Последние сообщения

#1
Две статьи (информация в них частично связана).

Первая статья:

Для тонкой настройки языка танца пчелам требуется социальное обучение
https://elementy.ru/novosti_nauki/434081/Dlya_tonkoy_nastroyki_yazyka_tantsa_u_pchel_trebuetsya_sotsialnoe_obuchenie
ЦитироватьСоциальное обучение играет важную роль в жизни общественных насекомых. Однако до сих пор было неясно, участвует ли оно в формировании сложных систем коммуникации, таких как язык танца медоносных пчел.

Эксперименты, проведенные китайскими и американскими биологами, показали, что «наивные» пчелы, не имевшие возможности чему-либо научиться у опытных товарищей, в положенный срок начинают вылетать на сбор корма и танцевать. Однако они делают это иначе, чем нормальные пчелы, которые сначала несколько дней наблюдают за танцами более опытных коллег, и только потом начинают танцевать сами. По мере того, как наивная пчела набирается опыта, летая за едой и наблюдая танцы таких же, как она, необученных сородичей, некоторые из различий сглаживаются, но не все.

Результаты согласуются с идеей о том, что пчелиный танец — поведение в основном врожденное, но нуждающееся в отладке при помощи обучения. Также они согласуются с гипотезой о существовании у пчел культурных традиций, помогающих адаптировать танец к нюансам местной обстановки.
ЦитироватьНо является ли сам язык танца полностью врожденным? Может быть, ему нужно доучиваться, как это делают многие певчие птицы, у которых врожденная песня весьма приблизительна, а для полноценного пения требуется социальное обучение (см.: Птицы осваивают пение, наблюдая за реакцией сородичей, «Элементы», 20.03.2019)? Или, может быть, врожденной является только способность быстро выучивать язык танца, как у людей, у которых сам язык не прописан в генах, но есть потрясающий врожденный талант к его освоению?
ЦитироватьПохоже на то, что нюансы кодирования расстояния могут сохраняться в пчелиных семьях как культурные традиции. И если такую традицию искусственно прервать (как это произошло в экспериментальных семьях, составленных из юных, ничего не знающих рабочих), то она потом не восстанавливается. Значит, не исключено, что какие-то зачатки культуры у пчел всё-таки есть. Культурному наследованию навыков может способствовать размножение семей посредством роения, при котором новая семья сразу имеет опытных рабочих, и то, что семьи у пчел многолетние. Этим пчелы выгодно отличаются от шмелей и большинства муравьев, у которых новую семью основывает одинокая самка, что радикально затрудняет передачу культурной информации от семьи к семье.
ЦитироватьВ конце статьи авторы немного рассуждают о возможных выгодах использования социального обучения в формировании танца. Выгоды могут быть связаны с тем, что пчелы селятся в разных местностях (разные пейзажи вокруг гнезда), а способствующие ошибкам неровности «танцплощадок» могут сильно различаться в разных гнездах. Поэтому язык танца полезно подстраивать к нюансам местной обстановки. Например, пчела оценивает расстояние до источника пищи по оптическому потоку (см. Optical flow), то есть, грубо говоря, по суммарному количеству мелькания в глазах за время полета туда и обратно. Из этого следует, что в разных местностях переводить оптический поток в число виляний брюшком во время танца, скорее всего, лучше по разным формулам. Тут-то и открывается поле для культурного наследования, потому что вписывать такие локальные адаптации в геном вряд ли практично.

P.S. Статья большая (поэтому только несколько цитат привожу) и весьма информативная.

Несколько ссылок в дополнение:

Социальность у ос способствует уменьшению мозга
https://elementy.ru/novosti_nauki/432525/Sotsialnost_u_os_sposobstvuet_umensheniyu_mozga

Возможные эволюционные механизмы «культуры» у животных: гипотеза распределенного социального обучения
http://reznikova.net/wp-content/uploads/2013/05/295-309-Reznikova.pdf

Перенимая опыт у товарищей, шмели подходят к делу с умом
https://elementy.ru/novosti_nauki/432944/Perenimaya_opyt_u_tovarishchey_shmeli_podkhodyat_k_delu_s_umom

Культура у животных — не редкий курьез, а вездесущее явление
https://elementy.ru/novosti_nauki/433801/Kultura_u_zhivotnykh_ne_redkiy_kurez_a_vezdesushchee_yavlenie

И вторая статья:

Поведенческие традиции у шмелей основаны на социальном обучении и конформизме
https://elementy.ru/novosti_nauki/434083/Povedencheskie_traditsii_u_shmeley_osnovany_na_sotsialnom_obuchenii_i_konformizme
ЦитироватьБританские и китайские биологи провели со шмелями эксперименты по «социальной диффузии», ранее проводившиеся с птицами и млекопитающими. В шмелиные семьи подсаживали демонстраторов, специально обученных решать нестандартную для шмелей задачу одним из двух равноценных способов, и смотрели, как будет распространяться навык.

