Психика и мозг

Автор ArefievPV, марта 31, 2015, 19:14:55

« назад - далее »

ArefievPV

#4410
Ощущения, образы, эмоции, чувства.
К давнишнему разговору...

Начну с ощущения.

Ощущение – это выделенный контекст отражения сенсорной и/или гуморальной активности на фоне состояния гомеостаза. Ощущение, как некая локальная и актуальная активность структур и систем организма (в первую очередь – нейронная активность и гуморальная активность), не проявляется обособленно, а всегда в составе некоего контекста (то есть, всегда – связанно и совместно с неким контекстом) – других локальных активностей структур и систем организма.

У некоего локального и/или актуального отражения сенсорики (как некоей локальной и актуальной нейронной активности) может быть огромный ворох связей с другими локальными активностями (чуть ли, не всего со всем) и без ограничения (выделения, фильтрации) ощущение не проявится. Будет просто хаотичная активность. В роли ограничителя (фильтра) выступает механизм внимания, а в роли оценщика (а также ограничителя и фильтра следующего этапа) выступает механизм сознания.

То же самое действует и в отношении локализации и/или актуализации гуморальной активности. Концентрация гормонов и нейромедиаторов в одной области связана с концентрациями гормонов и/или нейромедиаторов (зачастую, совсем других гормонов и/или нейромедиаторов) в других областях (структурах, системах) организма. То есть, гормональное состояние каждой области (структуры, системы) организма связано с гормональными состояниями множества других областей (структур, систем) того же организма.

Отражение локальной и/или актуальной активности – по сути, выделение некоей активности из всего вороха (локализация и актуализация активности) – это общее правило, по которому реагирует, оценивает, узнаёт, интерпретирует и т.д. и т.п. организм, для формирования селективного и направленного поведения.

Локализация и актуализация ощущения, чувства, эмоции и т.д. происходят по одному и тому же сценарию – выделяется соответствующий контекст (остальной контекст фильтруется – по сути, ограничивается (оттормаживается, блокируется) активность) на соответствующем фоне. Именно так и следует понимать слово «выделение» – ограничение, блокировка всего остального, кроме выделяемого, на некоем фоне.

То есть, всегда нужны: фон (типа, некое состояние), активность (типа, некая совокупность процессов) относительно этого фона и ограничивающий механизм и/или процесс (типа, фильтр). Если хоть чего-то не хватает, то не возникнет ни мысль, ни чувство, ни образ, ни ощущение, ни эмоция. Соответственно, не на что будет обращать внимание, и нечего будет осознавать.

Теперь кратко по остальному пробегусь. Подробно остальные моменты рассмотрел на примере ощущения.

Сразу пояснение – образом я условно обзываю совокупность ощущений. Типа, образ – это куча взаимосвязанных ощущений (в этом смысле, для каждого ощущения из данной связки, образ будет своеобразным контекстом).

Ощущение – это выделенный контекст отражения сенсорной и/или гуморальной активности на фоне состояния гомеостаза.

Образ – это выделенный контекст отражения активных ощущений на фоне состояния гомеостаза.
И в то же время, образ – это выделенный контекст отражения активных ощущений на фоне эмоционального состояния.

Эмоция – это выделенный контекст отражений  активных гуморальных состояний на фоне активных ощущений/образов.

Чувство – это выделенный контекст отражения активных ощущений/образов на фоне эмоции (на фоне эмоционального состояния).

То есть, здесь прослеживается тенденция: сначала нечто возникает на фоне другого, а потом становится, в свою очередь, фоном для чего-то третьего. Мало того, любая активность (и состояние) может быть фоном для любой активности (и состояния).

Кстати, из вышесказанного следует, что не только образы и чувства «конструируются» мозгом/организмом в соответствии с имеющимся контекстом и имеющимся фоном, но и ощущения, и даже – эмоции, также «конструируются».

ArefievPV

Немного отдалённых (ну, очень отдалённых  :)) аналогий между электрической активностью сложных электросетей и электрохимической активностью мозга.

Имеется сложная электрическая сеть с огромным количеством входных каналов (с внешних/внутренних датчиков, реагирующих на различные физические/химические параметры среды), выходных каналов (на различные исполнительные механизмы, в том числе – на датчики, реостаты-регуляторы и клапаны-регуляторы) и каналов электропитания (с реостатами-регуляторами), помещённая в среду (жидкостную, воздушную), которая, в свою очередь также связана с окружающей средой каналами (через различные запорно-регулирующие устройства (клапаны-регуляторы) с электроприводом).

Замыкание по контуру (закольцовка) сигнального потока в некоей сети тоже может играть роль ограничителя потоков сигналов (ограничителя активности). Так как, для поддержания/распространения сигнальных потоков требуется энергия (например, электрическая), то при неизменном поступлении в сеть определённого объёма энергии, любой дополнительный расход будет гасить активность сети. А закольцовка через контур заберёт на себя часть энергии (правда, начнёт разогревать этот контур).

Кстати, в зависимости от ориентации замкнутого контура (и его конфигурации), гаситься активность может тоже выборочно – в некоторых областях электросети сильнее, в некоторых – слабее. Ежели будет возникать глобальная (относительно всей электросети) многоконтурная закольцовка, то кроме отдельных областей, вообще никакой активности не будет (условно, конечно – слабенькая-то будет). Чем не аналог выделения?

Мало того, оставшиеся области будут без особых помех со стороны шумливых соседей активничать (например, обрабатывать информацию в соответствии с определёнными алгоритмами, «вшитыми» в структуру сети) и передавать управляющие сигналы на исполнительные механизмы.

И в продолжение аналогии. Так как входов в такую сеть множество (каналы сенсорики), то и количество контуров, продолжительность закольцовок, пространственная конфигурация контуров будет всё время разной и зависеть от поступающих сигналов извне (само собой, и от рецепторов изнутри организма тоже) и текущего состояния электросети.

ArefievPV

Самосознание. Просто досужие мыслишки, не более... :)

Можно рассмотреть самоопределение (в плане выделения себя из окружающего мира) себя самого на примере слов самосознание (как самопредставление о себе), самочувствие и самоощущение. Самоопределение, как отделения себя от мира, как противопоставление себя миру – типа, есть я, и есть мир.

При самоощущении противопоставление я и мира выстраивается на различиях ощущений: ощущениях о своём теле от ощущений об окружающем мире.

