела людей с такой системой ценностей неоднократно -  типа " все вокруг убого, заляпано грязью и это и есть настоящая жизнь. Потому что смотрим на мир из своего окна заляпанного этой грязью изнутри, мы свою жизнь менять не будем, окна свои, через которые на мир смотрим мыть не собираемся, будем сидеть и ныть. А еще мы постараемся размножить это наше хроническое состояние через все доступные нам проводники сигналов в окружающее пространство ".

Я лично собираюсь тратить время, как только оно появится, а это уже скоро, на заброшенную биофизику. И в обычной действительности можно все вокруг изменять к лучшему - для этого масса возможностей существует у каждого.

ключ

#3
Цитата: Шаройко Лилия от августа 28, 2022, 13:14:34И я видела людей с такой системой ценностей неоднократно -  типа " все вокруг убого, заляпано грязью и это и есть настоящая жизнь. Потому что смотрим на мир из своего окна заляпанного этой грязью изнутри, мы свою жизнь менять не будем, окна свои, через которые на мир смотрим мыть не собираемся, будем сидеть и ныть.

Ныть мы не будем.
(обосную. Мы смотрим на мир через свои заляпанные окна и он нас вполне устраивает.Хотя мы любим поворчать-это поднимает настроение.)

Любой демиург обязан трезво оценивать способности и возможности своих питомцев. Поскольку их неспособность выполнить волю демиурга-это провал.
   Исторически он будет выглядеть скорее -как просто "ничего не происходило". То есть-не было события.

   То событие ,которое было-имеет вполне конкретные движущие силы. Оно их расходует-силы эти. Для какой то их части это может быть волна или трамплин ,для какой то-каток или мясорубка.
  Или более спокойно ,но обратная связь всё равно есть.

   Один из непонятных парадоксов.
Один из самых таинственных народов-древние восточные славяне.
Та же Википедия честно говорит "Да не знаю я ничего!"


Дохристианская культура Древней Руси — культура восточных славян и других народов Древнерусского государства до официального принятия христианства в 988 году.

От этого периода сохранились лишь археологические находки, преимущественно, произведения декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел.


Однако откуда то находит "развитие художественных ремёсел". Ну-художник не сапожник-как умеет ,так и рисует.


А вот не кажется ли странным совпадение развития славянской цивилизации и принятие христианства?
Вот прямо сразу и то и другое.

В смысле каком странно ?
    Христианское учение изначально основано на понятиях государственности и власти. Библейские события происходили в этих условиях.
Это-учение огусарствленного и урбанизованного человека ,имеющего географические и исторические представления.

А у дохристианских славян этих понятий просто не было.
Они не читали газет ,не слушали радио и жили в родо-племенной системе. (о которой мы мало знаем).
Подобными людьми Христианство просто не могло быть воспринято. Оно для них походило на волшебную сказку ,фэнтези ,происходящее в непонятном сюрриалистическом мире.

Однако оно воспринято было (хотя и трудно сказать ,как  и как долго это происходило). И в полноценном виде ,без адаптаций и упрощений.
Вот как ?

ключ

#4
Кстати сказать-в куда более позднее время есть множество примеров распространения Христианства на неогосударствленные народы миссионерским способом. К тому же-с мощной политической и экономической поддержкой.
Оно в той или иной мере было принято. Но нигде  народообразующим фактором не стало.
    Одна из главных причин-отсутствие коллективного опыта восприятия событий и аналогов из собственной истории. А Христианство не директивно и основания для его принятия основаны на глубоком понимании доктрины.

Alexeyy

Подробно изучал социально-экономические циклы и обратил внимание, что на каждом из них, с массовым распространением новых технологий, идёт и соответствующее массовое распространение соответствующей формы религии. Массовое распространение христианства у славян как раз соответствует одному из таких циклов. Т.е. пришло время, когда начал распространяться новый социально-экономический уклад и для которого христианство и оказалось (очень грубо говоря) адекватным (потом следующая волна протестантская была ...).

ключ

Цитата: Alexeyy от августа 28, 2022, 18:10:25Т.е. пришло время, когда начал распространяться новый социально-экономический уклад и для которого христианство и оказалось

А на кого он стал распространяться?
Расселенное на огромной территории родообщинное (?) население (семейно-родовой структуры мы не знаем).
Основное-охота и рыболовство ,менее-земледелие. Скотоводство-очень немного.
Оно всем хорошо обеспечено,хотя в примитивном наборе. Угодьями во всяком случае.

