Портрет в интерьере.

Автор ключ, августа 27, 2022, 21:15:01

« назад - далее »

василий андреевич

Цитата: Шаройко Лилия от октября 20, 2022, 02:00:20Нейтральные абсолютизированные формулировки придают им форму наукообразности но не более того.
Цитата: василий андреевич от октября 19, 2022, 20:10:37творческим осмыслением последовательных, но не обязательно взаимозависимых событий. А связь есть! Она опосредована через самого творца собственной истории.
Интерьер формируется из портретов, связанных собственной системой координат. Как только введем обобщенную систему координат, то (внимание!) обнулим связь между портретами, превратив интерьер в температуру по больнице.

  Природа связи между частицами Вселенной, осуществляемая через собственный взгляд - это тот щекотливо-опасный аспект суждений, на котором циклятся все философствующие физики, порождая, в частности, представления о мультиверсе или антропном принципе.
  Можно посмотреть на антропогенез через призму не материальной, а статистической "связи". Это будет перенесением "диалога Бома" (см.вику) на уровень природной бессознательности, где связью выступает вероятностная (потенциальная) функция Шредингера.
  Обычно я подобные политессы держу взапазухе, но иногда прорывается с порождениями явных неприятий, типа того, что произошел у меня с Эволом.

ключ

#121
Цитата: Шаройко Лилия от октября 20, 2022, 02:00:20Охоту я ненавижу как жанр, вегетарианю скоро з0 лет как. Как бы хорошо не писал кто-то об охоте я его читать не буду, а тем более так. Вероятно в этом все дело.

Художественная литература-один из лучших исторических источников.
Если выбросить из неё тематическое и фантазийное (не важно-охота это ,невероятные приключения или любовная лирика)-остаётся сухое описание обстановки и сопутствующих событий в виде набора обрывочных ,но точных примеров.
   Правда-нельзя забывать ,что многие авторы были приверженцами какой то идеологии ,писали для её приверженцев или цензурировались-из за этого показ обстановки может быть предвзято односторонним. То ,чем такой автор восхищается-скорее всего на деле развито недостаточно ,что он осуждает-наоборот ,распространено и типично.

А вот на сколько политизированы сохранившиеся официальные государственные и подобные документы-сказать трудно. (то .что в 1979 г. папиросы подорожали по многочисленным просьбам трудящихся можно так и понимать)

ключ

Цитата: Шаройко Лилия от октября 20, 2022, 02:00:20Это просто личные системы координат выдаваемые за закономерности социума. Это и есть настоящая политизированность мысли, часто бессознательная.
Нейтральные абсолютизированные формулировки придают им форму наукообразности но не более того.  Мне кажется было бы неплохо начинать осознавать это.

А как избавиться от собственной субъективности ,не став при этом чьим то дублёром ?

АrefievPV

Цитата: ключ от октября 20, 2022, 12:46:25А как избавиться от собственной субъективности ,не став при этом чьим то дублёром ?
От своей субъективности избавиться невозможно в принципе.

И, наверное, не дублёром, а просто принявшим точку зрения другого взамен своей прежней?
Тогда просто станешь единоверцем, единомышленником и т.п.

Но точку зрения другого не обязательно принимать, её можно просто учесть (или, как вариант, просто ознакомится с этой точкой зрения).

Принятие каких-либо знаний означает их помещение/перемещение в приоритетную область (то есть, теперь эти знания становятся приоритетными). Остальные поступающие (хоть из текущей сенсорики, хоть из памяти) на рассмотрение знания начинают оцениваться с позиции этих приоритетных знаний. Если совсем упрощено, то подобное происходит, когда люди становятся единоверцами, единомышленниками и т.д.

Если же приоритетные знания совпадают, то и принимаются такие знания на автомате. В случае с единоверцами и единомышленниками, это так и есть (там и никаких перемещений знаний в приоритетную область не требуется, они и так уже там).

Просто ознакомление, без принятия, может даже не привести к учёту (то есть, точку зрения узнал, но, как бы, всё равно её игнорируешь). 

А когда учитываешь точку зрения другого, но полностью не принимаешь взамен своей прежней, то знания (чужая точка зрения) не стали полностью в приоритете, а только: либо частично переместились в приоритетную область, либо в этой области уже находились частично совпадающие знания.