При самочувствии противопоставление я и мира выстраивается на различиях отношений к ощущениям: отношения к ощущениям собственного тела от отношений к ощущениям окружающего мира. Отношение к ощущениям, по сути, и есть, чувство. Чувство, это уже оценка ощущений с эмоциональных позиций по шкале хорошо/плохо.

При собственно самосознании противопоставление я и мира выстраивается на различиях представлений: представлений о собственном теле в мире и представлений о самом мире вне тела.

Во всех трёх случаях, противопоставление внутреннее – внутри сформировавшейся модели реальности. То есть, мы не противопоставляем себя некоему миру, существующему независимо от нас – мы противопоставляем одну часть себя другой части себя. Причём эта особенность (на первый взгляд странная и бессмысленная) способствует нашему самосохранению (нашему выживанию).

Для реализации стремления к самосохранению (реализации основного инстинкта всего живого – инстинкта ЖИТЬ) любой живой системе необходимо знать, что именно в мире необходимо сохранять. Иначе говоря, какую часть мира следует сохранять.

Скажу сразу – без модели мира и интеллекта это невозможно. Основы (базис, суть) и модели мира, и интеллекта заложены на самом глубоком уровне действительности. И на том уровне они неразделимы (как действие и сущность). Это отражение. На уровне самой глубокой физики – это отражение между взаимодействиями сущностей, которое отражает в себе сам процесс взаимодействия этих сущностей.

Здесь я немного начал расписывать возможное формирование уровней действительностей (начиная с самых глубоких уровней физики):
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9297.msg230052.html#msg230052

Однако, вернёмся уровню макромира – к живым и косным системам нашего уровня (условно).

Напомню.

Сначала простые положения.

1.Любая система реагирует на воздействие только в соответствии с имеющейся структурой.
2.Структура системы (внутренние процессы, это тоже элементы структуры), это и есть знания системы.
3.Структура системы, это совокупность связей системы (типа, одни связи без элементов).
4.Связь, это взаимодействие (на самом глубоком уровне – отражение).
5.Основной критерий существования, это наличие взаимодействия (типа, для сущностей существует только то, что с ними взаимодействует).
6.Любая сущность возникает как результат взаимодействия сторонних (внешних по отношению к возникающей сущности) сил, систем, процессов, сущностей. Если упрощённо, то среда порождает систему, формируя её структуру.
7.Внутренняя и внешняя активность сущности является производной (результатом) внешних воздействий на сущность. Если упрощённо, то системой управляет среда, изменяя её структуру.

Более сложные положения.

8.Структура, это проекция структурности. То есть, только в отражении (в виде проекций взаимодействия) проявляется структура (локализуются связи).
9.Вся действительность нелокально связана. Локализация связей возможна и происходит только в виде проекций в отражении.
10.Действительность не имеет структуры, она обладает только структурностью – невыявленной структурой, потенциальной структурой (можно добавить – нелокальной структурой). Тут упоминал:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9509.msg221264.html#msg221264
11.Наблюдатель, это локальное и актуальное отражение структурности действительности.
Именно в наблюдателе (любого уровня) формируются, согласуются, совмещаются проекции взаимодействий (то есть, проявляются и локализуются связи).

Думаю, пока хватит.

По сути, в действительности, система только наблюдателем (соответствующего уровня) и отделена от среды. И это очень слабо сказано. Более корректно выразиться можно следующим образом: между двумя «частями/областями» действительности возникает граница/область, по которой происходит взаимодействие этих «частей/областей» действительности и именно в этой границе/области возникают, как проекции взаимодействий, эти «части/области». Только в этой границе/области, по которой происходит взаимодействие, существуют (опять-таки в виде проекций взаимодействия) эти «части/области» как некие системы (и/или как система и среда).

Итак, вернёмся к тому, что для самосохранения живой системе необходимо иметь в себе модель реальности и обладать интеллектом. Кстати, для косной системы роль модели реальности и по совместительству интеллекта будет играть её структура.

Модель реальности в живой системе принципиально ничем не отличается от модели реальности косной системы – это её структура. Но в данном случае, не вся структура, а только «ядро» структуры (внутренняя часть структуры системы).

Самосохраняется же, не вся структура, а только «промежуточная» часть структуры – между «ядром» структуры (внутренней частью структуры системы) и «периферией» структуры (внешней частью структуры системы). Немного об этом упоминал здесь:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg205095.html#msg205095

Хочу подчеркнуть, такое выделение областей структуры условно и не является принципиальным критерием отличия между живыми и косными системами.

Самое забавное, что здесь проглядывает аналогия между областью «обитания» наблюдателя (как раз между взаимодействующими сущностями) и областью самосохранения структуры в живой системе (как раз между «ядром» и «периферией»).

В этом смысле сохраняющаяся часть структуры системы порождается, поддерживается, изменяется в результате взаимодействия «ядра» и «периферии».

Интеллект живой системы «обитает» в «промежуточной» части структуры. Кстати, и «обиталище» сознания тоже там, как и «обитель» ощущений, образов, чувств, мыслей, воспоминаний и т.д.

В данном случае, интеллект играет роль структуры, которая:
во-первых, преобразует воздействия с «периферии» в формы, которые могут поглотиться «ядром», модифицировав структуру «ядра» или отразится от него, не изменяя при этом структуру «ядра»;
во-вторых, преобразуют воздействия от ядра (отражённые от него или сгенерированные им) в такие формы, которые могут модифицировать структуру «периферии» либо отразится от неё, не меняя самой структуры «периферии» (что характерно, третьего варианта – пройти сквозь «периферию» ничего не меняя в ней, для живых систем нашего типа, я не допускаю).   

«Периферия» взаимодействует непосредственно со средой – типа, воспринимает воздействия из среды через сенсорику и сама оказывает воздействия на среду через исполнительные механизмы (движениями, поведением, выделением веществ, тепловым излучением, звуковыми колебаниями и т.д.).

Для «промежуточных» структур, воздействия, отражённые от ядра расцениваются как знакомые, а воздействия, отражённые от периферии расцениваются как подтверждающие.
В первом случае узнаются воздействия среды (якобы), во втором случае подтверждаются знания/опыт воздействиями от среды (якобы).