Образ жизни ,возможно ,сходен с жизнью якутов до прихода русских.
Перемещение на большие расстояния затруднено ,да и не нужно.
Внешних военных угроз нет. Системных междоусобец-скорее всего тоже.

Неизвестен семейно-родовой уклад в смысле является ли род организованной группой и стоит ли во главе его активный лидер?
Рацион-скорее мясной в основном.
Язык (и единство языка для всех)-под вопросом.
Торговля? Тут сложный вопрос. Где соль брали (и употребляли ли вообще?)?

В целом получается очень гармоничный и самодостаточный народ. А что несколько примитивный-он и не догадывается.
Да и примитивный ли ?
Какие причины столь резкого изменения уклада,тем более у людей ,не имеющих государства и не связанных общей сетью?


Варианты:
-христиане-славяне-киевляне начали заселение безлюдных или заселенных очень малочисленными народами финской группы территорий к северо-востоку от Киевских земель (по каким то причинам)
-"повторное" заселение славянами-христианами земель ,ранее заселённых славянами-язычниками.(как велико могло быть различие между теми и другими?)

Alexeyy

Цитата: ключ от августа 28, 2022, 18:52:36А на кого он стал распространяться?
На земледельцев, в основном. Параллельно шло активное распространение чего-то вроде феодальных отношений.

Шаройко Лилия

#8
Цитата: ключ от августа 28, 2022, 16:23:24Христианское учение изначально основано на понятиях государственности и власти. Библейские события происходили в этих условиях.
Это-учение огусарствленного и урбанизованного человека ,имеющего географические и исторические представления.

А у дохристианских славян этих понятий просто не было.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич


ЦитироватьВлади́мир Святосла́вич (др.-рус. Володимѣръ Свѧтославичь, около 956[1], неизвестно — 15 июля 1015[2], Берестово[2]) — князь новгородский (969—978), великий князь киевский (978—1015), при котором произошло Крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978 году. В 988 году принял христианство по греческому обряду, а также сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен под именами Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко, Владимир Креститель (в церковной истории).

В былинах стал прототипом Владимира Красное Солнышко[3][4][5]. Прославлен в лике святых как равноапостольный. День памяти в русском православии и католичестве[6] — 15 (28) июля[7] и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских[8] и Волынских[9][10] святых.

Приход на киевский престол
[показать]Перейти к шаблону «Рюрик1»
Рюриковичи
(IX—XI вв.)

Владимир Святославич на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. В 975 году охотившийся в древлянских землях сын воеводы Свенельда Лют был убит Олегом. В ответ Свенельд призвал Ярополка начать войну с братом, что тот и сделал; во время похода Ярополка Олег погиб, а Владимир при этом известии «убояся, бежа за море» — в варяжские земли. Набрав там войско, он вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка[33].

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причём по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал будущую супругу Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев[34][35][36]. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны[37]. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга[38] сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Затем с большим варяжским войском и новгородской дружиной осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры и приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню[39], Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.


Дальше про окружение Киевской Руси видимо

Цитата: ключ от августа 28, 2022, 18:52:36А на кого он стал распространяться?
Расселенное на огромной территории родообщинное (?) население (семейно-родовой структуры мы не знаем).
Основное-охота и рыболовство ,менее-земледелие. Скотоводство-очень немного.
Оно всем хорошо обеспечено,хотя в примитивном наборе. Угодьями во всяком случае.

Образ жизни ,возможно ,сходен с жизнью якутов до прихода русских.
Перемещение на большие расстояния затруднено ,да и не нужно.
Внешних военных угроз нет. Системных междоусобец-скорее всего тоже.

Неизвестен семейно-родовой уклад в смысле является ли род организованной группой и стоит ли во главе его активный лидер?
Рацион-скорее мясной в основном.
Язык (и единство языка для всех)-под вопросом.
Торговля? Тут сложный вопрос. Где соль брали (и употребляли ли вообще?)?

Я размещала в своей теме карты РАН. Родоплеменное сообщество там находится в диапазоне 5 век до н эры, тире 5 век нашей эры

Дохристианская культура Руси , про которую все непонятно. Что непонятно?
Деревянное зодчество не сохранилось, сохранились его описания в источниках соседних племен, которых также было мало.

