"Язык" и "понятия" эмоционального мышления.

Автор ArefievPV, ноября 23, 2014, 12:09:46

« назад - далее »

ArefievPV

            В повседневной жизни человек, возможно, больше руководствуется эмоциональным мышлением, а не рациональным. Схожие вопросы частично начали обсуждаться в теме:
http://paleoforum.ru/index.php/topic,8701.0.html
но разговор ушёл в сторону и как-то заглох... Поэтому решил открыть новую тему о роли эмоционального языка (и его связи с вербальным) в становлении человеческого социума.
           Мотивация, эмоциональное мышление. Без мотивации (хотя бы минимальной) человек не совершит ни один поступок (привычка заправлять постель и чистить зубы не в счёт, хотя при вырабатывании этих привычек мотивация присутствовала). Мотивация не отделима от эмоций и чувств. «Понятия» эмоционального мышления – месть, справедливость, злорадство, вина (грех, добро, зло – эти «понятия» в религиозной интерпретации).
«Понятия» в кавычках, так как используется до вербальное мышление. «Вербализировал» эти «понятия» (и «довёл», формализовал, обозначил словом их до собственно понятий) человек уже значительно позже.
            Хорошее и плохое, добро и зло (не Добро и Зло «вселенского» масштаба, как в религии) мы понимаем в соответствии со своими убеждениями (своими нравственными, моральными, этическими установками). Причём, понимаем все по-разному (зависит от социального окружения, обучения, возраста, личного опыта, эпохи и т.д. и т.п.). Эти установки – основа всякой мотивации. Мы поступаем согласно своим установкам и при этом считаем свои поступки правильными, нравственными, хорошими или «вразрез» этим установкам (под внешним «давлением» (после уговоров, под насилием, из страха, от угрозы) или заблуждением (от недостатка информации или будучи обманутыми). Во втором случае испытываем чувство вины, а после чувство раскаяния, угрызения совести, злости (на себя за свою слабость и глупость, на других за оказываемое давление или обман).
             Рассмотрим «месть» (чувство мести). На базе этого понятия в обществе вводится понятие «Справедливость». На самом деле, мы вовсе не жаждем абстрактной справедливости. Мы хотим, чтобы всё произошло согласно нашим установкам (понятиям о добре и зле, плохом и хорошем). Отложим рассмотрения самих установок (какие они на самом деле, может остальные люди посчитают их вообще извращёнными и не правильными) так как они (установки, моральные, этические и нравственные нормы) очень относительны (в разные эпохи, в разных культурах, в разных социальных группах они могут сильно различаться – вплоть до противоположного смысла).
То есть мы хотим испытать чувство удовлетворения, радости (своеобразный «механизм» поощрения в эмоциональной сфере – совпадение ожидаемого (прогнозируемого) результата с реальным (полученным) результатом вызывает положительные эмоции) в от совпадения нашей внутренней установки и произошедшего (не зависимо от нас, в силу случайных обстоятельств или совершённых другими) или совершённого нами самими. Когда мы проявление этого чувства не можем скрыть (или даже не пытаемся), то другие люди могут истолковать проявление наших чувств как злорадство (если их установки отличны от наших) либо как свершившуюся справедливость и испытать те же чувства, что и мы (если их установки совпадают с нашими).
Месть и справедливость очень субъективны, но такова природа эмоционального мышления. Это мышление возникло гораздо раньше логического. Эмоции прекрасно воспринимают не только люди, но и приматы. Система зеркальных нейронов позволяла нашим предкам хорошо распознавать испытываемые (другой особью – на «дочеловеческой» эпохе, другим индивидуумом – в человеческом социуме) эмоции и чувства. Даже не видя перед собой «гримасу» соплеменника, а только представив эту гримасу (конкретный образ гримасы конкретной особи) можно было испытать можно было испытать схожее чувство, схожую эмоцию. На ранних этапах оно играло значительную роль в регуляции и выживании групп и сообществ людей. Та же месть выполняла (да и была «синонимом» фактически) роль справедливого возмездия за какой-либо поступок внутри племени (и вне племени тоже), регулирующую функцию, регламентирующую поведение членов племени (была одним из неписанных (писанных и не было в то время) «законов» племени). Эти установки (нормы поведения и «законы») усваивались детьми с раннего возраста и считались правильными и хорошими (ведь этих норм придерживались самые близкие ребёнку – родители, родственники, соплеменники).
Лгать и хитрить с помощью такого эмоционального мышления было очень затруднительно. Фактически «собеседник» «читал» всю информацию по лицу и телу (гримасы, позы, мелкая моторика частей тела), по интонации издаваемых звуков. Лгать с помощью жестов (когда жесты уже оформились в знаки) конечно уже можно, но с помощь слов гораздо легче.