По сути, все само- (самоощущение, самочувствие, самосознание) именно на этих закольцованных процессах отражённых воздействий циркулирующих в «промежуточной» части структуры и выстроены. Такие процессы лежат в основе формирования целостной и селективной реакции сложной системы. Селективность, при этом, в ряду само- возрастает от самоощущения до самосознания (самопредставления) – самосознание позволяет весьма селективно реагировать. А целостность возрастает в зависимости от степени охвата и от совокупной мощности этих само- (закольцовок) – типа, максимальная целостность, когда и самоощущаешь себя, и самочувствие есть, и самосознание себя в мире имеется...

Все наши само-, это замкнутые (закольцованные) процессы внутри «промежуточных структур». И в зависимости, от степени структурной сложности локальной области, в которой циркулирует совокупность процессов, они актуально проявляются в различных сочетаниях/комбинациях форм самосознания: самоощущения, самочувствия, собственно самосознания (как самопредставления).

Разумеется, составляющая часть (процентаж участия, так сказать) любой из форм колеблется в широких пределах.

Например, у особей простых и примитивных видов самосознание представлено только в форме самоощущения. Причём, у самых простых (и возможно колониальных форм организмов) такая форма проявляется (включается) только эпизодически при выработке селективной целостной реакции организма на внешние воздействия. В остальное время нет никакого самоощущения – особь (или колония) находится в диффузном состоянии и реакция её частей на воздействия среды вполне самостоятельна и автономна.

Для более сложных организмов ситуация немного иная – одна из форм (или несколько, или все) находятся в активном состоянии (всегда включены).

Позднее к этой теме планирую вернуться... 8)

ArefievPV

Ошибки, которые совершает наша память - Физики и лирики

https://www.youtube.com/watch?v=Xk-rZ1sB5l0

Немного временнЫх меточек: :)

5:25 – простенькая (но весьма ёмкая!) формулировка: память, это способность использовать прошлый опыт.
7:30 – древняя система памяти – обобщающая (обобщённая) память.
8:10 – молодая система памяти – способность помнить конкретно и подробно эпизоды из прошлого и связывать их с собственным опытом.
13:29 – про, так называемый, гугл-эффект.
17:13 – память и мышление связаны/сплетены (до некоторой степени – неразделимы).
31:50 – про высказывания Выгодского (для ребёнка: мыслить, значит вспоминать/помнить, для взрослого: помнить/вспоминать, значит мыслить). Разумеется, слова ребёнок и взрослый, следует понимать в широком контексте – простой/неразвитый и сложный/развитый (даже параллели с эволюцией напрашиваются).
35:10 – историческая память (типа, память социума). Например, люди определённого социума оценивают некоторые исторические события на уровне личных событий (то есть, они также для них обладают ценностью, не меньшей, чем личные события) – например, полёт Гагарина. Хотя у этих событий непосредственной связи с личным опытом нет (а западные концепции настаивают на необходимости такой связи).

ArefievPV

#4414
Размещу здесь пространный комментарий к сообщению:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg230558.html#msg230558
Цитата: ArefievPV от июля 19, 2019, 12:17:35
Мозговой оптимум
https://www.nkj.ru/facts/36239/
Слишком большой мозг мешает думать

Чем больше мозг, тем больше в нём нейронов, тем больше межнейронных связей и сетей. Поскольку когнитивные навыки зависят от возможности формировать нейронные сети, то сам собой напрашивается вывод, что чем больше мозг, тем лучше он соображает. И если сравнить когнитивные особенности разных видов зверей, то такая закономерность, в общем, имеет место быть (если сравнивать, конечно, не абсолютный размер мозга, а его размер относительно всего тела).

Однако, как пишут в PNAS исследователи из Кембриджа, слишком большой мозг может работать хуже, чем мозг поменьше. Дело в том, что межнейронные соединения – синапсы – производят напрасную активность, то есть шум. Этот шум мешает проводить те сигналы, которые возникают при обучении. Увеличивая размер нейронной сети, можно до какого-то момента улучшать когнитивные навыки, но потом из-за добавляющихся новых синапсов сеть начнёт соображать хуже. Исследователи показали на компьютерной модели, что для нейронных сетей и для мозга в целом должен быть оптимальный размер, который не стоит превышать, иначе начнёшь хуже соображать.

Это далеко не первая работа, в которой говорится о том, что слишком сложные нейронные сети ухудшают «когнитивку»: мы как-то писали о том, что лишние межнейронные связи мешают памяти и могут быть причиной аутизма.

P.S. Дополню (упоминается в заметке)...

Чтобы память работала, как надо, некоторые гены должны замолчать
https://www.nkj.ru/news/29165/
Из-за избыточной активности некоторых генов нейроны формируют между собой лишние связи, которые затрудняют работу мозга и не дают запомнить то, что нужно.

Аутизм возникает из-за слишком общительных нейронов
https://www.nkj.ru/news/32492/
Мутации, связанные с аутизмом, заставляют нейроны принимать слишком много сигналов от соседей.
ЦитироватьРазумеется, нельзя говорить, что аутизм возникает только лишь от одной мутации, имеющей отношение к убиквитинилированию белков – в конце концов, в самом начале мы говорили, что аутистических мутаций может быть довольно много, и они, скорее всего, как-то дополняют друг друга. С другой стороны, хотя мы и видим, что мыши с мутацией трудно осваивают какие-то новые задания, все же мыши – это мыши, и нужно еще выяснить, как именно такие мутации сказываются на человеке и какой вклад они вносят в общую клиническую картину.

Однако нельзя не отметить, что полученные результаты вполне укладываются в известную гипотезу, согласно которой аутизм развивается из-за слишком большого количества синапсов. Слишком много нейронных цепей создают в мозге «информационный шум», с которым сами не могут справиться – что можно в какой-то степени сравнить с подвисанием компьютера из-за огромного количества одновременно выполняемых (и не обязательно необходимых) процессов. 

P.P.S. Более подробно прокомментирую в теме "Психика и мозг"...
P.S. Ограничивающие механизмы (и психические, и нейрофизиологические) играют очень важную роль в формировании не только целостного и селективного поведения, но и в мыслительных процессах (их целостности, селективности, направленности, эффективности). Сознание – один из таких механизмов.
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg229452.html#msg229452
Часть моего комментария к видео в том сообщении:
Цитата: ArefievPV от июня 26, 2019, 12:36:31
1:09:25 – интересная идея (сознание для ограничения РП, а РП для ограничения ТДП – все ограничения для возможности направленного, селективного поведения);
....
Небольшой комментарий по интересной идее.