Про дома и города

ЦитироватьЛ. Любимов в книге, изданной в 1974 году, приводит некоторые постулаты, сформулированные советскими исследователями Киевской Руси: «Связь между культурой скифов и восточных славян не может считаться непосредственной, тем не менее игнорировать её нет никаких оснований. Начиная с VI века памятники позволяют говорить более определённо о характере собственной и в достаточной степени определившейся культуры восточного славянства, известного с этого времени под именем антов-руси. В этот же период анты-русь входят в непосредственное и постоянное общение с Византией и народами Востока. В VII—VIII веках появляются у восточных славян города. Итак, восточные славяне — анты-русь — до образования Киевского государства, то есть до второй половины IX века, имели уже свою значительную историю и успели достигнуть весьма заметных успехов в области материальной культуры»[61]. Советская наука считала, что истоки русского искусства восходят к художественной культуре славянских племен и к искусству античного и скифского Причерноморья. В дальнейшем, после крещения Руси «византийский вклад лег на твердую почву крепких славянских художественных традиций, обусловивших решительную творческую переработку заносных греческих форм и своеобразие памятников русского монументального искусства»

Про дома

https://ru.wikipedia.org/wiki/Русское_деревянное_зодчество#Истоки_деревянного_зодчества

Этнограф К. Мошинский писал о «деревянном веке» славян[9], поскольку в их культуре лес занимал особое место и использовался почти в любом ремесле или занятии, в том числе в строительстве. Причина этого не только в распространённости дерева и его доступности самым широким слоям населения, но и в том, что оно легко в обработке, позволяет быстро строить, обладает низкой теплопроводностью. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы леса, наиболее пригодные к строительству. Что касается иных материалов, то горные породы в лесной зоне Европейской России встречаются в виде относительно глубоко залегающих в почве пластов песчаника и известняка, лишь по берегам рек изредка выступающих наружу, или в виде рассеянных по лесам валунов, которые было затруднительно употреблять для строительства как основной материал. А кирпич на Руси не был известен до X века[10], но и затем много веков из-за больших затрат из него строили только сооружения исключительной важности

По данным археологии, раннеславянскими жилищами служили как целиком наземные дома, так и постройки, на месте которых прослеживается небольшое понижение уровня пола относительно уровня земли — котлован. Первые известны по раскопкам западнославянских поселений на территории современной Польши, они были чаще всего срубными (суковско-дзедзицкая культура). Вторые занимали юг лесной зоны и лесостепь на территории современных Беларуси, Украины, юго-западных областей России в V—X веках (пражская, корчакская, пеньковская, ипотешти-кындештская, позднее волынцевская и роменско-борщёвская культуры). Среди них были как срубные, так и каркасные (каркасно-столбовые) дома. В археологии за ними закрепился термин «полуземлянки»[24]. Котлованы этих жилищ в среднем имели глубину 0,3—1,2 м, по форме были близки к квадрату, ориентированному по сторонам света. Площадь котлованов колебалась от 6 до 20 м². В углу помещения — печь или очаг. Срубные стены возводились из брёвен, реже из плах, применялись рубки в обло и в лапу. Каркасные стены состояли из столбов и заполнения горизонтально уложенными плахами (также мог использоваться плетень). Иногда стены подмазывались глиной и/или покрывались побелкой

ключ

Цитата: Alexeyy от августа 28, 2022, 19:08:50На земледельцев, в основном. Параллельно шло активное распространение чего-то вроде феодальных отношений.

Речь идёт о громадной территории. По тем временам она не была обеспечена ни коммуникацией ,ни связью,ни средствами контроля.

Были ли они вообще земледельцами ? То есть-быть то может и были.
Но землепользование не было регламентировано.(как и сегодня вблизи глухих посёлков бывают самовольные огороды)

С феодализмом сложно.
У них не было собственных феодалов ?
И сколько войск надо ,чтобы взять под контроль такую территорию ? (ссориться с лесными охотниками в лесу-вряд ли хорошая идея).

Кем был вождь (или кто ?) дохристианских славян ?
Нет ни одного упоминания.
Был ли вообще ? (то есть мог быть предводитель рода или вождь охотников без административных функций).

Они были многоженцами?
Было ли понятие рода значимым (а оно значимо только при конкуренции родов).

ключ

#10
Цитата: Шаройко Лилия от августа 28, 2022, 20:16:31https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Святославич

Тут...
События в определённой точке-вполне возможно.
Но если речь о Руси ?
О какой Руси вообще? Она как государство не существовала,просто была территорией с условными границами.И не очень понятным населением.

Цитата: Шаройко Лилия от августа 28, 2022, 20:16:31Дохристианская культура Руси , про которую все непонятно. Что непонятно?
Деревянное зодчество не сохранилось, сохранились его описания в источниках соседних племен, которых также было мало.

То и не понятно ,что активные события в каких то центрах вряд ли могло иметь значение на расстоянии 50-100-200 км.
Ну не было централизации.
Князь? Пусть князь. Кому он князь?
Князь-более киевское понятие . Киевская Русь была Государством.
Северо-восточные территории-не были.

Предположим-князь имел войско в 1000 чел. Бросить все дела и кинуть его на ....на что ? На подчинение языческих племён ?
Они скорее всего сопротивления не оказывают ,но убить могут. И за чем ?
Военный поход скорее всего не окупится.
А военный успех не даст ни политического ,ни экономического результата.

А "деревянное зодчество" скорее всего было вполне нормальным и полезным строительством. Собственно-оно вряд ли отличается от современных ДЗС (дерево-земляные сооружения).




ключ

#11
Цитата: Шаройко Лилия от августа 28, 2022, 20:16:31Причина этого не только в распространённости дерева и его доступности самым широким слоям населения, но и в том, что оно легко в обработке, позволяет быстро строить, обладает низкой теплопроводностью.

Вот интересно.
Строить из дерева без топора-довольно трудно.
Рубить бревно топором-отвратительно. Тут страдает в первую очередь топор-его жалко-долго не проживёт. Пилы не было-это продукт других технологий.
Я вот че не могу понять.
Я вроде как человек современный. Но пилить и сверлить без пилы и сверла мне приходилось.
Большой гвоздь ,нагретый до красна ,прожигает 2 см доску с одного нагрева. С нескольких-пережигает на 2 части.
Способ лёгкий и эффективный ,гораздо эффективнее работы ножами и топорами поперёк волокна.

Про эту методу как бы не говорится. А она ееееесть.
А вот не являются ли древние "мечи" и "сошники" на самом деле инструментами для пережигания брёвен ?


Кстати ,прикольный современный способ глубокого сверления электродрелью.Берётся арматурина ,зажимется. Она не сверлит ,пока не нагреется,дымит ,пищит. Но достигает определенной температуры-и идёт в дерево стремительно ,как нож в масло. Главное-не останавливаться -мгновенно остынет ,заклинит и выдернуть будет трудно.

Шаройко Лилия

Цитата: ключ от августа 28, 2022, 21:49:00Кем был вождь (или кто ?) дохристианских славян ?
Нет ни одного упоминания.
Был ли вообще ? (то есть мог быть предводитель рода или вождь охотников без административных функций).

Это о чем вообще.
Славяне это вообще очень разнородная масса племен с примерно сотней самоназваний на период второй половины
Вы ключ в школе вроде учились.
Про Рюрика наверное слышали, про князя Игоря.

Заодно ответ про про отсутствие представлений о истории на момент принятия христианства

ЦитироватьДревнерусские летописи в рассказе о походе 941 года восходят к переводам Продолжателя Амартола[9], но также содержат следы народного предания, едва сохранившегося ко времени написания летописей.

Продолжатель Феофана так начинает рассказ о походе:
«11 июня четырнадцатого индикта [ 941 года ] на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы...»[10].

Лиутпранд Кремонский, посол короля Италии Беренгара II в Византию в 949 году, замечает о более чем тысяче кораблей у «короля русов Ингере»[11]. В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их». О впечатлении, произведённом этим набегом на византийцев, свидетельствует следующий факт: имя Игоря[12] стало единственным из русских имён, попавшим в византийский энциклопедический словарь X века, известный как Суда.

В 942 году жена Игоря княгиня Ольга родила Святослава, ставшего через три года князем под опекой матери[13].


Русь во время правления Игоря І
По летописи в 944 году (историки считают доказанным 943), Игорь собрал новое войско из варягов, руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большую часть войска отправил по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. Одновременно Роман выслал дары печенегам. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад. Продолжатель Феофана сообщает о подобном событии в апреле 943, только противниками византийцев, заключившими мир и повернувшими назад без сражения, были названы «турки». «Турками» византийцы обычно именовали венгров, но иногда широко применяли название ко всем кочевым народам с севера, то есть могли подразумевать и печенегов. Месяц апрель Константин Багрянородный упоминал в связи с началом навигации русов.

