Психика и мозг

Автор ArefievPV, марта 31, 2015, 19:14:55

« назад - далее »

ArefievPV

Цитата: василий андреевич от января 15, 2017, 09:53:47
Цитата: Nur 1 от января 15, 2017, 09:23:37Это я к тому, что, отрицая психику, нужно признать цвет объективным свойством физического мира, а не субъективной характеристикой.
Попробую развернуть через формулировку психики, как способности "высоко"организованной материи через поведение адекватно взаимодействовать с сигналами из среды.
  Что бы подчеркнуть, задам известную психологическую задачку (с этологического форума). Вы стоите на мосту, рядом с Вами "толстяк" читает газету. Под мостом играют дети, на которых катится вагонетка, которая непременно убьет детей, если не сбросить "толстяка" под ее колеса. Что делать?

Вообще-то и в этой теме про эту задачку было не так давно...

Ответ 2108.
Цитата: Gundir от декабря 23, 2016, 13:37:47
А вот такой вопрос. Стоите Вы на мосту, через железную дорогу. Несколько вагонеток отцепилось и катятся прямо под Вами. А на их пути играют пять детей. Если Вы на рельсы спрыгните сами, то бестолку, не та масса, все равно вагонетки Вас переедут и задавят ребятишек. Но, на мосту рядомстоит толстяк. Совершенно Вам не знакомый. Вы не знаете, хороший он или плохой. Но, если его столкнуть на рельсы, то, вагонетки остановятся, дети уцелеют. Как Вы поступите? Убъете невинного чела, чтобы сохранить жизнь детей или будете смотреть , как их раздавят?

Ответ 2109.
Цитата: ArefievPV от декабря 23, 2016, 18:52:30
Цитата: Gundir от декабря 23, 2016, 13:37:47
Как Вы поступите? Убъете невинного чела, чтобы сохранить жизнь детей или будете смотреть , как их раздавят?
Я читал о подобных задачах. Вот здесь немного о похожем:
http://ru-dark-triad.livejournal.com/274090.html

ArefievPV

Цитата: Nur 1 от января 15, 2017, 09:23:37
Мне вот интересно, что пока я не обнаружил на форуме темы, в которой, например, обсуждался бы вопрос о характере цвета... Я лично до сих пор не убежден, что "красность" - свойство, присущее физическим явлениям. Мы можем более или менее уверенно говорить о наличии корреляции между волнами определенной части спектра и цветовыми вариациями, но утверждать, что цвет существует еще где-то, кроме нашего сознания - это разве возможно...
Это я к тому, что, отрицая психику, нужно признать цвет объективным свойством физического мира, а не субъективной характеристикой.
Совсем не факт, что это возможно в принципе, в рамках любых концепций, известных на сегодня.

Скорее всего "красность" - это только в субъективной реальности...

Размещал в нескольких темах (даже сегодня повторил).
Первоначально разместил в теме:
https://paleoforum.ru/index.php/topic,9673.45.html
Ответ 48.

Цитата: ArefievPV от августа 18, 2016, 05:40:54
Александр Сергеев: "Мифы о науке: между лженаукой и науковерием"

Видео:
https://www.youtube.com/watch?v=VsjIZjdA-os

Там как раз на 88 минуте идёт речь про квалия. На 91 минуте интересное замечание про границы науки к отношении субъекта...

В текстовом варианте эти мифы о науке разместил в другом сообщении.
https://paleoforum.ru/index.php/topic,7965.msg199711.html#new
Ответ 152.

Цитата: ArefievPV от января 15, 2017, 06:14:15
Человек не поленился перевести в текстовый вариант часть лекции (конкретно, по мифам).
Возможно, некоторым будет удобней воспринимать информацию...
http://serg-azin.livejournal.com/195623.html

василий андреевич

Да, Арефьев, у меня очень не "конкретная" память, а нужен был срочно пример не на расчет, а на реакцию психики, показалось, что разговор был на этологическом форуме.

Насчет красности, как субъективной меры. Мы тыкаем в предмет и договариваемся, как обозначать его цветовое ощущение, после чего данность приобретает статус реальности. Далее выясняем, что реальность можно дополнить измерением через разложение спектра на составляющие. Субъективность превратилась в научный факт. Потом учиняем разборки с палочками и колбочками - получаем теорию цветофиксации. Субъективное становится объективным.
  Так и с психикой. Мы можем считать ее не деятельностью мозга, а результатом деятельности мозга, как в числах 3 и 2 мы не найдем пятерки, а получим ее только как результат сложения.