Вот только эти все варианты могут не привести к повышению объективности вновь сформировавшейся точки зрения. Более объективной может стать только та точка зрения, которая будет в себя включать, как частные варианты, как частные случаи, все прочие конкурирующие между собой точки зрения. Короче, наиболее обобщённая точка зрения и будет наиболее объективной.

То есть, в результате выделения абстракта (обобщения) из всего предъявляемого множества точек зрения, этот абстракт автоматически становиться согласованным обобщением, которое имеется во всех точках зрения. По сути, выделение абстракта из всего множества объектов, это и есть процесс согласования этих объектов между собой. Типа, приведение всех объектов к некому единому общему – к какому-то абстракту, к какой-то общей сути, к какому-то общему смыслу, к какому-то общему набору признаков и т.д. и т.п.

P.S. Рекомендую просмотреть эти сообщения:

https://paleoforum.ru/index.php/topic,12508.msg260087.html#msg260087
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg251989.html#msg251989

ключ

Цитата: АrefievPV от октября 20, 2022, 18:31:37эти сообщения:

Это ,пожалуй
  Вере противопоставлено сомнение, а не знания как таковые.

Ведь, на самом деле, вера – это выражение отношения приоритета одних знаний перед другими. Типа, приоритетные знания являются теми, с которыми сравниваются остальные знания. Само собой, изначально в приоритете знания врождённые, затем те, которые проникли первыми и только потом уже – все остальные.


  То же- и "по вертикали".
Общество не однородно. Знания доминирующей части приоритетны для более низких слоёв.
И вера как знание ,не подтверждённое опытом ,не только религия ,но и распространяется на всё остальное.

Трудно формулируется...
Общепринятая точка зрения-не среднее арифметическое ,а смещена к позиции доминантов. ставить под сомнение её положение можно ,только имея очень сильные аргументы.

Но она -не совсем точка,а сложная фигура ,элементы которой уточнены далеко не всегда. И очень часто хранители точки видят в попытке рассмотреть элементы попытку смещения точки.
Так как то ,что ли...


василий андреевич

Цитата: ключ от октября 20, 2022, 21:45:09Общепринятая точка зрения-не среднее арифметическое ,а смещена к позиции доминантов.
Роение "интеллектуально", когда вырабатывается доминанта. Внешняя часть может метаться (в своих мнениях) хаотично и излучать (высказываться) в неопределенных направлениях, однако в условно ядерной части будет происходить синхронизация "мнений" до рождения информации, как инертной массы.
  Забавно то, что ядерная часть роя вообще может не ведать о сигналах из среды, но всё равно информация о этих сигналах-явлениях сложится в суть, адекватно отражающую внешнюю обстановку.

ключ

#126
Цитата: василий андреевич от октября 21, 2022, 07:35:07Забавно то, что ядерная часть роя вообще может не ведать о сигналах из среды, но всё равно информация о этих сигналах-явлениях сложится в суть, адекватно отражающую внешнюю обстановку.

Вот как раз об этом в отдельно взятой стране 1000 и более лет назад.
   Имели ли событие в ядре влияние на периферию? А если имели - на какое расстояние проникали и как связь осуществлялась вообще?

Осваивая заокеанские районы ,англичане активно воевали с испанцами ,что для тех и других было значимо. То ,что на этих землях было местное население-было для них значимо менее. как и для самого этого населения-оно где то жило спокойно ,где то воевало между собой.

   Рюрик ,Аскольд ,Дир ,Олег ходили тут ,убивали друг друга. С хазарами то воевали ,то союзничали. Сами они были то ли варягами ,то ли греками ,то ли мадьярами. Брали города ,держали торговые пути...
   Вероятно-они не пионеры. И до них кто то ходил ,но нет сведений.
   На сколько системны были их действия ? Сегодня мы видим установление и смену контроля криминальных группировок над целыми городами.
   А  что именно видим?
   Да ничего. Мы надолго запоминаем имена атаманов и других криминальных авторитетов ,о них же самих не можем сказать ничего внятного.Местному жителю не слишком важно ,Солнцевские его контролируют или Ореховские и чем закончилась последняя разборка. Поскольку жизненный уклад населения определяют не они ,с ними нет ни совместных интересов ,ни споров.
   Хотя наличие на территории банды полезно возможностью в неё вступить ,подрубить бабла и в дальнейшем подняться. Разве не заманчиво ?
   