Во-первых, увеличение и ДП, и ТДП, обусловлено ростом объёма мозга и ростом структурной сложности мозга;

Во-вторых, возникновение ДП стало возможным сначала благодаря возникновению РП (РП могло локально и актуально  ограничивать увеличившуюся ДП и сохранить, тем самым направленность, селективность и целостность поведение организма);

В-третьих, возникновение ТДП стало возможным сначала благодаря возникновению над РП «ограничителя» – сознания, поскольку РП также продолжала увеличиваться и тем, самым начинала ухудшать направленность, целостность и селективность поведения организма.

К видео в сообщении:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg227445.html#msg227445
Разместил там временнЫе маркеры, но один важный пропустил.
Не внесён маркер 24:00 – Дубынин говорит, что даже 10% одновременно задействованных нейронов, это много (1/3 занимается делом, остальные просто «шумят»), а если заработает 15÷20%, то будет эпилептический припадок.

Размещал давно про синаптический прунинг:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg199401.html#msg199401
Дополню ссылкой на видео с другого ресурса:
https://www.youtube.com/watch?v=A_x0CTiXN0s

И напоминание про сознание (как контролёра, ограничителя, фильтра, стража):
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg229455.html#msg229455

Сознание даже усвоению нового мешает:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg209668.html#msg209668
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg209669.html#msg209669

Сознание не творец вообще, оно контролёр и оценщик. Упоминал здесь (в очередной раз):
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8969.msg225865.html#msg225865

Разумеется, чтобы понять лучше, желательно прочитать сообщения по ссылкам целиком (и видео просмотреть).

Шаройко Лилия

#4415
Не знаю можно ли будет это считать возражением или дополнением. До сего момента после двух курсов Дубынина и биохимии Максимова было очень уверенное представление о том, что синапсы создаются в течение всей жизни - в процессе обучения точно. А утрата происходит не синапсов как физических образований - они просто активно не работают, как старые дороги которыми просто не пользуются так как по наезженной дороге быстрее и привычнее и знаешь куда попадешь, и вся система действительно работает так согласованнее и быстрее.


Но это не значит что при определенных обстоятельствах эти пути нельзя активировать -как Вы сами писали - память пишет все навсегда, можно активизировать вообще напрочь забытые вещи - за редким исключением они просто спят. Можно перезаписать тоже самое  - в то же место по новому, например с другим эмоциональным содержанием, я вообще регулярно такое практикую.

Так что у меня возник некоторый когнитивный диссонанс :)  - и я конечно полезла искать источники дабы убедиться в этом или обратном.
Нельзя сказать, что в чем то появилась окончательная уверенность, но вроде пациент(синапс) скорее жив чем мертв(с)

:)

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ В 2 Т. Т.1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО РЕГУЛЯТОРНЫЕ И ИНТЕГРАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ 2-е изд
Научная школа: Московский педагогический государственный университет (г. Москва)
Любимова З.В., Никитина А.А. Год: 2016

Ссылка правда вся по уши увешана рекламой, более человеколюбивого источника не нашла к сожалению

https://studme.org/303294/meditsina/svyazi_neyronami_sinapsy#359

а без рекламы добрые люди денег хотят за просмотр внутренних страниц текста (и не факт, что до автора дойдут таньга)

https://biblio-online.ru/bcode/388113

Но все таки исходный текст выглядит так:


Дендриты и сома нейрона принимают множество возбуждающих и тормозных синаптических сигналов, которые суммируются и создают суммарный постсинаптический потенциал мембраны. Этот потенциал на выходе из тела клетки, в мембране аксонного холмика, преобразуется в импульсные разряды, которые могут передаваться на большие расстояния. Таким образом, в синапсах химический сигнал преобразуется в электрический.


Долгое время существовала общепринятая точка зрения о том, что информация через синапс передается только в одном направлении: от пресинаптической мембраны к постсинаптической. Современные данные показали, что возможна передача и в противоположном направлении: от постсинаптической мембраны нейрона к пресинаптической мембране нервного окончания.

Были определены информационные молекулы, осуществляющие эту передачу: это полипептиды (фактор роста нерва), а также подвижные мелкие молекулы, среди которых — молекулы монооксида азота (N0). Показано также, что электрические процессы от постсинаптической мембраны могут пассивно распространяться по соседним дендритам на небольшие расстояния в обратную сторону, к пресинаптическому участку, оказывая влияние на синтез и выделение медиатора в синапсе. Передача информации в двух направлениях характерна также для электрических синапсов.

Передача информации через синапс в обоих направлениях важна для работы нейронных сетей. Она обеспечивает взаимодействие близко расположенных нейронов, участвует в образовании новых синапсов и их созревании.

Образование новых синапсов лежит в основе очень важного свойства нервной системы — пластичности, от которого зависят развитие мозга ребенка, процессы научения и памяти, восстановление нервных связей, утраченных при заболеваниях. Для этих процессов необходима обратная (ретроградная) передача сигнала — от постсинаптической к пре- синаптической мембране синапса. Только в таком случае образуется новый синапс.

______________________________________________________________________


Из другого учобника - к сожалению не нашла авторства и года, может устарело - здесь уточняется что деградация синапса это вообще-то старение. Я думаю поэтому активация старых дорог и новое обучение так омолаживает организм как целое и ученые и те, кто активно практикует мыслительную деятельность  - не езду по привычным дорогам а именно создание новых мыслей, узнавание нового, создание новых конструкций и миров - часто моложе своих сверстников как организм в целом.

Понятно что это мое частное мнение


2.2.5. Особенности физиологии синапсов детей

Структурно-функциональное созревание нервно-мышечных синапсов охватывает период антенатального и раннего постнатального периодов развития. Оно имеет свои особенности для пре- и постсинаптических мембран.

Созревание пресинаптической мембраны.Двигательные нервные окончания в мышцах появляются на 13—14-й неделе внутриутробного развития. Формирование их продолжается длительное время и после рождения. Мышечное волокно новорожденного, как и взрослого человека, имеет один синапс в виде типичной концевой бляшки. Созревание пресинаптической мембраны проявляется в увеличении терминального разветвления аксона, усложнении его формы, увеличении площади всего окончания. Степень созревания нервных окончаний значительно увеличиваются к 7—8 годам, при этом проявляются более быстрые и разнообразные движения.

