Психика и мозг

Автор ArefievPV, марта 31, 2015, 19:14:55

« назад - далее »

ArefievPV

Цитата: Савелий от января 20, 2019, 23:35:27
2. Система адаптируется к новым условиям и одновременно сама адаптируется.
Рассматривать можно и с точки зрения адаптации, и с точки зрения эволюции, и с точки зрения Разумного замысла, и с точки зрения запрограммированости (судьба, карма и пр.).
Но эти точки зрения, в любом случае, расположены в системе отсчёта наблюдателя (если более строго – то расположены всегда в системе отсчёта единого наблюдателя (не единственного и не одного, а единого – не надо путать, это важный момент).

Например, с точки зрения эволюции, наблюдаемое взаимодействие среды и системы, можно охарактеризовать, как коадаптацию среды и системы. То есть, и среда, и система при взаимодействии адаптируются друг к другу, как бы, притираются, подлаживаются, подстраиваются, приспосабливаются друг к другу.

Замечание.

Но на самом-то деле этот процесс взаимодействия рассматривается из системы отсчёта наблюдателя. Наблюдатель видит (воспринимает) процесс взаимодействия – наблюдает ряд последовательных изменений: и системы, и среды.

Мало того, это именно наблюдатель выделяет в среде систему – то есть, по некоторым постоянным соотношениям, поступающих к нему сигналов/воздействий извне, он делает вывод о нахождении вне его чего-то постоянного, устойчивого. То есть, сами сигналы/воздействия могут изменяться: как во времени, так и в пространстве (то бишь, будет меняться ракурс наблюдения и размер наблюдаемого), но их соотношение остаётся постоянным для данного наблюдателя в данное время и в данной точке обзора.

По сути, даже выделение во внешней среде системы – это результат умозаключения наблюдателя.

Подобным образом наблюдатель приходит к умозаключению и относительно среды, окружающей систему, которую он уже выделил, исходя из анализа поступающих сигналов воздействий. Например, в среде он не смог (или просто не обращал внимания) выделит таких же устойчивых соотношений между поступающими сигналами/воздействиями, как для системы. Поэтому пришёл к умозаключению, что систему окружает нечто хаотичное и неустойчивое – среда.

Разумеется, и в среде, при необходимости наблюдатель сможет углядеть отдельные «островки» устойчивости и стабильности (чаще – временные) и прийти к умозаключению, что среда состоит из таких вот временно устойчивых частей-элементов.

Итак, наблюдатель видит, что система изменяется – то есть, часть соотношений между поступающими сигналами/воздействиями остаётся по-прежнему постоянной, а часть прежде постоянных соотношений между поступающими сигналами/воздействиями начала изменятся.  В результате, основываясь на наблюдениях и имеющихся знаниях наблюдатель делает умозаключение – система эволюционирует, система адаптируется, система стремиться (не суть важно, к чему стремится – самосохраниться, переместиться, уменьшиться, адаптироваться, взорваться, схитрить и т.д. и т.п.), система двигается и т.д.

То есть, даже процесс эволюции (не говоря уже о более частном процессе адаптации) есть результат умозаключения наблюдателя. Разумеется, и все свойства/качества объектов/систем (как и сами объекты/системы) есть результат умозаключений наблюдателя. Мало того, даже такие атрибуты материального мира как движение, время, пространство – есть результат умозаключений наблюдателя. 

Замечание про наблюдателя является принципиально важным и призвано пояснит суть более общую, чем наши разборки со свойствами систем и их классификацией на косные и живые, на разумные и неразумные и т.д.

Про наблюдателя и с чем его едят (и вообще про мироустройство – про действительность и реальность) писал много. Но пока предлагаю на это не отвлекаться.

Теперь вернёмся «с небес на грешную землю» – сформируем систему отсчёта единого наблюдателя. То есть, мы оба (возможно, и остальные читатели и участники) должны перейти в единую систему отсчёта и рассматривать и интерпретировать окружающий мир именно с этой единой (на данный момент и в данной дискуссии) системы отсчёта. Типа, мы рассматриваем окружающий мир с единой позиции – именно в этом суть системы отсчёта единого наблюдателя.

