Социальная и биологическая организация систем

Автор ArefievPV, марта 23, 2016, 05:32:43

« назад - далее »

ArefievPV

В продолжение...

Роль мужского мозга в размножении
https://postnauka.ru/video/87485
Физиолог Вячеслав Дубынин об андрогенах и эстрогенах, полигамии у шимпанзе и синдроме Морриса

Цитировать
Мужская часть полового размножения связана со сперматозоидами, их, как правило, много. Одномоментно в половые пути самки вбрасываются десятки тысяч, сотни тысяч, иногда миллионы сперматозоидов. Дальше начинается некая гонка половых клеток. И тот сперматозоид, который добежал первым, будет обладать самым лучшим генетическим материалом. Это событие является способом отобрать лучший генетический материал для будущего потомства. В этом отборе и заключается суть полового размножения, процесса спаривания, ухаживания и прочего. То есть те события, которые в конце концов приводят к половому акту, в будущем — к оплодотворению, а затем к рождению детенышей.

У самцов и мужчин половым размножением занимается та же зона, что и у женщин, — передний гипоталамус. Огромное значение в настройке переднего гипоталамуса имеют мужские половые гормоны — андрогены. Значит, выделение андрогенов — это прежде всего работа семенников. Часть андрогенов выделяется еще надпочечниками. И у человека этих андрогенов достаточно много. Эти андрогены выделяются и в мужском организме, и в женском. Условно говоря, в женском организме содержатся эстрогены, а в мужском — андрогены. На самом деле в организме мужчины есть и андрогены, и некоторое количество эстрогенов, а в женском присутствуют эстрогены и какое-то количество андрогенов.

Общеизвестен факт, что в случае отсутствия специального андрогенного сигнала развитие половой системы, организма и даже гипоталамуса пойдет по женскому типу. По умолчанию в организме устанавливается женская половая система, поведение по женскому типу, вторичные половые признаки. Для того чтобы развитие половой системы пошло по мужскому типу, к концу второго месяца эмбрионального развития эмбриональные семенники должны выделить первую порцию андрогенов. В этом случае будет формироваться именно мужская половая система.

Известным нарушением в данной ситуации является синдром Морриса, при котором ткани нечувствительны к андрогенам. И получается, что тело генетического мужчины с XY хромосомами развивается по женскому типу. Единственным явным отличием является отсутствие овуляций, притом что все остальные признаки остаются женскими. Такая история часто случается в большом спорте, потому что некоторое количество выдающихся спортсменок на поверку оказались людьми с синдромом Морриса. В таком случае возникает личная трагедия, потому что генетический мужчина не имеет права выступать в женских соревнованиях.

Андрогены — это гормоны, которые обладают достаточно обширным действием. И помимо влияния на половое поведение и либидо, они еще влияют, например, на агрессию, на стремление к лидерству. Целый ряд психических свойств человека подлежат управлению андрогенами. Повторяю, что в женском организме основным источником андрогенов являются надпочечники. Начальный период пубертата, когда появляются волосы в лобковой области, в подмышечных впадинах, примерно в одно время у мальчиков и девочек, и все это — реакция на андрогены, которые выделяются надпочечниками. В женском организме становится много эстрогенов, начинается развитие вторичных женских половых признаков. А у мужчин много андрогенов, поэтому происходит развитие вторичных мужских половых признаков. Например, начинает расти борода, удлиняться гортань, становится более низкий голос.

Для того чтобы запускалось половое поведение, нужен гормональный фон — андрогенный. И нужны некие сенсорные сигналы, которые поступают в передний гипоталамус. Наш мозг представляет, как выглядит потенциальный половой партнер. Женская фигура больше соответствует по форме песочным часам, мужская фигура — треугольнику. Все те же вторичные и первичные половые признаки, которые нам присущи, тоже опознаются на врожденном уровне передним гипоталамусом и помогают запускать и усиливать половое поведение. Потому что сам половой акт — это достаточно странное событие. Да? С точки зрения обыденного поведения животных. И вступить с кем-то в столь близкий контакт, оказывается, очень нестандартно. То есть должно произойти очень мощное переформатирование программ, связанных с безопасностью, программ пищевого поведения.