В процессе развития усиливается синтез ацетилхолина в мотонейронах, увеличиваются количество активных зон в пресинаптическом окончании и количество квантов медиатора, выделяющегося в синаптическую щель.

Созревание постсинаптической мембраны.Когда окончание аксона достигает мио-трубки, в соответствующем ее участке появляются скопления митохондрий, рибосом, микротрубок. На поверхности миотрубки образуются выемки, в которых помещается окончание аксона. Образуется примитивное нервно-мышечное соединение. Особенностью ранних стадий развития мышечных волокон является разлитая чувствительность всей поверхности мембраны к ацетилхолину, присущая донервной стадии развития мышц. В процессе развития на каждом мионе сохраняется единственный синапс, формирование его сопровождается появлением в постсинаптической мембране холинэстеразы, увеличение концентрации которой приводит к повышению скорости гидролиза ацетилхолина. Образуются складки на постсинаптической мембране, в результате чего растет амплитуда ПКП и повышается надежность передачи возбуждения через синапс. Внесинаптическая поверхность мышечного волокна постепенно теряет чувствительность к ацетилхолину. После денервации в эксперименте чувствительность к ацетилхолину вновь распространяется на всю поверхность мембраны.

Вследствие незрелости нервно-мышечного синапса у плода и новорожденного синаптическая передача возбуждения происходит медленно. Без трансформации ритма через такой синапс передается не более 20 импульсов в 1 с, а к 7—8 годам жизни — около 100 импульсов в 1 с, т.е. как у взрослого.

Утомляемость синапса объясняется истощением медиатора и снижением чувствительности постсинаптической мембраны к медиатору в результате накопления продуктов обмена, закислением среды — все это приводит к снижению ПКП.

4.2.Изменения нервно-мышечной системы в процессе старения


4.2. . Изменения нервных проводников, периферических синапсов и рецепторов в процессе старения
В нервных стволах и ганглиях в процессе старения развиваются дегенеративные изменения, появляются участки демиелинизации, повышается доля соединительнотканных элементов. После 75 лет количество нервных волокон в корешках спинного мозга уменьшено на 32 %.

С увеличением возраста снижаются возбудимость и лабильность нервных проводников и нервно-мышечных синапсов, повышается длительность рефракторных фаз.

После 55 лет развиваются атрофические процессы в волосковых клетках кортиева органа, уменьшается число вкусовых и обонятельных рецепторов, появляются дистрофические изменения кожных рецепторов

Синаптическая депрессия является причиной пессимума частоты раздражения (торможение Введенского), открытого в исследованиях на нервно-мышечном препарате. В синапсах ЦНС она обозначается термином длительная депрессия и играет важную роль в торможении условных рефлексов и процессах забывания.

ArefievPV

Цитата: Шаройко Лилия от июля 19, 2019, 14:58:18
Не знаю можно ли будет это считать возражением или дополнением. До сего момента после двух курсов Дубынина и биохимии Максимова было очень уверенное представление о том, что синапсы создаются в течение всей жизни - в процессе обучения точно.
И создаются, и разрушаются в течении всей жизни. Без разрушения возникло бы состояние гиперсвязанности и не было бы возможность мыслить селективно и направленно.

Даже для приведения в порядок накопившейся за день информации, ночью большая часть вновь созданных синапсов разрушается. Обучение как раз на этом и строится - "накопление" синапсов с последующим "выкашиванием" ненужных. Когда-то ссылку на это размещал здесь на форуме, сразу не смог найти...

Я ролик размещал про синаптический прунинг совсем недавно:
Цитата: ArefievPV от июля 19, 2019, 13:11:18
Размещал давно про синаптический прунинг:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg199401.html#msg199401
Дополню ссылкой на видео с другого ресурса:
https://www.youtube.com/watch?v=A_x0CTiXN0s

Цитата: Шаройко Лилия от июля 19, 2019, 14:58:18
А утрата происходит не синапсов как физических образований - они просто активно не работают, как старые дороги которыми просто не пользуются так как по наезженной дороге быстрее и привычнее и знаешь куда попадешь, и вся система действительно работает так согласованнее и быстрее.
Как раз, когда активно не работают, тогда и исчезают (разрушаются). Именно физически. Возможно, Вы перепутали синапс с "отростком/ответвлением" нейрона. Синапс, это связь. И если эта связь перестала работать, то она разрушается. Физически. Мало того, если много синапсов у какого-либо нейрона разрушились, то погибнет и сам нейрон. Дубынин об этом упоминает в беседе (я ссылку тоже недавно предоставлял):
Цитата: ArefievPV от мая 23, 2019, 07:00:34
1.Позволил себе привести другую ссылку на эту беседу:
https://www.youtube.com/watch?v=82VDD1CtT3s
.....
25:10 - про нейропластичность;
27:00 - предположительно гибнут "нейроны-бездельники" (цепочка прослеживается: разрыв синапсов, фактор роста нервов, гибель нейрона);

Цитата: Шаройко Лилия от июля 19, 2019, 14:58:18
Но это не значит что при определенных обстоятельствах эти пути нельзя активировать -как Вы сами писали - память пишет все навсегда, можно активизировать вообще напрочь забытые вещи - за редким исключением они просто спят.
Если этих путей уже нет физически, их невозможно активировать.

Про память (что она пишет навсегда) Вы, возможно, путаете, с сохранением информации, как на компьютере. В живых системах такого не происходит. Там каждое воспоминание, как бы, перезаписывает "запись". А так как эта "запись", образно говоря, раскидана по всему мозгу, то разрушением одной или нескольких нервных цепочек её не уничтожить.

Цитата: Шаройко Лилия от июля 19, 2019, 14:58:18
Можно перезаписать тоже самое  - в то же место по новому, например с другим эмоциональным содержанием, я вообще регулярно такое практикую.
Не, то же самое, а уже модифицированное... Меньше всего модификации при воспоминаниях (типа, при каждом перезаписывании) подвергаются самые ранние "записи"...

ArefievPV

Цитата: ArefievPV от июля 19, 2019, 15:33:46
Даже для приведения в порядок накопившейся за день информации, ночью большая часть вновь созданных синапсов разрушается. Обучение как раз на этом и строится - "накопление" синапсов с последующим "выкашиванием" ненужных. Когда-то ссылку на это размещал здесь на форуме, сразу не смог найти...