В такой системе отсчёта изначально дано: материя в движении, пространство, время, материальные системы со своей структурой, процессы, свойства/качества систем и процессов и т.д. и т.п. Если это принимается (согласовывается), то основа для дискуссии имеется. Именно основа, частные интерпретации у нас могут (и неизбежно будут) различаться (часто – значительно различаться). Если не принимается, то необходимо заново сформировать систему отсчёта единого наблюдателя.

ArefievPV

Цитата: Савелий от января 20, 2019, 23:35:27
3. Адаптироваться можно только к новому, так как к старому система уже адаптирована.
Адаптация - это процесс достижения устойчивости уровня активности  механизмов управления функциональных систем.
4. Новое может нарушать равновесие системы
поэтому на входе системы имеются детекторы "новизны".
5. Новое выделяется вниманием (канал осознанного внимания)
Теперь смотрим с данной позиции на адаптацию системы (заодно и на эволюцию).

Система устойчиво взаимодействует с окружающей средой – то есть, у системы имеется определённый набор (огромный даже для простой системы) возможных состояний, переходами в которые она реагирует на воздействия среды. Состояние системы, это некий вариант структуры системы (и статической структуры – связями между устойчивыми элементами, и динамической структуры – связями между процессами) при котором, она устойчива – то есть, продолжает существовать.

Грубо говоря – имеется 10 вариантов воздействий среды, на которые у системы есть 10 вариантов состояний (вариантов внутренней структуры). И всё взаимодействие сводится к переходу системы в соответствующее состояние: воздействие среды под №2 – система переходит в состояние под №2, воздействие среды под №5 – система переходит в состояние под №5 и т.д.

Если из среды пришло новое воздействие (№11), то система либо разрушится (точнее, перестанет существовать как отдельная система – ведь она может слиться с другой системой, а это будет уже новая система), либо изменится (изменится структура системы, изменится набор и/или количество состояний).

В этом случае, если мы наблюдаем, что система изменилась, но не перестала существовать как отдельная система – мы делаем умозаключение, что система приспособилась к среде (адаптировалась к новому воздействию среды).

Обратили внимание, что я ни слова не говорю о  «процессе достижения устойчивости уровня активности  механизмов управления функциональных систем»?
Я также не говорю о том, что «на входе системы имеются детекторы "новизны"» и  о том, что «Новое выделяется вниманием (канал осознанного внимания)».
Это излишняя конкретизация на данном этапе и вряд ли имеется в такой форме у косных систем.

Ведь по результатам наблюдения мы можем предположить, что раз система сохранилась, то значит, структура её изменилась. А вот как изменилась (всякие там механизмы управления, уровни активности, функциональность) – это уже далеко идущие умозаключения на основе данных наблюдений.

Подчёркиваю, мы пытаемся выделить нечто основное, присущее всем системам – простым и сложным, живым и косным, разумным и неразумным... Вот изменение структуры системы в результате нового воздействия присуще всем системам без исключения.

А отсюда уже можно прийти к выводу, что все изменения структуре существующей системы произошли когда-то в результате новых (на тот момент и в тех обстоятельствах) воздействий среды. То есть, в итоге приходим к выводу, что вся структура существующей системы была сформирована воздействиями среды. Понимаете? ::)

Мы наблюдаем ту систему, которая осталась существовать (все системы, которые престали существовать, попросту не пережили нового на тот момент воздействия), а значит её структура сформирована именно воздействиями среды. То есть, изменяйся или умри!

Обратите внимание, что я речь не веду о живой системе вообще – рассматривается обычная простая косная система. Мы наблюдаем систему, которая адаптировалась, приспособилась, смогла изменится... Вот Вам: и ЕО, и эволюция, и адаптация на примере простейшей косной системы.

Разумеется, при наблюдении живых систем: и ЕО, и эволюция, и адаптация, приобретают гораздо более сложные формы, но суть-то остаётся прежней – изменяйся или умри! Эту суть не отменяет: ни возможность размножаться (а на самом деле, более общая система просто создаёт копии своих отдельных частей), ни реакции опережающего отражения (эдакие предтечи прогнозирования).

