Расхождение путей репликации генов и мемов.

Автор VasilyErmak, марта 16, 2014, 16:31:22

« назад - далее »

VasilyErmak

Упадок высоких культур, по Шпенглеру, наступает тогда когда репликация мемов входит в противоречие с репликацией генов. Как это происходит?
Здесь важное место занимает расхождение путей репликации.
Возьмём закрытое племя. Соответственно генофонд люди племени, мемофонд его самобытная культура. И гены и мемы передаются одним путём из поколения в поколение. Любая мутация в мемофонде вредящая генофонду будет в итоге вредить и мемофонду. В данном случае не важно как проявляется это вред, важна связь.
Теперь возьмём противоположную ситуацию. Открытый город с богатой культурой (мемофондом). Богатая культура (культура в широком смысле: экономика, социальная организация, этика) привлекает инородцев, следовательно мемы находят другой путь репликации. С этого момента мутации мемов вредящие генофонду уже не вредят мемофонду и могут вести к полному противоречию первого второму.
Современные мегаполисы, центры вымирания с генетической точки зрения, процветают «культурно» до тех пор пока у них есть возможность подпитываться генами провинций. Думаю это и есть человеческий способ колапсирования Дольника.
Схема грубая и многого не учитывающая, но по моему в целом верная и может быть уже кем то подробно описанная.


Preguntador

Может быть, нечто подобное приходило в голову, хотя не стал развивать эту мысль, показалось излишним теоретизированием (на грани фантазирования). Но будет интересно почитать, кто что об этом думает.

Только одно замечание:
ЦитироватьУпадок высоких культур, по Шпенглеру, наступает тогда когда репликация мемов входит в противоречие с репликацией генов. Как это происходит?
Но:
Шпенглер
ЦитироватьО́свальд А́рнольд Го́ттфрид Шпе́нглер (нем. Oswald Arnold Gottfried Spengler; 29 мая 1880, Бланкенбург, Германия — 8 мая 1936, Мюнхен, Германия) — немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Мем
ЦитироватьКонцепция мемов была впервые изложена Ричардом Докинзом в 1976 году в его книге «Эгоистичный ген», а затем развита в его следующей книге «Расширенный фенотип» в 1982 году. Термин «мем» Докинз придумал, взяв за основу греческое слово μίμημα, «подобие»

Вы уверены, что Шпенглер такое говорил?

Дж. Тайсаев

Ну про мемы и даже про гены у Шпенглера в "Закате Европы" ничего не написано, у него всё объясняется исчерпанием творческого потенциала культуры. Можно было бы сослаться на возможность почерпнуть из других культур, так нет, по Шпенглеру это невозможно, каждая культура автономна.
У меня есть своя концепция, я связываю упадок культур с исчерпанием потенциала пластичности, за счёт всё большей инертности и громоздкости адаптивного потенциала культур, по мере их развития и за счёт выравнивания возможностей (нечто вроде стабилизирующего отбора).
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

VasilyErmak

Цитата: Preguntador от марта 17, 2014, 01:47:05
Вы уверены, что Шпенглер такое говорил?

Конечно, Шпенглер такое не говорил.
Я так пытаюсь объяснить упадок высоких культур о которых он говорил.


VasilyErmak

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 17, 2014, 09:49:03
Ну про мемы и даже про гены у Шпенглера в "Закате Европы" ничего не написано, у него всё объясняется исчерпанием творческого потенциала культуры. Можно было бы сослаться на возможность почерпнуть из других культур, так нет, по Шпенглеру это невозможно, каждая культура автономна.
Подчерпнуть из других культур по Шпенглеру возможно, и он приводил примеры с китайскими компасом, порохом и бумагой. Но используются заимствования в соответствии с духом культуры.

Дж. Тайсаев

Цитата: VasilyErmak от марта 17, 2014, 11:06:51
Цитата: Дж. Тайсаев от марта 17, 2014, 09:49:03
Ну про мемы и даже про гены у Шпенглера в "Закате Европы" ничего не написано, у него всё объясняется исчерпанием творческого потенциала культуры. Можно было бы сослаться на возможность почерпнуть из других культур, так нет, по Шпенглеру это невозможно, каждая культура автономна.
Подчерпнуть из других культур по Шпенглеру возможно, и он приводил примеры с китайскими компасом, порохом и бумагой. Но используются заимствования в соответствии с духом культуры.
Ну так я про дух культуры и говорю. А по поводу вашего подхода.... тут наверное всё примерно так, как вы пишете, но не совсем. Багатая культура становится гиперадаптивной и соответственно теряет стимулы для дальнейшего развития. Инородцы сначала как то спасают положение со спадом внутренней деловой активности, но это только замедляет упадок. Но это слишком уж упрощенная схема, хотя где то верная.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).

VasilyErmak

Цитата: Дж. Тайсаев от марта 17, 2014, 11:22:54
Ну так я про дух культуры и говорю. А по поводу вашего подхода.... тут наверное всё примерно так, как вы пишете, но не совсем. Багатая культура становится гиперадаптивной и соответственно теряет стимулы для дальнейшего развития. Инородцы сначала как то спасают положение со спадом внутренней деловой активности, но это только замедляет упадок. Но это слишком уж упрощенная схема, хотя где то верная.

Вы исходите из того, что в культуре всё адаптивно. А сама культура производная материальной жизни. Но заслуга Шпенглера в том, что он считал культуры самодостаточными явлениями. Теория мемов тем более не предусматривает их полной адаптивности, а рассматривает их реплицируемость.

Дж. Тайсаев

Цитата: VasilyErmak от марта 17, 2014, 20:52:04
Вы исходите из того, что в культуре всё адаптивно. А сама культура производная материальной жизни. Но заслуга Шпенглера в том, что он считал культуры самодостаточными явлениями. Теория мемов тем более не предусматривает их полной адаптивности, а рассматривает их реплицируемость.
По Докинзу Мемы конечно могут быть просто навязчивой мелодией или мифологемой о Гиене Огненной, но эволюционную роль несут только мемы, имеющие культурадаптивную роль. Все прочие мусор.
Про Шпенглера согласен. Сейчас подобный подход развивают структуралисты. Тот же Леви-Стросс например, но совсем с других позиций. В чём то они правы, есть некий потенциал культуры, заложенный в языке, в архетипах, в мифологии, традициях, которые постепенно размываются энтропией, даже при наличие хорошего демона Максвелла, во втором случае просто культура переходит постепенно в совершенно иную, в первом, ассимилируется другой, более молодой культурой.
Шматина глины не знатней орангутанга (Алексей Толстой).