Доступно ли компьютерам творчество?

Автор ArefievPV, мая 01, 2017, 08:52:53

« назад - далее »

Arturius

Цитата: Dinosauroid от марта 02, 2024, 11:19:34Есть ещё такое понятие как дух. Его не следует путать с душой и приплетать сюда теологию.
А чем он отличается от души и от просто жизни (обмена веществ)
«—»

ключ

#1111
Если считать творческий процесс-процессом ,приносящим специфическое удовлетворение.....

Что это за удовлетворение ?
Оно физическое. То есть то ли какой то центр удовольствия активируется ,то ли какие то соединения вырабатываются. Так или иначе природа его материальна и физикохимична. Никакого "морального удовлетворения" нет,просто оно может восприниматься таковым при достижении  косвенными путями.

Тогда творчество в пристальном рассмотрении -выполнение интеллектуальных действий с целью получать физическое удовлетворения.

Человек имеет исходную физическую способность получать сексуальное возбуждение путём фантазирования на определенные темы.
Расширяя эту способность фантазиями на иные темы можно получить иные виды возбуждения.
Это основа творчества ?

Полезности (во всяком случае в реальном времени) эти фантазии не имеют.
Инициированные ими действия могут быть как полезными ,так и вредными объективно. Направлены они именно на возбуждение центров удовольствия ,а полученные продуктивные результаты-это не цель ,а побочный эффект творческого процесса.
   Просто в дальнейшем они могут быть оценены ,в т.ч. и очень высоко.

У компов центра удовольствия вроде бы нету (пока).


Reptiloid

Цитата: Arturius от марта 02, 2024, 12:18:36
Цитата: Dinosauroid от марта 02, 2024, 11:19:34Есть ещё такое понятие как дух. Его не следует путать с душой и приплетать сюда теологию.
А чем он отличается от души и от просто жизни (обмена веществ)
Это прежде всего философское понятие.
"высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности".
У животных духа нет, хотя теологи вроде говорят наоброот.
Чтобы был дух нужно наличие разума.
Боевой дух  некоторых животных это немного другое качество нежели тот же боевой дух человека.

Шаройко Лилия

#1113
По поводу самоопределения личности, тут на сайте уже десятки ссылок на такие исследования есть, но приведу более менее свежее и там есть история того что думают биологи уже примерно с конца 70-х, а на сайте Антропогенез приводятся как первые ласточки исследования 50-х годов.
https://nplus1.ru/news/2023/02/07/fish-self-recognition

12:37
07.02.23
2.5
Зоология
Биология

Рыбы-чистильщики узнали себя на фотографии
Это говорит о том, что они могут формировать ментальный образ самих себя
Катерина Петрова

Губан-чистильщик (L. dimidiatus)

Naoki Kubo, Osaka City University

ЦитироватьГубаны-чистильщики (Labroides dimidiatus) смогли узнать себя на фотографии — после того, как посмотрели на себя в зеркале. Это говорит о том, что зеркало помогает рыбам сформировать «образ себя», который они затем могут использовать. Результаты опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Люди узнают себя в зеркале и на фотографиях и вряд ли могут перепутать себя с кем-то другим. Но многие животные такой способности лишены и воспринимают свое отражение как другое животное: так, коты могут заглядывать за зеркало в попытках найти там другого кота, а попугаи начинают общаться и заигрывать с зеркальным партнером.

В 1970-х годах придумали зеркальный тест для приматов: на тело животного под анестезией наносят метку, которую можно увидеть только в зеркало. Если животное, заметив метку в отражении, начинает стирать ее с себя (или хотя бы пытается) — это значит, что оно узнало себя в отражении. Первыми тест прошли шимпанзе, а затем его стали проверять и на других животных. Сегодня известно, что зеркальный тест проходят некоторые виды приматов, слоны, дельфины, некоторые птицы и даже рыбы. Как правило, все эти виды — социальные. И это понятно: умение различать сородичей важно для социальных видов животных, и, возможно, умение отличать себя от других — часть этого механизма.