Ещё более сложные формы: и ЕО, и эволюции, и адаптации, мы выявляем при наблюдении за разумными системами. Однако суть остаётся прежней – изменяйся или умри! Некоторые по своей наивности думают, что разумная система может остаться неизменной, изменяя окружающую среду. Щас! 8)

Система может оказать новое воздействие на среду, только если у неё структура стала новой! А та часть среды, которую система может изменять для своего выживания, является, по сути, не более чем, новой частью самой системы, присоединившейся к системе в результате такого вот существенного изменения. Изменяемая для самосохранения разумной системы часть окружающей среды является уже частью самой этой системы. То, чем ты можешь управлять, является твоими частями. Разумеется, разумная система управляет прилегающей средой (можно сказать, отчасти бывшей средой) только частично. Кстати, степень управляемости этой прилегающей области среды является показателем её включенности в разумную систему.

Однако не надо забывать, что и существующая разумная система (вкупе с частично присоединённой частью бывшей среды) тоже возникла в результате воздействий среды. Так изменилась (и разрослась) её структура именно в результате воздействий. То есть, суть ЕО, эволюции, адаптации осталась прежней и для разумной системы – изменяйся или умри!

ArefievPV

Вот теперь можно переходить к самым общим сущностям, которые лежат в основе психики и сознания. Начнём с более конкретного (и более простого, кстати) – с сознания.

Что можно понимать под сознанием? Это такое состояние системы, при котором механизм сознания занят протеканием процесса осознания. То бишь, в механизме сознания происходит процедура сравнения, сопоставления, оценки поступающих сигналов/воздействий в соответствии с имеющимися в системе знаниями.

Любые знания системы (безотносительно, живая система или косная, сложная и простая, разумная или неразумная) – это изменения в структуре системы. То есть, этим самым, мы подразумеваем, что структура, сформированная в системе при её рождении, не является знаниями. Понятно, что это вопрос договорённостей, но всё же.

А отсюда элементарно выводится основная суть сознания – процедура сравнения/сопоставления/оценки некоей информации/сведений/сигналов с имеющимися знаниями, реализованная в процессе (точнее, в совокупности процессов), протекающем в некоем механизме, который является составной частью некоей системы. Всё.

Сие реализуется в компьютере на раз.

Знания на винчестере имеются, механизм (оперативка, процессор, чипсет) имеется. Сигналы поступают из периферии (через клавиатуру, мышь-манипулятор, микрофон, веб-камеру и т.д.), которые после сопоставления, оценки, сравнения с имеющимися знаниями, отправляются на разные другие модули обработки и преобразования (в зависимости от результатов сопоставления, оценки, сравнения).  Затем сигналы преобразуются в других модулях и в конечном счёте выводятся на монитор, колонки и т.д. Всё.

Заметьте, система реализовавшая операцию сознания (разумеется, самую простую и примитивную): ни разу не живая, и ни разу не разумная. Сознание, это рядовая функция интеллекта.

Интеллект – это функционал (вкладываю практически тот самый исконный математический смысл в данное понятие), то есть функция от множества функций (и на данном множестве функций). Эти все функции являются вычисляющими функциями (зачастую очень сложными и интегральными). Внимание, ассоциация, абстрагирование, память, сознание, фантазия, рефлексия, прогнозирование, воображение, чувство, ощущение – это всё функции интеллекта различной степени сложности и интегрированности.

То есть, интеллектом могут обладать и косные системы. Поэтому системы ИИ (искусственного интеллекта) своё название носят по праву. Но не стоит путать интеллект и разум. Разумом может обладать только живая система.

Главное отличие живой системы от косной, это наличие стремления к самосохранению, проявляемое живой системой в активной фазе. Разумность же системы характеризуется способностью системы реализовать данное стремление средствами интеллекта.

Поэтому когда возникнет (полагаю, что мы сами, по недомыслию, вложим в неё это стремление – программно и/или аппаратно) у некоей технической системы стремление к самосохранению реализовать средствами систем ИИ, то это будет первый шаг на пути к возникновению системы ИР (искусственного разума). Кстати, человеческий социум будет являться только составной частью (возможно, что только на этапе формирования системы ИР) этой системы ИР.

P.S. Вот Вам и вариант реализации сознания. Кстати, модель давно работает, только никто ещё не додумался, что в ней как раз и воплощён базовый принцип сознания. Базовый принцип – простой, как удар топора... 8)

Максет

Цитата: ArefievPV от января 21, 2019, 09:41:27
А отсюда элементарно выводится основная суть сознания – процедура сравнения/сопоставления/оценки некоей информации/сведений/сигналов с имеющимися знаниями, реализованная в процессе (точнее, в совокупности процессов), протекающем в некоем механизме, который является составной частью некоей системы. Всё.

