Гипотеза появления альтруизма через групповой отбор

Автор talash, февраля 02, 2015, 20:16:30

« назад - далее »

Дж. Тайсаев

talash. Парохиальный альтруизм вполне укладывается в модель реципрокного альтруизма. А то что групповой альтруизм часто сочетается с эгоизмом по отношению к членам других групп вполне можно объяснить моделью итерированой дилеммы заключенного Трайверса.
Вот смотрите, группа играет в "заключенного" и постепенно у них вырабатываются реципрокные связи, выгодные всей группе. И вдруг приходит пришлый "эгоист". Для него раздолье, все готовы ему почесать спину, не зная, что он в ответ выкрутит фигу, а если группа большая, то может хватить на всю жизнь, все понять не успеют что он эгоист. И потому выработалась инстинктивная реакция отторжения чужаков и чем реципрокные связи крепче, тем отторжение сильнее. Но постепенно, реципрокные связи выходят на миросистемный уровень и потому постепенно в обществе развивается толерантность.
Я это подробно объясняю вот здесь например http://filosofia.ru/70564/ в разделе "Роль "альтруистической" кооперации и "эгоистической" дифференциации в эволюционном процессе".
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

Цитата: Cow от февраля 05, 2015, 10:27:56Версия об  оттесненных и от кормушки и от самок на периферию самцах, несущих дозорные функции в обе стороны   ситуативно, вроде меньшего числа натяжек требует.
Дозорные функции тоже вполне укладываются в модель реципрокного альтруизма. "Ты мне я тебе". Я буду вас охранять не взирая на возможный ущерб, потому что знаю, что и вы тоже будете меня охранять, пусть и не все, а только в моём иерархическом ранге.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

aevin

#17
Вообще-то, триверсовский "реципрокный альтруизм" - это конечно же чистой воды эвфемизм (для quid pro quo). То есть, к альтруизму в человеческом понимании отношения не имеет. Тут просто подмена понятий. Скорее, можно назвать это сделкой (bargain).

Аналогично, если есть продвижение в иерархии после героического поступка, это нельзя назвать альтруизмом в чистом виде.

"Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага."

"АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен в оборот О.Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 в., для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других». "





Дж. Тайсаев

Чистый альтруизм вещь довольно редкая, это так называемый альтруизм с твёрдым ядром и он свойственен только человеку и прививается исключительно воспитанием, но предпосылки даже для этого истинного альтруизма всё равно закладываются в Kin-отборе и трайверсовсовской модели. В природе чистого альтруизма скорее всего нет, там всё это имеет вполне эгостическую подоплеку. Особенно у общественных насекомых где большинство не только сибсы, а даже часто клоны и потому отдавая свою жизнь они эгоистически защищают свои гены, разница лишь в том, что они в других особях. Кстати, точно так же и дозорные павианы, если спасут более восьми двоюродных и сами погибнут уже только этим эгоистично спасают собственную генетическую линию.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Ivan(novice)

Цитата: Дж. Тайсаев от февраля 05, 2015, 09:13:28
Цитата: Ivan(novice) от февраля 05, 2015, 03:14:53
Красивая теория. Можно только акцентировать внимание на том, что для роста особи в иерархии "в зачет" идут не сами действия особи, полезные для группы, а изменение "мнения" других особей. Т.е. для повышения своего статуса особь вполне может имитировать полезные действия. Соотношение реальной пользы от действий такого "альтруиста" и вреда от его имитации - вопрос отдельный.
Удобно наблюдать такую имитацию на примере людей :)
Я думаю не столько имитировать, сколько пиарить, чаще всего полезные действия имеют место, но не все это умеют показать группе и преподнести на блюдечке с золотой каёмочкой. Шеф одного учреждения вернулся с банальной региональной научной конференции, а по возвращении на стене висело поздравление с успешной победой на международной конференции))))).
И пиарить тоже :)

анест

Цитата: Дж. Тайсаев от февраля 05, 2015, 11:42:59
Чистый альтруизм вещь довольно редкая, это так называемый альтруизм с твёрдым ядром и он свойственен только человеку и прививается исключительно воспитанием, но предпосылки даже для этого истинного альтруизма всё равно закладываются в Kin-отборе и трайверсовсовской модели. В природе чистого альтруизма скорее всего нет, там всё это имеет вполне эгостическую подоплеку. Особенно у общественных насекомых где большинство не только сибсы, а даже часто клоны и потому отдавая свою жизнь они эгоистически защищают свои гены, разница лишь в том, что они в других особях. Кстати, точно так же и дозорные павианы, если спасут более восьми двоюродных и сами погибнут уже только этим эгоистично спасают собственную генетическую линию.