   События древней Руси и описываются как точечные ,с упоминанием десятка населенных пунктов. Разборки варяжских банд между собой?  Откуда их глобализация и распространение на "всю Русь" ?
(кстати сказать-национальная черта Руси-культивация этнических группировок на собственной территории проживания-во всю процветает и сегодня и причины её не очень понятны .  Территория защищена от захвата ,а вовсе не от проникновения ).

   О происходящем на остальной территории известно мало. Не были ли похождения князей НАЛОЖЕННЫМ событием ,изначально не связанным ни с аборигенным населением ,ни с установлением контроля над ним?
   Если чуть по другому-на сколько позже и каким образом происходило "огосударствление" коренного населения?
   
   

АrefievPV

Наверное, восстановить исторический контекст – это самое сложное...

Вы хотите увидеть, каким был типичный представитель (типа, его портрет) какой-то эпохи на какой-то территории, но у вас нет полной информации о том, что его тогда окружало – то есть, у вас нет полной информации о тогдашнем контексте (так сказать, о тогдашнем интерьере вокруг портрета).

Попытка увидеть портрет в теперешнем интерьере приведёт к совершенно другому смыслу, ведь сегодняшний интерьер может кардинально отличаться от тогдашнего интерьера. А попытка сформировать интерьер из того, что нам известно об этом интерьере (а известно только частично и совсем мало) приведёт к созданию, отличному (по сути, также совершенно другому) от тогдашнего, интерьера.

И в первом случае, и во втором случае, получаем интерьер, отличный от тогдашнего и, соответственно, видим совсем другой портрет, а не тот, который тогда был.

Если грубо, то – мало найти сам объект (предмет, текст, устное предание, рисунок, строение, останки кого-то) чтобы достоверно себе представить, что этот объект в то время и на той территории представлял собой, чем он был, какое значение имел, какие функции нёс и т.д. и т.п. – надо восстановить всё его окружение. А восстановить во всей полноте его тогдашнее окружение с максимальной точностью – это сложнейшая задача (зачастую невыполнимая, ежели большая часть контекста попросту уже утрачена). И без воссоздания соответствующего (достаточной полноты и точности) контекста не будем мы видеть достоверный портрет, будем видеть собственные хотелки и придумки, которые укладываются в нашу версию.

Замечание в сторону (небольшой оффтоп, если не интересно, то можно не читать).

Смысл определяется контекстом. Это применимо к чему угодно – к любому объекту, к рисунку, к внутреннему образу, к ощущению/чувству/желанию, к идее/представлению и т.д. и т.п. Кстати, мы во всех случаях делаем это внутри – и осмысляемый/воспринимаемый образ, и контекст из знаний, с позиции которого идёт осмысление/восприятие – они внутри нас.

Например, цвет фигуры может сильно зависеть от цветового фона. Также может сильно зависеть размер фигур, угол наклона линий и т.д., от того, в каком окружении они находятся.

Про восприятие (интерпретацию) идей и представлений я уже и не говорю – они зависят от контекста из знаний, которые использует воспринимающий (интерпретатор). Смысл текста/книги, опять-таки, определяется используемым контекстом из знаний – то есть, в самом по себе тексте/книге никакого смысла нет, смысл возникает у осмысляющего (если по-простому, то у читателя).

Даже автор текста/книги не может внести в своё произведение никакого смысла, у него тоже возникает смысл при осмыслении своего произведения (разумеется, ещё до написания, просто в уме) по ходу написания.

Само собой, любителей помещать смысл в текст/книгу не убеждает даже тот факт, что смысл прочитанного зачастую меняется каждый раз при перечитывании, хотя ни единой буковки и/или знака препинания в тексте изменено не было. Им такие факты параллельны, они в текст/книгу готовы поместить бесконечное множество смыслов (типа, при новом прочтении мы выявляем очередной смысл из множества смыслов), лишь бы не нарушалась их иллюзия. 

Не буду погружаться в физику, но там дело обстоит аналогичным образом – любая система воспринимает, реагирует, интерпретирует воздействие в соответствии с имеющейся у неё структурой. А любые знания системы определяются структурой этой системы (включая живые системы и нас самих).