Оказалось, что процессы формирования поведенческих традиций у шмелей очень похожи на то, что ранее наблюдалось у теплокровных позвоночных. Шмели успешно учатся у демонстратора и начинают решать задачу тем же способом, что и он. Альтернативный способ иногда случайно открывается, но не получает распространения. Если подсадить в шмелиную семью демонстраторов, умеющих решать задачу обоими способами, то один из способов всё равно рано или поздно становится доминирующим, то есть происходит унификация поведенческой традиции. Это, по-видимому, объясняется не тем, что какие-то шмели меняют свои привычки (каждый шмель, как правило, держится за привычный ему способ), а тем, что новые ученики усваивают более распространенный вариант поведения, отчего тот становится еще более распространенным.

Способность к социальному обучению и формированию традиций могла направлять эволюцию врожденных (инстинктивных) элементов поведения общественных насекомых благодаря эффекту Болдуина.
ЦитироватьТаким образом, результаты согласуются с гипотезой о том, что поведенческие инновации у шмелей могут распространяться в пределах колонии путем социального обучения. Стоит ли называть такой навык культурной (а не просто поведенческой) традицией? Может и не стоит, потому что передачу навыка между поколениями у шмелей никто не наблюдал. К началу зимы рабочие шмели погибают, а вместе с ними и весь их опыт. Новые семьи создаются перезимовавшими самками, которые вряд ли могут научить потомство чему-то полезному.
ЦитироватьАвторы завершают статью двумя фразами, которые стоит процитировать: «Возможно, элементы огромного и сложного врожденного поведенческого репертуара общественных насекомых не всегда были такими инстинктивными. Причина, по которой часто не удается найти признаков культуры у тех или иных животных, возможно, состоит в том, что мы ищем их слишком поздно» (то есть культурные традиции могли уже успеть стать инстинктами).

P.S. Интересное замечание: «культурные традиции могли уже успеть стать инстинктами». Тут просматривается некая аналогия с тем, как формируются навыки (сначала постоянный контроль и оценка каждого этапа/движения нового поведения на высших уровнях механизма сознания), которые затем переходят в разряд условных рефлексов, динамических стереотипов и т.д. ( потом контроль/оценка сформированного поведения остаётся только за нижними уровнями механизма сознания).

И ссылка в дополнение (там и про эффект Болдуина есть):

Гены управляют поведением, а поведение — генами
https://elementy.ru/novosti_nauki/430913/Geny_upravlyayut_povedeniem_a_povedenie_genami
#2
Цитата: npvol от марта 26, 2023, 17:17:44необходимо деление человечества на достаточно изолированные группы, популяции, с весьма ограниченным обменом генами между этими группами.
Никогда такого не было, не считая какие то переферийные изоляты.
Цитата: npvol от марта 26, 2023, 17:17:44Древние империи были аморфными образованиями, в пределах которых люди по-прежнему жили изолированными сообществами, платившими дань в центральную казну.