ArefievPV

По теме жестового языка.
Агранович С.З., Березин С.В. Homo amphibolos / человек двусмысленный: Археология сознания.
http://www.klex.ru/eeg
«По всей вероятности, при всем кажущемся внешнем сходстве жесты, используемые обезьянами, и самый примитивный жестовый язык людей, хотя и явно связаны некоей генетической типологией, тождественными не являются. В чем же их различия?
Точно так же, как у людей отсутствует, по терминологии М.М. Бахтина, "чистый быт", то есть действия, ограниченные только задачами удовлетворения насущных потребностей в еде, питье, тепле и т. д., поскольку быт человека всегда ритуализирован, хотя бы на уровне художественного образа, в кодовой системе человека должен отсутствовать "чистый жест", ибо каждый человеческий жест должен быть изначально ритуализирован. Здесь было бы удобно вообще развести термины "жест" и "ритуал". Если определять жест как кинетически-зрительную единицу кодовой системы высокоразвитых животных, являющуюся абстрагированным знаковым выражением собственной жизни тела, то ритуал можно определить как кинетически-зрительный человеческий код, в котором вторичное абстрагирование жеста выводит его значение за пределы собственной жизни тела в область общечеловеческого и который может существовать только параллельно с вербальным кодом, вносящим в него элементы дискретности. Животный жестовый код в своих конкретных проявлениях континуален уже в силу того, что каждый его знак "прикреплен" к определенной ситуации, возникающей в процессе жизнедеятельности животного. Знаковые единицы ритуала выражают всегда некую бинарную оппозицию, сопоставляют или противопоставляют что-то с чем-то, являются изначально конфликтными, почти сюжетными.
Таким образом, все эксперименты, в которых человек, как ему казалось, вел диалог с обезьяной на языке жестов, требуют переосмысления. Осуществлялось ли между человеком и обезьяной некое понимание друг друга? По всей вероятности, да. Однако утверждать, что они говорили на одном языке, было бы преувеличением. То, что для обезьяны было жестом, то есть означающим на первом уровне абстракции, лишенным всякой возможной двусмысленности изначально, то для человека, хотел он этого или не хотел, боролся он с неким ассоциативным рядом в своем сознании или даже не пытался его преодолеть, все равно было жестом уже ритуализированным и поэтому более или менее двусмысленным. Таким образом, полного совпадения выражаемого и воспринимаемого быть не могло. И дело было не в самом языке, а в субъектах диалога и ситуациях, созданных в экспериментах. Если бы на месте обезьяны был глухонемой человек, который в силу инвалидности никогда не слышал вербальной речи, диалог был бы полноценным, потому что мозг глухонемого человека ничем не отличается от мозга слышащего и вербально говорящего с точки зрения функциональной асимметрии. Неисчислимое количество поколений говорящих предков, стоящих за плечами глухонемого, отточило и сформировало его мозг вне зависимости от индивидуальных особенностей, вызванных физиологической невозможностью восприятия им звуков.»

ArefievPV

#2
             Ложь – это не просто не верная или не правильная информация. Это не соответствие получаемой информации и информации уже имеющейся в распоряжении человека (и принимаемой им как достоверная). Если сообщаемая информация поступает от источника имеющая более высокий приоритет достоверности (человек доверяет этому источнику), чем приоритет прежнего источника, то это не расценивается как ложь. Однако когда информация идёт по двум каналам сразу (так называемое двойное послание) – эмоциональному и вербальному – мы больше доверяем эмоциональному (мимика, жесты, позы, интонация), чем смыслу слов. Эмоциональный «канал» гораздо труднее подделать (к тому же он эволюционно более древний, более «проверенный» так сказать). При таком двойном послании (а в межличностном общении практически всегда двойные послания), когда эмоциональная составляющая не совпадает по смыслу с вербальной мы расцениваем это как ложь. Когда рассогласование составляющих проявляется достаточно ярко, а информация достаточно безобидна или нейтральна мы воспринимаем такое послание как шутку.
Чувство юмора основано на очень тонком балансе таких рассогласований. По этому поводу очень большие расхождения могут быть. Кто-то плохо улавливает рассогласование (не совпадение информации идущим сразу по двум каналам, не совпадение поступающей информации, с информацией, которая есть в наличии у человека), кто-то не воспринимает поступающую информацию как безобидную или нейтральную (в силу личного опыта, мировоззрения). Для такого человека это уже не будет шуткой.
   