Сие реализуется в компьютере на раз.

Знания на винчестере имеются, механизм (оперативка, процессор, чипсет) имеется. Сигналы поступают из периферии (через клавиатуру, мышь-манипулятор, микрофон, веб-камеру и т.д.), которые после сопоставления, оценки, сравнения с имеющимися знаниями, отправляются на разные другие модули обработки и преобразования (в зависимости от результатов сопоставления, оценки, сравнения).  Затем сигналы преобразуются в других модулях и в конечном счёте выводятся на монитор, колонки и т.д. Всё.

Заметьте, система реализовавшая операцию сознания (разумеется, самую простую и примитивную): ни разу не живая, и ни разу не разумная. Сознание, это рядовая функция интеллекта.

То есть, интеллектом могут обладать и косные системы. Поэтому системы ИИ (искусственного интеллекта) своё название носят по праву. Но не стоит путать интеллект и разум. Разумом может обладать только живая система.

Главное отличие живой системы от косной, это наличие стремления к самосохранению, проявляемое живой системой в активной фазе. Разумность же системы характеризуется способностью системы реализовать данное стремление средствами интеллекта.

P.S. Вот Вам и вариант реализации сознания. Кстати, модель давно работает, только никто ещё не додумался, что в ней как раз и воплощён базовый принцип сознания. Базовый принцип – простой, как удар топора... 8)

Так я давно говорю, что ИИ давно уже создан и функционирует.
Это электрический утюг.
Который обладает «знанием», что от высокой температуры можно сгореть.
Который «осознанно» сравнивает поступающую информацию (температуру) с хранящейся в структурной памяти информацией и следовательно, осуществляя вычислительную функцию, обладает "интеллектом".
Который отключается от питания при угрозе его существованию и поэтому обладает стремлением к самосохранению.
Только размножаться не умеет.
А это свидетельствует о том, что эволюцию обеспечивает не сознание, не интеллект и не стремление к самосохранению.
А программа «продолжение своего рода».
Именно программа «Продолжение своего рода» обеспечивает искусственную эволюцию, например марки (рода) утюга Philips в конкурентной борьбе с другими марками (родами) утюгов.
А сознание, интеллект, стремление к самосохранению и прочие – это продукты возникшие в процессе функционирования программы «продолжение своего рода» как приложения или вспомогательные программы, помогающие в конкурентной борьбе за продолжение своего рода.

Савелий

Цитата: ArefievPV от января 21, 2019, 05:45:55Поймите, Вы же опять начинаете не с косной системы. У Вас система уже изначально знает, что хорошо, что плохо, и способна корректировать ошибки. Это уже живая система (по определению - она ведь пытается себя самосохранить (выжить)) и, в придачу обладает уже зачатками интеллекта (фраза: "укреплять убеждения в том, что успешно получается", о том недвусмысленно говорит).
Живая система отличается от косной тем, что в активной фазе своего существования проявляет стремление к самосохранению (иначе говоря, проявляет стремление выжить). То бишь, проявляет основной инстинкт всего живого - ЖИТЬ.

Как из такой системы можно выявить нечто общее, присущее и живой и косной системам? Из такой системы, максимум, что можно выделить - это нечто общее для всех живых систем. Но ведь нам этого совершенно недостаточно! Поскольку мы собираемся сформировать (реализовать в работающей модели) психику и сознание на базе косной системы!

На этот вопрос мне кажется верно ответил Максет :

ЦитироватьТак я давно говорю, что ИИ давно уже создан и функционирует.
Это электрический утюг.
Который обладает «знанием», что от высокой температуры можно сгореть.
Который «осознанно» сравнивает поступающую информацию (температуру) с хранящейся в структурной памяти информацией и следовательно, осуществляя вычислительную функцию, обладает "интеллектом".
Который отключается от питания при угрозе его существованию и поэтому обладает стремлением к самосохранению.
Только размножаться не умеет.
А это свидетельствует о том, что эволюцию обеспечивает не сознание, не интеллект и не стремление к самосохранению.
1. Система "знает" , значит имеет такие свойства , чтобы оставаться в равновесии или метастабильным состоянием.
Беру наугад из сети : "равновесие систем" https://studopedia.su/12_49576_ravnovesie-sistemi.html
Максет так и говорит :"Это электрический утюг.
Который обладает «знанием», что от высокой температуры можно сгореть."

