Психика и мозг

Автор ArefievPV, марта 31, 2015, 19:14:55

« назад - далее »

ArefievPV

Язык обмана...
https://www.youtube.com/watch?v=ABjr936dKIA
Однако. Мы лжём как дышим. :)

slon

Когда мы обсуждали происхождение языка, то говорили о том, что у человека он развился благодаря использованию для обмана.
Собственно, то над чем мы постоянно бьемся - над терминологией, есть следствие того, что язык в меньшей степени передает информацию и в большей степени вводит в заблуждение.

Хорошая фраза в ролике есть "за пределами нашей осведомленности".
Человек находится вроде бы в сознании, но большинство происходящего с ним и вокруг него за пределами его осведомленности.

Ivan(novice)

Цитата: ArefievPV от сентября 27, 2015, 14:45:13
Мы лжём как дышим. :)
В ролике только надводная часть айсберга. Легко вычисляемый обман.
Проблематично вычислить обман, когда человек сам верит в то, что говорит. Обман такого рода человек произнесет и под присягой. У нас есть набор методов (алгоритмов) для такого обмана. В частности, использование художественных образов.

ArefievPV

Мы всегда приписываем свои собственные мысли другим. Типа, предполагаем (считаем), что другие думают именно так. Самое забавное, что и наши собственные мысли (идеи) были когда-то вовсе не нашими. Это мы их позднее "сделали" своими. Либо целиком, либо отдельными частями "присвоили" что-либо увиденное, услышанное, прочитанное... Затем перемешали и скомпоновали заново, согласовали с прежним опытом. И вот они уже наши. Интериоризация, типа...