P.S. Предполагаю, что история, процентов на девяносто, является нашим вымыслом (по крайней мере, в мелочах) – мы не можем достоверно восстановить исторический контекст с достаточной полной и точность. Основной, крупный, долговечный контекст позволяет нам воспроизвести только крупные, общие, масштабные события более-менее точно. А если от контекста вообще ничего не осталось, то будет самое натуральное гадание на кофейной гуще.

Кстати, чем глубже в прошлое, тем чаще приходится для реконструкции событий использовать не ближайший (типа, непосредственно окружающий) контекст (так как, от него ничего не осталось), а отдалённый (он сохраняется до нашего времени в силу своего масштаба). Как пример, для реконструкции события далёкого прошлого, от которого даже геологического контекста не осталось, мы используем астрофизические и астрономические данные.

P.P.S. Наоффтопил я тут изрядно, вину свою признаю (и «голову пеплом посыпаю»). Это были просто мысли вслух.

ключ

#128
Цитата: АrefievPV от октября 21, 2022, 14:04:53P.S. Предполагаю, что история, процентов на девяносто, является нашим вымыслом (по крайней мере, в мелочах) – мы не можем достоверно восстановить исторический контекст с достаточной полной и точность. Основной, крупный, долговечный контекст позволяет нам воспроизвести только крупные, общие, масштабные события более-менее точно. А если от контекста вообще ничего не осталось, то будет самое натуральное гадание на кофейной гуще.

Именно в таких местах в официальных версиях делаются спрямления. делается пунктиром ,конечно.
Но постепенно пунктир начинает восприниматься как сплошная линия ,а потом на неё начинают опираться ,забывая .что это-пунктир.
  тут-логика против привычек и удобства.

  Нечернозёмная Россия на рубеже тысячелетий-по сути -тайга. Населённая тайга.
В Европе нет аналогичных территорий. Есть-в Сибири.
Таёжные эвенки ,удэгейцы и подобные народы-вот аналог ,дошедший в первозданном виде практически до наших дней.
   И их образ жизни рационален и понятен. Родовая система ,рассредоточенность ,традиционные занятия и верования ,отсутствие  явной государственной структуры и опасности внешней агрессии .
   В торговле и любом завозном товаре заинтересованы. Чужим сопротивления не оказывают до тех пор ,пока не начнётся явное вмешательство в уклад или принуждение / поборы.

   Как раз для древнего Нечерноземья подходит. Но со славянами как то не вяжется. С финноуграми-вяжется однако. Но тогда приходится считать эти земли исконно НЕславянскими. Зато делает на них активность всяких балтийских и скандинавских Рюриков  совершенно естественной и исторически давней  .

Ещё менее вяжется с княжениями ,дружинами ,городами ,крещениями...Но тут тоже варианты есть.

василий андреевич

Цитата: ключ от октября 21, 2022, 22:53:42Но тогда приходится считать эти земли исконно НЕславянскими.
Ну дык с этого и начинали. Трех векторная модель славян в северном, южном и западном направлениях. В южном и западном направлениях конкуренция с местными обретает черты воительства, а в северном черты взаимопроникновения, ибо именно здесь обменять плоды трудов многократно выгоднее, чем присваивать.
  Для пущего гротеска можно вспомнить проникновение "англов" в Индию и Китай, стоявшие в то время на оси цивилизованности много выше всех европ. И европейские варвары довели эти цивилизации до того упадка, от которого очухиваются лишь в наши дни.
  Вполне можно восстановить "интерьер" таежной Руси, как становление широкой пограничной (роящей) зоны между ядрами викингов и славян. Волны от ядер затухают аккурат в условной Карелии и далее на восток. Воевать за неплодородную землю земледельцу славянину себе в убыток, а карелу охотнику, тем паче.
  Государственность в виде средневековой иерархии вассалов не нужна, а потому и не рождается, сохраняя первобытно-общинный уклад. Но локальные конфликты возникают, хотя бы как спор-торг на рынке. И для разрешения конфликта призывается посредник из "варягов", как не имеющий традиции предвзято поддержать одну из сторон. "Приходи нами править не по суду (закону), а по совести". Но совесть понятие растяжимое, тем более, если "варяг" призван со дружиною. Это у новгородцев хватало общности на вече упразднить старого и пригласить нового князя.
  Вот портрет: в долгую зиму лежать на печи и плевать на мух, что бы разом встряхнуться и добыть медвежатины. Или: терплю голод до того предела, после которого наступает взрывной бунт, разрушающий и правых, и левых. В европах по-иному, там традиции возмущаться по любому поводу, даже надуманному. И в том их прогресс и наш относительный регресс - не совесть, а осознанный закон-право становится мерилом морали. Но у такого прогресса возникает отрицательная грань, вопиющая в лозунге "насадить демократию кинжалом, ядом и подкупом". Ныне, правда, более изощренно: "воспитать потребителя", его подкупить дешевле, чем убить. А как хорошо в старину, если индусы не хотят покупать наше англицкое сукно, то нужен закон, по которому рубить пальцы индийским ткачам самое демократическое действо. Вполне себе цивилизованный подход, на который не способны совестливые особи.

