"Примитивные шедевры" старинной техники.

Автор Preguntador, октября 08, 2014, 22:38:08

« назад - далее »

Preguntador

Мысль о подобной теме меня давно посещала, но не было подходящего начала. О том, как строили, скажем, пирамиды, думаю, участники данного форума имеют достаточное представление. Рассуждать о гениальности изобретателя колеса тоже, как-то не вижу смысла.
Сподвигло же меня сейчас вот это сообщение:
Цитата: алексаннндр от октября 08, 2014, 16:05:24
...португальцы с испанцами и голландцами накинули сеть на весь обитаемый мир, почти что, первые плавания осуществлялись на скорлупках почти викинговского типа, то есть там конечно был прогресс наверное, но не радикальный, Чжень-ховские флотилии- вот это да, это были суперсуда по тем временам, а каравеллы- ничего особенного, галионы появились потом, когда уже стала очевидна рентабельность бизнеса, так сказать...
Цитата: ARON от октября 08, 2014, 21:59:16
Каравеллы не стоит недооценивать. Для XV века - шедевр техники. Китайцы, викинги, финикийцы... подобного не имели. Можно обсудить, но в отдельной теме. В руссовике неплохие статьи есть про каравеллы и каракки.
Предлагаю в этой теме по мере надобности и интереса обсуждать 2 основных вопроса:
- насколько сложная техника нужна для Х? (из разряда спора с фриками, уверенными, что пирамиды могли только пришельцы/атланты/иные построить; впрочем, сюда же можно отнести вопрос, скажем, китайских мегасудов, о чём тоже подспудно вышли разночтения);
- насколько примитивно/шедеврально Х? (как каравеллы в выше приведённых цитатах; т.е. насколько кажущийся нам сейчас примитивным предмет был для своего времени шедевром техники, вершиной инжерной мысли, плодом труда гения?).

P.S. По основной части обсуждения понятно, что в целом меня поняли верно, но всё же есть некоторое недопонимание, которое совсем не удивительно: мне самому не нравится, как я сформулировал. Итак, уточняю: разумеется, спорить с фриками об ахинее я не предлагаю, т.к. это неинтересно и, надеюсь, не понадобится.
Лучше сформулирую так:
- технические средства, которые нам могут казаться фантастически прогрессивными (для своего времени), буквально, прорывами, на поверку могут оказываться просто распиаренными и, иногда, чуть увеличенными вариантами того, что было в тот момент нормой, и, как следствие прорывом не являлось;
- с другой стороны бывают средства, которые, порой, кажутся простыми как табуретка, а если посмотреть на них внимательнее начинаешь поражаться уму создателя этих произведений, как такое вообще можно было придумать, имея тогдашние возможности.

Кажется, так точнее получается.

алексаннндр

#1
Про китайские мегасуда, специального исследования не знаю, но вот Игорь Можейко, например, пишет в книге "пираты, корсары, рейдеры"-
"Громадные торговые корабли были известны в Азии уже две тысячи лет назад. Античные авторы рассказывают о китайских кораблях огромных размеров и вместимости. В древних хрониках самих китайцев неоднократно говорится о судостроительных талантах народа юэ и его соседей, живших на границе Китая и Вьетнама. Именно на кораблях этих «южных варваров» китайские мореходы доходили до Индии.

После того как на рубеже нашей эры азиатские мореплаватели научились пользоваться периодичной устойчивостью господствующих ветров в Индийском океане, большие корабли стали часто появляться в Бенгальском заливе и в Южных морях. Известно, что некоторые из них могли брать на борт до шестисот пассажиров и множество грузов. Любопытные свидетельства очевидца дошли до нас в описании странствий китайского пилигрима Фа Яня, который в 413 году решил возвратиться домой из Индии морским путем. В пути он несколько раз пересаживался с корабля на корабль: морские пути были обжиты, и корабли заходили в порты регулярно. Большое судно, на котором Фа Янь плыл с Ланки к Яве, имело на борту более двухсот пассажиров и массу товаров. Оно, вероятно, принадлежало одному из государств Юго-Восточной Азии. С Явы Фа Янь также плыл до Китая на большом торговом корабле.