ArefievPV

Цитата: slon от октября 21, 2015, 11:37:59
ЦитироватьИ в социуме человек зачастую удовлетворяет потребности совсем не своего организма. Он удовлетворяет потребности социума (попросту других людей, с поправкой, что у них потребности тоже могут оказаться социальные). И человек "ставит" себе цели не совсем сам. Ему так социум "подсказал".
Вчера задали вопрос "почему человек не выносит одиночества?, долгое время в одиночной камере считает пыткой".
Можете ответить почему на основании модели пятого уровня?
У него существует социальная потребность (в виде общения с себе подобными).
Сия потребность не есть потребность организма изначальная (половая, пищевая и т.д.). Это, так сказать, «внесённая» (искусственно привитая) потребность. Рос бы в собачьей стае (типа, маугли) сохранилась бы потребность в общении с собаками. То есть человеку можно дополнительно установить кучу разных искусственных потребностей. Заметьте, не выдрессировать на определённый стимул, а именно «создать» настоящую потребность. Внешне такая потребность не будет отличаться от изначальной потребности организма. Но совершенно будет непонятно, как могла такая потребность появиться. Поэтому приходится вводить отдельный Блок внешнего управления. Ещё на четвёртом слое необходимо ввести отдельный Блок ОТК.
В чем заключается функционал этих блоков? Про ОТК я уже писал (эмоции, чувства, ценностные оценки). Блок внешнего управления (название говорит само за себя) позволяет осуществлять управление организмом извне. Причём не абы как (типа, напугал, животное убежало), а очень тонко и точно. Главный инструмент управления это язык. Вы можете это управление воспринимать и считать как способ взаимодействия членов коллектива между собой, но по факту – это управление друг другом. Управление осуществляется через Блок внешнего управления (БВУ). Но не так примитивно как осуществляют управление неким механизмом (типа, оказал воздействие, получил реакцию). Вовсе нет. БВУ прописывает в себя язык и устанавливает связь между отдельными словами и ценностными оценками (связь зачастую довольно жёсткую). Кроме этого, БВУ имеет непосредственный выход на верхние этажи Диспетчера и верхние этажи НИИ. Нельзя недооценивать эмоциональное влияние ОТК на Диспетчера непосредственно. Но так как слова связаны с эмоциями и чувствами, то у БВУ всегда существует возможность нейтрализовать непосредственное влияние ОТК на Диспетчера.
Функционал БВУ не ограничивается только установкой языка. Этот блок также и интериоризирует и всё внешнее окружение (наблюдаемые действия других людей, наблюдаемые явления, речь, идеи, суждения, чувства и т.д.). На БВУ возложена функция по интериоризации всего, с чем встречается человек.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
И через БВУ можно очень тонко управлять поведением человека. Не грубо, как через ОТК (через ОТК можно влиять на поведение животных с помощью дрессировки). Поэтому без БВУ и ОТК невозможно объяснить поведение человека.
Итак, в одиночке человек испытывает искусственную (социальную) потребность. Удовлетворить её он не может. В итоге нарастает неустойчивость гомеостаза (сдвиг гомеостаза), которая может перерасти в болезнь или привести к смерти. У животных отсутствует такая потребность (её никак не установить, БВУ отсутствует) поэту одиночка на них не так действует. И то если животное уже «доросло» до ОТК, то и оно будет испытывать дискомфорт. Потому что функционал БВУ (не весь который у человека, только часть, зачатки) был ранее «разбросан» по другим блокам и кое-что эти животные тоже воспринимают.
То есть способ функционирования модели не изменяется: потребность (нарушение гомеостаза) – алгоритм – поведение – удовлетворение потребности (восстановление гомеостаза). Меняются возможности организма по изменению потребностей (для этого необходим ОТК и БВУ). Колоссально меняются возможности в составлении алгоритмов (для этого опять-таки необходимы ОТК и БВУ), алгоритмы уже вполне можно рассматривать в терминах «мотивации», «целеполагание». БВУ может интериоризировать любую идею, гипотезу, способ расчёта, правила и т.д.). С помощью БВУ (и ОТК) НИИ выстраивает (опять – так с помощью действий/алгоритмов как изобретённых самостоятельно, так и интериоризированных с помощью БВУ) «модель» окружающего мира, формирует жизненный опыт. Без БВУ «модель» просто не будет создана. Без НИИ «модель» будет создана, но с логикой в этой модели будет туговато (как БВУ воспринял «модель» целиком, такая она и будет). У детей «модель» очень «сырая» и без постоянной работы НИИ она будет очень не корректно отражать мир. С помощью этой «модели» мы можем сознательно поступать. В данном случае сознание это некий механизм, некий способ регулирования своего поведения во внешнем мире (своего отношения к внешнему миру) в соответствии с этой «моделью», в соответствии с опытом, в соответствии со знаниями. Отсюда и возникло это понятие «сознание». Сознание – это некий «механизм», некий «процесс» позволяющий человеку относится (выстраивать своё поведение, вести себя) к окружающему миру в соответствии с накопленным опытом, с накопленным знанием, со знанием. Соответственно чрезвычайно усложняется поведение.
Прошу меня извинить за многословие. Но слов бы понадобилось гораздо меньше, если бы в прошлом мы «доползли» хотя бы до четвёртого слоя. Чрезвычайно много пришлось опустить, поэтому сообщение таким сумбурным получилось. Но если опять всё расписывать, то и в 10 постов не уложиться...

ArefievPV

Итак, модель функционирует в соответствии с определёнными правилами, принципами.
1.Способ функционирования модели: возникновение потребности (нарушение гомеостаза) – удовлетворение потребности (восстановление гомеостаза). Удовлетворение потребности происходит с помощью поведения. Поведение в свою очередь регламентируется алгоритмом. Если кратко: возникновение потребности (нарушение гомеостаза) – алгоритм – поведение – удовлетворение потребности (восстановление гомеостаза).
2.Принцип минимизации энергетических затрат организма на всех этапах (алгоритмизация, поведение). Создание алгоритма более затратное дело, чем его извлечение из памяти. При выборе алгоритма отдаётся приоритет алгоритму, который регламентирует менее энергозатратное поведение.
3.Принцип эволюции модели. Модель всегда эволюционирует в сторону наиболее полной утилизации всевозможных доступных видов энергии наименее затратным способом при удовлетворении основной потребности жить. Типа, даже возникновение НИИ (весьма затратного блока) энергетически весьма выгодно для живого. Без НИИ необходимо было затрачивать энергию на создание клона (потомка, целого живого организма) для того чтобы создать новые алгоритмы (алгоритмы были только наследуемые и в течении жизни отдельного организма новые алгоритмы не создавались) методом проб и ошибок на протяжении многих поколений. После возникновения НИИ процесс создания алгоритмов (простейших условных рефлексов) стал возможен на протяжении жизни организма неоднократно. Энергетически выгодней живому создать новый алгоритм, чем новый организм. Этот принцип требует дальнейшей доработки, очень предварительно сформулирован.