  Совесть - это мытарства по той справедливости, которой не бывает. Потому и упования на справедливость Свыше, как ортодоксальность православия. Можно сказать Миссия по ожиданию Мессии.

Шаройко Лилия

Цитата: ключ от октября 21, 2022, 22:53:42. Но тогда приходится считать эти земли исконно

А что такое исконно
Можно как то обозначить чьи земли исконно чьи? Хотя бы какие то земли, не важно где, любые на выбор
:)

ключ

#131
Цитата: Шаройко Лилия от октября 22, 2022, 14:57:41Можно как то обозначить чьи земли исконно чьи?

Вопрос не земель принадлежности ,а кто этих земель уроженец.

Цитата: василий андреевич от октября 22, 2022, 11:26:33Государственность в виде средневековой иерархии вассалов не нужна, а потому и не рождается, сохраняя первобытно-общинный уклад. Но локальные конфликты возникают, хотя бы как спор-торг на рынке. И для разрешения конфликта призывается посредник из "варягов", как не имеющий традиции предвзято поддержать одну из сторон.


Как то картинка...
 Упоминается (и даже в вики описано так подробно .прямо до границ проживания и языка) племя "меряне".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%8F
Которое вполне реально было и примерно такое ,как и описано.(не в названиях и указаниях суть)

И было оно первобытным и плотность населения имело ,вероятно ,не выше ,чем сегодня малые народы Сибири имеют.
То есть-если нет конкуренции интересов-территория условно безлюдна.
Никаких славян на это время не было и нет (поселения славян возможны только вблизи границ с Киевскими землями ,а не где то глубоко в тайге)

Варягам эта территория (северо-запад её) знакома изначально ,но для заселения неинтересна.
Но ,возможно ,интересно скупать у местных за бесценок некоторую охотничью продукцию. Взамен они могут предложить металл и ...соль .опять же.(была она вообще нужна лесовикам хотя бы в качестве консерванта?). Больше у них и у самих то нет ничего.

   В районе Новгорода обнаружены древние (4-6 век) поселения ,определяемые как скандинавские. Жить там им -за чем ?
Возможно-торговые лагеря и склады ,постоянно действующие ,имеющие хозяйство и охрану от грабежа (не от войны в смысле).

   Варяги ищут путь в греки ? Вероятно.
Ищут ли греки путь в варяги? Вряд ли.
Возможности самих варягов ,вероятно ,очень невелики.
Но появляется контакт со славянами с юга-Киев ,Чернигов.
Возможности славян так же недостаточны.
И возникает Новгород как совместный варяжско-славянский проект.
  Там инвестиции какие то. Варяги могут предоставить свою базу и наработки. Славяне-что ? Людской ресурс ,вероятно.
(К местному населению и территориям проект не имеет отношения вообще.   Новгород не один-города другие возникают каким то подобным же образом ,но ,вероятно ,с меньшим участием варягов)

Поселение обустраивается в основном за счет мигрантов-славян. Обустраивается себе и обустраивается.
В один прекрасный момент Генеральным Директором холдинга мирно и единогласно избирается Рюрик . Который для тех и других в доску местный ,авторитетный и успешный руководитель.
   Или возвышается авторитетом ,мирно и при поддержке большинства.
   Вполне реальная картина против "призвания" неведомо откуда и за чем какого то чужеземца.

Воинственность его-под вопросом. Более вероятно ,что он-интеллектуал ,бизнесмен и миротворец ,человек рациональный и прагматичный.
Под ещё большим вопросом-вероисповедание. Вернее-совпадало ли оно с верованиями славян ?

Ещё интересный момент. Варяги никаких прав и претензий на Новгород не заявляют и политического влияния на него не оказывают.