Примерно в 600 году китайский корабел Ян Су начал строить пятипалубные суда, высота которых от киля до верхней палубы достигала тридцати метров. Такие корабли имели даже водонепроницаемые переборки, что изумило знавшего толк в таких вещах Марко Поло. В XV веке китайская морская экспедиция под командованием Чэн Хо, состоявшая из тридцати тысяч моряков, достигла восточного побережья Африки. Восточноафриканское государство Малинди, воспользовавшись случаем, направило в Китай послов. Интересно, что послы везли в качестве подарка жирафа, перевозка которого, как известно, требует достаточно места и даже сегодня связана со значительными трудностями. Из бирманских и ланкийских источников можно заключить, что перевозка слонов в Индийском океане также не была исключительным явлением.

Хотя после путешествия Чэн Хо мореплавание в Китае, лишившись государственной поддержки, пришло в упадок, а империи Юго-Восточной Азии, в которых строились корабли-колоссы, рухнули, все же в Южно-Китайском море можно было встретить крупные местные корабли. Эти суда, которые европейцы называли общим (при этом весьма неточным) словом «джонки», порой не уступали самым крупным карракам и галионам. Как китайские, так и португальские источники указывают на то, что китайские морские джонки в XVI веке достигали трехсот-четырехсот тонн водоизмещения, а большие военные джонки были трехпалубными и команды их насчитывали две тысячи человек. По свидетельству иезуитов, они в 1580 году видели в Японии корабли, достигавшие размера нао — карраки из Макао. Когда в 1512 году португальцы осаждали Малакку, им удалось потопить корабль, на котором была тысяча солдат и от бортов которого отскакивали ядра португальских бомбард. «Было удивительно видеть, — сообщал португальский адмирал Фернан Переш да Андраде, — что мое ,,Благовещение" рядом с ним вовсе не казалось настоящим кораблем»".

Дело даже не в самих по себе кораблях, у Китая тогда был своеобразный профессиональный проект, такое как бы принципиальное представительство Китая на морях, Чен-хо, он же Чжень-хэ, плыл как бы на маленьком кусочке великого Китая, там не было голода, была всегда пресная вода, просто было комфортно, думаю, даже простым матросам там было комфортнее, чем на каравеллах, поскольку там было просто больше места.
Крупные корабли, вроде как, строились ещё в античность и в Европе, в европейской цивилизации, Альфред Штенцель приводит примеры в книге "история войн на море с древнейших времён до конца XIX века"-
"После битвы при Саламине Деметрий успел построить еще несколько гигантских кораблей. Часть из них, вероятно, были двухкорпусными (катамаранами), экипаж
достигал 4000 человек, на соединявшей корпуса широкой платформе умещалось большое количество солдат и метательных машин. Деметрий сохранил часть этого
флота и после поражения при Ипсе и снятия осады с Родоса (305 г.). Родосцам, правда, досталось несколько брошенных им «левиафанов». При том, что практически
все его, и его отца Антигона, владения были потеряны, наличие флота позволило Деметрию через некоторое время вновь вступить в борьбу за наследие Александра
Великого в союзе с Селевком Никатором. Договор между двумя монархами был подписан на борту его «тринадцатирядного» флагманского корабля (Плутарх, Деметрий,
43). Заняв македонский престол, Деметрий к 288 г. до н. э. довел численность своего флота до 500 – все это были самые крупные и совершенные военные суда
того времени.