ArefievPV

Цитата: василий андреевич от января 15, 2017, 13:53:35
Так и с психикой. Мы можем считать ее не деятельностью мозга, а результатом деятельности мозга, как в числах 3 и 2 мы не найдем пятерки, а получим ее только как результат сложения.

Вы знаете, у меня, в некотором смысле, несколько противоположный взгляд на это дело...
Типа, психика как раз и есть деятельность (процессы отражения и т.п.), а не результат деятельности. Если перейти на аналогию с числами (в операции сложения), то это будет сам знак суммы (типа, "+"). То есть само действие арифметическое. Всё сложнее, разумеется, но как-то так...

василий андреевич

Если мы, употребляя словосочетание "психическая деятельность" дадим этому явлению четкие рамки, отграничивающие его от иных форм деятельности, то ради бога - это будет принято в качестве отправной точки.

ArefievPV

Цитата: василий андреевич от января 15, 2017, 15:51:46
Если мы, употребляя словосочетание "психическая деятельность" дадим этому явлению четкие рамки, отграничивающие его от иных форм деятельности, то ради бога - это будет принято в качестве отправной точки.

Непосредственная реакция системы на воздействие - это не психическое проявление.
Получается, что одна из границ (рамок) отделяющих психические процессы от непсихических будет проходить по критерию "непосредственности" ответной реакции. Типа, психическая реакция/процесс - это внутренняя (внутри системы) ответная реакция на процессы обеспечивающие непосредственную ответную реакцию системы на внешнее воздействие. Этот "ответ" будет всегда запаздывать по сравнению с непосредственной ответной реакцией системы. И "направление" этого "ответа" может как совпадать с "направлением" непосредственной реакции, так и быть противоположным. Точно также и по силе (мощности и пр. параметрам) такой "ответ" может значительно отличаться от непосредственной реакции.

То есть, психические процессы всегда вторичны (как ответная реакция системы).

Вторую границу можно провести по критерию "относительности". Типа, в рассматриваемой вначале сообщения системы было всего два "звена" ("уровня") ответа системы. Второй "уровень" относительно первого уже как бы является психическим (пусть и сверхпримитивным). А если уровней пять или десять/двадцать/сто? Надо разбираться, сходу не сформулирую...

Третью границу я бы провёл по критерию "применимости". Я намеренно выдаю формулировки в самом общем виде (использую понятия: "система", "реакция", "воздействие")...
Но если учесть в приведённом Вами словосочетании "психическая деятельность", что понятие "деятельность" применяется для живых организмов (конкретнее, животных, а если ещё более "узко", то только для людей), то применять понятие "психика" следует только для людей (максимум - для животных)... Или всё же этот критерий требуется "расширить"?

Cow

Цитата: василий андреевич от января 15, 2017, 15:51:46
Если мы, употребляя словосочетание "психическая деятельность" дадим этому явлению четкие рамки, отграничивающие его от иных форм деятельности, то ради бога - это будет принято в качестве отправной точки.
АГА. Заодно и парадигму мироздания привязать. Тогда и область определения появится и проявления(феномены)  интерпретировать станет возможным, не на уровне лозунгов. Психику например. Вроде и амеба иногда сапиенсу не уступает, в некоторых ситуациях взаимодействия с окружающей средой(реальностью).
К мирозданию - мне так нынче весьма импонирует "гипотетический материализм" от Лоренца и Кэмпебела. Простенько, со вкусом и без излишеств и красивостей. А главное - применим, много лучше других.

Cow

Цитата: ArefievPV от января 15, 2017, 12:46:55


Ответ 2108.
Цитата: Gundir от декабря 23, 2016, 13:37:47
А вот такой вопрос. Стоите Вы на мосту, через железную дорогу. Несколько вагонеток отцепилось и катятся прямо под Вами. А на их пути играют пять детей. Если Вы на рельсы спрыгните сами, то бестолку, не та масса, все равно вагонетки Вас переедут и задавят ребятишек. Но, на мосту рядомстоит толстяк. Совершенно Вам не знакомый. Вы не знаете, хороший он или плохой. Но, если его столкнуть на рельсы, то, вагонетки остановятся, дети уцелеют. Как Вы поступите? Убъете невинного чела, чтобы сохранить жизнь детей или будете смотреть , как их раздавят?

