Что такое инстинкт?

Автор talash, марта 21, 2015, 22:25:40

« назад - далее »

talash

А. И. Протопопов. Что такое инстинкт?
ЦитироватьИнстинкты человека. Казалось бы, на фоне российских событий последних лет, у любого, мало-мальски наблюдательного психолога или биолога не должно оставаться сомнений в том, что инстинкты у человека есть. Сколько их, и как их разложить по полочкам - пока вопрос. Варианты классификации есть; в них пока нет должной законченности, но классификация - это уже вторично.

Но прежде всего, нужно определить само понятие "инстинкта".

Общепринятого определения термина "инстинкт" до сих пор не выработано. Точки зрения на этот вопрос различаются очень сильно, и соответственно - сильно отличается субъективная правомерность применения понятия "инстинкт" к человеку.

Если "инстинкт" понимать в том смысле, в котором его понимал известный богослов XVIII века Герман Реймарус, то "инстинктов" у человека категорически нет. Вернее - не должно быть; а если у кого вдруг есть - того накажем... Понимание Реймаруса не научное, а этическое, даже идеологическое. Ибо сводится оно к сугубо умозрительной альтернативе: "инстинкт - это всё низкое и скотское; разум - нечто высокое, богом данное исключительно "венцу творения". Есть, тем не менее, чёткое ощущение, что именно эта дихотомия "божественное-скотское" исподволь подогревает и направляет многие, уже претендующие на научность определения этого термина, и в существенной степени склоняет их адептов к убеждённости, что "их" у человека нет. Не подобает, и всё.

Упомянутые более научные определения полагают "инстинктом" жёстко заданную последовательность событий, начинающуюся с жёстко заданного сигнала, продолжающуюся и завершающуюся жёстко заданной последовательностью движений, реализующих чётко определённую потребность данного организма.

Прям как заводная игрушка.

Поскольку данное действо вовлекает в "анализ" фактически один бит актуальной информации о внешней среде (есть ключевой признак или нет), то в минимально нестандартной ситуации такое поведение выглядит неадекватно и даже тупо. Вот, например, статья Екатерины Павловны Виноградовой на ethology.ru, в которой её автор утверждает, что инстинктов (в вышеописанном понимании) у человека нет. Ну за исключением такой мелочёвки, как "язык тела" - мимика и жесты. Но мимика, это, во-первых, очень простые инстинкты, почти рефлексы; во-вторых - это явно не первостепенной важности аспект поведения.

Конечно, та картина "тупости" в исполнении полезных, в общем-то последовательностей действий, которые так забавляют нас в насекомых и других животных, для человека не характерна; но киньте в меня камень, если поведенческая неадекватность и тупость человеку не свойствена вовсе.

Но есть и другие понимания. Например, знаменитый психолог Карл Юнг понимал инстинкты как



специфически организованные мотивирующие силы, которые значительно раньше того, как оказаться в сознании, и затем, независимо от степени осознавания, преследуют свои унаследованные цели.

Юнг всё-таки был психологом - видимо, именно поэтому он выражался столь витиевато. Биолог Дмитрий Шабанов сформулировал эту же мысль более научно и лаконично:



Инстинкты человека - это врождённая система мотивации поведения (ВСМП), а не фиксированные комплексы действий (ФКД)

Общим во всех определениях инстинкта, претендующих на научность, является существенная врождённость тех или иных его составных частей. Но если сторонники "механистического" понимания настаивают на необходимой врождённости от начала до конца (иначе это, дескать, не инстинкт), то сторонники инстинкта как мотивации полагают достаточным, чтобы врождённым было лишь "ядро": постановка самой задачи, а также типовые принципы её решения. А вот анализ исходной информации, а также конкретика движений в консумматорной (завершающей) стадии могут быть весьма вариабельны (хотя и тяготея при этом к типовым вариантам), в том числе - доформировываться в ходе обучения. Именно этой точки зрения придерживается автор, опираясь при этом на общие принципы обработки информации мозгом. Но начать доказательство придётся издалека.

http://ethology.ru/library/?id=448

И Павлов и Протопопов дело говорят, а Виноградова не права. ИМХО.

talash

Цитата: talash от апреля 29, 2015, 19:52:20
Первичное заполнение специальных мозговых структур, хранящих звуки и слова, инстинктивно подкрепляется. Назовём это словесный инстинкт.

Затем, когда уже структуры частично заполнены, начинает работать универсальный исследовательский инстинкт. Он срабатывает, когда мы открываем для себя новый элемент уже хорошо знакомой реальности.
Здесь на примере словесного инстинкта можно в общих чертах понять как я себе представляю работу мозга.