Способность узнавать себя в зеркале ученые считают признаком самосознания. Можно предположить, что у того, кто узнает себя в зеркале, должно быть представление, что есть «я» — однако проверить это сложно. Существуют и другие, более механистические объяснения умения животных опознавать свое отражение. Так, кинетическая модель визуального сопоставления подразумевает, что животное сопоставляет свои движения с движениями в зеркале — и так понимает, что это лишь отражение.

Кошки и коты ищут в зеркале другого кота только если с зеркалами до этого не сталкивались. Ели с рождения ставить на пол большое зеркало то даже маленькие котята быстро соображают, что зеркало, это отражение  и демонстрируют поведение, показывающее это.
Мои кошки, видящее большое зеркало стоящее на полу постоянно периодически умываются перед зеркалом и прихорашиваются, принимая всяческие красивые позы и любуясь собой.
Зеркало, лежащее на полу, в котором отражаются стены и потолок у котят, возраста около двух месяцев, вначале вызывает ощущение, что это яма, они его перепрыгивают, потом пробуют на него наступать и потом по нему уже свободно бегают. Это мои наблюдения дома.

Термин теология относится к христианству, они как раз наличие духа в любых смыслах у животных отрицают.
Признание таких вещей как дух для животных характерно скорее для индуистских религиозных течений, но там нет термина теология.

ключ

Цитата: Шаройко Лилия от марта 02, 2024, 17:41:58Существуют и другие, более механистические объяснения умения животных опознавать свое отражение.

Наверно важнее уровень интереса.
Что интересного для нас или кого то в зеркале?

Мы анализируем своё состояние ,и внешность-значимый фактор. Кошка-вряд ли.
Отражения в луже существуют давно. Вроде бы звери не проявляют к ним особого интереса.
Так же как и тени. Мы мало обращаем на них внимания ,поскольку они не несут полезной информации.

Шаройко Лилия

#1115
Цитата: ключ от марта 02, 2024, 18:43:52Мы анализируем своё состояние ,и внешность-значимый фактор. Кошка-вряд ли.
Как Вы узнали, что думает кошка?
:)

На тени кошки очень сильно реагируют. Например когда они играют друг с другом они прячутся и потом внезапно выскакивают как бы нападая, и несколько раз я видела как одна кошка другую ловит (то есть нападает первой) именно из-за того, что другую выдала ее тень.
Думаю в охоте хищники могут это использовать, в лесу, в солнечные дни на поляне тени могут работать как выдавая прячущегося в засаде хищника так и жертву.
В Африке этого еще больше, особенно в ландшафтах, где растут деревья а травы нет.

Это такой же маркер как и запах. И у животных были миллионы лет, чтобы выработать методы охоты в том числе и с использованием тени.

Птицы на свое отражение в воде реагируют


Вороны используют зеркала для поиска пищи

https://globalscience.ru/article/read/19744/
ЦитироватьУмные вороны Новой Каледонии могут использовать зеркала для нахождения пищи, как утверждают ученые. Исследователи из Оклендского Университета в Новой Зеландии, проверили реакцию диких ворон на зеркала.

Вороны не узнавали себя в отражении, но изучая свое собственное отражение, обнаруживали спрятанную пищу. Результаты исследования позволили ученым отнести птиц к видам животных элитной группы, куда входят приматы и слоны, которые также способны обрабатывать зеркальную информацию.

Вороны Новой Каледонии (Corvus moneduloides), известны своим интеллектуальным и прогрессивным использованием таких инструментальных средств, как например, прутьев, которые они применяют, охотясь на насекомых, извлекая их из отверстий и расщелин деревьев.

В ходе экспериментов с зеркалом с участием других птиц, но того же самого семейства вороновых, было выявлено, что сороки способны узнавать свое отражение, а вороны из джунглей – нет. В этом анализе, опубликованном в журнале "Animal Behaviour", психологи изучали способности опознавания ворон Новой Каледонии, которые славятся своим необыкновенным умом.