Ответ 2109.
Цитата: ArefievPV от декабря 23, 2016, 18:52:30
Цитата: Gundir от декабря 23, 2016, 13:37:47
Как Вы поступите? Убъете невинного чела, чтобы сохранить жизнь детей или будете смотреть , как их раздавят?
Я читал о подобных задачах. Вот здесь немного о похожем:
http://ru-dark-triad.livejournal.com/274090.html
Устарела задачка. В "золотом веке"  #2091 инфа о протестах водителей  супротив запуска  беспилотных такси на улицы Нью-Йорка, Питсбурга. Давят уже небось и не заморачиваются.
https://hightech.fm/2017/01/11/self-driving-cars

Gundir

Цитата: Cow от января 15, 2017, 17:48:32Устарела задачка. В "золотом веке"  #2091 инфа о протестах водителей  супротив запуска  беспилотных такси на улицы Нью-Йорка, Питсбурга. Давят уже небось и не заморачиваются.
Кто кого давит? ))) Таксеры или беспилотники?

василий андреевич

Цитата: ArefievPV от января 15, 2017, 16:27:05Но если учесть в приведённом Вами словосочетании "психическая деятельность", что понятие "деятельность" применяется для живых организмов (конкретнее, животных, а если ещё более "узко", то только для людей), то применять понятие "психика" следует только для людей (максимум - для животных)... Или всё же этот критерий требуется "расширить"?

Цитата: Cow от января 15, 2017, 17:25:14Заодно и парадигму мироздания привязать.
Можно покопаться с "этимологией" действия и деятельности. Действие, как знак некоего соответствия между объектами, субъектами и отграниченными системами - это алгоритм взаимодействия. С этой точки зрения, действие - структурированная энергетическая порция, служащая для коммуникации. Искать эту "порцию" в мозге, понятно, бестолку.
  Тогда деятельность - это совокупность процессов, направленная на обработку принимаемых и кодировку отправляемых сигналов или порций действия. В таком раскладе деятельность вообще - только для "одушевленных" и ИИ. Психическая деятельность - это обязательно выстраивание сложных алгоритмов взаимодействия. Порции действия психики - это не Планковский квант, а самостоятельная система, эволюционировавшая, как необходимое звено межличностных взаимодействий в стае или социуме. Тупиковые пути развития подобной "психики" мы наблюдаем у пчел и муравьев.
  Что же из этого вылезает? Вроде то, что мы, действительно, принципиально не можем зарегистрировать психику в конкретных сигналах из мозга. Но ограничивать психику мозгом мы вынуждены... И из этого щекотливого положения надо как-то выбираться. Во всяком случае, различие между психикой и ИИ становится возможным "пощупать".

ArefievPV

Немного "пищи" для возможного обсуждения...

10 секретов нашей психики.
http://oko-planet.su/ekstrim/ekstrimsovet/353215-10-sekretov-nashey-psihiki.html

1. Относитесь к себе хорошо

Избегайте соблазна ругать себя за ошибки и прокрастинацию. Не обрушивайте на свою голову громы и молнии за срывы запланированных дел или проявленную слабость. Относитесь к себе с симпатией и прощайте недостатки, даже когда сделать это нелегко. Простив себя, вы запретите своему мозгу вступить на скользкий путь моральной поблажки, который ведёт к дальнейшим срывам и усугублению прокрастинации.

Научное объяснение

Термин «моральная поблажка» предложила профессор Стэнфорда Келли Макгонигал. Она провела ряд исследований, в результате которых выяснилось, что наш мозг под грузом вины особенно восприимчив к соблазнам. Дело в том, что мозг призван защищать не только здоровье своего хозяина, но и его настроение. Пока вы виноватитесь, проклиная себя за лень и слабость, пока подбираете самые резкие и грубые слова в свой адрес, пытаясь укрепить мотивацию, ваш мозг отчаянно ищет способы вас взбодрить. А самым приятным покажется, конечно, то, чего вы пытаетесь избежать.

