Психика и мозг

Автор ArefievPV, марта 31, 2015, 19:14:55

« назад - далее »

ArefievPV

Цитата: Micr от апреля 03, 2015, 20:01:03
А вербальное мышление - по моей глубоко личной точке зрения слова имеют в мышлении тот смысл, что они требуют меньших затрат энергии на их поддержание в уме при мышлении (зрительный образ больше и объемнее), и поэтому мозг пользуется ими вместо образов для поддержания темы размышлений в состоянии "актуально, должно сейчас обрабатываться".
Определённая логика есть. При вторичной кодировке (образ в слово) не только ресурсы (памяти, вычислительные) экономятся, но и повышается, так сказать, "абстрактность" мышления - вербальный образ ещё меньше связан с реальностью.

Micr

Цитата: Ivan(novice) от апреля 04, 2015, 04:54:06
Про экономию энергии - очень может быть. Но едва ли обработка образов и слов одинакова.

http://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg172654.html#msg172654

Micr

Цитата: ArefievPV от апреля 04, 2015, 05:32:22
Цитата: Micr от апреля 03, 2015, 20:01:03
А вербальное мышление - по моей глубоко личной точке зрения слова имеют в мышлении тот смысл, что они требуют меньших затрат энергии на их поддержание в уме при мышлении (зрительный образ больше и объемнее), и поэтому мозг пользуется ими вместо образов для поддержания темы размышлений в состоянии "актуально, должно сейчас обрабатываться".
Определённая логика есть. При вторичной кодировке (образ в слово) не только ресурсы (памяти, вычислительные) экономятся, но и повышается, так сказать, "абстрактность" мышления - вербальный образ ещё меньше связан с реальностью.

Нет. Логические рассуждения реализуются на образах, на словах они не реализуются. Слово лишь поддерживает нужные нейронные структуры активными. Слово связано с образом и помогает его вызвать к жизни для обработки. А в тот момент, когда в голове путем логического вывода получен новый образ, к нему привязывается нужное слово, чтобы этот образ не отключился энергетически. Имхо.

ArefievPV

Цитата: Micr от апреля 05, 2015, 17:09:52
Нет. Логические рассуждения реализуются на образах, на словах они не реализуются. Слово лишь поддерживает нужные нейронные структуры активными. Слово связано с образом и помогает его вызвать к жизни для обработки. А в тот момент, когда в голове путем логического вывода получен новый образ, к нему привязывается нужное слово, чтобы этот образ не отключился энергетически. Имхо.
Полагаю логическим мышлением может быть и образное и абстрактное. Абстрактно-логическое будет оперировать знаками/символами. Если слово знак, то почему не может быть логического мышления с такими вербальными знаками?

Lion

Цитата: Micr от апреля 01, 2015, 20:00:34
Можно ли конкретные примеры психических функций, иначе ничего по большому счету непонятно.

В аналитической психологии к высшим психическим функциям относится мышление, чувство, ощущение, интуиция. Ниже располагается память, и т.д. Уровень развития высших функций связано со степенью дифференцированности --  то есть, отделенностью от других функций. Например, неразвитое мышление, смешанное с чувством, искажаемое его воздействием, иногда его называют "эмоциональное мышление". Или так называемое "конкретное мышление", не поднимающееся к абстрагированию, и застревающее на уровне бытового опыта. Неразвитые формы наблюдаются у детей, у людей с ограниченными способностями, у людей из малокультурного социального окружения. Ситуативно на высшие функции влияет стресс, "вещества" и другие факторы, понижающие уровень сознания.

geky

Вы ещё на флогистонную теорию сошлитесь, когда вас спросят про горение. Наверное, имеет смысл говорить о том, что под высшими психическими функциями понимают сегодня, а не что понимали юнгианцы в начале 20 в.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Высшие_психические_функции