Македонян, по-видимому, не очень интересовали военно-технические эксперименты Деметрия. По их просьбе Пирр и Лисимах(правитель Фракии и злейший враг Деметрия)
вторглись в Македонию с запада и с востока, изгнали Деметрия и разделили между собой его царство и его флот (Плутарх, Пирр, 12.7). Лисимах сам увлекался
строительством «дредноутов» – его «Леонтофор» (катамаран, на борту которого помещалось 1800 гребцов и 1200 солдат) был явным подражанием одному из гигантских
кораблей соперника. Флот Лисимаха перешел по наследству к Птолемею Керавну, который с бывшими кораблями Деметрия и «Леонтофором» разбил в 280 г. до н.
э. Антигона Гоната, сына Деметрия Полиоркета. Пирр привел несколько доставшихся ему «дредноутов» в Сицилию, намереваясь использовать их против карфагенян.
Обслуживание их обходилось очень дорого, они требовали огромного количества гребцов. Когда Пирр попытался набрать их среди сицилийских греков, по просьбе
которых, собственно, он и ввязался в войну с Карфагеном, это вызвало их недовольство и привело к распаду союза (Плутарх, Пирр, 23.3). Планы Пирра перенести
войну в Африку, на территорию противника, рухнули (Диодор, 22.8.5). При отступлении Пирра из Сицилии в 274 г. его флот, как уже было сказано, был атакован
карфагенянами – с половинным экипажем его гигантские корабли были не столь эффективны против их быстроходных судов. Карфагенянам удалось потопить некоторые
из них, кроме того они захватили «семирядный» флагманский корабль Пирра. В 260 г. до н. э., в сражении при Миле, он достался римлянам (Полибий, 1.23.1-7).
Возможно, что знакомство с его конструкцией в какой-то мере определило дальнейшее развитие римского флота – с 257 г. до н. э. римляне начинают строить
более крупные, чем прежде, военные суда. Верфи Родоса и Сиракуз также производили морских гигантов – правда, это в основном не военные суда, а сухогрузы,
предназначавшиеся для перевозки зерна. Построенная Архимедом по заказу Гиерона «Сиракузия», первоначально военный корабль, была превращена в гигантский
сухогруз. Увлекались строительством морских гигантов и Птолемеи, которым принадлежит абсолютный рекорд в этой области. «Сорокорядный» катамаран Птолемея
IV (222-205), впрочем, не предназначался для боя – в реальном морском сражении от этого неповоротливого гиганта едва ли могло быть много пользы".
"Развитее судостроения отразилось и в другой области, например, в постройке роскошных кораблей. Парадный корабль Птолемея Фплопатора имел более 400 футов
длины, а высота его от киля до палубы равнялась 80 футам. Приделанные в виде украшения фигуры животных имели 18 футов высоты; корабль имел семь башен,
самые длинные весла были в 55 футов длины и для противовеса были залиты свинцом. На корабле было 4000 гребцов и более 3000 остального экипажа, всего более
7000 человек.

У других больших царских кораблей особое внимание было обращено на роскошную отделку: помещения для пиршеств имели мозаичные полы, были устроены павильоны,
обширные сады, роскошные жилые помещения; везде было кедровое дерево, слоновая кость, позолота, мраморные колонны.

В Сиракузах такой корабль был у Гиерона II, выстроенный для него Архимедом; мачта его состояла из одного куска, для чего было вырублено самое высокое дерево
в Бруциуме. На корабле было множество залов для празднеств, молитвенных залов и роскошных жилых покоев; кроме того, на нем были купальни, даже паровая
баня, дюжина стойл для лошадей, большие резервуары для воды; кругом палубы стояло восемь башен. Главная катапульта, построенная Архимедом, могла метать
камни весом до 150 фунтов на расстояние в 400 футов: железная изгородь защищала от абордажа; у корабля было 4 больших деревянных и 4 железных якоря. Гиерон
впоследствии подарил этот корабль египетскому царю, так как он с трудом входил в гавани Сицилии.
На дне озера Неми в горах Альбани (в окрестностях Рима) были найдены остатки одного такого роскошного корабля; большая часть этих остатков находится в
настоящее время в музее Диаклетиановых терм в Риме, где можно любоваться необыкновенно прочной постройкой корпуса и видеть отдельные части вооружения.
На этом корабле также были сады, расположенные в виде террас с храмами и беседками, и громадные залы. Этот корабль, по-видимому, постоянно стоял на якоре,
на маленьком озере, тогда как упомянутые выше два громадных корабля могли передвигаться, и даже пересекали море".