2. Ловушка «халявы»

В бутиках, салонах красоты, автосалонах, ресторанах и других местах активной траты денег вас может подстерегать очень распространённая ловушка: бесплатные услуги или небольшие подарки. Например, чашка чая, пока вы ждёте своей очереди на стрижку у мастера. Конфеты в прозрачной вазе на кассе магазина. Комплимент от шеф-повара, пока готовится заказ. Так заведение формирует у вас так называемую «лояльность» к себе и своему бренду.

Совет: не берите ничего бесплатно, если не хотите потратить лишние деньги.

Научное объяснение

Человек — социальное животное, нуждающееся в тесном взаимодействии с другими представителями своего вида. Механизм этого взаимодействия отточен миллионами лет и прочно «зашит» в вашем мозгу. И одно из его составляющих — желание непременно «отдариться» в ответ на подарок. Или ответить услугой на услугу.

Хотя вы и не осознаёте своего «долга», мозг расценивает неожиданную халяву именно как долг, и заставляет чувствовать себя обязанным. Наш древний мозг расценивает подарок так же, как и миллионы лет назад, когда общество людей ничем не отличалось от популяции обезьян — как приглашение к кооперации.

3. Читайте понемногу

Сегодня — совет для тех, кто любит читать, но ему вечно некогда. Если вы никак не можете заставить себя начать читать книги, или, что бывает чаще, начинаете, но бросаете, не добравшись до конца, попробуйте старую и очень эффективную методику: задайте себе число страниц, которое будете прочитывать в день, и пусть это число будет небольшим. Скажем, 10 страниц, но ежедневно.

Научное объяснение

Эта заминка, раздражающая людей интеллектуальных, но занятых, спровоцирована параличом анализа. Между вами и интересными книжками стоит страх мозга — страх перед объёмом предстоящей работы. Вы можете даже не осознавать этого, но мозг не приветствует долгосрочные проекты: на них тратится много энергии. Вы до бесконечности будете говорить себе «завтра»... или решите читать по чуть-чуть. 10 страниц не испугают ваш мозг: это немного, это совсем недолго, и чтение не успеет вас утомить.

4. Тренируйтесь в уме

Визуализируйте навыки, которые хотите получить. Чем бы вы ни занимались, каких целей ни планировали бы достигнуть — выделите время в течение дня и перед сном на практику визуализации: в подробностях представьте желаемое. Только не вещь, которую хотелось бы иметь, а умение, которое мечтаете получить.

Научное объяснение

Визуализация — понятие, известное как специалистам в области работы мозга, так и широкому кругу людей. Способность человеческого мозга к обучению настолько велика, что даже простое представление желаемых действий заставляет его «включать» активность в тех зонах, которые отвечают за эти действия, совершаемые в реальности. Это касается любых действий, даже тяжёлой физической нагрузки: когда вы представляете, что, например, поднимаете штангу, к требуемым мышцам приливает кровь: мозг готовит их к нагрузке. Конечно, одним воображением вы мышцы не накачаете, но визуализация способна сократить ваш путь к мечте и укрепить мотивацию.

5. Не болтайте после спортзала

Физическая нагрузка или экстремальная ситуация делают вас более разговорчивым, чем обычно. Болтая во время фитнеса проще всего случайно выболтать секрет, особенно, если с вами занимается знакомый. Поэтому сегодняшний брэйнхак звучит так: если боитесь сказать лишнее — не слишком активно делитесь информацией после того, как хорошенько поработали штангой.

Научное объяснение

Физическая нагрузка и экстремальные ситуации запускают в организме реакцию «бей или беги»: учащение пульса, ускорение дыхания для лучшего снабжения мышц кислородом, приток крови к конечностям и другую подобную физиологическую активность организма. Мозг реагирует на это состояние как на угрозу опасности и мобилизует все силы для того, чтобы сбежать от неё или дать отпор.

6. Отложите шарады

Отложите головоломки, шарады и прочие игры и игрушки, «развивающие внимательность, скорость мышления и глубину познания». Интеллектуальные игры не работают, поэтому не тратьте на них своё время. Если вы хотите позаботиться о будущем своего мозга, о его функционировании в старости — занимайтесь спортом, так как физическая нагрузка — единственный доказанный способ профилактики когнитивных способностей.

Научное объяснение

Предоставим слово эксперту в области внимания, профессору Гарварда, Джереми Вольфу: «В США в последнее время часто рекламируются видеоигры и приложения, которые якобы помогают увеличить ваши когнитивные возможности и улучшить функции внимания. Многие создатели игр обещают, что вы не будете с возрастом терять память. Однако большая часть свидетельств говорит, что, чем больше вы будете играть в эти видеоигры или разгадывать судоку, тем лучше вы отточите мастерство лишь в этом конкретном занятии.