Мозг это не универсальная познающая машина. Прежде всего не универсальны "первичные" структуры мозга. Они с рождения заполнены специальной информацией, которая затем дополняется на основе информации, идущей от органов чувств. По аналогии со "словесным инстинктом" есть также "зрительный инстинкт", который отвечает за заполнение специальных мозговых структур базовыми элементами наблюдаемой посредством глаз реальности.

Постепенно роль специальных инстинктов снижается, а роль универсального исследовательского инстинкта возрастает. Про него смотри выше в цитате.

Как можно доказать, что мозг работает именно так? Ну вот, например, можно задаться вопросом, а что будет с развитием ребёнка, если универсальный исследовательский инстинкт по каким-то причинам не работает? Будет следующее. Первое время, пока работают специальные инстинкты, ребёнок будет абсолютно нормальный, а затем начнутся тяжёлые отклонения в развитии. Примерно так:

ЦитироватьАУТИЗМ (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Один из определяющих и диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет.

Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении.)

Исторический аспект. Ранний детский аутизм был впервые описан в 1943 американским детским психиатром Л.Каннером на примере 11 детей, которые своим поведением напоминали взрослых, отгородившихся от людей и реалий внешней жизни. Поразительной, совершенно уникальной характеристикой этих детей была их неспособность взаимодействовать с родителями, устанавливать эмоциональный контакт и вести себя типичным для младенцев образом – улыбаться близким, принимать их ласку.

Дети предпочитали неодушевленные предметы, речь у них обычно не развивалась либо развитие ее запаздывало. Речь их была стереотипна, состояла из невыразительных и не соответствующих ситуации фраз или повторов слов других людей и не служила средством общения. Дети боялись любых перемен и сопротивлялись малейшим изменениям окружающей обстановки.

Диагноз. Все основные элементы первого каннеровского описания аутизма и сегодня считаются определяющими характеристиками данного расстройства. Аутизм вместе с двумя другими, менее известными нарушениями образует особое психическое заболевание. Таким образом, аутизм рассматривается отдельно от детской шизофрении и других серьезных детских заболеваний, включая врожденную глухоту, умственную отсталость, нарушения речевого развития.

Аутизм – наиболее тяжелое и рано проявляющееся детское психическое расстройство, которое может быть первым признаком развивающейся шизофрении. Однако у большинства детей с аутизмом в дальнейшем сохраняются только характерные для него симптомы, а признаков детской шизофрении – бреда, галлюцинаций, бессвязности речи – не возникает. Способность к игре и фантазированию развивается плохо.

Игрушки используются для неуместных стереотипных манипуляций, не соответствующих целям, для которых они предназначены. Игровая фантазия, если она пробуждается, носит бесплодный и обедненный характер.

Для матерей аутичных младенцев характерно более тяжелое протекание беременности и родов, однако при рождении почти все эти дети признаются нормальными. Правда, по наблюдениям некоторых исследователей, уже при рождении или вскоре после него можно обнаружить «мягкие неврологические симптомы» типа непостоянных и вариабельных слабовыраженных неврологических аномалий, позволяющих подозревать нарушение функции головного мозга, но выявить отчетливые изменения в центральной нервной системе до сих пор не удавалось.

Хотя диагностическим признаком заболевания служит его начало в возрасте до 2,5 лет, в большинстве случаев нарушения проявляются уже в 3–6 месяцев. Позже, по данным тестирования, половина таких детей попадает в категорию умственно отсталых средней или тяжелой степени. Только 25% достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы, хотя некоторые из аутичных детей обладают очень высоким интеллектуальным потенциалом, а иногда и одаренностью в какой-то области.

Причины аутизма неизвестны. Результаты исследований близнецов указывают на существенную роль наследственных факторов в развитии заболевания. В случае монозиготных (однояйцовых) близнецов, один из которых страдает аутизмом, вероятность заболевания у второго составляет 36%. У дизиготных (разнояйцовых) эта величина не превышает 10%. У братьев и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость.

Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от воздействия которого во многом зависит созревание центральной нервной системы в первые два года жизни. Недостаточная привязанность младенца к родителям или воспитателям, а тем более ее отсутствие может привести к длительно сохраняющимся изменениям нейронных структур и нейроэндокринных функций мозга. Раскрытие причин неполноценной привязанности – столь явного и устойчивого признака аутизма – могло бы пролить свет на происхождение всех тяжелых психических расстройств детского возраста.