Лекс

честно говоря особо то фрики упирают лишь на несколько тем -пирамиды ессна, а также математика, календарь и астрономия. Вот якобы откуда так народ Х точно рассчитал продолжительность года или орбиты планет, откуда у народа У такой точный календарь?
Отдельной строкой идут уже так сказать артефакты -железные нержавеющие колонны, неподъемные блоки, суперточные карты, алюминиевые саркофаги, схожесть мифов (ну боги...и драконы же!).

Однажды встречал в недостойной упоминания литературе о том что в одной из гробниц китайских был найден саркофаг из алюминия, никто не слышал о подобном?

Что насчет карт Меркатора?
А ведь можно  с помощью алкохронопутешествия восстановить весь ход эволюции, пройдя его в обратном направлении шаг за шагом.))))

алексаннндр

Топор из аллюминийсодержащего сплава вроде как точно есть, ну тут, оказывается, есть самородный аллюминий, чего не предполагали просто.
А китайцы просто как-то его там намыли и всё, стали использовать.
Нержавеющая колонна- ржавеет она, вполне ржавеет, давным-давно сделаны все нужные анализы, отпилены образцы, железо вполне индийское, скована она из нескольких частей, не цельнолитая, эти данные есть настолько давно, что поразительно почему они как бы никем не озвучиваются.

Andrey_D

Заинтересовался, что за топор из алюминия...

Ну всё как обычно... "запретная археология"  ;D
То ли в 1974, то ли в 1973 году на берегах реки Марош в Румынии близ города Аюд был найден некий алюминиевый клин.
"Предварительный анализ" показал, что клину 300-400 лет.
Рядом были найдены останки доисторического животного, возраст которого "примерно 20 тысяч лет"

http://plyk.ru/publ/v_mire_zagadok/zapretnaja_arkheologija/drevnie_artefakty_toporik_iz_ajuda/11-1-0-199
Могу согласиться с тем, что это непонятно от чего осколок/кусок алюминиевого сплава, но оснований для древности и что это топор я как то не вижу.

Andrey_D

С кораблями-гигантами древности не так просто. Можно дискутировать про то были ли они и насколько предположения авторов соответствуют реальности.
Но на мой взгляд важнее, что они не имели ни военного, ни экономического значения (ну кроме потраченных ресурсов).
Гигантомания в общем то свойственна человечеству и нам известны уже из более близких времен проекты и построенные проекты, которые производили впечатление "ух ты какая штука", но штука не работала и толку от неё не было.
С большой вероятностью так и "дредноутами древности". Хотели построить и потом рассказывали что построили, построили и оно стояло у берега. Собственно отсылки на это есть у историков. На бесполезность, на то что у карфагенян "чудо" стояло у верфи, римляне отбуксировали к себе в Рим, полюбовались и оставили гнить в Тибре... и тп

Лекс

 ;) Долой гигантоманию!

По алюминию понял, особенно в свете рассказанного Андреем)

А вот карты Пири Рейса с точно нарисованной Антарктидой? Или просто тупо сплавали да нарисовали?
А ведь можно  с помощью алкохронопутешествия восстановить весь ход эволюции, пройдя его в обратном направлении шаг за шагом.))))

Gundir

Цитата: Лекс от октября 09, 2014, 15:46:05
;) Долой гигантоманию!