Главный исследователь Филипп Медина Родригез (Felipe S Medina Rodriguez) сообщил, что антагонистическая реакция ворон на их зеркальное отражение "не удивительна". Он объяснил, что животное обычно должно провести немало времени возле зеркала прежде, чем оно начнет демонстрировать понимание того, что это изображение его собственное.


Исследование высших когнитивных способностей серых ворон: самоузнавание в зеркале
https://istina.msu.ru/conferences/presentations/8896514/
Авторы: Калашникова Ю.А., Смирнова А.А.
Международная Конференция : ШЕСТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО КОГНИТИВНОЙ НАУКЕ
11-27 июня 2014
Калининград, Russia

ЦитироватьВ нашей лаборатории физиологии и генетики поведения биологического факультета МГУболее 50 лет проводятся исследования высших когнитивных функций высокоорганизованных представителей класса птиц – серых ворон. У этих птиц выявлен целый спектр высших когнитивных способностей, включая способность решать элементарные логические и протоорудийные задачи, формировать понятия и использовать символы для их обозначения (Крушинский, 1977; Зорина, Смирнова, 2008; Багоцкая и др., 2010; Смирнова, 2011). Эти данные подтверждают идею о параллелизме в эволюции мышления птиц и млекопитающих (Крушинский, 1977; Emery, 2006). Недавно появились данные о том, что при всем различии в строении, высшие структуры конечного мозга птиц и млекопитающих не только выполняют одни и те же функции, но и имеют общее происхождение в эмбриогенезе (Reiner et al., 2004).

ключ

Цитата: Шаройко Лилия от марта 02, 2024, 19:00:39Например когда они играют друг с другом они прячутся и потом внезапно выскакивают как бы нападая, и несколько раз я видела как одна кошка другую ловит (то есть нападает первой) именно из-за того, что другую выдала ее тень.

Так правильно. Они знают её свойства ,учитывают её и используют.
Связано ли это с самоидентификацией ,тем более - с самооценкой ?
Так же и с зеркалами. Какую информацию может получать из них кошка ?

Звери в зоопарках за стеклом. Непроницаемость стекла они рано или поздно уясняют. А вот как понимают происходящее по другую сторону-трудно сказать. Поскольку есть только зрительный образ ,для полного совпадения не хватает многих признаков.
Реальность превращается в картинку ?

Шаройко Лилия

#1117
Мои кошки смотрят кино. Даже китайское фентези, вот сидят и пялятся на экран с горящими глазами, как люди летают и дерутся в воздухе в полете.
Причем, те котята которым я показывала интернет с маленького возраста привыкают сидеть в интернете и навыки у них все увеличиваются.

Так я показывала котятам вначале кино про котят, потом мы выбирали картинки котиков, там нажимаешь они увеличиваются, и в итоге через минут 10 котенок начинал показывать лапой другие картинки, типа вот эту увеличивай.
Не знаю что он при этом думал, он не рассказал
:)
Маленьких котят я раздала в октябре в возрасте около 4 месяцев
Те взрослые которых я взяла с улицы в ноябре, уже когда им было примерно полгода осваивают сеть медленнее. Но после фильма про то, как котенок играет в домике с девочкой они в это  же вечер начали играть в своем, который до этого стоял нетронутый с момента их появления.
То есть буквально увидели в кино и начали подражать как это делают дети. И развили идею, то есть начали там играть друг с другом, один там прячется другой залезает дуда лапой, потом меняются.

Попробуйте это объяснить как то по другому.

ключ

#1118
Цитата: Шаройко Лилия от марта 02, 2024, 19:26:56Попробуйте это объяснить как то по другому.

То ,что коты с интересом смотрят телевизор я замечал ,как только появился телевизор (вернее не я ,а бабка замечала).
Что именно они там смотрят и что видят-не понятно.
Это мы воспринимаем 24 кадра как движение ,у котов может быть абсолютно другая картинка.

Само по себе движение в статичной обстановке привлекает внимание. Не факт ,что интерес отличается от раздражения (привлечения внимания).