Шаройко Лилия

По мерянам  - у мужа издательство Инфопресс( он его закрыл потом) печатало кроме прочего книгу Ткаченко
http://costroma.k156.ru/texts2.html#obt

Он к нам из Киева приезжал в Кострому после издания примерно в 2008. Такой жизнерадостный дяденька тогда был.



У него там примерно такой контур истории в оглавлении

http://costroma.k156.ru/tk/001-006.pdf

ИСТОРИКО-СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МЕРЯНСКОМУ ЯЗЫКУ ................................... 201
Контуры мерянской истории ... 203
I. Социолингвистический комментарий к внешнеисторическим фактам мерянского языка .... 213
1. Начало протомерянской эпохи. Проблемы протомеряно-(пра)-угорских (протовенгерских) языковых контактов. Их социолингвистический характер (7-6 тыс. до н.э.) ........... 213
2. Позднейший период протомерянской и начальный период собственно мерянской
эпохи. Контакты с протославянами (6 тыс. до н.э. V в. н.э.) .................................... 215
3. Некоторые из других этно-языковых контактов (прото)мери того же и более
позднего периода. Связи с булгарами ................................................................................ 220
4. Начало собственно мерянской эпохи. Связи с балтами. Их характер (1 тыс. до н.э.
VI-VII вв. н.э.) ... 222
5. Дальнейшие периоды (собственно) мерянской эпохи. Начало контактов с восточными
славянами. Обстоятельства христианизации мери (X-XII вв.) ....................................... 223
6. Меряно-(славяно-)русское двуязычие (XI в. 1730/50 г.). Его следы и этапы
развития ... 227
7. Социолингвистическая оценка мерянского языка в период взаимодействия со
славяно-русским (XI в. 1730/50 г.). Постепенное ее снижение ................................ 233
8. Лингвистические данные о конечной границе существования мерянского языка ...... 236
9. Периодизация истории мерянского языка ...................................................................... 238
II. Социолингвистический комментарий к фактам внутренней истории мерянского языка
(преимущественно в период субстратизации) ..................................................................... 245
1. Проблема степени стойкости разных составных частей мерянского языка в
элементах его субстрата ... 245
2. Проблема адаптации фонетических элементов при взаимодействии мерянского
субстратного языка с русским языком-преемником .

Gundir

Цитата: ключ от октября 21, 2022, 22:53:42Как раз для древнего Нечерноземья подходит. Но со славянами как то не вяжется. С финноуграми-вяжется однако. Но тогда приходится считать эти земли исконно НЕславянскими. Зато делает на них активность всяких балтийских и скандинавских Рюриков  совершенно естественной и исторически давней
Да насрать им было, черноземье там, или нечерноземье. Начальная Русь - это не государство, это корпорация (корпорации) работорговцев. Товаром были сами людишки. Их, славян там, али финнов , пофигу, ловили по кустам за задницу, и задвигали на восточных невольничьих рынках. Очень было выгодное дельце. Рабыня на Севере стоила одну марку серебра (на наши деньги десять дирхемов) В Багдаде, по Мецу, молодая рабыня шла по 10000-15000 дирхемов. Довез таких десяток - стал богатым человеком. Это примерно как героин из Афгана возить. В Афгане кило герыча сто баксов, в Таджикистане уже 1000-2000, а в России в розницу уходит по 100000 бакснских. Правда, много накладных расходов, так и у варягов их было немало, вообще могли по дороге поубивать.

Шаройко Лилия

Еще я нашла сейчас Архив Актов Якутии

https://new.nlrs.ru/open/294
Акты архивов Якутской области: с 1650 г. до 1800 г. Том 1
Место издания
Якутск
Издательство
Издательство Якутской областной ученой архивной комиссии
Год
1916

Почему то не смогла найти нигде текста кроме такого

https://e.nlrs.ru/online2/294

поэтому скопировала и вычитала, текст слепой копируется с тремя ошибками в каждом слове, поэтому пришлось практически целиком перепечатать, поэтому убрала яти, но не осилила до конца, можно прочесть в картинках по ссылке у кого откроется.