              Рассмотрим «вину» (чувство вины). На базе этого понятия в религии вводится понятие «Грех».
Чувство вины возникает когда мы совершаем поступок не согласующийся с внутренними установками. Однако, как уже писал, сами установки очень субъективны и относительны.
«Вина» также выполняет функцию регулирующую поведение человека в племени. Это чувство корректирует и стимулирует совершение человеком поступков «исправляющих» последствия от «неправильных» (плохих, не согласующихся с внутренними установками) совершённых человеком в прошлом. Возникает это чувство в результате совершённого поступка, не согласующегося с внутренними установками, но при этом человек знает (или узнает впоследствии), что поступок идёт «вразрез» с принятыми нормами. Это «понятие» эмоционального языка и мышления также усваивается в раннем детстве. Религия эксплуатирует это «понятие» вовсю, «взращивает» чувство вины до уровня «греха» прямо-таки вселенского масштаба...


Gundir

ЦитироватьМотивация, эмоциональное мышление. Без мотивации (хотя бы минимальной) человек не совершит ни один поступок (привычка заправлять постель и чистить зубы не в счёт, хотя при вырабатывании этих привычек мотивация присутствовала). Мотивация не отделима от эмоций и чувств. «Понятия» эмоционального мышления – месть, справедливость, злорадство, вина (грех, добро, зло – эти «понятия» в религиозной интерпретации).
«Понятия» в кавычках, так как используется до вербальное мышление. «Вербализировал» эти «понятия» (и «довёл», формализовал, обозначил словом их до собственно понятий) человек уже значительно позже.
Очень странная попытка описать ценностное суждение. В строгом смысле слова действующий человек стремится только к одной конечной цели, к достижению состояния дел, которое подходит для него больше, чем другие альтернативные варианты.

Gundir

Любая деятельность - это акт выбора между двумя или более вариантами поведения. Мыслительные действия, определяющие содержание выбора, касаются либо конечных целей, либо средств достижения этих целей. Первые называются ценностными суждениями. Последние представляют собой технические решения, выводимые из фактических утверждений.
Отличительное свойство конечных целей – полная зависимость от личных и субъективных суждений каждого индивида, которые любой другой человек не может ни исследовать, ни измерить, ни в ещё меньшей степени скорректировать. Каждый индивид является единственным и конечным арбитром в делах, касающихся его собственного удовлетворения и счастья.

ArefievPV

Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 15:47:21
ЦитироватьМотивация, эмоциональное мышление. Без мотивации (хотя бы минимальной) человек не совершит ни один поступок (привычка заправлять постель и чистить зубы не в счёт, хотя при вырабатывании этих привычек мотивация присутствовала). Мотивация не отделима от эмоций и чувств. «Понятия» эмоционального мышления – месть, справедливость, злорадство, вина (грех, добро, зло – эти «понятия» в религиозной интерпретации).
«Понятия» в кавычках, так как используется до вербальное мышление. «Вербализировал» эти «понятия» (и «довёл», формализовал, обозначил словом их до собственно понятий) человек уже значительно позже.
Очень странная попытка описать ценностное суждение. В строгом смысле слова действующий человек стремится только к одной конечной цели, к достижению состояния дел, которое подходит для него больше, чем другие альтернативные варианты.
В данном случае я говорю именно о мотивации (может, как обычно, коряво объяснил).
http://websurveys.ru/milt/soles125.htm
Отсюда "надёргал", особо не искал.
"Ценностные суждения можно определить как одобряющие или неодобряющие суждения, претендующие на объективную обоснованность."
"К примеру, наши ценностные суждения о поведении человека в большинстве случаев основаны на том, каковы, по нашему мнению, его мотивы. Некоторые наблюдатели могут приписывать ему весьма благородные мотивы, в то время как другие считают обратное. При этом имеющиеся в наличии факты могут согласовываться с каждой из этих исходных посылок."
Вы стоите у дороги на тротуаре. Мимо проезжает машина и окатывает Вас водой из лужи. Вы кричите вслед/бросаете камень. Совершаете поступок. Мотив очевиден.
Ценностные суждения хороши когда планируешь и обдумываешь поступок. А здесь всё происходит минуя стадию суждений. Варианты по достижению одной конечной цели просто бывают не успевают сформироваться. Как-то так...
Но ведь я не об этом. Именно об "эмоциональном" мышлении. О "понятиях" которыми оперирует это мышление. И вообще правомерна ли такая постановка вопроса.