Не понимаю ,почему дозорных автоматически записывают в "смертники"- они приносят себя в жертву?
Совсем даже наоборот ,кто первым увидел или даже просто увидел - на 99% спасен... и подать сигнал об опасности остальным это самопожертвование или взаимопомощь .

Почему то в целях самозащиты "рисуются" глаза на спине (бабочки) на хвосте (рыбы) ,а рыбаки из Индии рисуют маски с глазами на затылке.

А вот по поводу общественных насекомых ,которые "идут не раздумывая" на самопожертвование , в массовом порядке ,ради спасения своих генов (лечинок) - это и есть настоящий и единственный пример альтруизма в чистом виде - имхо.

Дж. Тайсаев

Цитата: анест от февраля 05, 2015, 17:00:43
Не понимаю ,почему дозорных автоматически записывают в "смертники"- они приносят себя в жертву?
Совсем даже наоборот ,кто первым увидел или даже просто увидел - на 99% спасен... и подать сигнал об опасности остальным это самопожертвование или взаимопомощь.
За всех дозорных не скажу, но кажется у Эфроимсона читал, что многие копытные, при приближении львицы или может гепарда подают сигнал тревоги и тем самым привлекают к себе внимание. А это же громадное стадо,  они не столько боятся хищника, сколько привлечение внимание именно к себе, поскольку вероятность что выберут именно тебя невелика, тут главное не высовываться. А общественные насекомые практически такие же альтруисты, как и например человеческие фагоциты или эпителиальные клетки, массово гибнущие во имя общего суперорганизма. Здесь особой разницы нет, у бесполых клонов одной царицы идентичный геном и они в общем то такие же бесполые части суперорганизма, просто мы и тут подходим антропоморфно и потому удивляемся такой жертвенности. Не помню где читал, как муравьи на дереве увидели преграду из смолы и не долго думая первый же муравей нырнул туда и т.д. пока не образовался мостик и муравьиных трупиков, что бы проложить дорогу прочим.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

василий андреевич

Цитата: анест от февраля 05, 2015, 17:00:43
кто первым увидел или даже просто увидел - на 99% спасен...
Совершенно справедливо. Но это еще не социум и даже не стая.
  Топикстартер решил обойти проблему передачи "альтруистического гена" тем, что альт. поведение помогает размножаться. Однако необходимо до крайности обострить проблему, когда такой "ген" возникает, как неизбежность, в стае, изменяющейся в сторону "бесполых" винтиков групповой системы.
  Потому необходимо гротескно заявлять, что "дозорный" теряет возможность передавать свой ген для совершенствующего отбора. Тогда выйдет, что процесс сплочения в социум сопровождается такими мутациями, которые вызывают в отдельных особях, допустим, получение химического удовольствия от охранных функций вместо детозачатных. Эдакий антиФрейдизм, черт бы его дери.

talash

Цитата: Ivan(novice) от февраля 05, 2015, 03:14:53
Т.е. для повышения своего статуса особь вполне может имитировать полезные действия. Соотношение реальной пользы от действий такого "альтруиста" и вреда от его имитации - вопрос отдельный.
Удобно наблюдать такую имитацию на примере людей :)
Люди прежде всего имитируют полезную деятельность при помощи слов. Разъярённую атаку труднее сымитировать. Хотя шимпанзе имитируют, по дереву стучат ногами и т.п. Однако, эта имитация тоже полезна, так как нагоняет страху на врагов.

Вот пример https://www.youtube.com/watch?v=tvwDrblpnJw#t=2721

talash

Цитата: Дж. Тайсаев от февраля 05, 2015, 10:42:36
talash. Парохиальный альтруизм вполне укладывается в модель реципрокного альтруизма. А то что групповой альтруизм часто сочетается с эгоизмом по отношению к членам других групп вполне можно объяснить моделью итерированой дилеммы заключенного Трайверса.
Ok, укладывается. Доказывает ли это истинность данной модели?

Поскольку в изменчивости есть элемент случайности, то всегда разными способами можно объяснить явления. Можно ещё, как василий андреевич первую производную от изменчивости рассмотреть, то есть блокировку различных направлений изменчивости. И т.д.

Ivan(novice)

Цитата: talash от февраля 06, 2015, 01:34:23
Люди прежде всего имитируют полезную деятельность при помощи слов. Разъярённую атаку труднее сымитировать. Хотя шимпанзе имитируют, по дереву стучат ногами и т.п. Однако, эта имитация тоже полезна, так как нагоняет страху на врагов.
Да уж, речь дала людям гораздо более широкие возможности для имитации полезной деятельности, чем у других животных.

