Серьёзно о смехе и юморе

Автор ArefievPV, мая 21, 2016, 05:59:34

« назад - далее »

ArefievPV

Тема о понимании смешного, роли смеха и юмора в человеческом обществе.
Предлагаю обсудить роль смеха в становлении человека и связь между пониманием и смешным.
Уточнение первое.
Становление человека как в эволюционном смысле (эволюции самого вида и эволюции социума), так становления человека в процессе воспитания (от младенца до взрослого). Какова в этом роль смеха и чувства юмора?
Уточнение второе.
Роль смеха в понимании вообще (и взаимопонимании в частности).
Уточнение третье.
Что означает "понимать", "понять", "понимание"?

Для начала заметка...
http://www.vokrugsveta.ru/article/247402/

ArefievPV

Дополнительно.
Работа авторов С.З. Агранович, С.В. Березин "Человек двусмысленный".
http://www.klex.ru/eeg


ArefievPV

По третьему уточнению.
Для начала предлагаю сразу договориться по поводу слов и языка.

1.Все слова человеческого языка придуманы людьми и для людей.
2.Все слова предназначены людьми для управления себе подобными.
3.Все слова несут в себе две составляющие: управляющая составляющая и информационная составляющая. Управляющие сигналы прямо побуждают к определённому поведению (действию). Сигналы несущие нейтральную информацию формируют «внутреннюю базу», которую впоследствии можно использовать при формировании  поведения как сознательно, так и бессознательно.
4.Все слова несущие кроме управляющей ещё и смысловую нагрузку первоначально были предназначены только для употребления внутри социума (для уточнения и обозначения внутрисоциальных отношений, осуществления управляющего воздействия на соплеменников). Впоследствии смысловая составляющая (а затем и новые слова) была распространена на сами объекты, свойства объектов, внешние (по отношению к внутрисоциальным) процессы и явления.
5.Язык животных представляет собой набор (систему) сигналов первой сигнальной системы (знаков ситуаций) прямо оказывающих воздействие на состояние организма и поведение особи. То есть организм приводится в конкретное состояние и побуждается конкретный тип поведения (бегство, агрессия).
6.Язык человека представляет собой набор (систему) сигналов второй сигнальной системы (знаков знаков) не оказывающих прямого влияния на состояние организма и поведение человека. Не стоит смешивать команды при дрессировке. При внешнем сходстве одни и те же слова, в результате дрессировки, могут оказывать и прямое воздействие на организм и поведение человека. Условные рефлексы у человека тоже вырабатываются.
Слово, как знак знака, оказывает прямое воздействие только на активацию контекста (связи образа слова с другими образами слов). Контекст очень индивидуален, но существует и определённое сходство обусловленное воспитанием и внешним окружением.

ArefievPV

Дополнение по пунктам предыдущего сообщения.
п.1.Заимствование путём звукоподражания (мяуканье, рычание, крики животных) – один из способов формирования слова. Для человека владеющего речью даже имитация сигнала животного наполнена смыслом (активизирован контекст, связанный с этим сигналом). Для животного – это просто знак ситуации и реагирует оно на него непосредственно.
п.2.Для управления животными (в отдельных случаях и человеком) используются слова, которые животным воспринимаются как знаки ситуации. Никакой контекст при этом обычно не активизируется. Тот контекст которым располагают животные (большинство видов) состоит также из сигналов – знаков ситуации. Этот контекст может выстраиваться в большие цепочки (условный рефлекс высшего порядка и/или динамический стереотип) либо в целую сеть (сознательное поведение). Но в любом случае, узловые элементы такой сети или цепочек представляют собой образы сигналов первой сигнальной системы (образы знаков ситуации). Любой образ сигнала, по сути, есть отражение этого сигнала в нервной системе.
п.6.В раннем детстве, когда человек ещё только учится говорить, слово для него является всего лишь сигналом первой сигнальной системы – знаком ситуации. Соответственно и действует такой сигнал напрямую на состояние организма и поведение ребёнка. Вначале малыш может среагировать только на тон и/или громкость слова, на сопутствующие сигналы (выражение мимики, позы, движения, чужой говорит или свой) непосредственным поведением (может испугаться, может улыбнуться, может попытаться повторить). В основном это врождённое рефлекторное поведение.
К 8-ми месяца ребёнок при звуках речи чужого человека может даже расплакаться (состояние тревоги у него возникает).
По мере накопления словарного запаса в виде простого контекста (образов сигналов первой сигнальной системы) начинают возникать связи между этими образами. Мозг по мере развития формирует уже следующие слои отражения. Отражения образа сигнала со связями с другими образами сигналов в последующих слоях отражения представляет собой уже знак второй сигнальной системы (образ слова) – отражения сигнала со связями, т.е. отражение отражения сигнала ситуации.
Формирование последующих отражающих слоёв позволяет в свою очередь сформировать и контекст уже из понятий (образ слова со связями с другими образами слов), терминов (образ понятия со связями с другими образами понятий) и так по восходящей спирали. И чем длиннее цепочка отражений в этой восходящей спирали, тем более независимо конечное поведение от полученного сигнала.