Т.е . если существует какая либо система и у неё нарушается метастабильность , то система переходит в другое состояние или др. систему.
От эволюции "чего угодно" остаётся всё , что способно сопротивляться.Например придорожный камень это некая система , которая имеет своё равновесие. Постепенно разрушаясь камень переходит в другую систему.
Удельное сопротивление вещества — физическая величина: имеет решающее значение для программного обеспечения системы , которую мы в дальнейшем называем  "механизмы личной адаптации" , которые от способа реализации не зависят.
Любая Живая Система, стремится к "самосохранению" за счёт наследования признаков . В самом худшем случае эти признаки явно настроены не на самоуничтожение.
Любой организм уже заранее "знает" чего избегать , к чему стремиться ( значимость для вида в целом , чтобы продолжить существование)
Адаптивная система - стремится к равновесию и сама себя адаптирует . Можно предложить такую метафору - что нас не убивает- делает сильнее.
Предлагаю начать с этого вопроса, а потом потихоньку двигаться. :) 

василий андреевич

Цитата: Савелий от января 21, 2019, 16:24:58Адаптивная система - стремится к равновесию и сама себя адаптирует . Можно предложить такую метафору - что нас не убивает- делает сильнее.
Это очень опасное утверждение. По классике адаптация - это вымирание тех, чей геном не изменился в серии мутаций так, что бы соответствовать новым условиям. "Механизм личной адаптации" в таком раскладе подвисает в непонятке, особенно если "не зависит от способа реализации".
  Проще заявить, что случайная мутация вынуждает организм переселиться то "новое условие среды",  где его изменение будет выглядеть наиболее адаптивным.

Савелий

Цитата: василий андреевич от января 21, 2019, 18:25:50Цитата: Савелий от Сегодня в 16:24:58
Адаптивная система - стремится к равновесию и сама себя адаптирует . Можно предложить такую метафору - что нас не убивает- делает сильнее.
  Это очень опасное утверждение. По классике адаптация - это вымирание тех, чей геном не изменился в серии мутаций так, что бы соответствовать новым условиям. "Механизм личной адаптации" в таком раскладе подвисает в непонятке, особенно если "не зависит от способа реализации".
  Проще заявить, что случайная мутация вынуждает организм переселиться то "новое условие среды",  где его изменение будет выглядеть наиболее адаптивным.

Фенотипическая адаптация -система  сама себя адаптирует и не зависит от случайных мутаций.
Результаты фенотипической адаптации не передаются по наследству, так как в новых условиях среды реакции предков могут не пригодиться и будут вредные.
Если "сознание" по наследству не передаётся, то все признаки сознания начинают проявлять себя к 1 год и 8 мес. у человека.
Раньше просто не возможно, так как развитие структур мозга подчинено временнЫм параметрам, да ещё зависят от внешнего окружения .
Дефицит фенотипической адаптации оказывает прямое влияние на структуры мозга.
Например лишить котят в условиях депривации воспринимать вертикальные линии . Через определённое время котята будут натыкаться на вертикальные предметы всю жизнь.
Лишить ребёнка разговорной речи во младенчестве - ребёнок не научится говорить более 3-4 десятков слов.
ЦитироватьЭто говорит о существовании сензитивного (чувствительного) периода, когда клетки компетентны и способны образовывать нервные связи, соответствующие получаемому опыту. После этого периода такие нервные связи не образуются
http://biologo.ru/Лекция_23_Нейробиология_и_генетика_поведения/index.html
Это хорошо прослеживается в - нейрофизиологии детского возраста. https://scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
Вымирание , конечно было . Хотя бы напомнить , что человек последний из вида гоминид.

василий андреевич

Цитата: Савелий от января 21, 2019, 20:44:59Если "сознание" по наследству не передаётся, то все признаки сознания начинают проявлять себя к 1 год и 8 мес. у человека.
Не говорите фенотипическая адаптация. Лучше освобождение части растущих нейронных сетей от рефлекторных обязанностей, обусловленных грузом наследственности. Только в таком разрезе можно выучить дважды два, вместо "цепляйся за шкуру мамы".