Вообще основные основы творчества-фантазия и игра.
Игра-это что?
Имеет ли что то общее игра физическая и игра воображения ?

Котята имеют запас энергии и расходуют её в бессмысленную беготню. Это их игра.
А как играют наши дети ?
Бессмысленная двигательная активность им тоже присуща. Но не только.

игра детей человеческих-в придании неких свойств предметам , реально их не имеющим. Т.е. абсолютно творческий не только процесс ,но и самоопределение.
Но с годами вбиваются правила держания ложки ,уважения старших ,чтения,перехода на зеленый ....т.е. понятия совершенно не творческие. Даже и не прикольные то вовсе.... (но кто то сказал ,что нужные)

Не знаю.... Как мне кажется-мой главный  недостаток-в том ,что я не умею смотреть на ситуацию с точки зрения оппонента. Особенно если оппонент-не человек и имеет от меня физические отличия.

АrefievPV

Цитата: ключ от марта 02, 2024, 23:09:35Вообще основные основы творчества-фантазия и игра.
Вот сценарий условного творческого процесса «на пальцах и верёвках»:
 
Фантазия разбивает и соединяет, комбинирует, деформирует и т.д. и т.п. материалы, поставляемые средой через сенсорику и извлекаемые из памяти. В качестве материалов используются и знания из памяти, и совокупности сигналов (различной степени обработанности сенсорными анализаторами) из среды.
 
Полученная «хрень» идёт в воображение (типа, на «сцену» для обозрения) в различных форматах (зрительном, слуховом, комплексным и т.д.). Там «хрень» воображается в виде образов – то есть, оформляется, как некие представления.
 
Воображение представляет «хрень» (уже как представления) для оценки на суд сознания.
 
Сознание оценивает представленное воображением с позиции имеющихся знаний (разумеется, теми знаниями, которые доступны данному уровню сознания в данный момент) и в первую очередь, с позиции приоритетных знаний. Само собой, оценка зависит не только от знаний, но и от структуры механизма сознания.
 
(замечание в скобках: для любого уровня сознания приоритетные знания, это те знания, с позиции которых оцениваются все прочие знания)
 
Итого:
 
Если нет материала, то нет и «хрени».
Если нет «хрени», то нечего представлять.
Если нет представлений, то нечего оценивать и, соответственно, не будет никакого творческого результата.
 
Даже если всё это (и «хрень», и представления, и «сцена») есть, но нет знаний, то не будет никакой оценки и, соответственно, не будет никакого творческого результата.
 
Понятно, что оценка может оказаться разной – от «это чушь», «это бред», «это какая-то ошибка», через «это рутина», «это простая комбинаторика, ничего нового», до «это гениальное изобретение», «это принципиально новое открытие».
 
Повторю ещё раз: само по себе сознание, это не какой-то там творец/создатель, оно контролёр/оценщик (не более, но и не менее). Глупо приписывать создание конечного продукта/решения только работникам заводского ОТК, в создании продукта/решения участвовало огромное количество работников из различных служб, участков, цехов завода.
 
Но у людей получается, что всё новое (особенно принципиально новое) создаёт сознание. Вдумайтесь: контролёр оценил, поставил клеймо и... стал автором?! Как так?! А вот так...
 
Думаю, что всё из-за того, что люди некорректно представляют себе сознание (в чём его суть) и его роль в различных процессах (и это ещё безотносительно непонимания структуры и работы механизма сознания).

ключ

#1120
Цитата: АrefievPV от марта 03, 2024, 07:57:46Сознание оценивает представленное воображением с позиции имеющихся знаний (разумеется, теми знаниями, которые доступны данному уровню сознания в данный момент) и в первую очередь, с позиции приоритетных знаний. Само собой, оценка зависит не только от знаний, но и от структуры механизма сознания.

Каков критерий и сама природа "оценивания"?
На основе полезности ? Простейший автомат-это сито (фильтр). Он есть и у нас ,и у животных ,поддающихся обучению. И прекрасно работает.
  Но это не творческий процесс.
  Есть и что то другое....

У человека "психологический комфорт" выделен в особое ощущение. И человек постоянно ищет этого ощущения. На столько постоянно ,что не ощущает его (и даже названия ему не придумал) ,однако  ощущает его отсутствие как тоску (неинтересное занятие ,длительное ожидание ,заключение ,просто отсутствие возможности действия и получения информации).

Тоска (скука)-ощущение физическое.Хотя мы не можем точно описать его. И механизма её возникновения  не знаем. Но она-антагонист "психологического комфорта" и побочка его дефицита.
(в эзотерике есть понятие "гаввах" как продукт работы негативных эмоций в людях ,которым питаются тёмные сущности. Для чего его в людях и производят. Но антагонист там тоже не назван).

Ребенок начинает развитие исключительно под действием этого антагониста.
Нет у него изначально ни понимания полезности ,ни понимания надобности обучения.

Предметы и действия обозначаются игрушками.Которые выбираются из существующего набора (ребёнок ещё не знает ,что их китайцы специально для этого сделали. Да и во времена ,когда китайцев ещё не было игрушки уже были).
   Уже позже предметы начинают обозначаться словами ,пункты правил-пиктограммами ,цели-мишенями и т.д.

Цель игры ребёнка-именно получение психологического комфорта как физического состояния.
при этом инстинктивные факторы работают. Голод ,холод ,страх ,боль выходят на первое место. Но только временно.
Поскольку они-всего лишь сигналы опасности и при её прекращении отключаются.
(скорее всего мы очень сильно преувеличиваем проблемы и беспокойства как  древних,так и современных  ,ставя их в основу развития)
А поиск "комфорта" постоянен.

Вероятно-его побочки-любопытство и эстетика.
Полезность любопытства сомнительна. А собака обнюхивает незнакомый предмет вовсе не из любопытства ,а скорее из беспокойства соседства с непонятным предметом. Хотя любимые игрушки тоже выбирает. Но скорее всего по иному принципу ,чем мы).
Эстетика - вообще ассоциативное понятие. Скорее всего-антагонист дискомфорта пребывания в зоне разрушения (разложения).

Возможно ,более раннее ,чем игра , сознательное действие -танец. То есть не когда предметы обозначаются другими предметами ,а какие то действия-собственными движениями. И с той же целью получения "комфорта" (мы сегодня в этом можем сильно отличаться от первобытных и не понимать их)

АrefievPV

Цитата: ключ от марта 03, 2024, 14:19:02
Цитата: АrefievPV от марта 03, 2024, 07:57:46Сознание оценивает представленное воображением с позиции имеющихся знаний (разумеется, теми знаниями, которые доступны данному уровню сознания в данный момент) и в первую очередь, с позиции приоритетных знаний. Само собой, оценка зависит не только от знаний, но и от структуры механизма сознания.
Каков критерий и сама природа "оценивания"?
Критерий – знания (в том числе, и знания в виде системы «хорошо-плохо/полезно-вредно/опасно-безопасно»). Всевозможные системы «хорошо-плохо/полезно-вредно/опасно-безопасно» необходимы для самосохранения/выживания, они возникли (сформировались) у живых (и, соответственно, разумных) систем в процессе эволюции.

Сама природа оценивания (осознания) сводится к простому алгоритму, одинаковому на всех уровнях сознания: сравнение/сопоставление оцениваемого (осознаваемого) с имеющимися знаниями.

Цитата: ключ от марта 03, 2024, 14:19:02На основе полезности ?
На основе знаний. Сознание, это не разум, это всего лишь вычислительный функционал (грубо говоря, одна из функций интеллекта). «Полезность/вредность» оценивается с точки зрения самосохранения, стремлением к которому обладает живая (а, значит, и разумная) система. Для самого по себе интеллекта все эти «полезности/вредности» без разницы, он ориентируется и опирается исключительно на знания.