Известна масса примеров вплоть до полового каннибализма. Потому что на начальной фазе разделения «самцы — самки», как правило, самки оказываются гораздо крупнее, чем самцы. У тех же беспозвоночных самка порой настолько крупнее самца, что для него спаривание сопряжено с опасностью для жизни. А иногда даже система сделана так, что самец с гарантией съедается самкой. У некоторых насекомых так устроен половой аппарат самца: он застревает в половых путях самки и не может убежать, а самка получает в дополнение к сперматозоидам еще такой «гамбургер». Ей же приходится дальше откладывать яйца, а для этого нужна белковая пища, и тут как раз одноразовый самец.

Есть и другие истории, когда самцы, чтобы избегать полового каннибализма, приносят с собой подарок. И для хищных мух ктырей показано, что самец сначала ловит какого-нибудь комарика и отдает самке. И пока самка поедает этого комарика, самец успевает ее оплодотворить и улететь. От подобной группы ктырей происходят ктыри, которые запаковывают комарика в коробочку из паутины. Самка разворачивает его, а там комарик, и все хорошо кончается. А теперь следующий шаг эволюции: есть вид ктырей, которые просто делают очень красивую упаковку. Самка ее разворачивает, а там нет комарика. И самца к этому моменту тоже нет.

Это пример того, что эволюция использует самые разные пути. В каких-то случаях она играет на стороне самца, в каких-то — на стороне самки. Но на самом деле на стороне будущего поколения, потому что конечная цель полового размножения, несмотря на эмоции от этого процесса, наполненность жизни и прочее, — это появление потомства.

Для начала полового акта, как правило, нужны дистантные стимулы — сигналы, которые действуют на большом расстоянии. Это либо звуковые сигналы, либо запахи, феромоны. Когда самец и самка оказываются в непосредственной близости, начинают серьезно играть зрительные сигналы. Совсем на близком расстоянии — тактильные сигналы, прикосновения. Паук, который подбирается к самке, а самка в 20 раз его крупнее, должен издали так махать лапками: «Дорогая, это я, а не еда». А когда он начинает подбираться к самке, он должен нажать, буквально как минер, на несколько точек, и тогда у него есть пять минут, для того чтобы оставить свои сперматозоиды и сбежать, иначе его сожрут.

Но в мире позвоночных половой каннибализм — редкость. В этом смысле поведение более безопасно. Особенно если самец в итоге оказывается крупнее самки. Начинается все с того, что самки крупные, а самцы мелкие, потому что самке нужно откладывать крупные яйцеклетки, а самец может производить маленькие сперматозоиды. Его подвижность тоже является плюсом. Но часто оказывается, что самки предпочитают таких самцов, которые побеждают в турнирах. И если половой отбор начинает идти в эту сторону, то укрупнение самца становится полезным, потому что победа в турнирах — это большая физическая сила, больше размер. Самцы в итоге становятся все крупнее и крупнее, и тут уже не до полового каннибализма. Кстати, мужчины в среднем все-таки крупнее женщин — это результат аналогичного полового отбора, который говорит о том, что в течение последних миллионов лет женщины предпочитали более крупных, мощных мужчин. И даже если вашей мощи не хватает, вы можете воспользоваться, например, услугами моды: надеть пиджак с широкими плечами или какой-нибудь высокий головной убор, каблуки повыше.

В тот момент, когда начинается физическая близость, для самца очень важно удерживать самку. Видимо, поэтому количество эрогенных зон, которые связаны с половым актом, в женском организме больше, чем в мужском. У самцов, как правило, эрогенные зоны сосредоточены только на гениталиях. А в организме самки могут присутствовать в разных частях тела. Это позволяет сделать половой акт достаточно длинным, для того чтобы произошел выброс сперматозоидов, что само по себе иногда не очень простое событие.

В тот момент, когда начинается физическая близость и идет стимуляция половых органов, в том числе клиторальная стимуляция у самки, начинается большой поток положительных эмоций. Именно эти положительные эмоции делают физическую близость приятной и позволяют сохранять это странное положение, которое крайне нетипично для обычной повседневной жизни организмов.