Нашёл:

https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg200334.html#msg200334
Цитата: ArefievPV от февраля 03, 2017, 20:19:39
Мы спим, чтобы забывать?
http://www.popmech.ru/science/324502-my-spim-chtoby-zabyvat/

Новые исследования в области нейрологии сна доказывают правоту Майка Науменко, спевшего «Я забываю, я продолжаю забывать. И когда я забуду все, тогда я начну вспоминать». Две статьи, опубликованные в журнале Science, подтверждают высказанную несколько лет назад гипотезу о том, что мы спим, чтобы забывать лишнее — и лучше помнить.

Зачем животным спать? Точного ответа на этот вопрос наука пока не знает. Существуют позвоночные, которые не спят никогда (например, слепые глубоководные рыбы), некоторые животные (например, крокодилы) спят только одной половиной мозга, но большинство хотя бы раз в сутки погружается в полное оцепенение. В этом состоянии животные становятся очень уязвимыми, но если долго пренебрегать сном, становится только хуже. Человек может умереть уже на одиннадцатые сутки без сна; немногие млекопитающие в состоянии продержаться дольше.

Различные гипотезы объясняют сон то необходимостью экономить энергию, то возможностью вывести из нейронов продукты метаболизма. Авторы двух статей, опубликованных сегодня в Science (1 и 2), предлагают другое объяснение: мы спим, чтобы забывать.

Когда мы получаем новые впечатления, между нейронами образуются новые связи; они и составляют физическую основу нашей памяти. В 2003 году нейробиологи Джулио Тонони и Чьяра Чирелли обнаружили, что нейроны, которые очень активно растят новые синапсы в течение дня, к вечеру создают слишком «шумную» сеть. Во время ночного сна, предположили учёные, клетки отсекают лишние синапсы, чтобы отделить сигналы от шума в голове. Позже учёным удалось заглянуть в мозг живых бодрствующих и спящих мышей и убедиться в своей правоте: синапсов в мозге спящих мышей было на 18% меньше (по массе), чем в головах бодрствующих животных.

Авторы второй статьи изучали белки, которые вырабатываются в мозге с разной интенсивностью в зависимости от того, бодрствует животное или спит. Особенно учёных заинтересовал белок Homer1A: предыдущие исследования установили, что он отвечает за сокращение синапсов. Генетически модифицированные мыши, клетки которых не вырабатывали Homer1A, спали, как нормальные мыши, но их синапсы во время сна не укорачивались.

Учёные предположили, что сон запускает усиленную выработку Homer1A, который поступает в синапсы и запускает «клеточную метлу», которой выметаются лишние связи между нейронами.

Чтобы проверить, как сокращение синапсов сказывается на памяти, мышам устроили тестирование. Сначала обе группы напугали электрическим разрядом в одном из углов клетки. После ночного сна мышей запустили в ту же клетку: и контрольная группа, и группа мышей, работа Homer1A в мозгу которых была остановлена специальным препаратом, замерла на месте, помня про пережитый вчера электрический шок.

Однако в другой клетке мыши из разных групп повели себя по-разному. Нормальные мыши резво бегали повсюду: они-то помнили, что током бьется пол конкретной клетки. А группа мышей, в мозг которой вводили ингибитор Homer1A, всё так же замирала: их воспоминания о пережитом стрессе были настолько туманны, что они теперь боялись всех клеток, а не одной-единственной.

Оба исследования убедительно доказывают, что ночной сон предотвращает избыточный рост синапсов, «стирая» лишние связи между клетками мозга, и что это помогает животным лучше запоминать события прошедшего дня. Однако остаётся неясным, существует ли сон исключительно ради возможности избавиться от лишнего, или это только одна из его функций.

https://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg200406.html#msg200406
Цитата: ArefievPV от февраля 07, 2017, 04:23:03
К предыдущему сообщению...

Теперь заметка с "Элементов...":
Два независимых исследования подтвердили глобальное ослабление синапсов во время сна
http://elementy.ru/novosti_nauki/432926/Dva_nezavisimykh_issledovaniya_podtverdili_globalnoe_oslablenie_sinapsov_vo_vremya_sna

Согласно «гипотезе синаптического гомеостаза», сон необходим животным, потому что усвоение нового опыта во время бодрствования происходит в основном за счет усиления, а не ослабления синаптической проводимости. Общее нарастание проводимости снижает работоспособность нервной системы, которая поэтому должна регулярно переходить в режим «офлайн», отключаясь от внешних сигналов. Это позволяет избирательно ослабить перевозбужденные синапсы, аккуратно отделяя при этом важную информацию от неважной. Двум исследовательским коллективам из США удалось получить новые независимые подтверждения этой гипотезы. Одна работа основана на трехмерной электронной микроскопии и прямом измерении синапсов, другая — на сравнении количества рецепторов и других белков в синапсах до и после сна. Оказалось, что у мышей во сне достоверно уменьшается и размер синапсов, и количество рецепторов, ответственных за прием возбуждающих сигналов.

И ещё, до кучи:

Сон спасает нейроны от перегрузки
https://www.nkj.ru/news/30679/
Во время сна мозг ослабляет межнейронные контакты, чтобы нейроны сохранили способность к восприятию новой информации.

Шаройко Лилия

#4418
Здравствуйте многоуважаемый Арефьев. Вероятно, Вы удалили большую часть синапсов физически в организме и не помните кто я. Меня зовут Шаройко Лилия Витальевна и я не издеваюсь, просто ваш текст говорит о том, что все, что мы с Вами обсуждали за год и все что я Вам о себе сообщала  Вы не помните абсолютно. И все что я написала, обращаясь к Вам Вы не читали. Или стерли в своей памяти как ненужно и не важное. Это бывает с людьми, которые в своем сознании определяют как что-то важное только себя самого. А остальные люди выветриваются мгновенно  - не стоят они длительных записей. 