По алюминию понял, особенно в свете рассказанного Андреем)

А вот карты Пири Рейса с точно нарисованной Антарктидой? Или просто тупо сплавали да нарисовали?
Если она точно нарисованная то тупо сплавать не могли, она же типа точно, но подледно нарисованная. Одно из трех - либо пришельцы прилетали до ледниковых периодов и карту намастрячили, либо у них была сейсморазведка, либо в любой линии хотят видеть подтверждение, что скорее всего

алексаннндр

Ну тем не менее самородный аллюминий существует, то есть возможны его уникальные местонахождения, откуда его можно собрать и плавить потом как хочешь.

Насчёт гигантомании- ну всё-таки прок в этом есть, большому кораблю большое плавание, да, в приведённых мной же цитатах говорится, что и Гиерон отказался от своей плавучей как это назвать, резиденции, дворца, крепости- не было порта для такого корабля, Китай отказался- это всё правда.
Но вот уже манильские всякие галионы имели вполне коммерческий успех, тут беда не в том, что корабли были излишне громадными, сейчас ведь это не очень-то крупные суда были бы, не было для них работы, не было цели, зачем строить таких монстров, но цель можно было найти.

Andrey_D

Цитироватьсамородный аллюминий существует, то есть возможны его уникальные местонахождения, откуда его можно собрать и плавить потом как хочешь
Существует. В виде нитевидных кристалликов длиной полмиллиметра и толщиной микроны. Встречаются в очень редких местах и в этих местах концентрация тоже мизерная.
Нет, ну теоретически природа может многое учудить, в том числе и концентрированное месторождение самородного алюминия. Но вероятность этого очень, очень мала.

ЦитироватьНасчёт гигантомании- ну всё-таки прок в этом есть, большому кораблю большое плавание
Это заблуждение.
Мореходность кораблика не определяется его размерами. Малюсенькие "скорлупки" могут быть на порядок мореходнее корабля который в 10 раз больше. Кроме того есть ограничения материала и конструкционные. При увеличении размеров не хватает прочности материалов и опробованные на малом инженерные решения зачастую перестают работать.

алексаннндр

Так и топор из аллюминиевого сплава то ли один, то ли почти совсем нет. :)
Наличие самородного аллюминия сильно снижает пафос заявления, что этого не могло быть без современных технологий.

Большие деревянные корабли строились и применялись, раз с седьмого века пятипалубные суда строились неоднократно, значит они имели смысл уже в тех условиях, да, скорлупка может быть мореходнее большой дурынды, но всё-таки на скорлупку поместится мало товара и провианта, да и людей тоже.
Раз технические возможности позволяли Гиерону строить корабли порядка 130 метров в длину, то значит уж меньшие корабли или сопоставимые, но другой конструкции он построить мог, для торговых мероприятий, трансокеанских походов и так далее, другое дело, ему не было нужно идти в Индию, даже португальцы и испанцы не очень рвались куда-то, Колумб и Магеллан во многом проломили стенку недоверия к таким затеям, это в масштабе государств мы рассуждаем, что это всё закономерно, закономерно, но конкретные короли могли закрыть вопрос для своей страны, нечего там делать, ещё деньги на это выделять, но желающих разбогатеть было всё-таки много, сравнительный масштаб мышления был у европейцев к тому времени, что вот это возможно и мы наверное уже можем это сделать, хотя возможно Колумб немножко сжульничал, манипуляциями с географическими картами, разными милями, он немножко сократил как бы путь в Индию, может он знал, что дорога длиннее, но королю нужно показать более короткую дорогу, чтобы он согласился финансировать.

