Иллюзия справедливого мира

Автор Ultramarine, июля 06, 2015, 10:10:25

« назад - далее »

Ultramarine

Сегодня нашел в одной из групп ВК https://vk.com/richard_dawkins_sam_harries

Собственно, всю жизнь с этим борюсь, но вот окончательно себя убедить пока никак не получается  - всегда есть соблазн :)




Иллюзия справедливого мира

"Женщина собирается в ночной клуб, на ней мини-юбка, под которую она забыла надеть трусики, и туфли на высокой шпильке. Прилично выпив в баре, она через какое-то время нетвердой походкой отправляется домой, но забредает не в ту сторону и оказывается в нехорошем квартале. Там ее насилуют.

Виновата ли она сама? Была ли это ее ошибка? Сама полезла на рожон?

Как правило, на все три вопроса люди отвечают утвердительно. Когда вам представляют такого рода сценарий, вы обычно возлагаете вину на жертву, при этом оставаясь полностью убежденным, что ни вы, ни ваши близкие не попадут в подобную ситуацию. Вы вовсе не считаете себя злым человеком, но уверены в собственном уме и осмотрительности, поскольку стараетесь не подставлять себя под удары судьбы. Считая, что сами никогда не допустил бы таких ошибок, вы начинаете преувеличивать ответственность пострадавшего.

Однако насилие, в частности изнасилование, крайне редко вызывается неправильным поведением жертвы, чаще всего насильником становится кто-то из знакомых, и ни манера одеваться, ни образ жизни женщины не играют особой роли. Виноват всегда насильник, но почему-то общество взяло на себя роль судьи и настойчиво внушает женщине правила осторожного поведения, которые сводятся к незамысловатой формуле: «Поступай правильно и не будешь изнасилована».

В вымышленном мире хорошие парни всегда побеждают плохих. Таким же вы хотели бы видеть мир, в котором живете: чтобы все в нем было устроено честно и по заслугам. В психологии для такого когнитивного диссонанса существует термин «иллюзия справедливого мира».

Иллюзорное представление о справедливости жизни проявляется, например, в виде вашей реакции на тяжелые социальные явления. Когда вы сталкиваетесь с проблемами бездомных или наркоманов, то искренне считаете, что они сами виноваты в своих несчастьях и болезнях. Ключевая мысль — «сами виноваты». И это не просто мнение обывателя: мол, порочный образ жизни приводит к печальным последствиям. Нет, осуждение жертвы вытекает из вашего стремления к справедливости, то есть ваша вера в справедливый мир обеспечивает вам иллюзорное чувство безопасности. По вашему мнению, вы управляете собственной жизнью, в которой ничего плохого не может произойти, поскольку вы избегаете дурного влияния и неправильных поступков. Вы чувствуете себя защищенным, а вот те, другие, совершающие ошибки, — они заканчивают на улице, беременеют в школе, употребляют наркотики, становятся жертвами насилия.

Канадские ученые Мелвин Лернер и Кэролайн Симмонс, исследуя разные аспекты социальной психологии, провели в 1966 году эксперимент: 72 участницы наблюдали за тем, как неизвестная им женщина решала задачи и за каждый неверный ответ получала удар током. Разумеется, «подопытную» не пытали, но участницы не знали этого. Когда их попросили описать вздрагивавшую от боли женщину, многие отозвались о ней дурно: не понравились ни внешность, ни ум, ни манера себя держать. В принципе, она заслуживала наказания.

Лернер вел в университете курс социальной медицины и в процессе обучения обратил внимание, что среди его студентов встречаются немало таких, кто считал бедняков лентяями, ждущими подачек. Он провел опыт, в котором на глазах у участников эксперимента двое мужчин решали задачи, в конце одному из них вручили крупный денежный приз. Испытуемым объяснили, будто выдается он не за результат, а случайным образом. Когда дошло до опроса участников, большинство сочли, что награду получил человек более умный и старательный, давший лучшее решение задачи, — словом, он заслужил свое счастье. Вслед за Лернером многие ученые, проводившие подобные исследования, приходили к похожему заключению: человек хочет жить в справедливом мире и ради своей иллюзии готов идти даже на подтасовку фактов.