Поглядите на Римскую. Там коммуникабельность и перемешивание были выше, нежели в средневековой Европе.
Цитата: npvol от марта 26, 2023, 17:17:44Отсутствие такого генообмена между человеческими группами в течение тысячелетий могло бы привести к образованию новых видов.
Ну да. только такового отсутствия не было вовсе
Цитата: npvol от марта 26, 2023, 17:17:44Начиная со средневековья, особенно в густонаселенной Европе, деление человечества на группы прежними, естественными средствами уже не поддерживалось. Неосознаваемая человеком (а только «природой») потребность стихийно реализовывалась в создании национальных государств.
Вот только создание национальных государств было как раз концом средневековья. В средневековье никаких таких "наций" не понимали вовсе.
Цитата: npvol от марта 26, 2023, 17:17:44Однако империи создавались за счет отдаленных от метрополий (за исключением России)
А Австро-Венгрия что, по Вашему? Я уж не говорю про священную Римскую империю. Или, про Турецкую
#3
Ну   и   что  такое   понятие "высокого биологического стандарта человеческого вида"  ?    Кто   выше   -  эскимосы  или  полинезийцы  с  точки  зрения  приспособления  к  среде ?
#4
И  все-таки  чем    для   поддержания "высокого биологического стандарта человеческого вида"  брачная изоляция отдельных  популяций   лучше   панмикстной   популяции  ?  И  какова  должна  быть  численность  такого  идеального  изолята ?
#5
Находки / От: Ископаемые из г. Зимогорье...
Последний ответ от Яковлевич - марта 26, 2023, 17:35:29
Г. Зимогорье. ЛНР. Славяносербский район.
Доисторическая история.
Что мы знаем о месте, в котором живем? Что образовалось  Зимогорье в 1645 году из беглых крестьян России и Украины, и все. Но ведь историческое прошлое нашего края  идет с начала 2 го тысячелетия до нашей эры. Прошлое нашего края, это примерно 3,200 млрд. лет. Это бронзовый век, в нашем городе при раскопках обнаружено целое поселение того времени, орудия труда, быта. Таких раскопок было несколько в районе Донбасса.  Так же обнаружен клад медных слитков, который хранится в Эрмитаже. (хотя на мой запрос Эрмитаж ответил, что в каталогах находок этих слитков нет). В это время развивается металлургия бронзы и меди. Бронзовый век интересен развитым земледелием, большими городами и крупными поселениями, и всего за сто лет, эта цивилизация канула в Лета. Катастрофа бронзового века. Скорее всего, эта цивилизация рухнула от природных катаклизмов, землетрясения, вулканы, разливы рек. Это все было на местности, где стоит наш г. Зимогорье.
Еще одно знаковое событие в г. Зимогорье, это пребывание у нас  кочевых племен половцев,  тюркского скотоводческого народа. В  X I- XIII веках на наши земли часто нападали кочевые племена, бои проходили с переменным успехом, пока, в конце концов, половцы не объединились с русскими князьями и выступили вместе против монголо-татар. На местности, где стоит наш город, половцы обосновали свое поселение, до наших времен сохранились их изваяния, (так наз. каменные бабы) которые стояли у нас на перекрестках. Эти изваяния уже в наше время собрали в музей под открытым небом в университете им. Шевченко г. Луганск. В последующие годы половцы объединились с русским, но при этом потеряли свою идентичность, потеряв свой язык, обычаи, (в отличие от русских, которые сохранили язык, обычаи, веру) и растворились в нашем народе.
Третье знаковое событие, это нападение на наши земли в 1243 г. монголо-татар. Их иго длилось 237 лет, до 1480 года, но и после изгнания орды князья еще 250 лет платили дань орде. Об этом свидетельствуют подземные ходы, прорытые ордой в меловых горах на десятки, а может сотни километров. Имели несколько выходов на поверхность, были оборудованы окнами для воздуха, высота рассчитана на всадника, это было сделано для того, чтоб внезапно появляться в нескольких местах одновременно. В связи с тем, что там часто погибали люди, входы в рукотворные пещеры были взорваны. По рассказам очевидцев, в районе г Зимогорье подземный ход разделен закрытыми железными воротами, за ворота никто не заходил. (Я хотел в этом 2023 году вплотную заняться этим вопросом, подземных ходов монголо-татар и поиском свидетельств их пребывания на наших землях, но болезнь посчитала иначе).
Эти три события довольно большого прошлого на наших землях, еще не вся история, продолжение следует.
Коротко. В 1845 годах, на наши земли пришли беглые крестьяне из русских и украинских земель. Они обосновали поселок Черкасский-Брод. В 1753 году, для защиты своих южных рубежей царица Екатерина послала сюда гусарские полки из Сербов, принявших русское подданство, у нас стояла 11 рота гусар. (у меня есть находка свинцовая пуля мушкета и картечное ядро тех времен). С тех пор территория получила название Славяно-Сербии. 1865 год обнаружен каменный уголь, пласты которого выходили прямо на огороды крестьян. Крестьяне не могли в одиночку вести добычу угля, поэтому обосновывали артели из соседей или родственников. Работали они там только осенью и зимой, так как в теплое время занимались сельскохозяйственным трудом на своих полях. Село Зимогорье к этому времени уже слилось с Черкасским, в  которое переименовали Черкасский-Брод.  В 1950 году началось строительство шахты Черкасская-Северная № 2, и в 1957 г.шахта  вступила в строй и дала первые тонны угля. В 1958 году построен дворец культуры им. Ленина. На строительстве шахты и шахтного поселка использовали камень, который добывали в каменном карьере. На месте добычи камня образовался огромный карьер, где чуть не погибла целая эпоха, прошлого нашей территории, от Башкирско-Московского яруса 318-312 млн. лет. Это время у меня представлено всеми растительными деревьями, папоротниками, хвойными шишками и множеством других ископаемых. Одну из моих находок консультировали в Кембридже Лондона. Я меньше уделял внимание меловым ископаемым, старался больше узнать за такое далекое время, как Карбон. Но и меловая жизнь у меня представлена довольно большой коллекцией, Кампанского мела 83-72 млн. лет назад. (Кто интересуется у меня в    ВК      https://vk.com/albums338180469   и ОК  https://ok.ru/profile/574621701299/photos   ) Ссылки копировать и вставлять в свой ОК и ВК. Я в этом не очень разбираюсь.
