Механизм и цель эволюции

Автор dimarch, июня 12, 2015, 22:56:01

« назад - далее »

dimarch

Здравствуйте, вот возможная философская модель, обьясняющая эволюцию (тезисно).

Для того, чтобы понять мир, надо прежде всего понять что такое "понять". Для этого надо проанализировать сам процесс мышления (или действия, но они так или иначе следуют из мышления). В процессе мышления мы различаем мысли (и вызывающие их явления) которые повторяются и мысли (и явления), которые не повторяются. Выделяя повторяющееся мы угадываем закономерности и таким образом видим будущее. Это и есть понимание. Понимание понимания позволяет понять еще кое-что.

Итак, все процессы в окружающем мире (включая процессы мышления) можно разделить на повторяющиеся и неповторяющиеся. Размышляя далее, мы видим, что повторение, как универсальное свойство "всего", влечет за собой (или обусловлено, или сопровождается) такими свойствами, как:

- ограниченность (повторяться может "что-то", и это "что-то" отделяется от "остального"), откуда вытекают
- однообразие и подобие ("что-то" многократно повторяется), откуда вытекают
- взаимозависимость и взаимодействие (этому "что-то" становится тесно в ограниченном мире), откуда вытекает
- причинность и сила (или сила причины).

Если назвать этот комплекс свойств "детерминизмом", то противоположное детерминизму свойство следует называть "свободой". Свобода проявляется в противоположном комплексе свойств, и следовательно, заменяет ограниченность бесконечностью, однообразие и подобие - разнообразием и уникальностью, взаимозависимость и взаимодействие - независимостью и покоем, причинность и силу - их отсутствием.

Наше мышление, и скорее всего окружающая реальность, очевидным но парадоксальным образом сочетает в себе и детерминизм, и свободу. Каким образом реальность может сочетать эти взаимоисключающие свойства? Это сочетание проявляется в "эволюции" - развитии материи, движении от старого (т.е. повторяющегося) к новому - тому, что не повторяется. Но новое не может существовать - как только оно появляется, оно само становится старым. Даже сам процесс появления нового, будучи недетерминированным, в каждом конкретном случае может, однако, повториться. Получается, что новое, накапливаясь лишь делает мир повторяющегося сложнее и многообразнее. Новое, а точнее свобода, которая стоит за ним, заполняет мир, причем по мере его заполнения возможностей появления нового становится все больше, поскольку становится все больше повторяющегося, от чего свобода "вынуждена" отталкиваться.

Таким образом в процессе развития, обьектов, взаимодействий и сил становится больше, новое появляется все чаще, а значит реальность становится свободнее. Противоречие между детерминизмом и свободой, проявляющееся в эволюции, движет мир к свободе. Движение это, скорее всего, бесконечно как и сама свобода, и на каждом шаге свобода, "побеждая" детерминизм, сама "побеждается" детерминизмом, что требует дальнейшего движения.

Понимая этот "механизм", мы, однако, остаемся абсолютно вне какого-либо понимания свободы - в силу самой ее природы. Все, что мы "твердо" понимаем, так или иначе проявляется как детерминизм, понимание свободы остается на уровне предположений, догадок и интуиции. При этом, сам процесс понимания - это аналогичное движение, эвлюция.


(На основе "Cult of Freedom & Ethics of Public Sphere")

slon

ЦитироватьПонимая этот "механизм", мы, однако, остаемся абсолютно вне какого-либо понимания свободы - в силу самой ее природы. Все, что мы "твердо" понимаем, так или иначе проявляется как детерминизм, понимание свободы остается на уровне предположений, догадок и интуиции.

Очень поэтично, мне понравилось. Красиво.  Увлекает и завораживает. Отдыхаешь душой. Возносишься. Паришь.

Да, так..... один вопрос, если позволите, Вы когда понимаете этот механизм и остаетесь при этом абсолютно вне какого-либо  понимания -  вспоминаете о том, что все процессы в окружающем мире (включая процессы мышления) можно разделить на повторяющиеся и неповторяющиеся?

Вспоминание, это повторящийся или неповторяющийся процесс?


dimarch

Цитата: slon от июня 12, 2015, 23:09:06Да, так..... один вопрос, если позволите, Вы когда понимаете этот механизм и остаетесь при этом абсолютно вне какого-либо  понимания -  вспоминаете о том, что все процессы в окружающем мире (включая процессы мышления) можно разделить на повторяющиеся и неповторяющиеся?
Да.
ЦитироватьВспоминание, это повторящийся или неповторяющийся процесс?
Не знаю, по разному бывает наверное. Если каждое новое возвращение углубляет понимание того, что вспоминается, видимо нет. Если нет - то да.

slon

ЦитироватьЦитировать
- Вспоминание, это повторящийся или неповторяющийся процесс?


- Не знаю, по разному бывает наверное. Если каждое новое возвращение углубляет понимание того, что вспоминается, видимо нет. Если нет - то да.

Мы можем вспоминание представить в виде культпохода в библиотеку?
Например, если представить вспоминание как поиск нужного абзаца в одной из книг которую мы  прочитали, и теперь нам информация из этого абзаца понадобилась, а мы не может точно его воспроизвести.  Мы идем в библиотеку, находим эту книгу, листаем и отыскиваем этот абзац, переписываем его в тетрадь и возвращаемся домой с победой.

Кульпоход в библиотеку это повторяющийся процесс?
Похоже да.
А если мы регулярно ходим в библиотеку отыскивая абзацы из различных книг?
Похоже нет.

Что же отличает эти культупоходы друг от друга? Различные предметы поиска?
Но ведь действие одно и то же. Мы даже можем попросить маму пойти в библиотеку и отыскать нужный нам абзац если у нас температура, а на улице мороз.