Блок внешнего управления (БВУ) также позволяет экономить энергию, используемую на создание алгоритма. Алгоритмы любой сложности воспринимаются целиком извне и становятся своими. НИИ не требуется создавать всё с «чистого листа».
Блок ОТК позволил «внедрить» систему вознаграждения. Вознаграждается только тот способ, который привёл к удовлетворению потребности наименее затратным способом. И именно этот способ будет использоваться в дальнейшем. Блок ОТК незаменим при выборе алгоритмов.

slon

Спасибо, ценные выкладки. При первой же возможности постараюсь продвинуть работу над моделью.  Пора. Длиннннными зимними вечерами это особенно приятно.

ЦитироватьУ него существует социальная потребность (в виде общения с себе подобными).
Сия потребность не есть потребность организма изначальная (половая, пищевая и т.д.). Это, так сказать, «внесённая» (искусственно привитая) потребность. Рос бы в собачьей стае (типа, маугли) сохранилась бы потребность в общении с собаками.

Это понятно.  Только хотелось бы объяснить на более высоком уровне.
Дело в том, что социальные потребности изначально чем-то обусловлены. Помните, обезьянка-детеныш  в опытах предпочитала искусственную маму в виде куклы покрытой шерстью. В качестве альтернативы рядом находилась другая искусственная мама из проволоки, холодная и жесткая, но зато с бутылочкой молока.
Казалось бы, мама которая кормит куда лучше той которая просто мягкая. Ан нет, обезьянка выбирала все же шерстяную маму.

Социальных потребностей много, привитых много. От лишения большинства привитых потребностей все испытывают дискомфорт, но привыкают к нему.
"Сижу за решеткой в темнице сырой....."
Нет курева, алкоголя, нормальной еды, свежих газет,  и т.д. Ко всему привыкают. К одиночеству не привыкают.  Объяснения в виде привитых социальных потребностей не достаточно.  Вероятно, есть нечто более глубокое, берущее свое начало из далекого прошлого и изменившее устройство мозга (как версия).

Так сильно изменившее организацию мозга, что вместо людей можно подставить волков или обезьян, но полное одиночество невыносимо.

Кстати, есть обезьяны из очень древних, забыл как называются, живут постоянно в одиночестве. Только в период спаривания приближаются друг к другу. Ухаживание у них заключается в сидении на одном дереве, ответная благосклонная реакция это сидеть на одной ветке, но на расстоянии. У них это практически любовная страсть.

Это дает нам основание еще раз задуматься о причинах непереносимости одиночества.
И продолжить поиск для объяснений. 
В качестве эксперта логично пригласить задавшего вопрос. Он точно сможет сказать удовлетворили ли его ответы. И как биолога в том числе.


Ivan(novice)

Цитата: ArefievPV от октября 21, 2015, 20:13:59В чем заключается функционал этих блоков? Про ОТК я уже писал (эмоции, чувства, ценностные оценки). Блок внешнего управления (название говорит само за себя) позволяет осуществлять управление организмом извне.
Можете дать определение с примерами ОТК и БВУ, чтобы понять, какие конкретное объекты или процессы стоят за этими терминами?

Примерно так:
Диспетчер - процесс выбора алгоритма поведения. Пример - Буриданов осел стоит перед двумя копнами сена и выбирает, пойти вправо или влево.
НИИ - процесс выработки нового алгоритма. Пример - обезьяна не может достать высоко висящий банан, подпрыгивая, затем пододвигает ящик, залезает на него и с ящика дотягивается до банана.
ОТК - ?
БВУ - ?