Вообще то, учителя могли грамотней написать и первый урок делать - Наше Зимогорье. Но это так, между прочим.
Коржов В. Я. 23 03 23.
#6
PaleoNET / От: ПАЛЕОСОЛЯНКА от Яковлевича
Последний ответ от Яковлевич - марта 26, 2023, 17:34:40
Г. Зимогорье. ЛНР. Славяносербский район.
Доисторическая история.
Что мы знаем о месте, в котором живем? Что образовалось  Зимогорье в 1645 году из беглых крестьян России и Украины, и все. Но ведь историческое прошлое нашего края  идет с начала 2 го тысячелетия до нашей эры. Прошлое нашего края, это примерно 3,200 млрд. лет. Это бронзовый век, в нашем городе при раскопках обнаружено целое поселение того времени, орудия труда, быта. Таких раскопок было несколько в районе Донбасса.  Так же обнаружен клад медных слитков, который хранится в Эрмитаже. (хотя на мой запрос Эрмитаж ответил, что в каталогах находок этих слитков нет). В это время развивается металлургия бронзы и меди. Бронзовый век интересен развитым земледелием, большими городами и крупными поселениями, и всего за сто лет, эта цивилизация канула в Лета. Катастрофа бронзового века. Скорее всего, эта цивилизация рухнула от природных катаклизмов, землетрясения, вулканы, разливы рек. Это все было на местности, где стоит наш г. Зимогорье.
Еще одно знаковое событие в г. Зимогорье, это пребывание у нас  кочевых племен половцев,  тюркского скотоводческого народа. В  X I- XIII веках на наши земли часто нападали кочевые племена, бои проходили с переменным успехом, пока, в конце концов, половцы не объединились с русскими князьями и выступили вместе против монголо-татар. На местности, где стоит наш город, половцы обосновали свое поселение, до наших времен сохранились их изваяния, (так наз. каменные бабы) которые стояли у нас на перекрестках. Эти изваяния уже в наше время собрали в музей под открытым небом в университете им. Шевченко г. Луганск. В последующие годы половцы объединились с русским, но при этом потеряли свою идентичность, потеряв свой язык, обычаи, (в отличие от русских, которые сохранили язык, обычаи, веру) и растворились в нашем народе.
Третье знаковое событие, это нападение на наши земли в 1243 г. монголо-татар. Их иго длилось 237 лет, до 1480 года, но и после изгнания орды князья еще 250 лет платили дань орде. Об этом свидетельствуют подземные ходы, прорытые ордой в меловых горах на десятки, а может сотни километров. Имели несколько выходов на поверхность, были оборудованы окнами для воздуха, высота рассчитана на всадника, это было сделано для того, чтоб внезапно появляться в нескольких местах одновременно. В связи с тем, что там часто погибали люди, входы в рукотворные пещеры были взорваны. По рассказам очевидцев, в районе г Зимогорье подземный ход разделен закрытыми железными воротами, за ворота никто не заходил. (Я хотел в этом 2023 году вплотную заняться этим вопросом, подземных ходов монголо-татар и поиском свидетельств их пребывания на наших землях, но болезнь посчитала иначе).
Эти три события довольно большого прошлого на наших землях, еще не вся история, продолжение следует.
Коротко. В 1845 годах, на наши земли пришли беглые крестьяне из русских и украинских земель. Они обосновали поселок Черкасский-Брод. В 1753 году, для защиты своих южных рубежей царица Екатерина послала сюда гусарские полки из Сербов, принявших русское подданство, у нас стояла 11 рота гусар. (у меня есть находка свинцовая пуля мушкета и картечное ядро тех времен). С тех пор территория получила название Славяно-Сербии. 1865 год обнаружен каменный уголь, пласты которого выходили прямо на огороды крестьян. Крестьяне не могли в одиночку вести добычу угля, поэтому обосновывали артели из соседей или родственников. Работали они там только осенью и зимой, так как в теплое время занимались сельскохозяйственным трудом на своих полях. Село Зимогорье к этому времени уже слилось с Черкасским, в  которое переименовали Черкасский-Брод.  В 1950 году началось строительство шахты Черкасская-Северная № 2, и в 1957 г.шахта  вступила в строй и дала первые тонны угля. В 1958 году построен дворец культуры им. Ленина. На строительстве шахты и шахтного поселка использовали камень, который добывали в каменном карьере. На месте добычи камня образовался огромный карьер, где чуть не погибла целая эпоха, прошлого нашей территории, от Башкирско-Московского яруса 318-312 млн. лет. Это время у меня представлено всеми растительными деревьями, папоротниками, хвойными шишками и множеством других ископаемых. Одну из моих находок консультировали в Кембридже Лондона. Я меньше уделял внимание меловым ископаемым, старался больше узнать за такое далекое время, как Карбон. Но и меловая жизнь у меня представлена довольно большой коллекцией, Кампанского мела 83-72 млн. лет назад. (Кто интересуется у меня в    ВК      https://vk.com/albums338180469   и ОК  https://ok.ru/profile/574621701299/photos   ) Ссылки копировать и вставлять в свой ОК и ВК. Я в этом не очень разбираюсь.
Вообще то, учителя могли грамотней написать и первый урок делать - Наше Зимогорье. Но это так, между прочим.
Коржов В. Я. 23 03 23.
#7
Лет 10 назад написал (для себя):

