Цитата: smitid от декабря 31, 2018, 14:57:49Проблема в том, что я не понял связи хаоса, причинности и самоорганизации.
Не огорчайтесь, кто поймет, тот кандидат на нобелевку. Я ответить не смогу, но попробую хоть чуть упорядочить.
По сути, все чем мы пользуемся для описания сложных процессов - это редукционизм, холизм и монизм. Самым продвинутым, но и самым опасным описанием являются разборки через введение Лебнициевых монад. Например, вводим понятие сознания или псхики, мышления, наконец, эволюции и объявляем их ячейкой самодостаточной сущности. Потом накладываем эти ячейки, как трафарет на естественные процессы и уже через эту призму обнаруживаем их присутствие даже в тех простых явлениях, где их быть не должно. Типа: мышление невозможно без рефлектоной базы, но зарабатываться эта база может только через зачатки мышления.
Без редукционизма вроде никак невозможно. Есть действие - есть и его причина. Но потенциалы действия даже в ограниченном контуре возбуждают спонтанные нейрофизические и биохимические процессы в областях мозга, вроде бы и не связанных с причинно-следственным поведенческим действием. Результатом оказывается целый спектр иногда вовсе не адекватных причине эмоций.
Холизм вроде промежуточен монизму и редукционизму. Раз есть побочные действия, то почему бы их не возвести в ранг той синергии (эмерджментности), которые и определяют самую суть биологической единицы? Но именно тут поджидает сюрприз, что хаотические в своей сумме явления проявляются как саоорганизованная надстройка, в принципе, способная породить то, что мы называем беспричинной идеей (новизной, новой системностью).
Отсюда и модные игрища со странными аттракторами, как областями динамического равновесия для хаоса. Тогда работающая структура начинает выглядеть, как упорядоченность хаотических областей. Как перераспределяется сам беспорядок между этими областями, предсказать невозможно - в этом суть бифуркационных явлений. На деле выходит, что условная прямая от причины к следствию вовсе не является оптимизированной - она рождается в виде множества весьма окольных путей.
Не знаю, не запутал ли я Вас еще более? Но лучше очевидный бардак, чем туман полного порядка.
И тут - нарушение симметрии. Тот же редукционизм.
И зачем человек стремится к власти?