Предисловие автора, его же выводы после сбора и прочтения документов как я полагаю:

ЦитироватьВ сборниках исторических документов, с которыми мне приходилось иметь дело, подавляющее большинство актов о северо-восточной Сибири касается военных походов, восстаний и т. п.,  жизнь же инородцев повседневная – их  обычаи, нравы, религия, гражданский строй ничем не представлены. Поэтому, приступая к ознакомлению доку с документальным имуществом архива Якутского Областного Управления имел главной целью отыскание таких материалов, на основании которых можно было бы представить картину жизни инородцев в Сибири до покорениями их русскими. Ожидания я мои не оправдались, так как оказалось, что самые ранние дела в архиве относятся к 1790 году, а из дел  архивариуса выяснилось, что 6олее древние или переданы другим учреждениям, или же уничтожены и расхищены.
В 1831 году автор Поездок в Якутск Щукин увез без разрешения два свитка, из которых один представлен план описание реки (нечитаемое название), другой содержал рассказы служилых и промышленных людей описанием их приключений во время похода Хабарова на Амур в сороковых или пятидесятых годах прошлого столетия.  Особая комиссия  уничтожила в архиве 8064 дела, относящихся ко времени с 1674 по 1731 годы.
В 1739 году были переданы 49 свитков надворному советнику Сельскому и 84 титулярному советнику князю Львову для доставления генерал-губернатору и в это же время в Иркутск отправлены  5 древних знамен, найденных в архиве. В 1859 г значатся выданными действительному члену  Императорского Московского Университета М. Шестакову 157 дела Якутской воеводской канцелярии, причем в расписке  нет отметки о возвращении. И наконец, в 1881 году по циркулярному распоряжению министра юстиции 31 декабря 1866 года были отправлены в  Центральный архив министерства Юстиции древние свитки в 38 тюках. В это же время Комиссия вторично
уничтожала архивные дела, причем например, из рассмотренных ею 1591 дела она нашла возможным оставить к рассмотрению всего 91 дело.
Печатаемые в настоящем сборнике исторические  документы это почти все, что осталось в архиве Якутского областного управления. Они найдены мной среди разбитых дел, ппредназначеных к уничтожению, извлечены из старых расклееных переплетов, служили подкладками под бечевки, которыми были связаны дела.
 Принимая во внимание текже, что и эти немногочисленные свидетели жизни могут быть утрачены Якутская областная ученая Архивная комиссия любезно согласилась издать их за свой счет и не остановилась даже перед значительными расходами по печатанию предложенных мной таблиц. Но не смотря на все старания издание настоящей книги не удалось поставить на должную высоту из-за отсутствия в Якутске хорошо оборудованной типограции и ввиду несвоевременности издания. Таким образом первый Актов едва ли может служить цельным самостоятельным историческим материалом, определенного времени, слишком бедны и отрывочны вошедшие в него документы. Скорее это отдельные штрихи и в редких случаях - яркие красочные моменты жизни 18 века
 