Gundir

ЦитироватьЦенностные суждения хороши когда планируешь и обдумываешь поступок. А здесь всё происходит минуя стадию суждений.
Да нет же, они есть, просто не сформулированные. Никакая деятельность невозможна без постановки цели. Инстинктивное поведение деятельностью не является. А деятельность всегда целенаправлена ( в Вашем языке - мотивирована). Но ведь любая деятельность. Никакой разницы между "эмоциональной" и "рациональной " тут нет. В некотором смысле все цели иррациональны.

ArefievPV

Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 15:59:49
Любая деятельность - это акт выбора между двумя или более вариантами поведения. Мыслительные действия, определяющие содержание выбора, касаются либо конечных целей, либо средств достижения этих целей. Первые называются ценностными суждениями. Последние представляют собой технические решения, выводимые из фактических утверждений.
Отличительное свойство конечных целей – полная зависимость от личных и субъективных суждений каждого индивида, которые любой другой человек не может ни исследовать, ни измерить, ни в ещё меньшей степени скорректировать. Каждый индивид является единственным и конечным арбитром в делах, касающихся его собственного удовлетворения и счастья.
Так и не спорю. Только все наши рассуждения, акты выбора вариантов зависят от наших внутренних установок (назвал может не грамотно), а сами поступки и действия от мотивов. Мотив - это стремление субъекта совершить поступок согласующийся с его внутренними установками. Так как не психолог и не философ, в формулировках и терминах могу ошибаться. Просто суть пытаюсь донести в меру своего понимания...

ArefievPV

Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 16:30:43
ЦитироватьЦенностные суждения хороши когда планируешь и обдумываешь поступок. А здесь всё происходит минуя стадию суждений.
Да нет же, они есть, просто не сформулированные. Никакая деятельность невозможна без постановки цели. Инстинктивное поведение деятельностью не является. А деятельность всегда целенаправлена ( в Вашем языке - мотивирована). Но ведь любая деятельность. Никакой разницы между "эмоциональной" и "рациональной " тут нет. В некотором смысле все цели иррациональны.
Слышал где-то такое выражение - немотивированный поступок. Полагаю, такой поступок, который другие не могут объяснить (у них установки другие и им не понятны мотивы поступка). Эмоциональная реакция не предполагает постановки цели. Я про это...

Gundir

Цитата: ArefievPV от ноября 23, 2014, 16:32:06
Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 15:59:49
Любая деятельность - это акт выбора между двумя или более вариантами поведения. Мыслительные действия, определяющие содержание выбора, касаются либо конечных целей, либо средств достижения этих целей. Первые называются ценностными суждениями. Последние представляют собой технические решения, выводимые из фактических утверждений.
Отличительное свойство конечных целей – полная зависимость от личных и субъективных суждений каждого индивида, которые любой другой человек не может ни исследовать, ни измерить, ни в ещё меньшей степени скорректировать. Каждый индивид является единственным и конечным арбитром в делах, касающихся его собственного удовлетворения и счастья.
Так и не спорю. Только все наши рассуждения, акты выбора вариантов зависят от наших внутренних установок (назвал может не грамотно), а сами поступки и действия от мотивов. Мотив - это стремление субъекта совершить поступок согласующийся с его внутренними установками. Так как не психолог и не философ, в формулировках и терминах могу ошибаться. Просто суть пытаюсь донести в меру своего понимания...
Ну правильно, Ваш "мотив" это и есть ценностное суждение. Человек делает вывод, что настоящее положение дел удовлетворяет его менее, чем предполагаемое положение, которое должно возникнуть в результате его действия. На основе своих ценностных суждений он делает выбор к чему ему стремится.