Однако анализ социальных факторов в развитии этих состояний – крайне сложная задача. Трудно зафиксировать те глубокие, повторяющиеся изо дня в день межличностные взаимодействия между младенцем и его близкими, которые формируют и пробуждают разные формы поведения и привязанности у малыша. Нелегко оценить и эмоциональное воздействие, оказываемое на взрослых явно безучастным и трудным младенцем, а также ответные формы поведения, порождаемые этим воздействием.

По данным многочисленных исследований, при аутизме имеется целый ряд нейрохимических и нейродинамических отклонений, но все они неспецифичны, т.е. характерны не только для данного расстройства. Первая же беседа врача с родителями аутичных детей приносит доказательства недостаточной привязанности: «Он как будто смотрит сквозь меня», «Она никогда не улыбается», «Я думала, что он глухой», «Она каждый раз словно застывает, когда я беру ее на руки».

Это лишь некоторые из типичных выражений, используемых для описания симптомов заболевания, и эти симптомы, в свою очередь, могут способствовать закреплению расстройства. Вероятно, существует совокупность факторов, наследственных и биохимических, влияющих на ребенка в период, когда начинают устанавливаться его взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек.

Лечение и исход заболевания. Лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1–2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25–30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/AUTIZM.html

Эот Линг

Цитата: talash от июня 03, 2015, 23:11:12А. И. Протопопов
Этот плешивый, плохо одетый дяденька, с неприятной манерой речи, к науке не имеет отношения никакого, более того, он сам заявлял, что "в миру я простой инженер" - и этим всё сказано, если ты думаешь, что его Тляктат имеет какую-то ценность для науки, то очень сильно заблуждаешься https://vk.com/feed?section=notifications&w=page-64367994_50398732

Gilgamesh

Цитата: Эот Линг от августа 29, 2016, 19:24:24
Цитата: talash от июня 03, 2015, 23:11:12А. И. Протопопов
Этот плешивый, плохо одетый дяденька, с неприятной манерой речи, к науке не имеет отношения никакого, более того, он сам заявлял, что "в миру я простой инженер" - и этим всё сказано, если ты думаешь, что его Тляктат имеет какую-то ценность для науки, то очень сильно заблуждаешься https://vk.com/feed?section=notifications&w=page-64367994_50398732

Будьте добры не использовать плешь оппонента для аргументации своей точки зрения без крайней на то необходимости. Также представляется несколько неуместным тыкать другим участникам если это не обусловлено личным знакомством или огромной широтой души. Это может быть воспринято как вербальная агрессия.
Начала Вселенной - атомы и пустота, все же остальное существует лишь в мнении (с) Демокрит

В конце будет наноассемблер

talash

Цитата: talash от апреля 28, 2015, 01:48:09Дети, после того как освоят начальные речевые навыки, услышав новое слово в некотором контексте, испытывают от этого удовольствие и начинают его повторять, как бы смокуя.

Вот это удовольствие и есть исследовательский инстинкт. Он срабатывает, когда мы открываем для себя новый элемент уже хорошо знакомой реальности.

Но что если реальность нам плохо знакома? Что заставляет нас изучать первые её элементы? Если взять те же шахматы, то в этом, да и в общем случае, начальные этапы обучения неинтересны. Нужно помучаться, чтобы научить ребёнка шахматным правилам.

Но в случае запоминания слов интерес есть изначально с самых первых этапов. Поэтому, тягу к запоминанию слов универсальным исследовательским инстинктом не объяснить. Я себе только очень примерно представляю, как это может работать. Видимо в мозгу априорно присутствуют некие структуры, специально предназаченные для заполнения слышимыми словами. И когда такое заполнение происходит срабатывает специальный инстинкт. На базе этого инстинкта формируется условнорефлекторное поведение, когда при звуке речи ребёнок в неё вслушивается, то есть затихает, поворачивает голову на звук и получает от всего этого удовольствие.

Нашёл похожие мысли у Ноам Хомский. Архитектура языка и его роль в эволюции:

ЦитироватьНоворожденный младенец сразу же начинает выбирать из окружающей среды относящиеся к языку данные (это уникальная особенность). Имея приблизительно такую же слуховую систему, обезьяна слышит только шум. Затем ребенок начинает усваивать язык в систематическом режиме, что свойственно только людям. Это явно выходит за рамки любого общего механизма научения, начиная с усвоения слов и заканчивая синтаксической структурой и семантической интерпретацией.