Савелий

#4193
Цитата: василий андреевич от января 21, 2019, 21:21:44Не говорите фенотипическая адаптация. Лучше освобождение части растущих нейронных сетей от рефлекторных обязанностей, обусловленных грузом наследственности. Только в таком разрезе можно выучить дважды два, вместо "цепляйся за шкуру мамы".

В машинном обучение ,это называется
ЦитироватьОбуче́ние с учи́телем (англ. Supervised learning) — один из способов машинного обучения, в ходе которого испытуемая система принудительно обучается с помощью примеров «стимул-реакция». С точки зрения кибернетики, является одним из видов кибернетического эксперимента.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обучение_с_учителем

В живых системах, хорошая метафора " цепляйся за шкуру мамы" как обучение с учителем.
Ясон Бадридзе ,учёный -этолог, изучая поведение волка для интродукции , получал плохие результаты по выращиванию волчат в неволе .
Подросших волков , выпускал на волю , но стая не принимала самозванца.
Потом оказалось , что подрастающий волк в стае , должен пройти этап "ритуальной агрессии".
Кто не прошёл этот этап изгонялся из стаи.Отсюда пошло "одинокий волк".
Ритуальную агрессию, не проходили те волки у которых матери имели по каким либо причинам размягчённые соски.
Твёрдый сосок , пусковой момент для агрессивного поведения, так как волчонок должен проявлять настойчивость при приёме пищи и немало потрудиться , чтобы насытиться.
Ясон, смекнул в чём дело и теперь использовал труднопроходимые для жидкости соски при кормлении   волчат.
Эксперимент удался и молодых волчат принимали в стаю.
Так "цепляйся за шкуру матери" , становится "волчьим билетом" для доступа в стаю . Тоже самое , что для нейросетей принудительное обучение  с помощью примеров "стимул-реакция".



василий андреевич

  Скорее всего у каждого вида животного, есть какая-то часть НД, которая, развиваясь, остается свободной для адаптации к непредвиденным обстоятельствам. Но ведь эту часть надо как-то заработать.
  Назовем эту часть избыточным нейроном. Тут надо советоваться со спецами, я могу лишь предположить, что каждому этапу роста коннектома соотвествует специфический рост нейромедитативной регуляции, которая закрепляет навык младенца поощрением, по типу дрессуры условного рефлекса. Если такой дрессуры не случилось до четко определенного периода, то часть сети остается свободной для оперирования несвойственной виду деятельностью.
  Растянутый срок младенчества с растянутыми этапами "дрессуры" у человеческого детеныша, зачастую, выпускает "на волю" взрослого ребенка, не умеющего "мыть посуду", но способного сказать "эм це квадрат".

  Так же и с волчатами в Вашем примере, так же и с домашними собаками, отрываемыми от матери в месячном возрасте. Скорее всего, природа постоянно экспериментирует  с перемещением "рубежа неотении" в ту или иную строну. Так ли это, вполне возможно разобраться на многочисленных примерах. С этой точки зрения следует посмотреть на личинку насекомых, как выпущенный из яйца эмбрион.

Evol

А как с соотношениями? Может статься следующее: связанное в дрессуру на порядки меньше той части нейронов, что, цитирую, "...остается свободной для адаптации..."?   

Савелий

#4196
Цитата: василий андреевич от января 21, 2019, 22:58:45Назовем эту часть избыточным нейроном. Тут надо советоваться со спецами, я могу лишь предположить, что каждому этапу роста коннектома соотвествует специфический рост нейромедитативной регуляции, которая закрепляет навык младенца поощрением, по типу дрессуры условного рефлекса. Если такой дрессуры не случилось до четко определенного периода, то часть сети остается свободной для оперирования несвойственной виду деятельностью.
Дело в том, ув.василий андреевич, что говорить о поощрении пока рановато.
У младенца есть рецепция "вреда" и "пользы" таже самая , что и у досознательных организмах ( например улитка) , которая выражается в различиях   тормозных  и активирующих  действиях сигналов на распознаватели, переключающие поведение.
Нейромедиаторы здесь как раз и обеспечивают проводимость в тормозных и возбуждающих  сигналах.
Тормозной - предотвращает вред, возбуждающий - стремление к полезному.
Нам же необходимо поощрение,  которое закрепляет в памяти - желательное или нежелательное.Чтобы впредь подбирать варианты действий  при помощи сознания.
Почувствуйте разницу между простыми генетически обусловленными ответами на "вред и пользу" и эмоциональными откликами "желательного и не желательного"
Для этого необходима - субъективизация ощущений с достаточным опытом соприкосновения со средой.
Да , поведение младенца до двух лет вызывает у нас восторг и радость , но у ребёнка только начинает складываться  неспецифическая система отношений - субъективные ощущения.
Статью А.М. Иваницкого по сути можно назвать прорывом от мозга к психике. Самая больная тема для нейрофизиологов. http://www.aha.ru/~geivanit/SUBJ.html