ArefievPV

Цитата: slon от октября 21, 2015, 22:47:01
ЦитироватьУ него существует социальная потребность (в виде общения с себе подобными).
Сия потребность не есть потребность организма изначальная (половая, пищевая и т.д.). Это, так сказать, «внесённая» (искусственно привитая) потребность. Рос бы в собачьей стае (типа, маугли) сохранилась бы потребность в общении с собаками.
Это понятно.  Только хотелось бы объяснить на более высоком уровне.
Дело в том, что социальные потребности изначально чем-то обусловлены.
Наверное, более точно будет: предрасположенность к формированию таких потребностей обусловлена. Так и модели это отражено: ОТК и БВК дополнительно появились. Правда БВК выделился в отдельный блок только у человека. У остальных приматов функционал "будущего" (ежели вид "дозреет") БВК "разбросан" по остальным блокам (полагаю, в основном по ОТК и НИИ).
Допускаю, что детёныши воспринимают социальные установки (в том числе и потребности формируют) в силу своей предрасположенности. Причём лучше всего воспринимает именно человек (так у него и полный комплект полноценных блоков имеется).
Здесь требуется обсудить вопрос социализации. Типа, что первично: возникновение существа способного образовывать большие социальные группы (а потом уже на основе таких существ возник социум) или возникновение социума (пусть в примитивном виде), а затем путём отбора из поколения в поколение сформировались такие вот предрасположенные к восприятию социальных установок существа? Или же эти процессы шли параллельно?

ArefievPV

Цитата: Ivan(novice) от октября 22, 2015, 03:10:15
Цитата: ArefievPV от октября 21, 2015, 20:13:59В чем заключается функционал этих блоков? Про ОТК я уже писал (эмоции, чувства, ценностные оценки). Блок внешнего управления (название говорит само за себя) позволяет осуществлять управление организмом извне.
Можете дать определение с примерами ОТК и БВУ, чтобы понять, какие конкретное объекты или процессы стоят за этими терминами?
Примерно так:
Диспетчер - процесс выбора алгоритма поведения. Пример - Буриданов осел стоит перед двумя копнами сена и выбирает, пойти вправо или влево.
НИИ - процесс выработки нового алгоритма. Пример - обезьяна не может достать высоко висящий банан, подпрыгивая, затем пододвигает ящик, залезает на него и с ящика дотягивается до банана.
ОТК - ?
БВУ - ?
ОТК - формирует ценностные оценки. Располагает внутренней системой вознаграждения (кнут и пряник). Если благодаря одному из нескольких алгоритмов поведение оказалось наиболее удачным (мене энергозатратным) ОТК выдаёт порцию "гормонов удовольствия" (сдвигает временно гомеостаз в состояние идеальной сбалансированности), поощряет, так сказать, организм. При неоднократных повторениях такой ситуации "привязывает" данный алгоритм к состоянию "кайфа". Возникает внутренний условный рефлекс, типа. Всё оценка алгоритма создана. Данному алгоритму присвоен статус "отличный". Теперь проблем с выбором алгоритма в схожих ситуациях не будет. ОТК сортирует все алгоритмы на "хорошие" (использовать в первую очередь), "плохие" (не использовать). НИИ-то без разницы какой алгоритм создать (он ограничен только энергоресурсами), а какой это окажется алгоритм для организма решает ОТК. В данном случае ОТК оправдывает своё название, он контролирует какие алгоритмы должен применять организм: "хорошие" в первую очередь, "плохие" как можно реже (только в безвыходных ситуациях). Поэтому и Диспетчер имея в своём распоряжении два алгоритма на выбор выберет тот, на котором прикреплён ярлык ОТК "хороший" (типа, в виде балльной оценки, у одного алгоритма 5 баллов, у другого 7, выбираем с оценкой 7).

БВУ - восприятия новой идеи, новой технологии и прочее. Человек научается говорить именно благодаря БВК (воспринимает конструкт речи, интериоризирует речь, так сказать). Посмотрели как как изготавливается лук, поучаствовали сами (как маленьких детей учат, зачастую их ручками управляют) и через некоторое время это внешний для Вас процесс становится внутренним. Всё Вы научились. Причём научились сразу всему процессу, целиком. НИИ может впоследствии принять его за основу и усовершенствовать. При этом участие ОТК тоже обязательно. Можно ведь так "усовершенствовать", что и пальцы при изготовлении потерять (это я к примеру).
Благодаря восприятию речи мы можем быть управляемы другими, наше поведение можно корректировать при помощи слов. Это очень расширяет и облегчает возможности для обучения. Типа, теперь не обязательно своими руками водить руки другого, можно сказать. Не обязательно смотреть на сам процесс, можно рассказать.