Вероятно, идея справедливого мира — это врожденный когнитивный диссонанс. Люди, обладающие таким иллюзорным феноменом, кем бы они ни были по своим убеждениям — либералами или консерваторами, реагируют сходным образом на известие о чужих бедах. Шведские ученые Роберт Торнберг и Свен Кнутсен из Линкёпингского университета в 2010 году обратились к подросткам с просьбой объяснить, почему некоторых из них дразнят и обижают в школе. Большинство учеников указали в качестве главной причины жестокость и властолюбие тех, кто издевается, но 42% обвинили тех, над кем издеваются: мол, «сами подставляются». Вспомните, когда на ваших глазах унижали одноклассника, не было ли вашей первой мыслью: неужели он не может постоять за себя? Не казалось ли вам, что этим несчастным следует лучше одеваться, увереннее вести себя и не быть такими простаками? В фильмах с подобными сюжетами главный герой в конце концов обязательно расправит плечи, научится сопротивляться и всех победит. Мораль: расплата постигнет хулиганов лишь тогда, когда жертва научится правильно действовать. Исследования показали, что вы, отрицательно относясь к хулиганам, ворам и убийцам, воспринимаете их поступки почти как данность. Мир полон плохих парней, но каждый может позаботиться о том, чтобы не стать их жертвой. В школьном эксперименте лишь 21% ребят взяли ответственность на себя — пассивных зрителей и еще меньше вспомнили об устройстве общества или человеческой природе. Большинство школьников сочли, что с обществом и природой человека все в порядке — ведь мир справедлив, не так ли? Ну а когда случаются всякие несчастья, винить следует конкретных людей — как насильников, так и их жертвы.

Вам знакомо выражение: «Что посеешь, то и пожнешь»? Как часто вы сталкивались с тем, что если человек получает по заслугам, все тут же начинают повторять: «Судьба у него такая»? И пословица, и «карма», и «сам виноват» — проявления феномена иллюзии справедливого мира. Невозможно смириться с несправедливым устройством жизни, куда понятнее, когда на одной чаше весов лежит добро, на другой — зло. Те, кто трудится и ведет честную игру, преуспевают, а кто ленится и обманывает — пусть даже и не надеется. Вполне разумный расклад, но так бывает не всегда. Успех во многом определяется обстоятельствами рождения и воспитания, социально- экономическим статусом семьи и, конечно, удачей. Не в ваших силах изменить эти «факторы судьбы», что отнюдь не означает, будто детишкам из бедных семей следует сразу же сложить лапки и сдаться. Пожалуй, если не действовать, вы вообще будете лишены какого-либо результата. В справедливом мире поступки и их последствия точно уравновешенны, а в реальной, куда более сложной жизни кому-то удается преодолеть сословные и имущественные барьеры, а кто-то из кожи вон лезет, но обстоятельства оказываются сильнее. Вас удивляет, почему малоимущие и несчастные не приложат всех усилий, чтобы вытащить себя из бедности, получить хорошую работу. Ведь вы смогли с этим справиться. Но поверьте, это всего лишь иллюзия — вы не осознаете своего везения, порой незаслуженного, вы снова поддались идее справедливого мира.

Не может не бесить тот мир, в котором жулики и аферисты наживаются, а пожарные и полисмены рискуют жизнью за гроши. В глубине души вы хотите верить, что залог успеха — это добродетель и тяжкий труд, а не подлость и обман, поэтому упорно корректируете жизнь в соответствии со своими ожиданиями. К сожалению, в реальной действительности зло нередко процветает и не платит по счетам.