А можем попросить маму написать записку учительнице, что в связи с болезнью нужный абзац не было возможности найти, поэтому задание не выполнено.

Записка это уже неповторяющийся процесс. Точно.
А если за зиму мы три раза болели и не смогли пойти в библиотеку, а в начале весны сломали ногу, в конце весны уехали на соревнования, а в начале лета библиотека сгорела.

Тогда записка от мамы это очень даже повторяющийся процесс.

Не слишком ли много сил мы затрачиваем на классификацию того, что вообще не имеет отношения к мышлению?



aevin

Цитата: dimarch от июня 12, 2015, 22:56:01
Здравствуйте, вот возможная философская модель, обьясняющая эволюцию (тезисно).
................

Это какой-то абстрационизьм постмодернизьм.

Имхо, даже в философии надо держаться поближе к конкретике. Иначе будет просто ля-ля.

Дж. Тайсаев

Цитата: dimarch от июня 12, 2015, 22:56:01
Здравствуйте, вот возможная философская модель, обьясняющая эволюцию (тезисно).

Для того, чтобы понять мир, надо прежде всего понять что такое "понять". Для этого надо проанализировать сам процесс мышления (или действия, но они так или иначе следуют из мышления). В процессе мышления мы различаем мысли (и вызывающие их явления) которые повторяются и мысли (и явления), которые не повторяются. Выделяя повторяющееся мы угадываем закономерности и таким образом видим будущее. Это и есть понимание. Понимание понимания позволяет понять еще кое-что.

Итак, все процессы в окружающем мире (включая процессы мышления) можно разделить на повторяющиеся и неповторяющиеся. Размышляя далее, мы видим, что повторение, как универсальное свойство "всего", влечет за собой (или обусловлено, или сопровождается) такими свойствами, как:

- ограниченность (повторяться может "что-то", и это "что-то" отделяется от "остального"), откуда вытекают
- однообразие и подобие ("что-то" многократно повторяется), откуда вытекают
- взаимозависимость и взаимодействие (этому "что-то" становится тесно в ограниченном мире), откуда вытекает
- причинность и сила (или сила причины).

Если назвать этот комплекс свойств "детерминизмом", то противоположное детерминизму свойство следует называть "свободой". Свобода проявляется в противоположном комплексе свойств, и следовательно, заменяет ограниченность бесконечностью, однообразие и подобие - разнообразием и уникальностью, взаимозависимость и взаимодействие - независимостью и покоем, причинность и силу - их отсутствием.

Наше мышление, и скорее всего окружающая реальность, очевидным но парадоксальным образом сочетает в себе и детерминизм, и свободу. Каким образом реальность может сочетать эти взаимоисключающие свойства? Это сочетание проявляется в "эволюции" - развитии материи, движении от старого (т.е. повторяющегося) к новому - тому, что не повторяется. Но новое не может существовать - как только оно появляется, оно само становится старым. Даже сам процесс появления нового, будучи недетерминированным, в каждом конкретном случае может, однако, повториться. Получается, что новое, накапливаясь лишь делает мир повторяющегося сложнее и многообразнее. Новое, а точнее свобода, которая стоит за ним, заполняет мир, причем по мере его заполнения возможностей появления нового становится все больше, поскольку становится все больше повторяющегося, от чего свобода "вынуждена" отталкиваться.

Таким образом в процессе развития, обьектов, взаимодействий и сил становится больше, новое появляется все чаще, а значит реальность становится свободнее. Противоречие между детерминизмом и свободой, проявляющееся в эволюции, движет мир к свободе. Движение это, скорее всего, бесконечно как и сама свобода, и на каждом шаге свобода, "побеждая" детерминизм, сама "побеждается" детерминизмом, что требует дальнейшего движения.

Понимая этот "механизм", мы, однако, остаемся абсолютно вне какого-либо понимания свободы - в силу самой ее природы. Все, что мы "твердо" понимаем, так или иначе проявляется как детерминизм, понимание свободы остается на уровне предположений, догадок и интуиции. При этом, сам процесс понимания - это аналогичное движение, эвлюция.


(На основе "Cult of Freedom & Ethics of Public Sphere")

А где механизм эволюции? То что вы описали не механизм, а общие рассуждения о соотношении свободы и необходимостию
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

dimarch

Цитата: Дж. Тайсаев от июня 13, 2015, 12:47:57А где механизм эволюции? То что вы описали не механизм, а общие рассуждения о соотношении свободы и необходимостию
Философия - это и есть общие рассуждения. Из них, в частности, следует, что описан единственно возможный наиболее общий "механизм", поскольку появление нового недетерминировано (из чего не следует, что надо прекратить искать частные закономерности). Если вы считаете, что эти рассуждения не новы, я буду благодарен, если вы укажете где они уже излагались.

Дж. Тайсаев

Цитата: dimarch от июня 13, 2015, 17:25:45
Цитата: Дж. Тайсаев от июня 13, 2015, 12:47:57А где механизм эволюции? То что вы описали не механизм, а общие рассуждения о соотношении свободы и необходимостию
Философия - это и есть общие рассуждения. Из них, в частности, следует, что описан единственно возможный наиболее общий "механизм", поскольку появление нового недетерминировано (из чего не следует, что надо прекратить искать частные закономерности). Если вы считаете, что эти рассуждения не новы, я буду благодарен, если вы укажете где они уже излагались.
Мне сложно вам что то сказать. Как писал Задорнов (которого я кстати не очень люблю) "Ну нет воды в кране в гостинице. Ну нет и всё. И как это объяснить западному человеку, если нужно начинать рассказывать с 1917 года".
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).