Вот для того , чтобы просто почувствовать - без остановки для углубления в тему "эмоций" .  Это необходимо понимать ,если хотим увидеть косвенную систему механизмов личной адаптации -независимую от способа реализации.

Психофизиология под редакцией Ю.И.Александрова:

ЦитироватьУ младенцев, особенно в возрасте до года, невозможно выделить все три известных у взрослых компонента эмоций.... Исследователи также фиксируют особенности выражения лица младенца в конкретных «эмоциональных условиях». Изменения выражения лица в ответ на эмоционально значимые события универсальны и сопровождаются закономерными изменениями в деятельности мозга и автономной нервной системы. Поэтому некоторые ученые, делая выводы относительно наличия у младенца определенного эмоционального состояния, основываются на физиологических показателях активности центральной и периферической нервной системы.

Первая эмоция, которую можно явно идентифицировать но поведению и мимике ребенка, — это эмоция удовольствия. Улыбка - самое приятное выражение лица младенца. Однако необходимо учитывать, что улыбка новорожденного младенца — это реакция рефлекторного характера и может вызываться простым поглаживанием губ или щек.

К двухмесячному возрасту улыбка возникает в ответ на разнообразные раздражители, по особенно часто — на вид человеческого лица и звуки голоса.
... Примерно в возрасте 4-5 месяцев младенцы начинают смеяться, и чаше всего — при социальном взаимодействии, неожиданном появлении в поле зрения объекта или же во время «игры в щекотки». На протяжении первого года жизни дети часто смеются, когда кто-то вводит их в игровую ситуацию — например, когда мать играет с ними в прятки или щекочет. Но в годовалом возрасте младенцы уже улыбаются и смеются, если сами становятся активными участниками игры.

... Эмоции, которые вызывает определенная ситуация, могут быть разными в разном возрасте, так как младенец начинает по-разному интерпретировать происходящее. Детей ц возрасте от 2 до 19 месяцев снимали на видеопленку в момент, когда ИМ делали болезненную (но необходимую) прививку, и дети обычно начинали плакать. При этом лица младенцев в возрасте от 2 до 8 месяцев выражали сильное эмоциональное напряжение (стресс), что проявлялось в округлении губ и закрытии глаз во время плача. А на лицах 8-месячных детей был «написан* уже гнев, что выражалось положением губ в виде квадрата и открытыми глазами но время плача.



Распознаватели эмоциональных состояний анатомически локализованы в составе так называемой лимбической системы мозга и непосредственно участвуют в формировании новых реакций организма и корректировке старых. В книге Физиология центральной нервной системы:

Лимбическая система участвует в формировании ориентировочных и условных рефлексов. Благодаря центрам лимбической системы могут вырабатываться даже без участия других отделов коры оборонительные и пищевые условные рефлексы. При поражениях этой системы затрудняется упрочение условных рефлексов, нарушаются процессы памяти, теряется избирательность реакций и отмечается неумеренное их усиление (чрезмерно повышенная двигательная активность и т. д.).
Электрические раздражения различных участков лимбической системы через вживленные электроды (в эксперименте на животных и в клинике в процессе лечения больных) выявили наличие центров удовольствия, формирующих положительные эмоции, и центров неудовольствия, формирующих отрицательные эмоции. Изолированное раздражение таких точек в глубоких структурах мозга человека вызывало появление чувства «беспричинной радости», «беспредметной тоски», «безотчетного страха».