Когда это все случается в первый раз, бывает масса проблем. Но есть положительные эмоции, и на их фоне достаточно быстро происходит обучение правильному, качественному выполнению полового акта. С каждым разом дело идет все лучше и лучше. Более того, у самых высокоразвитых млекопитающих мы обнаруживаем, что физическая близость перестает быть связана с актом размножения, а становится отдельным источником удовольствия. За тем замечены дельфины и человекообразные обезьяны. То есть если мы смотрим на наших ближайших родственников, прежде всего на шимпанзе, то видим, что количество спариваний очень велико.

Особенно за этим замечены малые шимпанзе, бонобо, где, в отличие от больших шимпанзе, сообщество не такое агрессивное, нет такого явного патриархата, доминирования самцов. Здесь в самых разных ситуациях происходит физическая близость. Причем наблюдается физическая близость и гомосексуальная, разные варианты мастурбации. Разнообразие очень велико. А дельфины еще в большей степени за этим замечены. Оказывается, что физическая близость — отдельный источник положительных эмоций, она позволяет улучшить отношения в сообществе, снять избыточный стресс и в самых разных ситуациях оказывается полезной.

Для наших ближайших родственников — человекообразных обезьян — характерны очень разные варианты организации стаи. Для горилл типичен гаремный вариант. Например, при доминирующем самце десяток самок, а остальные самцы в стае к размножению не допускаются. В случае больших шимпанзе полигамия, но при этом все-таки доминирующие самцы спариваются чаще.

В отличие от наших ближайших родственников, человеческое сообщество (племя, стая) организовано по моногамному принципу. То есть внутри сообщества из 150–200 особей моногамные пары, где мужчина и женщина устойчиво образуют семью. И если посмотреть на гормональный фон, мы увидим, что более древние гормоны, такие как андрогены или эстрогены, за полигамию. Но окситоцин или такой гормон, как вазопрессин, за моногамные отношения. И эти моногамные отношения важны для успешного выращивания потомства.

Но у моногамных отношений есть своя темная сторона. Она называется ревность. Замечено, что все животные, для которых характерны моногамные отношения, ревнуют своих партнеров. Потому что если ты вкладываешь в него или в нее слишком много ресурсов, ты уже ждешь, что будет отдача. И если кто-то ушел на сторону, то это вызывает негативные эмоции, скандалы. Это очень хорошо показано для птичьих пар, потому что в случае птиц моногамные отношения встречаются гораздо чаще, чем у млекопитающих. Несмотря на все сложности, отношения между полами — это огромный источник радости и позитива, поэтому всем желаю успехов в личной жизни.

ArefievPV

Реплика. Изложил в художественной манере (а то народ совсем закис от глубоко научных рассуждений  :)) на уровне колхозно-бытовой философии. Чтобы было понятно – никаких терминов в моём изложении нет! Чтиво только для расслабона и фантазий... :)
Цитата: Ivan(novice) от июля 13, 2018, 03:52:56
Еще, кажется, Ньютон сказал, что он стоял на плечах у гигантов (предыдущих исследователей).
Но нужно идти дальше.
Оно, конечно, так... Да только идут вперёд шагами. То бишь, каждый шажок такой, это как шажок по топкой трясине – с предварительным ощупыванием места, куда ставить ногу. Однако, и в этом случае, можно такими шагами забрести совсем не туда...

Придётся возвращаться на несколько шагов назад (это если быстро понял, что прёшь не туда), а то и на несколько десятков/сотен шагов назад... Так вот, такие челночные ходки есть не что иное, как своеобразное ощупывание.

Например, представьте себе такую картинку (аналогия, как происходит процесс познания с помощью такого вот ощупывания). В этой картинке я сразу обозначаю и основную первопричину процесса познания – нахождение сведений/знаний, накопление опыта и подбор способов использования этого опыта, знаний и сведений для выживания – типа, для реализации основного инстинкта всего живого – ЖИТЬ.