Andrey_D

ЦитироватьТак и топор из аллюминиевого сплава то ли один, то ли почти совсем нет. Наличие самородного аллюминия сильно снижает пафос заявления, что этого не могло быть без современных технологий.
Ну я бы не сказал, что например наличие 0,001 миллиграмма на 10 тонн камней как то помогает с технологиями. Но, чёрт с ним, возможно и было некоторое концентрированное месторождение. Да и никто там вроде не напирает на невозможность алюминия вне поздних технологий.
Там в другом дело. Во-первых, как обычно неизвестно когда, неизвестно где ... но это ладно.
Во-вторых, этот клин на топор похож только после... ну я стоко, наверное, и не выпью...  ;D
В-третьих, топор должен быть твердым и тяжелым. Алюминий строго наоборот мягкий и лёгкий. Предки всё-таки не настолько идиоты, как о них думают запретноархеологи.
В-четвертых, из первого алюминия делали драгоценности и стоил он дороже золота. А тут из сверхредчайшего самородка алюминия сделали какой то клин неправильной формы..  ???
В общем версия что это кусок башмака посадочной ноги летающей тарелки с Альфы Центавра выглядит как то правдоподобнее  ::)

Арон.

По каравеллам и караккам. По-любительски, поверхностно:
а) Они могли идти против ветра - зигзагами, под углом 30-40 градусов. "Почему?"- спросите вы. Благодаря сложной системе парусов. На маленькой каравелле ставилось три мачты. И ещё парус были на бушприте. На Санта Марии, напрмер, было семь парусов. И вся эта система непрерывно совершенствовалась - корабли Васьки да Гамы были совершеннее кораблей Бартоломеу Диаша. В итоге достигалась манёвренность корабля без гребцов  - со всеми очевидными плюсами.
б) Одновременно шли эксперименты с корпусом корабля. Искали оптимальное соотношение длины корпуса к его ширине. Менялось количество палуб, искали возможность увеличения размеров. С 1507-1509г.г. научились обшивать корпус корабля медным листом, чтобы предохранить от морских червей.
в) Пушки. Они сильно помогали в контактах с местным населением, которому почему-то очень не нравилось, что его открывают. И в разборках между первооткрывателями без пушек было никак нельзя. А вот у викингов пушек не было - потому скрелинги и прогнали викингов из Америки.
г) Средства навигации - компасы, астролябии, географические карты.. До конца XIII века в Европе не было карт в современном смысле слова, то есть с экватором, градусами широты и долготы. А через океан трудно плавать без карт (не игральных - геграфических).
Вот благодаря решению вышеуказанных задач и началась эпоха Великих Географических открытий.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!

Andrey_D

ЦитироватьБольшие деревянные корабли строились и применялись, раз с седьмого века пятипалубные суда строились неоднократно
По этому поводу есть, мягко говоря большие споры. По поводу того что понимали авторы под пятирядными кораблями. Боюсь, что возможность 5 палуб исключена. А уж тем более 40 рядных.
ЦитироватьРаз технические возможности позволяли Гиерону строить корабли порядка 130 метров в длину
Да построить то могли, вопрос могло ли это плавать? Хотя бы до ближайшего мыса?
Цитироватьдаже португальцы и испанцы не очень рвались куда-то
Да рвались, рвались... за золотом и рабами из Африки, за свехприбыльными пряностями в Индию
ЦитироватьКолумб и Магеллан во многом проломили стенку недоверия к таким затеям
Ну от Колумба экономического толка католические величества не дождались, его отстраняли и арестовывали.
Плавание Магеллана также было интересно с географической точки зрения, но бессмысленно с коммерческой. Да и не думаю, что его смерть могла "проломить стенку недоверия".
Процесс грабежа и убийств был организован и поставлен на поток другими людьми.