Поэтому начнем с нуля. Я, знаете, сдала тут несколько экзаменов в МГУ последний биофизика

Биофизика, лето 2019

https://distant.msu.ru/certificate/95af6595425a37b489ff152d8d651aed.png

Нейрофизиология Поведения (январь -зима 2019)

https://distant.msu.ru/certificate/bd9e05369dbda04e6047e484d9cddef0.png

Физиология ЦНС (лето2018)

https://distant.msu.ru/certificate/0bc89da71f997e6d7759bfc0d60a9ced.png

ну и до кучи
Астрономия (лето 2018)
https://distant.msu.ru/certificate/7b0c6a3f0f45d1be2fd12f63bc334502.png

и до кучи – Язык и межкультурные коммуникации 2019
https://distant.msu.ru/certificate/9242be6a5606457eab7e49b893ec1d15.png


Что касается синапса и что я его с чем-то путаю. Я тут писала не так давно на форуме, Вы конечно не читали, что я обращаясь к куратору выясняла этот вопрос – что именно считается синапсом сейчас в биофизике и нейрофизиологии. Так как Максимов в лекциях дал определение этому одной фразой как промежутку между постсинаптической и синаптической мембраной, т е назвал синапсом постсинаптическую щель.

Но это по ответам, зафиксированным как правильные на курсе видно – каналы, находящиеся в постсинаптической и пресинаптической мембране включены в определение синапса.



и до кучи  - я правильно ответила на все тестовые вопросы в курсе биофизика



и экзамен сдала не смотря на то, что там 70% вопросов были хорошего уровня сложности, новые внезапные, на ответ 1 минута.

И в связи с вышеперечисленным хочу заметить, что воспоминания детства существуют в голове каждого. И прерывание связей – это в основном прекращение потока медиаторов. Могут ли синапсы полностью исчезать как выросты на нейроне – в принципе да, и полностью нейроны погибать тоже могут.

Но является ли это характерной чертой и полное физическое уничтожение синапса – это большой вопрос. В связи с этим, думаю, стоит  уточнить, что такое именно синапс.

Синапс - это конструкция которая состоит из «отростка/ответвления» который Вы не знаю с чем путаете и синаптической щели, которая прекращает свое действие в основном количестве случаев «утраты связи». Есть еще каналы, которые действительно создаются заново, могут прекратить свою работу или вообще прекратить существование как белок-рецептор (белок-насос, например как частный случай, разновидностей каналов много) .

Советую просмотреть презентацию, которую создал Дубынин для своей лекции о синапсе, это недолго

http://k156.ru/9/4sinaps.pdf

Обратите внимание на слайд, где описывается структура синапса и что в нее включено

1 – пресинаптическое окончание аксона; 2 – пузырьки-везикулы с медиатором; 3 – пресинаптическая мембрана; 4 – синаптическая щель; 5 – постсинаптическая клетка; 6 – постсинаптическая мембрана; 7 – белки-рецепторы постсинаптической мембраны.






Мой текст был реакцией именно на ролик о синаптическом прунинге – вижу две возможных вероятности – синапсом называется в нем постсинаптическая щель и прекращение ее работы – прекращением работы связи.

Интересно что именно вы представляете когда пишете, что

ЦитироватьЕсли этих путей уже нет физически, их невозможно активировать.

Чего нет физически – отростка, потока медиаторов, белков - проводящих каналов?

Лекция понравилась в принципе, просмотрела всю кроме священника, я не фанат,  хотя судя по тому какой молодой Дубынин – ей лет 10. И еще – она снята каналом христиан. Особенно Юрий Александров минута с 28  по 30 – различные формулировки сознания и мышления и их исторический контекст, связанный с историей возникновения слов. Это как раз то, что я тут написала много раз.


Возможно путаница происходит из-за терминологии, например в википедии написано

Си́напс (греч. σύναψις, от συνάπτειν — соединение, связь) — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой.

Местом может быть как область включающая все, что включает Дубынин в структуру описание синапса так и синаптическая щель - место связи

Еще как я написала сегодня в теме сознание - в мембране каждой клетки есть каналы передачи сигнала - И как раз нашла в учебнике который я привела и который вы конечно даже на секунду не рассматривали как источник, зачем, когда есть газетные публикации журналистов о сенсациях.

https://static.my-shop.ru/product/pdf/182/1810102.pdf




Таким образом с фразой что возможно множество обходных путей памяти могу согласиться в том смысле, что физиологически память содержит весь организм - в том числе созданием новых клеток, их уничтожением, проведением физиологических сигналов не только через нейроны. Организм каждый раз действует ответом по большому счету как весь ансамбль клеток. Но именно по большому счету, конечно. Есть локальные реакции, локальные ответы не затрагивающие весь организм.

А что именно исчезает во сне в статье не конкретизировано.

ЦитироватьКогда мы получаем новые впечатления, между нейронами образуются новые связи; они и составляют физическую основу нашей памяти. В 2003 году нейробиологи Джулио Тонони и Чьяра Чирелли обнаружили, что нейроны, которые очень активно растят новые синапсы в течение дня, к вечеру создают слишком «шумную» сеть. Во время ночного сна, предположили учёные, клетки отсекают лишние синапсы, чтобы отделить сигналы от шума в голове. Позже учёным удалось заглянуть в мозг живых бодрствующих и спящих мышей и убедиться в своей правоте: синапсов в мозге спящих мышей было на 18% меньше (по массе), чем в головах бодрствующих животных.

Авторы второй статьи изучали белки, которые вырабатываются в мозге с разной интенсивностью в зависимости от того, бодрствует животное или спит. Особенно учёных заинтересовал белок Homer1A: предыдущие исследования установили, что он отвечает за сокращение синапсов. Генетически модифицированные мыши, клетки которых не вырабатывали Homer1A, спали, как нормальные мыши, но их синапсы во время сна не укорачивались.

Учёные предположили, что сон запускает усиленную выработку Homer1A, который поступает в синапсы и запускает «клеточную метлу», которой выметаются лишние связи между нейронами.

Чтобы проверить, как сокращение синапсов сказывается на памяти, мышам устроили тестирование. Сначала обе группы напугали электрическим разрядом в одном из углов клетки. После ночного сна мышей запустили в ту же клетку: и контрольная группа, и группа мышей, работа Homer1A в мозгу которых была остановлена специальным препаратом, замерла на месте, помня про пережитый вчера электрический шок.

Однако в другой клетке мыши из разных групп повели себя по-разному. Нормальные мыши резво бегали повсюду: они-то помнили, что током бьется пол конкретной клетки. А группа мышей, в мозг которой вводили ингибитор Homer1A, всё так же замирала: их воспоминания о пережитом стрессе были настолько туманны, что они теперь боялись всех клеток, а не одной-единственной.