анест

Цитата: василий андреевич от февраля 05, 2015, 23:17:29
Цитата: анест от февраля 05, 2015, 17:00:43
кто первым увидел или даже просто увидел - на 99% спасен...
Совершенно справедливо. Но это еще не социум и даже не стая.
  Топикстартер решил обойти проблему передачи "альтруистического гена" тем, что альт. поведение помогает размножаться. Однако необходимо до крайности обострить проблему, когда такой "ген" возникает, как неизбежность, в стае, изменяющейся в сторону "бесполых" винтиков групповой системы.
  Потому необходимо гротескно заявлять, что "дозорный" теряет возможность передавать свой ген для совершенствующего отбора. Тогда выйдет, что процесс сплочения в социум сопровождается такими мутациями, которые вызывают в отдельных особях, допустим, получение химического удовольствия от охранных функций вместо детозачатных. Эдакий антиФрейдизм, черт бы его дери.

Возьмем стадо буйволов или стаю павианов.
Альфа самцы встали по кругу защиты и выставили свои рога и клыки...
И в отличие от насекомых ,бросаются не все ,работает "эгоист" -  "дозорный" в нашем случае,и он это делает не бескорыстно - он хочет получить возможность передать свои замечательные гены большему числу наследников в случае удачного исхода ,остальные же являются "винтиками" в этом механизме...
и так из тысячи эгоистичных винтиков мы получаем альтруизм,как систему.

анест

Цитата: Дж. Тайсаев от февраля 05, 2015, 19:13:47
Цитата: анест от февраля 05, 2015, 17:00:43
Не понимаю ,почему дозорных автоматически записывают в "смертники"- они приносят себя в жертву?
Совсем даже наоборот ,кто первым увидел или даже просто увидел - на 99% спасен... и подать сигнал об опасности остальным это самопожертвование или взаимопомощь.
За всех дозорных не скажу, но кажется у Эфроимсона читал, что многие копытные, при приближении львицы или может гепарда подают сигнал тревоги и тем самым привлекают к себе внимание. А это же громадное стадо,  они не столько боятся хищника, сколько привлечение внимание именно к себе, поскольку вероятность что выберут именно тебя невелика, тут главное не высовываться. А общественные насекомые практически такие же альтруисты, как и например человеческие фагоциты или эпителиальные клетки, массово гибнущие во имя общего суперорганизма. Здесь особой разницы нет, у бесполых клонов одной царицы идентичный геном и они в общем то такие же бесполые части суперорганизма, просто мы и тут подходим антропоморфно и потому удивляемся такой жертвенности. Не помню где читал, как муравьи на дереве увидели преграду из смолы и не долго думая первый же муравей нырнул туда и т.д. пока не образовался мостик и муравьиных трупиков, что бы проложить дорогу прочим.

Согласен с вами ,с точки зрения человека ,они "нырнули" в смолу и сохранили себя навека ... в янтаре. "Эгоисты ,сэр!"

Дж. Тайсаев

Цитата: анест от февраля 06, 2015, 08:53:09
Согласен с вами ,с точки зрения человека ,они "нырнули" в смолу и сохранили себя навека ... в янтаре. "Эгоисты ,сэр!"
А рука по вашему является альтруистом, когда подставляет себя под удар, что бы защитить лицо? Рабочие бесплодные муравьи это такая же часть суперорганизма.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

Дж. Тайсаев

Цитата: talash от февраля 06, 2015, 02:00:09
Цитата: Дж. Тайсаев от февраля 05, 2015, 10:42:36
talash. Парохиальный альтруизм вполне укладывается в модель реципрокного альтруизма. А то что групповой альтруизм часто сочетается с эгоизмом по отношению к членам других групп вполне можно объяснить моделью итерированой дилеммы заключенного Трайверса.
Ok, укладывается. Доказывает ли это истинность данной модели?

Поскольку в изменчивости есть элемент случайности, то всегда разными способами можно объяснить явления. Можно ещё, как василий андреевич первую производную от изменчивости рассмотреть, то есть блокировку различных направлений изменчивости. И т.д.
По итерированой дилемме заключенного очень много исследований, причём строгих эмпирических и все они подтверждают данную модель, хотя конечно не всё сводится только к реципрокному альтруизму и родственному, если речь идёт о человеке, там может иметь место осознанный этический и даже в чём то трансцендентный альтруизм и я не исключаю, что некие зачатки этого могут быть и у некоторых высших животных.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).