ЦитироватьПо каравеллам и караккам. По-любительски, поверхностно:
а) Они могли идти против ветра - зигзагами, под углом 30-40 градусов. "Почему?"- спросите вы. Благодаря сложной системе парусов. На маленькой каравелле ставилось три мачты. И ещё парус были на бушприте. На Санта Марии, напрмер, было семь парусов. И вся эта система непрерывно совершенствовалась - корабли Васьки да Гамы были совершеннее кораблей Бартоломеу Диаша. В итоге достигалась манёвренность корабля без гребцов
Ну, собственно, корабли для Васко да Гамы строились под руговодством Бартоломеу Диаша, на основе его опыта.
Вот только 3 корабля были с прямыми парусами и только один с косыми - латинскими. Корабли с прямыми парусами вообще плохо ходят против ветра, а для тех кораблей лавировка вообще практически бессмысленна, разве чтоб ветром не снесло назад. А 30-40 град это хорошо для современных яхт  ;)
Количество парусов на способность лавировки не влияет, только балансировка и регулирование в зависимости от силы ветра.

Цитироватьи началась эпоха Великих Географических открытий
Точнее Европа добралась до наезженных путей арабов, китайцев, малайцев и тд. Открыла для себя велосипед. Потом сожгла его, ибо нефиг  :-[

Арон.

#14
Цитата: Andrey_D от октября 09, 2014, 21:45:31
ЦитироватьБольшие деревянные корабли строились и применялись, раз с седьмого века пятипалубные суда строились неоднократно
По этому поводу есть, мягко говоря большие споры. По поводу того что понимали авторы под пятирядными кораблями. Боюсь, что возможность 5 палуб исключена. А уж тем более 40 рядных.
ЦитироватьРаз технические возможности позволяли Гиерону строить корабли порядка 130 метров в длину
Да построить то могли, вопрос могло ли это плавать? Хотя бы до ближайшего мыса?
Цитироватьдаже португальцы и испанцы не очень рвались куда-то
Да рвались, рвались... за золотом и рабами из Африки, за свехприбыльными пряностями в Индию
ЦитироватьКолумб и Магеллан во многом проломили стенку недоверия к таким затеям
Ну от Колумба экономического толка католические величества не дождались, его отстраняли и арестовывали.
Плавание Магеллана также было интересно с географической точки зрения, но бессмысленно с коммерческой. Да и не думаю, что его смерть могла "проломить стенку недоверия".
Процесс грабежа и убийств был организован и поставлен на поток другими людьми.

ЦитироватьПо каравеллам и караккам. По-любительски, поверхностно:
а) Они могли идти против ветра - зигзагами, под углом 30-40 градусов. "Почему?"- спросите вы. Благодаря сложной системе парусов. На маленькой каравелле ставилось три мачты. И ещё парус были на бушприте. На Санта Марии, напрмер, было семь парусов. И вся эта система непрерывно совершенствовалась - корабли Васьки да Гамы были совершеннее кораблей Бартоломеу Диаша. В итоге достигалась манёвренность корабля без гребцов
Ну, собственно, корабли для Васко да Гамы строились под руговодством Бартоломеу Диаша, на основе его опыта.
Вот только 3 корабля были с прямыми парусами и только один с косыми - латинскими. Корабли с прямыми парусами вообще плохо ходят против ветра, а для тех кораблей лавировка вообще практически бессмысленна, разве чтоб ветром не снесло назад. А 30-40 град это хорошо для современных яхт  ;)
Количество парусов на способность лавировки не влияет, только балансировка и регулирование в зависимости от силы ветра.

Цитироватьи началась эпоха Великих Географических открытий
Точнее Европа добралась до наезженных путей арабов, китайцев, малайцев и тд. Открыла для себя велосипед. Потом сожгла его, ибо нефиг  :-[
По-любому:
а) у Васко да Гамы корабли были лучше, чем у Эаннеша и Кадамосто. А у Магеллана лучше, чем у Колумба.
б) У европейцев было XV века было многое, чего не было у арабов, индусов и малайцев, викингов, финикийцев, тамплиеров, римлян, египтян и древних греков. Или выше качеством - резко выше.
То есть Географические Открытия опирались на серьёзную научно-техническую базу. До XV века такой рывок был в принципе невозможен.
У нас, у неандертальцев, собственная гордость!