Ivan(novice)

Цитата: ArefievPV от октября 22, 2015, 05:25:37
ОТК - формирует ценностные оценки. Располагает внутренней системой вознаграждения (кнут и пряник). Если благодаря одному из нескольких алгоритмов поведение оказалось наиболее удачным (мене энергозатратным) ОТК выдаёт порцию "гормонов удовольствия" (сдвигает временно гомеостаз в состояние идеальной сбалансированности), поощряет, так сказать, организм.
ОТК - процесс формирования ценностных оценок. Так подойдет?

Цитата: ArefievPV от октября 22, 2015, 05:25:37
БВУ - восприятия новой идеи, новой технологии и прочее. Человек научается говорить именно благодаря БВК (воспринимает конструкт речи, интериоризирует речь, так сказать). Посмотрели как как изготавливается лук, поучаствовали сами (как маленьких детей учат, зачастую их ручками управляют) и через некоторое время это внешний для Вас процесс становится внутренним. Всё Вы научились. Причём научились сразу всему процессу, целиком.
БВУ - процесс обучения. Так верно?

ArefievPV

Цитата: Ivan(novice) от октября 22, 2015, 06:02:49
Цитата: ArefievPV от октября 22, 2015, 05:25:37
ОТК - формирует ценностные оценки. Располагает внутренней системой вознаграждения (кнут и пряник). Если благодаря одному из нескольких алгоритмов поведение оказалось наиболее удачным (мене энергозатратным) ОТК выдаёт порцию "гормонов удовольствия" (сдвигает временно гомеостаз в состояние идеальной сбалансированности), поощряет, так сказать, организм.
ОТК - процесс формирования ценностных оценок. Так подойдет?
Цитата: ArefievPV от октября 22, 2015, 05:25:37
БВУ - восприятия новой идеи, новой технологии и прочее. Человек научается говорить именно благодаря БВК (воспринимает конструкт речи, интериоризирует речь, так сказать). Посмотрели как как изготавливается лук, поучаствовали сами (как маленьких детей учат, зачастую их ручками управляют) и через некоторое время это внешний для Вас процесс становится внутренним. Всё Вы научились. Причём научились сразу всему процессу, целиком.
БВУ - процесс обучения. Так верно?
Да, в целом верно. Просто дополню для лучшего пояснения самой идеи.
ОТК – процесс формирование ценностных оценок (включает и «маркировку» алгоритмов) и мотивации. ОТК – это великий контролёр и мотиватор, имеет в своём арсенале такие «инструменты» как кнут и пряник... В его силах ввергнуть психику (соответственно и организм) в настоящий ад или подарить райское наслаждение (если образно выражаться).
БВУ – процесс обучения (путём интериоризации). Полагаю, это важное уточнение.
С помощью НИИ тоже может происходить обучение путём формирования условных рефлексов. Грубо говоря, дрессировка.
С помощью БВУ усваиваются сами правила. Грубо говоря, воспитание. Не путать с воспитанием охотничьих собак. Там используется НИИ. То есть за основу берётся врождённый инстинкт хищника (предрасположенность НИИ к созданию определённых алгоритмов) и создаётся цепочка условных рефлексов. Преследовать добычу, задавливать (наносить серьёзные повреждения), убивать, приносить (например, детёнышам) хищник в целом и так умеет. Его надо научить только охотится. Дикие животные так обычно и научают своих детёнышей. Благо у большинства хищников очень продвинутый НИИ (может формировать весьма сложные условные рефлексы, да ещё составленные в длинные цепочки – окончание действия одного условного рефлекса запускает действие следующего условного рефлекса). Человек аналогично натаскивает собаку. Вот только в нужных местах формирует другие цепочки условных рефлексов. Типа, только задавить добычу (или только преследовать и облаивать), принести добычу человеку (а не детёнышам) и т.д. и т.п.
С помощью БВУ можно даже заниматься самоуправлением. Но это отдельный разговор.
И ещё одно важное уточнение. БВУ взрослых людей прекрасно воспринимает информацию от источника, заслуживающего доверие. А «маркирует» источники информации ОТК. «Прилепил» ОТК на данный источник информации (типа, человек или газета какая-нибудь) ярлычок «хороший» (доверия однозначно заслуживает) и информация от такого источника будет восприниматься «на ура» (возможно, даже полная «бодяга»). У детей ОТК ещё оценочную базу не сформировал, БВУ всё от окружающих людей «хавает». В большинстве случаев в роли ближайшего окружения выступают родители.

slon

ЦитироватьНаверное, более точно будет: предрасположенность к формированию таких потребностей обусловлена.