Для поддержания, если можно так выразиться, высокого биологического стандарта человеческого вида, условий для его развития, процветания, прогрессивной эволюции, необходимо деление человечества на достаточно изолированные группы, популяции, с весьма ограниченным обменом генами между этими группами. В древности и до средневековья это достигалось легко просто вследствие территориальной (или географической) изоляции относительно малоподвижных групп населения. Технический и технологический уровень развития коммуникаций вполне соответствовал этим требованиям природы. Древние империи были аморфными образованиями, в пределах которых люди по-прежнему жили изолированными сообществами, платившими дань в центральную казну. Интенсивный генообмен происходил только в результате нашествий соседних племен, переселений народов (возможно вследствие экологических или демографических кризисов), не нарушая основного принципа. Отсутствие такого генообмена между человеческими группами в течение тысячелетий могло бы привести к образованию новых видов. Возможно, расообразование и было элементом такого процесса, не доведенного, однако, до крайности (видообразования).
Начиная со средневековья, особенно в густонаселенной Европе, деление человечества на группы прежними, естественными средствами уже не поддерживалось. Неосознаваемая человеком (а только «природой») потребность стихийно реализовывалась в создании национальных государств. Институт государства существовал давно и был использован здесь, дополненный новой атрибутикой в соответствии с требованиями момента – люди замыкались в пределах государственных границ, объединенные общим языком, автономно функционировавшей экономикой, национальной идеей или общей идеологией на базе реальных или надуманных целей. Образование в Европе национальных государств совпало с казалось бы противоречащими этому тенденциями создания мировых империй. Однако империи создавались за счет отдаленных от метрополий (за исключением России) территорий Африки, Америки, Азии. Связи отдельных колоний в пределах империи оставались по-прежнему слабыми, связи с метрополией были подчинены целям, не способствующим генообмену.
#8
Хорошая тема. Но излагается слабовато. Почему?