На поверхности, окаймлённой большим буртом,  выложен из камней огромный лабиринт (условно говоря, несколько километров в диаметре). Каменная кладка образует длинные извилистые стены разной высоты (максимально – в несколько человеческих ростов – пусть будет 10 метров). Стены разной длины пересекаются друг с другом, ветвятся, обрываются и т.д. – образуют целый лабиринт, типа. Само собой, и расстояния по горизонтали между стенами тоже различное (по вертикали и так понятно, что различное – высота стены по длине сильно варьируется) – от шага до десятка метров. И вся эта поверхность вместе с лабиринтом залита грязной и мутной водой (практически, жижей), с плавающей на поверхности и в толще, листвой, ветками, водорослями, мусором всяким... А над поверхностью воды (жижи) стелется густой туман (испарения) – видимость от 0,1 метра до 1,0 метра... Но если подняться повыше (метров на 30, на высоту кромки бурта над жижей), то видимость улучшается до нескольких километров (видна кромка бурта с противоположной стороны).

Водой (жижей) лабиринт залит практически на всю высоту самых высоких участков стен. То есть, даже эти участки не возвышаются над поверхностью жидкости, а располагаются на небольшой глубине (типа, по колено). Но таких участков очень мало, они короткие и разбросаны весьма хаотично по лабиринту. Типа, подводная «тропинка» мало того, что извилистая очень (да в придачу, может оборваться на каком-то месте и придётся пятиться назад и нащупывать какое-нибудь разветвление), она и по высоте здорово «пляшет» (где-то по колено, где-то по грудь, а где-то и на глубине в полтора человеческих роста), и по ширине тоже (может оказаться шириной в полметра, а может оказаться вообще в полступни шириной). Мало того, поверхность подводной «тропинки» покатая, отдельные камни могут запросто выпасть под нажимом и обрушить кусок стены (соответственно, и кусок «тропы»).

Сам бурт, окаймляющий поверхность, во многих местах попросту непроходим (гейзеры с кипятком, выход раскалённых ядовитых газов и т.д. – додумайте сами. Верхняя часть бурта (кромка) возвышается над поверхностью метров на 30, а над поверхностью снаружи возвышается на все 300 метров. И если внутрь ещё можно кое-как спустится (поверхность неровная и не совсем отвесная (крутизна склона градусов 60), и есть щели, уступы и трещины. А вот по наружной стороне спустится совершенно не реально – поверхность отвесная, гладкая и твёрдая... Спуск по внешней стороне только один.

Это была преамбула. А вот теперь сама амбула пойдёт... :)

На поверхность бурта (на безопасном относительно участке и на противоположной стороне от внешнего спуска) высаживают группу людей без приспособлений и инструментов, в лёгкой одежде и обуви, с небольшим запасом воды и пищи.

Для того чтобы выжить, группе людей надо перейти на другую сторону по верхним кромкам стен лабиринта – этот участок группе показали (он с кромки виден). При переходе можно использовать все подручные средства: найденные ветки для ощупывания, камни для засыпания провалов и т.д. и т.п.

Процесс познания сродни поиску маршрута для перехода с одного края на противоположный. Ведь для того чтобы перейти необходимо найти безопасный и проходимый маршрут. Теперь можете себе представить, как будет происходить процесс нахождения безопасного маршрута – постоянные ощупывания и челночные ходки, обозначения опорных точек и утеря ориентиров (утеря отдельных знаний), и т.д. Короче, примерно то же самое, что и происходит в науке и в обществе... Причём, всё это только из за стремления жить – вид реализует основной инстинкт любой живой системы – ЖИТЬ. Познание процесс сопутствующий и способствующий реализации стремления жить (способствующий выживанию, так сказать), а вовсе не некая высшая сущность сама по себе.

Итак. Выжить/жить – это стремление живого. Цель – участок на противоположной стороне. Достижение цели – переход по верхним кромкам стен. Познание – прокладка маршрута.

В заключение...

Для реализации познавательных способностей возникли адаптации (различные приспособления и функции). Интеллект, в этом смысле, просто совокупность такого функционала... Ну а разум, в потенциале – это способность реализовать стремление жить средствами интеллекта... Типа, проявление разумности, это реализация стремления жить через интеллект...