Безусловно, так будет точнее.

ЦитироватьДопускаю, что детёныши воспринимают социальные установки (в том числе и потребности формируют) в силу своей предрасположенности. Причём лучше всего воспринимает именно человек (так у него и полный комплект полноценных блоков имеется).

Вне всяких сомнений, это так.

ЦитироватьЗдесь требуется обсудить вопрос социализации. Типа, что первично: возникновение существа способного образовывать большие социальные группы (а потом уже на основе таких существ возник социум) или возникновение социума (пусть в примитивном виде), а затем путём отбора из поколения в поколение сформировались такие вот предрасположенные к восприятию социальных установок существа? Или же эти процессы шли параллельно?

Обсудили. Кто нас обвинит в решении - эти процессы шли параллельно. Да хоть перпендикулярно.

Вопрос ведь остается в силе, почему так невыносимо для индивидуума пребывание в одиночестве (в вашей системе координат - алгоритмы научения были вдолблены с рождения, они же определили потребности, далее прилагается длинный список алгоритмов научения внесенных в библиотеку). Это третий уровень модели.

В этом списке и на третьем уровне модели:
- Выходить к ужину в смокинге,
- Перед ужином принимать ванну и использовать благовония,
- За ужином не путать приборы, рыбу есть только с определенной вилкой.

Вспоминаем, "сижу за решеткой в темнице сырой" (с).

Выход к ужину в смокинге, ванна, приборы для еды рыбы забываются без проблем, было бы чем ужинать.
А вот отсутствие общества на забывается. Это то, что годами гнетет узников и многих приводит к безумию (в терминах современной науки - к психическим заболеваниям).

Вы показали, что  " предрасположенность к формированию таких потребностей обусловлена". Но не показали почему отсутствие смокинга и вилки для разделывания рыбы не приводят к психическим отклонениям, а одиночество да приводит.

Хотя и то и другое согласно вашим выкладкам является предраспосложенностью которая затем закрепляется в результате научения.

Иными словами, Вы не показали разницу между одиночеством и отсутствием прибора  для рыбы.
Для перехода на следующий уровень модели, более высокий нежели третий, нам необходимы обоснования.

Всё просто, если определенный уровень модели не в состоянии ответить на вопрос, то есть смысл перейти на более высокий уровень модели. В  надежде, что более высокий уровень справится с задачей.
Это логично?
----------

Еще раз кратко.
Был вопрос "почему одиночество для человека не переносимо".
Ваш ответ - это результат научения.
Критика - результатом научения является и смогинг вместе с вилкой для рыбы. Однако, это отсутствие сих компонентов не приводит к проблемам с психикой, а отсутствие общения - да приводит к проблемам с психикой.

Ваш ответ не может быть принят в силу недостаточной обоснованности.

Вопрос остается в силе - "почему одиночество для человека является пыткой?".

===========

Автору вопроса? Вас интересует ответ на вопрос который Вы задали?
Если да, то дайте знать об этом до окончания этого календарного года, пожалуйста.

ArefievPV

Цитата: slon от октября 23, 2015, 01:01:44
В этом списке и на третьем уровне модели:
- Выходить к ужину в смокинге,
- Перед ужином принимать ванну и использовать благовония,
- За ужином не путать приборы, рыбу есть только с определенной вилкой.
Всё, что Вы перечислили - это правила. Типа, воспитание ( а не дрессировка). Помните? Уровень третьего слоя для этого не достаточен. НИИ в состоянии создавать алгоритмы на уровне условных рефлексов. Условные рефлексы - это дрессировка.

slon

ЦитироватьВсё, что Вы перечислили - это правила. Типа, воспитание ( а не дрессировка). Помните?

Помню.
Вместе с тем, есть вопрос который задали, у нас есть модель третьего и пятого уровня, а ответ на вопрос мы найти не можем?

Что делать?
Переходить к модели шестого уровня или же более тщательно исследовать все имеющиеся уровни моделей?
Признаться в том, что у нас нет ответа на вопрос?