Проведу сравнение между интеллектом и сознанием. Частично эти понятия научны, частично это философские понятия. Что это такое, мы все знаем, но однозначных определений ни того, ни другого, нет.  По-видимому, большинство учёных считают, что сознанием и интеллектом обладает только человек. То есть, они связывают эти понятия с логическим восприятием, с мышлением. Но некоторые считают, что эти понятия необходимо расширить.
Например, сознание может быть и эмоциональным, и инстинктивным, и клеточным, и даже генетическим. Потому что сознание – понятие довольно широкое. А вот может ли такими свойствами обладать интеллект, не уверен. Потому что интеллект больше связывают с мышлением. А может ли мышление быть эмоциональным, инстинктивным,  клеточным? Может быть и может, но оно будет совсем другим, чем логическое мышление. И это отличие нужно как-то обговаривать.
#9
Тут параллельно идёт тема «Интеллект одноклеточных». Хорошая тема. Но излагается слабовато. Почему?

Проведу сравнение между интеллектом и сознанием. Частично эти понятия научны, частично это философские понятия. Что это такое, мы все знаем, но однозначных определений ни того, ни другого, нет.  По-видимому, большинство учёных считают, что сознанием и интеллектом обладает только человек. То есть, они связывают эти понятия с логическим восприятием, с мышлением. Но некоторые считают, что эти понятия необходимо расширить.
Например, сознание может быть и эмоциональным, и инстинктивным, и клеточным, и даже генетическим. Потому что сознание – понятие довольно широкое. А вот может ли такими свойствами обладать интеллект, не уверен. Потому что интеллект больше связывают с мышлением. А может ли мышление быть эмоциональным, инстинктивным,  клеточным? Может быть и может, но оно будет совсем другим, чем логическое мышление. И это отличие нужно как-то обговаривать.
#10
Ненаучные разговоры / От: Психика и мозг
Последний ответ от АrefievPV - марта 26, 2023, 12:24:44
Как язык формирует структуру мозга
http://neuronovosti.ru/kak-yazyk-formiruet-strukturu-mozga/
Язык – фундамент человеческого общения и культуры, его также часто считают мощным инструментом, формирующим наше восприятие мира. Однако то, какое именно влияние первый язык оказывает на строение нашего мозга, до сих пор не ясно. Ученые из Института когнитивных исследований человека и мозга Макса Планка в Лейпциге обнаружили доказательства того, что в основе формирования нашего мышления может лежать носительство определенного языка. Результаты опубликованы в журнале NeuroImage.
ЦитироватьРисунок:
http://neuronovosti.ru/wp-content/uploads/2023/03/edfw-960x472.png
У носителей немецкого и арабского языков, кардинально различающихся по структуре, по-разному развиты связи в языковых зонах мозга.

Уже много лет ученые изучают то, как человеческий мозг обрабатывает язык. Эта система включает в себя сети для синтаксической, семантической и фонологической обработки, которые вместе создают универсальную языковую сеть. Однако языки из разных частей мира могут сильно различаться по звучанию, структуре грамматики и значению слов. Предыдущие исследования показали, что эти культурные различия могут влиять на работу мозга. Однако до сих пор не до конца известно, могут ли специфические особенности самого языка влиять на структуру мозга. Приведенное исследование направлено на изучение того, могут ли свойства языка изменить структуру универсальной сети обработки языка.

С помощью магнитно-резонансной томографии исследователи изучали мозг носителей немецкого и арабского языков и обнаружили различия в структуре языковых областей мозга. Они сравнили сканы мозга 94 носителей двух очень разных языков и показали, что язык, на котором мы разговаривали в детстве, действительно модулирует связи в мозге.

Данные, полученные с помощью диффузно-взвешенной МРТ (трактография), позволили определить плотность взаимодействия между различными областями мозга. Удалось показать, что связи белого вещества языковой сети адаптируются к требованиям по обработке и трудностям родного языка.

Так, согласно результатам, у носителей арабского языка выявилась более сильная связь между левым и правым полушариями, чем у носителей немецкого языка. Эту разницу также обнаружили между семантическими языковыми областями и предположили, что она может быть связана с относительно сложной семантической и фонологической обработкой арабского языка. В свою очередь, носители немецкого языка показали более тесную связь в языковой сети левого полушария. Такие результаты характерны для сложной синтаксической обработки немецкого языка, что связано со свободным порядком слов и большим расстоянием зависимости элементов предложения.

Это исследование – одно из первых, в котором задокументированы различия между мозгом людей, которые выросли в разной языковой среде, и может предоставить пищу для размышлений в последующем тем ученым, которые будут заниматься межкультурными различиями при обработке данных в мозге. Авторы также планируют провести дальнейшие эксперименты для анализа долгосрочных структурных изменений в мозге арабоязычных взрослых, которые изучали немецкий язык в течение шести месяцев.

Результаты исследования могут иметь важные последствия в сфере образования. Например, для разработки программ изучения языков, адаптированных к конкретным потребностям учащихся на основе их родного языка. Кроме того, понимание того, как язык формирует мозг, также может помочь в будущем разработать новые методы лечения расстройств, связанных с речью – афазии, дислексии, расстройств аутистического спектра.

И хотя эта работа делает важный вклад в область когнитивной нейробиологии, ее можно считать лишь одним из первых шагов в понимании влияния языка на развитие человеческого мозга. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы полностью понять механизмы, лежащие в основе этого комплексного явления.