Психолог Джонатан Хайдт обнаружил, что даже те, кто вполне осознанно не придает значения никаким сказкам о судьбе и воздаянии, на бессознательном уровне все-таки верят в ее некую версию. Они противопоставляют принцип естественного отбора существующим общественным системам, таким как социальное обеспечение и политика равных возможностей, которые, по их мнению, только нарушают естественный баланс человеческого существования. Если правительство не совало бы свой нос в жизнь безработных и бездомных, то все они получили бы по заслугам. Плохая карма — или что там еще — сокрушила бы бездельников, но общество почему-то этому препятствует. Те, кто играет по правилам, платят налоги, проводят полжизни на работе, не впустую же это делают. Люди стараются жить хорошо и должны получать по своим заслугам — жить хорошо. Они доказывают самим себе, что богатые достойны огромных состояний, что сами они накапливают благую карму, которая поможет им подняться выше по социальной лестнице и присоединиться к уже получившим свою награду. За феноменом иллюзии справедливого мира они на самом деле видят справедливость, по крайней мере, их система жизни могла бы стать честной, если бы общество не пыталось искусственными мерами нарушить естественного кармического равновесия.

➡ Откуда в нас эта потребность?

Психологи не дают единого ответа. Одни полагают, что сказывается желание предвидеть результаты собственных поступков, чувствовать надежность принятых решений. Но все ученые единодушны в одном: у них впереди еще очень много исследований этого феномена. И говорить не о чем, каждый из нас хотел бы жить в мире, где очень хорошие парни в белых шляпах отдают под суд очень плохих парней в черных шляпах. Но такое случается только в кино.

Отчаиваться не надо. Вы можете признавать, что жизнь не всегда бывает с вами честна, и тем не менее наслаждаетесь ею. Не все в вашей власти, но какую-то часть своей жизни вы в состоянии контролировать, вот и пользуйтесь этой возможностью до последних сил. Только не забывайте о несправедливости мира и факторе случайности и помните, что одни порой страдают без вины, когда другие наслаждаются всяческими благами, не приложив к этому ни малейшего усилия. Пока вы твердите о справедливости мироустройства, нуждающиеся остаются без помощи. Человек всегда ответствен за то, что делает, и вина всегда лежит на насильнике, а не на жертве. Никто не заслуживает быть изнасилованным, униженным, запуганным, ограбленным, убитым. Чтобы жить в справедливом мире — реальном, не иллюзорном, — научитесь противостоять злу, а не воспринимать его «как естественный баланс». И вряд ли вы станете счастливее и богаче ценой «естественного отбора» допустимого числа потенциальных жертв".

Макрэйни Д. «Психология глупостей. Заблуждения, которые мешают нам жить». М.: «Альпина Бизнес Букс», 2012. Стр. 135-140.
NRB>C

aevin

Цитата: Ultramarine от июля 06, 2015, 10:10:25
Иллюзия справедливого мира

Откуда в нас эта потребность?

Психологи не дают единого ответа. Одни полагают, что сказывается желание предвидеть результаты собственных поступков, чувствовать надежность принятых решений.

Все правильно. Только свои поступки мы можем контролировать. Все остальные мудрствования - это сопли (инфантилизм).

Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить. Дай мне терпение, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить. И дай мне мудрость, чтобы отличить первое от второго. (с)


Lion

Цитата: Ultramarine от июля 06, 2015, 10:10:25
Иллюзия справедливого мира

Характерно для Западной Европы и США. Имеет даже типа свой культурологический ярлык, "протестантская этика". :)

Жан-Люк Пикар

Да есть справедливость в мире, есть, но ещё нужно сканировать под электронным микроскопом нанометр за нанометром... ^-^

aevin

Цитата: Lion от июля 07, 2015, 14:16:03
Цитата: Ultramarine от июля 06, 2015, 10:10:25
Иллюзия справедливого мира

Характерно для Западной Европы и США. Имеет даже типа свой культурологический ярлык, "протестантская этика". :)

Наверно этим и объясняются их успехи. Все справедливо. )

Lion

Цитата: aevin от июля 07, 2015, 14:24:58
Цитата: Lion от июля 07, 2015, 14:16:03
Характерно для Западной Европы и США. Имеет даже типа свой культурологический ярлык, "протестантская этика". :)

Наверно этим и объясняются их успехи. Все справедливо. )

Ага, этим они объясняют свои успехи. Это ж гораздо красивше объяснение, чем грабеж колоний т.д... :)