Если вместо того, чтобы проехать пару кварталов на машине, вы прогуляетесь (безо всяких умственных нагрузок), это уже пойдет вам на пользу. Всё это в основном связано с кровообращением. Например, моей маме уже больше 80 лет, и она стареет. Утратит ли она свои умственные способности полностью? Если она захочет вложить деньги во что-то, то я ей посоветую потратить их на спортзал, чем на какие-нибудь игрушки-головоломки».

7. Паралич анализа

Если вам предстоит сделать сложное дело, к которому вы не знаете, как подступиться, разбейте задачу на множество подзадач. Причём чем мельче будут эти подзадачи, тем лучше.

Например, вам нужно составить важный документ. Первый пункт может быть таким: сесть за стол. Второй: включить компьютер. Третий: открыть текстовый редактор. Четвёртый: составить первые два предложения.

Лучше всего записать эти пункты, положить список перед глазами и последовательно выполнять действия. Вы не заметите, как втянетесь в процесс, и дело будет сделано.

Научное объяснение

Паралич анализа (информационная перегрузка) — состояние, когда слишком долгое и разностороннее обдумывание задачи приводит к тому, что рабочая память «выключается», прихватывая с собой и ту область мозга, которая ответственна за силу воли — префронтальную кору. Вы даже можете испытать удушье как физический симптом наступления паралича анализа.

Известен способ обмануть мозг: постарайтесь вовсе перестать думать о своём трудном деле как о собственно деле, а смотрите на него исключительно как на последовательность мелких, не пугающих рабочую память задач, каждая из которых будет обрабатываться последовательно.

8. Положите на место

Хотите больше экономить, но любите гулять по магазинам? Гуляйте, рассматривайте витрины, но ничего не трогайте, и тем более, не берите в руки. Ещё раз: не прикасайтесь к товарам, какими бы интересными и привлекательными они ни казались. Это позволит вам без особых проблем удержаться от спонтанных покупок.

Научное объяснение

На сцену выходит дофамин — гормон, который до сих пор кое-где (например, в Википедии) называется «гормоном удовольствия». На самом деле дофамин — гормон желания, а не удовольствия: он заставляет вас хотеть, но не приносит чувства удовлетворения. Дофамин действует как морковка, закреплённая перед носом осла: вынуждает бесконечно двигаться вслед за желаниями, но всё время отодвигает награду. Возможно, вы замечали: предвкушение покупки вещи, которую вы давно хотели, всегда дарит больше положительных эмоций, чем последующее удовольствие от владения этой вещью.

9. Закройте тарелку

Ориентируйтесь на чувство голода: не садитесь за стол, пока не проголодаетесь, и вставайте из-за стола, как только наелись, даже если в тарелке осталась еда. Если вы обедаете в компании и возможности сразу же закончить трапезу у вас нет, закройте тарелку, как только почувствуете себя сытым, например, другой тарелкой или салфеткой. В крайнем случае, просто уберите свою тарелку из поля зрения. Этот простой приём поможет вам не переесть.

Научное объяснение

Любое сознательное волевое усилие, в данном случае — перестать есть по достижении чувства сытости, совершается префронтальной корой головного мозга — вашим центром самоконтроля. В течение дня вы принимаете множество решений и делаете сотни мелких выборов — что надеть, каким маршрутом попасть на работу, что купить на ужин и т. п., — что постепенно истощает ресурс префронтальной коры, утомляет её, и ваша воля ослабевает.

Помогите своей префронтальной коре: убрав из поля зрения еду вы остановите процесс выработки дофамина, гормона, заставляющего человека хотеть, то есть совершать действия в поисках награды. Еду ваш мозг воспринимает как награду, но только тогда, когда вы её видите и чувствуете запах. Когда вы сыты, запах пищи уже не кажется вашему мозгу таким привлекательным, однако глаза продолжают передавать информацию о «вкусняшке» прямиком вашим дофаминергическим нейронам, причём процесс этот совершается помимо вашего сознания (и желания).

Вместо того, чтобы напрягать силу воли, сознательно удерживая себя от «доедания» и переедания, просто спрячьте пищу с глаз долой и остановите выработку дофамина. Вам полегчает в считанные минуты.