Ориентировочный рефлекс, любопытство, любознательность – это те свойства/качества которые в нас заложены, и которые в нас устанавливаются социумом. И они важны, в первую очередь, для выживания вида (выживание особи вторично). Напоминаю, любой вид существует в форме социума (типа, в форме некоей структуры взаимодействия между особями своего вида – их ещё обзывают структурой социальных связей между особями). В зависимости от особенностей формы социума (как и от особенностей вида), ценность выживания отдельных особей для вида, различна.

Условно говоря, для бактерий ценность выживания отдельной особи по сравнению с целым видом она минимальна, а для слона или человека много больше. Соответственно и затраты вида (через социум, как форму существования данного вида – типа, в обличии социума, так сказать) на выращивание особи будут огромны. Тут и кормление детёныша родителями, и обучение (сначала родителями, а потом и окружающими), и т.д.

Многие вещи вид передаёт через социум – через саму структуру социальных связей. То есть, некоторые вещи особи усваивают не зависимо от своих генов. Разумеется, гены также накладывают ограничения – что может, а что не может усвоить особь. Но раз генотип у всех особей одного вида схож, то и набор усвояемого будет тоже схожим.

В генах передаётся только основа структуры особей вида, всё остальное через социум (типа, окончательная настройка и тонкая отладка структуры особи к текущим условиям окружающей среды). Совокупность социальных взаимодействий/связей между особями и результатов этих взаимодействий/связей (предметов, изделий, даже отходов), можно обозвать культурой.

Метвед

Зря Вы путаете процесс познания мира людями с навороченным квестом (компьютерная игрушка такая для додиков). Ничего общего на самом деле нет. Умный в говны не пойдёт умный говны обойдёт.  А мудрый вообще перелетит ног не замочив. Дураки полезут и утонут - естественный отбор, знаете ли.  Правда, у людей таки возможен вариант когда дураков будут спасать тратя ресурсы намного превышающие их ценность для популяции, как было в недавнем случае в таиланде когда поцанчеги 11-16 лет залезли в длинную пещеру в сезон дождей.  Ну это издержки верховенства инстинкта над разумом у подавляющего большинства людей.

ArefievPV

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 17:47:48
Умный в говны не пойдёт умный говны обойдёт. 
Да ладно. :)
Аристотель вошёл (и куча людей за ним пару тысяч лет шла)... Вроде, говорят, совсем не дурак был. Али врут?
Примеров привести можно кучу...

ArefievPV

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 17:47:48
Дураки полезут и утонут - естественный отбор, знаете ли. 
Вот дураки и разведывают... Умные по результатам (утонул, не утонул, сколько прошёл и в каком направлении) карты пытаются составлять, маршруты пытаются прорисовать... Мудрые интуитивно эту карту усваивают (а иногда - и присваивают), и так же интуитивно применяют...

На дураках мир держится...  :) Дураки (точнее их телодвижения), это материал для работы умным. Далее, в свою очередь, интуитивное использование результатов наработок умных мудрецами... ::)

Метвед

Цитата: ArefievPV от июля 13, 2018, 17:58:52
Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 17:47:48
Умный в говны не пойдёт умный говны обойдёт. 
Да ладно. :)
Аристотель вошёл (и куча людей за ним пару тысяч лет шла)... Вроде, говорят, совсем не дурак был. Али врут?
Примеров привести можно кучу...
Аристотель был мужик умный и вероятнее всего вообще никуда не ходил кроме как до ветра по специально выровненным дорожкам Академии.  Да и наука в его время была по большей части чисто болтологическая. Сходить за ощипанным петухом на агору в опровержение тезиса "человек это двуногое без перьев" - вот уровень древнегрецкого эксперимента.

Метвед

Цитата: ArefievPV от июля 13, 2018, 18:04:32
Вот дураки и разведывают... Умные по результатам (утонул, не утонул, сколько прошёл и в каком направлении) карты пытаются составлять, маршруты пытаются прорисовать... Мудрые интуитивно эту карту усваивают (а иногда - и присваивают), и так же интуитивно применяют...