В следующем 944 году[14], Игорь заключил военно-торговый договор с Византией. В договоре упоминаются имена племянников Игоря, его жены княгини Ольги и сына Святослава. Летописец, описывая утверждение договора в Киеве, сообщил о церкви, в которой приносили клятву варяги-христиане.

Чувствую надо начинать учебники копать, копаем


История России, С древнейших времен до наших дней, Учебник для вузов, Моисеев В.В., 2019. 

Восточные славяне — наши исторические предки.
Первые упоминания о славянах. Славяне — обособившаяся часть индоевропейской общности людей, населявших нашу планету в середине II тыс. до н. э. Первые письменные источники, в которых упоминаются славяне, относятся к началу первого тысячелетия, но уже нашей эры. О славянах сообщали греческие, римские, арабские, византийские летописи и другие источники. Слово «славяне» в древних источниках появляется лишь в VI в. н.э. До этого славян упоминали античные авторы под именем «венедов», готские летописцы называли их «антами», византийцы — «склавинами» и т.п.

Скачала полный текст 35 метров, сейчас загружаю на свой сервер, дальше выложу ссылку и буду цитировать.

Пока цитирую со своей копии




Шаройко Лилия

#13
1.1. Восточные славяне — наши исторические предки
Первые упоминания о славянах. Славяне — обособивш аяся часть индоевропейской общ ности людей, населявш их нашу
планету в середине II тыс. до н. э. Первые письменные источники, в которых упоминаю тся славяне, относятся к началу
первого ты сячелетия, но уже нашей эры. О славянах сообщали
греческие, римские, арабские, византийские летописи и другие
источники.
Слово «славяне» в древних источниках появляется лиш ь
в VI в. н. э. До этого славян упоминали античны е авторы под
именем «венедов», готские летописцы назы вали их «антами»,
византийцы — «склавинами» и т. п.
В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н. э.), когда начинал распадаться рабовладельческий строй, славяне
искали новые места обитания. С этой целью они осваивали
территорию Восточной, Ю го-Восточной и Ц ентральной Европы. Следы пребывания славян обнаруживаю тся во многих местах евразийского материка. Ныне известны Живина Русь —
Балканы, Перунова Русь — Прибалтика, Порусье — территория
Ф ранции и Германии. Следы пребы вания славян находят на
территории Англии.
Новые научные инструменты, компью теры и компью терные программы позволили в конце ХХ в. прочитать наконец
древние тексты и письмена («руны»), сохранивш иеся на