slon

Цитировать5.Язык животных представляет собой набор (систему) сигналов первой сигнальной системы (знаков ситуаций) прямо оказывающих воздействие на состояние организма и поведение особи. То есть организм приводится в конкретное состояние и побуждается конкретный тип поведения (бегство, агрессия).

Предлагаю следующую трактовку пятого пункта.

Язык животных (человек тоже животное)  представляет собой систему звуковых сигналов предназначенную для передачи информации от одной особи ко всем кто имеет возможность принимать сигналы с целью влиять на поведение реципиентов.

Это означает, что речь идет только о системе звуковых сигналов, никакой принципиальной разницы между языком животных и человека нет, нет первой, второй и т.д. сигнальной систем, язык используется не только для представителей своего вида, но и для особей любого другого вида, функция  звуковых сигналов - передача  информации.


ArefievPV

Цитата: slon от мая 21, 2016, 16:37:15
Это означает, что речь идет только о системе звуковых сигналов, никакой принципиальной разницы между языком животных и человека нет, нет первой, второй и т.д. сигнальной систем, язык используется не только для представителей своего вида, но и для особей любого другого вида, функция  звуковых сигналов - передача  информации.
Не согласен. Эти звуковые сигналы оказывают управляющее воздействие. Благодаря влиянию друг на друга и осуществляется управление и самоуправление в социуме. Социум без наличия такой "силы" не сможет быть единым целым. Благодаря социуму и шёл интенсивный отбор на восприимчивость к подобным сигналам. Остальные животные такой отбор в нашем социуме не проходили. Поэтому наш язык только для нас...

slon

ЦитироватьЭти звуковые сигналы оказывают управляющее воздействие.

- Почему ребенок не спит?
- Я ему уже сто раз сказала "иди спать"!
- Вот мой ремень, просто пойди и покажи ему.
- Лег спать.

Звуковые сигналы могут оказывать управляющее воздействие. Могут задуть свечи на праздничном торте. Много чего могут.
Функция звуковых сигналов издаваемых животными - передача информации.
Информация может быть принята, как в случае с ребенком который не хотел идти спать, но не оказать никакого влияния.

Если речь идет о языке в виде звуковых сигналов, то мы можем говорить только о функции языка.

ArefievPV

Цитата: slon от мая 21, 2016, 16:55:49
ЦитироватьЭти звуковые сигналы оказывают управляющее воздействие.
Звуковые сигналы могут оказывать управляющее воздействие. Могут задуть свечи на праздничном торте. Много чего могут.
Функция звуковых сигналов издаваемых животными - передача информации.
Информация может быть принята, как в случае с ребенком который не хотел идти спать, но не оказать никакого влияния.
Если речь идет о языке в виде звуковых сигналов, то мы можем говорить только о функции языка.
Вопрос принципиальный. Управляющее воздействие языка неоспоримо. А то, что мы не всегда поддаёмся на это воздействие - это результат нашего обучения сопротивляться и огрехи воспитания.
С десяток ситуаций подкрепления вербальной команды невербальной командой в нежном возрасте и - результат будет налицо...
И на животных информация, содержащаяся в звуковом сигнале, также оказывает управляющее воздействие. Только прямое. А на нас косвенное. Я уже немного расписал, почему косвенное.