На дураках мир держится...  :) Дураки (точнее их телодвижения), это материал для работы умным. Далее, в свою очередь, интуитивное использование результатов наработок умных мудрецами... ::)
Да на хрена умным и мудрым эта дурацкая разведка.  Дурак лезет в говны не потому что ему нравится  лазить в говны а потому что надеется найти какие-нибудь  дурацкие ништяки по ту сторону говен. Умным и тем более мудрым эти дурацкие ништяки попросту не интересны.  Карты умные и мудрые бывает что и  рисуют но отнюдь не для того чтобы по ним ходить через говны! А только и исключительно для того чтобы любоваться разноцветной мазнёй и впаривать те карты дуракам за деньги на свою науку.  Правильная, кошерная наука,  как всем известно,  это удовлетворение своего любопытства за чужой счёт :)

ArefievPV

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 18:40:38
Да на хрена умным и мудрым эта дурацкая разведка.  Дурак лезет в говны не потому что ему нравится  лазить в говны а потому что надеется найти какие-нибудь  дурацкие ништяки по ту сторону говен. Умным и тем более мудрым эти дурацкие ништяки попросту не интересны.  Карты умные и мудрые бывает что и  рисуют но отнюдь не для того чтобы по ним ходить через говны! А только и исключительно для того чтобы любоваться разноцветной мазнёй и впаривать те карты дуракам за деньги на свою науку.  Правильная, кошерная наука,  как всем известно,  это удовлетворение своего любопытства за чужой счёт :)
Ваши умные имеют совсем другие цели, и Вы сами оцениваете их, как умных, в соответствии со своими установками, по-своему. Но на самом деле они нисколько не умнее тех самых дураков (которые всё время совершают ошибки, накапливая экспериментальную базу), у них только цели другие – облапошить, въехать на чужом горбу в рай, удовлетворить любопытство за чужой счёт и т.д. Вот таких людей Вы считаете умными. По себе судите? :)

Умность/глупость, это, по сути, актуальное проявление разумности конкретной особи в конкретной ситуации. Смогла особь сформировать адекватный алгоритм для конкретной ситуации, располагая имеющимися знаниями, значит, умная особь (точнее, продемонстрировала умное поведение, а по поведению мы уже и о самой особи судим).

Для формирования алгоритма реакции необходимы определённый объём знаний и функционал, позволяющий воспользоваться этими знаниями в определённой ситуации. Если хоть любой из этих компонентов (функционал, объём знаний) будет отсутствовать, то адекватного алгоритма не будет сформировано. Соответственно, и поведение такого человека мы будем считать умным или глупым – опять-таки в соответствии с собственными способностями (применяемым функционалом) и собственным опытом/знаниями – в зависимости от конкретных обстоятельств.

Человек может быть ограничен по функционалу, но обладать необходимыми знаниями и соответствующей теорией/моделью, описывающей данную ситуацию. При этом, объём знаний вообще у него может оказаться сравнительно небольшим (типа, не энциклопедическим). Однако, в этой данной ситуации демонстрировать умное поведение. Кстати, для абсолютного большинства специалистов этого вполне достаточно.

Другой может иметь могучий функционал и колоссальный объём разнообразных знаний, но не по данной ситуации. И будет выглядеть, как дурак, в этой данной ситуации.

Сформированный алгоритм может быть разным. Например, выработка отношения к чему-либо, это тоже  формирование алгоритма. Выработка стратегии достижения чего-либо – тоже формирование алгоритма. Выработка тактики – тоже, выработка конкретного способа – тоже, и т.д.

Метвед

Цитата: ArefievPV от июля 13, 2018, 20:24:20

Ваши умные имеют совсем другие цели, и Вы сами оцениваете их, как умных, в соответствии со своими установками, по-своему. Но на самом деле они нисколько не умнее тех самых дураков (которые всё время совершают ошибки, накапливая экспериментальную базу), у них только цели другие – облапошить, въехать на чужом горбу в рай, удовлетворить любопытство за чужой счёт и т.д. Вот таких людей Вы считаете умными. По себе судите? :)

Умность/глупость, это, по сути, актуальное проявление разумности конкретной особи в конкретной ситуации. Смогла особь сформировать адекватный алгоритм для конкретной ситуации, располагая имеющимися знаниями, значит, умная особь (точнее, продемонстрировала умное поведение, а по поведению мы уже и о самой особи судим).

.........................
Как известно дуракам везёт а круглый дурак легко катится по жизни. Умный отличается от дурака вовсе не тем что не совершает ошибок!  Не ошибается тот кто ничего не делает. Между дураком и умным есть разница и в постановке целей и в методах их достижения.  Ну как пример, деньги для умного лишь средство достичь цели а для дурака сама цель. И т.д. и т.п. Ну и дважды на одни и те же грабли умные обычно не наступают. Экспериментальная база дурацких ошибок сделанных дураками умным без надобности а дуракам тем более - дурака учить только портить.  Умный если и учится на чужих ошибках то делает это на ошибках отнюдь  не дураков. Вот и выходит что проку от дураков в процессе познания мира ноль целых шиш десятых. По большому счёту назначение дураков жрать и гадить. Выжирая ценный ресурс и загаживая всё вокруг дураки вынуждают умных придумывать всё новые и новые технологии для дураков, чтобы они ещё больше жрали и ещё больше гадили.  Это и есть причина экспансии цивилизации осуществляемой ордами дураков. Сами по себе умные прекрасно могут обойтись малым, но дураки не дают.  По сути, дураки паразитируют на умных,  потому дураков  так много развелось после возникновения цивилизации.  Среди дикарей дураков вообще мало, естественный отбор быстро устраняет их ещё до того как они доживут до возраста продолжения рода.

Nur 1

Уважаемый Метвед, доброго утра Вам!

Правда, несколько похоже на геном Ваше описание про "умных" и о "дураках". Если говорить о об экзонах и интронах соответственно. Может, стоит продолжить аналогию? Зачем-то "дуракам" позволяется накапливаться в популяции...

ArefievPV

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 21:22:03
Экспериментальная база дурацких ошибок сделанных дураками умным без надобности а дуракам тем более - дурака учить только портить.  Умный если и учится на чужих ошибках то делает это на ошибках отнюдь  не дураков.
Не скажите. Есть польза. В науке отрицательный результат – это тоже результат. Слышали такое? А если область совсем неизведанная, то поначалу познание так и идёт – «ощупыванием», методом «научного тыка», путём накопления фактов (в основном накоплением отрицательных результатов). Это только на следующем этапе начинается анализ накопленного массива фактического материала (вот на этом этапе умные рулят). Наука явление социальное, а не свойство отдельной особи...

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 21:22:03
Вот и выходит что проку от дураков в процессе познания мира ноль целых шиш десятых.
Польза для кого? Неверная (слишком узкая и сиюминутная) точка зрения. Взгляните шире – виду/социуму выгодно вот и всё. Виду/социуму выгодно, а не отдельным особям или отдельным группам (или даже отдельным популяциям). Наука, явление социальное. 

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 21:22:03
Сами по себе умные прекрасно могут обойтись малым, но дураки не дают.
Виду/социуму без разницы, из каких там особей состоит (глупых, умных, жадных, щедрых, эгоистов, альтруистов) он пока процветает. Для вида – возникновение различных свойств у особей – это результат адаптации к условиям существования вида. Балансируя составом популяций из особей с различными свойствами вид приспосабливается к различным конкретным средовым условиям. Типа, каждая популяция постепенно (на протяжении определённого числа поколений) притирается к своей экологической нише за счёт изменения баланса/соотношения особей с различными свойствами, так сказать.

Изменятся условия – изменится и баланс особей в популяциях. Например, умных станет больше, глупых меньше (или наоборот) и т.д. Опять-таки и иерархия поменяется – то есть, виду ради выживания можно и иерархией варьировать... Структура/форма иерархий в группах/популяциях, количественное соотношение/баланс особей с различными свойствами/качествами в группах/популяциях, просто количество особей в группах/популяциях и т.д. – это всё реакция вида на внешние воздействия (арсенал/набор способов для адаптироваться к текущим условиям).

Цитата: Метвед от июля 13, 2018, 21:22:03
По сути, дураки паразитируют на умных,  потому дураков  так много развелось после возникновения цивилизации.  Среди дикарей дураков вообще мало, естественный отбор быстро устраняет их ещё до того как они доживут до возраста продолжения рода.
Да перестаньте Вы о паразитизме дураков на умных. Как уже сказал – для вида главное выжить. А за счёт, каких особей (особей с какими свойствами) – ему без разницы. В одних условиях нужно побольше дураков (глупых, но быстро размножающихся но и выедающих легкодоступный ресурс), в других побольше умных (медленней размножающихся, но могущих отыскать другие кормовые площадки и добыть труднодоступный ресурс). Это вид/социум таким вот образом адаптируется к условиям окружающей среды (изменяя состав, численность и иерархию).

Попробуйте рассматривать ситуацию с точки зрения системы (вид/социум). А то, эдак, можно договорится, что мозг паразитирует на теле. А что: всё самое лучшее мозгу, находится в лучших и самых защищённых условиях, ничем не занимается – только жрёт да импульсами разряжается, при этом всеми командует... Хорошо, блин, устроился – паразит эдакий...  :)

Gundir

Цитата: ArefievPV от июля 14, 2018, 05:26:24в других побольше умных (медленней размножающихся
а умные медленней размножаются? гы, им бабы что ли не дают?

ArefievPV

Цитата: Gundir от июля 28, 2018, 00:22:30
Цитата: ArefievPV от июля 14, 2018, 05:26:24в других побольше умных (медленней размножающихся
а умные медленней размножаются?
Я за ними не слежу, я предположения высказываю.

Для размножения инстинкт важнее,  а излишек ума его чуток давит (или искажает инстинкт на выходе совсем в непотребство).

Цитата: Gundir от июля 28, 2018, 00:22:30
гы, им бабы что ли не дают?
Девки, может быть, и дали, но их ведь попросить надо. А для ботанов конкретных это дело затруднительно (или долго с мячом). В общем, мозги у них не тем, чем надо заняты...

А тут не витать в облаках надо, а за девками ухлёстывать да детей делать.
Вот мачо (ну, или просто самцы конкретные, умом не отягощённые) их и обходят на повороте в деле размножения.

Кстати, наделанных детей можно оставить воспитывать умным...

ArefievPV

#958
А теперь с более серьёзной мордой лица.

Ум (как впрочем, и инстинкт), это ведь всего лишь актуальное проявление разума. Если  данное проявление (например, поведение) адекватно ситуации, то считаем его умным, если неадекватно – то, глупым или через чур перемудренным (ум за разум заходит).

Инстинкт работает грубо и задаёт самое общее поведение. Нужна настройка инстинкта для конкретных ситуаций. Вот ум и занимается точной подстройкой инстинкта. Типа, ум необходим для точной настройки инстинкта под конкретную актуальную ситуацию.

Разумеется, есть виды животных (например, насекомые), у которых инстинкт регламентирует поведение весьма точно, но только для определённого (весьма узкого) спектра ситуаций. Соответственно, поведение особей таких видов будет адекватным только именно в этих ситуациях.

Зато у большинства видов млекопитающих спектр ситуаций, в которых они могут реализовать инстинктивные программы, широченный именно благодаря возможности точной подстройки к ситуации.

Ещё раз: ум не может подменить собой инстинкт, он может только адаптировать (подстроить) инстинкт к конкретной ситуации (к конкретным условиям).

И ни ум, ни инстинкт, ни интеллект не могут подменить собой разум. Они являются всего лишь инструментами реализации стратегии разума (то бишь, самосохранания, выживания) системы.

Отдалённая аналогия с вышесказанным про ум и инстинкт прослеживается и на базовом уровне.

Эпигенетика (эпигенетическое управление процессом развитием организма) также не может собой подменить генетику (генетические программы управления процессом развития организма), она их (генетические программы) может только более точно настроить под текущие условия существования популяции (и даже под текущие условия существования развивающейся особи!), в которых происходит развитие организма (типа, при онтогенезе).

Игорь Антонов

Цитата: ArefievPV от июля 28, 2018, 07:02:20И ни ум, ни инстинкт, ни интеллект не могут подменить собой разум. Они являются всего лишь инструментами реализации стратегии разума (то бишь, самосохранания, выживания) системы.

Не надо трогать "разум".
Его устоявшееся, общепринятое значение.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC

Попытки редефиниций этого понятия не дадут никаких новых знаний о природе и жизни, а лишь будут поводом для очередных, никому не нужных потоков ложного глубокомыслия.