10. Приглушите свет

За час-полтора до сна приглушите свет во всех комнатах. Устройте в ванной комнате возможность переключения с верхнего яркого света на мягкий и неяркий (например, поставьте там настольную лампу). Этот невероятно простой приём улучшит засыпание и повысит качество вашего сна.

Научное объяснение

Значение сна для различных систем организма трудно переоценить. Во сне вырабатываются гормоны, заживляющие поражённые участки ткани, способствующие росту и укреплению мышечной массы, уничтожению лишних запасов жира. Если вы придерживаетесь диеты — во сне интенсивнее всего худеете. Если занимаетесь спортом — во сне восстанавливается и укрепляется мышечная ткань. Если вы ребёнок или подросток — во сне вы растёте. И все без исключения люди во сне структурируют и архивируют полученную за день информацию, обрабатывают воспоминания, «отращивают» необходимые для развития мозга синапсы — связи между нейронами головного мозга.

Мы, люди, ведём дневной образ жизни, поэтому мозг реагирует на свет как на день, а на темноту — как на ночь. Приглушая свет, вы даёте информацию — наступили сумерки, и пора готовиться ко сну. В ответ мозг даёт сигнал на выработку гормона мелатонина, регулятора суточных ритмов. Мелатонин, в свою очередь, разносит по всему вашему телу сигнал о начале подготовки ко сну: метаболизм замедляется, так как вам больше не нужно добывать энергию для активных действий, психические процессы также переходят в «режим сна». Полутора часов вполне достаточно, чтобы ваше тело подготовилось ко сну.

ArefievPV

Цитата: Татьяна Шифрина от января 21, 2017, 15:00:03
Цитата: ArefievPV от января 21, 2017, 14:48:51Если вдруг надумаете продолжить дискуссию, то предлагаю ответы размещать в одной из вышеуказанных трёх тем (ну чтобы здесь сильно уж не оффтопить).
Да, давайте в "психика и мозг". А авторы есть, пишущие на эту тему? У вас эта информация откуда?

У меня такая информация "выкристаллизовалась" из многих источников. Боюсь, какой-то конкретный источник указать не смогу.

Например, интериоризацию для себя "открыл" после прочтения работы Б.Ф. Поршнева.
http://www.klex.ru/6uo

Очень понравились работы Маркова Александра (Эволюция человека, 2 тома).
http://bookscafe.net/read/markov_aleksandr-evolyuciya_cheloveka_tom_1_obezyany_kosti_i_geny_2011-224531.html#p1
http://www.rulit.me/books/evolyuciya-cheloveka-tom-2-obezyany-nejrony-i-dusha-read-260998-1.html

Джефф Хокинс (Об интеллекте).
http://fanread.ru/book/5908888/?page=2

Кристофер  Фрит (Мозг и душа).
http://fanread.ru/book/7226193/?page=14

Конрад Лоренц (Оборотная сторона зеркала).
http://fanread.ru/book/3799308/?page=2

Карл Густав Юнг (Психологические типы).
https://knigogid.ru/books/125768-psihologicheskie-tipy/toread

Это пока "навскидку"... Если ещё вспомню, то ссылку размещу. Но эти работы основные, которые повлияли на моё понимание в данном вопросе. Как-то так. :)

ArefievPV

Добавлю. Человек - это ведь очень агрессивный вид. Хорошо написано об этом у А.П. Назаретяна в книге "Антропология насилия и культура самоорганизации".
http://tvtorrent.ru/files/file/0/15.pdf

Татьяна Шифрина

Цитата: ArefievPV от января 21, 2017, 15:46:07Добавлю. Человек - это ведь очень агрессивный вид. Хорошо написано об этом у А.П. Назаретяна в книге "Антропология насилия и культура самоорганизации".
http://tvtorrent.ru/files/file/0/15.pdf
Мне понравилось описание человеческой агрессии у Дольника. Когда он говорит, что человек очень опасен, поскольку является крайне агрессивным животным с огромными технологическими возможностями реализации своей агрессии, т.е. возможности увеличиваются, а человек не становится менее агрессивным.

Татьяна Шифрина

Из списка я читала только Маркова, отличные книги. Спасибо, Александр Марков! Отдушина для гуманитария, понятный язык.