Lion

Цитата: geky от апреля 05, 2015, 20:32:25
Вы ещё на флогистонную теорию сошлитесь, когда вас спросят про горение. Наверное, имеет смысл говорить о том, что под высшими психическими функциями понимают сегодня, а не что понимали юнгианцы в начале 20 в.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Высшие_психические_функции

Товарищ, в начале XX века еще не было юнгианцев. Может, с фрейдистами путаете? А классики советской психологической школы, на которых вы, по-видимому, ссылаетесь, работали в то же время, что и Юнг. Они его современники вообще-то, а сами начинали еще в до/революционное время, и их понимание не сказать, что бы самый свежак, оно закладывалось еще до войны.
:)

И к чему их противопоставлять, совершенно непонятно. Каких-то взаимоисключающих противоречий между этими направлениями нет, они просто с разных сторон разрабатывают тему. Хотя подход Юнга мне ближе, он более целостный, я считаю, но и наработки отечественной школы весьма полезны и интересны.

Надо понимать, что психология -- не физика, эта наука пока еще в пору зрелости не вошла, и единых общепризнанных взглядов на основы в ней нет. Скорее есть определенный дискурс, а по многим вопросам сразу несколько. Есть различные школы, со своими трактовками. Поэтому я всегда уточняю, в рамках какого направления высказываюсь, когда это имеет значение. Чтобы не было недопонимания.

А что касается таких пионерских наскоков, ну что сказать, мне тоже периодически хочется обозвать какое-нибудь чужое направление нехорошим словом. Но приходится сдерживаться. Может, они и неправы, но работают, получают результаты и вносят вклад в общее дело. И кто его знает еще, чей окажется весомее.
8)

Юн Клоб


Дж. Тайсаев

Цитата: Юн Клоб от апреля 05, 2015, 22:15:47
Старый полезный фильм https://www.youtube.com/watch?v=_LYe58b-3HM
Хороший фильм, жаль что сейчас такие уже не снимают. Помню было приложение к журналу "Очевидное невероятное", классные там фильмы выходили, например про Антони Ван Ливенгука или про Эйнштейна с Вицыным.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Ivan(novice)

#24
Цитата: Micr от апреля 05, 2015, 17:06:54
Цитата: Ivan(novice) от апреля 04, 2015, 04:54:06
Про экономию энергии - очень может быть. Но едва ли обработка образов и слов одинакова.
http://paleoforum.ru/index.php/topic,8271.msg172654.html#msg172654
В английском оригинале мозг не обрабатывает, а видит и затем распознает слова как изображения. Скорее, это относится не к вербальному мышлению, а к чтению.

"Вербальное мышление - мышление, основным носителем которого служит речь, словесное мышление." http://azps.ru/abc/v/verbalynoe_myschlenie.html
Вербальное мышление - разговор сам с собою.
В следующем комментарии Вы хорошо сказали:
Цитата: Micr от апреля 05, 2015, 17:09:52
Логические рассуждения реализуются на образах, на словах они не реализуются. Слово лишь поддерживает нужные нейронные структуры активными. Слово связано с образом и помогает его вызвать к жизни для обработки. А в тот момент, когда в голове путем логического вывода получен новый образ, к нему привязывается нужное слово, чтобы этот образ не отключился энергетически.
Т.е. слово - это ссылка на некий образ.

Юн Клоб

Цитата: Дж. Тайсаев от апреля 05, 2015, 23:00:51
Цитата: Юн Клоб от апреля 05, 2015, 22:15:47
Старый полезный фильм https://www.youtube.com/watch?v=_LYe58b-3HM
Хороший фильм, жаль что сейчас такие уже не снимают. Помню было приложение к журналу "Очевидное невероятное", классные там фильмы выходили, например про Антони Ван Ливенгука или про Эйнштейна с Вицыным.
Ну в этом помочь не трудно. Вы имеете ввиду фильмы Райтбурта.  Вот лента в ютубе некоторых его произведений https://www.youtube.com/watch?v=rt7T6Tu6-Xo&list=PLDxu4YNQx-tZBoqJhjX3H4CdNRIJWltzN