Шаройко Лилия

#1122
Цитата: ключ от марта 02, 2024, 23:09:35То ,что коты с интересом смотрят телевизор я замечал ,как только появился телевизор (вернее не я ,а бабка замечала).
Что именно они там смотрят и что видят-не понятно.
Это мы воспринимаем 24 кадра как движение ,у котов может быть абсолютно другая картинка.

Само по себе движение в статичной обстановке привлекает внимание. Не факт ,что интерес отличается от раздражения (привлечения внимания).

Вообще основные основы творчества-фантазия и игра.
Игра-это что?
Имеет ли что то общее игра физическая и игра воображения ?

Котята имеют запас энергии и расходуют её в бессмысленную беготню. Это их игра.
А как играют наши дети ?
Бессмысленная двигательная активность им тоже присуща. Но не только.

игра детей человеческих-в придании неких свойств предметам , реально их не имеющим. Т.е. абсолютно творческий не только процесс ,но и самоопределение.

Напоминаю - после просмотра игры котенка и девочки с домиком на экране 10 минутного ролика из Ютуба, почти взрослые котята никогда до этого не игравшие в стоящем в кабинете похожем домике начали это делать в течение часа после просмотра фильма.
У меня 19 дюймов монитор, то есть котенок то удалялся то становился огромным, одна кошка, возраста около 10 месяцев сидела у меня на коленях прямо возле экрана, кот, ее ровесник пришел сам в середине ролика, возможно услышав звуки мяукания незнакомого котенка, сел сбоку от кресла на расстоянии около 2х метров от экрана.

У всех социальных животных как и у человека есть игровые программы, котята и любые социальные млекопитающие в детстве играют моделируя охоту или борьбу или убегание: волчата, львята, оленята.

За области игры отвечают определенные физиологически области мозга, врожденные биологические программы известны физиологам и нейрофизиологам примерно с 70-х годов 20 века.
Цитата: ключ от марта 03, 2024, 14:19:02
Цитата: АrefievPV от марта 03, 2024, 07:57:46Сознание оценивает представленное воображением с позиции имеющихся знаний (разумеется, теми знаниями, которые доступны данному уровню сознания в данный момент) и в первую очередь, с позиции приоритетных знаний. Само собой, оценка зависит не только от знаний, но и от структуры механизма сознания.

Каков критерий и сама природа "оценивания"?
На основе полезности ? Простейший автомат-это сито (фильтр). Он есть и у нас ,и у животных ,поддающихся обучению. И прекрасно работает.
  Но это не творческий процесс.
  Есть и что то другое....

У человека "психологический комфорт" выделен в особое ощущение. И человек постоянно ищет этого ощущения. На столько постоянно ,что не ощущает его (и даже названия ему не придумал) ,однако  ощущает его отсутствие как тоску (неинтересное занятие ,длительное ожидание ,заключение ,просто отсутствие возможности действия и получения информации).

Тоска (скука)-ощущение физическое.Хотя мы не можем точно описать его. И механизма её возникновения  не знаем. Но она-антагонист "психологического комфорта" и побочка его дефицита.
(в эзотерике есть понятие "гаввах" как продукт работы негативных эмоций в людях ,которым питаются тёмные сущности. Для чего его в людях и производят. Но антагонист там тоже не назван).

Ребенок начинает развитие исключительно под действием этого антагониста.
Нет у него изначально ни понимания полезности ,ни понимания надобности обучения.

Предметы и действия обозначаются игрушками.Которые выбираются из существующего набора (ребёнок ещё не знает ,что их китайцы специально для этого сделали. Да и во времена ,когда китайцев ещё не было игрушки уже были).
   Уже позже предметы начинают обозначаться словами ,пункты правил-пиктограммами ,цели-мишенями и т.д.

Цель игры ребёнка-именно получение психологического комфорта как физического состояния.
при этом инстинктивные факторы работают. Голод ,холод ,страх ,боль выходят на первое место. Но только временно.
Поскольку они-всего лишь сигналы опасности и при её прекращении отключаются.
(скорее всего мы очень сильно преувеличиваем проблемы и беспокойства как  древних,так и современных  ,ставя их в основу развития)
А поиск "комфорта" постоянен.