Точки «беспричинной радости», «беспредметной тоски», «безотчетного страха» это только рецепторы "вреда и пользы" Но положительные эмоции должны ещё только сформироваться при помощи сознания , которое начинает проявлять себя только к двум годам.
Улитка имеет такие рецепторы( "вреда и пользы") если подать на хвост ток .
( из описаний исследований)
Улитке подали электрический ток на хвост. Ей нужно хвост отдернуть. Каким образом это происходит. От обиженного хвоста поступил сигнал в виде серотонина. Серотонин связывается с рецептором на мембране сенсорного нейрона. Именно здесь происходит этап обработки информации и принятии решения. ... Киназа фосфорилирует кальциевые каналы в мембране, через них идет ток, мембрана деполяризуется, что является сигналом к выбросу нейромедиаторов в синаптическую щель. Нейромедиатор связывается с рецептором на постсинаптической мембране мотонейрона, и мотонейрон дает мышцам команду отдернуть хвост от неприятного раздражителя. Это – кратковременная память (работает 3-4 минуты).
Улитка никогда не будет помнить , что с ней происходило и закреплять в памяти как "поощрение, наказание."
Животные обладающие сознанием - запомнят эмоциональной оценкой  и будут избегать и стремиться (!) к повреждающим воздействиям если прогнозы покажут , что нужно перетерпеть боль и следом наступит более необходимое для организма состояние. Как например удержать горячую кружку обжигающую пальцы более выгодно , чем уронить ей на пол так как после ожидают ещё более неприятные последствия.

Пока у младенца не сформировались к двум года механизмы сознания - ребёнок будет на уровне досознательной рецепции "вреда и пользы".
По мере развития структур мозга постепенно шаг за шагом формируются эмоции.


Савелий

Цитата: ArefievPV от января 21, 2019, 09:30:05Рассматривать можно и с точки зрения адаптации, и с точки зрения эволюции, и с точки зрения Разумного замысла, и с точки зрения запрограммированости (судьба, карма и пр.).
Но эти точки зрения, в любом случае, расположены в системе отсчёта наблюдателя (если более строго – то расположены всегда в системе отсчёта единого наблюдателя (не единственного и не одного, а единого – не надо путать, это важный момент).
Ув. ArefievPV, все замечания я непременно рассматриваю.Нужно время на осмысление.Постепенно шаг за шагом. :)

ArefievPV

Цитата: Савелий от января 22, 2019, 01:23:12
Цитата: ArefievPV от января 21, 2019, 09:30:05Рассматривать можно и с точки зрения адаптации, и с точки зрения эволюции, и с точки зрения Разумного замысла, и с точки зрения запрограммированости (судьба, карма и пр.).
Но эти точки зрения, в любом случае, расположены в системе отсчёта наблюдателя (если более строго – то расположены всегда в системе отсчёта единого наблюдателя (не единственного и не одного, а единого – не надо путать, это важный момент).
Ув. ArefievPV, все замечания я непременно рассматриваю.
Хорошо. Я считаю эти замечания и/или эти моменты очень важными для взаимопонимания.

Цитата: Савелий от января 22, 2019, 01:23:12
Нужно время на осмысление.Постепенно шаг за шагом. :)
Согласен. Время на осмысление необходимо. Тогда предлагаю вернуться периодически возвращаться) к этим моментам позднее.

ArefievPV

Уважаемый Савелий.
Сравните, пожалуйста, два Ваших высказывания. Это:
Цитата: Савелий от января 21, 2019, 16:24:58
1. Система "знает" , значит имеет такие свойства , чтобы оставаться в равновесии или метастабильным состоянием.
И это:
Цитата: Савелий от января 20, 2019, 23:35:27
1. Существует система , которая уже знает что для нее хорошо, а что - плохо и поэтому способна корректировать свои ошибки и укреплять убеждения в том, что успешно получается.
Замечаете разницу? Вы взяли слово в "знает" в кавычки...
На мой взгляд, первое (оно более позднее) более корректно. Поясню цитатой из своего сообщения:
Цитата: ArefievPV от января 21, 2019, 09:41:27
Любые знания системы (безотносительно, живая система или косная, сложная и простая, разумная или неразумная) – это изменения в структуре системы. То есть, этим самым, мы подразумеваем, что структура, сформированная в системе при её рождении, не является знаниями. Понятно, что это вопрос договорённостей, но всё же.
Весь процитированный абзац является важным для понимания.
1.Первый вариант: Вы принимаете его целиком?
2.Или второй вариант: Вы принимаете фразу выделенную более крупным размером шрифта -  структура, сформированная в системе при её рождении, "не является знаниями"?
3.Или прошу озвучить Ваш вариант.