Оба исследования убедительно доказывают, что ночной сон предотвращает избыточный рост синапсов, «стирая» лишние связи между клетками мозга, и что это помогает животным лучше запоминать события прошедшего дня. Однако остаётся неясным, существует ли сон исключительно ради возможности избавиться от лишнего, или это только одна из его функций.

Последняя фраза очень много говорит об уровне написавшего. Ему достаточно фиксации уровня одного белка которых триллионы разных в организме чтобы сделать такой вывод.

Что именно нарушили исследователи в работе мозга мышей убрав белок? С чего Вы взяли что этот белок когда был убран уничтожил синапсы??? Сокращение синапса в этом тексте может означать уменьшение площади пресинаптической или постсинаптической мембраны.

Интересно как предыдущие исследователи установили, что он отвечает за сокращение синапсов. Тоже что нибудь предположили?
А как они определили вес синапсов в мозге спящих и бодрствующих мышей?
убили одних спящих и потом других бодрствующих. Потом умножили вес мозга на средний коэффициент соотношения мозга и тела?

В общем все это не так однозначно как кажется.








ArefievPV

Цитата: Шаройко Лилия от июля 19, 2019, 18:16:53
Здравствуйте многоуважаемый Арефьев. Вероятно, Вы удалили большую часть синапсов физически в организме и не помните кто я. Меня зовут Шаройко Лилия Витальевна и я не издеваюсь, просто ваш текст говорит о том, что все, что мы с Вами обсуждали за год и все что я Вам о себе сообщала  Вы не помните абсолютно. И все что я написала, обращаясь к Вам Вы не читали. Или стерли в своей памяти как ненужно и не важное. Это бывает с людьми, которые в своем сознании определяют как что-то важное только себя самого. А остальные люди выветриваются мгновенно  - не стоят они длительных записей.
Понятно. Вас услышал.

Шаройко Лилия

#4420
Немного же вы услышали.
Будет время -попробуйте прочитать все - не только про себя любимого
Там много чего  кроме этого есть
Если я так начала бы реагировать на Ваше поведение по отношению ко мне как пыли под ногами я бы вас уже нашла и убила давно.
А Вы все еще живы и так и дальше будет еще довольно долго.


Цитироватьмежду постсинаптической и синаптической мембраной,

очепатка - между постсинаптической и пресинаптической мембраной

Шаройко Лилия

#4421
про белки
Цитироватьтриллионы разных в организме
увлеклась конечно в запале, но их действительно очень много разных. И в каждом процессе, особенно таком сложном как сон их участвует множество.

Делать такие выводы типа

Цитироватьсуществует ли сон исключительно ради возможности избавиться от лишнего

на основании фиксации да и то какой то сомнительной одного из них вроде как не очень хорошая идея.

Синапс - одно из самых значимых центральных понятий курсов, которые я закончила. Я писала об этом много раз, схемы здесь размещала. В общем, есть ли смысл продолжать...
Не знаю. Подумаю.

Шаройко Лилия

Цитироватьцентральных понятий курсов, которые я закончила

курсов Дубынина, конечно но и в биофизике передаче сигнала много времени посвящено.

Лаплас

Синапсы и ослабляются, и разрушаются — полная картина неизвестна. В целом же значение сна:

«С обучением также связан сон — предполагается, что в процессе быстрого проигрывания запомненного за день и смене фаз сна происходит ослабление и дифференциация сильных/слабых связей нейронов, то есть, можно сказать, «снятие излишнего возбуждения» и одновременно «контрастирование» синапсов, суть чего — выделение важного и забывание не важного и оптимизация энергетических процессов в мозге. Например, признаком усталости является невозможность сконцентрировать внимание, то есть отделить важное от не важного, и наоборот, вчерашние проблемы утром обычно становятся яснее. Процесс дифференциации одновременно касается и более раннего опыта, вероятно поэтому сны так причудливы. Возможно, у сна есть и другие, непонятные пока функции.»

А также (про оптимизацию энергетических процессов):

«Дело в том, что долговременная синаптическая пластичность, иначе говоря, долговременная память, как «итог обучения», связана с экспрессией генов и синтезом новых белков, каковой процесс консолидирует интенсивные процессы кратковременной памяти в более равновесных и потому стабильных элементах структуры нейронов. В результате, по сути, появляется новая нейронная сеть, которая точнее соответствует условиям и которая дальше снова усложняется при той же интенсивности взаимодействия со средой.»

«Проявление самоорганизации в работе организма и мозга», главы «Другой уровень мышления» и «Синхронизация».

Шаройко Лилия

#4424
Здесь хочу как вчера сообщала в теме Эволюция сознания принести извинения автору темы. Собиралась написать какие то длинные оправдания, но потом их выкинула так как есть чувство что многоуважаемый Арефьев такие вещи скорее всего ненавидит.
И вообще он куда-то пропал, совершенно напрасно.

Форум без него теряет огромную часть своей привлекательности. Надеюсь он скоро вернется.

Я собираюсь через несколько часов все таки попытаться продолжить активацию идеи биосферы и ее структур с использованием Ваших текстов. Все таки в теме Биосфера и человек. И кто же меня остановит, если я начну совершать действия в неверном направлении
:)

По синапсам  - мне наверное стоит остановиться на том, что синапсы и создаются в течении жизни и ослабляются как поток медиаторов и сокращаются пресинаптические мембраны, это частичная атрофия отростка аксона. И часть белков рецепторов полностью распадается. Создание новых белков в результате экспрессии генов - очень частое событие в организме. Возможно на такой стадии восстановление при новой активации возможно и с этим связаны трудно восстановимые воспоминания, но это мои домыслы - возникли только что. В случае не полной физической утраты синапса как отростка аксона он может восстановится. Могут и полностью физически разрушаться как отросток аксона.

Но каков процент каждого из вида событий в разных возрастных категориях действительно может быть пока точно неизвестно. Может действительно активно работающих синапсов у ребенка намного больше чем у взрослого, у пожилых людей они могут значительно атрофироваться в процентном соотношении (в учебнике сказано около трети после 75 лет) даже на уровне отростка аксона.

В целом я так пока вижу картину в этом направлении.