священных камнях, обнаруженных в Великобритании, в местечке Стоунхендж. Надписи, читаемые на внешних и внутренних
камнях древнего храма, были начертаны кириллицей и расшифрованы как: «макожь, род, мастерская». А когда определили возраст этих слов, то оказалось, что они были написаны за 1200 лет
до прихода туда бриттов — коренных британцев!
Восточные славяне. Восточные славяне были одной из самых больших общностей людей наряду с западными и южными славянами. С конца IV в. н. э. восточные славяне, населявшие в основном Восточную Европу, оказались вовлеченными в
Великое переселение народов. К моменту образования Древнерусского государства они проделали немалый путь, мигрируя по Европе и Азии. В течение ІѴ-ѴІІІ вв. наши далекие предки постепенно заселяли обширные пространства, дойдя на
западе до Эльбы, на севере — до Невы и Ладоги, на востоке —
до Средней Оки и Верхнего Дона (ныне территория Тульской
области). При этом они соприкасались с проживавшими на
этих территориях балтскими и финно-угорскими племенами,
ассимилируясь с ними. Заселив новые земли, славяне сыграли
значительную роль в совершенствовании орудий труда, которые применялись в земледелии и ремеслах.
Вятичи занимали земли вдоль реки Оки. Первый крупный
город, который они построили и который упоминается в летописи, — Рязань. Кривичи селились вокруг Чудского озера, в
верховьях рек Днепр, Волга, Западная Двина. Словене занимали
территорию в районе озера Ильмень и по реке Волхов. Позднее
они создали Новгородскую республику. Радимичи селились
между Днепром и Десной. Дреговичи находились к северу от
Припяти, между Днепром и верховьями реки Неман. Поляне
обитали в средней части реки Днепр. Они вполне могли построить город Киев — будущую столицу Киевской Руси.
Известно, что русские произошли от славян. Есть достоверные сведения о том, что Северное Причерноморье заселяли
скифы, а в степях Поволжья, Приуралья и на юге Сибири в то
время кочевали сарматы, которых некоторые историки относят к нашим предкам, как и восточных славян. Анализ древнеславянского языка позволил им предположить, что сарматы и
скифы, как и славяне, входили в балто-славянскую языковую
общность. Но каким образом и когда славяне оказались на рус
ской земле, исторической науке достоверно не известно. Даже
такие известные историки государства Российского, как
Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, не имели четких
представлений. Нет бесспорных доказательств и у современных
ученых. Вопрос автора «Повести временных лет» — «Откуда есть
пошла Русская земля?» пока остается без четкого ответа.
Большинство ученых признают, что славяне не были исконным населением Восточной Европы. Об этом свидетельствует анализ географических названий — данные топонимики. Так, скифы и сарматы оставили в степной зоне много
названий неславянского, иранского происхождения, например
Дон, Днепр, Днестр. В междуречье Оки и Волги преобладают
угро-финские названия — Москва, Протва, Лысьва («ва» пофински означает вода). На территории Московской, Тульской,
Смоленской и Калужской областей до сих пор сохранились
названия рек балтийского происхождения.
Первое достоверное упоминание о Руси встречается в Баварском хронографе и относится к 811-821 гг., то есть к началу IX в. Византийские источники, которые среди историков
считаются наиболее достоверными, зафиксировали в 860 г.
факт нападения Руси на Константинополь, столицу Византии.
Но ни Баварский хронограф, ни византийские и другие документальные свидетельства не дают ответа на вопрос: почему
восточные славяне стали занимать территории, на которых
сегодня расположены Россия, Белоруссия и Украина? Нет точного ответа и на вопрос, когда точно произошло заселение
данных территорий.
Из отрывочных сведений византийских, германских, арабских писателей и из нашей летописи мы узнаем, что славяне
селились по берегам рек и озер, жили семьями в небольших
домах-полуземлянках. Крыша делалась из ветвей и обмазывалась глиной. Внутри все было из дерева, включая домашнюю
посуду. Топился дом «по-черному», то есть дым от глинобитного или каменного очага уходил не через печную трубу, а прямо
через отверстие в крыше, которая была почти вровень с землей. Как заметил Н. М. Карамзин, «самые грады славянские были не что иное, как собрание хижин, окруженных затором или
земляным валом».

VI—IX вв. стали временем, когда восточнославянские племена начинают переходить от первобытности к цивилизации, то
есть к качественно иной ступени развития общества. Данные
археологии, а затем и первые письменные источники позволяют проследить основные этапы и направления этого процесса в развитии восточнославянского общества. Предки наши
в суровых климатических условиях мало преуспели в зодчестве, требующем времени и досуга. Славяне знали родовую
вражду и обычай кровной мести, многоженство и похищение
жен из других родов. Иноземцам запомнились такие качества
славян, как гостеприимство и добродушие, почтение к родителям и умение веселиться. Старинные европейские источники
сообщают факты, говорящие о воинском искусстве и храбрости
славян. Так, славянами был разбит готский вождь Германарих,
считавшийся ранее непобедимым полководцем.
Хотя славяне и миновали рабовладение как экономический
уклад, но патриархальное рабство у них проявлялось зачастую
на региональном уровне. По некоторым данным, оно просуществовало всего около двух веков. Дело в том, что в ѴІІІ-ІХ вв.
рабовладельческий строй был уже пройденным этапом мировой истории. Кроме того, достигнутый восточными славянами
уровень развития производительных сил был несовместим
с широким применением рабского труда.

Шаройко Лилия

#14
Продолжение и ссылка на всю книгу

Ссылка
История России, С древнейших времен до наших дней, Учебник для вузов, Моисеев В.В., 2019.