Gundir

Цитата: ArefievPV от ноября 23, 2014, 16:37:17
Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 16:30:43
ЦитироватьЦенностные суждения хороши когда планируешь и обдумываешь поступок. А здесь всё происходит минуя стадию суждений.
Да нет же, они есть, просто не сформулированные. Никакая деятельность невозможна без постановки цели. Инстинктивное поведение деятельностью не является. А деятельность всегда целенаправлена ( в Вашем языке - мотивирована). Но ведь любая деятельность. Никакой разницы между "эмоциональной" и "рациональной " тут нет. В некотором смысле все цели иррациональны.
Слышал где-то такое выражение - немотивированный поступок. Полагаю, такой поступок, который другие не могут объяснить (у них установки другие и им не понятны мотивы поступка). Эмоциональная реакция не предполагает постановки цели. Я про это...
Эмоциональная реакция предполагает постановку цели. Инстинктивная реакция - не предполагает. Она автоматична. А эмоция определяется той ценностью, которую человек приписывает тому или иному действию и положению. Немотивированный поступок - это поступок цель которого непонятна наблюдателям. Это совсем не значит, что чел, его совершивший не имел к тому мотивов.

Gundir

ЦитироватьВарианты по достижению одной конечной цели просто бывают не успевают сформироваться.
Они как правило не формулируются как конкретная задача. Просто, если мы делаем вывод, что любая деятельность человека это попытка заменить менее удовлетворяющие его условия более удовлетворяющими, мы можем предстваить себе такую точку в которой любые изменения не добавляют никакого удовлетворения. В этой точке деятельность невозможна. Философы называют это счастьем.

ArefievPV

Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 16:44:23
Цитата: ArefievPV от ноября 23, 2014, 16:37:17
Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 16:30:43
ЦитироватьЦенностные суждения хороши когда планируешь и обдумываешь поступок. А здесь всё происходит минуя стадию суждений.
Да нет же, они есть, просто не сформулированные. Никакая деятельность невозможна без постановки цели. Инстинктивное поведение деятельностью не является. А деятельность всегда целенаправлена ( в Вашем языке - мотивирована). Но ведь любая деятельность. Никакой разницы между "эмоциональной" и "рациональной " тут нет. В некотором смысле все цели иррациональны.
Слышал где-то такое выражение - немотивированный поступок. Полагаю, такой поступок, который другие не могут объяснить (у них установки другие и им не понятны мотивы поступка). Эмоциональная реакция не предполагает постановки цели. Я про это...
Эмоциональная реакция предполагает постановку цели. Инстинктивная реакция - не предполагает. Она автоматична. А эмоция определяется той ценностью, которую человек приписывает тому или иному действию и положению. Немотивированный поступок - это поступок цель которого непонятна наблюдателям. Это совсем не значит, что чел, его совершивший не имел к тому мотивов.
Как я понял, "бросок камня" будет инстинктивной реакцией? Но у нас ведь нет "инстинкта бросания камней"? Условный рефлекс может быть? Но он обычно вырабатывается либо целенаправленно (результат тренировки бойцов, например) либо спонтанно (не контролируемая реакция). В последнем случае человек руководствуется только чувствами и эмоциями. При этом "постановка цели" просто не успевает произойти. Вот с местью - дело другое. Тут уже точно проглядывает постановка цели. Если месть эмоциональный отклик на произошедшее, то в основе всего будут нравственные и моральные установки, а потом уже постановка цели и её техническое осуществление. То есть каковы установки так всё и произойдёт, они в основе...

ArefievPV

Цитата: Gundir от ноября 23, 2014, 16:47:39
ЦитироватьВарианты по достижению одной конечной цели просто бывают не успевают сформироваться.
Они как правило не формулируются как конкретная задача. Просто, если мы делаем вывод, что любая деятельность человека это попытка заменить менее удовлетворяющие его условия более удовлетворяющими, мы можем предстваить себе такую точку в которой любые изменения не добавляют никакого удовлетворения. В этой точке деятельность невозможна. Философы называют это счастьем.
То есть мотива (может и желания) как такового нет, то и поступка не будет?
Счастье это замечательно. Но как быть с "эмоциональным" языком и мышлением? Тем самым ещё до-речевым языком наших предков (используемым как для коммуникации и регулирования поведения членов племени, так и для передачи информации, пусть и в очень ограниченном формате). Меня интересует Ваше мнение именно по этому вопросу.

Gundir

ЦитироватьКак я понял, "бросок камня" будет инстинктивной реакцией?
Что за бросок камня? Куда? Зачем? За любым действием человека стоит цель, мотив, если хотите. Инстинктивная реакция - это например отдернуть обожженную руку. И то, человек иногда может целенаправленно справится со своими инстинктами. Гай Муций Сцевола например.