Вероятно-его побочки-любопытство и эстетика.
Полезность любопытства сомнительна. А собака обнюхивает незнакомый предмет вовсе не из любопытства ,а скорее из беспокойства соседства с непонятным предметом. Хотя любимые игрушки тоже выбирает. Но скорее всего по иному принципу ,чем мы).
Эстетика - вообще ассоциативное понятие. Скорее всего-антагонист дискомфорта пребывания в зоне разрушения (разложения).

Возможно ,более раннее ,чем игра , сознательное действие -танец. То есть не когда предметы обозначаются другими предметами ,а какие то действия-собственными движениями. И с той же целью получения "комфорта" (мы сегодня в этом можем сильно отличаться от первобытных и не понимать их)


Скука - обычно формируется недостатками выработки медиаторов дофамина и серотонина, это можно исправить как внешними действиями, поиском того, что интересно и тогда они начинают вырабатываться так и таблетками , но это тяжелый случай имеет смысл если есть какая то совсем неизлечимая физиологическая патология.

Собака обнюхивает предмет именно в результате действия врожденной биологической программы любопытства, она в нейрофизиологии изучается в категории программ саморазвития, тоже есть конкретные области мозга как основные, но задействуются дополнительно очень много разных областей.

https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/740-classification-of-needs-by-simonov-pv

ЦитироватьВитальные («жизненно необходимые»).
Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие»).
Саморазвития («направлены в будущее»).

Перечень витальных потребностей:

Пищевые и питьевые.
Пассивно-оборонительные (страх, тревожность).
Активно-оборонительные (агрессия).
Гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование).
Экономия сил («рефлексы лени»).
Груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс врожденных программ: простых и сложных, запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами.

Пример: простое и сложное пищевое поведение: глотание и плетение сети пауком; биологически полезные и вредные стимулы (положительное и отрицательное подкрепление): сладкий вкус («хорошо») и горький вкус («плохо»).

Зоосоциальные потребности – это:

Половое поведение.
Материнское (родительское) поведение.
«Детское» поведение (стремление к контакту с родителем).
Территориальное поведение («защита от перенаселения»).
Иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку).
Реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).

Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Потребности саморазвития:

Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
Подражательная: «делай, как...».
«Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
Игровая (тренировка двигательных навыков).

Каждая группа врожденных поведенческих программ обеспечивается работой особых нервных клеток внутри головного мозга – как правило, в его глубоких («древних») структурах. Важнейшая из таких структур – гипоталамус, по праву называемый «центром бессознательного».

Очень большую значимость имеет также деятельность миндалины (относится к базальным ганглиям; в глубине височной доли больших полушарий).

Активность центров потребностей зависит от:

Сигналов из внутренней среды организма.
Сигналов из внешней среды.
Гормонального фона.
Генов.
Индивидуальной истории.
Гипоталамус содержит центры голода и жажды, страха и агрессии, половой и родительской мотивации; эндокринологический и вегетативный центры.

Центры пищевой и питьевой потребностей (голода и жажды) находятся в средней части гипоталамуса и мало связаны с миндалиной.

Центры полового и родительского поведения (передняя часть гипоталамуса) работают вместе с миндалиной, «откликаясь» на изменения концентрации ряда гормонов.

Центры страха и агрессии (задняя часть гипоталамуса) работают под управлением миндалины. С миндалиной также связана потребность доминирования в стае и ряд других зоосоциальных потребностей.

Источник: Лекция «Мозг и потребности человека», Профессор Дубынин В.А., 16 сентября 2015 года 

Все перечисленные программы работают у социальных млекопитающих, у них зафиксированы соответствующие отделы ЦНС(Центральной нервной системы), об этом в лекциях Дубынина сообщается неоднократно.

Мне кажется легче будет понять возможность творчества ИИ , точнее его в стадии ИР если анализировать линейку не человек-машина, а более длинную животное-человек-машина.