ArefievPV

Добавлю.
Наши слова не оказывают на животных такого воздействия, как на нас. А мы, зачастую, плохо интерпретируем их звуки.
Кроме того, не забывайте, что без необходимости такая система коммуникации вообще бы не появилась. Какие выгоды она могла принести животному вне социума? Никаких. Да она и не появилась бы, ЕО ещё в начале бы её "зарубил на корню". Но как сила взаимодействия между "частицами" (отдельными членами социума) связывающая воедино социум она очень даже к месту. Вот на уровне социума и была поддержана ЕО данная система коммуникации, а не уровне просто представителей вида животных. Эта система нужна социуму в первую очередь. А для этого все члены социума должны быть весьма восприимчивы к сигналам данной системы, попросту - внушаемы.

slon

ЦитироватьВопрос принципиальный. Управляющее воздействие языка неоспоримо. А то, что мы не всегда поддаёмся на это воздействие - это результат нашего обучения сопротивляться и огрехи воспитания.

Язык это система сигналов (ваше определение), то бишь, информация.
Будет эти информация иметь управляющее воздействие или нет - зависит от очень многих факторов.  Статистически подавляющее большинство сигналов  не приводят к управляющему воздействию.

Поэтому предлагаю язык, как систему сигналов, полагать функцией передачи информации.
А целью применения языка считать попытку управлять.

Управление может осуществляться не только языком, но и ремнем.
Мама издавала звуковые сигналы и передавала ребенку информацию.
Целью мамы было желание управлять ребенком.
Не получилось.
Ремень помог достичь цели.

Так меньше будет путаницы.
Имеет смысл разграничить и разделить функции которые может выполнять инструмент (язык это инструмент) с целью применения инструмента.

Функция звуковых сигналов - передача информации.
Передача информации посредством звуковых сигналов может иметь цель влиять на поведение.  Может, но обязательно будет влиять. И в большинстве случае не влияет.

slon

ЦитироватьПоэтому наш язык только для нас...

Не все об этом знают.

https://www.youtube.com/watch?v=FWxrvEBp8l0

ArefievPV

Цитата: slon от мая 21, 2016, 17:31:22
ЦитироватьВопрос принципиальный. Управляющее воздействие языка неоспоримо. А то, что мы не всегда поддаёмся на это воздействие - это результат нашего обучения сопротивляться и огрехи воспитания.
Язык это система сигналов (ваше определение), то бишь, информация.
Будет эти информация иметь управляющее воздействие или нет - зависит от очень многих факторов.  Статистически подавляющее большинство сигналов  не приводят к управляющему воздействию.
Поэтому предлагаю язык, как систему сигналов, полагать функцией передачи информации.
А целью применения языка считать попытку управлять.
В ответе 3 я написал:
Цитата: ArefievPV от мая 21, 2016, 14:54:39
2.Все слова предназначены людьми для управления себе подобными.
3.Все слова несут в себе две составляющие: управляющая составляющая и информационная составляющая. Управляющие сигналы прямо побуждают к определённому поведению (действию). Сигналы несущие нейтральную информацию формируют «внутреннюю базу», которую впоследствии можно использовать при формировании  поведения как сознательно, так и бессознательно.

А по поводу статистически подавляющего большинства судить не берусь, но...
На любой организм действует куча сигналов, слова там - капля в море. Самая большая часть из этих сигналов поступают как сигналы первой сигнальной системы (знаки ситуации), совсем чуть-чуть в виде слов (сигналов второй сигнальной системы). Поэтому, может так оказаться, что мы постоянно находимся под управлением тех или иных сигналов...
А в социуме (для внутрисоциальных отношений) эти сигналы уже имеют большое значение, вполне сравнимое с потоком первосигнальных знаков. Кстати человеческие жесты, гримася, интонация - это тоже знаки второй сигнальной системы ("слова" языка невербальной природы). Об этом я много писал в ветке:
http://paleoforum.ru/index.php/topic,8795.0.html

ArefievPV

Цитата: slon от мая 21, 2016, 17:42:16
ЦитироватьПоэтому наш язык только для нас...
Не все об этом знают.
https://www.youtube.com/watch?v=FWxrvEBp8l0
Они "разговаривают" каждый на своём. И как там они "понимают" - большой вопрос. А зрители вообще интерпретируют кто во что горазд... Вы в том числе. Только не обижайтесь, это просто моё предположение. Вы же сами костерите психологов и их интерпретации.

slon

ЦитироватьОни "разговаривают" каждый на своём.

Это да, но малыш обращается к собаке, а она относится к другому виду. Значит язык это информационный инструмент не только для своего вида.

Второй сигнальной системы не существует, эта классификация устарела.