Jabuty

Поведение начинает формироваться еще в пренатальном периоде. Плод имеет с матерью физиологическую общность, гормональный фон и об этом стоит помнить. К моменту рождения некоторые поведенческие "навыки" уже имеются. Ребенок слышал речь (не будем рассматривать патологии, это пока не столь важно) и ощущал определенное гормональное влияние в этот момент. Память закрепляла эти коктейли с тем или иным эмоциональным восприятием. Думаю, что исследуя "врожденные" качества, обычно упускают это важное обстоятельство. Так что, Хомский, рассматривая поведение после рождения, опоздал на несколько месяцев.  ;)
Многие люди, купаясь в море и писая в него, считают, что они купаются в море. Некоторые, очень странные люди, купаясь в море, не писают в него. Но где гарантия, что никто больше в этом море не купается?
Многие философы наивно считают, что, кроме них и до них, в это море ещё никто не писал.

badgy

Инстинкт - это в грубом обобщении цепочка: сигнал(раздражитель) - чувство - действие. Рефлекс - инстинкт, из которого для скорости эволюция исключила чувство, т.е. цепочка сократилась до сигнал - действие. Эмоция (от e motion - движение наружу) - наружное проявление чувств. Служит для передачи чувств в социуме. Скорее всего у приматов заменила передачу чувственной информации запахами.

talash

Jabuty, badgy не о чем говорить ввиду отсутствия фальсифицируемости в Ваших взглядах
https://paleoforum.ru/index.php/topic,10156.msg212562.html#msg212562

badgy

Некоторые размышления на тему инстинктов заставили меня изменить свое мнение.
Прежде, чем дать определение инстинкта, необходимо рассмотреть его механизм.
Как и несколько месяцев назад я глубоко убежден, что старт любого инстинкта завязан на чувствах. Чувство голода запускает охотничий инстинкт у хищников, или инстинкт собирательства у других животных. Чувство вожделения запускает половой инстинкт, а чувство гнева - агрессию. Но и выход из инстинкта тоже обусловлен чувствами. Чувство сытости выключает охотничий инстинкт. Чувство полового удовлетворения - половой. Агрессия заканчивается чувством умиротворения в одном из трех случаев - убийство врага, его бегство или принятие врагом позы покорности (капитуляция).
По сути, механизм инстинкта задается парой чувств - стартовым и финишным. Т.е., когда инстинкт стартовал, то все действия, которые могут происходить внутри инстинкта, рассматриваются нервной системой только по одному критерию - приближают ли они финишное чувство или нет. Причем действия, происходящие внутри инстинкта, могут быть как наследуемым алгоритмом, так и приобретенным в процессе обучения или опыта. Кроме того они могут продуктом интеллектуальной деятельности.
Таким образом инстинкт можно определить как поведенческую программу, заданную определенными стартовым и финишным чувствами и состоящую из набора действий - унаследованных, приобретенных или являющихся результатом интеллектуальной деятельности (импровизации).
В первую очередь инстинкты решают задачу постановки цели поведения, и лишь во вторую обеспечивают инструментарием для ее достижения.
Одновременно может исполнятся несколько инстинктивных программ, но главной будет та, чье стартовое чувство в данный момент  сильнее.
И несколько утверждений, которые требуют дальнейшей проработки:
Рефлекс, скорее всего, является предшественником инстинкта. Он тоже требует для активации стартовое чувство, но в отличии от инстинкта не требует финишное для окончания. Достаточно убрать стартовое. Т.е. страх высоты - это рефлекс, а не инстинкт.
Скорее всего, что свободных чувств в природе нет вообще. Чувства вырабатывались в процессе становления инстинктов. Если ты испытываешь какое-либо чувство - значит ты в инстинкте.
Возможно, что часть инстинктов является трансвидовыми - т.е. дошедшими до современных существ от далеких далеких предков.
Возможно, что живые существа являются носителями гораздо большего количества инстинктов, чем они используют в жизни. Не все унаследованные инстинкты активируются.

Метвед

Инстинкты (врождённые программы поведения) прекрасно самозапускаются без всякого внешнего или внутреннего раздражителя.
Высокоприоритетные в данный момент времени инстинкты при этом способны временно подавлять низкоприоритетные.  Страх высоты это инстинкт а не рефлекс так как его можно временно подавить.  Например, есть достаточно массивные животные которые лазят по деревьям и по скалам (козлы),  у них без сомнения есть страх высоты но они таки лезут временно подавляя оный страх.

kostik

Цитата: badgy от сентября 03, 2018, 01:39:39Скорее всего, что свободных чувств в природе нет вообще. Чувства вырабатывались в процессе становления инстинктов. Если ты испытываешь какое-либо чувство - значит ты в инстинкте.