Основу экономики восточных славян, как известно, составляло земледелие. Восточные славяне занимались также скотоводством, ремеслом, охотой, рыболовством, бортничеством
(сбором пчелиного меда), а также торговлей. Торговля славян,
по мнению Н. М. Карамзина, состояла только в обмене вещей:
«Они не употребляли денег и брали золото от чужестранцев
единственно как товар». Главными предметами торговли были
«невольники, драгоценные меха, мед». Меха при торговле
с иноземцами служили для славян деньгами. К XI в. появился
термин «куна» (меха пушных зверей, прежде всего куницы, которые позднее стали разрезать на лоскутки). Чеканная монета,
сменившая куны, являлась не только средством куплипродажи, но и символом государственного суверенитета.
С развитием производительных сил у восточных славян
в земледелии стали применяться железные сошники, другие
передовые орудия труда, повышавшие урожайность. Археоло

гические находки разнообразных орудий из железа (топоров,
клещей, гвоздей, сошников, ключей, замков и пр.) относятся
к лошадьми, что позволяло увеличивать пахотные площади и
валовой сбор. Появление паров также способствовало росту
сбора зерна. Совершенствование орудий труда и новая культура земледелия дали возможность семьям вести самостоятельное хозяйство отдельно от общины, на своем наделе. Но при
этом угодья оставались в нераздельном пользовании всей общины. Частная собственность на землю еще не сложилась.
Центрами торговли, ремесла и административного управления становились города, сыгравшие важную роль в консолидации славянских племен. В укрепленной части города жили
князья и знать (будущие бояре), на остальной территории —
посадские лю ди— ремесленники и торговцы. Города строились, как правило, на торговых путях. Название одного из них
дошло до нас как путь «из варяг в греки». Путь «из варяг
в греки» проходил от Балтийского (Варяжского) моря через
реки Волхов и Западная Двина. Когда водный путь заканчивался, суда по системе волоков перетаскивали в Днепр, а по Днепру— в Черное море к грекам и в Византию (часть бывшей
Римской империи, ныне Греция). В Московской области есть
город Волоколамск, расположенный на берегу р. Лама Нетрудно догадаться, что название города произошло от двух слов
«волок» и «Лама».
Совместно со славянскими племенами на русских землях
проживали представители племен финского, тюркского, иранского происхождения. С севера на русские земли проникали
норманны, викинги и другие «варяги». Вначале они обосновывались на землях вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, затем
часть северных колонистов проникла в южную часть Руси, где
они ассимилировались с русами, приняв их наименование. По
мнению исследователя В. К. Цечоева, с VIII по X в. значительная
часть славян находилась в зависимости от Хазарского каганата
и по крайней мере русы, северяне, вятичи, древляне и радимичи были подвластными племенами этого раннефеодального
государства.
С этим утверждением можно согласиться, так как оно подтверждается многими другими свидетельствами и историческими фактами. Если принять во внимание опыт, полученный

славянами в Хазарском каганате, то нашим далеким предкам
не нужна была помощь варягов в образовании государства, так
как они вполне могли создать его по «образу и подобию» Хазарского каганата. Как нам представляется, некоторые государственные идеи каганата они все-таки переняли. Например,
во главе гражданской администрации в Хазарском царстве были наместники (тудуны), которым подчинялись налоговая, таможенная, финансовая администрация. Наместничество, как
известно, получило широкое распространение и в Древнерусском государстве.
Кроме того, в Хазарском каганате государственноохранительные функции выполняли тарханы. Тарханами выступала не только тюркская, но и славянская знать. Известен
даже термин «рус-тархан», то есть русский феодал, облеченный тарханными полномочиями. Земли и имущество тарханов
освобождались от уплаты налогов. В государстве, созданном
восточными славянами, также применялись подобные льготы.
На Руси получили распространение так называемые тарханные грамоты, дававшие льготы и привилегии их владельцам.
И название Астрахани, связано с термином «ас-тархан» (по
преданию, сарматское племя асов получило от хана Батыя за
боевые заслуги тарханную грамоту, которая давала основанному ими городу Ас-Тархан значительные привилегии].


Норманнская теория.

В вопросе образования Древнерусского государства норманнская теория играет особую роль.
Суть этой теории состоит в том, что восточные славяне якобы
были на таком низком уровне общественного развития, что не
могли самостоятельно создать собственное государство. Такими «дикими и необразованными», по мнению авторов теории, были наши предки.
Норманнская теория, связывающая образование русского
государства с деятельностью норманнов, возникла в работах
немецких историков XVIII в. Готлиба Байера, Фридриха Миллера и Августа Шлёцера. Профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Байер первым высказал мнение, что древнерусское слово из летописей— «варяги»— это название
скандинавов, давших Руси государственность. По его мнению,

норманны имели более высокий уровень цивилизации и поэтому именно они принесли с собой идею государственного
образования и государственного управления на русские земли.
Подобных взглядов придерживались, к сожалению, Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. М. Соловьев, и некоторые другие
видные русские историки. Они утверждали, что государственное начало восточным славянам принесли именно варяги.
«Варягами» на Руси называли норманнов — пришельцев
с побережья Варяжского моря. По сообщениям русских летописей, северные племена восточных славян платили дань варягам. Будучи одним из самых воинственных племен, норманны
в IX в. грабили не только Русь, но и Шотландию, Англию, Францию, Андалузию, Италию.
Среди русских историков было немало антинорманнистов:
Костомаров, Максимович, Гедеонов, Забелин, Грушевский,
Шахматов и другие. А. А. Шахматов доказал, что Сказание о
призвании варягов на Русь — это поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке
летописцами. Летописец Нестор, инок Киево-Печерского монастыря, живший в XI в., в своих скрижалях отмечал, что варяги
пришли на Русь в 859 г. и что в 862 г. варяг Рюрик и его братья
уже княжили в России «полунощной». Другие летописцы, также не являясь очевидцами тех событий, писали, что славяне
новгородские, а также кривичи, весь и чудь отправили совместное посольство за море к варягам, чтобы пригласить их на
княжение. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет:
идите княжить и владеть нами» — так описывается в древней
летописи приглашение варягов на Русь. Впервые
Сказание о призвании варягов было записано в «Остромировой летописи» (Новгородский свод 1050 г.). Летописцы отмечали, что в 862 г. норманны во главе с Рюриком, Трувором,
Синеусом завоевали северные славянские племена с центром
в Новгороде. Затем варяжской дружине удалось хитростью
овладеть Киевом и убить киевских князей Аскольда и Дира.
Н. М. Карамзин объясняет этот феномен тем, что варяги и
до официального приглашения уже правили славянскими племенами, причем правили ими «без угнетения и насилия», так
как брали дань легкую и соблюдали справедливость. Это

правление иноземцев могло прерваться из-за недовольства
местной знати, которая и подняла темный народ на изгнание
варягов со своей территории. Выгнав норманнов, бояре славянские не сумели восстановить древних справедливых законов, затеяв междоусобицу. Тогда, по версии историка, граждане вспомнили, может быть, о более выгодном и более
спокойном правлении варягов и отправили к ним своих послов.
По другой версии, которую выдвинули Г. В. Вернадский,
Л. Н. Гумилев и другие, поводом для «призыва варягов из-за
моря», о котором упоминает древняя летопись, послужила
агрессивная политика Хазарского каганата.
Какие бы версии появления норманнов на Руси ни выдвигались, общепризнанным историческим фактом остается следующее: князь Олег из рода Рюриковичей, совершив военный поход со своей многочисленной и хорошо вооруженной
дружиной из Новгорода, в 882 г. завоевал Киев, сделав его центром своего правления, столицей Руси. Так в 882 г. два крупнейших славянских центра— Киевский и Новгородский— с
помощью варягов объединились под властью Киева, образовав
Древнерусское государство.

Древнерусское государство.

Образование Древнерусского
государства принято считать начальным этапом в истории
российской государственности. Древнерусское государство
называлось словами «Русь» или «Русская земля». В летописях,
других исторических источниках словосочетание «Киевская
Русь» не было зафиксировано.
Сравнительно легкое объединение двух центров — Киева и
Новгорода— в единое государство, происшедшее при князе
Олеге в 882 г., историки объясняют родственностью племен,
близостью языка, верований и культуры. При этом оговаривается, что Олег не присоединил Киев к Новгороду, а просто превратил Киев в новую столицу династии Рюриковичей. Объединив юг и север вдоль торгового пути «из варяг в греки», Олег
стал присоединять к новому государству и другие восточнославянские земли: в 883 г. древлян, затем северян и радимичей, освободив последних от власти Хазарского каганата.
В ІХ-Х вв. внутренняя политика Киевской Руси сводилась
к ликвидации местных княжений и объединению всех земель
в единое целое (этот процесс завершился при князе Владимире

в 980-1015 гг.). Одновременно происходили процессы создания и укрепления аппарата власти, выработки правовых норм.
Шла работа по сбору дани с покоренных племен. Как наиболее
воинственные племена, норманны создавали прежде всего силовые атрибуты государства— дружины, ополчения, которые
были способны противостоять захватчикам, защитить границы занимаемой территории от посягательств извне.

Это еще не все, но вроде все что Ключ хотел узнать, но боялся много читать

Дальше там появление государственности подробно расписано.