В принципе, есть два направления мысли: искать первопричины в объективных условиях или в субъективных. Это выбор мировоззрения: материалистическое (то есть, научное, в современном понимании) или идеалистическое (фактически, религиозное). Идеология современного Запада основана на идеализме -- что и неудивительно, так как религию вытесняет не наука (как некоторые почему-то думают), а идеология.

aevin

#6
По моему, есть одна очень простая мысль, не имеющая никакого отношения к религии. А именно: нельзя добиться успеха в жизни, жуя сопли на тему о несправедливости мира. И тут совсем неважно, какой процент составляет эта самая несправедливость (пусть хоть 99%). Но до многих эта мысль не доходит просто потому, что сопли жевать гораздо приятней, чем напрягаться.


aevin

Цитата: Lion от июля 07, 2015, 14:51:13
Цитата: aevin от июля 07, 2015, 14:24:58
Цитата: Lion от июля 07, 2015, 14:16:03
Характерно для Западной Европы и США. Имеет даже типа свой культурологический ярлык, "протестантская этика". :)

Наверно этим и объясняются их успехи. Все справедливо. )

Ага, этим они объясняют свои успехи. Это ж гораздо красивше объяснение, чем грабеж колоний т.д... :)

Ну да, а почему они ограбили колонии, а не наоборот? Наверно, туземцы колоний были слишком честными и благородными, а то приплыли бы на пирогах и ограбили бы, например, Голландию.

Lion

Цитата: aevin от июля 07, 2015, 16:13:17
Ну да, а почему они ограбили колонии, а не наоборот? Наверно, туземцы колоний были слишком честными и благородными, а то приплыли бы на пирогах и ограбили бы, например, Голландию.

Хороший старт. Европа характерна исключительно благоприятным сочетанием объективных условий для развития цивилизации экспансивного типа. Другого такого места на планете нет.

aevin

Цитата: Lion от июля 07, 2015, 17:02:40
Хороший старт. Европа характерна исключительно благоприятным сочетанием объективных условий для развития цивилизации экспансивного типа. Другого такого места на планете нет.

А нельзя ли поконкретней? А то просто какое-то "облако в штанах".

Lion

Цитата: aevin от июля 07, 2015, 17:30:11
Цитата: Lion от июля 07, 2015, 17:02:40
Хороший старт. Европа характерна исключительно благоприятным сочетанием объективных условий для развития цивилизации экспансивного типа. Другого такого места на планете нет.

А нельзя ли поконкретней? А то просто какое-то "облако в штанах".

Прекрасный средиземноморский климат, почвы, флора и фауна, пригодная для сельского хозяйства; много легкодоступных (!) природных ископаемых (медь, серебро, железо); великолепная транспортная связность (Средиземное море, удобное для примитивной навигации); богатое разнообразие ландшафтов, стимулирующее территориальное разделение труда, и т.д. Комплекс факторов, по отдельности они встречаются в других регионах, но все вместе -- нигде.

aevin

Значит и без "ограбления колоний" Европа была бы впереди?

Lion

Цитата: aevin от июля 07, 2015, 18:28:06
Значит и без "ограбления колоний" Европа была бы впереди?

Преимущества надо реализовывать, иначе они перестают быть преимуществами. Без колоний Европа вместо рывка из средневековья в промышленную революцию могла попасть в следующий цикл застоя.

aevin

Цитата: Lion от июля 07, 2015, 18:13:57
Прекрасный средиземноморский климат, почвы, флора и фауна, пригодная для сельского хозяйства; много легкодоступных (!) природных ископаемых (медь, серебро, железо); великолепная транспортная связность (Средиземное море, удобное для примитивной навигации); богатое разнообразие ландшафтов, стимулирующее территориальное разделение труда, и т.д. Комплекс факторов, по отдельности они встречаются в других регионах, но все вместе -- нигде.

Значит, права протестантская этика: бог любит Европу.

aevin

Цитата: Lion от июля 07, 2015, 22:39:39
Преимущества надо реализовывать, иначе они перестают быть преимуществами. Без колоний Европа вместо рывка из средневековья в промышленную революцию могла попасть в следующий цикл застоя.

А кстати, почему средневековый Китай обскакал средневековую Европу?
Условия ведь в нем хуже (по Вашей концепции).