Хотелось бы уточнить. На ваш взгляд, каждому чувству соответствует свой инстинкт?

И второй вопрос, который никак не связан с первым: Каким инстинктам соответствуют эмпатия и альтруизм?

kostik

Цитата: Метвед от сентября 03, 2018, 04:28:37
Инстинкты (врождённые программы поведения) прекрасно самозапускаются без всякого внешнего или внутреннего раздражителя.
Высокоприоритетные в данный момент времени инстинкты при этом способны временно подавлять низкоприоритетные.  Страх высоты это инстинкт а не рефлекс так как его можно временно подавить.  Например, есть достаточно массивные животные которые лазят по деревьям и по скалам (козлы),  у них без сомнения есть страх высоты но они таки лезут временно подавляя оный страх.

Есть бытовое выражение - непуганный ребенок. Их поведение отличается от других тем, что в ситуациях, в которых подавляющее большинство испытывает чувство страха, у них такового не наблюдается. Например, оставаться одному дому. Но порой, этому ребенку достаточно услышать стук/звонок во входную дверь или увидеть в квартире паука, мышь и др. и безстрашие проходит. И уже никакие уговоры не заставят ребенка остаться одному дома. Можете ли это прокомментировать?

Метвед

Цитата: kostik от сентября 03, 2018, 06:17:04
Есть бытовое выражение - непуганный ребенок. Их поведение отличается от других тем, что в ситуациях, в которых подавляющее большинство испытывает чувство страха, у них такового не наблюдается. Например, оставаться одному дому. Но порой, этому ребенку достаточно услышать стук/звонок во входную дверь или увидеть в квартире паука, мышь и др. и безстрашие проходит. И уже никакие уговоры не заставят ребенка остаться одному дома. Можете ли это прокомментировать?
Да по сути любое высшее животное  в детстве и юности такой "непуганая ворона"  разница только в степени жёсткости воздействий делающих ворону пуганой. А пуганая ворона как известно куста боится (кроухантеры любят прятаться в кустах) зато и живёт долго.  Врановые среди птиц самые интеллектуально продвинутые. Память у ворона как у слона, на всю долгую жизнь. 

Насчёт "непуганого ребёнка", думаю, это вариативность проявления инстинктов.  Туда же можно отнести панический страх перед
пауками, мышами и т.п.  Врождённые программы поведения по всей видимости  не могут быть очень тонко согласованы и отлажены.  Вот как в генах может быть заложен инстинкт бояться именно паука или мышь?  Да никак.  Это согласование явно происходит во время развития мозга.  Один единственный раз в нежном возрасте образ паука или мыши мощно наложился на запуск  инстинкта "бояться всего неизвестного" и всё, на всю жизнь.

badgy

Цитата: kostik от сентября 03, 2018, 06:17:04Хотелось бы уточнить. На ваш взгляд, каждому чувству соответствует свой инстинкт?

И второй вопрос, который никак не связан с первым: Каким инстинктам соответствуют эмпатия и альтруизм?

Да, каждому чувству соответствует свой инстинкт.
Но.
1) Важным является и сила чувства. Она может влиять на запускаемую программу поведения. Например страх может включить программу бегства. А сильный страх может включить программу "притвориться мертвым" - у людей это называется "оцепенеть от ужаса".
2) Некоторые инстинкты могут запускаться не конкретным чувством, а определенной комбинацией чувств.

Альтруизм не является чувством. Это модель поведения. Чувство эмпатии (сопереживания) участвует во многих социальных инстинктах. В группе(паттерне) инстинктов толпы (собственно этот тип социума и основан на эмпатии), в группе инстинктов сотрудничества, в родительском инстинкте.

Ivan(novice)

Цитата: badgy от сентября 03, 2018, 13:33:20
... каждому чувству соответствует свой инстинкт.
Но.
1) Важным является и сила чувства. Она может влиять на запускаемую программу поведения. Например страх может включить программу бегства. А сильный страх может включить программу "притвориться мертвым" - у людей это называется "оцепенеть от ужаса".
2) Некоторые инстинкты могут запускаться не конкретным чувством, а определенной комбинацией чувств.
В обыденной, разговорной речи под инстинктом понимается некий доведенный до автоматизма алгоритм поведения. Т.е. то, что человек делает, не задумываясь. И да, сильное чувство обычно запускает такой автоматизм, поскольку делать что-то надо, а времени на размышление и придумывание новой последовательности действий нет.