Цитата: АrefievPV от марта 03, 2024, 07:57:46Фантазия разбивает и соединяет, комбинирует, деформирует и т.д. и т.п. материалы, поставляемые средой через сенсорику и извлекаемые из памяти. В качестве материалов используются и знания из памяти, и совокупности сигналов (различной степени обработанности сенсорными анализаторами) из среды.

Эти последовательности действий доступны и животным и людям и машинам, но ситуативно могут выглядеть по разному в деталях. Разные методы достижения создания нового.
Разные инструменты -области мозга у приведенных примеров млекопитающих и железо у машин, врожденные биологические программы у живого и программы (софт) у технических устройств.

Но, конечно, это не обязательно, в смысле включать социальных животных в эту линию как ближайших соседей .

Шаройко Лилия

Цитата: ключ от марта 02, 2024, 23:09:35Как мне кажется-мой главный  недостаток-в том ,что я не умею смотреть на ситуацию с точки зрения оппонента. Особенно если оппонент-не человек и имеет от меня физические отличия.
Это еще ничего, мне наоборот кажется, что я разделяю мир того с кем контактирую и как показывает практика, когда автор этого отражаемого мира имеет возможность сообщить мне о результатах моего восприятия это может капитально не совпадать с тем, что думает он сам.
:)

ключ

#1124
Цитата: Шаройко Лилия от марта 03, 2024, 16:15:13https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/740-classification-of-needs-by-simonov-pv

Идеальные потребности (саморазвитие), наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность, в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.
Потребности саморазвития:

Исследовательская: сбор новой информации, «любопытство».
Подражательная: «делай, как...».
«Рефлекс свободы» (преодоление ограничений).
Игровая (тренировка двигательных навыков).


Каков механизм возникновения подобной потребности ?

Цитата: Шаройко Лилия от марта 03, 2024, 16:15:13котята и любые социальные млекопитающие в детстве играют моделируя охоту

Котята вряд ли что то моделируют.  Скорее-опробуют инстинктивные охотничьи способности.
Моделируют людята. Но не раньше,чем получат достаточное (с их точки зрение) представление и понимание о моделируемом событии.

А вот за чем ?
Мы зациклены на старании обосновать  всё поиском какой  то полезности. При том что наши действия в основном или нейтральны (бесполезны) ,либо вредоносны или опасны.
  За сотни тысяч лет социум выработал сложные алгоритмы преобразования результатов таких действий индивидов во что то употребимое для себя (социума). Это закономерности  для больших коллективов ,они не совпадают с закономерностями для индивидов и подавляющему числу людей не понятны.

Игра даёт ИНТЕРЕС и УДОВОЛЬСТВИЕ. Т.е. приятные ощущения. Приятные физически ,но не ощутимые как то однозначно органами чувств.

Цитата: Шаройко Лилия от марта 03, 2024, 16:15:13Скука - обычно формируется недостатками выработки медиаторов дофамина и серотонина, это можно исправить как внешними действиями, поиском того, что интересно и тогда они начинают вырабатываться так и таблетками , но это тяжелый случай имеет смысл если есть какая то совсем неизлечимая физиологическая патология.

Вот это и главное ,пожалуй.
Каким то образом у человека сформирована зависимость от этого самого дофамина.
И низкий его уровень вызывает дискомфорт.
Именно поэтому человек может заниматься интересным делом бесконечно. Т.е. тем делом ,которое уровень этого самого дофамина повышает.
 Подобно лабораторной крысе с электродом в центре удовольствия ,которая до бесконечности нажимает кнопку ,включающую этот электрод.

Заставить человека бросить интересное дело и заняться нужным могут только инстинктивные (или на их основе) надобности ,достигшие уровня "угроза". (брось игру и садись за уроки ,а то....)

У животных этого механизма нет или он развит очень слабо.

Нет подобного механизма и у компов. Хотя какой то его эмулятор может быть и возможен.
Но результаты творчества человека обрабатывает и использует (или нейтрализует-это смотря какие результаты) социум.
Вокруг отдельного компа социума нет и его обустройство вряд ли возможно.