Дж. Тайсаев

Цитата: Юн Клоб от апреля 06, 2015, 14:55:10
Цитата: Дж. Тайсаев от апреля 05, 2015, 23:00:51
Цитата: Юн Клоб от апреля 05, 2015, 22:15:47
Старый полезный фильм https://www.youtube.com/watch?v=_LYe58b-3HM
Хороший фильм, жаль что сейчас такие уже не снимают. Помню было приложение к журналу "Очевидное невероятное", классные там фильмы выходили, например про Антони Ван Ливенгука или про Эйнштейна с Вицыным.
Ну в этом помочь не трудно. Вы имеете ввиду фильмы Райтбурта.  Вот лента в ютубе некоторых его произведений https://www.youtube.com/watch?v=rt7T6Tu6-Xo&list=PLDxu4YNQx-tZBoqJhjX3H4CdNRIJWltzN

Это не все, лишь часть, но всё равно спасибо за ссылку.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Micr

Цитата: ArefievPV от апреля 05, 2015, 17:23:30
Полагаю логическим мышлением может быть и образное и абстрактное. Абстрактно-логическое будет оперировать знаками/символами. Если слово знак, то почему не может быть логического мышления с такими вербальными знаками?

Не вижу смысла обсуждать это без конкретных примеров. Мы рассуждаем достаточно часто, чтобы иметь возможность описать и изучить (здесь - обсудить, если надо) примеры рассуждений.

Vladimirkox

ЦитироватьС образным мышлением вообще никаких проблем, искусственные нейроны в технике специализируются на распознавании образов.
Вы, пожалуйста, по-осторожней со столь оптимистическими высказываниями. Вот Вам ссылка на грандиозный скандал по этому поводу http://www.neuroscience.ru/showthread.php?t=5959

ArefievPV

Цитата: Micr от апреля 06, 2015, 19:53:24
Цитата: ArefievPV от апреля 05, 2015, 17:23:30
Полагаю логическим мышлением может быть и образное и абстрактное. Абстрактно-логическое будет оперировать знаками/символами. Если слово знак, то почему не может быть логического мышления с такими вербальными знаками?

Не вижу смысла обсуждать это без конкретных примеров. Мы рассуждаем достаточно часто, чтобы иметь возможность описать и изучить (здесь - обсудить, если надо) примеры рассуждений.

Преподаёте математику, помню. У Вас образное мышление развито. Вы, даже математические операции стараетесь, по возможности сначала представить в виде образов, произвести с ними логические операции, а потом "перевести" результат на математику (на символы, числа). Вы всё равно будете всё "переводить" в образы (Вам так легче), а заодно и от других требовать этого. Но люди могут мыслить по разному. Некоторым проще произвести логические операции со словами, а полученный результат "перевести" в образ...
http://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/vidi-mishleniya
"Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять пред­меты, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковы­ми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вер­бальный виды мышления являются "антагонистами": носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представ­ленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются за­дачи, требующие оперирования наглядными образами."
Ещё ссылка
http://4brain.ru/logika/
Типы, виды и пр.
http://www.bestreferat.ru/referat-137492.html
"В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как [5, с. 287]:
- генезису развития;
- характеру решаемых задач;
- степени развернутости;
- степени новизны и оригинальности;
- средствам мышления;
- функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое;
- абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление:
- теоретическое;
- практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление:
- дискурсивное;
- интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:
- репродуктивное
- продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление:
- вербальное;
- наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление:
- критическое;
- творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. В то же самое время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая не может отразить всей глубины понятия, но позволяет не отрываться от реального мира [5, с. 287].
В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.
Основной единицей языка считается слово, дающее возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.
Слово дает возможность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении [5, с. 203].
Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений."