Особенности человеческого мозга.

Автор Cirill, января 24, 2014, 17:31:47

« назад - далее »

deepsoul

Цитата: ArefievPV от июня 15, 2016, 05:21:09Не понял - существует в 4D-реальности (типа, часть мозга "там" находится и не находится "здесь" - два разных трёхмерных объёма соприкасающихся в четырёхмерном пространстве) или просто отражает некие процессы (типа, листа двумерного сложенного в трёхмерном пространстве - объём в котором находится мозг один, но этот объём "деформирован" в четырёхмерном пространстве)  происходящие в четырёхмерии?  
Их идея - весь супермозг в 4Д. Пересечение этого супермозга с нашей 3Д реальностью даёт 3Д тело в виде известного нам обычного мозга. Это как 3Д шар пересекается с 2Д миром-плоскостью и получается круг (имеет площадь ). Это не значит, что шар состоит из кругов, он просто так воспринимается, так как мы не видим всего шара ввиду своей ограниченности.. Соответственно поверхность шара (имеет объём ) - сфера (имеет 2Д поверхность), превращается на плоскости в окружность - линию (длина).

Проблемы с исследованиями:
1. 3д мог это не обязательно полная проекция, а может быть сечение. Это значит что мы не видим бесконечно большую часть процессов супермозга.
2. Гипотеза про две одинаковые точки не только сама по себе высосана из пальца, но ничего не позволит найти. Так как такой способ давно бы уже позволил нащупать другие измерения :)
3. Симметрия в 4Д совсем не означает внятной и понятной симметрии в 3Д.
4. Мозг плавно переходит в спинной мозг и нервы всего тела. Следовательно мы все четырёхмерные :)
5. 3д объекты не могут построить 4д объект находясь только в 3д пространстве.

В общем, нужно либо оригинал читать, либо это фантазии как Слон говорит для потребления грантов
Why do some people think so little?

ArefievPV

Афера эволюции
http://www.vokrugsveta.ru/article/245943/
Анна Хоружая

Вы проснулись — за окном хмурое утро. А во сне только что был прекрасный день где-то в тропическом раю. Зачем мозг показывал эту картинку и откуда он ее взял? Биологи утверждают: мы не должны помнить сны, мы даже не должны были знать об их существовании. Спасибо ехидне, которая открыла нам глаза.

Эксперименты на младенцах, или Спать за деньги

Отцом исследования сна считается американский нейрофизиолог Натаниэл Клейтман. Он опроверг популярную теорию гипнотоксина, некоего вещества, накапливающегося в организме в течение дня и якобы ввергающего людей в сон. Клейтман доказал, что человек живет в 24–25-часовом цикле даже в условиях полного отсутствия смены дня и ночи (ученый ставил опыты в подземной пещере и на подлодке, в основном с собственным участием). Быть может, он так и занимался бы суточными ритмами, но однажды в дверь его лаборатории постучался подающий надежды аспирант Юджин Асерински. И этот тандем открыл REM-фазу сна (Rapid eye movement — быстрое движение глаз). В русской традиции эта фаза называется БДГ-сном (быстрый сон, парадоксальный сон).

А начинал Асерински с изучения частоты моргания младенцев. Аспирант заметил, что во время сна глазные яблоки детей под закрытыми веками иногда приходят в движение. Он заинтересовался явлением и решил снять показатели электрической активности мозга во время сна с помощью энцефалографа. (Техника записи поступающих от мозга сигналов появилась в начале ХХ века, когда немецкий нейропсихолог Ханс Бергер стал записывать мозговые волны людей, не спавших, но пребывающих в расслабленном состоянии с закрытыми глазами.)

Вскоре к тандему ученых присоединился Уильям Демент, позже он основал Центр исследований сна и первую лабораторию по изучению сна при Стэнфордском университете. И в 1957 году появилась схема, вошедшая во все мировые учебники физиологии: пять сменяющих друг друга стадий сна. «Сон нам кажется реальностью, — писал Демент, — потому что он реален... Чудо в том, как без всякой помощи со стороны органов чувств мозг воссоздает во сне сенсорную информацию о мире, в котором мы пребываем наяву». «Поспать за деньги» в домашней лаборатории Демента в Нью-Йорке приходили даже девушки из танцевального коллектива Rockettes, чему немало удивлялись жильцы дома, где он жил, — поток красавиц по ночам не иссякал.

Эстафету «сонных экспериментов» перенял психолог Аллан Рехтшаффен. Ученого интересовало, как именно возникают образы снов и можно ли на них повлиять извне. Для этого он фиксировал верхнее веко испытуемого, оставляя глаз наполовину открытым, а когда тот входил в фазу быстрого сна, фонариком показывал на предметы, которые держал перед глазами человека. Но оказалось, что это никак не влияло на содержание сновидения. Отсюда можно сделать вывод: зрительная область коры головного мозга здесь ни при чем. А это значит, что образы рождаются внутри «думателя». Но как? И зачем?

Жизненный опыт ехидны, или Мозг на тачке

Сомнологией заинтересовались многие исследователи, и новые факты посыпались как из рога изобилия. Например, обнаружили, что у рептилий не бывает быстрого сна, а у млекопитающих он есть. Длительность фазы быстрого сна тоже варьировалась: от нескольких минут до сорока у домашнего скота и до семи часов у опоссума.

Подгоняемые желанием понять физиологическую функцию БДГ-сна, ученые активно исследовали его длительность у человека в разном возрасте. Открыли, что фаза быстрого сна появляется у плода в 26 недель и длится практически в течение всех суток. У новорожденных фаза REM занимает почти 50% всего периода сна, затем начинает сокращаться и к четырем годам достигает уровня взрослого человека, то есть занимает от 20 до 25%. К старости она еще сильнее сокращается — до 15%.

Приблизился к разгадке функции БДГ-сна французский нейробиолог Мишель Жуве. В мозге во время сна «выключается» область коры, отвечающая за посыл двигательных импульсов, поэтому организм в это время обездвижен. Жуве же хирургическим путем «отсоединил» тот участок мозга кошки, который отвечал за обездвиженность животного, и с изумлением обнаружил, что во время REM-сна кошки могут вставать и охотиться на воображаемую жертву или атаковать увиденного во сне врага.

А ответ на волнующий всех вопрос о значении снов пришел от странного австралийского животного ехидны и исследовавшего его Джонатана Уинсона (кстати, авиаинженера по профессии). Ехидна — низший представитель млекопитающих, переходное звено между ними и рептилиями. Фазы быстрого сна у нее не наблюдалось, но обнаружилось существенное отличие от старших собратьев по эволюции (которые фазой быстрого сна уже обладали): фронтальная кора (область планирования и принятия решений) ее мозга была существенно больше из-за того, что приходилось мгновенно обрабатывать и усваивать информацию о полученном опыте. Отсюда родилось важное умозаключение о том, что именно REM помогает животным перерабатывать опыт и закладывать его в память. Что, в свою очередь, развивает более продвинутые познавательные способности. Как образно выразился Уинсон, «если бы не REM-сон, префронтальная кора человека занимала бы столько места, что человеку пришлось бы везти мозг перед собой на тачке».

Получается, что во время фазы быстрого сна в мозге и людей, и животных буквально «прокладываются кабели», формируются новые нейронные связи. И именно с этим связана необычайная активность мозга, регистрируемая при ЭЭГ.

Сновидения человека — результат развития механизмов, унаследованных от низших видов. Во время быстрого сна мозг обрабатывает как генетически закодированную, необходимую для выживания информацию, так и информацию, полученную в течение бодрствования. Причем он обманывает сам себя, создавая импульсы, формирующие воображаемые образы, но блокируя при этом все органы чувств, рецепцию и движения. Опыт полностью проигрывается заново на ментальном уровне, но тело оказывается «не в курсе».
«То, что мы вообще сознаем, что видим сны, — чистая случайность, совершенно не предусмотренная их основным назначением», — считает Джонатан Уинсон.

Интересно, что сны можно видеть не только в фазе быстрого, но и в фазе медленного сна, а создание сновидений — это сложный когнитивный процесс, который появляется у человека далеко не сразу. К такому выводу пришел психолог Дэвид Фолкс, много лет изучавший детские сновидения. Оказалось, что до пяти лет дети еще не способны к полноценной визуализации, а приобретают возможность видеть сложные воображаемые картины только к 9–11 годам.

Длинная память, или Учеба с помощью лоботомии

Если зрение во время сна «отключено», то как же, интересно, мозг формирует сонные образы? Психоаналитик Марк Солмс выяснил, что фаза быстрого сна и сновидения — два отдельных процесса с разными механизмами включения и выключения, а также убедился, что основную роль в сновидениях играет передний мозг. Сделал он это «благодаря» пациентам психлечебниц. Во время проведения префронтальной лейкотомии (то есть лоботомии — под таким названием процедура известна в России) разрушается белое вещество, соединяющее лобные доли. Здесь, в вентромедиальном отделе, находится наибольшее количество клеток, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. Солмс был убежден, что этот отдел — самая важная структура при создании сновидений. Когда ее уничтожали во время лоботомии, пациенты переставали видеть не только галлюцинации, но и яркие красочные сны.

Благодаря исследованиям по нейровизуализации, проведенным в 1997 году с помощью метода позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), который позволял выявлять активность отдела мозга по притоку в него крови, Аллен Браун во многом подтвердил умозаключения Солмса, доказав, что наибольшую активность проявляет лимбическая система, располагающаяся в недрах переднего мозга. Она отвечает за организацию всех видов памяти, а также формирует мотивацию, эмоциональный ответ и играет важную роль в обучении.

Почему же люди часто не запоминают сновидения? А потому, что во время сна не работают центры кратковременной памяти, благодаря которым удается размещать в нужной последовательности все, что происходит в данный момент. При этом во всю мощь работает память долговременная, что говорит о переработке и усвоении необходимого опыта. «Похоже, что, когда мы спим, наш мозг отчаянно трудится, чтобы сохранить тот опыт, который мы пронесем с собою через всю нашу жизнь, — полагает декан факультета психологии Гарвардского университета Дэниел Шактер. — Важные события, о которых мы часто вспоминаем наяву, могут так же часто «проигрываться заново» во сне. Тот опыт, о котором мы наяву почти не помним, вполне возможно, и по ночам воспроизводится редко, и это тот путь, по которому события из памяти уходят».

То есть, проще говоря, мы помним только то, что сами «записали», и то, что мозг решил «записать» на основании нашего прошлого опыта, знаний и потребностей. В общем, если вы смотрели анимационный фильм «Головоломка», там весь этот процесс был показан в ярких картинках.

Чердак Шерлока Холмса, или Забыть все

С точки зрения нейрофизиологии нет никакой пользы в поисках тайного смысла сновидений. Сны могут выражать общее эмоциональное состояние человека, а их наполнение зависит исключительно от опыта, полученного каждым самостоятельно. Поэтому никакие сонники нам не помогут, увы. Зато может пригодиться психолог: он, опираясь на содержание сновидений, выведет человека на проблему, если она есть, и окажет поддержку при ее решении.

Американский психофизиолог Розалинд Картрайт считает, что «психотерапевты могли бы лучше понимать пациентов и видеть, какие из их проблем могут решиться сами собой, а в каких случаях требуется помощь, если бы просили их припомнить последний из привидевшихся снов. Вопреки теории Фрейда, главная проблема вовсе не спрятана. Она здесь, прямо на поверхности».

Таким образом, сон — это воспоминание обо всем важном, что с нами произошло, и обдумывание всего важного, чему только предстоит случиться. А еще сон — прекрасный способ сбросить ненужный балласт и забыть все, что вряд ли пригодится. Шерлок Холмс не был нейрофизиологом, но он не зря говорил: «Человеческий мозг как чердак... На моем чердаке только нужные мне инструменты, и я хочу, чтобы все они были под рукой».

ArefievPV

Правда ли, что человечество глупеет?
http://www.popmech.ru/science/240126-pravda-li-chto-chelovechestvo-glupeet/
Мы зря считаем себя умнее первобытных людей. Эволюция может идти и в обратную сторону. С кем в истории это уже происходило, чем закончилось и происходит ли с нами?
Как оказывается, мозг кроманьонца был больше, чем у современного человека. У эволюции нет заданного направления. Она не ведет человечество к прогрессу, а решает конкретные задачи в данный период времени, поэтому процесс эволюции может пойти самыми разными путями, в том числе и в сторону примитивизации. Подробнее об этом рассказывает антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Станислав Дробышевский. Ролик подготовлен студией Sci-One.

Kondrakr

Скорее, речь не о "поглупении", а об "оптимизации конструкции". Плюс, "распределение вычислений" посредством социума снижает требования к индивидуальному мозгу.

ArefievPV

Две заметки. Не новые открытия, просто в копилку...

Человек принимает решения до того, как осознаёт их.
http://gorizontsobytij.ucoz.ru/publ/chelovek_prinimaet_reshenija_do_togo_kak_osoznajot_ikh/11-1-0-427

Из статьи С.Шишкина "Свобода воли как функция бессознательного"
http://proletary.com.ua/hajnes-dzhon-dilan-john-dylan-haynes

ArefievPV

Добавлю (в копилку)...

Американские ученые поставили под сомнение свободу воли
http://ria.ru/science/20160501/1424441870.html

ArefievPV

Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном
http://elementy.ru/novosti_nauki/432783/Podrostki_luchshe_uchatsya_na_polozhitelnom_opyte_chem_na_otritsatelnom
"Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют иные (более простые) алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном. Кроме того, взрослые эффективно используют доступную информацию о том, к какому результату привело бы альтернативное решение, а подростки учитывают только реальные результаты своих поступков. Возможно, эти различия связаны с тем, что отделы мозга, отвечающие за обучение на положительном опыте, созревают раньше отделов, обеспечивающих более сложные алгоритмы обучения."
...
В конце заметки некоторые выводы:

" Упрощенный алгоритм обучения, характерный для подростков, согласуется с данными о более позднем созревании отделов мозга, необходимых для реализации более сложных и эффективных алгоритмов. С другой стороны, использование детьми и подростками именно этого простого алгоритма, скорее всего, имеет важный адаптивный смысл. Очень точно прокомментировала обсуждаемую статью в моем блоге одна молодая мама, заметив, что если бы ее ребенок сразу переставал делать всё, на чем он набивает шишки, он бы даже ходить не научился."

Мама очень точно выразила суть. :)

ArefievPV

Ментальные искажения: почему мы мыслим нерационально?
http://www.popmech.ru/science/239119-mentalnye-iskazheniya-pochemu-my-myslim-neratsionalno/
Казалось бы — что нам мешает мыслить рационально? Делать логичные выводы на основе входящей информации? Но рациональному мышлению препятствует огромное количество мыслительных стереотипов, получивших название ментальных искажений.

Обзорная заметка...

ArefievPV

Как внедрить человеку искусственные воспоминания?
http://www.popmech.ru/science/240411-kak-vnedrit-cheloveku-iskusstvennye-vospominaniya/#full
"Искусственное внедрение ложных воспоминаний — это давняя научно-фантастическая идея, вокруг которой построены сюжеты многих книг и фильмов. Но оказывается, эта концепция уже не совсем фантастична, и опыты по формированию у людей искусственных воспоминаний идут полным ходом.

Основная идея заключается в следующем: подопытных помещают в аппарат функциональной магнитно-резонансной томографии, и люди, находясь внутри аппарата, начинают играть в некую игру. Во время нее их мозг сканируют, а игра дает им обратную связь, под действием которой они формирует новые нейронные связи в мозге. Такой процесс называется нейрофидбэк. С помощью данных, полученных в МРТ, испытуемому рассказывают о том, что происходит в его мозге, а человек в результате начинает контролировать собственную мозговую активность

Основываясь на этой технологии, Такео Ватанабе из университета Брауна создал нечто под названием ассоциативный декодированный МРТ-нейрофидбэк. Эта техника использует МРТ-аппарат, чтобы обучить людей какому-то навыку или же внедрить в них некую ассоциацию — но сам подопытный даже не подозревает о том, что получает какую-то информацию.

Статья Ватанабе о разработке этой техники недавно опубликована в журнале Current Biology. В ней Ватанабе рассказывает о том, как испытуемые после применения нейрофидбэка стали видеть красный цвет, даже когда им показывали картинку из черно-белых полос.

Это довольно сложный и трудоемкий процесс. Сначала испытуемым сканировали мозг, чтобы программа различала, какого рода мозговую активность искать. Потом они проходили трехдневную и интенсивную тренировку по нейрофидбэку. После чего начинался сам эксперимент. Испытуемые лежали в аппарате МРТ и смотрели в точку посередине экрана. Когда на нем появлялись вертикальные черные полосы, людей просили «любым образом регулировать свою мозговую активность». Когда вертикальные полосы исчезали, подопытным выставляли баллы в зависимости от того, насколько, по мнению ученых, они справились. Чем больше баллов набирали испытуемые, тем большую сумму получали.

Подопытным не говорили о цветах, не говорили, что надо представлять какую-то картинку. Им говорили лишь регулировать мозговую активность. Каждый человек делал упражнение 500 раз. Дело же в том, что больше очков испытуемые набирали, когда сканирование показывало, что они представляют себе красный цвет, причем даже в том случае, когда люди смотрели на черно-белые вертикальные полосы. Таким образом, целью нейрофидбэка было усиление ассоциации между вертикальными полосами и красным цветом. В результате многочисленных повторений ученым удалось добиться того, что испытуемые видели красный в черно-белых полосах, когда эксперимент уже закончился. Эффект длился от трех до пяти месяцев. Причем сами подопытные были убеждены, что, регулируя мозговую активность, думали о совершенно других вещах, никак не связанных с цветовой гаммой.

Ватанабе полагает, что подобную технику со временем можно применить для лечения нейрологических и психиатрических расстройств, таких как депрессия или аутизм. В случае депрессии люди будут набирать высокие баллы, когда их мозговая активность будет показывать более позитивное настроение. При аутизме же такая терапия может помочь людям деактивировать зоны, ассоциированные с симптомами болезни."

Мы видим не то, что "перед глазами", а то, что "внутри мозга". Типа, смотрим на что-то, а видим модель реальности (которая у нас в мозгах). И эта модель может редактироваться (и редактируется) не только таким способом как описано в заметке.
Ну а то, что наше сознание всё контролирует - это иллюзия. Как иллюзия и то, что мы видим. Мозг демонстрирует нам иллюзию реальности, даже не отражение (пусть с неточностями и искажениями), а именно иллюзию... :-[

Но это для других тем в другом разделе (там уже изрядно написал)...

ArefievPV

Как перепрошить человеческий мозг?
http://www.popmech.ru/science/189831-kak-pereproshit-chelovecheskiy-mozg/
Смена программного обеспечения (перепрошивка) способна значительно расширить возможности различных устройств и «научить» их новым функциям. Но можно ли сделать подобное с человеческим мозгом?
Человек тратит на обучение лучшие годы своей жизни. А потом еще много лет и усилий уходит на «полировку» — совершенствование в выбранной профессиональной области. А ведь насколько быстрее было бы загрузить знания прямо в мозг, как это описано, например, в рассказе Айзека Азимова «Профессия»!

Между тем уже несколько десятилетий множество научно-исследовательских организаций занимаются проблемами интерфейсов «мозг-компьютер» (Brain-Computer Interface, BCI), и существует несколько вариантов их реализации. Вживление электродов в мозг обычно применяется в научных экспериментах на животных, а также в редких случаях на людях — для непосредственного управления протезами. Более распространена для этих целей электроэнцефалография (ЭЭГ), регистрация биоэлектрической активности мозга — для этого не требуется никакого медицинского вмешательства, достаточно контакта электродов с поверхностью кожи.

Интерес к подобным задачам проявляло и знаменитое американское агентство DARPA. Исследования по созданию BCI, финансируемые в рамках различных программ DARPA, посвящены не только восстановлению нервных и поведенческих функций после травм или ранений, но и проблемам образования. В частности, программа Accelerated Learning (2007−2012) — «Ускоренное обучение» — предусматривала разработку новых методов, которые могли бы как минимум в два раза ускорить процесс обучения в военной среде.

Взять за эталон

«Что происходит в мозгу, когда мы учимся чему-то новому? — говорит нейробиолог Крис Берка, президент компании Advanced Brain Monitoring (ABM). — Нейроны образуют новые связи, создается нейронная сеть, отвечающая за новый навык. По мере его отработки нейронная сеть упрочняется и «шлифуется», лишние связи разрушаются. Когда новый навык доводится до уровня автоматизма, считается, что вы достигли высокого уровня мастерства».


На первом этапе программы Accelerated Learning специалисты ABM с помощью ЭЭГ стали изучать состояния мозга экспертов в различных областях — спортсменов-лучников, стрелков, гольфистов, ученых — во время занятия профессиональной деятельностью (стрельбы, решения научных задач и т. п.). Это состояние было взято за «эталон». Затем новичков учили, руководствуясь сигналами обратной связи ЭЭГ, приводить свое состояние мозга к «эталонному», и оказалось, что те, кто использовал эту методику обучения, совершенствуют навыки в несколько раз быстрее контрольной группы, которая использовала только традиционные методы.

«В книге Малькольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры» сказано, что требуется 10 000 часов обучения и повторений, чтобы достичь высокого уровня мастерства в какой-либо области. Однако наши исследования показывают, что теория «10 000 часов до мастерства» вполне может быть мифом. Мы обнаружили, что если не просто давать новичкам новые навыки, как это принято в традиционных методах обучения, а учить их сначала контролировать свое ментальное состояние, «приводя» его как можно ближе к «эталонному» (измеренному у экспертов в каком-либо виде деятельности), то можно значительно сократить время обучения новому навыку».

Ускоренное обучение

Конечно же, состояние мозга, снятое ЭЭГ, — это вовсе не карта нейронных сетей и не «цифровая копия памяти». По-видимому, дело в том, что в различных состояниях человек по-разному способен усваивать новую информацию и навыки. «Мы заметили, — говорит Крис Берка, — что высокий уровень тревоги значительно снижал способности к обучению. При определенных навыках можно контролировать ритм дыхания и сердцебиения, чтобы снизить уровень тревожности. Наше программное обеспечение с обратной связью помогает привести мозг в состояние, оптимальное для обучения, — обычно это легкий транс, характеризующийся тета-волнами. С помощью такой технологии, которую мы назвали Interactive NeuroEducational Technology (I-NET), навыками самоконтроля в наших группах овладели 85% из 300 человек, при этом обучение, скажем, стрелков проходило в 2,3 раза быстрее. В результате мы создали систему Adaptive Peak Performance Trainer (APPT). С ее помощью можно учить не только стрельбе, но и многим другим дисциплинам. Более того, используя подобные инструменты, можно оценить, как происходит обучение в различных условиях: как влияет окружающая обстановка, социальные связи. Эти технологии помогут нам понять других людей и самих себя».

Ритмы мозга

Биоэлектрическая активность мозга, регистрируемая с помощью ЭЭГ, представляет собой колебания (волны) в диапазоне от единиц до десятков Гц. В зависимости от частоты такие волны называются буквами греческого алфавита и свидетельствуют о различных функциональных состояниях мозга человека. Выделяют пять основных типов волн: альфа, бета, гамма, дельта и тета. У здоровых людей волны ассоциируются с представленными на схеме состояниями.

ArefievPV

Как выглядит свобода воли в человеческом мозге
http://www.popmech.ru/science/243392-kak-vyglyadit-svoboda-voli-v-chelovecheskom-mozge/#full
Американские ученые поставили эксперимент, который позволил увидеть, как мозг принимает самостоятельное решение в режиме реального времени.

Есть ли у нас свобода воли? С тех пор, как появились способы заглянуть в мозг живого человека, этот вопрос перестал быть умозрительным. В конце семидесятых американский психолога Бенджамина Либета поставил эксперимент, результаты которого заставили многих поверить в то, что все наши решения принимаются без участия сознания. Суть экспериментов была такова: перед глазами испытуемых находились часы, а на голове — аппаратура для измерения электромагнитной активности мозга. Участники эксперимента должны были по собственному желанию шевелить рукой и фиксировать время принятия решения.

Результаты ошеломили многих в научном сообществе: участки мозга испытуемых, ответственные за принятие решения, активировались на 200 миллисекунд раньше, чем люди сообщали о том, что они хотят пошевелить рукой. Последователи Либета даже научились предсказывать поведение человека до того, как он сам поймет, что решение принято.

Эксперименты Либета заронили во многих умах сомнения в существовании у человека свободной воли: казалось, за нас все решает мозг, а мы целых 200 миллисекунд не подозреваем об этом. Затем на эксперименты Либета обрушилась волна критики: участникам эксперимента нужно было принять не одно, а два решения (выбрать между правой и левой рукой); экспериментатор полагался на субъективные ощущения испытуемых, которые нельзя ни измерить, ни проверить.

Ученые из университета Джона Хопкинса считают, что им удалось разработать протокол, который позволит избавиться от всего субъективного и неточного в опытах Либета. Для этого испытуемым, помещенным в аппарат для МРТ, показывали разделенные на две части экран. В каждой части экрана быстро мелькали разноцветные символы; людям нужно было только произвольно переводить взгляд с правого экрана на левый.

За час участники эксперимента переводили взгляд десятки раз. Каждое действительное изменение направления взгляда сопровождалось всплеском активности в теменной доле мозга: этот участок отвечает за реализацию намерения.

Однако два участка мозга возбуждались до того, как приходила в действие система реализации. Зоны активности располагалась в лобной доле коры и в базальных ганглиях. Они активировались раньше, чем это происходит, когда человек получает указание к действию; ученые считают, что это доказывает разницу между собственным выбором и выполнением приказа.

В дальнейшем исследователи планируют узнать, какая часть мозга отвечает за принятие более сложных решений — например, в трудном выборе между пончиком и яблоком.

ArefievPV

Почему мы любим гармоническую музыку?
http://www.popmech.ru/science/243492-pochemu-my-lyubim-garmonicheskuyu-muzyku/#full
Большинство людей любит гармоническую музыку, ведь некоторые созвучия сами по себе звучат гораздо лучше, чем остальные. Именно на это строится вся поп-музыка, вот почему диссонансная музыка вызывает у слушателей головную боль, а «Весну священную» Стравинского освистали на премьере. Только возможно психология и устройство человеческого мозга здесь совершенно не причем.

Огромное количество философских и музыковедческих работ построено на том, что гармонические созвучия хороши сами по себе, что не может быть иначе, но новое исследование Массачусетского технологического института и университета Брандейса показывает, что это, возможно, не совсем так. Наша приверженность к определенным музыкальным интервалам вполне возможно произрастает из того, что именно они были традиционными для ранней западной музыки.


Профессор Джош Макдермотт и Рикардо Годой, проводившие исследования, отправились в джунгли Амазонки, чтобы найти людей, которые практически никогда до того не слышали композиций, построенных на классическом музыкальном строе. Ученые провели несколько экспериментов в племени цимани, они хотели узнать, будут ли члены племени демонстрировать приверженность к гармоническим интервалам, и проявят ли они недовольство, услышав дисгармоничные звуки. Также они поставили сходный эксперимент над некоторыми людьми, жившими в этой же области, которые не являлись членами племени, жителями Ла Паза, а также американскими музыкантами и немузыкантами.

Результаты получились крайне красноречивыми. «Среди цимани разница оказалась практически нефиксируемой, — говорит Макдермотт MIT News. — В американской же группе она оказалась гораздо выше, причем музыканты отдавали предпочтение гармонии больше, чем немузыканты». При этом индейцы племени цимани понимали разницу между гармоничными и дисгармоничными аккордами, но гармония не казалась им чем-то лучше дисгармонии, так как никаких изначальных мнений относительно этого вопроса у них не было.

Отсюда можно сделать вывод: по сути все наши вкусы и музыкальные пристрастия базируются на культурной догме. Никакого изначального благозвучия в гармонических аккордах нет, а значит, наш музыкальный вкус — это лишь часть традиции без глубинного психологического или нейрологического базиса.

Прокомментирую. 8)
Это касается мнений не только о музыке (выделил часть фразы)... Любая новая информация доселе нам неизвестная и не имевшая никакой связи с уже усвоенной точно также "внедряется" к нам в мозг (обычно в раннем детстве это происходит). "Внедряется-то" она первоначально безо всякого усилия, а вот чтобы потом изменить - усилия уже требуются (и со стороны учителя/воспитателя, и со стороны ученика/воспитуемого), и значительные...

ArefievPV

Биологи из Университета Вирджинии обнаружили связь между мозгом и иммунитетом.
http://www.popmech.ru/science/243412-mikroby-okazalis-prichinoy-chelovecheskogo-obshcheniya/#full
Открытие демонстрирует, что защитная система организма может напрямую влиять на поведение человека и обуславливать его социальные взаимодействия. Ученые опубликовали результаты своей работы в журнале Nature.

Ранее считалось, что центральная нервная система изолирована от иммунитета, однако прошлогоднее исследование показало, что они тесно взаимодействуют. Выяснилось, что мозг через менингеальные сосуды соединен с лимфатическими узлами. Кроме того, оказалось, что, возможно, некоторые поведенческие черты могли развиться из-за иммунного ответа на различные инфекции. Микроорганизмы могли непосредственно повлиять на то, как человек выстраивает свои социальные связи, обеспечивая выживание.

Общение с другими людьми несет в себе определенные риски с точки зрения возможного заражения инфекциями. Общественное поведение человека, таким образом, является выгодным для микроорганизмов, поскольку способствует их распространению.


Исследователи продемонстрировали, что специфическая молекула — гамма-интерферон — является критически важной для социальности. Это вещество вырабатывается иммунной системой в ответ на инфекцию. Однако если блокировать активность гамма-интерферона с помощью генетической модификации в подопытных крысах, то некоторые зоны мозга становятся гиперактивными. При этом животные становятся менее социальными. Возвращение молекуле ее функций восстанавливает прежнюю работу центральной нервной системы.

Исследователи отмечают, что сбои иммунной системы, таким образом, могут быть ответственны за различные нарушения социального поведения при неврологических и психических расстройствах.

PS. Не стал приводить название заметки ("Микробы оказались причиной человеческого общения" ???). Не корректное, полагаю.

ArefievPV

Грамматические гены
https://postnauka.ru/video/61500
Лингвист Светлана Бурлак об универсальной грамматике, принципе поиска структуры в хаосе и освоении новых слов ребенком

Короткая лекция. Всё пересказывать не буду, только кусочек процитирую:
ЦитироватьОказывается, человеку свойственно стремление везде усматривать структуру. Как это сформулировал американский нейрофизиолог Уильям Кэлвин, есть такой врожденный принцип: «ищи структуру в хаосе». И мы, действительно, ее ищем, причем находим даже там, где ее гарантированно нет, например при запоминании случайного ряда цифр.

kostik

ЦитироватьМосковская полиция разыскивает 14-летнюю школьницу Ярославу Журавлеву, которая сбежала из дома, напоив бабушку снотворным; девочка страдает от психического расстройства, сообщают СМИ. Ярослава окончила экстерном два класса, знала несколько иностранных языков, занималась спортом и рисованием. Учителя называли девочку вундеркиндом, сообщает сайт телеканала НТВ.
Два года назад вместе с родителями девочка поехала в Австралию, где семья попала в автокатастрофу. Местные врачи уверяли, что девочка отделалась ушибами и ссадинами. Однако в России была обнаружена неоперабельная опухоль головного мозга, которая, как полагают врачи, стала причиной психических отклонений.
Врачи, обследовавшие Ярославу, поставили ей диагноз — психотоподобный синдром. Расстройство выражается в том, что школьница начала считать себя взрослой женщиной, даже стала искать себе взрослых состоятельных ухажеров.
http://www.vz.ru/news/2016/7/19/822470.html?utm_source=rnews

Если верить написанному, то возникает вопрос: как можно обьяснить данный феномен с точки зрения функционирования мозга,  хранения и извлечения информации.