Акты настоящей книги застают Якутскую область в тот момент когда над ней когда над нею уже пронеслась военная грооза и только отдаленный грохот еще доносится из Камчатки. Там истекая кровью свободолюбивые чукчи и коряки тщетно пытаются отстоять свою независимость С громаднымии потерями и лишениями казаки отнимают каждую пядь Камчатской земли, но едва успевают продвинуться вперед как позади вспыхивает восстание и завоеватели принуждены дробить свои силы на несколько отрядов, чтобы не потерять того, что куплено ценою многих жизней. Всюду стережет их смерть. Коряки громят острожки, оставшиеся в тылу, организовывают путь к возвращению и подкарауливают казаков, когда последние в кожаных байдарках, нагруженные соболиной казнойю возвращаются обратно(№12) и завоеватели захваченные врасплох  гибнут целыми отрядами(41б). В ответ на это следуют репрессии, причем озлобленные завоеватели, увлекшись местью заходят далеко за пределы правительственных распоряжений(62). И не видно кажется конца обоюдной жестокой резне. Когда же русским пришлось иметь дело с чукчами- самой свирепой народностью в Сибири, то правительство убедилось в непрочности своего положения на Камчатке и резко переменило свой образ действий в замен была избрана политика обрусения и мирного присоединения в подданство(№62) после чего дело пошло сразу успешно.
В это время на территории Якутской области все кажется спокойным хотя здесь разгорается новая,но уже бескровная борьба.
Вслед за первыми завоевателями= казаками и торговыми людьми правительство двинуло сюда новых воителей - воителей духа -черное и белое духовенство, задачей которого, по видимому, являлось успокоение мятежного духа иноверцев проповедью страдания и непротивления.
Но духовенство, придя на новые места, с первых же шагов, интересуется больше материальным благосостоянием новой церкви. Якутский Спасский монастырь основанный по обещаниям и по вере Якутского острога (№2,3) быстро обзаводится сенокосными местами(№8, 13, 18, 20), выгонами для скота, (№9), открывает и пользуется соляными источниками(№16), строит мельницы(№11) и т.д. в результате чего уже в начале 18 столетия его владения далеко заброшены в пределы современной Иркутской губернии. Дело же обращения иноверцев в православную веру идет очень медленно и правительство обоспокоено этим. Ему не важно усвоят ли иноверцы и в какой форме основы новой веры, так как если не они сами, то их дети и внучата в том утвердятся, важно, главным образом то, что , "когда  оной народ Бога истиннаго познает, то и мерзкое свое житие переменят и будут жить домами, тогда доходнее государству быть может"(стр 177).
И правительство издает указ о льготах, по которым крестившиеся освобождаются на несколько лет от взноса ясака, кроме того церковь и светская власть берут их под свое особое свое покровительство(стр 195). Насколько эта мера оказалась действительною, видно из акта №52. Что же касается отношения духовенства к своим обязанностям, то об этом в Актах нет никаких сведений, но из № 65 усматривается, что отдельные его представители стоят далеко не на высоте своего призвания.
Пока что покорение области якутское казачество существовало грабежами и военною добычею и почти не нуждалось в жаловании, но чем меньше оставалось незавоеванных местностей, тем больше было число казаков оставшихся не у дел. Правительству приходилось серьезно подумать над тем, как устроить дельнейшее существование всей этой массы людей, не привыкших ни к какому труду

Указы о наделении казаков землями и дарованные им торговых льгот(№38б) для якутского казачества оказались мало действительны по местным условиям, точно также не обеспечила их существование незначительная прибавка жалования(№396)которое к тому же по небрежности местной власти не выдавалось иногда по нескольку лет. В результате вся эта голодная толпа захватив мало помалу в свои руки низших административные должности сборщиков, целовальников, смотрителей и тд обрушилось всею тяжестью своего существования на мирное инородческое население.
В погоне залегкой наживою забыв страх перед ответственностью они предаются самому беззастенчивому и наглому собирательству. Сам воевада якутский торгует должностями(стр179) и является руководителем всей этой шайки. Напрасно правительство пытается прекратить это безобразие - оно бессильно, даже самодержавный Великий Петр чувствует что он не в силах дотянуться своей дубинкой до спины якутсткого воеводы и угрожает ему... Судом Божьим(стр 170). Казаки в многолюдстве по нескольку раз в год приезжают за ясаком, грабят и разоряют в конец мирное население, отбирают насильно жен и детей, держат их у себя в холопстве и творят с ними блуд, отчего ясашны иноземцы пришли в крайнее отчаяние и от от несносных мучительств сами себя убивали и в Китайскую державу разбежались, а иные не стерпев такие грабежи и разорение, русских людей по зимовьям побивали до смерти(стр 169).
В конце концов завоеватели такими злыми поступками всего Сибирского царства православных христиан и иноземцев привели в крайнее разорение и истощение так, что многие городы мало в конец не запустили(там же). Растеряное правительство не нашло другого выхода как обвинить местную власть (№45) чем окончательно дискредитировало ее перед населением и дало последним законный повод к мятежам.

Только во второй четверти 18 века власти удалось встать на правильный путь так как она как бы сознавая свои ошибки в прошлом целым рядом разумных мероприятий, настойчиво проведенных в жизнь (45-53-56), к концу 18 века создает в Сибири такое положение, при котором инородцы северо-восточной Сибири могут сносно существовать.

Наряду с этой бурной жизнью обрисовывается положение мирнаго, никому неизвестного культургера- пашеннаго крестьянина. Окруженный враждебной народностью, он после вековых усилий пронес аклиматизировшийся злак далеко за пределы о которых мечтало русское правительство еще в половине 17 столетия. Под 1793 годом Акты отмечают урожай хлебов и овощей с Сунтарском урочище Виллюскаго округа стр 279) Вторично мы встречаем землепашца в 1763 году когда он послушный указу правительства рушить девственную почву Камчатки так же как и там велено учредить хлебопашество.